Научная статья на тему 'Погребальные комплексы булан-кобинской культуры Онгудайского района Республики Алтай'

Погребальные комплексы булан-кобинской культуры Онгудайского района Республики Алтай Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
437
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Погребальные комплексы булан-кобинской культуры Онгудайского района Республики Алтай»

Серегин H.H., Матренин С.С. Археологические комплексы Алтая II в. до н.э. - XI в. н.э.: история исследований и основные аспекты интерпретации. Барнаул, 2014. 230 с.

Суразаков А.С. О традициях нарушения древних погребальных сооружений // Итоги изучения скифской эпохи Алтая. Барнаул, 1999. С. 171-173.

Суразаков А.С. Кызык-Телань-II // Древности Алтая. Горно-Алтайск, 2001. №6. С. 70-72.

тишкин А.А. Создание периодизационных и культурно-хронологических схем: исторический опыт и современная концепция изучения древних и средневековых народов Алтая. Барнаул, 2007. 356 с.

Тишкин А.А., Горбунов В.В. Комплекс археологических памятников в долине р. Бийке (Горный Алтай). Барнаул, 2005. 200 с. + вкл.

Тишкин А.А., Матренин С.С. Впускные погребения кочевников Алтая поздней древности // культура как система в историческом контексте: опыт Западно-Сибирских археологических совещаний. Томск, 2010. С. 297-299.

Флеров В.С. Розыскания по обряду обезвреживания погребенных в ран-несредневековой Восточной Европе // Труды по археологии. Степи Евразии в эпоху средневековья. Донецк, 2000. Т. 1. С. 55-72.

Худяков Ю.С. Проблема генезиса культуры хуннского времени в Горном Алтае // Древности Алтая. Известия лаборатории археологии. Горно-Алтайск,

1998. №3. С. 97-112.

Худяков ю.С., Миронов В.С. Археологические исследования на могильнике Кок-Эдиган // Проблемы археологии, этнографии и антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск, 1997. С. 310-313.

Худяков Ю.С., Миронов В.С. Раскопки курганов пазырыкской культуры в долине р. Эдиган в 1998 г. // Проблемы археологии, этнографии и антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск, 1998. Т. IV. С. 374-378.

Худяков Ю.С., Миронов Ю.С. Раскопки курганов пазырыкской культуры на памятниках Кок-Эдиган и Тянгыс-Тыт в 1999 г. // Проблемы археологии, этнографии и антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск,

1999. Т. V. С. 537-541.

Шилов Ю.А. Прародина ариев. История, обряды и мифы. Киев, 1995. 742 с.

С.С. Матренин

Барнаульский юридический институт МВД России, Барнаул, Россия

ПОГРЕБАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ БУЛАН-КОБИНСКОй КУЛЬТУРЫ ОНГУДАйСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

Онгудайский район Республики Алтай находится в самом центре Алтайской горной страны. На него приходится почти половина площади Центрально-Алтайской орографической провинции, образованной системой протянувшихся с северо-запада на юго-восток Катунского, Теректинского, Северо-Чуйского, Айгулакского, Сальджарского хребтов, а также южными отрогами Семинского хребта [Петкевич, 1971; Атлас. Алтайский край, 1978]. Сложный рельеф, богатство полезных

ископаемых и экологических ресурсов, вариабельность природно-климатических условий оказались важными условиями для комфортного проживания человека на территории Онгудайского района уже с глубокой древности. Данный факт подтверждают многочисленные археологические памятники от палеолита до развитого средневековья.

Археологические культуры разных исторических эпох в данном регионе изучены весьма неравномерно. На сегодняшний день на территории Онгудайского района выявлено и раскопано наибольшее количество погребений хуннуско-сяньбийско-жужанского времени (II в. до н.э. -V в. н.э.), выделенных в булан-кобинскую культуру. Исследование данных комплексов принципиально поменяло представление о процессах этнокультурного развития Алтая в конце I тыс. до н.э. - 1-й половины I тыс. и сделало возможным постановку целого ряда актуальных вопросов, которые ждут своего решения археологами XXI века. Приходится констатировать, что многие погребальные памятники указанного периода введены в научный оборот фрагментарно, а некоторые известны только по кратким предварительным сообщениям об итогах их полевого изучения. Принимая во внимания данное обстоятельство, нами был подготовлен обзорный свод погребальных комплексов II в. до н.э. - V в. н.э. Онгудайского района (рис. 1), составленный на основе опубликованных данных, а также некоторых архивных источников.

1. Балык-Соок-П. Курганная группа в одноименном урочище в устье р. Куроты (левый приток Урсула) у подножья горной гряды к северу от полотна Чуйского тракта (628 км трассы от Новосибирска). В 1985 г. Восточно-Алтайским отрядом Северо-Азиатской комплексной экспедиции ИАЭТ СО РАН под руководством В.Д. Кубарева проведены раскопки 11 курганов, в одном из которых (курган №1) было зафиксировано впускное захоронение «постскифского» времени. Оно было устроено в верхней части заполнения могильной ямы основного погребения пазырыкской культуры на глубине 0,5 м от уровня древнего горизонта. В каменном ящике без перекрытия находилось безынвентарное захоронение взрослого человека, уложенного вытянуто на спину, ориентированного головой на северо-запад [Кубарев, Шульга, 2007, рис. 15.-2]. По особенностям ингумации погребение может датироваться 1-й половиной I тыс. н.э.

2. Белый-Бом-П. Расположен на второй надпойменной террасе левого берега Чуи, в 2,5 - 3 км к юго-юго-востоку от с. Белый-Бом. Могильник открыт в 1980 г. М.Т. Абдулганеевым. В этом же году Г.Д. Глоба [1983] раскопала 14 погребений булан-кобинской культуры. Работы на памятнике были продолжены в 1987 - 1989-х гг. Горно-Алтайской археологической экспедицией Алтайского госуниверситета под руководством Ю.Т. Мамадакова. В общей сложности исследовано более двух десятков захоронений. Курганы представляли собой округлые каменные насыпи с кольцевой выкладкой-стенкой из уложенных друг на друга плоских

каменных блоков. Наземные сооружения находились очень близко друг к другу и в некоторых случаях были пристроенными по типу «сот». Под

Рис. 1. Расположение погребальных памятников булан-кобинской культуры на территории Онгудайского района Республики Алтай

ними содержалось по одной неглубокой (до 0,7 м) прямоугольной могиле, ориентированной длинной осью по линии ССЗ - ЮЮВ. Погребения производились в каменных ящиках (иногда с деревянной колодой внутри) с перекрытием в основном по обряду одиночной ингумации. Умершие лежали вытянуто на спине, головой на восток и юг с различными отклонениями. На перекрытии некоторых ящиков и в свободном пространстве за задней торцевой стенкой камеры находились захоронения лошадей, уложенных на бок, ориентированные головой в одну с человеком сторону. Многочисленный и разнообразный сопроводительный инвентарь (луки, железные и костяные наконечники стрел, боевые ножи, кинжалы, поясные гарнитуры, колчанные крюки, металлические и костяные украшения, удила, подпружные пряжки, другие элементы амуниции верхового коня, бытовые предметы и орудия труда), указывает на датировку большинства погребений в рамках II - 1-й половины IV вв. н.э. В научный оборот введена небольшая часть археологических и антропологических источников [Глоба, 1983; Мамадаков, 1987; Неверов, Мама-даков, 1991; Бородовский, 1997, с. 90-91; Чикишева, Поздняков, 2000].

3. Бичикту-Кая-П. Погребальный комплекс на высокой террасе в месте слияния рек Катунь и Чуя. Памятник обнаружен в 2001 г. В.И. Соеновым*. По результатом проведенной им в 2005 г. разведки со снятием плана на площади могильника выявлен 21 визуально фиксируемый курган размерами до 6 м, овальной (14 курганов), округлой (пять курганов) и прямоугольной (два кургана) формы. Насыпи образуют две группы и локализуются довольно четкими микроцепочками по 3-6 объектов, выстроенных с севера на юг.

4. Боочи. Комплекс разновременных погребальных и поминальных сооружений, расположенный к северо-западу от с. Боочи, в центре распахиваемого поля. В 1987 г. археологической экспедицией Алтайского госуниверситета под руководством Ю.Т. Мамадакова [1997] вскрыто не менее десятка курганов булан-кобинской культуры. Они имели небольшие каменные полусферические насыпи (диаметр до 5 м, высота не более 0,45 м), под которыми находилась одна могила овальной или прямоугольной формы с отвесными стенками, ориентированная в широтном направлении, глубиной не более 0,6 м. На дне ям располагались преимущественно каменные ящики, обкладки из валунов с одиночными и парными захоронениями людей, уложенными вытянуто на спину, головой на восток. В погребениях зафиксированы детали сложносостав-ных луков, железные наконечники стрел, пояса, украшения, орудия труда, предметы быта. Памятник датируется II - 1-й половиной IV вв. н.э. Археологические материалы не опубликованы.

* Выражаем признательность В.И. Соенову, предоставившему возможность ознакомиться с отчетами по результатам археологических исследований на территории Республики Алтай в рамках проекта «Горный Алтай в гунно-сар-матскую эпоху».

5. Бош-туу-I. Могильник у подножья горы Хрустальной на высоком террасовом плато правого берега р. Малая Инюшка (правый приток р. Катунь) в 1-1,5 км на север-северо-запад от с. Малая Иня. Насчитывает 104 каменных кургана, диаметром от 1,5 до 16 м, высотой от 0,15 до 0,5 м. В 1988 г. в южной части могильника совместной экспедицией ИА АН СССР и ГАНИИИЯЛ было исследовано шесть курганов [Могильников, Суразаков, 1995]. В этом же году экспедицией Алтайского государственного университета раскопано 55 погребений булан-кобинской культуры [Мамадаков, 1990]. Исследованные объекты представляли собой небольшие пологие каменные насыпи с крупными валунами по периметру, образующими кольцевые выкладки-крепиды овальной формы, ориентированные с запада на восток с различными отклонениями. Захоронения были совершены в узких могилах прямоугольной и трапециевидной в плане формы глубиной 0,35-1,2 м, на дне которых располагались каменные, деревянные, реже каменно-деревянные ящики, в одном случае колода. Умершие лежали вытянуто на спину, иногда на бок, головой в западный и восточный сектор с разными отклонениями. На перекрытии некоторых внутримогильных сооружений и сразу над человеком имелись сопроводительные захоронения верховых коней, ориентированных в одну сторону с покойным. Данный комплекс Ю.Т. Мамадаков [1990, с. 15-17] отнес к III-IV вв. н.э. Полученный инвентарь (сложно-составные луки, железные и костяные наконечники стрел, пряжки, серьги, деревянная утварь) указывает на датировку большинства погребений в пределах развитого этапа булан-кобинской культуры (II - 1-я половина IV вв. н.э.). Археологический материал не опубликован и в настоящее время хранится в Алтайском государственном университете.

6. Булан-кобы-IV. Находится на четвертой надпойменной террасе левого берега р. Катунь в 5,5 км к югу от с. Иня. Представляет собой комплекс разновременных объектов от раннего железного века до средневековья, локализованных на небольшой изолированной площадке, высоко над уровнем долины, и ограниченной с севера, юга, запада отвесными горами, с востока - крутым склоном. Исследование памятника начато в 1981 г. Онгудайским отрядом археологической экспедиции Алтайского госуниверситета под руководством Ю.Т. Мамадакова [1983, 1985, 1990] и продолжалось в течение четырех полевых сезонов. На могильнике раскопано 69 курганных погребений булан-кобинской культуры, которые составляли отдельные компактные группы. По периметру могил находились кольцевые выкладки-стенки из каменных плит, уложенных в несколько (от 2 до 12) слоев. Намного реже фиксировались кольцевые однослойные крепиды и сооружения без выкладок. Погребальные сооружения располагались тесно друг к другу и часто были пристроенными по типу «сот». Под насыпью размещалась одна или несколько ям прямоугольной и трапециевидной формы (глубина в основном не превышала 1 м от древней поверхности), обычно с отвесными стенками, на дне ко-

торых почти всегда устанавливались каменные ящики. Умершие лежали вытянуто на спине, ориентированы головой на восток с различными отклонениями. На перекрытии камер или сразу над покойными иногда располагались захоронения лошадей на боку или спине, головой в ту же сторону, что и человек. Сопроводительный инвентарь состоял из большой серии предметов вооружения и воинского снаряжения, разнообразных деталей поясной гарнитуры, украшений из металла и кости, орудий труда, бытовой утвари, снаряжения верхового коня. Время функционирования данного некрополя Ю.Т. Мамадаков [1990, с. 15-16] определил в границах I в. до н.э. - II-III вв. н.э. А.А. Тишкиным и В.В. Горбуновым датировка памятника пересмотрена в рамках II - 1-й половины V вв. н.э. [Тишкин, Горбунов, 2005а; Тишкин, 2007]. По нашему мнению, большинство погребений могильника Булан-Кобы-IV датируются концом III - IV вв. н.э. [Матренин, 2011, 2013].

7. Кара-Коба-II. Располагается в 2 км к север-северо-востоку от с. Кара-Кобы, в 0,1 км западнее дороги Кара-Коба - Теньга, на ровном, прилежащем к горам склоне правобережной террасы Урсула, в 0,3 км от его русла. В 1981 г. В.А. Могильников раскопал шесть курганов пазырыкской культуры. В насыпи кургана №6 выявлено две впускные могилы первых веков новой эры, содержавшие останки ребенка и взрослой женщины [Могильников, 1983, с. 59, 82]. Женщина была уложена на живот без черепной коробки. немногочисленность инвентаря не позволяет определить точную датировку данных погребений. Предварительно их можно отнести к развитому этапу булан-кобинской культуры.

8. Кур-Кечу. Разновременный погребально-поминальный комплекс на левобережной террасе Катуни, в 6-7 км к юго-востоку от с. Купчегень. В ходе обследования западной части памятника (за Чуйским трактом) отрядом Яломанской археологической экспедиции АлтГУ под руководством А.А. Тишкина выявлено около двух десятков небольших каменно-зем-ляных курганов булан-кобинской культуры, расположенных цепочками.

9. Сальдяр-II. Расположен в одноименном урочище на первой надпойменной террасе правого брега Катуни, 6 км к северо-западу от с. Малый Яломан. Памятник находится в северо-западной части долины и включает более 100 погребальных сооружений разных эпох, сконцентрированных компактной группой у подножья гор. Курганы булан-кобинской культуры располагаются несколькими компактными группами, очень близко друг к другу, в некоторых случаях пристраиваясь надмогильными сооружениями, образуя сплошное каменное покрытие. В 1990 г. В.А. Могильниковым и А.С. Суразаковым [1997, с. 139-140] была исследована цепочка из пяти объектов, ориентированная с северо-востока на юго-запад и стоящая к востоку от погребальных сооружений раннескифского времени. Это уплощенные каменные насыпи овальной формы, длиной до 4,5 м, высотой до 0,4 м с кольцевой выкладкой-крепидой меньшего размера. В пределах выкладок распола-

гались неглубокие прямоугольные могилы, на дне которых устанавливались каменные ящики или без таковых. Погребения людей совершались по обряду одиночного трупоположения вытянуто на спине, головой на юго-восток. Сопроводительный инвентарь состоял из бус. Комплекс предварительно можно отнести к бело-бомскому этапу (II - 1-я половина IV вв. н.э.) булан-кобинской культуры.

10. Сары-Бел. Находится в 5 км к восток-юго-востоку от с. Куп-чегень на левом берегу р. Большой Ильгумень, на седловине, примерно в 400 м над уровнем долины. Могильник насчитывает более 300 объектов, расположенных без строгого порядка или небольшими цепочками с севера на юг. В 1995 г. археологической экспедицией ГАГУ под руководством В.И. Соенова [1999] было вскрыто четыре кургана и одна ритуальная кольцевую выкладка с захоронением лошади. Они имели небольшие каменно-земляные насыпей овальной формы с длинной осью по линии СВ-ЮЗ с крепидами. Под насыпями располагалось по одной могиле со значительно расширяющимися ко дну стенками. Внутри ям находились каменные и каменно-деревянные ящики, содержавшие одиночные захоронения людей на спине с небольшим завалом на бок, головой на северо-восток. На перекрытии камер или в слое заполнения могильной ямы размещались захоронения лошадей, ориентированных головами в восточный сектор. На основе ранних форм инвентаря из кургана №250 (ложечковидная застежка, кинжал с антенновидным навер-шием, железные трехлопастные треугольные шипастые наконечники стрел, роговая пряжка-блок с неподвижным шпеньком, удила с петельчатыми окончаниями звеньев) данная группа курганов отнесена к хун-нускому (II в. до н.э. - I в. н.э.) времени [Соенов, 1999, с. 136; Тишкин, Горбунов, 2003, с. 493; 2005а].

11. Семисарт-1. Находится в 4 км к юго-западу от с. Ело рядом у скалы Кара-Бом, в небольшом урочище на правом берегу Семисарта. Комплексные археологические, геодезические и палеоастрономические исследования на памятнике в течение нескольких полевых сезонов проводила Саяно-Алтайская экспедиция Государственного Эрмитажа под руководством Л.С. Масадолова [2001]. К булан-кобинской культуре относится курган №18. Он представлял собой сильно задернованную однослойную выкладку, под которой находилась неглубокая могила с уступами по трем стенками и остатки деревянной камеры. Яма ориентирована по длине с севера на юг. Погребение оказалось разграбленным. По сохранившейся железной пряжке, данное захоронение датируется в пределах П-У вв. н.э.

12. Степушка-1, II. Погребальный комплекс в черте одноименного, ныне нежилого села на третьей надпойменной террасы правого берега р. Урсул, в 150 м к югу от его русла Памятник открыт и полностью исследован в 2010 г. археологами АлтГУ (курганная группа Степушка-! - 30 сооружений погребального и ритуального назначения)

и ГАГУ (курганная группа Степушка-П - 64 объекта: 37 курганов и колец с погребениями и 27 каменных колец и выкладок без захоронений) [Соенов, 2010, с. 5; Кирюшин, Шмидт, Тишкин, Матренин, 2011]. Курганы и выкладки располагались несколькими плотными, часто параллельными рядами, выстроенными в меридиональном направлении. Они размещались настолько близко друг к другу, что образовывали почти сплошной каменный «панцирь». Сохранившиеся насыпи представляли собой плоские наброски диаметром 0,8-5,5 м, высотой 0,1-0,45 м из рваного камня с добавлением галечника. В основании, как правило, фиксировалась овальная крепида. Рядом с некоторыми курганами выявлено по одному небольшому вертикально вкопанному камню-«столбику». Под насыпями располагалась одна могила прямоугольной, трапециевидной или овальной формы, ориентированная длинной осью по линии З-В и с разными отклонениями от нее. Ямы обычно имели отвесные стенки, иногда - подбой. Погребальные камеры представлены каменными ящиками (в основном в виде их имитаций из вертикально установленных каменных плит у торцевых или длинных стенок), ямами без внутримо-гильных конструкций, иногда деревянными ящиками и обкладками. Погребения людей производились преимущественно по обряду одиночной ингумации вытянуто на спине, головой в восточный, реже западный сектор с различными отклонениями. В нескольких курганах исследованы захоронения в сопровождения верхового коня, уложенного в северной половине ямы на одном уровне с человеком на невысокой материковой приступке или ниже покойного. Большая часть археологических коллекций из курганной группы Степушка-I введена в научный оборот [Тишкин, Матренин, Шмидт, 2011, 2012а-б; 2013а-б; Матренин, 2013а-б; Тишкин, Матренин, 2013а-в; 2014; Матренин, Тишкин, Шмидт, 2014; Матренин, Тишкин, Плетнева, 2014; Тишкин, Матренин, Кунгуров, 2015]. Большинство погребений курганной группы Степушка-I датируются нами предварительно концом III - IV вв. н.э. Некоторые захоронения могут относиться к концу IV - началу V вв. н.э. Такая относительная хронология подтверждается результатами радиоуглеродного анализа. Материалы курганной группы Степушка-П опубликованы фрагментарно [Соенов, Константинов, 2014; Соенов, Трифанова, 2014].

13. Туэкта. Комплекс разновременных объектов от скифской эпохи до средневековья в окрестностях с. Туэкта на левом берегу р. Урсул. В 1937 г. археологической экспедицией под руководством С.В. Киселева [1951, с. 533-535, табл. XLVIII] было раскопано несколько, едва выделявшихся на поверхности выкладок с каменными ящиками (в двух случаях с конями), расположенных рядом с большими тюркскими курганами №2, 3, 4. Если следовать имеющемуся описанию и наблюдениям А.А. Гавриловой [1965, с. 88] относительно найденных в них роговых накладок на лук, стоит допустить датировку некоторых данных объектов самым концом сяньбийско-жужанского времени.

14. Улита. Могильное поле в 3,5-4 км к юго-юго-востоку от с. Ело неподалеку от места впадения р. Улиты в Урсул. В 1987 г. экспедицией Алтайского госуниверситета на памятнике было вскрыто 33 погребения булан-кобинской культуры. Материалы раскопок не опубликованы [Ма-мадаков, 1990, с. 7, 16, 17, 18]. Особый интерес представляют курганы №16, 25, содержавшие захоронения людей вытянуто на спине головой в западный сектор в ямах, на дне которых находились каменные плиты, имитирующие конструкцию ящика. Вдоль северной стенки могилы на невысокой приступке располагалось захоронения лошади. Памятник датирован Ю.Т. Мамадаковым [1990, с. 15] Ш-ГУ вв. н.э. Сопроводительный инвентарь включает редкие образцы изделий из цветного металла.

15. Уркош-1. Обнаружен в 2004 г Яломанской археологической экспедицией АлтГУ на левом берегу Катуни в одноименном урочище в 2,8 км на юг от моста в устье р. Большой Яломан, в 5,4 км к север-северо-западу от с. Малый Яломан в Онгудайском районе Республики [Тишкин, Матренин, Горбунов, 2006]. Примерно в 300 м к востоку от памятника проходит Чуйский тракт. Это компактная группа из 35 курганов булан-кобинской культуры, локализованных на слегка наклонной поверхности третей надпойменной террасы. Они имели небольшие (диаметр 1,6-3,5 м, высота 0,15-0,35 м) задернованные каменные насыпи овальной формы, вытянутые с севера на юг и образовывали не менее шести, ориентированных в широтном направлении цепочек, выстроенных рядами. Курганы часто соединялись друг с другом полами, а в некоторых случаях могли быть пристроенными. По периметру большинства объектов отмечены однослойные выкладки-крепиды из более крупных камней. Четыре кургана (№29-32) в северной части некрополя отличались более крупными размерами (диаметр 4,5-6 м, высота не менее 0,45 м) и имели многослойные кольцевые выкладки-стенки из каменных плит.

16. Усть-Кожолю-ГГ. В 1989 г. археологической экспедицией Горно-Алтайского краеведческого музея проводились аварийные раскопки в логу Усть-Кожолю на северо-восточной окраине с. Купчегень. В верхнем слое заполнения могильной ямы пазырыкского кургана №3 памятника Усть-Кожолю-П было зафиксировано безынвентарное впускное захоронение человека, лежащего вытянуто на спине, головой на восток в обкладке из крупных камней [Кочеев, 2004, с. 58-59, рис. 3]. Предположительная его датировка П-У вв. н.э.

17. Усть-Кожолю-ГУ. Находится в южной части одноименного лога. В 1989 г. А.В. Кочеев [2004, с. 64, 66, 68, рис. 11] раскопал там одиночное впускное захоронение булан-кобинской культуры в заполнении ямы па-зырыкского кургана №10. В каменной обкладке на глубине 1,1 м располагалась одиночная ингумация человека мощного телосложения, покоящегося на спине с вытянутыми конечностями, ориентированного головой на восток. Отсутствие вещевого комплекса не позволяет определить хронологическую позицию данного объекта в рамках П-У вв. н.э.

18. Яломан-П. Расположен на четвертой надпойменной террасе левого берега р. Большой Яломан, в 420 м к северо-западу от моста, по которому проходит чуйский тракт, немного выше впадения в Катунь. Памятник открыт в 2001 г. А.А. Тишкиным. Представляет собой скопление из 87 разновременных погребальных и поминальных сооружений, занимающих небольшую площадку, с востока ограниченную горами, с запада - оврагом и крутым логом. В 2002-2005, 2007, 2008 гг. Яломанской экспедицией АлтГУ были раскопаны 34 погребения в юго-западной (27) и центральной (7) части комплекса [Тишкин А.А., Горбунов В.В., 2003, 2005а; Тишкин, 2007; ^Икш, 2011]. Курганы юго-западной группы располагались у края террасы. Они были выстроены несколькими рядами с северо-востока на юго-запад. Это невысокие каменно-земляные насыпи с кольцевой выкладкой-крепидой по периметру (рядом с ними иногда устанавливались каменные столбики), под которыми находилась одна могила глубиной до 1,5 м. Один объект содержал захоронение на уровне древнего горизонта. На дне устанавливались массивные каменные ящики (иногда с колодой внутри) с перекрытием, на которое помещалось сопроводительное захоронение одной или нескольких лошадей. Люди укладывались на правый бок или спину со слегка согнутыми, реже прямыми ногами, головой на восток, юго-восток. Исследованные курганы в центральной группе в основном были пристроены между собой по типу «сот». Их наземные сооружения характеризуются мощными (высотой до 1 м) кольцевыми выкладками-стенками из уложенных друг на друга в несколько слоев крупных и предварительно обработанных плит с каменно-земляным заполнением внутреннего пространства. Отдельно стоящее положение имел курган №20. Под насыпями находилась одна или несколько глубоких (от 1,5 до 3 м) ям прямоугольной формы с каменными ящиками из тонких плит с перекрытием. Умершие укладывались вытянуто на спину, головой в северо-восточный сектор. На перекрытии и за торцевой стенкой ящиков размещалось одно или несколько конских захоронений. Из погребений происходит многочисленный инвентарь, отличающийся обилием предметов вооружения, снаряжения верхового коня, украшений, бытовой утвари, орудий труда, наличием высокохудожественных изделий, выполненных в зверином стиле [Тишкин, Горбунов, 2003, 2005б; Тишкин, Хаврин, 2004; Тишкин, Горбунова, 2005; Тишкин, Матренин, 2010, 2011, 2012; ^Шп, 2011]. Западная группа курганов датируется II в. до н.э. - I в. н.э., центральная группа - 2-й половиной IV - 1-й половиной V вв. н.э. [Тишкин, Горбунов, 2005а, с. 160-161; Тишкин, 2007]. Данная относительная хронология подтверждается результатами радиоуглеродного анализа.

19. Яломан-ХГУ. Находится на четвертой надпойменной террасе левого берега Катуни, 1,9 км на северо-запад от с. Малый Яломан, в 460 м к югу от дороги до с. Большой Яломан. Некрополь зафиксирован в 2003 г. Яломанской археологической экспедицией АлтГУ [Тишкин,

Горбунов, Матренин, 2004]. К булан-кобинской культуре принадлежит группа курганов №17-28, локализованная к северо-западу от цепочки пазырыкских погребений и тюркских оградок. Это небольшие (диаметр 2,5-3,8 м, высота до 0,25 м) интенсивно задернованные каменные насыпи, расположенные близко друг к другу и образующие на поверхности сплошное покрытие-панцирь, в котором прослеживаются однослойные кольцевые выкладки-крепиды отдельных курганов. Некоторые объекты, вероятно, пристроены по типу колец и полуколец.

таким образом, на территории Онгудайского района нами учтено, по крайней мере, 20 могильников, на которых раскопано более 300 курганных и впускных погребений хуннуско-сяньбийско-жужанского времени (около 60% этих материалов остаются не изданными). Они отражают все этапы развития булан-кобинской культуры: усть-эдиганский (II в. до н.э. -I в. н.э.), бело-бомский (II - 1-я половина IV вв. н.э.), верх-уймонский (2-я половина IV - 1-я половина V вв. н.э.) [Тишкин, Горбунов, 2005а, с. 161; Матренин, 2005а; Тишкин, 2007]. С учетом современного состояния археологических источников можно отметить следующие локальные особенности погребальных комплексов данного региона.

1. На территории Онгудайского района встречаются могильники с преобладанием «сотовой» планиграфии погребений (Булан-Кобы-Щ Белый-Бом-П, Яломан-П - поздняя хронологическая группа).

2. Основанием надмогильной конструкции не менее 25% захоронений является кольцевая выкладка-стенка из нескольких ярусов плит. Захоронения с такими сооружениями составляют достаточно компактную группу на участке Катуни от Чуи до Б. Ильгуменя (могильники Булан-Кобы-Щ Белый-Бом-П, Яломан-П, Уркош-Г).

3. Наблюдается самая высокая встречаемость погребальных камер, оформленных в виде каменного ящика на протяжении всего хуннуско-сяньбийско-жужанского времени (около 80% погребений района или 64,9% всех ящиков булан-кобинской культуры), а также редкость каменных обкладок.

4. Доминирование традиции захоронения человека с верховым конем, уложенным «сверху» или в «ногах» человека, обычно над погребальной камерой или за ее задней стенкой, на протяжении II в. до н.э. - V в. н.э. Существенно реже животное укладывалось «сбоку» от человека вдоль северной стенки могильной ямы. данный вариант тру-поположения с конем представлен в могильниках Улита, Степушка-!, II, расположенных к северо-западу от перевала Чике-Таман, являющегося естественной границей Урсульской и Средне-Катунской локальных групп погребальных памятников булан-кобинской культуры Центрального Алтая [Матренин, 2005а].

5. Преобладание ориентации умерших людей, головой в восточный сектор при этом, с преобладанием разных сезонных отклонений на отдельных могильниках [Матренин, 2005б]. Известен пока единственный

случай, когда в погребении II в. до н.э. - I в. н.э. (могильник Яломан-II, курган №23а) человек ориентирован головой на запад.

6. Специфической чертой, зафиксированной при раскопках могильника Степушка-I, являются захоронения людей в подбоях. Подобное оформление могильного пространства для территории Алтая выявлены на могильниках Верх-Уймон и Айрыдаш-I.

7. На сегодняшний день на территории Онгудайского района исследованы погребения с наиболее представительным и «богатым» сопроводительным инвентарем, которые могли принадлежат одной из самых влиятельных элитных групп кочевого населения Алтая хуннус-ко-сяньбийско-жужанского времени.

Библиографический список

Алтайский край. Атлас. М.; Барнаул, 1978. 222 с.

Бородовский А.П. Древнее косторезное дело юга Западной Сибири (вторая половина II тыс. до н.э. - первая половина II тыс. н.э.). Новосибирск, 1997. 224 с.

Гаврилова А.А. Могильник Кудыргэ как источник по истории алтайских племен. М.; Л., 1965. 146 с.

Глоба Г. Д. Раскопки курганного могильника Белый-Бом II // Археологические исследования в Горном Алтае в 1980-1982 годах. Горно-Алтайск, 1983. С. 116-126.

Кирюшин Ю.Ф., Шмидт А.В., Тишкин А.А., Матренин С.С. Исследование погребальных комплексов эпохи «великого переселения народов» в Центральном Алтае (могильник Степушка-I) // Полевые исследования в Верхнем Приобье и на Алтае. 2010 г Барнаул, 2011. Вып. 7. С. 92-98.

Киселев С.В. Древняя история Южной Сибири. М.; Л., 1951. 642 с.

Кочеев В.А. Раскопки Горно-Алтайского Краеведческого музея на могильниках Усть-Кожолю в 1989 году // Древности Алтая. 2004. №12. С. 58-70.

Кубарев В.Д., Шульга П.И. Пазырыкская культура (курганы Чуи и Урсула). Барнаул, 2007. 282 с.

Мамадаков Ю.Т. Работы Онгудайского отряда // АО 1981 года. М., 1983. С. 212.

Мамадаков Ю.Т. Новые материалы гунно-сарматского времени в Горном Алтае // Алтай в эпоху камня и раннего металла. Барнаул, 1985. С. 173-198.

Мамадаков Ю.Т. О памятниках первой половины I тыс. н.э. в Горном Алтае // Археологические исследования на Алтае. Барнаул, 1987. С. 197-203.

Мамадаков Ю.Т. Культура населения Центрального Алтая в первой половине I тыс. н.э.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Новосибирск, 1990. 19 с.

Мамадаков Ю.Т. Аварийные раскопки у с. Боочи // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Барнаул, 1997. Вып. VIII. С. 150-153.

Марсадолов Л.С. Комплекс археологических памятников в Семисарте на Алтае. Материалы Саяно-Алтайской археологической экспедиции Государственного Эрмитажа. Вып. 4. СПб., 2001. 62 с.

Матренин С.С. Социальная структура населения Горного Алтая хун-но-сяньбийского времени (по материалам погребальных памятников булан-ко-бинской культуры II в. до н.э. - V в. н.э.): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Барнаул, 2005а. 24 с.

Матренин С.С. Способы захоронения населения Горного Алтая II в. до н.э. - V в. н.э. // Изучение историко-культурного наследия народов Южной Сибири. Горно-Алтайск, 2005б. Вып. 2. С. 35-51.

Матренин С.С. Колчанные крюки кочевников Алтая хуннуско-сяньбий-ско-жужанского времени (II в. до н.э. - V в. н.э.): классификация и типология // Известия Алтайского государственного университета. Сер.: История, политология. 2011. №4/2 (72). С. 141-149.

Матренин С.С. Комплексный анализ поясных пряжек кочевников Алтая сяньбийско-жужанского времени (по материалам могильника Степушка-Ц // Известия Алтайского государственного университета. Сер.: История. Барнаул, 2013а. №4/1 (80). С. 228-237.

Матренин С.С. Костяные наконечники стрел кочевников Алтая сяньбий-ско-жужанского времени (по материалам курганной группы Степушка-[) // Современные решения актуальных проблем евразийской археологии. Барнаул, 2013б. С. 201-205.

Матренин С.С., Тишкин А.А., Плетнева Л.М. Комплекс вооружения дистанционного боя сяньбийско-жужанского времени из могильника Степушка-I (Центральный Алтай) // Известия алтайского государственного университета. 2014. Т. 2. №4 (84). С. 154-164.

Матренин С.С., Тишкин А.А., Шмидт А.В. «Всадник без головы» эпохи великого переселения народов из Центрального Алтая // Теория и практика археологических исследований. Барнаул, 2014. №1 (9). С. 15-26.

Могильников В.А. Курганы Кара-Коба-П // Археологические исследования в Горном Алтае в 1980-1982 гг. Горно-Алтайск, 1983. С. 52-89.

Могильников В.А., Суразаков А.С. Раскопки Второго Сальдярского могильника // Источники по истории Республики Алтай. Горно-Алтайск, 1997. С. 126-144.

Могильников В.А., Суразаков А.С. Раскопки курганов гуннского времени у с. Малая Иня в Горном Алтае // Памятники Евразии скифо-сарматской эпохи. М., 1995. С. 62-74.

Неверов С.В., Мамадаков Ю.Т. Проблемы типологии и хронологии ярусных наконечников стрел южной Сибири // Проблемы хронологии в археологии и истории. Барнаул, 1991. С. 121-135.

Петкевич М.В. Строение поверхности // Горный Алтай. Томск, 1971. С. 46-62.

Соенов В.И. Раскопки на могильнике Сары-Бел // Древности Алтая. Известия лаборатории археологии. Горно-Алтайск, 1999. №4. С. 134-152.

Соенов В.И. Полевые археологические исследования научно-исследовательской лаборатории по изучению древностей Сибири и Центральной Азии ГОУ ВПО ГАГУ в 2010 г. // Древности Сибири и Центральной Азии. Горно-Алтайск, 2010. №3 (15). С. 3-6.

Соенов В.И., Константинов Н.А. Охотничья деятельность населения Алтая в I тыс. н.э. Горно-Алтайск, 2014. 310 с.

Соенов В.И., Трифанова С.В. Пупарии sarcophagidae в погребении гунно-сарматского времени некрополя Степушка-2 (Алтай) // Теория и практика археологических исследований. Барнаул, 2014. №1 (9). С. 61-73.

Тишкин А.А. Создание периодизационных и культурно-хронологических схем: исторический опыт и современная концепция изучения древних и средневековых народов Алтая. Барнаул, 2007. 356 с.

Тишкин А.А., Горбунов В.В. Исследования погребально-поминальных памятников кочевников в Центральном Алтае // Проблемы археологии, этно-

графии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск, 2003. Т. IX, ч. I. С. 488-493.

Тишкин А.А., Горбунов В.В. Комплекс археологических памятников в долине р. Бийке (Горный Алтай). Барнаул, 2005а. 200 с.

Тишкин А.А., Горбунов В.В. Предметный комплекс из памятника Яломан-II на Алтае как отражение влияния материальной культуры хунну // Социогенез в Северной Азии. Иркутск, 2005б. Ч. I. С. 327-333.

Тишкин А.А., Горбунова Т.Г. Реконструкция уздечных наборов булан-ко-бинской культуры (по материалам памятника Яломан-П) // Снаряжение кочевников Евразии. Барнаул, 2005. С. 118-122.

Тишкин А.А., Матренин С.С. Комплексный анализ костяных пряжек кочевников Алтая хуннуского и жужанского времени (по материалам могильника Яломан-П) // Известия Алтайского государственного университета. Барнаул, 2010. №4/2 (68). С. 220-229.

Тишкин А.А., Матренин С.С. Кенотаф хуннуского времени на памятнике Яломан-П в Центральном Алтае // Хунну: археология, происхождение культуры, этническая история. Улан-Удэ, 2011. С. 158-173.

Тишкин А.А., Матренин С.С. Колчанные крюки булан-кобинской культуры из памятника Яломан-П (Центральный Алтай) // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер.: История, филология. 2012. Т. 11, №7. С. 125-133.

Тишкин А.А., Матренин С.С. Поясные бляхи сяньбийско-жужанского времени из могильника СтепушкаЛ в Центральном Алтае // Известия Алтайского государственного университета. 2013а. №4/1 (80). С. 204-213.

Тишкин А.А., Матренин С.С. Воинское погребение раннежужанского времени на могильнике СтепушкаЛ в Центральном Алтае // КСИА. М., 2013б. Вып. 231. С. 59-71.

Тишкин А.А., Матренин С.С. Новые данные по радиоуглеродному датированию погребальных комплексов булан-кобинской культуры Алтая (по материалам курганной группы СтепушкаЛ) // Теория и практика археологических исследований. Барнаул, 2013в. №1 (7). С. 147-153.

Тишкин А.А., Матренин С.С. Керамический материал из раскопок на Алтае курганной группы сяньбийско-жужанского времени Степушка-[ // Сохранение и изучение культурного наследия Алтая. Барнаул, 2014. Вып. XX. С. 170-174.

Тишкин А.А., Горбунов В.В., Матренин С.С. Яломанский археологический микрорайон в Горном Алтае // Археологические микрорайоны Северной Евразии. Омск, 2004. С. 93-97.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тишкин А.А., Матренин С.С., Горбунов В.В. Археологические памятники в урочище Уркош // Изучение историко-культурного наследия народов Южной Сибири. Горно-Алтайск, 2006. Вып. 3, 4. С. 156-164.

Тишкин А.А., Матренин С.С., Кунгуров А.Л. Наборные пояса кочевников Алтая эпохи великого переселения народов из памятника Степушка-I // Российская археология. 2015. №1. С. 121-135.

Тишкин А.А., Матренин С.С., Шмидт А.В. Женские металлические украшения из погребений сяньбийского времени на Алтае (по материалам исследования памятника Степушка-Ц // Вопросы археологии Казахстана. Алматы, 2011. Вып. 3. С. 420-431.

Тишкин А.А., Матренин С.С., Шмидт А.В. Боевые ножи кочевников Алтая эпохи «великого переселения народов» (по материалам могильника Степушка-I) // История и культура средневековых народов степной Евразии. Барнаул, 2012а. С. 59-65.

Тишкин А.А., Матренин С.С., Шмидт А.В. Наборный пояс сяньбийского времени из могильника Степушка-I в Центральном Алтае // Древние культуры Монголии и Байкальской Сибири. Улан-Батор, 2012б. С. 116-120.

Тишкин А.А., Матренин С.С., Шмидт А.В. Кенотафы сяньбийско-жу-жанского времени могильника Степушка-I // Современные решения актуальных проблем евразийской археологии. Барнаул, 2013а. С. 232-238.

Тишкин А.А., Матренин С.С., Шмидт А.В. Степушка-I - памятник кочевников Алтая сяньбийско-жужанского времени // Проблемы происхождения и идентификации культуры евразийских гуннов. Челябинск, 2013б. С. 258-279.

Чикишева Т.А., Поздняков Д.В. Антропология населения Горного Алтая в гунно-сарматское время // Археология, этнография и антропология Евразии. 2000. №3. С. 116-131.

Tishkin A. Characteristic burials of the Xiongnu period at Ialoman-II in the Altai // Xiongnu Archaelogy. Multidisciplinary Perspectives of the First Steppe Empire in Inner Asia. Bonn, 2011. Р. 239-558.

И.В. Мерц1, В.К. Мерц2

1 Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия; 2 Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова,

Павлодар, Казахстан

НОВЫЕ ПАМЯТНИКИ ЭПОХИ РАННЕЙ БРОНЗЫ БЕСКАРАГАйСКОГО РАЙОНА ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ (Казахстан)

Работа выполнена при частичной поддержке бюджетной программы МОН РК «Грантовое финансирование научных исследований» на 2015-2017 гг. «Ранний бронзовый век левобережья Казахстанского Прииртышья: этнокультурное взаимодействие» и гранта Министерства образования и науки РФ (постановление №220), полученного ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет», проект №2013-220-04-129 «Древнейшее заселение Сибири: формирование и динамика культур на территории Северной Азии»

Центром археологических исследований им. А.Х. Маргулана Павлодарского госуниверситета совместно с Лабораторией междисциплинарного изучения археологии Западной Сибири и Алтая в 2014 г. было проведено выявление памятников раннего бронзового века на территории Казахстанского Прииртышья. В результате работ в Бескарагайском районе Восточно-Казахстанской области выявлены стоянки Сарыкамыс, Таскудук 3, Тополька. Все они расположены на правом берегу р. Иртыш и представляют собой кратковременные стоянки на дюнах без остатков культурного слоя (рис. 1). Собранные артефакты представлены развалами и отдельными фрагментами керамических сосудов и каменными артефактами. В работе над материалами мы использовали терминологию, предложенную И.В. Калининой, Е.А. Устиновой, И.Г. Глушковым [Глушков, 1996; Калинина, Устинова, 1990].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.