Научная статья на тему 'Воспоминания о Г. П. Башарине (к 100-летию со дня рождения ученого)'

Воспоминания о Г. П. Башарине (к 100-летию со дня рождения ученого) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
92
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспоминания о Г. П. Башарине (к 100-летию со дня рождения ученого)»

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, 2012, №4

ВОСПОМИНАНИЯ

Воспоминания о Г.П. Башарине

(к 100-летию со дня рождения ученого)

Георгий Прокопьевич Башарин - выдающийся якутский ученый-историк ХХ века оставил не только замечательные труды по истории Якутии, но и весьма заметный след в становлении национального самосознания своего народа. Он был в глазах народа ярким представителем национальной интеллигенции, первым поднявшим вопрос о литературном наследии А.Е. Кулаков-ского, А.И. Софронова, Н.Д. Неустроева и показавшим их как выдающихся писателей-реалистов, просветителей своего народа. Впервые о Г.П. Башарине, как о молодом ученом, смело выступившим в защиту этих писателей, я узнал летом 1944 г., когда после окончания 5-го класса Трофимовской семилетней школы Бу-лунского района отправился с родителями в Якутск на одной из барж крупного речного каравана судов, ведомого знаменитым в то время теплоходом «Третья пятилетка». Во время этой долгой поездки я часто слушал разговоры своих старших попутчиков, среди которых особенно выделялся известный в то время якутский ученый И.И. Барашков, бывший заместителем начальника археологической экспедиции А.П. Окладникова, работавшей тогда в низовьях р. Лены. Часто с ним вместе прямо на палубе сидели начинающий поэт Гаврил Пономарев, молодой комсомольский работник, кажется, по фамилии Охотин, сотрудник или, может быть, зав. районо по фамилии Жирков. Иногда обсуждали стихи

молодого поэта. Иван Иванович рассказывал о работах археологов, о том, как отмечалось 100-летие со дня смерти А.С. Пушкина в 1937 г. в г.Ленинграде, где он с другими ребятами-якутами читал «Памятник» А.С. Пушкина в Исаакиевском соборе, что вызвало большой интерес у собравшихся там людей. Мне, как самому младшему, пришлось прочитать несколько стихотворений великого поэта, после чего я стал полноправным участником этих встреч. Однажды Иван Иванович рассказал о работе молодого преподавателя Якутского пединститута Г.П. Башарина, посвященной творчеству А.Е.Кулаковского, А.И. Софронова и Н.Д. Не-устроева, и о том, что он защитил кандидатскую диссертацию по этой теме. Также он рассказал, как у Башарина появились недруги, писавшие о том, что он приукрашивает творчество буржуазных националистов Кулаковского и Софроно-ва, и, таким образом, сам является националистом. Обвинения прекратились, по словам И.И. Барашкова, после того, как стало известно о том, что выдающийся революционер-большевик Е. Ярославский, бывший до революции в якутской ссылке, лестно отзывался о А.Е. Кулаков-ском, которого он знал как превосходного писателя. После этого заговорили о знаменитой поэме Кулаковского «Сон шамана». Особенно мне запомнилось, как старшие мои попутчики восхищались даром предвидения поэта и тем, как он еще в далекие годы начала века дал правильную оценку немецкому капитализму. Все эти разговоры меня заинтересовали еще и потому, что в течение двух лет мы жили и работали в дельте Лены с близкими родственниками Г.П. Башарина, которые отправили с моими родителями какие-то северные подарки и рыбу, за которыми потом пришел к нам сам Г.П. Башарин вместе со своей супругой. Как водится по якутской традиции, за чаем было много разговоров о том, кто да откуда и чем занимается. Тогда я впервые услышал о так называемой докторантуре в Москве, куда собирался поступить молодой ученый.

Несколько позже, в 1945 г., когда я учился в Покровской семилетней школе, мы, учащиеся

82

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, 2012, №4

7-го класса, прочитали замечательную книгу Г.П. Башарина о трех якутских писателях-реалистах. Так мы впервые познакомились с творчеством А.Е. Кулаковского, А.И. Софроно-ва и Н.Д. Неустроева. Это было время победы Советского Союза в Великой Отечественной войне - время всплеска советского патриотизма, и мы, тогда еще подростки, особенно были горды тем, что и наши якутские писатели еще в дореволюционные годы создавали интересные художественные произведения, ярко отражающие жизнь якутского народа в то время.

В начале 1949 г. меня и моего однокурсника К.И. Горохова вызвали в дирекцию Якутского педагогического училища, где мы тогда учились, и предложили подготовить доклад на тему «Пушкин и якутская литература». Кирилл Иванович сразу отказался и мне пришлось одному разрабатывать эту тему. Литературы по теме практически не было и я вынужден был ограничиться материалами, опубликованными в республиканских газетах «Кыым» и «Социалистическая Якутия» в юбилейные пушкинские дни начала 1937 г. К счастью, вспомнил о монографии Г.П. Башарина о первых якутских писателях реалистах-просветителях. Естественно, что в этот раз я проштудировал эту замечательную книгу с начала до конца. Мне тогда удалось найти кое-какие связи творчества наших писателей с критическим реализмом А.С. Пушкина. Сочиненный мною доклад был одобрен нашими педагогами. Меня направили к ведущему специалисту по русской литературе Якутского педагогического института Константину Федоровичу Пасютину, которому доклад понравился, и он тут же предложил мне выступить с ним на городской конференции студентов средних специальных учебных заведений и средних школ г. Якутска. Конференция состоялась в здании Русского театра, где в то время проходили все крупные городские и республиканские мероприятия. Зал был полон. Поскольку это было мое первое публичное выступление, оно запомнилось мне на всю жизнь. В тот вечер было много выступлений городского молодежного актива. Помню яркое выступление студента коммунально-строительного техникума Мира Попова на тему «Пушкин и декабристы». Мое выступление также было воспринято публикой весьма благожелательно. Правда, настроение было несколько омрачено заключительным выступлением секретаря Якутского обкома ВЛКСМ В.С.Петрова, который в целом весьма высоко оценил работу конференции, а по моему докладу сказал, что он тоже хороший, однако такую сложную тему нельзя было поручать студенту 3-го курса техникума. По его мнению, в

докладе прозвучали ошибки по национальному вопросу. Это было, конечно, весьма серьезно. Тут выручил К.Ф. Пасютин, который в своем заключительном слове председателя оргкомитета особо отметил мой доклад и сказал, что, в основном, я правильно осветил проблему, которая в то время еще не была разработана. Видимо какие-то разговоры были и после, так как вскоре меня вызвали в отдел пропаганды обкома ВЛКСМ и сказали, что мой доклад объединили с выступлением студента Якутского педагогического института Н.Г. Самсонова и будут рекомендовать как материал для молодежных чтений. Более того, мне вручили гонорар в размере 75 рублей и предложили выступать с докладом в молодежных коллективах города. Таким образом, благодаря Г.П. Башарину я стал популярным человеком среди молодежи города и получил свой первый в жизни гонорар.

Естественно, что и позже я проявлял интерес к личности Г.П.Башарина и его творчеству. Свидетельством этого являются страницы моего студенческого дневника лета 1950 г. В записи от 26 июня, в день сдачи государственного экзамена по истории ВКП(б), в научной республиканской библиотеке, ныне носящей им. А.С. Пушкина, при просмотре журнала «Вопросы истории», № 4 за 1950 г. мое внимание привлекла статья Г.П. Башарина «Общественный строй якутов начала XVII века». Статью я тогда подробно проработал и составил конспект с таблицей, где попытался сравнить положения статьи Г.П. Башарина с данными монографий С.А. Токарева и А.П. Окладникова по данной проблеме. Этот конспект сохранился и доныне.

Факт моего интереса к статье Г.П. Башарина по узкому специальному историческому вопросу, я думаю, является свидетельством того, насколько большой интерес среди якутской молодежи того времени вызывали даже его специальные работы.

Можно сказать, что к этому времени я уже определился с выбором своей будущей специальности, и буквально через 10 дней сразу после получения диплома я направился в Якутский педагогический институт с заявлением о поступлении на естественный факультет. Удивительно, что там, в приемной, я встретил профессора Г.П. Башарина, заведующего кафедрой русской литературы К.Ф. Пасютина и преподавателя математики Р.И. Эстеркес. Последняя, бывшая в том году председателем ГЭК училища, узнала меня, обрадовалась и сказала, что, наверное, я буду поступать на физмат. Константин Федорович Пасютин, консультировавший меня по докладу о А.С. Пушкине, сказал: «Нет, наверняка он поступит на литфак». Я немного растерялся

и пробубнил, что хочу поступить на естественный. Георгий Прокопьевич, внимательно слушавший этот разговор, сказал: «Правильно, сейчас естествознание на подъеме, нам нужны специалисты и в этой области». Так можно считать, что Георгий Прокопьевич благословил и поддержал мой выбор.

Позже у меня было много встреч, разговоров с Г.П.Башариным по самым разным вопросам. Я встречал его в библиотеке ЯФ СО АН СССР в трудном для него 1952 г., когда он, лишенный степени доктора и звания профессора, работал младшим научным сотрудником ИЯЛИ ЯФ АН СССР. Встречал и после повторной защиты им докторской диссертации, и когда он работал профессором, заведующим кафедрой ЯГУ.

Особое впечатление на меня произвело то, что он, будучи маститым, всеми признанным ученым, вспоминал свою научную молодость и 60-е годы прошлого века, когда возглавлял первый состав Совета молодых ученых Якутского ОК ВЛКСМ. Надо сказать, что при этом Георгий Прокопьевич не стал ни в коем случае «сва-

дебным генералом», наоборот, он с молодым задором взялся за важную и перспективную работу по подготовке и воспитанию надежной научной смены. Поставив работу Совета молодых ученых республики на самый высокий уровень, профессор Башарин передал руководство в руки весьма молодых в то время ребят - своему ученику, будущему академику АН РС (Я) В.Н. Иванову, а затем и будущему академику Российской академии наук В.П. Ларионову. Он замечал и поддерживал молодых ученых не только в области гуманитарных наук, но и естественных и технических. Я с удовольствием вспоминаю, как он искренне радовался нашим первым, еще скромным, успехам в науке. Уверен, что благодаря тому, что в годы нашей научной молодости во главе движения молодых ученых в республике стоял наш незабвенный Георгий Прокопьевич, выдающийся ученый и гражданин, коммунист, в лучшем понимании этого слова, это и сыграло большую, направляющую роль в нашем становлении как ученых-исследователей.

Соломонов Н.Г., советник РАН, член-корр. РАН, действительный член АН РС(Я)

Редактор Л.П. Филиппова Компьютерная вёрстка Ю. С. Николашкина Обложка А .А. Николашкиной

Свидетельство о регистрации № ПИ № ТУ 14-0062 от 3 сентября 2009 г.

Подписано в печать 20.01.2013 г. Формат 60х84 1/8. Печать цифровая. Гарнитура Таймс. Усл. п. л. 9,76. Тираж 500 экз. Заказ 000.

ООО «Издательство Сфера»

677013, г. Якутск, тел. 366-199

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.