Научная статья на тему 'Поездка Г. П. Башарина в Западную Германию: штрихи к портрету личности и общества'

Поездка Г. П. Башарина в Западную Германию: штрихи к портрету личности и общества Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
105
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поездка Г. П. Башарина в Западную Германию: штрихи к портрету личности и общества»

З. К. Башарина, К. Г. Башарин

ПОЕЗДКА Г. П. БАШАРИНА В ЗАПАДНУЮ ГЕРМАНИЮ:

ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА

Изучение деятельности известного якутского историка Г. П. Башарина имеет большое воспитательное значение. Наиболее детально биография Башарина была освещена в книге воспоминаний его супруги К. И. Платоновой и в сборнике воспоминаний друзей, родственников и коллег. Однако даже в этих источниках нет информации об одной из ярких страниц жизни Георгия Прокопьевича - его 2-недельной поездке в Западную Германию в 1968 г. Это была первая и последняя поездка Башарина зарубеж.

Поездка эта была совершена во время новой светлой полосы в жизни Башарина. В 1968 г. он был председателем комиссии по присуждению республиканской премии им. П. А. Ойунского в области литературы и искусства, в 1967 был награжден орденом Трудового Красного Знамени, в период с 1963 по 1979 гг. был депутатом Верховного совета ЯАССР У1-1Х созывов, а также председателем постоянной комиссии по народному образованию и культуре.

Поездка советской делегации в Западную Германию была организована по линии общества «Знание» в связи со 150-летием К. Маркса и длилась с 27 апреля по 14 мая 1968 г. Произошла она на фоне потепления экономических отношений между ФРГ и СССР в 1960-х гг. и заключения взаимовыгодной сделки 1 февраля 1970 г. о поставке из ФРГ в СССР труб большого диаметра и другого оборудования для строительства газопровода в Западную Европу с оплатой за поставленные трубы и оборудование газом с месторождений Западной Сибири. С начала 1970-х годов ФРГ прочно заняла место главного торгового партнера СССР.

Георгий Петрович Башарин опубликовал о своей поездке целый ряд больших статей в нескольких номерах республиканских газет «Социалистическая Якутия» и «Кыым», а также в журнале «Полярная звезда».

БАШАРИНА Зоя Константиновна - д. филол. н., профессор Института языков и культуры народов Северо-Востока РФ СВФУ.

E-mail: [email protected]

BASHARINA Zoya Konstantinovna - Doctor of Philological Sciences, Professor of the Institute of Languages and Culture of the Peoples of the North-East of the Russian Federation, the North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov.

E-mail: [email protected]

В очерках Башарина в первую очередь бросается в глаза обилие дополнительных сведений о Германии. Очерки его - это не просто путевые записи, а богатый экскурс в историю Германии с древнейших времен по современный период. Для нас раскрывается новая грань учёного - как специалиста по истории Европы, ведь мы привыкли воспринимать его исключительно как эксперта по Якутии.

Первым городом, куда приехала делегация советских ученых, был Кёльн. Там они пробыли всего день, но сведения рассказчика о городе обширны по истории, географии, архитектуре, а также социально-экономическому состоянию.

Георгий Прокопьевич был счастлив увидеть своими глазами места, где родился и работал Карл Маркс, которого он высоко ценил: «Для

советских туристов представляет большой интерес то, что в 1842-1843-х гг. в Кёльне жил и работал К. Маркс». В каждом городе он с особым вниманием рассматривал места, связанные с К. Марксом. В Бонне он отмечает, что «Боннскому университету делает честь то, что в 1835-36 гг. здесь учился гениальный сын немецкого народа К. Маркс».

В Бонне их приняли в бундестаге. Это была большая честь для делегации советских ученых. Их принимали участники парламента: доктор юридических наук Удо Гиулини, экономист, доктор Герберт Чай, полномочный по внешней торговле, адвокат Маеника Эрнст. Советские ученые задали много интересных вопросов. Например, спросили, почему столицей является не крупный город, а незначительный Бонн. Местные жители это объясняют сильным разрушением других городов ФРГ, а во-вторых, здесь родился Конрад Аденауэр. Башарин излагает своё предположение: «Правящие круги Западной

Германии, кроме упомянутых причин, надо полагать, руководствовались и глубоким стратегическим соображением, связанным с их реваншистским, агрессивным внешнеполитическим курсом. Они

БАШАРИН Карл Георгиевич - д. м. н., профессор, зав. кафедрой анатомии Мединститута СВФУ.

E-mail: [email protected]

BASHARIN Karl Georgievich - Doctor of Medical Sciences, Chairman of the Department of Anatomy of the Medical Institute, the North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov.

E-mail: [email protected]

стремились к тому, чтобы в случае военных осложнений, их столица находилась подальше от Востока, в глубоком тылу». В беседе поднимались не только политические вопросы, говорили также о науке, культурных связях, туризме. Автор подробно описывает дом-музей великого композитора Людвига ван Бетховена, отмечает любовь и уважение немецкого народа к памяти великого земляка.

Дальше маршрут следовал в г. Дортмунд -крупный промышленный современный город с развитой инфраструктурой. Башарин характеризует Дортмунд как центр немецкого рабочего класса, демократических, левых сил Западной Германии.

В Дортмунде их встретили и приняли на высшем уровне члены Рейнско-Вестфальского иностранного общества: первый бургомистр города Эрих Риекке, советник по вопросам культуры, просвещения и науки, доктор философии Шпильгоф, вице-президент общества, директор гимназии доктор Фепель, сотрудник отделения городского управления по вопросам культуры Германии Гассенбюргер и др. Их выступления были искренними, выражающими заинтересованность в сотрудничестве.

Далее делегация отправилась во Франкфурт-на-Майне. Весь следующий день участники делегации ознакамливались с достопримечательными местами города. Они посетили дом-музей Гёте, впечатления о котором были подробно описаны Башариным.

Наших ученых принимали в Народном университете, где ректор ознакомил с задачами и содержанием работы университета, в котором обучение хоть и ведется на платной основе, но остается востребованным. Для советских туристов это было новым. Вечером они были на приеме немецко-советского общества, на котором председатель господин Роттер рассказал о работе общества, в основном представляющую собой налаживание экономических и культурных связей между Востоком и Западом. Об этом городе также остались теплые впечатления.

Утром 5 мая туристы посетили основной объект поездки в г. Трир - дом-музей К. Маркса на Брюккен-штрассе, 10. Подробно в историческом ракурсе описывается дом-музей, где они пробыли всего полчаса: «Мы вышли из дома-музея счастливые. Одно то, что мы были в доме, где родился Маркс, для нас много значило». 6 мая туристы продолжили осмотр Трира. На Симмонштрассе видели дом, в котором К. Маркс жил с 1819 по 1835 гг., здание гимназии, где он учился, и дом, в котором встретил свою будущую жену Женни фон Вестфален.

Кульминацией поездки был международный митинг, организованный западногерманскими прогрессивными деятелями, который состоялся в огромном зале «Тривирис» большого здания «Ферайнхаус». Собралось приблизительно около

двух тысяч человек. Митинг начался в 14 часов, перед участниками митинга выступили представители коммунистических и рабочих партий разных стран.

Поездка завершилась посещением Гейдельберга и Мюнхена, где в Институте по изучению стран Восточной Европы состоялся круглый стол. Из советской делегации выступили трое докладчиков. Одним из них был сам Башарин. Он подробно об этом написал в путевых записках «Гейдельберг-Мюнхен», опубликованных в том же 1968 г. в «Полярной звезде». По жанру это художественный очерк с ярким образом автора-повествователя - человека широкой эрудиции, с богатым духовным миром. Его интересуют вопросы науки, техники, искусства, политики.

Один день они пробыли в г. Гейдельберге, где посетили университет. Автор с радостью и трепетом ожидал встречи с этим городом. Он пишет: «Я давно мечтал видеть этот город, и был рад даже такой [имеется в виду кратковременность пребывания -Авт.] возможности познакомиться с ним. Как историк я знал, что в 1907 г. у деревни Мауэр, в 17 км к юго-востоку от Гейдельберга, в древних отложениях р. Неккар, на глубине 24 м была обнаружена нижняя челюсть человека, происхождение которой датируется периодом миндельского оледенения (приблизительно 500 тыс. лет назад). Древний обладатель этой челюсти назван гейдельбергским человеком, и большинство исследователей сближает его с питекантропом и синантропом».

Советских туристов сразу по прибытии в Мюнхен пригласили в Институт по изучению стран ЮгоВосточной Европы, где состоялся круглый стол с докладами и выступлениями. Башарин пишет: «На встрече присутствовали директор Института доктор Ганс Раупах, руководители и лекторы семинаров, заведующие кафедрами и многие другие сотрудники». Познакомившись с составом делегации, они изъявили желание послушать доклады - представителей разных национальностей по вопросам культуры. Выбор пал на троих: доктора технических наук, профессора Грузинского политехнического института Д. М. Мшвениерадзе, доктора исторических наук, профессора Якутского государственного университета Г. П. Башарина, зав. кафедрой политэкономии и научного коммунизма Хабаровского государственного пединститута В. Е. Коковкину. После каждого доклада задавались вопросы, причем довольно каверзные.

Вторым выступал Георгий Прокопьевич, который подошел не к кафедре, а к столу председательствующих, встал рядом с переводчиком и осмелился говорить без заранее подготовленного текста. Это хороший прием привлечения внимания, свидетельствующий о свободном владении материалом. Г. П. Башарин говорил о развитии культуры и образования в Советской Якутии. Он знал этот вопрос

досконально. Еще в годы Великой Отечественной войны он издал брошюру «Культура, искусство, здравоохранение ЯАССР за ХХ лет (1922-1942 гг.)», которая является первым исследованием истории культурного строительства в советский период. В частности, Г еоргий Прокопьевич рассказал что «жители дореволюционной Якутии о вузе и мечтать не могли. А в 1934 г. здесь был открыт Педагогический институт, преобразованный в 1956 г. в Государственный университет, в котором обучается свыше 5 тысяч студентов, готовятся кадры по 16 специальностям. На каждые 10 тысяч жителей в Советской Якутии приходится 108 студентов, а во Франции - 71, в Англии - 58, в Италии - 47, у вас в ФРГ - 45».

Слушали внимательно, без ропота. Доктор Кеесе, который сидел в первом ряду, задал вопрос: «Господин профессор, в современной Якутии русские составляют 80 % населения. А какую часть остальных 20 % составляют якуты?» «Г осподин доктор, - ответил я - ваши цифры не соответствуют действительности. Откуда вы их взяли? Назовите, пожалуйста, источник». Доктор Кеесе не ответил, только молча развел руками. Затем встал доктор Раупах и произнес что-то вроде комплимента: «В статистике мы не столь сильны, сколь господин профессор Башарин».

Выступление В. Е. Коковкиной о расцвете экономики и культуры Хабаровского края за годы Советской власти тоже прослушали с вниманием, но вопросов не было. В конце встречи доктор Раупах сделал неожиданный выпад, что якобы в Советском Союзе смертность преобладает над рождаемостью. На это ответил зав. кафедрой экономики строительства Московского инженерно-экономического института им. С. Орджоникидзе, д. э. н., профессор В. Ф. Гировский. Он доказал, что естественный прирост населения СССР преобладает над смертностью. Затем вопросы задавали наши туристы.

Георгий Прокопьевич задал 3 вопроса собеседникам, с которыми разговаривал в неофициальной части, но те не смогли ответить на них. Автор отмечает, что один из них хорошо говорил по-русски.

На другой день продолжилась экскурсия по Мюнхену. Туристы посетили дом, где жил В. И. Ленин, а также гитлеровский концентрационный лагерь Дахау в 15 км от Мюнхена. Подробно описывается история создания и объекты лагеря: газовая камера, место расстрелов людей, крематорий. Башарин отметил, что среди немецкого народа были люди, боровшиеся против фашизма.

Интересны статьи Г. П. Башарина об «экономическом чуде» в Западной Германии. Автор на конкретных убедительных фактах объясняет, как ФРГ удалось за короткий послевоенный период занять по объему промышленного производства 2-е место в

капиталистическом мире и как это стараются выдать за преимущество капиталистической системы в целом.

Автор своими глазами увидел то, как произошла экономия больших средств за счет ремонта, расширения и модернизации готовых производственных объектов. Вторая объективная причина быстрого подъема промышленности заключается в огромной рабочей силе, увеличенной за счёт переселения 10 миллионов немцев с чешских и польских земель, на фоне увеличения прибыли капиталистических монополий ФРГ по сравнению с довоенным периодом более чем в 7 раз к 1957 г. Третья причина - усиление налоговой эксплуатации трудящихся.

Интересен анализ сельского хозяйства. Георгий Прокопьевич в этом вопросе был крупным специалистом, поэтому он убедительно показывает особенности развития сельского хозяйства, его источники и ресурсы. Он отмечает особое трудолюбие и педантичность немецких крестьян, которые умело обрабатывают землю.

Путевые записки Г. П. Башарина не утратили интереса и актуальности и в современный период. Это не только очень интересный путеводитель по Германии конца 60-х гг. ХХ в., но по ним также можно судить о характере советско-германских отношений того времени, о национальной политике СССР и о Башарине как об учёном и общественном деятеле.

Интересен тот факт, что Башарин вообще попал в число делегатов с советской стороны. Скорее всего, это был политический ход, который был призван продемонстрировать, что Советский Союз заботился о представителях всех своих народов, что он вёл сбалансированную национальную политику. Во-вторых, имя Башарина было известно среди учёных Запада после публикаций Коларза (1954), Конквеста (1962) и Конолли (1967). В 1950-1960-х гг. западных учёных интересовала национальная политика Советского Союза. Башарин стал известен Западу именно как жертва тоталитарной и постоянно меняющейся «политики культуры» СССР: сначала советское государство дало возможность бедняку, представителю северного народа получить образование, но тут же эти двери закрыло, как только Башарин сделал неугодный для системы шаг - встал на защиту трёх основоположников якутской литературы. В период хрущёвской оттепели маятник опять покачнулся в противоположную сторону после того, как в 1962 г. бюро обкома КПСС приняло постановление «Об исправлении ошибок в освещении некоторых вопросов истории якутской литературы». В-третьих, как было сказано выше, конец 60-х был подготовительным этапом в планировании экономической сделки года между СССР и ФРГ по обмену газа с месторождений Западной Сибири на

немецкое оборудование. Включение представителей Сибири в делегацию было, скорее всего, связано и с этим.

Западная Германия представлена в заметках Башарина как страна с древней интересной историей, богатой культурой, сильным университетским образованием, развитой промышленностью, родиной великих мыслителей и композиторов. Зарисовки написаны в идеологически выдержанной парадигме, представляющей Западную Германию не только как цитадель империализма, но и как родину К. Маркса, Гёте, Бетховена, антифашистских сил и пролетариата. Очевидно, что Башарина очень интересует образование, устройство университетов, наличие и качество библиотек. Ему интересна экономика страны и то, каким образом Западной Германии удалось достичь высокого уровня жизни. Башарин показал человеческое лицо Германии через описание частных встреч в домашней обстановке, которые оставили тёплые воспоминания.

Башарин проявил себя знатоком истории Германии, обладающим такими качествами учёного, как скрупулёзность, внимание к деталям, высокая эрудиция, стремление к новым знаниям. Для него посещение каждого города Германии было возможностью прикоснуться к его истории, сопоставить увиденное с прочитанным в академических текстах, способом дополнительного самообразования и просвещения всех тех, кому он адресовал свои заметки. Сам факт того, что по приезду он оперативно дал интервью в газетах и написал статьи о поездке, показывают его как человека публичного, активного и способного доводить любое дело до конца быстро и качественно.

Башарин прекрасно осознавал миссию делегации: «1) ознакомиться с ФРГ, с ее экономикой и культурой, содействовать взаимопониманию между народами двух стран, 2) рассказать людям в Западной Германии правду о Советском Союзе, его достижениях и миролюбивой внешней политике». За 2 недели он ознакомился с ФРГ не только посредством того, что увидел и услышал, но и обратившись к солидным источникам и прибегнув к своим знаниям по курсу средневековой истории. Что касается второй части вышеуказанной миссии, то Башарин всегда склонялся к тому, что для северных народов завоевания Советской власти были во благо. На собственном примере он осознавал, что если бы не Советская власть, он не получил бы образования и не стал бы учёным, т. е. не реализовал бы своего предназначения. Его мюнхенское выступление - это проявление лояльности к своей стране и к существующей идеологии.

Для Башарина эта поездка за рубеж оказалась первой и последней, что также заставляет задаться вопросом: как это характеризует Башарина и

время, в которое он жил. В современный период, когда расширяются международные связи СВФУ с другими странами, путевые записки профессора Г. П. Башарина интересны и в плане якутско-германских взаимоотношений и взаимосвязей. Г. П. Башарин - первый профессор Якутского госуниверситета, который с научным докладом выступил в Мюнхене в Институте по изучению стран Юго-Восточной Европы. Его научные труды имеются в 55 крупных библиотеках мира и изучаются учеными Англии, Америки, Франции, Японии и других стран. 100-летие Г. П. Башарина отмечали в 2012 г. в штаб-квартире ЮНЕСКО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.