Научная статья на тему '"поэтика незрелости": особенности воплощения темы юности в послевоенной американской литературе (Д. Холмс, Д. Керуак, Д. Сэлинджер, Ф. Рот)'

"поэтика незрелости": особенности воплощения темы юности в послевоенной американской литературе (Д. Холмс, Д. Керуак, Д. Сэлинджер, Ф. Рот) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
347
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМЕРИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ПОЭТИКА НЕЗРЕЛОСТИ / МОЛОДОЙ ГЕРОЙ В ЛИТЕРАТУРЕ / ИНИЦИАЦИЯ / КОМИЧЕСКОЕ / AMERICAN LITERATURE / POETICS OF IMMATURITY / YOUNG HERO IN LITERATURE / INITIATION / COMIC

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Львова Ирина Вильевна

В статье рассматриваются особенности поэтики романа о молодом герое в американской послевоенной литературе на примере творчества Д. Холмса, Д. Керуака, Д. Сэлинджера и Ф. Рота. Показывается, как формировались представления о незрелости как доминирующей черте современного человека, какое влияние оказали эти представления на интерпретацию образа главного героя романа, что в свою очередь определило особенности поэтики произведений: построения сюжета, использования комплекса устойчивых мотивов (бунта, дороги, подполья и т. д.), пространственно-временной организации текста, приемов комического.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Poetics of Immaturity" - the peculiarities of the presentation of the theme of youth in postwar American literature (John Clellon Holmes, Jack Kerouac, Jerome David Salinger, Philip Milton Roth)

The article deals with the poetics of the novel about the immature hero in the American post-war literature; the analysis is based on the works of John Clellon Holmes, Jack Kerouac, Jerome David Salinger and Philip Milton Roth. It shows how the idea of immaturity as the dominant feature of man of that time was formed and what impact it had on interpreting the image of the protagonist of the novel, determining the special features of the poetics of the novel: plotting, using a complex of stable motifs (riot, road, underground, etc.), the space-time organization of the text, symbolism, comic elements.

Текст научной работы на тему «"поэтика незрелости": особенности воплощения темы юности в послевоенной американской литературе (Д. Холмс, Д. Керуак, Д. Сэлинджер, Ф. Рот)»

УДК 821(73).09

Львова Ирина Вильевна

доктор филологических наук Петрозаводский государственный университет, г. Петрозаводск

ilvovaster@gmail.com

«ПОЭТИКА НЕЗРЕЛОСТИ»: ОСОБЕННОСТИ ВОПЛОЩЕНИЯ ТЕМЫ ЮНОСТИ В ПОСЛЕВОЕННОЙ АМЕРИКАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (Д. Холмс, Д. Керуак, Д. Сэлинджер, Ф. Рот)

В статье рассматриваются особенности поэтики романа о молодом герое в американской послевоенной литературе на примере творчества Д. Холмса, Д. Керуака, Д. Сэлинджера и Ф. Рота. Показывается, как формировались представления о незрелости как доминирующей черте современного человека, какое влияние оказали эти представления на интерпретацию образа главного героя романа, что в свою очередь определило особенности поэтики произведений: построения сюжета, использования комплекса устойчивых мотивов (бунта, дороги, подполья и т. д.), пространственно-временной организации текста, приемов комического.

Ключевые слова: американская литература, поэтика незрелости, молодой герой в литературе, инициация, комическое.

Понятие «искусство незрелости» было использовано американским литературоведом Р. Посноком в исследовании, посвященном творчеству Ф. Рота. Под незрелостью Р. Поснок понимает «способ существования, возникающий не на основе стремления к уничтожению буржуазных ограничений, а из попыток неповиновения или их игнорирования; способ существования, который противопоставлен господствующей норме» [18, p. XII]. Незрелость подразумевает неконвенциональность, бунт против принятых обществом норм и правил, поиск альтернативных поведенческих моделей, в том числе «уход в подполье» как вариант нонконформистского способа существования.

Поснок вводит понятие «искусство незрелости» для характеристики особенностей творчества Рота, однако оно применимо для выявления специфики американской литературы 1940-1960 годов в целом, для которой впервые предметом изображения стал незрелый герой, а проблемы, связанные с молодежью, вышли на первый план.

Безусловно, существовали социальные и духовные предпосылки для того, чтобы литература заинтересовалась таким героем, а феномен незрелости стал предметом художественного анализа.

Среди социокультурных изменений в 19401960-е годы весьма существенным стало формирование, по словам С. Беллоу, «нового класса молодых людей» [4, p. 23] и новой культуры - культуры молодых.

В США устойчивое словосочетание «молодое поколение» («younger generation») стало использоваться уже в 1920-е годы. Тем самым признавалось, что молодежь имеет другие, отличные от взрослых ценности. Молодое поколение подвергало резкой критике присущее взрослому миру стремление к успеху, конкуренцию, веру в прогресс. Но если в 1920-е годы протест выразила богемная, артистическая молодежь, то в 1950-1960-е годы формируется особая молодежная культура, бросившая вызов культуре мейнстрим и позиционировавшая

себя как контркультура. В США у истоков молодежного нонконформистского движения стали молодые люди, называвшие себя поколением Бит. Д. Керуак, писатель, выразивший наиболее полно устремления этого поколения, назвал произошедшие сдвиги в обществе «революцией нравов» [14, р. 14]. Очень верным представляется замечание Р. Кимбалла, данное им в исследовании «Долгий марш: как культурная революция 1960-х изменила Америку»: «...если в чем и заключалась американская революция, так в атаке на зрелость и в прославлении юности и незрелости. <...> Победа молодежной культуры 1960-х годов состояла не в том, что ее требования были выполнены, а в том, что ее ценности были приняты культурой в целом» [15, р. 9].

Утверждение культуры молодых как следствие процесса «инфантилизации» общества имело разнообразные источники. Молодёжная контркультура явилась частью романтического наследия с его бунтом против рационализма и апологией свободы. Среди духовных отцов молодежной контркультуры можно назвать Руссо, Ницше, Фрейда, Маркса, а также Достоевского. Молодежная контркультура возникает в различных европейских странах, поддержанная европейскими интеллектуалами. Анто-нио Грамши, Герберт Маркузе стали выразителями умонастроений молодежи.

Ортега-и-Гассет писал, что инфантильность является характерной чертой современного человека: «Пора уже наметить первыми двумя штрихами психологический рисунок сегодняшнего массового человека: эти две черты - беспрепятственный рост жизненных запросов и, следовательно, безудержная экспансия собственной натуры и, второе, врожденная неблагодарность его всему, что сумело облегчить ему жизнь. Обе черты рисуют весьма знакомый душевный склад - избалованного ребенка» [3, с. 319].

Незрелость, инфантильность всегда были специфической чертой американского общества. Эта особенность отмечена и самими американцами.

© Львова И.В., 2018

Вестник КГУ № 3. 2018

143

Например, исследователь Ф. Карпентер объясняет факт, что социальные проблемы в американском обществе идентифицируются с проблемами подростка тем, что американское общество является незрелым, невзрослым [5, р. 19]. П. Спэкс в работе «Подростковая идея: миф о юности и воображение взрослых» утверждает, что «наиболее авторитетный стиль жизни в Америке - подростковый» [21, р. 3]. В исследовании, посвященном американскому роману, Л. Фидлер отмечал, что одной из его особенностей является невинность, юность: «Это качество, по которому наша проза сразу же отличима от европейской» [6, р. 29]. Оно объясняется своеобразием национальной жизни, наследием пуританства с его склонностью чувственный мир толковать аллегорически не как реальность, а как систему знаков. Американский роман, в отличие от европейского, избегает таких «романных» тем, как любовь, адюльтер, женитьба. Избирая героем прозы молодого героя, американскому писателю удается сосредоточиться на философских, экзистенциальных и метафизических проблемах.

Роман о молодом герое становится наиболее популярной разновидностью американского романа. К нему обращаются такие писатели, как К. Маккаллерс, С. Плат, Д. Сэлинджер, С. Беллоу, Ф. Рот, Д. Ноулз, Д. Керуак, Д. Холмс и др.

Анализируя причины обращения современной литературы к теме юности, известный американский литературовед Л. Фидлер обоснованно увидел их в изменениях, происходящих в обществе: «одно из главных изменений современного сознания состоит в передвижении ребенка из периферии к центру искусства и на самом деле к центру жизни и заканчивается "ребенко-центричным" обществом» [7, р.252]. Все это, по мнению исследователя, является признаком инфантильности современной ему культуры: «Все это привело к тому, что литература о детях стала взрослой, и сформировался образ о самих себе как о детях. <...> Керуак в своей прозе остается 35-летним подростком, обращающимся к тинэйджерам с проповедью о том, как нужно жить» [7, р. 170].

Важно отметить, что незрелость героя не определяется его возрастом, послевоенный роман создает образы героев разных возрастных групп: героине Маккаллерс - тринадцать лет, Сэлинджера - пятнадцать, Плат - девятнадцать, Холмса и Ке-руака - за двадцать, герою романа Ф. Рота тридцать три, но их объединяет особый психологический феномен - незрелость. Как говорит герой Рота Алекс Портной, он чувствует себя пятнадцатилетним подростком. Сам предмет конфликта с окружающим миром - утверждение своего «я» - характерен для невзрослого человека: «посмотрите-ка, половина гонки уже пройдена, а я все еще на старте, я - первый, выбравшийся из пеленок и облачившийся в гоночный костюм. 150 баллов IQ, и до сих

пор спорю с властями о правилах и нормах!» [19, р. 258]. Манера повествования осознается Портным как подростковая. Свой голос он называет «задыхающимся фальцетом подростка» [19, р. 124].

Незрелость не только определяет психологический склад героя американского романа, но и его жизненную позицию. «Взрослый» означает для него филистерский, «невзрослый» - ищущий, духовный, творческий. Для Портного признать себя взрослым - значит отказаться от поисков истины: «Мое бесконечное детство! Которое я не оставлю -или которое не оставит меня!» [19, р. 306].

Кроме того, взросление в представлении героев - это изгнание из «рая детства», воспринимаемое как трагедия, оно более напоминает «скачок, нежели переход, который всегда сопряжен с риском» [16, р. 139]. Взросление - это и самоопределение, то есть определение собственных границ и, следовательно, признание своей конечности. Повзрослеть - значит потерять бессмертие. Именно поэтому герои обречены на бунт, и этот бунт принимает метафизический характер. Герой бунтует не только против общества, но и против удела, судьбы. Тема бунта, которая имеет глубокие корни в американском романтизме, входит как одна из центральных в американский роман 1940-1960-х годов. Это нонконформистский бунт, анархический по своей природе, имевший целью раскрепощение, освобождение личности и направленный на разрушение барьеров - политических, социальных, гендерных, ментальных. Таким образом, бунт определяет жизненную позицию героя, мотив бунта является сю-жетообразующим в романе.

Не менее важным оказывается и мотив дороги. Сюжет романа развивается как странствия героя в поисках собственной идентичности, а также духовной истины. Этот сюжет отличается от традиционного сюжета романа воспитания, связанного с инициацией героя, который преодолевает испытания, чтобы стать взрослым. Герои американского романа не хотят взрослеть, они избегают всякой завершённости, статичности. В их представлении взрослый мир консервативен, статичен, неспособен к обновлению, юность мыслится как движение, которому нет конца. Дорога - символ вечных поисков человека - указывает на их собственную незавершенность и незавершенность мира. Завязка романа о молодом герое строится как выход протагониста из замкнутого пространства (школа, дом) в большой мир. Герои Сэлинджера и Плат отправляются в Нью-Йорк, Маккаллерс - в путешествие по городу, но наиболее ярко образ дороги воплощен в культовом романе Керуака «На дороге». Позиция в пространстве коррелирует с жизненной позицией героев. Путешествия имеют смысл только как путь самопознания, который бесконечен. Неслучайно герой-повествователь Сал задает всем встречающимся на его пути девушкам вопрос:

«Чего ты ждешь от жизни?» [13, р. 57]. Этот вопрос может быть адресован и ему. Объекты поиска (себя, любви, Бога, братства) возникают и исчезают, но в конце концов герой, ведущий поиск, подходит к ним все ближе. Сюжетообразующая модель поиска и потери присутствует не только в романе «На дороге», но и «Легенде Дулуоза» в целом. Образ дороги вводит в роман романтический мотив бегства героев от реальности, которая представлена как абсурдная. Герой-повествователь Сал констатирует, что американцам «некуда идти и не во что верить» [13, р. 245], их жизнь бессмысленна. «Безумная мечта: хватать, брать, давать, вздыхать, умирать - и все ради того, чтобы быть погребенным на ужасных городах-кладбищах» [13, р. 107].

Нужно отметить, что пребывание на дороге как попытка уклониться от необходимости взрослеть и брать связанную с этим ответственность характерна и для самих представителей поколения Бит. Нил Кэссиди, ставший прототипом Дина Мориар-ти в романе Керуака, в письме Алену Гинсбергу 1948 года говорит о себе: «Я простоватый, ребячливый, неуклюжий подросток» [17, р. 48]. Американская писательница Д. Джонсон, участница движения Бит, рассказывая о последнем разговоре с Керуаком, пишет: «Последний раз я слышала голос Джека по телефону в 1964 году. Он позвонил неожиданно из своего пьяного одиночества: «Ты никогда ничего не хотела, кроме горохового супа». Конечно, это было неправдой, но я заплакала после того, как он повесил трубку. "О чем это он?", - спросил мой друг. Я думаю, о праве оставаться детьми» [8, р. 261]. Инфантильность героев произведений Керуака и самого автора отмечалась отечественными и американскими исследователями. Так, Т.Н. Денисова пишет: «Мировоззрение Керуака - от первых книг до последних - характеризуется незрелостью, инфантильностью. Он зачастую выглядит мальчиком, растерявшимся перед загадочным миром взрослых» [1, с. 176]. Американский литературовед Т. Хант, анализируя роман Керуака «На дороге», отмечает, что конфликт, представленный в романе, - это конфликт подростка с миром взрослых: «Пример Дина (главный герой романа Дин Мориарти. - И. Л.) - типично американский. Он воплощает конфликт между мечтательным подростком, создающим свой мир, и ограничивающим, но устойчивым социальным миром взрослых» [11, р. 480]. Другой исследователь, К. Вопат, также подчеркивает инфантильность героев Керуака: «Сэл чувствует себя более комфортабельно в роли капризного ребенка, нежели в роли друга или брата, еще менее отца и мужа. Герои Керуака отправляются в дорогу не для того, чтобы отыскать настоящую жизнь, но чтобы оставить ее позади, и прежде всего связанную с ней ответственность. Дин появляется каждый раз, чтобы спасти своего друга от взросления» [22, р. 442-443].

Литература о молодом герое открывает еще одно пространство - нонконформистское подполье, где, как и «на дороге», молодой человек обретает свободу, в том числе свободу оставаться незрелым, невзрослым. Подполье противопоставлено как невзрослый мир взрослому.

Тема подполья наиболее полно представлена в творчестве Д. Холмса и Д. Керуака. Подполье по сути инфантильно. Об инфантильности героев нонконформистского подполья пишет Холмс. Демонический Агатсон из его романа «Иди» оказывается «всего лишь школьник, который так и не вырос», как характеризует его один из героев Кетчам; а «его дикие выходки, безумные трюки, рассчитанные непристойности (потому как вы знаете, он их действительно просчитывает), по словам другого героя, Стофски, - не трагические иллюстрации стремления к смерти или упадка западной цивилизации... но просто... мальчишество, старина!» [10, р. 10]. В романе Холмса важно сравнение героев с детьми. Оно вынесено и в эпиграф: «Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, что сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали» (Евангелие от Матфея 11:16,17). Подполье Бит -это мир детей без взрослых. Холмс показывает, как незрелость его участников ведет к трагедии и преступлению.

Одним из итогов странствий по подпольному миру главного героя романа Гоббса является понимание того, что выйти из подполья - значит повзрослеть: «Я был только ребенком, бездумным ребенком... Знаешь, что я имею в виду? Это было все только литературой, ребячеством», - говорит своей жене Гоббс [10, р. 277].

Подполье поколения Бит - это своего рода сообщество, мужское братство - «беспокойное, находящееся в непрерывном движении» [10, р. 237]. М. Каули полагал, что возникновение феномена мужского братства - следствие отчуждения молодежи. Но также его появление объясняется незрелостью молодых участников молодежного подполья, их стремлением войти в мир на своих условиях, создать собственную модель отношений между людьми.

Подполье противопоставлено не только как невзрослый мир взрослому, свободный - несвободному, но и как смеховой - серьезному, в котором ценности традиционного общества пародируются и травестируются. Карнавальная стихия, где верх и низ смешаны, низ воспевается и сакраментали-зируется, характерна для романа о молодом герое. Источник комического заключается в самом возрасте героя, в его наивности, в несоответствии физического созревания и интеллектуального, жизненного и эмоционального опыта, желаний и возможностей, мечты и действительности. Пафос

Вестник КГУ ^ № 3. 2018

145

нелепого, абсурдного - отличительная черта прозы К. Маккаллерс. Напряжение между смешным и патетическим создает основную тональность романа «Участница свадьбы». История трагического одиночества Франки пронизана светом комического. В комические ситуации попадает герой Сэлинджера Холден. Он бунтует против конформизма взрослых, боясь стать phoney, другим, прожить не свою жизнь, а навязанную кем-то, поэтому он не хочет взрослеть. Однако он сознает, что в мире, где господствуют взрослые, подросток оказывается неполноценен, поэтому Холден выдает себя за совершеннолетнего, тем самым попадая в комические положения, в романе он также играет роль буффона, шута. Стихия комического представлена и в романе Рота «Случай Портного». Рот называет роман «комической жалобой» [20, p. 50], а своего героя - «героем из еврейского анекдота» [20, p. 7]. Главный герой романа Алекс Портной - клоун, буффон, который выявляет гротескное, абсурдное, ненормальное в повседневности, остраняя его. Для Портного характерна этика игры. «Эта насмешка, подшучивание, игра, притворство - все для насмешки! Как я люблю это! И тем не менее за всем этим - настоящая правда... Проигрыш и выигрыш - это не шутка... и тем не менее шутка! И именно это меня трогает больше всего» [19, p. 275]. Герой романа Рота утверждает жизнь, но комически, настаивая на ее абсурдности. Таким образом, комическое составляет важную особенность поэтики романа о молодом герое.

Одним из открытий американской литературы 1940-1960-х годов стал сам образ героя, находящегося в периоде становления. Он воплотил в себе черты человека переходной эпохи, каким явилось послевоенное время. Неустойчивость положения человека в обществе, незавершенность его душевного склада представляют существенную характеристику этого героя.

П. Гудман назвал героя романа 1940-1960-х protean, изменчивым, ибо «личность постоянно борется, чтобы проявиться такой, какова она есть. Процесс не завершен, нет и никаких стабильных результатов. Каждая стадия предполагает кризис идентичности. Изменчивый (protean) человек - это явление послевоенное» [12, p. 130]. Для подобного героя приложима и характеристика Р. Музиля: «человек - нечто почти бесформенное, неожиданно пластичное, на все способное. Доброе и злое колеблются в нем как стрелки чувствительнейших часов» [2, с. 11].

Герой вбирает в себя полярные стремления, совмещает в себе крайности. В нем воплотились протест и жажда искупления, жертвенность и бунтарство. Отмечая « несоответствие между невинностью героя и деструктивным характером его опыта» [9, p. 7], И. Хассан для обозначения этого качества героя использует оксюморонное сочетание «ради-

кальная невинность»: «Его способность чувствовать боль кажется почти святой, а его страсть к ереси почти преступной. Но, будучи небезупречным в своей святости и почти гротескным в своей преступности, он выражает человеческое неугасимое желание утвердить человеческое понимание жизни» [9, p. 6]. Герой послевоенного американского романа находится в поиске новых духовных ценностей, чтобы стать собой. Он выступает как бунтарь и жертва. Сложность, хаотичность послевоенной действительности явились причиной того, что человек послевоенного времени жил с ощущением трагичности и абсурдности бытия, его ответом миру стал, с одной стороны, бунт, с другой - растерянность и бегство. Это герой эпохи рубежа, где сходятся крайности, где все находится в движении, становлении. Молодой герой-бунтарь становится символом смятенного человечества.

Образ «незрелого героя» определяет поэтику романа: особенности построения сюжета, комплекс устойчивых мотивов, пространственно-временную организацию текста, символизм, стихию комического.

Незрелость, неустойчивость, незавершенность как черты современного человека нашли отражение в интерпретации темы юности, теперь этот период не имеет устойчивых возрастных границ, но видится как время бунта и преображения, когда становление человека связано не со стремлением войти во взрослый мир, а напротив, избежать взросления, создав собственный мир, свободный и человечный.

Библиографический список

1. Денисова Т.Н. На пути к человеку. Борьба реализма и модернизма в современном американском романе. - Киев: Наукова думка, 1971. - 338 с.

2. Музиль Р. Человек без свойств. - М.: Художе-ственная литература, 1984. - Кн. 1. - 751 с.

3. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Эстетика. Философия культуры. - М.: Искусство, 1991. - 588 с.

4. Bellow S. Conversations with Saul Bellow. - Mississippi: University Press of Mississippi, 1994. - 288 p.

5. Carpenter F.I. The Adolescent in American Fiction // English Journal. - 1957 (September). - P. 19.

6. Fiedler L. Love and Death in the American Novel. - N. Y.: Dalkey Archive, 1966. - 520 p.

7. Fiedler L. No! in Thunder: Essays on Myth and Literature. - Boston: Stein and Day Publishers, 1960. - 336 p.

8. Johnson J. Minor Characters. - Boston: Houghton Mifflin Co., 1983. - 263 p.

9. Hassan I. Radical Innocence: Studies in the Contemporary American Novel. - Princeton: Princeton University Press, 1961. - 362 p.

10. Holmes J.C. Go. - N. Y.: Thunder's Mouth Press, 1980. - 344 p.

11. Hunt T. On the Road: an Adventurous American Education // J. Kerouac. On the Road: Text and Criticism. - N. Y.: Viking, 1979. - 490 p.

12. Karl F. American Fiction 1940-1980. - N. Y.: Joanna Cotler Books, 1983. - 637 p.

13. Kerouac J. On the Road. - N. Y.: Penguin Books, 1976. - 307 p.

14. Kerouac J. Safe in Heaven Dead. - N. Y.: Hanuman Books, 1994. - 129 p.

15. Kimball R. The Long March: How the Cultural Revolution of the 1960s Changed America. -San Francisco: Encounter Books, 2000. - 326 p.

16. Peck M. The Road Less Travelled. - N. Y.: A Touchstone Book, 1978. - 315 p

17. Plummer W. The Holy Goof. A Biography of Neal Cassady. - Englewoof Cliffs: Prentice-Hall, 1981. - 176 p.

18. Posnock R. Philip Roth's Rude Truth. The Art of Immaturity. - Princeton and Oxford: Princeton University Press, 2006. - 328 p.

19. Roth. Ph. Portnoy's Complaint. Ph. Roth. -N. Y.: Bantam, 1970. - 289 p.

20. Roth Ph. Reading Myself and Others. - N. Y.: Penguin, 1975. - 336 p.

21. Spacks P. The Adolescent Idea: Myths of Youth and the Adult Imagination. - N. Y.: Basic Books, 1981. - 308 p.

22. Vopat C.G. Jack Kerouac 's On the Road: a Re-evaluation // J. Kerouac. On the Road: Text and Criticism. - N. Y.: Viking, 1979. - P. 431-450.

References

1. Denisova T.N. Na puti k cheloveku. Bor'ba realizma i modernizma v sovremennom amerikanskom romane. - Kiev: Naukova dumka, 1971. - 338 s.

2. Muzil' R. CHelovek bez svojstv. - M.: Hudozhestvennaya literatura, 1984. - Kn. 1. - 751 s.

3. Ortega-i-Gasset H. Vosstanie mass // EHstetika. Filosofiya kul'tury. - M.: Iskusstvo, 1991. - 588 s.

4. Bellow S. Conversations with Saul Bellow. -Mississippi: University Press of Mississippi, 1994. - 288 p.

5. Carpenter F.I. The Adolescent in American Fiction // English Journal. - 1957 (September). - P. 19.

6. Fiedler L. Love and Death in the American Novel. - N. Y.: Dalkey Archive, 1966. - 520 p.

7. Fiedler L. No! in Thunder: Essays on Myth and Literature. - Boston: Stein and Day Publishers, 1960. - 336 p.

8. Johnson J. Minor Characters. - Boston: Houghton Mifflin Co., 1983. - 263 p.

9. Hassan I. Radical Innocence: Studies in the Contemporary American Novel. - Princeton: Princeton University Press, 1961. - 362 p.

10. Holmes J.C. Go. - N. Y.: Thunder's Mouth Press, 1980. - 344 p.

11. Hunt T. On the Road: an Adventurous American Education // J. Kerouac. On the Road: Text and Criticism. - N. Y.: Viking, 1979. - 490 p.

12. Karl F. American Fiction 1940-1980. - N. Y.: Joanna Cotler Books, 1983. - 637 p.

13. Kerouac J. On the Road. - N. Y.: Penguin Books, 1976. - 307 p.

14. Kerouac J. Safe in Heaven Dead. - N. Y.: Hanuman Books, 1994. - 129 p.

15. Kimball R. The Long March: How the Cultural Revolution of the 1960s Changed America. -San Francisco: Encounter Books, 2000. - 326 p.

16. Peck M. The Road Less Travelled. - N. Y.: A Touchstone Book, 1978. - 315 p

17. Plummer W. The Holy Goof. A Biography of Neal Cassady. - Englewoof Cliffs: Prentice-Hall, 1981. - 176 p.

18. Posnock R. Philip Roth's Rude Truth. The Art of Immaturity. - Princeton and Oxford: Princeton University Press, 2006. - 328 p.

19. Roth. Ph. Portnoy's Complaint. Ph. Roth. -N. Y.: Bantam, 1970. - 289 p.

20. Roth Ph. Reading Myself and Others. - N. Y.: Penguin, 1975. - 336 p.

21. Spacks P. The Adolescent Idea: Myths of Youth and the Adult Imagination. - N. Y.: Basic Books, 1981. - 308 p.

22. Vopat C.G. Jack Kerouac 's On the Road: a Re-evaluation // J. Kerouac. On the Road: Text and Criticism. - N. Y.: Viking, 1979. - P. 431-450.

Вестник КГУ _J № 3. 2018

147

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.