Научная статья на тему 'ПОЭЗИЯ НАДСОНА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА'

ПОЭЗИЯ НАДСОНА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
52
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / КРУГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ / СТИХИ С.Я. НАДСОНА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Безменова Л.П.

В статье рассматриваются каноны детской литературы, важнейшие критерии отбора произведений для круга детского чтения. Автор доказывает, что стихи Надсона полноправно входят в сборники поэтических текстов, адресованных детской и юношеской аудитории. В статье дается литературный анализ стихов поэта с детской тематикой. Подчеркивается их познавательная, эстетическая и гражданская функция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NADSON’S POESY FOR CHILDREN AND YOUNG PEOPLE

The article considers the canons of children’s literature, the most important selection criterions for the children’s reading circle. The author proves that Nadson’s poems are included in the anthologies, addressed to children and young readers, by all rights. The article contains the analysis of the Nadson’s poems having children’s themes. Their instructive, esthetical and civil functions are marked.

Текст научной работы на тему «ПОЭЗИЯ НАДСОНА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА»

УДК821.161.1

Безменова Л.П. аспирант

кафедра истории русской литературы 19 века Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Россия, г. Москва ПОЭЗИЯ НАДСОНА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА

Аннотация

В статье рассматриваются каноны детской литературы, важнейшие критерии отбора произведений для круга детского чтения. Автор доказывает, что стихи Надсона полноправно входят в сборники поэтических текстов, адресованных детской и юношеской аудитории. В статье дается литературный анализ стихов поэта с детской тематикой. Подчеркивается их познавательная, эстетическая и гражданская функция.

Ключевые слова: детская литература, круг детского чтения, стихи С.Я. Надсона.

Bezmenova L. P, graduate student

Postgraduate student of the Department of history of Russian literature of

the 19th century Moscow state University. M. V. Lomonosov

Russia, Moscow

NADSON'S POESY FOR CHILDREN AND YOUNG PEOPLE

Abstract

The article considers the canons of children's literature, the most important selection criterions for the children's reading circle. The author proves that Nadson's poems are included in the anthologies, addressed to children and young readers, by all rights. The article contains the analysis of the Nadson's poems having children's themes. Their instructive, esthetical and civil functions are marked.

Keywords: children's literature, the children's reading circle, Nadson's poems.

Раннее сиротство и нелегкое детство нашли свое отражение не только в жизни С.Я. Надсона, но и в его лирике, что неудивительно. Детские впечатления - одни из самых сильных в жизни человека. В той или иной степени, тема детства проходит через все творчество поэта. Глубокой нежностью и проникновенным лиризмом проникнуты его стихи, героями которых являются дети. Справедливости ради стоит заметить, что, так же, как и многие другие русские писатели и поэты, Надсон непосредственно для детей писал нечасто. Однако мотивы взросления, раннего одиночества, тоска по матери - являются лейтмотивом его стихов разного периода. Отдельные из них на протяжение многих лет регулярно входят в антологии поэзии для детей, таким образом, став произведениями, вошедшими в круг детского

чтения, а следовательно - детской литературы. Так что же является привлекательным для детского восприятия в стихах С.Я. Надсона? На этот вопрос мы попытаемся ответить в данной статье.

Для начала мы должны определиться с канонами детской литературы и понять критерии, по которым она формируется. Детская литература -серьезная область художественного творчества и мощное орудие нравственного развития человека. Она состоит из двух обширных пластов -произведений, написанных специально для детей, и - так называемого «круга детского чтения». «Детское чтение» включает в себя произведения или отдельные фрагменты из произведений всеобщей литературы, доступные детскому восприятию, интересные детям и тем самым закрепившиеся в их чтении. Круг детского чтения, подобно полноводным рекам, питает основной пласт детской литературы. Ведь с расширением его детская литература заметно обогащается, усиливается её идейно -воспитательная, гражданственная, патриотическая значимость, потому что книги, пришедшие в детскую литературу из общей литературы, вводят детей в круг проблем и задач «взрослой» жизни.

Детская литература обращена к растущему человеку. Поэтому, говоря о ней, мы не можем не брать в расчет педагогические требования, предъявляемые к произведениям, предназначенным для чтения детям. Они должны являть собой органическое соединение воспитательной, познавательной и эстетической функций и быть доступными детскому восприятию.

Самые выдающиеся писатели и поэты разных эпох принимали участие в формировании той детской литературы, которую мы сейчас имеем. Русский человек с младых ногтей впитывает в себя слог таких мастеров художественного слова, как Пушкин, Лермонтов, Крылов, Одоевский, Погорельский, Ершов, Л. Толстой, Некрасов, Чехов, Мамин-Сибиряк, Чуковский и многих других. В детское чтение вошли произведения и фрагменты произведений Гоголя, Кольцова, Тургенева, Достоевского, Гаршина, Короленко. Список этот можно продолжать долго. Ибо, перефразировав Константина Станиславского, «для детей нужно писать так же, как для взрослых, только еще лучше», - а ведь именно лучшие моменты творческих исканий того или иного литератора становятся достоянием детской литературы.

Читая, ребенок развивается эмоционально, духовно и интеллектуально. «Всем хорошим во мне я обязан книгам» [1], - писал М. Горький. Чтение развивает образное мышление и кругозор ребенка на самом раннем этапе приобщения к литературе. Поэтому ворос о содержании детской литературы всегда вызывал споры и дискуссии.

В конце 18в. в детской литературе наметилась положительная традиция изображать внутренний мир ребёнка. В 19в. она получила свое развитие. Благодаря талантливым произведениям нового толка, лирическим героем стал сверстник читателя ("Серый армяк" В. В. Львова, "Сказки

дедушки Иринея" В. Ф. Одоевского, "Чёрная курица, или Подземные жители" А. А. Погорельского,). Но в то же время зачастую воспитательная функция подменялась прямолинейной назидательностью, «доступность» -примитивным языком. Особенно это касается касается произведений, написанных в начале 19 в. специально для детей. Большое значение в искоренении такого рода детской литературы сыграла демократическая критика в лице В.Г.Белинского. Критик подчеркнул важность эстетических требований, предъявляемых детской литературе, обратил внимание на ценность литературы, обращённой, в первую очередь, к чувствам ребёнка, где вместо отвлечённых идей и патетичных выводов основным будут красота и ясность родного языка: «Главное дело - как можно меньше сентенций, нравоучений и резонерства; их не любят и взрослые, а дети просто ненавидят, как и все, наводящее скуку, сухое и мертвое» [2, т. 4, с. 92]. Белинский первым сформулировал основные принципы реализма в детской литературе. В своей статье «О детских книгах», он писал, обращаясь к детским писателям: «...не искажайте действительности ни клеветами на нее, ни украшениями от себя, но показывайте ее такою, какова она есть в самом деле, во всем ее очаровании и во всей, ее неумолимой суровости, чтобы сердце детей, научаясь ее любить, привыкало бы, в борьбе с ее случайностями, находить опору в самом себе» [2, т. 4, с. 95].

Белинский ориентировал писателей учитывать возрастные особенности юного читателя: «.потребности семилетнего дитяти уже не те, что у ребенка трех лет, а потребности двенадцатилетнего дитяти далеко не те, как у семилетнего.» [2, т. 4, с. 97]. Н. А. Добролюбов и Н. Г. Чернышевский, продолжая традиции реализма, решительно выступили за расширение узкого круга традиционно детских тем детской литературы. Они указывали на важность создания социальной литературы для детей, которая обогащала бы ребенка практическим опытом, способствовала духовному росту, формировала творческое начало и готовила ребенка к жизненной борьбе.

Принципиально новый этап в отечественной поэзии для детей начался с творчества Н. А. Некрасова. Поэт продолжил традиционную форму разговора взрослого с ребёнком, наполнив её драматическим содержанием ("Железная дорога"). Впервые лирическим героем - именно в стихах Некрасова - предстал крестьянский ребёнок: обаятельный, непосредственный и живой. Многие произведения поэта прочно вошли в круг детского чтения. Юные герои А. П. Чехова, В. Г. Короленко, К. М. Станюковича, А. И. Куприна, как правило, принадлежат к низшим кругам общества. Чаще всего они разделяют судьбу окружающих их взрослых. Социальные условия таковы, что эти дети лишены детства и трудятся наравне со своими "униженными и оскорблёнными" родителями.

На литературную арену С.Я. Надсон выступил именно на волне реалистических тенденций в литературе, что нашло свое отражение и в его стихах, обращенных к теме детства. В раскрытии данной темы - Надсон

последователь Некрасова в манере построения разговора с ребенком на-равных и духовный сторонник Чехова и Короленко. Среди его стихов есть такие:

«Я не был ребенком. Я с детства узнал Тяжелое бремя лишений, Я с детства в душе бережливо скрывал Огонь затаенных сомнений. Я с детства не верил в холодных людей, В отраду минутного счастья, И шел я угрюмо дорогой своей Один, без любви и участья» [3, с. 56].

Однако манеру Надсона отличает необыкновенная мягкость и деликатность, с которой он обращается к ребенку: «дитя», «малютка», «птичка», «голубка» и т.д. Надсон очень любил детей и всегда был внимателен к ним. Поселившись на съемной квартире в Крондштате, Семён Яковлевич привязался к детям хозяев. В Италии, в Ментоне, он шутил и возился, по рассказам М. В. Ватсон, с дочерью хозяев, «милой, весёлой шалуньей» [4, с. 10]. Поэт написал ей шуточное стихотворение, полное намёков, разных острот, бывших в ходу между ними. У него были маленькие приятели и приятельницы в семьях знакомых и друзей. Дети очень тянулись к нему. Одно из последних в жизни писем он посылает из Ялты шестилетней девочке Любе Реутской. Оно дышит нежностью и теплотой: «Милая моя Бусенька, ваша мамаша написала, что вы меня целуете - это меня очень обрадовало. Мне жалко, что я далеко от вас, что вы теперь не можете больше ко мне заходить в гости. Я здесь о вас соскучился. Учитесь скорее читать и писать, чтобы уметь написать мне письмо...». К письму была приложена фотография Надсона с надписью: «Дорогой маленькой ласточке Бусе на память от лохматого» [4, с. 12].

Так же, как Некрасов и Есенин, Надсон - один из немногих в русской литературе поэтов-сыновей. В 11 лет оставшись круглым сиротой, Надсон всю свою недолгую жизнь оставался преданным сыном. Образ матери запечатлен в самых лучших его стихах:

«Глухо стонет вьюга, стонет и рыдает, И в окно стучит костлявою рукой... Жгучий страх мне сердце детское сжимает: "Мама, дорогая, сядь, побудь со мной!.. "И она прильнула нежно к изголовью, Нежно лоб мой гладит, в очи мне глядит, И под голос вьюги лаской и любовью, Грустью и заботой речь её звучит...» [3, с. 400].

Образ матери предстаёт как бесконечно дорогой и любимый образ далёкого детства. Мать учит сына добру, правде, любви: «И звенит мне голос: «В долгой, горькой жизни

Много встретит спящих твой усталый взгляд, Не клейми ж их словом едкой укоризны, Полюби их, милый, полюби, как брат!» [3, с. 401]. Надсон-идеалист, он хочет видеть всех детей счастливыми и обласканными любовью. Так, его лирический герой радуется, когда видит детей вокруг зажжённой ёлки:

«Весь вечер нарядная ёлка сияла Десятками ярких свечей, Весь вечер, собравшись вокруг, ликовала, Толпа беззаботных детей...

А он - их дядя, добрый весельчак, смешит детей до упаду и рассказывает им о диковинных чудесах:

... Есть страны, где люди от века не знают Ни вьюг, ни сыпучих снегов: Там только нетающим снегом сверкают Вершины гранитных хребтов. Цветы там душистее, звёзды - крупнее, Светлей и нарядней весна, И ярче там перья у птиц и теплее Там дышит морская волна» [3, с. 343].

Поэту очень хочется, чтобы дети не плакали от дневных огорчений, в том числе причиненных взрослыми, чтобы они спокойно засыпали и им снились волшебные сны. В творчестве поэта есть прекрасный пример колыбельной. Музыкальность и мелодичность этого стиха, написанного 4-х и 3-стопным анапестом, плавность и текучесть звуков быстро сделали его песней:

«Тихо дремлет малютка в кроватке своей, Мягким блеском луны озарённой, И плывут вереницы туманных теней Над головкой его утомлённой. Целый сказочный мир развернулся пред ним: Вот на птице стрелою он мчится, Вот под ним перекинулась волком седым И по лесу несёт его птица. Вот он входит на звёздный, ночной небосвод И в коралловый замок русалки идёт...» [3, с. 253]. Подобная образность много позже легла в основу популярной колыбельной 20-го века «Спят усталые игрушки...».

Надсоновские стихи о природе, насыщенные светлым восприятием красот родной страны дополнили детскую литературу прекрасными образцами пейзажной лирики. Простые и понятные строки педагоги используют для ознакомления детей окружающим миром. Таково одно из стихотворений Надсона:

«Заря лениво догорает

На небе алой полосой;

Село беззвучно засыпает

В сияньи ночи голубой;

И только песня, замирая,

В уснувшем воздухе звучит,

Да ручеек, струей играя,

С журчаньем по лесу бежит...» [3, с. 105].

Стихотворение очень образно, каждое предложение - отдельная картина. Оно наполнено предметами, звуками, оттенками цветов и действиями. Обилие глаголов и предлогов дают ощущение постоянного движения, важного для ребенка. Рифмы очень точные и ясные. Детское восприятие без труда нарисует себе картину угасающего дня и сохранит ее в памяти. У Надсона есть другие, не менее удачные образцы стихотворений подобного плана.

«Для детских писателей необходима острая память детства», - писал В.П.Аникин. Надсон, который сам не так давно вышел из детского возраста, в своих стихах умеет разговаривать с детьми на равных и при этом с глубокой нежностью и пониманием. Он говорит с ними на их языке: «Часто ты шепчешь, дитя, засыпая В тёплой и мягкой кроватке своей: "Боже, когда же я буду большая?.. О, если б только расти поскорей! Скучных уроков уж я б не учила, Скучных бы гамм я не стала играть: Всё по знакомым бы в гости ходила, Всё бы я в сад убегала гулять!» [3, с. 252].

При этом Надсон-поэт очень проницателен. Он умеет видеть в маленьких детях личности:

«Есть странные дети: веселья и шума

Бегут, как заразы, они;

Какая-то старчески тихая дума

Туманит их ясные дни;

Ничто их не тешит - на всё равнодушно

Их грустные глазки глядят,

И, кажется, жить им и тесно, и душно...» [3, с. 377]. Одинокие дети - как и одинокие люди - одна из любимых тем Надсона. В его творчестве есть прекрасные образцы стихов, обращенных к сложному подростковому возрасту:

«.Нередко в зелени густых его аллей, Вкруг берега пруда идущих полукругом, Встречаю я толпу играющих детей, И кое с кем из них уж стал горячим другом. Меж них есть у меня любимица одна, Подросток-девочка; мы с ней толкуем много...

Боюсь, что бедная едва ли не больна, -Уж слишком взгляд ее горит не детски строго...» [3, с. 375]. Шедевром в раскрытии темы непростого периода взросления служит стихотворение Надсона «Дурнушка», которое имеет несколько вариантов. Поэту от всей души жалко некрасивую, но милую и умную девочку: «Бедный ребёнок, - она некрасива! То-то и в школе, и дома она Так не смела, так всегда молчалива, Так не по-детски тиха и грустна!..» [3, с. 222]. А вот вариант 1884-го года: «Что сталось с голубкой моей дорогой, С весёлою птичкой моей? Как жемчуг, по щёчкам слеза за слезой Бежит из поникших очей; Вся книга закапана в горьких слезах, Конца им, непрошеным, нет. Не стыдно ли плакать, как дети впотьмах, Невестой, в пятнадцать-то лет!» [3, с. 361].

По воспоминаниям знавших Надсона, он отличался необычайной душевной чистотой и благородством, «приветливый со всеми, иногда ласковый, как ребёнок, нежно любивший детей, замечательно откровенный, кроткий, гуманный, с нежной и любящей душой, он вместе с тем был крайне прямой, искренний, чуткий человек, очень отзывчивый и впечатлительный. Такое сочетание свойств, в соединении с возвышенным поэтическим настроением, делало его особенно решительным, подчас резким врагом всего низкого, пошлого, лицемерного и раболепного. Это был человек живой, искавший правды, с донкихотским упорством, возмущавшийся до глубины души тем, что, по его мнению, шло в разрез с нею и в ущерб ей, и готовый вести борьбу на смерть со своим врагом, не спрашиваясь у собственных своих сил, хватит ли их и вынесет ли он борьбу» [5, с. 14], -вспоминала первая библиограф Надсона М. В. Ватсон.

В.Г.Белинский писал, что для того, чтобы писать детям, «нужна душа благодатная, любящая, кроткая, спокойная, младенчески простодушная; ум возвышенный, образованный, взгляд на предметы просветленный, и не только живое воображение, но и живая поэтическая фантазия, способная представить все в одушевленных, радужных образах. Не говоря уже о любви к детям» [2, т. 4, с. 89]....

Именно таким человеком был поэт С.Я Надсон.

Использованные источники:

1. Горький, М. О книге. Предисловие Максима Горького к книге P.Mortier «Historie generale des littératures etrangeres», Paris, 1925// [Электронный ресурс] М.Горький. О книге. - Режим доступа: http://www.slideshare.net/shulaev/ss-25859977 свободный.

2. Белинский, В. Г. Полное собрание сочинений. Том IV. Статьи и рецензии

1840-1841. - М.: Издательство Академии наук СССР, 1955. - Т. 4, с. 92, 95, 97, 89.

3. Надсон, С.Я. Полн. собр. стихотворений. - М.: Советский писатель, 1962. - С. 56, 400, 401, 343, 253, 105, 252, 377, 375, 222, 361.

4.Ватсон, М.В. Семен Яковлевич Надсон Биографический очерк. Вступительная статья к книге Надсон С.Я. Полное собрание сочинений под ред. М.В. Ватсон. Приложение к журналу Нива. -Петроград: Изд. т-ва А.Ф.Маркс, 1917. - с.10,12, 14.

УДК 159.59

Белова Е.В. магистрант 1 курса факультет «Психолого-педагогического и социального образования» Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Россия, г. Волгоград

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАПРОСОВ ПОДРОСТКОВ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ

В статье представлено эмпирическое исследование индивидуальных запросов подростков на психологическую помощь. Задачами послужило определение содержания и модальности запроса подростков в формате консультирования, а также определение содержания основных проблем запросов современного подростка на психологическую помощь.

Ключевые слова (исследование, подростки, запросы, индивидуальные запросы, помощь, психологическая помощь).

Белова Е. В. магистрант

1 course, the faculty of «Psycho-pedagogical and social education "

Volgograd State Socio-Pedagogical University

Russia, Volgograd

AN EMPIRICAL STUDY OF INDIVIDUAL REQUESTS OF TEENS ON PSYCHOLOGICAL HELP

The article presents an empirical study of individual requests of teenagers for psychological help. The task was the determination of the content and modalities of the request of teenagers in the format of the consultation and determination of the substantive issues of the queries of the modern teenager for psychological help.

Keywords (research, adolescents, queries, individual queries, assistance, psychological assistance).

Особенность возрастно-психологического консультирования берет начало в работах Л.С. Выготского, который рассматривал возраст в контексте специфики социальной ситуации развития, иерархии типов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.