Научная статья на тему 'ПОЭТЫ ШЕСТИДЕСЯТНИКИ. АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ: МОТИВЫ И ОБРАЗЫ'

ПОЭТЫ ШЕСТИДЕСЯТНИКИ. АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ: МОТИВЫ И ОБРАЗЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

1035
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«авторская песня» / внелитературная поэзия / гражданская мужественность / агитация / пропаганда / творец / сборник / "author's song" / non-literary poetry / civil masculinity / agitation / propaganda / creator / collection

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы —

В данной статье рассматривается самый яркий период расцвета поэзии 60-х годов XX столетия; влияние на поколение писателей и поэтов последующих годов, изменение взглядов, нормы и формы литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POETS THE SIXTIES. AUTHOR'S SONG: MOTIVES AND IMAGES

This article discusses the most striking period of the heyday of poetry in the 60s of the XX century; influence on the generation of writers and poets of subsequent years, a change in views, norms and forms of literature

Текст научной работы на тему «ПОЭТЫ ШЕСТИДЕСЯТНИКИ. АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ: МОТИВЫ И ОБРАЗЫ»

ПОЭТЫ - ШЕСТИДЕСЯТНИКИ. АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ: МОТИВЫ И

ОБРАЗЫ

Татьяна Геннадьевна Ли

Преподаватель Чирчикского государственного педагогического института

litatyana uz@mail.ru

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается самый яркий период расцвета поэзии 60-х годов XX столетия; влияние на поколение писателей и поэтов последующих годов, изменение взглядов, нормы и формы литературы.

Ключевые слова: «авторская песня», внелитературная поэзия, гражданская мужественность, агитация, пропаганда, творец, сборник.

POETS - THE SIXTIES. AUTHOR'S SONG: MOTIVES AND IMAGES

ABSTRACT

This article discusses the most striking period of the heyday of poetry in the 60s of the XX century; influence on the generation of writers and poets of subsequent years, a change in views, norms and forms of literature.

Keywords: "author's song", non-literary poetry, civil masculinity, agitation, propaganda, creator, collection.

ВВЕДЕНИЕ

В 60-е годы было очень популярно новое направление под названием "авторская песня". Зародилось оно на основе городского романса, студенческих, туристических, дворовых песен. Это внелитературная поэзия, которая передавалась устно или через магнитофонные записи. Авторская песня не зависела от цензуры, не ждала одобрения, но всё же ей удалось занять значимое место в поэзии 60-х годов. Это то направление, в котором нуждалась молодежь того периода, выражая свои мысли и чувства на свободу, слушая и сочиняя эти песни. Авторская песня затрагивала самые волнующие и понятные темы для всех. Сами поэты - песенники не только осуждали политику, зло, ложь, бездуховность, трусость, но также зарождали мечту об идеале, воспитывали в людях духовные и нравственные ценности. Главной чертой

March, 2022

239

авторской песни является совмещение стихов и музыки под гитарное сопровождение. Но главный акцент уделялся именно тексту, то есть стихам.

ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДОЛОГИЯ

Одним из ярких представителей авторской песни остаётся Булат Шалвович Окуджава. Романтический лирик Б.Окуджава показал нам в своем творчестве настоящий идеал нравственно - воспитанной личности, главным качеством считавшем, способность к возвышенным переживаниям. Его творчество включает два главных мотива. Первый - любовь к Родине, память о ней, о солдатской дружбе, о ценности победы: "До свидания, мальчики", "Мы за ценой не постоим", "Король", "Бери шинель". Многие его стихи посвящены войне, так как сам Б.Окуджава ушел добровольцем после девятого класса. Во втором мотиве его творчества - важную роль занимает образ прекрасной дамы, его любовная лирика. "Тьмою здесь все занавешено", "Чудесный вальс", "Заезжий музыкант", "Слава женщине моей". "Прекрасная дама ", которая заслуживает любви, подвигов и поклонников.

Его художественный мир - не стоит на месте, он беспрерывно находится в движении; живой, яркий, эмоциональный, вечно меняющийся. Звучащие в нем мотивы связаны с живописью («Живописцы», «Фрески», «Отчего ты печален, художник...»). Ещё одним символом его творчества является - дорога. Вечно куда-то указывающая, движущаяся от одного края к другому, расставание с родным домом, дорога войны. Эта дорога символизирует жизнь, на которой переплетаются вся действительность и правдивость. («По Смоленской дороге»).

Один из знаменитых по сей день представитель авторской песни - это В.Высоцкий. "Талантливый человек талантлив во всем" так можно выразиться о его творчестве и жизни. Он писал не только стихи, но и музыку, был актером и кинорежиссером. О нем уже при жизни говорили, что это человек - легенда. Нельзя представить поколение "шестидесятников" без этого имени. Его мотивы сплетались с голосом народа, его гражданская мужественность в поэзии находила отклик по всей стране. Во многих своих песнях, поэт иронично высмеивал власть, которая не может справиться без своего кнута. При этом автор не идеализировал себя и свое окружение. Его одна из знаменитых песен "Притча о правде и лжи" раскрывала всю ту пропаганду, которую пыталась внушить власть, этой песней он показал, что у народа нет свободы, показывал на что обречено поколение того времени. Его художественными приёмами было детальное описание

March, 2022

240

быта, поведение человека, его психология, переживания, а главное, на что он обращал внимание, так это - максимальное и достоверное воссоздание живой разговорной речи. Его героями песен часто были простые советские люди: пьющие, буянящие, но такие знакомые и понятные поэту. В своих произведениях люди не просто пели, а надевали литературные маски. Высоцкий создал песни - роли, гармонично входя в роль главного героя и рассказывая всю историю из жизни. Он затрагивал в своей поэзии вечные темы - жизни и смерти, любви, добра и судьбы. Он любил жизнь, и призывал всех жить. Для него жизнь - подъем, жизнь - бег.

Я дышу - и значит, я люблю! Я люблю - и, значит, я живу!

Свое главное кредо поэт выразил в песни "Я не люблю". Вследствие своей гражданской позиции не только в жизни, но и в творчестве В.С.Высоцкий стал значимой фигурой, кумиром нескольких поколений.

Иначе сложилась судьба Александра Аркадьевича Галича (Гинзбурга) (1918—1977). Многие его песни разошлись в народе безымянными произведениями. Галич не имел никакого выхода на массовую аудиторию, а хранение его плёнок каралось по статье 70 «Антисоветская агитация и пропаганда». Начало собственного поэтического творчества Александра Галича приходится на 1960-е гг. В это время поэт начинает создавать стихи-песни, изобразивший в целой галерее лиц портрет нашей трагической эпохи. Ключевые темы и мотивы: Тема творчества и писательских судеб («Памяти Б.Л. Пастернака» (1966), «Легенда о табаке», посвященная памяти Д. Хармса, «Возвращение в Итаку» об О. Э. Мандельштаме, «Снова август» об А.А. Ахматовой, «На сопках Маньчжурии» о М.М. Зощенко и другие, составившие цикл «Литераторские мостки»). Тема Родины («Песня об Отчем Доме», «Прощание», «Опыт ностальгии», «Когда я вернусь»). «Я выбираю Свободу» (1970). Для поэта свобода — в сохранении верности избранному пути, самому себе, а потому готовности к любым испытаниям. «Песня об Отчем Доме», «Священная весна», целый цикл «ностальгических опытов» («Опыт прощания», «Опыт ностальгии», «Когда я вернусь»). Излюбленная форма песен А.Галича — монолог. Свои песни Галич строил по законам драматургии (начинал в литературе как драматург), в них есть завязка, кульминация, развязка,

March, 2022

241

персонажи воссоздаются через речевую характеристику.

Женщин в авторской песне было очень мало. В поэзии Новеллы Матвеевой преобладает лирико-романтическое начало. Она отражает высокие гуманистические чувства человека, его мечты и фантазии, окружающий его красочный мир природы. Много пишет она и для детей. Кроме того, Новелла Матвеева занимается переводами, пишет пародии и эпиграммы, выступает со статьями по вопросам литературы и искусства. Всего ее перу принадлежит более 30 книг стихов, прозы и переводов. Среди них: "Лирика" (1961), "Кораблик" (1963), "Душа вещей" (1966), "Солнечный зайчик" (1966), "Ласточкина школа" (1973), "Река" (1978), "Закон песен" (1983), "Страна прибоя" (1983), "Кроличья деревня" (1984), "Избранное" (1986), "Хвала работе" (1987), "Нерасторжимый круг" (1991), "Мелодия для гитары" (1998), "Кассета снов" (1998), "Сонеты" (1998), "Караван"(2000), "Жасмин" (2001). Перу Новеллы Матвеевой принадлежат сотни публикаций в периодической печати. Ее творчеству посвящено более сотни статей об известных поэтах, литераторах, критиках и литературоведах. Неоспорима историческая заслуга этого поколения перед культурой: она скорее всего имеет нравственный характер, это было первое поколение в советской истории, которое во всеуслышание заявило о ценностях внутренней свободы личности, о праве на искренность, праве на себя.

Красной нитью в творчестве шестидесятников проходит тема простого человека, а точнее его путь от человека вне сословия до утверждения своей личности при помощи освоения знаний. Говоря точнее, "шестидесятники" - это поколение творцов русской культуры, представляющие почти все виды художественного творчества. Самое прекрасное в них то, что это личность, утвердившаяся в обществе своей любовью к Родине и трудовыми подвигами. "Шестидесятники" создали свой культ личности, противостоящий культу вождя, руководителя,- "Культ простого человека". Поэты - шестидесятники не просто писали в одном направлении, они создавали множество разнообразных по форме и жанрам стихотворений, поэм, романов. На их мировоззрение сильно повлияла Великая отечественная война. Встреча с жизнью и смертью, с настоящей действительностью жизни страны, требовало от них формирования собственного мышления. Хотя сами шестидесятники - это люди разных времён, поколений, разных воззрений, разных культурных ценностей. Литературное наследие 60-х годов находилось в поиске нового, не похожего на прошлые эпохи. Выход из той

March, 2022

242

ситуации нашли в периоде "оттепели", они обращались к власти со своими повседневными, обыденными проблемами.

Значение поэзии «шестидесятников»: кризис поэзии «шестидесятников» к концу «оттепели». Внешний успех, настрой на большую аудиторию читателей заставляли подстраиваться к общественному интересу, к условиям цензуры и критики. Поколение "шестидесятников" приумножили читательскую аудиторию, заявив о поэзии как о глобальном общественном явлении. С уверенностью можно сказать, что поэты - шестидесятники не просто просвещали людей, но и помогали им понять эпоху.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Сам факт того, что образ идеального государства и его лидеров был разрушен, привило к духовному падению граждан. Но были и плюсы, ведь многие несправедливо осуждённые оказались на свободе. И зарождение нового поколения под названием "шестидесятники" было очевидно. Интерес к поэзии снова возрос. Поэзия играла одну и главных ролей в культуре общества. Появилась надежда, настрой, которой поэты передавали своими стихами, вдохновляя народ на лучшее будущее. Интерес к поэзии в эти годы стали сравнить с Серебряным веком, это было не просто популярно, а играло огромное значение в социальной жизни государства. Выступления поэтов собирали многочисленные собрания людей, не успевали печататься сборники, они моментально распродавались, а сами поэты стали символами свободного мышления и настроя граждан.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Чем же заслужили свое внимания поэты "шестидесятники"? Скорее всего тем, что их стихотворения это отражение непосредственности, отзывчивости и честности. Существующая в то время идеология не смогла оказать большое влияние на поэзию шестидесятников и практически не затрагивала их темы в поэзии. Они заслужили любовь народа своей честностью. Это именно то, чего не хватало в то время. В завершение хочу сказать, что стихи 60-х годов сравнивают со свежим глотком воздуха. Люди будто ходили в тумане после осознания репрессий, переживаний, стремления к свободе, они желали лишь одного - перемен, и по этой причине поэзия шестидесятников стала отдушиной.

«Кто были мы, шестидесятники?

March, 2022

243

На гребне вала пенного В двадцатом веке как десантники Из двадцать первого» © Евгений Евтушенко

REFERENCES

1. Бараков В.Н. "Почвенное" направление в русской поэзии второй половины ХХ века: типология и эволюция. [Текст]: Вологда, издательство "Русь" ВГПУ, 2004. - 268 с.

2. Зайцев В.А. "Русская советская поэзия 60-70-х годов /жанрово-стилевые искания и тенденции В.А.Чалмаев, С.А.Зинин "Литература" 11класс, учебник для общеобразовательных учреждений, [Текст]: ООО "ТИД "Русское слово" 2008г. - 265 с.

3. Зайцев В.А. Окуджава. Высоцкий. Галич: Поэтика, жанры, традиции. [Текст]: М., ГКЦМ В.С. Высоцкого, 2003. - 101 с.

4. Лейдерман, Н.Л., Липовецкий, М.Н. Современная русская литература: 1950 -1990-е годы. [Текст]: учебное пособие: в 2-х т. Т. 1: 1953 - 1968 / Н.Л. 8 8 Лейдерман, М.Н. Липовецкий. - М., 2003 (Глава 2 «Соцреализм с человеческим лицом»). - 325 с.

5. Шестидесятники // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017. Кистович-Гиртбан И. «Туркменская „Семёрка. Размышление об уходящем"».

6. Журнал Сибирские огни (журнал). 2010. № 5/1. Язык: русский. на других языках.

7. http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook027/01/part-001.htm

8. https://imwerden.de/pdf/russkaya_literatura_xx_veka_v_zerkali_kritiki 2003 ocr .pdf

9. https://revolution.allbest.ru/literature/00847316_0.html

10. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/866ba8af-8c8e-3e49-b530-7598cab2672a/view/

11. https://moluch.ru/conf/phil/archive/23/409/

• О

March, 20221 Multidisciplinary Scientific Journal

©

О

©

244

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.