Научная статья на тему 'Поэтика сюжета последнего романа И. С. Тургенева («Новь»)'

Поэтика сюжета последнего романа И. С. Тургенева («Новь») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2149
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЮЖЕТ / РОМАН / КОНФЛИКТ / ТУРГЕНЕВ / "НОВЬ" / I. TURGENEV / «VIRGIN SOIL» / PLOT / NOVEL / CONFLICT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кочурова Н. В.

Рассматривается соотношение нескольких сюжетных линий и уровней конфликта в романе «Новь» (между представителями государственной идеологии и народниками, внутри народнической среды, между народниками и народом, внутренние противоречия героя). Акцентируется централизующая роль образов Нежданова и Соломина. Движение романного сюжета в большей степени определяется неразрешимым внутренним конфликтом Нежданова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The poetics of the plot of the latest novel by Ivan Turgenev («Virgin Soil»)

The article discusses the relation of several lines of plot and levels of conflict in «Virgin Soil» (between the representatives of the state ideology and the populists, inside the populist environment, between Tsar and people, the internal contradictions of the character). The centralizing role of the images of Nezhdanov and Solomin is emphasized. The movement the plot in the novel is largely determined by the unresolvable internal conflict of Nezhdanov.

Текст научной работы на тему «Поэтика сюжета последнего романа И. С. Тургенева («Новь»)»

Русская классика: динамика художественных систем Н.В. КОЧУРОВА

(Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия)

УДК 821.161.1.3(Тургенев И.С.)

ББК Ш33(2Рос=Рус)-8,44

ПОЭТИКА СЮЖЕТА

ПОСЛЕДНЕГО РОМАНА И.С. ТУРГЕНЕВА («НОВЬ»)

Анно тация. Рассматри вается соотношени е нескольких сюжетных ли ни й и уровней конфликта в романе «Новь» (между представителями государственной идеологии и народникам и, внутри народнической среды, между народн и-ками и народом, внутренние противоречия героя). Акценти руется централи -зующая роль образов Нежданова и Соломина. Движение романного сюжета в большей степени определяется неразрешимым внутренним конфликтом Нежданова.

Ключевые слова: сюжет, роман, конфликт, Тургенев, «Новь».

В известном труде «Человек в романах И.С. Тургенева» В.М. Маркович солидарен с теми исследователям и, которые «сходятся на том, что после “Отцов и детей” оформляется новый тип тургеневского романа, основанный на несвойственных ему прежде структурных законах»1. Но по сей день в тургеневедении остается открытым вопрос о своеобразии конфликта и сюжетостроения «Нови». Очевидно, что советское л тературоведен е обращало вн ман е л шь на внешн й уровень конфл кта романа «Новь»: разв т е действ я «отражает... весь ход “хождения в народ”»2; особое значение приобретает «роль диалога», «социальная проблематика» которого и помогает понять специфику социально-идеологического конфликта в романе3; в романе развиваются «два больших социальных конфликта»: между

„4“

народн кам народом, между народн кам правящей верхушкой .

Действительно, социально-политическая проблематика имеет место и лежит на поверхности текста «Нови». Например, это прослежи -вается в образе камер-юнкера Семена Петровича Каломейцева, который не скрывает своего презрен я к разноч нцам, называя Нежданова

1 Маркович В.М. Человек в романах И.С. Тургенева. Л. : ЛГУ, 1975. С. 6.

2 Петров С.М. И.С. Тургенев: Творческий путь. М. : Худож. лит., 1979. С. 536.

3 Бонецкий К. Роман Тургенева «Новь» в идейной борьбе 70-х годов // Тургенев И.С. Новь. М. : Худож. лит., 1959. С. 306-307.

4 См.: Буданова Н.Ф. Роман И.С. Тургенева «Новь» и революционное народничество 1870-х годов. Л. : Наука, 1983. С. 44-45; Лебедев Ю.В. Тургенев. М. : Молодая гвардия, 1990. С. 531.

Русская классика: динамика художественных систем

«студентиком»5, «красным» [188], Соломина - «Le vagabond» (бродягой), а революционеров - «бандой» [353]. Его раздражает свободомыслие разночинцев: возмущает, что Нежданов «никогда первый не кланяется» [188], а Соломин «целый час говорил» с Сипягиным «и ни разу, ни разу не сказал ему: ваше превосходительство» [280]. «Великосветский чиновни к» ругает современную литературу: «... в ней какие-то разночинцы фигурируют. Дошли, наконец, до того, что героиня романа - кухарка, простая кухарка.» [164]. Он «имеет страхи насчет эмансипации», боится «доморощенных нигилистов и социалистов» [215]. Главный его принцип - принци п «кнута», «узды»: «... он изъявлял желание раздробить, превратить в прах всех тех, которые сопротивляются - чему бы и кому бы то ни было!!» [215].

Представитель власти Сипягин представляет себя человеком «убеждений либеральных, прогрессивных» [150], проповедует идею свободы уважен я л чност , говор т о «благодетельных реформах» и о «промышленном веке» [279], даже приглашает к себе в дом разно-ч нца Солом на, выслуш вая его нел цепр ятные сужден я о превращен дворян в ч новн ков, «помещ ков-ростовщ ков», бессовестно грабящих собственный народ [279], приглашает «красного» молодого человека в качестве уч теля для своего сына. Но жесты, действ я, поступк разоблачают мн мый л берал зм ч новн ка: он л шь грает роль прогресс вного л берала, подстра ваясь к зменен ям, про сходящ м в современном обществе. «Позеркой», «комед анткой» в глазах Марианны предстает и Сипягина. Очень скоро маска добро-желательност спадет откроет настоящее л цо С пяг ных: ч новн к ув д т в Солом не уже просто «плебея», Нежданов покажется ему «положительно слишком красным» [263], Валентина Михайловна вы-раз т Мар анне свое недовольство ее св дан ям «с молодым человеком, который по рожден ю, по восп тан ю, по общественному положению стоит слишком низко» [296].

Театрализованность жизни высшего света подчеркнута образами духов и грима: сопровождающий Сипягина запах духов; «розовые, чуть-чуть разрисованные губы» и «раздушенный иланг-илангом бат стовый платок» Валент ны М хайловны; «с льно напомаженный и завитой» Коля [160], раздушенные усы губернатора. Атмосфера фальш в ар стократ ческой среде поддерж вается мот вом гры в карты, постоянным занят ем об тателей усадьбы С пяг ных.

5 Здесь и далее цит. по: Тургенев И.С. Новь // Тургенев И.О. Полн. собр. соч. и пи -сем: в 30 т. 2-е изд., испр. и доп. М. : Наука, 1982. Т. 9: Сочинения. С. 174 (с указанием стран цы в тексте стать ).

Русская классика: динамика художественных систем

A.A. Фирсова замечает, что «в продолжение романного времени ни Сипягин, ни Калломейцев не ездят за грани цу. но это не мешает и м разыгрывать роли то парижан, то англичан»6. Западноевропейская ориентация, которую не трудно увидеть в стиле одежды, манерах и речи Сипягиных, высвечивает антинациональную сущность высших сфер русского общества.

Но в романе Тургенева конфликт развивается не только между раз-ноч нцам представ телям правящей парт . Конфл кт назревает в среде народн ков, возн кая благодаря Нежданову, его стремлен ю не слепо действовать, а дойт до сут , понять ст нные потребност возможност самого народа. Нежданову кажутся странным не только разговоры Маркелова «о необходимости безотлагательного действия», но утвержден е существован я «дельных людей» «сред окрестных мужиков, фабричных», «как, например, голоплёцкий Еремей, - которые сию минуту пойдут на что угодно» [195]. Наблюдения Нежданова, тоже жаждущего «действовать», убеждают его в том, что революц онный момент еще не наступ л, потому что «в обществе нет сочувств я, в народе нет сознания.» [253]. Герой открыто говорит «о вреде поспеш-ност », сч тая, что прежде необход мо зуч ть «обстоятельства» «узнать, чего собственно хочет народ» [196].

Реальность действительности подтвердила правоту Нежданова и незрелость устремлений Маркелова: бунтовавший мужиков Маркелов был сдан самими крестьянами в полицейский участок. Вопрос: «Стало быть, все, о чем хлопотал Маркелов, все было не то, не так? И Кисля-ков врал, Вас л й Н колаев ч пр казывал пустяк , все эт стать , кн г , соч нен я соц ал стов, мысл телей, каждая буква которых являлась ему чем-то несомненным и несокрушимым, все это - пуф? Неужел ? И это прекрасное сравнен е назревшего вереда, ож давшего удара ланцета, - тоже фраза?» - задает не революц онер, а сам автор (о чем свидетельствует построение начала фразы). Мысли Маркелова включены в авторскую речь в виде прямых цитат: «... нет, то всё правда, всё. а это я виноват, я не сумел. не так принялся! Надо было просто скомандовать, а есл бы кто препятствовать стал л уп раться - пулю ему в лоб! Тут разб рать нечего. Кто не с нам , тот права жить не имеет.» [363]. Взгляды Маркелова, сторонника нас льственных общественных преобразован й, остаются не зменны-ми. Автор видит опасность заражения таких героев радикальными идеями: «... человек искренний, прямой, натура страстная и несчаст-

6 Фирсова А.А. О пространственно-временной организации романа И.С. Тургенева «Новь» // Проблемы метода и жанра. Томск, 1983. Вып. 10. С. 150.

Русская классика: динамика художественных систем

ная, он мог. оказаться безжалостным, кровожадным, заслужить название изверга - и мог также пожертвовать собою, без колебаний и без возврата» [194].

В «Нови» Тургенев не отступает и от своей традиции усложнения романного конфликта сюжетной линией взаимоотношений героя и героини. Г.Б. Курляндская обращает внимание на тот факт, что первый «душевный контакт» Нежданова и Марианны, установившийся в момент спора С ипягина с Каломейцевым о «возможности мужицкой расправы», происходит «в форме внесловесной эмоциональной экспрессии»7. «Внешние знаки» «словесно еще не выраженной духовной бли-зост » будут проявлены во второй встрече молодых людей посредством «мимического языка»8, когда Нежданов, «заглянув. в глаза» Марианны, «снова убедился, что будет с ней как товарищ, хотя она не только не улыбнулась ему, но даже нахмурила брови» [176]. Источни-ком «внутреннего душевного сопр косновен я»9 Нежданова Мар -анны становится не их «личное чувство» [222], а то обстоятельство, что «вывихнута она так же, как» и Нежданов [183]. Марианна скажет: «Но ваше положен е мое - очень схож . Мы оба од наково несчастливы; вот что нас связывает» [208]. «Идеальная поэтическая любовь Мар анны Нежданова выросла на почве дейных сочувств й: х

объединяет история личных несчастий, но главное - ненависть к сипя-гинской действительности. желание разделить судьбу ссыльных, загнанных. на Руси »10.

Начало конфл кта героя геро н обозначено в сцене беседы в березовой роще. Глаголы, оп сывающ е дв жен е мятущейся пр роды («пачки ветвей качались, метались», «облака неслись быстро и высоко», то закрывая, то открывая солнце [265]), передают переживания взволнованного страстью сердца Нежданова. Но ответного чувства в сердце Мар анны он не наход т. Бесконечные вопросы девушк о скорой революц нежелан е отвечать на н х Нежданова, не верящего в успех революц , закладывают основу будущей драмы героев.

Заложенный в начале романа социально-психологический конфликт между молодыми людьми проявится также в диалоге между Солом ным Неждановым. Нежданов охарактер зует Мар анну как девушку, которая «разделяет наш убежден я готова дт на все»,

7 Курляндская Г.Б. Метод и стиль Тургенева-романиста. Тула : Приокск. книжн. изд-во, 1967. С. 176.

8 Там же.

9 Там же. С. 177.

10 Там же. С. 122.

Русская классика: динамика художественных систем

но вопрос Солом на о готовност самого Нежданова останется без ответа [289]. Не найдет ответ Нежданов и на вопрос Соломина о при -ч не скорого бегства з дома С пяг ных, за него ответ т Мар анна, которая верит, что «революция сейчас вспыхнет» [290]. Наконец, не-совпаден е деолог ческ х поз ц й героя геро н демонстр рует несоответств е внешн х репл к размышлен й «про себя» Нежданова. На просьбу Мар анны отправ ть молодых людей «в народ» он вспоминает слова Паклина «До лясу». Вслух заявляя о готовности служить народу, Нежданов думает про себя: «Джаггернаут. другое слово Паклина. - Вот она катится, громадная колесница. и я слышу треск и грохот ее колес» [291]. Об отсутствии идейного единства «влюбленных» св детельствует п сьмо Нежданова другу С л ну: «Мы с Мар анной не щем счаст я; не наслаждаться мы хот м, а бороться вдвоем, рядом, поддерж вая друг друга. Наша цель нам ясна; но как е пут ведут к ней - мы не знаем». Но Нежданов лукав т: путь, избранный Марианной, вызывает его неприятие: «... мне тяжело. Сомнен е меня муч т.» [301].

Кульминационным моментом в развитии конфликта Марианны и Нежданова станет отказ героя, как честного человека, люб ть ее «той любовью. которая дает право на жизнь другого» [311]. Изменения в представлен е Мар анны об дее самопожертвован я внос т Соломин: «Не баррикады же строить со знаменем наверху - да: ура! за республику!»; «По-моему, шелудивому мальчику волосы расчесать -жертва. <.> Вы будете чумичкой горшки мыть, щипать кур. А там, кто знает, может быть, спасете отечество!» [320-321]. Размышлен ям тургеневского героя созвучна дея разв т я культурных навыков в народе, теория «малых дел» Н.С. Лескова, которую он противопоставлял дее революц рад кального переустройства общества. Спустя некоторое время Нежданов с доброй зав стью нап шет другу: «Мар -анна. и теперь вся поглощена своей деятельностью, в которую верит. А я!» [325]. Молодые люди начинают неизбежно отдаляться друг от друга, так как Нежданов не вер т н в революц ю, н в тео-р ю добрых дел пон мает, что Мар анна уже не «покорялась» ему, а только «жалела», он «внезапно залился слезами» [347]. «Ее тело. теперь я чувствую: оно т хо , быть может, прот в ее вол беж т от меня прочь!» - подумает про себя Нежданов. «И точно: Марианна чуть заметно отодви нулась назад» [348].

Развязкой конфликта становится диалог молодых людей накануне самоуб йства Нежданова: герой уже не «про себя», а открыто говор т о невер «больше в то дело, которое» х «соед н ло», но Мар анна по-прежнему клянется посвятить «делу» «всю свою жизнь» [371].

Русская классика: динамика художественных систем

Романный конфл кт нашел свое выражен е в л н Нежданов -Соломин. У этих героев много общего, оба отвергают революционный путь развития. Соломин «не верил в близость революции в России », потому что пон мал «невольное отсутств е этого самого народа, без которого “ничего ты не поделаешь” и которого долго готовить надо». Он не пр н мает способ пробужден я народа, предлагаемый революц -онерами: «... не так и не тому, как те» [225]. К этой же мысли приходит Нежданов: «Да, наш народ сп т. Но мне сдается, есл что его разбудит - это будет не то, что мы думаем.» [329]. Но Нежданов сознает, что «иные. слова» Соломина «даже как будто шли вразрез с убеждени-ями его, Нежданова.» [267]. Действительно, они идут к одной цели разным путям . Од н пытается вест пропаганду сред народных масс, другой запрещает ему распространять сво «кн жк »: «раздавай х кому хочешь, - только в фабр ке - н -н ! <.> ты спорт ть можешь» [318]. Соломин избрал другой, тоже нелегкий путь: «.мы школу завели и больницу маленькую» [226-227]. Но позиция Соломина остается до конца не проявленной автором: с одной стороны, он прот вн к рад кальных преобразован й, сторонн к постепенного усовершенствован я действ тельност , с другой - свободно пребывает в среде рево-люц онеров в качестве х ед номышленн ка. Идеолог ческая неясность образа неоднократно ставила в тупик тургеневедов: «Что за странные оговорк - возбуждайте, мол, народ к просвещен ю всюду, кроме только той фабрики, где он сам возглавляет производство?»11. Нежданов не доверяет Солом ну уже пр первом знакомстве задается вопросом: «.этот Маркелов, этот Солом н, которого он знает еще мало, но к которому чувствует такое влечен е, - разве он не отл чные образчики русской сути, русской жизни - и знакомство, близость с ними не есть ли также счастье?» Но вместо ответа в его душе пробуждается «ноющее чувство», «грусть» [233].

Советск е л тературоведы неоднократно упрекал тургеневского Нежданова в слабост : гамлетовская натура мешает ему «пр нять правду внутреннего голоса, то есть кр т ческое отношен е к збран-ной такт ке», вынуждает «вместо трезвого скан я новых форм

борьбы» отдаться «позорному наслаждению самобичевания»12; «по замыслу Тургенева, перед бунтарем Неждановым была предуказываемая самою ж знью возможность выбора ного пут (путь постепенов-

11 Чичерин А.В. «Во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины...» // Тургенев И.С. Дым. Новь. Вешние воды. Стихотворения в прозе. М. : Худож. лит., 1981. С. 15.

12 Курляндская Г.Б. Метод и стиль Тургенева-романиста. С. 190.

Русская классика: динамика художественных систем

ца снизу Соломина), но он этой возможностью не воспользовался.»13. Но, на наш взгляд, у Нежданова был сво пр ч ны отвергнуть путь, выбранный Солом ным. Солом н - механ к: еще в юност он «бро-с л сем нар ю, стал зан маться математ кой особенно пр стра-стился к механике» [226], на фабрике он чувствует себя «как дома», «ему тут все известно и знакомо до последней мелочи...» [278]. По наблюден ям Нежданова, у Вас л я «характер такой, что голк не подпустишь» [328]. Фимушка назовет его человеком «прохладным», «постоянным» [248]. Соломин, вероятно, воспринимает мир как еди -ный механизм, где люди не субъект, а лишь один из объектов огромного про зводства. И ж знь самого героя уподобляется дв жен ю ме-хан зма: «Солом н, натащ в на себя свой замасленный серый рабоч й п джак, отправ лся на фабр ку - завертелась опять его ж знь, как большое маховое колесо» [272]. Рабочие уважают его не за человече-ск е качества, а за знан я: «. он уважал его как старшего обход л сь с н м, как с ровным, как со сво м; только уж очень он был знающ в х глазах!», «Англ йск й мануфактур ст» тоже был «поражен его сведениями» [271]. Умный, образованный Соломин понимает ненормальность современного устройства общества пытается по мере сво х с л сделать его лучше, но не з любв к людям, а з пон ман я необход мост обновлен я. Поэтому Нежданов не почувствовал красоты в слаженной работе фабр к , потому что «в уголку под забором с д т мальч к лет четырех. весь выпачканный в саже. безнадежно плачет, словно оставленный целым миром.» [223].

Именно Солом н пройдет м мо страдающего Нежданова, не попытавшись спасти его: и Марианна, поднимающаяся по лестнице после прощан я с Неждановым, догнавш й ее Солом н, оба он наме-ревал сь что-то сказать друг другу «насчет Нежданова», но «он промолчал» и «она промолчала тоже» [374]. Автор лишь холодно заметит: «Марианна принадлежала к особенному разряду несчастных существ (в Росс он стал попадаться довольно часто). Справедл вость удовлетворяет, но не радует х, а несправедл вость, на которую он страшно чутки, возмущает их до дна души» [209-210]. Увлеченная деей всеобщего спасен я, Мар анна щет торжества справедл вост , а не закона любв . Пр мечательно другое упом нан е автора: некогда Марианна, по ее собственным словам, «рвалась» к отправленному в С б рь отцу, но не потому, что «очень люб ла л уважала» его, а потому что ей «так хотелось зведать самой, посмотреть собственными глазами, как живут ссыльные.» [212].

13 Батюто АМ. Тургенев-романист. Л. : Наука, 1972. С. 93.

Русская классика: динамика художественных систем

Но главным конфликтом, определяющим движение сюжета тургеневского романа, становится внутренний конфликт Нежданова. Внутреннее неразреш мое прот вореч е выражается в состоян скук раздраж тельност героя: Пакл н замечает «нервозное состоян е» друга, автор обращает вн ман е на «неудовольств е досаду», «раздражение» и «тоску» героя [141-142], лицо его кажется «злым» и т.п. Чувство безысходности приводит героя к крайнему эмоциональному напряжению: «Так что ж, по-твоему, делать? - повторил чуть не с криком Нежданов» [153]. Внешние события, поездка в имение Сипягиных, не спасают героя от муч тельных переж ван й: «. что-то горькое, не то скука, не то злость, тайно забралось в самую глубь его существа. а сердце все ныло!» [171]; «Томно что-то на душе» [176]. «Усталость», поселившаяся в душе, станет постоянным его спутником [199].

Почвой для укоренен я внутреннего разлада Нежданова становится и его социальное положение. Будучи незаконнорожденным сыном генерал-адъютанта и гувернантки, Нежданов по воле отца полу-ч л прекрасное восп тан е образован е, но в ар стократ ческую семью допущен не был, остался згоем. Нежданов откровенно пр зна-вался в письме другу Силину: «... как я проклинаю. все это наследие моего ар стократ ческого отца! Какое право мел он втолкнуть меня в ж знь, снабд в меня органам , которые несвойственны среде, в которой я должен вращаться? <...> Эстетика - да в грязь!» [326].

Нежданов оказался между двумя культурам , дворянской раз-ноч нной, не пр надлежал полностью н одной з н х. «Фальш вое положен е» незаконнорожденного станов тся пр ч ной внутреннего «нездоровья» героя, разв т я конфл кта между выбранной м ролью революц онера поэтом- деал стом, романт ком, ко м он является на самом деле. Как передовой человек своего времен , умный, образованный Нежданов, осознавш й несовершенство общественного устройства, жаждет деятельност : «Он был недоволен собою, своей деятельностью, то есть своим бездействием.» [214]. «Жажда жертвы за дею человечество», осознан е долга перед народом, который «теорет ческая концепц я народн чества» возвод ла в «эт ческую норму»14, определ л выбор молодого человека - путь в революц ю. Но обл к реального революц онера не совпал с представлен ям о нем Нежданова. Романт к Нежданов «в д т явлен я действ тельно-сти живущими той жизнью, которую им “придает” субъект, или он

14 Пермякова О.Е. Мотивы романа С.М. Степняка-Кравч инского «Андрей Кожухов» в контексте русской литературы 1870-1890-х гг. : авторе—. дис. ... канд. филол. наук / Бурят. гос. ун-т. Улан-Удэ, 2008. С. 13.

Русская классика: динамика художественных систем

создает представлен я о м ре в соответств со сво м душевным состоянием и идеалом»15. Поэтому он вынужден надевать на себя маску «ц н чного грубого на словах человека», зан мающегося «пол т -ческ м соц альным вопросам », чтобы скрывать робость, нежное

сердце втайне наслаждаться «художеством, поэз ей красотой»

[155-156].

Вопрос, который беспоко т молодого революц онера, - вопрос о жертве, возникает в его рефлектирующем сознании не случайно. Он завидует Остродумову, потому что «он собой пожертвовать сумеет - и, есл нужно, на смерть пойдет, чего мы с тобой н когда не сделаем» [154]. «Разве я тоже не сумею собой пожертвовать?» - задает он себе вопрос. Незаконченный ответ («Погодите, господа. И ты, Паклин, убедишься со временем, что я, хоть и эстетик, хоть и пишу стихи.»), жесты («сердито вскинул волосы рукою, скрипнул зубами и, торопли -во сдернув. одежду, бросился в. постель») выражают его сомнения [198]. Пр ч на сомнен я Нежданова не страх собственной смерт . О смерт он даже мечтает: « Право, мне кажется, что есл бы где-н будь теперь про сход ла народная война - я бы отправ лся туда не для того, чтобы освобождать кого бы то н было (освобождать друг х, когда свои несвободны!), но чтобы покончить с собою.» [328]. Но жертва связана с прол т ем не только своей, но чужой кров . Нежданов заставляет себя повер ть в народн ческую дею, стараясь не замечать очев дных фактов (отсутств е ед нства народн ков, отсутств е пон -ман я с народом). Неразреш мость нравственно-пс холог ческого конфликта приводит Нежданова к осознанию тупиковости ситуации: «то, что надо делать, к чему надо стрем ться, - не звестно где, недоступно, за десятью замками, зарыто в преисподнюю.» [262].

Постепенно герой пр ход т к горькому болезненному пон ман ю своей неспособност быть героем: «. оказывается, что вся суть не в убеждениях, а в характере» [328]. Нежданову быть настоящим революц онером, по его пр знан ю, мешает «наслед е. ар стократ ческого отца»: «нервность, чуткость, впечатл тельность, брезгл -вость» - одним словом, «хорошее воспитание», культура [326]. Герой проход т путь «от невер я в себя, в свою способность быть полезным общему делу вследств е особенностей своего про схожден я, восп -тан я характера - к полному невер ю в само дело»16. В отчаянном

15 Гражие П.М. Тургенев и романтизм. О сочетании реалистического и романтического образного отражения. Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1966. С. 4-5.

16 Буданова Н.Ф. Роман И.С. Тургенева «Новь» и революционное народничество 1870-х годов. С. 38.

Русская классика: динамика художественных систем

бессилии он восклицает: «... да где веры-то взять, веры!!» [326]. В прав льность выбранного пут ему мешает повер ть пьянство, беспросветная темнота, невежество народа. На разных языках говорят Нежданов и Татьяна. Для нее «опроститься» - «с простым народом заодно быть», «народ поучить уму-разуму» [306]. Для него «опро-ст ться» - «п ть водку» вместе с народом в кабаках [323]. «Высш е дост жен я» европейской «духовност » не позволяют Нежданову вступить в открытый диалог с миром, ни со «своими», ни с «чужими», н с народом, поэтому все сво сомнен я он доверяет только самому себе сам щет ответы на непростые вопросы.

В основе внутреннего конфликта Нежданова лежит нравственно-пс холог ческое прот вореч е между гуман ст ческой сущностью главного героя ант гуманной сущностью революц онной борьбы. Кульм нац онный момент внутреннего конфл кта Нежданова - по-следн й д алог с Мар анной, в котором герой открыто заявляет о своем невер в дело, отвергая нас льственный путь переустройства об-

щества революц онеров-народн ков, - быстро сменяется развязкой -самоуб йством.

Так м образом, усложнен е романной структуры «Нов » (в сравнении с предшествующими романами писателя) просматривается в ш роте соц ально-бытового фона, разветвленной с стеме действующ х л ц, соотнесенност нескольк х сюжетных л н й уровней кон-фл ктов (между представ телям государственной деолог народн кам , внутр народн ческой среды, между народн кам народом, внутренний конфликт Нежданова). Централизующая роль отвод тся Нежданову Солом ну, с которым пересекаются л н всех героев романа. Сюжетная л н я Нежданова завершается г белью героя, а л н я Солом на Мар анны - открытым ф налом. Дв жен е романного сюжета в большей степен определяет внутренн й кон-фл кт, неразреш мое прот вореч е Нежданова. Пр ч ну хаоса современной ж зн автор в д т в утрате человеком связ с главным законом бытия - законом любви, хранящим «ту общую, бесконечную гармонию, в которой. всё, что существует, - существует для другого, в другом только дост гает своего пр м рен я л разрешен я - все

17

жизни сливаются в одну мировую жизнь.» .

17 Тургенев М.С. Записки ружейного охотника оренбургской губернии. С. А-ва. Москва. 1852. (Письмо к одному из издателей «Современника») // Тургенев И.С. Собр. соч. : в 28 т. М. ; Л. : Наука, 1966. Т. 5: Сочинения. С. 415-416.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.