Научная статья на тему 'Поэтика музыкальности в лирике Б. Пастернака'

Поэтика музыкальности в лирике Б. Пастернака Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1129
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРА И МУЗЫКА / LITERATURE AND MUSIC / МУЗЫКАЛЬНОСТЬ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ / MUSICALITY OF LYRIC POETRY / ЛИРИКА Б. ПАСТЕРНАКА / LYRIC POETRY OF B. PASTERNAK

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мышьякова Н.М.

В статье рассматриваются возможности и уровни бытования музыкальности в системе лирического произведения на примере лирики Б. Пастернака. Музыкальность лирического произведения понимается как метаморфологическая категория, которая проявляется на различных уровнях художественной структуры. На звуковом уровне это мелодичность поэтической речи, различные вилы повторов. На уровне тематическом воспроизведение звукового ландшафта, имена музыкантов, названия музыкальных произведений, музыкальная терминология. На уровне стиля смешение различных приемов, создающее эффект «невыразимого» воздействия текста и напоминающее впечатление от музыкального произведения. Музыка как образ в поэзии Б. Пастернака биографически мотивирована и явлена на всех уровнях лирической системы. Своеобразие музыкальных образов в их доминирующей конкретности, вещности, предметности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LITERATURE AND MUSIC, MUSICALITY OF LYRIC POETRY OF B. PASTERNAK

The article deals with the possibilities and levels of existence of musicality in the system of lyric poetry based on the example of B. Pasternak. Musicality of a lyric work is understood as a metamorphological category, which manifests itself at various levels of the artistic structure. At the sound level it is a melody of poetic speech and various replications. At the thematic level it shows itself in the reproduction of the sound landscape, the names of musicians, the names of musical works, musical terminology. At the level of the style it can be found in mixing different techniques, creating the “inexpressible” text effects and resembling impression of a musical work. Music as an image in B. Pasternak’s poetry is biographically motivated and displayed at all levels of the lyric system. The distinction of musical images is in their dominant concreteness and thingness.

Текст научной работы на тему «Поэтика музыкальности в лирике Б. Пастернака»

melody of poetic speech and various replications. At the thematic level it shows itself in the reproduction of the sound landscape, the names of musicians, the names of musical works, musical terminology. At the level of the style it can be found in mixing different techniques, creating the "inexpressible" text effects and resembling impression of a musical work. Music as an image in B. Pasternak's poetry is biographically motivated and displayed at all levels of the lyric system. The distinction of musical images is in their dominant concreteness and thingness.

^y words: literature and music, musicality of lyric poetry, lyric poetry of B. Pasternak.

Н.М. Мышьякова, канд. филол. наук, д-р искусств., проф., Российский государственный гидрометеорологический университет, г. Санкт-Петербург, Е-mail: natmih2004@mail.ru

ПОЭТИКА МУЗЫКАЛЬНОСТИ В ЛИРИКЕ Б. ПАСТЕРНАКА

В статье рассматриваются возможности и уровни бытования музыкальности в системе лирического произведения на примере лирики Б. Пастернака. Музыкальность лирического произведения понимается как метаморфологическая категория, которая проявляется на различных уровнях художественной структуры. На звуковом уровне это мелодичность поэтической речи, различные вилы повторов. На уровне тематическом - воспроизведение звукового ландшафта, имена музыкантов, названия музыкальных произведений, музыкальная терминология. На уровне стиля - смешение различных приемов, создающее эффект «невыразимого» воздействия текста и напоминающее впечатление от музыкального произведения. Музыка как образ в поэзии Б. Пастернака биографически мотивирована и явлена на всех уровнях лирической системы. Своеобразие музыкальных образов - в их доминирующей конкретности, вещности, предметности.

Ключевые слова: литература и музыка, музыкальность лирического произведения, лирика Б. Пастернака.

Музыкальность пастернаковской поэзии - традиционно изучаемая и одновременно не теряющая актуальности и занимательности тема. Основной интерес этой темы - остающаяся во многом загадочной проблема метаморфологических взаимодействий, в частности - взаимодействий поэзии и музыки. В качестве отправных точек исследования музыкальности возможно вспомнить известные рассуждения Э. По о суггестивности поэзии как ее основном выразительном приеме [1] и прекрасную статью Б.Г. Реизова о музыкальности произведений Стендаля [2].

Концепция Э. По онтологизирует метаморфологические связи, открывает дорогу интраморфологическим поискам, изучению лирики в ее художественных истоках, морфологическом синкре-зисе. В рамках этих исследований музыкальность поэтической системы - некий обязательный системный компонент, пусть даже и не всегда явленный («нулевой»), ее природное свойство, представленное с разной степенью концентрации.

Статья Б.Г Реизова о музыке в эстетике и творчестве Стендаля - очень убедительное предупреждение о непреодолимости морфологических границ, затрудняющей метаморфологиче-ские изыскания. Глубоко проанализировав и доказав огромное влияние музыки на синтаксис Стендаля, «на построение сцен в его романах, на включённые в них пейзажи», исследователь оставляет морфологические параллели в статусе «сомнительного сходства» [2, с.117]. Статья перекликается с давней работой А.Ф. Лосева о лексико-терминологической необеспеченности понятия «художественный стиль» [3]. А.Ф. Лосев посетовал, что мы употребляем метафоры, эпитеты (например, тёплый, холодный, напевный и т.п.) по отношению к стилю «нерешительно и стыдливо» [3, с. 238], тогда как при анализе трудно локализуемых категорий они могли бы работать как термины.

Таким образом, исследование музыкальности оказывается онтологически закономерным и, одновременно, терминологически непроработанным и «сомнительным». То и другое оборачивается соблазном, поводом для метаморфологических исканий.

При всей неисчерпаемости литературно-музыкальных взаимодействий поэтика музыкальности предполагает несколько традиционных аспектов:

- музыкальность слышимая (напевность, мелодичность поэтической речи; яркие ассонансы и аллитерации; различные виды повторов, преобразующие слышимый облик поэтического высказывания);

- музыкальность тематическая (преобладание акустического образа мира; воспроизведение звукового ландшафта; собственно музыкальная тематика - имена музыкантов, названия музыкальных произведений, музыкальная терминология);

- музыкальность стилевая (смешение различных приемов, создающее эффект «невыразимого» воздействия текста и напоминающее впечатление от музыкального произведения).

Своеобразие индивидуальной музыкальности - в особой рецептуре ингредиентов, их пропорциях, связях, сочетаниях. Музыкальность поэтов слухового типа (П. Верлена, А. Рембо, А. Фета, А. Блока, Т. Шевченко и др.) всегда своеобразна и неповторима. Лирика Б. Пастернака занимает в этом ряду особое место.

Трудно сказать, что более мотивирует исследование музыкальной образности в лирике Пастернака - ее звуковые эффекты или тематика.

Даже если не знать биографии поэта, музыкально-лексическая насыщенность его поэзии очевидно указывает на музыкальную ориентацию авторского видения мира. Эта биографическая «данность» - одно из важнейших свойств поэтики Пастернака. Характерно высказывание поэта о том, что все произведения, «повествуя о наиразличнейшем, на самом деле рассказывают о своем рожденьи» [4, с. 207]. Повседневное бытование музыки (музыкальный профессионализм матери, домашнее музицирование, уроки музыки, соседство обожествляемого Скрябина и др.) не только «рождают» художественный мир Пастернака, но и формируют его поэтику. Прием повседневного обживания, чувственной досягаемости, предметной сращенности, метонимической рядоположенности наделяет музыкальные образы Пастернака статусом природных реалий. Имена (Шопен, Бетховен), предметы (рояль, клавиши), образы высокой поэзии (жизнь, смерть) легко размещаются «в миру», погружаются в особую среду обитания, живут собственной жизнью, проявляют характер: «Опять Шопен не ищет выгод», «волосато, как торс у Бетховена», «Я клавишей стаю кормил с руки», «Рояль дрожащий пену с губ оближет», «и жизнь без смерти и фермат» и др.[5].

Как правило, в различных поэтических текстах музыкальная образность одухотворяет, романтизирует, поэтизирует обычные предметы, переносит их в «идеальный» мир, как прикосновение волшебной палочки. В мире Пастернака необыкновенность - в обычном, «живом» («поэзия в траве»). Тематическая музыкальность представлена не только сферой собственно музыкальной (именами Бетховена, Шопена, Скрябина; музыкальными терминами - рондо, интермеццо, импровизация, фермата и др.), но и сферой звуков. Характер звукового ландшафта обнаруживает бурную жизнь природы, ее голоса, тембры, состояния. Музыкальные, звуковые обозначения выполняют функцию олицетворяющую, психологизирующую: «голошенье лесов», «бряцанье декабря». Мир Пастернака полон сильными, яркими, часто именно музыкальными звуками: раскаты грома, треск деревьев, «ревет фагот», «гудит набат». Рощи, парки, могилы, «вложенные» Шопеном в этюды, «разрывы туч», чередующиеся с «обрывками арий», «лужок интермеццо» с кружащимися дорогими тенями -все обнаруживает некую общую материю мира, безразличную к классической антиномии духовного и материального. Создается впечатление, что пресловутая «невыразимость» музыки в па-стернаковском мире неизвестна. Скорее наоборот - лексическая музыкальность, метонимически сцепленная с немузыкальной образностью, обнаруживает исконное природное родство мира, обеспечивает ему прочность, выражает «теплоту сплачивающей тайны» [6, с. 827].

Вещественность музыкальных образов явлена не только на уровне тематически-лексическом, но и на уровне слышимой музыкальности. На этом уровне она тоже ярко специфична. Обычно под слышимой музыкальностью имеется в виду мелодичность, напевность словесного высказывания. Для звукописи Пастернака характерна не мелодичность, а яркость звучаний, она не ассонансна, а аллитерационна. Более того - его лирика

артикуляционно сложна, трудно произносима. Физика, материя звука демонстрируется сложностью звукоизвлечения: «угар араукарий», «время пред третьими петухами», «улицы зимней синий испуг», «как кость, взблеснет костел» и др. Обилие согласных, аллитераций, усилия произнесения сообщают звукописи Пастернака эффект гипертрофированной акустичности, телесности, звуковой живописности.

Наиболее сложный и многообразный уровень музыкальности - стилистический. Именно здесь происходит смешение и трансформация отдельных приемов в не локализуемый, но повсеместно присутствующий стилевой принцип. Стиль как принцип сочетания различных элементов художественной формы приобретает музыкальную доминанту, музыка как образ обнаруживается как стилевая характеристика лирической системы.

Своеобразие стилевой музыкальности Пастернака в том, что она предстает не только как явление художественной формы, а как «живое чудо», «внесенное» «в стихи». В некоторых стихотворениях («Мой стол не столь широк», «На даче спят...») музыкальность формы проявляется в партитурности композиции, соединяющей единовременные, но разноместные процессы и состояния. Переживаемое и воображаемое фиксируются контрапунктически («Я видел вас пять раз подряд», «Сейчас там ночь» и др.), создавая новый объем высказывания, наполняя ситуацию голосом, звуком чувства.

В иных стихах любимые Пастернаком перечисления скрепляются лейтмотивом («Как только в раннем детстве спят», «Как я люблю ее в первые дни», «Недвижный Днепр, ночной Подол»), функционирующим как завораживающая формула и обеспечивающим единый тон, ноту выражения.

Стилевая музыкальность поэзии Пастернака в большей степени соответствует тому, что А.Ф. Лосев называет «музыкальной предметностью». Он выделяет основные ее характеристики:

1) «всегда надо помнить, что музыка изображает не предметы, но ту их сущность, где все они слиты, где нет ничего одного вне другого. И если посмотреть, как обыкновенно изображается чувство, вызываемое музыкой, то в большинстве случаев всегда можно на первом плане заметить какую-то особенную связь удовольствия и страдания, данную как некое новое и идеальное их единство, ничего общего не имеющее ни с удовольствием, ни с страданием, ни с их механической суммой» [7, с. 54 - 56];

2) «Музыка всегда воспринимается как нечто единое. Последовательные моменты водвинуты один в другой. В музы-

Библиографический список

кальном времени нет прошлого. Это есть сплошное «теперь», живое и творческое, - однако, не уничтожающееся в своей жизни и творчестве» [7, с. 54 - 56];

3) «Музыкальное бытие потому так интимно переживается человеком, что в нём он находит наиболее интимное касание бытию, ему чуждому. Слушая музыку, мы вдруг ощущаем, что мир есть не что иное, как мы сами, или, лучше сказать, мы сами содержим в себе жизнь мира» [7, с. 96].

Во всех этих определениях подчеркивается некое первозданное единство, центростремительное тяготение, стягивающее разнородный мир и человека в некий живой, чувствующий и переживающий центр. Способность музыки проникать в эти сокровенные глубины отмечается и Пастернаком: слушая музыку, вы плачете не потому, что вам печально, «а оттого, что путь к вам вовнутрь угадан так верно и проницательно» [8, с. 212].

Для стилевой музыкальности Пастернака характерна интонационная монотония, создающая музыкальную магию слова. Музыка таких тестов держится на традиционных приемах суггестии, сообщая произведениям интонацию и силу молитвы, заговора, заклинания. Как правило, такая поэтика культивирует повторы согласных, анафоры, эпифоры, рефрены, ассонансные рифмы, кольцевые композиции, т.е. фигуры, призванные обесценить лексическую, смысловую информацию. В лирике Пастернака поэтика такой музыкальности тоже своеобразна. Вещность пастернаковских музыкальных образов, их «предметность», размещенность в реальной среде, их звуковая яркость, напряженность не обесценивают темы и смыслы, а еще более их оживляют, удерживают в интонационном и эмоциональном центре восприятия.

Таким образом, стилевая музыкальность - это совокупный результат акустических приемов, системы интонирования, некий «полижанровый» знак. На уровне музыкального стиля мы имеем дело с перекодированной «музыкальной предметностью», которая превращает все словесное произведение в морфологический троп. «Чем поэтичнее текст, тем он музыкальнее (не в смысле внешнего благозвучия и музыкальности, но в смысле качественной эйдетической характеристики)», - пишет А.Ф. Лосев [9, с. 605 - 606]. В поэтике Пастернака мы можем наблюдать взаимозаменимость поэтичности и музыкальности, которые выражают единое метаморфологическое переживание художественности, фиксируют эффект художественно-психического резонанса.

1. По Э.А. Поэтический принцип. Стихотворения. Новеллы. Эссе. Москва: ACT, 2003.

2. Реизов Б.Г. Музыка в жизни и творчестве Стендаля. Литература и музыка. Ленинград ЛГУ, 1975.

3. Лосев А.Ф. Материалы для построения современной теории художественного стиля. Контекст. 1975. Москва: Наука, 1976.

4. Пастернак Б.Л. Охранная грамота. Проза. Москва: Вагриус, 2000.

5. Все цитаты из стихотворений Б. Пастернака приводятся по изданию: Пастернак Б.Л. Стихотворения и поэмы. Большая серия «Библиотеки поэта», Москва-Ленинград: Советский писатель, 1965.

6. Аверинцев С.С. Символ. КЛЭ. Москва: Советская энциклопедия, 1972; Т. 7.

7. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики. Москва: Издание автора, 1927.

8. Пастернак Б.Л. Люди и положения. Новый мир. 1967; 1.

9. Лосев А.Ф. О музыкальном ощущении любви и природы. Форма. Стиль. Выражение. Москва: Мысль, 1995. References

1. Po 'E.A. Po'eticheskij princip. Stihotvoreniya. Novelly. 'Esse. Moskva: ACT, 2003.

2. Reizov B.G. Muzyka v zhizni i tvorchestve Stendalya. Literatura imuzyka. Leningrad LGU, 1975.

3. Losev A.F. Materialy dlya postroeniya sovremennoj teorii hudozhestvennogo stilya. Kontekst. 1975. Moskva: Nauka, 1976.

4. Pasternak B.L. Ohrannaya gramota. Proza. Moskva: Vagrius, 2000.

5. Vse citaty iz stihotvorenij B. Pasternaka privodyatsya po izdaniyu: Pasternak B.L. Stihotvoreniya i po'emy. Bol'shaya seriya «Biblioteki po'eta», Moskva-Leningrad: Sovetskij pisatel', 1965.

6. Averincev S.S. Simvol. KL'E. Moskva: Sovetskaya 'enciklopediya, 1972; T. 7.

7. Losev A.F. Muzyka kakpredmetlogiki. Moskva: Izdanie avtora, 1927.

8. Pasternak B.L. Lyudi i polozheniya. Novyj mir. 1967; 1.

9. Losev A.F. O muzykal'nom oschuscheniilyubviiprirody. Forma. Stil'. Vyrazhenie. Moskva: Mysl', 1995.

Статья поступила в редакцию 30.07.18

УДК 811.161.1

Nikolenkova N.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Philological Faculty, Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia), E-mail: natanik2004@mail.ru

ANTIC GEOGRAPHY IN THE ATLAS BLAU LATIN TEXT AND THE CHURCH-SLAVIC TRANSLATION IN THE XVII CENTURY.

The article deals with the Church Slavonic translation of the Latin geographical composition of the mid-17th century, compiled by Dutch cartographers Willem and Jan (father and son) Blau. In Moscow, a group of scribes-Greek philosophers, headed by the Kiev scholar Epifanii Slavinetsky, is working on the translation; the works of these translators are traditionally regarded as illustrating the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.