Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. Т. 3. Вып. 1 • 2013 Специальный выпуск ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ ГРАНИЦ
Теория и методология
УДК 124.51:141.201:577:351.746.1
Поздняков А.И.*,
Шевцов B.C.**
А.И. Поздняков В.С. Шевцов
Пограничная безопасность Российской Федерации: сущность, основные задачи обеспечения
*Поздняков Александр Иванович, доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, профессор кафедры национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
E-mail: [email protected]
**Шевцов Владимир Сергеевич, кандидат психологических наук, преподаватель кафедры общей психологии и психологии личности Современной гуманитарной академии
E-mail: [email protected]
Представлена авторская концепция пограничной безопасности, основанная на аксиологическом подходе как на важнейшей составляющей системно-деятельного подхода. В контексте аксиологического подхода выстроена система понятий теории пограничной безопасности, а также дана классификация задач совершенствования защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.
Ключевые слова: пограничная безопасность, аксиологический подход, национальные ценности, национальные интересы, пограничная опасность, пограничный ущерб.
Актуальность обеспечения пограничной безопасности Российской Федерации обусловлена ускоряющимся процессом глобализации, богатством природных ресурсов нашей страны, ростом открытости ее экономики в связи с вступлением в ВТО. Политические задачи обеспечения пограничной безопасности России сформулированы в следующих официальных документах: Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года; Основах пограничной политики РФ; Решениях Совета Безопасности РФ; Концепции формирования системы обеспечения интересов РФ в пограничной сфере и др. [Совет Безопасности Российской Федерации...2012].
За последние годы растет количество попыток спецслужб ряда зарубежных государств, международных террористических и экстремистских организаций дестабилизировать ситуацию в приграничных регионах Российской Федерации путем осуществления разведывательно-подрывных, террористических и иных акций. Угрожающие масштабы стал приобретать наркотрафик через государственную границу Российской Федерации, прежде всего на российско-казахстанском участке. Продолжается рост незаконной миграции иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации. Возросла активность противоправных трансграничных преступных группировок, занимающихся незаконным перемещением через государственную границу Российской Федерации лиц, товаров и грузов, расхищением природных ресурсов и др.
1. Сущность пограничной безопасности, её соотношение с государственной безопасностью
Под пограничной безопасностью официально понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в пограничном пространстве Российской Федерации [Основы пограничной политики Российской Федерации 1996]. В некоторых публикациях в определение включают еще и защищенность государственной границы и приграничной территории (см., напр, [Пограничная политика 2010, с. 31]).
Есть основания полагать, что официальная трактовка пограничной безопасности требует уточнения. Действительно,
Поздняков А.И., Шевцов В.С. Пограничная безопасность Российской Федерации: сущность, основные задачи обеспечения
из такого понимания пограничной безопасности следует, что, например, обеспечение информационно-психологической безопасности (далее по тексту ИПБ) сотрудников пограничных органов является способствующим условием обеспечения пограничной безопасности, а не прямой его задачей.
Наиболее эффективным и корректным с научной точки зрения при исследовании вопросов обеспечения безопасности является системно-деятельностный подход и его важнейшая составляющая — аксиологический (ценностный) подход [Поздняков 2008]. Этот учитывает и «защиту интересов» (официальный подход), поскольку интересы являются разновидностью ценностных ориентаций. Только в аксиологическом подходе акцент делается на защиту от помех в реализации интересов.
Логическая последовательность построения системы понятий теории пограничной безопасности в контексте аксиологического подхода такова: национальное достояние (богатство, ресурсы, их ценность) — пограничный ущерб (ущерб национальному достоянию в пограничной зоне, а также ущерб, нанесенный вследствие пересечения кого-либо (чего-либо) через границу) — пограничная опасность и пограничная угроза, их источники — пограничная безопасность.
Пограничные органы федеральной службы безопасности защищают от ущерба практически все компоненты национального достояния нашей страны. В первую очередь это население страны, включая здоровье, образование, квалификацию, морально-психологическое состояние россиян и многое другое.
Помимо этого сотрудники пограничных органов федеральной службы безопасности в той или иной мере защищают и основные материальные ценности страны:
— территорию и её ресурсы (полезные ископаемые, водные ресурсы, акватория, шельф и т.д.);
— производственные фонды (заводы, фабрики, станки, ЭВМ, фермы, трактора и т.д.);
— системы энергетики (электростанции, линии электропередач и т. д.);
— инфраструктуру и транспортные системы (дороги, порты, аэродромы, трубопроводы, самолеты, поезда и т.д.);
— информационную инфраструктуру и информационные системы;
— жилой фонд и другие здания;
— лабораторное (научное) оборудование и т.д.;
— продукцию промышленности, сельского хозяйства и многое другое.
Сотрудники пограничных органов не остаются в стороне и от решения задач защиты духовно-культурных ценностей страны: научных знаний, изобретений и т. п.; моральных ценностей, политического и правового сознания населения, общественного мнения, религии; эстетических ценностей; таких важных духовных ценностей как патриотизм, национальная гордость, национальное достоинство, национальное самосознание; морально-психологического состояния населения и войск (сил); культурных, художественных ценностей — редких книг, картин, икон и т. п.
Национальное достояние (богатство) необходимо и наращивать (увеличивать по количеству и качеству), и защищать. Эти задачи принципиально различны, даже в каком то смысле диалектически противоположны, как противоположны понятия «прибыль» и «ущерб».
Анализируя категорию «пограничный ущерб», важно выделить следующие его составляющие — утрата позитивных ценностей и (или) получение негативных. Пограничные органы предназначены для предотвращения незаконной утечки за границу позитивных ценностей страны и ее граждан, а также проникновения в страну негативных «ценностей» (шпионов, преступников, наркотиков, оружия и т.п.). Последние, в широкой трактовке, тоже являются ценностями, но для иностранных государств, преступных сообществ и т. п. Как отмечалось в первой главе, понятие ценностей диалектично.
Указанные выше две разновидности прямого пограничного ущерба очевидны. Не столь очевиден опосредованный пограничный ущерб или упущенная выгода. Именно понятие упущенной выгоды ярко иллюстрирует диалектику взаимоотношения прибыли и ущерба (здесь противоположности «сходятся»). Действуя в пограничной зоне, в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, а также через границу, противники и конкуренты России, экстремисты, преступные сообщества и т. п. могут мешать реализации ее законных интересов. Поэтому на пограничные органы возлагается задача по реализации и защите национальных интересов Российской Федерации в ее пограничном пространстве [Основы пограничной политики Российской Федерации 1996] (с научной точки зрения правильнее формулировка «защита от помех в реализации интересов»).
Еще более не очевиден третий вид ущерба, который тоже и с не меньшим основанием может считаться пограничным, хотя причиняется он не обязательно в пограничном пространстве или через границу.
Дело в том, что важнейшими национальными ценностями для России, тем более в современных условиях наличия у нее противников и даже врагов, является способность пограничных органов решать возложенные на них задачи по охране государственной границы. Эта способность включает многие слагаемые, в том числе и боеготовность, и морально-психологическое состояние сотрудников пограничных коллективов.
Для геополитических противников, террористов, контрабандистов, наоборот, патриотическое сознание населения пограничной зоны, высокое морально-психологическое состояние сотрудников пограничных органов есть ценности сугубо нега-
Поздняков А.И., Шевцов В.С. Пограничная безопасность Российской Федерации: сущность, основные задачи обеспечения
тивные. Названные субъекты геополитики стремятся и будут стремиться впредь нанести ущерб любыми доступными методами и средствами, причем и в мирное время. Этот ущерб также следует считать пограничным ущербом, и он для обеспечения пограничной безопасности нашей страны так же важен, как и ущерб вследствие проникновения через границу шпионов, преступников, контрабанды, наркотиков и прочее. Этот вид ущерба может быть нанесен политико-дипломатическими, экономическими, научно-техническими, информационно-психологическими, идеологическими и т.п. средствами и методами, причем не только из-за рубежа, но и собственными гражданами и даже представителями государственной власти.
При таком понимании пограничного ущерба, включающем три его вида, содержание деятельности по обеспечению пограничной безопасности представляется более полным. Так, обеспечение ИПБ пограничных органов, защита от ущерба технических средств охраны границы, пограничного контроля становятся прямой и важнейшей задачей обеспечения пограничной безопасности страны.
Следует бороться и с помехами законной, легитимной деятельности по укреплению морально-психологического состояния пограничных органов, совершенствованию оборудования границы. Это тоже важные, хотя и вторичные задачи обеспечения пограничной безопасности страны. И эти задачи трудно вывести из понимания пограничной безопасности как защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в пограничном пространстве Российской Федерации.
Итак, пограничный ущерб как ключевое понятие теории пограничной безопасности включает в свой объем три вида ущерба.
Первый вид — прямой ущерб национальному достоянию, нанесенный (причиненный) либо в пограничном пространстве, либо через границу. Этот ущерб имеет две разновидности — утрата позитивных ценностей и получение негативных.
Второй вид — опосредованный пограничный ущерб или упущенная выгода в пограничном пространстве и через границу вследствие незаконных помех реализации законных интересов России (при реализации интересов наращивают позитивные национальные ценности и избавляются от негативных).
Третий вид — прямой и опосредованный ущерб собственно пограничным национальным ценностям. Таковыми можно считать и саму государственную границу со всем ее оборудованием, техническими средствами охраны, и приграничную территорию, и пограничную зону, и российскую часть вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, и внутренние морские воды, и территориальное море Российской Федерации, и, конечно, пограничные органы, включая сотрудников, их профессиональную подготовку, морально-психологическое состояние и т. д.
Все указанные выше виды пограничного ущерба могут быть причинены как извне (спецслужбы других государств, транснациональные преступники, террористы), так изнутри страны («свои» террористы, бандиты, наркодельцы, коррупционеры, и т.п.). Важно подчеркнуть, что пограничный ущерб третьего вида чаще наносят внутренние акторы — собственные коррумпированные политики или СМИ (например, разглашение в СМИ секретных сведений о технических средствах охраны границы).
Теперь можно определить самые основные понятия теории пограничной безопасности, важные для понимания ее места в системе обеспечения государственной и национальной безопасности.
Пограничную опасность правильнее, корректнее определять как любую потенциальную или реальную возможность получения небезразличного для страны пограничного ущерба (во всех изложенных выше видах и разновидностях).
Источники пограничной опасности — это все, что способно (даже потенциально) нанести пограничный ущерб во всех его видах. Для России это и страны-конкуренты, противники, и ошибочные действия различных граждан РФ, и намеренные действия внутренних субъектов, руководствующихся не национальными, а иными интересами, придерживающихся антинациональных, антиобщественных ценностных ориентиров.
Под угрозой пограничной безопасности следует понимать реальную возможность получения значительного пограничного ущерба. Источник угрозы отличается от источника опасности тем, что он имеет намерение нанести ущерб и осуществляет эти действия, либо готовится к ним. Вызов — это угроза, демонстрируемая (не скрываемая) источником и осознаваемая в этом качестве адресатом угрозы. Под риском следует понимать возможность (вероятность) получения ущерба.
В Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года (ст. 41) в качестве основных угроз интересам и безопасности Российской Федерации в пограничной сфере указаны:
— наличие и возможная эскалация вооруженных конфликтов вблизи ее государственной границы;
— незавершенность международно-правового оформления государственной границы Российской Федерации с отдельными сопредельными государствами;
— деятельность международных террористических и экстремистских организаций по переброске на российскую территорию своих эмиссаров, средств террора и организации диверсий;
— активизация трансграничных преступных групп по незаконному перемещению через государственную границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ, товаров и грузов, водных биологических ресурсов, других материальных и культурных ценностей, организации каналов незаконной миграции.
В Стратегии также отмечено, что негативное влияние на обеспечение надежной защиты и охраны государственной границы Российской Федерации оказывает недостаточный уровень развития пограничной инфраструктуры и техниче-
Поздняков А.И., Шевцов В.С. Пограничная безопасность Российской Федерации: сущность, основные задачи обеспечения
ской оснащенности пограничных органов.
В выступлении В.В. Путина на Мюнхенской конференции по безопасности 10 февраля 2007 г. [Путин 2007] содержится достаточно четкий и развернутый ответ на вопрос, кто и что в настоящее время представляет наибольшую пограничную опасность для России, хотя конкретные страны и не названы. Однако из контекста ясно, что основными внешними источниками пограничной опасности (реальными и потенциальными) для России следует считать: государства НАТО, особенно США, Великобританию, Турцию и государства, вступившие в НАТО после распада СССР; государства, стремящиеся любой ценой вступить в НАТО (здесь особо следует выделить Грузию).
Что касается внутренних субъективных источников пограничной опасности для России, то основные из них следующие:
— ошибочные решения и действия некоторых российских политиков и государственных чиновников, а также их действия, обусловленные корпоративной или личной выгодой, а не жизненно важными национальными интересами. Один из примеров — резонансное уголовное дело о контрабандных поставках мебели в торговые центры «Три кита» и «Гранд» [Дело «Трёх китов» http://ru.wikipedia.org];
— коррупционные деяния некоторых сотрудников пограничных органов, в том числе и тех, кто занимает руководящие посты. Эти деяния наносят не только материальный ущерб. Распространение через СМИ материалов об использовании служебного положения в корыстных целях, о взяточничестве и вымогательстве на границе, о взятках при назначении на должности, присвоении званий и т.п. наносит существенный ущерб авторитету пограничных органов;
— действия преступников — террористов, экстремистов, организованных преступных групп, наркодельцов, конта-бандистов и т.п.
Итак, понятие пограничной угрозы вытекает из понятия пограничной опасности. Разница между этими понятиями заключается в степени проявления, величине и вероятности возможного пограничного ущерба. Поэтому источник пограничной опасности - все, что может (хотя бы потенциально) нанести пограничный ущерб. А под источником пограничной угрозы правильнее понимать только контрсубъекта, имеющего намерение и реальную возможность нанести неприемлемый или существенный пограничный ущерб и осуществляющего подготовку к его нанесению.
Понятие пограничной безопасности противоположно рассмотренному выше понятию пограничной опасности. Пограничную безопасность России с позиций аксиологического (ценностного) подхода логичнее определить как защищенность национальных ценностей, национального достояния от получения небезразличного (значимого для страны) пограничного ущерба. В данном определении понятие национальных ценностей включает и пограничную их составляющую. Иными словами, границу страны, пограничные органы, ее охраняющие и защищающие, приграничную территорию также следует считать национальными ценностями и защищать от ущерба от всех возможных источников. И понятие пограничного ущерба включает все его виды, рассмотренные выше.
На основе приведенного выше определения пограничной безопасности можно предложить и основной критерий эффективности деятельности субъектов, входящих в систему ее обеспечению. Таким критерием следует считать величину предотвращенного пограничного ущерба. В рамках других трактовок пограничной безопасности о таком критерии обычно даже и вопрос не ставится. Как, например, сравнивать и оценивать уровни защищенности национальных интересов в пограничном пространстве? Оценивать же пограничный ущерб можно, причем и количественно. Более того, в науке наработана масса методик такой оценки (оценки эффективности, потерь и т.п.).
2. Основные задачи и проблемы обеспечения пограничной безопасности Российской Федерации
в условиях глобализации
Комплексный анализ современных процессов, происходящих в пограничной сфере РФ под воздействием глобализации [Кулаков 2010], свидетельствует о расширении спектра угроз, связанных с терроризмом, усилением разведывательной и иной подрывной деятельности спецслужб ряда зарубежных стран. Трансграничные преступные группировки постоянно совершенствуют методы и приемы контрабанды и нелегальной миграции.
Наращиваются усилия по выдавливанию России из стратегически важных географических регионов и зон геополитических интересов. Параллельно с этим растёт интерес ведущих держав мира к сырьевому потенциалу российского Дальнего Востока, Крайнего Севера, коммуникационным возможностям Северного морского пути, Черноморскому и Каспийскому регионам. Расширяется военное присутствие США, других стран НАТО вблизи российских границ, а также усиливается влияние Запада на политику сопредельных с Российской Федерацией государств, в том числе в пограничной сфере. Под предлогом укрепления национальной безопасности стран Евразии и создания мощного противовеса мировому терроризму США оказывают помощь в строительстве пограничных ведомств некоторым государствам СНГ и странам Балтии, реализуя со своими партнёрами следующие цели:
— создание по периметру государственной границы России своеобразной «полосы отчуждения», позволяющей ограничить российское влияние на сопредельные страны;
— формирование искусственных преград для развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве;
Поздняков А.И., Шевцов В.С. Пограничная безопасность Российской Федерации: сущность, основные задачи обеспечения
— увеличение собственных возможностей по ведению разведывательно-подрывной деятельности на государственной границе Российской Федерации и в российском приграничье.
Помимо этого сохраняется угроза территориальной целостности России в связи с незавершенностью международноправового оформления государственной границы, наличием территориальных притязаний со стороны ряда сопредельных государств (Япония, Грузия, Азербайджан и др.).
Изменение характера угроз безопасности России в пограничной сфере требует постоянного и глубокого анализа сложившейся ситуации и выработки новых подходов к организации и осуществлению пограничной деятельности.
На заседании Совета Безопасности Российской Федерации (30 сентября 2003 г.) были заложены основы формирования нового облика государственной границы, определены стратегия и основные направления деятельности государства в пограничной сфере. На оперативных совещаниях Совета Безопасности в 2008—2010 годах выработаны дополнительные меры по обустройству границы и развитию пограничной инфраструктуры, по пресечению создания каналов контрабандного перемещения через государственную границу материальных ценностей, природных ресурсов, а также оружия, боеприпасов, наркотиков, психотропных веществ [Совет Безопасности Российской Федерации 2012, с. 115]. В целях реализации принятых решений в настоящее время проводится комплекс мероприятий, направленных на создание новой системы защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, придание государственной границе качественно нового облика, формирование современной пограничной службы, которая по своему составу, техническому оснащению и методам действий способна эффективно обеспечивать безопасность России на государственной границе.
Во исполнение указаний Президента Российской Федерации и решений Совета Безопасности была разработана и в целом реализована Концепция формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере на период до 2010 года. Смысловая основа её заключалась в том, чтобы, с учетом характера современных угроз национальной безопасности Российской Федерации, существующего состояния охраны границы, имеющихся финансовых и материально-технических возможностей, основные усилия Пограничной службы Федеральной службы безопасности сосредоточить на прикрытии необустроенных участков государственной границы. На оборудованных участках предполагалось поддержание функционирования существующей системы охраны, сочетающееся с последовательным (поэтапным) переходом к новым формам и способам пограничной деятельности. Кроме того, новая система обеспечения и защиты национальных интересов Российской Федерации в пограничной сфере предполагает дифференцированный подход к модернизации государственной границы, исходя из складывающейся обстановки на различных её участках.
Широкий спектр сложных задач предстоит решить в деле совершенствования охраны границы России на суше, реках, озерах и иных водоемах.
Так, на государственной границе с Грузией и Азербайджанской Республикой до стабилизации обстановки сохраняется существующая система защиты и охраны государственной границы, в основу которой положены действия пограничных органов по недопущению проникновения через государственную границу незаконных вооруженных формирований и пресечению их деятельности на приграничной территории (в зоне ответственности). Одновременно осуществляется развитие пограничной инфраструктуры.
С Республикой Казахстан и Украиной система охраны государственной границы неизменна до стабилизации обстановки, в основу которой положены действия пограничных органов по прикрытию государственной границы преимущественно оперативными силами, средствами и методами. Оперативная деятельность дополняется действиями групп специального назначения по контролю состояния установленных режимов и реализации конкретных данных оперативной обстановки. Одновременно на участке государственной границы с Республикой Казахстан осуществляется развитие пограничной инфраструктуры и наращивание сил и средств.
Охрана государственной границы с Китайской Народной Республикой и Корейской Народно-Демократической Республикой осуществляется посредством действий пограничных органов по поддержанию установленных режимов и пресечению противоправных действий на государственной границе.
На границах с Королевством Норвегия, Финляндской Республикой, Республикой Польша, государствами Балтии и Монголией осуществляется последовательный переход к охране государственной границы преимущественно оперативными силами, средствами и методами.
В морском пограничном пространстве также предстоит решить комплекс сложных задач.
На территории Российской Федерации, к которой примыкают территориальное море, исключительная экономическая зона и континентальный шельф Российской Федерации Черного моря и бассейнов морей Тихоокеанского региона, а также воды Азовского моря, создаются и совершенствуются пограничные управления береговой охраны ФСБ России, единая система управления деятельностью пограничных органов на морских направлениях. В данных пограничных управлениях формируются сбалансированные по силовым и оперативным возможностям структуры пограничных органов с централизованным управлением, способные совместно с другими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти обеспечить национальную безопасность в пограничной сфере на морских направлениях. В основу оперативно-служебной деятельности пограничных управлений береговой охраны положен непрерывный сбор и анализ в реальном масштабе времени данных о надводной обстановке, выявление и последующее пресечение правона-
Поздняков А.И., Шевцов В.С. Пограничная безопасность Российской Федерации: сущность, основные задачи обеспечения
рушений применением морских, авиационных и других сил и средств. На остальных направлениях создаются функционально выделенные системы органов и подразделений береговой охраны.
Государственный контроль в сфере охраны водных биологических ресурсов включает формирование государственных морских инспекций, которые развертываются в региональных центрах государственного контроля Российской Федерации.
На путях международных сообщений сохраняется функционально выделенная система органов и подразделений пограничного контроля, оптимизируются организационно-штатные структуры пограничного контроля, количество пунктов пропуска через государственную границу. Органы и подразделения пограничного контроля оснащаются современными автоматизированными техническими средствами, которые включаются в единую систему информационного обеспечения.
Охрана государственной границы, природных ресурсов в морском пограничном пространстве Арктического региона и контроль движения судов по Северному морскому пути возлагается на соответствующие региональные пограничные управления и пограничные управления в их составе. Ранее эту задачу выполнял Отдельный Арктический пограничный отряд.
До недавнего времени защита и охрана Государственной границы Российской Федерации традиционно осуществлялись войсковыми методами. Теперь большинство угроз, существующих в пограничном пространстве нашего государства, носят невоенный характер. Эффективность их нейтрализации в рамках существовавшей системы была затруднена в силу недостаточно адекватного реагирования на них войсковыми методами и способами действий. В то же время о результативности оперативно-розыскной деятельности свидетельствует то, что за период с 2004 по 2008 гг. именно вследствие использования результатов данной деятельности было задержано более 80% наркотических средств и более 90% контрабанды.
Успешность применения оперативных методов охраны государственной границы способствовала принятию решения о реформировании пограничной службы и создании системы пограничных органов Федеральной службы безопасности как оперативных подразделений по борьбе с трансграничной преступностью на Государственной границе Российской Федерации, в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ.
Процедура реформирования предполагала три этапа: 1) с 2007 по 2010гг.; 2) с 2011 по 2015гг.; 3) с 2016 по 2020гг.
Первый этап предполагал решение следующих задач:
1. Создание условий для качественного совершенствования пограничной службы и экспериментальной отработки новых форм и способов деятельности при решении задач охраны морских биоресурсов, противодействия незаконному обороту наркотиков и нелегальной миграции.
2. Завершение структурных преобразований пограничной службы, связанных с переходом на территориальнолинейный принцип построения пограничных органов.
3. Обустройство новых участков государственной границы новыми техническими системами и элементами инфраструктуры.
4. Разработка и внедрение современных средств и методов управления пограничными органами.
5. Формирование единой системы обеспечения органов безопасности.
Второй этап предполагает решение следующих задач:
1. Использование потенциала пограничной службы для решения задач по охране государственной границы, а также экспериментальная отработка новых форм и способов деятельности при решении задач борьбы с основными видами трансграничной преступности и негативных трансграничных потоков.
2. Оптимизация количественно-качественного состава и структуры пограничных органов.
3. Дальнейшее обустройство государственной границы и развитие пограничной инфраструктуры.
4. Формирование системы межведомственного взаимодействия.
5. Разработка и внедрение автоматизированных комплексов управления пограничной деятельностью.
6. Развитие системы информационного, аналитического, научного, материального и социального обеспечения пограничных органов.
Третий этап предполагает решение следующих задач:
1. Дальнейшее наращивание и использование потенциала пограничной службы для решения задач по противодействию всему спектру угроз безопасности Российской Федерации в пограничной сфере.
2. Осуществление оптимизации структурно-функционального построения пограничной службы.
3. Завершение обустройства государственной границы и развития пограничной инфраструктуры.
4. Совершенствование систем оснащения и обеспечения пограничных органов.
5. Развитие межведомственного взаимодействия и создание системы централизованного управления пограничной деятельностью, а также системы государственного контроля трансграничных потоков, выявления, оценки
Поздняков А.И., Шевцов В.С. Пограничная безопасность Российской Федерации: сущность, основные задачи обеспечения
и нейтрализации угроз, связанных с ними.
На протяжении всего периода реформирования пограничных органов реализуются следующие направления технического развития пограничных органов:
— создание эффективных систем контроля (мониторинга) обстановки на Государственной границе, предполагающих разработку и внедрение глобальной системы контроля обстановки на Государственной границе и состоящих из подсистем космического контроля, воздушного контроля, надводного контроля, контроля сухопутных участков границы, пограничного контроля в пунктах пропуска, связи;
— создание и оснащение пограничных органов эффективными средствами предотвращения (пресечения) нарушений государственной границы.
* * *
Пограничная безопасность нашей страны — это не только защищенность национального достояния, национальных ценностей от ущерба через границу и в пограничном пространстве. Ее следует понимать и как защищенность от любых видов ущерба способности пограничных органов Федеральной службы безопасности обеспечивать надежную охрану границ, всех компонентов данной способности, в том числе и технической оснащенности, и морально-психологического потенциала пограничных органов.
В условиях глобализации основные угрозы пограничной безопасности приобретают невоенный характер. Их нейтрализации более эффективно осуществляется методами оперативно-розыскной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА / REFERENCES
1. Основы пограничной политики Российской Федерации: Утверждены Президентом Российской Федерации 5 октября 1996 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/ documents/28.html (дата обращения :12.11.2012).
2. Путин В.В. Выступление и дискуссия на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности. 10 февраля 2007 г. Мюнхен // Президент России. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://archive.kremlin.ru/appears/2007/02/ 10/1737_type63374type63376type63377type63381type82634_118 097^^т1
3. Дело «Трёх китов» // Википедия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org (дата обращения: 12.11.2012).
4. Кулаков А.В. Глобализация как многомерный процесс и ее влияние на пограничную безопасность Российской Федерации: Монография. М.: ПА ФСБ РФ, 2010.
5. Пограничная политика: Учебное пособие / Под ред. В.А. Дмитриева. М.: ПА ФСБ РФ, 2010.
6. Поздняков А.И. Системно-деятельностный подход в военнонаучных исследованиях: монография. М.: ВАГШ, 2008.
7. Совет Безопасности Российской Федерации - 20 лет. М.: ФГУП «Известия» Управления делами Президента РФ, 2012.
1. Osnovy pogranichnoi politiki Rossiiskoi Federatsii. Utverzhdeny Prezidentom Rossiiskoi Federatsii 5 oktyabrya 1996 g. URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/28.html (data obrashcheni-ya:12.11.2012).
2. Putin V.V. (2007). Vystuplenie i diskussiya na Myunkhenskoi
konfe-rentsii po voprosam politiki bezopasnosti. 10 fevralya 2007 g. Myunkhen. On: Prezident Rossii. Ofitsial'nyi sait. URL:
http://archive.kremlin.ru/appears/2007/02/10/1737_type63374type 63376type63377type63381type82634_118097.shtml
3. Delo «Trekh kitov». On: Vikipediya. URL: http://ru.wikipedia.org (data obrashcheniya: 12.11.2012).
4. Kulakov A.V. (2010). Globalizatsiya kak mnogomernyi protsess i ee vliyanie na pogranichnuyu bezopasnost' Rossiiskoi Federatsii: Monografiya. PA FSB RF, Moskva.
5. Pogranichnaya politika: Uchebnoe posobie. Pod red. V.A.
Dmitrieva. PA FSB RF, Moskva.
6. Pozdnyakov A.I. (2008). Sistemno-deyatel'nostnyi podkhod v voen-no-nauchnykh issledovaniyakh: Monografiya. VAGSh, Moskva.
7. Sovet Bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii - 20 let. FGUP «Izvesti-ya» Upravleniya delami Prezidenta RF, Moskva. 2012.
BORDER SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION:
ESSENCE AND THE MAIN TASKS OF ENSURING
Alexander I. Pozdnyakov, Doctor of Philosophy, Professor, Honoured Worker of Science, Professor at the National Security Department of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation E-mail: [email protected]
Vladimir S. Shevtsov. PhD (Psychological Science), Lecturer at the Department of General Psychology and Psychology of Personality, Modern Humanitarian Academy E-mail: [email protected]
The relevance of Russian Federation border security ensuring caused by accelerating of globalization process, the rich natural resources of our country, as well as increasing of its economy openness due to the accession to the WTO. Meanwhile, the theoretical and methodological basis of ensure of the protection and guarding of the State border of the Russian Federation are far from perfect, that's why development of the general theory of border security is extra-actual. In our opinion, the most appropriate format for the safety research in general, and border security in particular, is a system-activity approach and axiological approach as its essential component. The logic of system design concepts of the theory of border security in the context of axiological approach allows us to construct the sequence «national treasure (wealth, resources, and its value) — border harm (damage to the national heritage in the border area,
Поздняков А.И., Шевцов В.С. Пограничная безопасность Российской Федерации: сущность, основные задачи обеспечения
as well as damage from the border crossing by someone or something) — border dangers, border threats, and sources of these ones — border security». As part of the axiological approach we refine the definition of each element of this logical sequence, classify and characterize the border dangers, threats and damage, as well as the main challenges and problems of protection and guarding of the State border of the Russian Federation.
Thus, we highlight the following groups of tasks to be solved in the aim of improving of the Russian borders protection:
1) protection and guarding of the State border on land, rivers, lakes and other water bodies,
2) in the maritime border space,
3) on the lines of international communications,
4) in the Arctic region.
We pay particular attention to the moral and psychological aspect of protection and guarding of the State border and border security in general.
Keywords: border security, axiological approach, national values, national interests, border threat, border damage.