Русская классика: динамика художественных систем Н.В. КОЧУРОВА
(Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия)
УДК 821.161.1.3(Тургенев И.С.)
ББК Ш33(2Рос=Рус)-8,44
ПОЭТИКА СЮЖЕТА
ПОСЛЕДНЕГО РОМАНА И.С. ТУРГЕНЕВА («НОВЬ»)
Анно тация. Рассматри вается соотношени е нескольких сюжетных ли ни й и уровней конфликта в романе «Новь» (между представителями государственной идеологии и народникам и, внутри народнической среды, между народн и-ками и народом, внутренние противоречия героя). Акценти руется централи -зующая роль образов Нежданова и Соломина. Движение романного сюжета в большей степени определяется неразрешимым внутренним конфликтом Нежданова.
Ключевые слова: сюжет, роман, конфликт, Тургенев, «Новь».
В известном труде «Человек в романах И.С. Тургенева» В.М. Маркович солидарен с теми исследователям и, которые «сходятся на том, что после “Отцов и детей” оформляется новый тип тургеневского романа, основанный на несвойственных ему прежде структурных законах»1. Но по сей день в тургеневедении остается открытым вопрос о своеобразии конфликта и сюжетостроения «Нови». Очевидно, что советское л тературоведен е обращало вн ман е л шь на внешн й уровень конфл кта романа «Новь»: разв т е действ я «отражает... весь ход “хождения в народ”»2; особое значение приобретает «роль диалога», «социальная проблематика» которого и помогает понять специфику социально-идеологического конфликта в романе3; в романе развиваются «два больших социальных конфликта»: между
„4“
народн кам народом, между народн кам правящей верхушкой .
Действительно, социально-политическая проблематика имеет место и лежит на поверхности текста «Нови». Например, это прослежи -вается в образе камер-юнкера Семена Петровича Каломейцева, который не скрывает своего презрен я к разноч нцам, называя Нежданова
1 Маркович В.М. Человек в романах И.С. Тургенева. Л. : ЛГУ, 1975. С. 6.
2 Петров С.М. И.С. Тургенев: Творческий путь. М. : Худож. лит., 1979. С. 536.
3 Бонецкий К. Роман Тургенева «Новь» в идейной борьбе 70-х годов // Тургенев И.С. Новь. М. : Худож. лит., 1959. С. 306-307.
4 См.: Буданова Н.Ф. Роман И.С. Тургенева «Новь» и революционное народничество 1870-х годов. Л. : Наука, 1983. С. 44-45; Лебедев Ю.В. Тургенев. М. : Молодая гвардия, 1990. С. 531.
Русская классика: динамика художественных систем
«студентиком»5, «красным» [188], Соломина - «Le vagabond» (бродягой), а революционеров - «бандой» [353]. Его раздражает свободомыслие разночинцев: возмущает, что Нежданов «никогда первый не кланяется» [188], а Соломин «целый час говорил» с Сипягиным «и ни разу, ни разу не сказал ему: ваше превосходительство» [280]. «Великосветский чиновни к» ругает современную литературу: «... в ней какие-то разночинцы фигурируют. Дошли, наконец, до того, что героиня романа - кухарка, простая кухарка.» [164]. Он «имеет страхи насчет эмансипации», боится «доморощенных нигилистов и социалистов» [215]. Главный его принцип - принци п «кнута», «узды»: «... он изъявлял желание раздробить, превратить в прах всех тех, которые сопротивляются - чему бы и кому бы то ни было!!» [215].
Представитель власти Сипягин представляет себя человеком «убеждений либеральных, прогрессивных» [150], проповедует идею свободы уважен я л чност , говор т о «благодетельных реформах» и о «промышленном веке» [279], даже приглашает к себе в дом разно-ч нца Солом на, выслуш вая его нел цепр ятные сужден я о превращен дворян в ч новн ков, «помещ ков-ростовщ ков», бессовестно грабящих собственный народ [279], приглашает «красного» молодого человека в качестве уч теля для своего сына. Но жесты, действ я, поступк разоблачают мн мый л берал зм ч новн ка: он л шь грает роль прогресс вного л берала, подстра ваясь к зменен ям, про сходящ м в современном обществе. «Позеркой», «комед анткой» в глазах Марианны предстает и Сипягина. Очень скоро маска добро-желательност спадет откроет настоящее л цо С пяг ных: ч новн к ув д т в Солом не уже просто «плебея», Нежданов покажется ему «положительно слишком красным» [263], Валентина Михайловна вы-раз т Мар анне свое недовольство ее св дан ям «с молодым человеком, который по рожден ю, по восп тан ю, по общественному положению стоит слишком низко» [296].
Театрализованность жизни высшего света подчеркнута образами духов и грима: сопровождающий Сипягина запах духов; «розовые, чуть-чуть разрисованные губы» и «раздушенный иланг-илангом бат стовый платок» Валент ны М хайловны; «с льно напомаженный и завитой» Коля [160], раздушенные усы губернатора. Атмосфера фальш в ар стократ ческой среде поддерж вается мот вом гры в карты, постоянным занят ем об тателей усадьбы С пяг ных.
5 Здесь и далее цит. по: Тургенев И.С. Новь // Тургенев И.О. Полн. собр. соч. и пи -сем: в 30 т. 2-е изд., испр. и доп. М. : Наука, 1982. Т. 9: Сочинения. С. 174 (с указанием стран цы в тексте стать ).
Русская классика: динамика художественных систем
A.A. Фирсова замечает, что «в продолжение романного времени ни Сипягин, ни Калломейцев не ездят за грани цу. но это не мешает и м разыгрывать роли то парижан, то англичан»6. Западноевропейская ориентация, которую не трудно увидеть в стиле одежды, манерах и речи Сипягиных, высвечивает антинациональную сущность высших сфер русского общества.
Но в романе Тургенева конфликт развивается не только между раз-ноч нцам представ телям правящей парт . Конфл кт назревает в среде народн ков, возн кая благодаря Нежданову, его стремлен ю не слепо действовать, а дойт до сут , понять ст нные потребност возможност самого народа. Нежданову кажутся странным не только разговоры Маркелова «о необходимости безотлагательного действия», но утвержден е существован я «дельных людей» «сред окрестных мужиков, фабричных», «как, например, голоплёцкий Еремей, - которые сию минуту пойдут на что угодно» [195]. Наблюдения Нежданова, тоже жаждущего «действовать», убеждают его в том, что революц онный момент еще не наступ л, потому что «в обществе нет сочувств я, в народе нет сознания.» [253]. Герой открыто говорит «о вреде поспеш-ност », сч тая, что прежде необход мо зуч ть «обстоятельства» «узнать, чего собственно хочет народ» [196].
Реальность действительности подтвердила правоту Нежданова и незрелость устремлений Маркелова: бунтовавший мужиков Маркелов был сдан самими крестьянами в полицейский участок. Вопрос: «Стало быть, все, о чем хлопотал Маркелов, все было не то, не так? И Кисля-ков врал, Вас л й Н колаев ч пр казывал пустяк , все эт стать , кн г , соч нен я соц ал стов, мысл телей, каждая буква которых являлась ему чем-то несомненным и несокрушимым, все это - пуф? Неужел ? И это прекрасное сравнен е назревшего вереда, ож давшего удара ланцета, - тоже фраза?» - задает не революц онер, а сам автор (о чем свидетельствует построение начала фразы). Мысли Маркелова включены в авторскую речь в виде прямых цитат: «... нет, то всё правда, всё. а это я виноват, я не сумел. не так принялся! Надо было просто скомандовать, а есл бы кто препятствовать стал л уп раться - пулю ему в лоб! Тут разб рать нечего. Кто не с нам , тот права жить не имеет.» [363]. Взгляды Маркелова, сторонника нас льственных общественных преобразован й, остаются не зменны-ми. Автор видит опасность заражения таких героев радикальными идеями: «... человек искренний, прямой, натура страстная и несчаст-
6 Фирсова А.А. О пространственно-временной организации романа И.С. Тургенева «Новь» // Проблемы метода и жанра. Томск, 1983. Вып. 10. С. 150.
Русская классика: динамика художественных систем
ная, он мог. оказаться безжалостным, кровожадным, заслужить название изверга - и мог также пожертвовать собою, без колебаний и без возврата» [194].
В «Нови» Тургенев не отступает и от своей традиции усложнения романного конфликта сюжетной линией взаимоотношений героя и героини. Г.Б. Курляндская обращает внимание на тот факт, что первый «душевный контакт» Нежданова и Марианны, установившийся в момент спора С ипягина с Каломейцевым о «возможности мужицкой расправы», происходит «в форме внесловесной эмоциональной экспрессии»7. «Внешние знаки» «словесно еще не выраженной духовной бли-зост » будут проявлены во второй встрече молодых людей посредством «мимического языка»8, когда Нежданов, «заглянув. в глаза» Марианны, «снова убедился, что будет с ней как товарищ, хотя она не только не улыбнулась ему, но даже нахмурила брови» [176]. Источни-ком «внутреннего душевного сопр косновен я»9 Нежданова Мар -анны становится не их «личное чувство» [222], а то обстоятельство, что «вывихнута она так же, как» и Нежданов [183]. Марианна скажет: «Но ваше положен е мое - очень схож . Мы оба од наково несчастливы; вот что нас связывает» [208]. «Идеальная поэтическая любовь Мар анны Нежданова выросла на почве дейных сочувств й: х
объединяет история личных несчастий, но главное - ненависть к сипя-гинской действительности. желание разделить судьбу ссыльных, загнанных. на Руси »10.
Начало конфл кта героя геро н обозначено в сцене беседы в березовой роще. Глаголы, оп сывающ е дв жен е мятущейся пр роды («пачки ветвей качались, метались», «облака неслись быстро и высоко», то закрывая, то открывая солнце [265]), передают переживания взволнованного страстью сердца Нежданова. Но ответного чувства в сердце Мар анны он не наход т. Бесконечные вопросы девушк о скорой революц нежелан е отвечать на н х Нежданова, не верящего в успех революц , закладывают основу будущей драмы героев.
Заложенный в начале романа социально-психологический конфликт между молодыми людьми проявится также в диалоге между Солом ным Неждановым. Нежданов охарактер зует Мар анну как девушку, которая «разделяет наш убежден я готова дт на все»,
7 Курляндская Г.Б. Метод и стиль Тургенева-романиста. Тула : Приокск. книжн. изд-во, 1967. С. 176.
8 Там же.
9 Там же. С. 177.
10 Там же. С. 122.
Русская классика: динамика художественных систем
но вопрос Солом на о готовност самого Нежданова останется без ответа [289]. Не найдет ответ Нежданов и на вопрос Соломина о при -ч не скорого бегства з дома С пяг ных, за него ответ т Мар анна, которая верит, что «революция сейчас вспыхнет» [290]. Наконец, не-совпаден е деолог ческ х поз ц й героя геро н демонстр рует несоответств е внешн х репл к размышлен й «про себя» Нежданова. На просьбу Мар анны отправ ть молодых людей «в народ» он вспоминает слова Паклина «До лясу». Вслух заявляя о готовности служить народу, Нежданов думает про себя: «Джаггернаут. другое слово Паклина. - Вот она катится, громадная колесница. и я слышу треск и грохот ее колес» [291]. Об отсутствии идейного единства «влюбленных» св детельствует п сьмо Нежданова другу С л ну: «Мы с Мар анной не щем счаст я; не наслаждаться мы хот м, а бороться вдвоем, рядом, поддерж вая друг друга. Наша цель нам ясна; но как е пут ведут к ней - мы не знаем». Но Нежданов лукав т: путь, избранный Марианной, вызывает его неприятие: «... мне тяжело. Сомнен е меня муч т.» [301].
Кульминационным моментом в развитии конфликта Марианны и Нежданова станет отказ героя, как честного человека, люб ть ее «той любовью. которая дает право на жизнь другого» [311]. Изменения в представлен е Мар анны об дее самопожертвован я внос т Соломин: «Не баррикады же строить со знаменем наверху - да: ура! за республику!»; «По-моему, шелудивому мальчику волосы расчесать -жертва. <.> Вы будете чумичкой горшки мыть, щипать кур. А там, кто знает, может быть, спасете отечество!» [320-321]. Размышлен ям тургеневского героя созвучна дея разв т я культурных навыков в народе, теория «малых дел» Н.С. Лескова, которую он противопоставлял дее революц рад кального переустройства общества. Спустя некоторое время Нежданов с доброй зав стью нап шет другу: «Мар -анна. и теперь вся поглощена своей деятельностью, в которую верит. А я!» [325]. Молодые люди начинают неизбежно отдаляться друг от друга, так как Нежданов не вер т н в революц ю, н в тео-р ю добрых дел пон мает, что Мар анна уже не «покорялась» ему, а только «жалела», он «внезапно залился слезами» [347]. «Ее тело. теперь я чувствую: оно т хо , быть может, прот в ее вол беж т от меня прочь!» - подумает про себя Нежданов. «И точно: Марианна чуть заметно отодви нулась назад» [348].
Развязкой конфликта становится диалог молодых людей накануне самоуб йства Нежданова: герой уже не «про себя», а открыто говор т о невер «больше в то дело, которое» х «соед н ло», но Мар анна по-прежнему клянется посвятить «делу» «всю свою жизнь» [371].
Русская классика: динамика художественных систем
Романный конфл кт нашел свое выражен е в л н Нежданов -Соломин. У этих героев много общего, оба отвергают революционный путь развития. Соломин «не верил в близость революции в России », потому что пон мал «невольное отсутств е этого самого народа, без которого “ничего ты не поделаешь” и которого долго готовить надо». Он не пр н мает способ пробужден я народа, предлагаемый революц -онерами: «... не так и не тому, как те» [225]. К этой же мысли приходит Нежданов: «Да, наш народ сп т. Но мне сдается, есл что его разбудит - это будет не то, что мы думаем.» [329]. Но Нежданов сознает, что «иные. слова» Соломина «даже как будто шли вразрез с убеждени-ями его, Нежданова.» [267]. Действительно, они идут к одной цели разным путям . Од н пытается вест пропаганду сред народных масс, другой запрещает ему распространять сво «кн жк »: «раздавай х кому хочешь, - только в фабр ке - н -н ! <.> ты спорт ть можешь» [318]. Соломин избрал другой, тоже нелегкий путь: «.мы школу завели и больницу маленькую» [226-227]. Но позиция Соломина остается до конца не проявленной автором: с одной стороны, он прот вн к рад кальных преобразован й, сторонн к постепенного усовершенствован я действ тельност , с другой - свободно пребывает в среде рево-люц онеров в качестве х ед номышленн ка. Идеолог ческая неясность образа неоднократно ставила в тупик тургеневедов: «Что за странные оговорк - возбуждайте, мол, народ к просвещен ю всюду, кроме только той фабрики, где он сам возглавляет производство?»11. Нежданов не доверяет Солом ну уже пр первом знакомстве задается вопросом: «.этот Маркелов, этот Солом н, которого он знает еще мало, но к которому чувствует такое влечен е, - разве он не отл чные образчики русской сути, русской жизни - и знакомство, близость с ними не есть ли также счастье?» Но вместо ответа в его душе пробуждается «ноющее чувство», «грусть» [233].
Советск е л тературоведы неоднократно упрекал тургеневского Нежданова в слабост : гамлетовская натура мешает ему «пр нять правду внутреннего голоса, то есть кр т ческое отношен е к збран-ной такт ке», вынуждает «вместо трезвого скан я новых форм
борьбы» отдаться «позорному наслаждению самобичевания»12; «по замыслу Тургенева, перед бунтарем Неждановым была предуказываемая самою ж знью возможность выбора ного пут (путь постепенов-
11 Чичерин А.В. «Во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины...» // Тургенев И.С. Дым. Новь. Вешние воды. Стихотворения в прозе. М. : Худож. лит., 1981. С. 15.
12 Курляндская Г.Б. Метод и стиль Тургенева-романиста. С. 190.
Русская классика: динамика художественных систем
ца снизу Соломина), но он этой возможностью не воспользовался.»13. Но, на наш взгляд, у Нежданова был сво пр ч ны отвергнуть путь, выбранный Солом ным. Солом н - механ к: еще в юност он «бро-с л сем нар ю, стал зан маться математ кой особенно пр стра-стился к механике» [226], на фабрике он чувствует себя «как дома», «ему тут все известно и знакомо до последней мелочи...» [278]. По наблюден ям Нежданова, у Вас л я «характер такой, что голк не подпустишь» [328]. Фимушка назовет его человеком «прохладным», «постоянным» [248]. Соломин, вероятно, воспринимает мир как еди -ный механизм, где люди не субъект, а лишь один из объектов огромного про зводства. И ж знь самого героя уподобляется дв жен ю ме-хан зма: «Солом н, натащ в на себя свой замасленный серый рабоч й п джак, отправ лся на фабр ку - завертелась опять его ж знь, как большое маховое колесо» [272]. Рабочие уважают его не за человече-ск е качества, а за знан я: «. он уважал его как старшего обход л сь с н м, как с ровным, как со сво м; только уж очень он был знающ в х глазах!», «Англ йск й мануфактур ст» тоже был «поражен его сведениями» [271]. Умный, образованный Соломин понимает ненормальность современного устройства общества пытается по мере сво х с л сделать его лучше, но не з любв к людям, а з пон ман я необход мост обновлен я. Поэтому Нежданов не почувствовал красоты в слаженной работе фабр к , потому что «в уголку под забором с д т мальч к лет четырех. весь выпачканный в саже. безнадежно плачет, словно оставленный целым миром.» [223].
Именно Солом н пройдет м мо страдающего Нежданова, не попытавшись спасти его: и Марианна, поднимающаяся по лестнице после прощан я с Неждановым, догнавш й ее Солом н, оба он наме-ревал сь что-то сказать друг другу «насчет Нежданова», но «он промолчал» и «она промолчала тоже» [374]. Автор лишь холодно заметит: «Марианна принадлежала к особенному разряду несчастных существ (в Росс он стал попадаться довольно часто). Справедл вость удовлетворяет, но не радует х, а несправедл вость, на которую он страшно чутки, возмущает их до дна души» [209-210]. Увлеченная деей всеобщего спасен я, Мар анна щет торжества справедл вост , а не закона любв . Пр мечательно другое упом нан е автора: некогда Марианна, по ее собственным словам, «рвалась» к отправленному в С б рь отцу, но не потому, что «очень люб ла л уважала» его, а потому что ей «так хотелось зведать самой, посмотреть собственными глазами, как живут ссыльные.» [212].
13 Батюто АМ. Тургенев-романист. Л. : Наука, 1972. С. 93.
Русская классика: динамика художественных систем
Но главным конфликтом, определяющим движение сюжета тургеневского романа, становится внутренний конфликт Нежданова. Внутреннее неразреш мое прот вореч е выражается в состоян скук раздраж тельност героя: Пакл н замечает «нервозное состоян е» друга, автор обращает вн ман е на «неудовольств е досаду», «раздражение» и «тоску» героя [141-142], лицо его кажется «злым» и т.п. Чувство безысходности приводит героя к крайнему эмоциональному напряжению: «Так что ж, по-твоему, делать? - повторил чуть не с криком Нежданов» [153]. Внешние события, поездка в имение Сипягиных, не спасают героя от муч тельных переж ван й: «. что-то горькое, не то скука, не то злость, тайно забралось в самую глубь его существа. а сердце все ныло!» [171]; «Томно что-то на душе» [176]. «Усталость», поселившаяся в душе, станет постоянным его спутником [199].
Почвой для укоренен я внутреннего разлада Нежданова становится и его социальное положение. Будучи незаконнорожденным сыном генерал-адъютанта и гувернантки, Нежданов по воле отца полу-ч л прекрасное восп тан е образован е, но в ар стократ ческую семью допущен не был, остался згоем. Нежданов откровенно пр зна-вался в письме другу Силину: «... как я проклинаю. все это наследие моего ар стократ ческого отца! Какое право мел он втолкнуть меня в ж знь, снабд в меня органам , которые несвойственны среде, в которой я должен вращаться? <...> Эстетика - да в грязь!» [326].
Нежданов оказался между двумя культурам , дворянской раз-ноч нной, не пр надлежал полностью н одной з н х. «Фальш вое положен е» незаконнорожденного станов тся пр ч ной внутреннего «нездоровья» героя, разв т я конфл кта между выбранной м ролью революц онера поэтом- деал стом, романт ком, ко м он является на самом деле. Как передовой человек своего времен , умный, образованный Нежданов, осознавш й несовершенство общественного устройства, жаждет деятельност : «Он был недоволен собою, своей деятельностью, то есть своим бездействием.» [214]. «Жажда жертвы за дею человечество», осознан е долга перед народом, который «теорет ческая концепц я народн чества» возвод ла в «эт ческую норму»14, определ л выбор молодого человека - путь в революц ю. Но обл к реального революц онера не совпал с представлен ям о нем Нежданова. Романт к Нежданов «в д т явлен я действ тельно-сти живущими той жизнью, которую им “придает” субъект, или он
14 Пермякова О.Е. Мотивы романа С.М. Степняка-Кравч инского «Андрей Кожухов» в контексте русской литературы 1870-1890-х гг. : авторе—. дис. ... канд. филол. наук / Бурят. гос. ун-т. Улан-Удэ, 2008. С. 13.
Русская классика: динамика художественных систем
создает представлен я о м ре в соответств со сво м душевным состоянием и идеалом»15. Поэтому он вынужден надевать на себя маску «ц н чного грубого на словах человека», зан мающегося «пол т -ческ м соц альным вопросам », чтобы скрывать робость, нежное
сердце втайне наслаждаться «художеством, поэз ей красотой»
[155-156].
Вопрос, который беспоко т молодого революц онера, - вопрос о жертве, возникает в его рефлектирующем сознании не случайно. Он завидует Остродумову, потому что «он собой пожертвовать сумеет - и, есл нужно, на смерть пойдет, чего мы с тобой н когда не сделаем» [154]. «Разве я тоже не сумею собой пожертвовать?» - задает он себе вопрос. Незаконченный ответ («Погодите, господа. И ты, Паклин, убедишься со временем, что я, хоть и эстетик, хоть и пишу стихи.»), жесты («сердито вскинул волосы рукою, скрипнул зубами и, торопли -во сдернув. одежду, бросился в. постель») выражают его сомнения [198]. Пр ч на сомнен я Нежданова не страх собственной смерт . О смерт он даже мечтает: « Право, мне кажется, что есл бы где-н будь теперь про сход ла народная война - я бы отправ лся туда не для того, чтобы освобождать кого бы то н было (освобождать друг х, когда свои несвободны!), но чтобы покончить с собою.» [328]. Но жертва связана с прол т ем не только своей, но чужой кров . Нежданов заставляет себя повер ть в народн ческую дею, стараясь не замечать очев дных фактов (отсутств е ед нства народн ков, отсутств е пон -ман я с народом). Неразреш мость нравственно-пс холог ческого конфликта приводит Нежданова к осознанию тупиковости ситуации: «то, что надо делать, к чему надо стрем ться, - не звестно где, недоступно, за десятью замками, зарыто в преисподнюю.» [262].
Постепенно герой пр ход т к горькому болезненному пон ман ю своей неспособност быть героем: «. оказывается, что вся суть не в убеждениях, а в характере» [328]. Нежданову быть настоящим революц онером, по его пр знан ю, мешает «наслед е. ар стократ ческого отца»: «нервность, чуткость, впечатл тельность, брезгл -вость» - одним словом, «хорошее воспитание», культура [326]. Герой проход т путь «от невер я в себя, в свою способность быть полезным общему делу вследств е особенностей своего про схожден я, восп -тан я характера - к полному невер ю в само дело»16. В отчаянном
15 Гражие П.М. Тургенев и романтизм. О сочетании реалистического и романтического образного отражения. Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1966. С. 4-5.
16 Буданова Н.Ф. Роман И.С. Тургенева «Новь» и революционное народничество 1870-х годов. С. 38.
Русская классика: динамика художественных систем
бессилии он восклицает: «... да где веры-то взять, веры!!» [326]. В прав льность выбранного пут ему мешает повер ть пьянство, беспросветная темнота, невежество народа. На разных языках говорят Нежданов и Татьяна. Для нее «опроститься» - «с простым народом заодно быть», «народ поучить уму-разуму» [306]. Для него «опро-ст ться» - «п ть водку» вместе с народом в кабаках [323]. «Высш е дост жен я» европейской «духовност » не позволяют Нежданову вступить в открытый диалог с миром, ни со «своими», ни с «чужими», н с народом, поэтому все сво сомнен я он доверяет только самому себе сам щет ответы на непростые вопросы.
В основе внутреннего конфликта Нежданова лежит нравственно-пс холог ческое прот вореч е между гуман ст ческой сущностью главного героя ант гуманной сущностью революц онной борьбы. Кульм нац онный момент внутреннего конфл кта Нежданова - по-следн й д алог с Мар анной, в котором герой открыто заявляет о своем невер в дело, отвергая нас льственный путь переустройства об-
щества революц онеров-народн ков, - быстро сменяется развязкой -самоуб йством.
Так м образом, усложнен е романной структуры «Нов » (в сравнении с предшествующими романами писателя) просматривается в ш роте соц ально-бытового фона, разветвленной с стеме действующ х л ц, соотнесенност нескольк х сюжетных л н й уровней кон-фл ктов (между представ телям государственной деолог народн кам , внутр народн ческой среды, между народн кам народом, внутренний конфликт Нежданова). Централизующая роль отвод тся Нежданову Солом ну, с которым пересекаются л н всех героев романа. Сюжетная л н я Нежданова завершается г белью героя, а л н я Солом на Мар анны - открытым ф налом. Дв жен е романного сюжета в большей степен определяет внутренн й кон-фл кт, неразреш мое прот вореч е Нежданова. Пр ч ну хаоса современной ж зн автор в д т в утрате человеком связ с главным законом бытия - законом любви, хранящим «ту общую, бесконечную гармонию, в которой. всё, что существует, - существует для другого, в другом только дост гает своего пр м рен я л разрешен я - все
17
жизни сливаются в одну мировую жизнь.» .
17 Тургенев М.С. Записки ружейного охотника оренбургской губернии. С. А-ва. Москва. 1852. (Письмо к одному из издателей «Современника») // Тургенев И.С. Собр. соч. : в 28 т. М. ; Л. : Наука, 1966. Т. 5: Сочинения. С. 415-416.