Научная статья на тему 'Поэтика любви в повести Е. Г. Гущина "Красные лисы"'

Поэтика любви в повести Е. Г. Гущина "Красные лисы" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
284
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
E.G. GUSHCHIN / REGIONAL LITERATURE / STORY POETICS / THEME OF LOVE / GEOMETRICAL CODE / NATURAL CODE / FLORAL CODE / Е.Г. ГУЩИН / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА / ПОЭТИКА ПОВЕСТИ / ТЕМА ЛЮБВИ / ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ КОД / ПРИРОДНЫЙ КОД / ЦВЕТОЧНЫЙ КОД

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Волкова Н. А., Галкина О. А.

В данной статье раскрываются некоторые аспекты поэтики повести Е. Гущина «Красные лисы». Показано, что тема любви в повести реализуется многомерно, посредством нескольких кодов: геометрического, цветового, природного. Образ красных лис соотносится с темой свободы, выбора. Данному образу позиционируется мотив круга, связанного с идеей цикличности, неразрывности. Герои не могут преодолеть эти круги, «заложенные» не одним поколением их предшественников. Цветочный код также даёт дополнительные смыслы в реализации главной темы. Особая поэтика повести ставит Е. Гущина в один ряд с крупнейшими классиками XX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOVE POETICS IN THE STORY “THE RED FOXES” BY E.G. GUSHCHIN

The article reveals some aspects of poetics of the story of E. Gushchin “The Red Foxes”. It shows that the love subject in the story is realized in a number of different ways by means of several codes: geometrical, color and natural. The image of the red foxes corresponds to a subject of freedom and choice. To this image the motive of the circle connected with the idea of recurrence, continuity is positioned. The characters cannot overcome these circles, built not by one generation of their predecessors. A floral code also gives additional meanings in realization of the main subject. The special poetics of the story places E. Gushchin in one row with the largest classics of 20 century.

Текст научной работы на тему «Поэтика любви в повести Е. Г. Гущина "Красные лисы"»

References

1. Sartr Zh-P 'Ekzistencializm 'eto gumanizm. Sumerki bogov. Moskva: Izd-vo polit literatury, 1990: 319 - 344.

2. Dostoevskij F.M. Brat'ya Karamazovy. Ch. 1-2. Moskva: Sovremennik, 1981

3. Dostoevskij F.M. Prestuplenie inakazanie: roman. Moskva: Izd. Hud. lit., 1969.

4. Kamyu A. Buntuyuschij chelovek. Filosofiya. Politika. Iskusstvo. Kamyu A. Buntuyuschij chelovek. Moskva: Polit. izdat, 1990: 120 - 380.

5. Bibliya. Knigi Svyaschennogo Pisaniya Vethogo i Novogo Zaveta. Barnaul: Den', 1999.

6. Dostoevskij F.M. Besy: roman. Moskva: Hudozh. lit, 1990.

Статья поступила в редакцию 02.12.19

УДК 81

Volkova N.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Russian Language and Literature, Gorno-Altaysk State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: volkova_n.altay@mail.ru

Galkina O.A., teacher (Russian Language and Literature), Maima Agricultural Technical College (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: 82lesenok82@mail.ru

LOVE POETICS IN THE STORY "THE RED FOXES" BY E.G. GUSHCHIN. The article reveals some aspects of poetics of the story of E. Gushchin "The Red Foxes". It shows that the love subject in the story is realized in a number of different ways by means of several codes: geometrical, color and natural. The image of the red foxes corresponds to a subject of freedom and choice. To this image the motive of the circle connected with the idea of recurrence, continuity is positioned. The characters cannot overcome these circles, built not by one generation of their predecessors. A floral code also gives additional meanings in realization of the main subject. The special poetics of the story places E. Gushchin in one row with the largest classics of 20 century.

Key words: E.G. Gushchin, regional literature, story poetics, theme of love, geometrical code, natural code, floral code.

Н.А. Волкова, канд. филол. наук, доц. каф. русского языка и литературы, Горно-Алтайский государственный университет, г. Горно-Алтайск, E-mail: volkova_n.altay@mail.ru

О.А. Галкина, преп. русского языка и литературы, Автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Алтай «Майминский сельскохозяйственный техникум», г. Горно-Алтайск, E-mail: 82lesenok82@mail.ru

ПОЭТИКА ЛЮБВИ В ПОВЕСТИ Е.Г. ГУЩИНА «КРАСНЫЕ ЛИСЫ»

В данной статье раскрываются некоторые аспекты поэтики повести Е. Гущина «Красные лисы». Показано, что тема любви в повести реализуется многомерно, посредством нескольких кодов: геометрического, цветового, природного. Образ красных лис соотносится с темой свободы, выбора. Данному образу позиционируется мотив круга, связанного с идеей цикличности, неразрывности. Герои не могут преодолеть эти круги, «заложенные» не одним поколением их предшественников. Цветочный код также даёт дополнительные смыслы в реализации главной темы. Особая поэтика повести ставит Е. Гущина в один ряд с крупнейшими классиками XX века.

Ключевые слова: Е.Г. Гущин, региональная литература, поэтика повести, тема любви, геометрический код, природный код, цветочный код.

Изучение творчества Евгения Гущина на сегодняшний день актуально, так как его произведения не получили в филологической науке широкого исследования, хотя ещё при жизни творчество этого автора не раз было отмечено высокими наградами: автор был удостоен премии журнала «Наш современник» (1975), звания лауреата премии ВЦСПС и Союза писателей России за лучшее произведение о колхозном крестьянстве (1984); за роман «Ведьмин круг» получил премию Демидовского фонда (1993). Е. Гущин является дважды лауреатом краевой премии имени В.М. Шукшина (1991, 1995); лауреатом премии Алтайского края (1998). Был награждён медалью Петровской академии наук и искусств «За развитие литературы на Алтае» (2000), в 2004 г - премией им. Г Егорова.

Евгений Гущин является автором 15 книг художественной прозы: рассказов, повестей, романов. Широкую известность на Алтае и за его пределами принесли романы «Правая сторона», «Ведьмин круг» и повести «Облава», «По сходной цене», «Храм спасения». По рассказам «Тень стрекозы» и «Красные лисы» Новосибирская студия кинохроники поставила игровые фильмы, которые успешно шли по телевидению.

Изучением творчества Е. Гущина занимались В. Горн [1; 2], А. Бутаков [3], Л.К. Вальбрит [4] и др. «Проза Е. Гущина обращена к читателю думающему. Она ощутимо набирает эстетическую силу, в ней приметы нашего времени с его сложными общественными проблемами, многозначностью социально-нравственных коллизий» [2]. Важно также отметить, что о творчестве Е. Гущина в своё время высоко отзывался В. Распутин. Творчество Гущина целиком принадлежит родной алтайской земле, его богатой, но суровой природе, накладывающей неизгладимый отпечаток на людей этого заповедного края.

Тематика его произведений разнообразна: он писал о сибирской природе, о родном доме, о провинциальных сибирских чудиках, о любви, о чести и совести [5; 6]. Среди произведений о любви заметно выделяется повесть «Красные лисы» [7]. Она интересна своей особой поэтичностью. Отметим, что повесть была экранизирована Новосибирской студией кинохроники (фильм вышел под названием «Однажды осенью»). Книга Е. Гущина «Красные лисы» издавались и переиздавались в Барнауле, Иркутске, Новосибирске и Москве.

Тема любви является важной для понимания человека в творчестве Е. Гущина. В любви человек реализует лучшие свои качества: благородство, порядочность, честность. Однако в произведениях Гущина чаще даётся изображение любви трагической, в которой невозможны долговременные отношения героев. Автор делает акцент на мгновениях любви, которые дают радость и счастье. Герой у Гущина - немолодой и женатый, которому вдруг дано счастье полюбить. Любовь нарушает обычный ритм его жизни и одновременно высвечивает эмоциональную бедность его прежней жизни. В отношения двоих у Гущина всегда входит молва, которая способствует прекращению отношений, а также опошляет

то, что дорого герою (так, например, в повести «Небесное созданье» - это друзья, коллеги, просто жители деревни). Отношения часто прерываются обстоятельствами, оттого любовь трагична.

Повесть «Красные лисы» - это история любви, которая заканчивается, как часто это наблюдается в произведениях Е. Гущина, драматично: главный герой Иван вынужден оборвать свои чувства к молодой девушке Вере по просьбе своей семьи.

Рассмотрим, как на уровне поэтики реализуется исследуемая в данной статье тема любви. Отметим, что произведение, несмотря на свой малый объём, многомерно, здесь реализуется несколько кодов прочтения темы: можно говорить о геометрическом коде, о цветочном коде, о природном коде.

Проиллюстрируем, как реализуется геометрический код в повести. Как уже было сказано, в «Красных лисах» сюжет связан с традиционным любовным треугольником, который составляют Иван, его жена Мария и молодая девушка Вера. Но этот треугольник «затушевывается» другой фигурой - кругом, и мотив круга несёт определённую смысловую нагрузку на композиционном и идейном уровне произведения. Так, можно выделить несколько обозначенных кругов: семейный круг (к нему относятся отец, брат Ивана, Григорий и семья Ивана - жена и дети), родовой круг в широком смысле этого слова, связанный с традиционным крестьянским укладом жизни: «Много лет отец описывал круги на своём тракторе вокруг березняка, поднимая то весновспашку, то зябь, и поле кормило его и многих других людей, которых он никогда не знал и не видел. Сошёл отец с круга, и его сменил Иван. Жизнь на поле тоже по-прежнему шла кругами: возрождалась, созревала и, дав семена для продолжения рода, умирала. Вечным было поле и щедрым. Оно не только кормило людей, но и наполняло жизнь Ивана мудрым смыслом, без которого человеку никак нельзя» [7, с. 428 - 429]. Образ круга также воспроизводится и в хронотопе повести: местом встречи Ивана и Веры становится поле: «Иван завёл трактор и пустил его по загонке - вокруг березняка, привычным кругом» [7, с. 429].

Таким образом, фигура круга лейтмотивом проходит в содержании повести, указывая на некую форму мышления, связанную с традиционностью, с природным земледельческим циклом, со своеобразным служением не только своей семье, но и человечеству вообще.

Вырваться из привычного круга главного героя заставляет любовь к чистой, невинной девушке. Своеобразной метафорой любви Ивана и Веры становится пара лис, которая явно выступает знаковой, деля пространство на «своё» и «чужое»: «Пойдем к нашим лисам, - иногда говорила Вера, и Ивана обдавало трепетной радостью от слова «наши». Значит, появилось у них то, что принадлежало только ей и ему и никому больше» [7, с. 431]. Образ красных лис -это также попытка закрепить себя в мире вне круга, создать свой микрокосм, где

было бы комфортно им обоим. Данный образ, вынесенный в заглавие произведения, формирует оппозицию «в круге - вне круга», «свободное - несвободное»:

«Какие они вольные,- шептала она тихо, одними губами.

- А мы? - с улыбкой спрашивал он тоже шёпотом.

- Нам ничего нельзя.

- Почему?

Она укоризненно взглядывала на него.

- Потому что мы люди» [7, с. 432].

Так, герои осознают свою несвободу, запрещённость их отношений, что своеобразно подготавливает развязку повести. Помимо этого в Вере обнаруживается внешнее сходство с лисой: «она была длинноногая, лёгкая и очень молодая. У неё были ярко рыжие перепутанные ветром волосы и зелёные глаза» [7, с. 430]. Сама героиня упоминает о своём мистическом родстве с этими животными: «Мне даже иногда кажется, что когда-то давно-давно.много веков назад я была лисицей. Ведь они мне - родня» [7, с. 440].

Веру также отличает особая лёгкость: «Мелькая между тонкими стволами, рыженькая, длинноногая, она легко бежала к нему в светлом плащике. Казалось, даже не бежала, а летела над землей, не касаясь ногами ни листьев, ни трав...» [7, с. 440]. Так возникает аллюзия на рассказ И. Бунина «Легкое дыхание». В Вере, как и в героине бунинского рассказа Оле Мещерской, заключена частичка «легкого дыхания» - особого мировосприятия, когда всё: запахи, звуки, цвета чувствуются «так остро, что даже больно».

Она «заражает» героя лёгкостью, и с Иваном происходит духовное преображение: «Раньше-то я эту симфонию в упор не слышал. Передают и передают. Как вроде и не для меня. А тут - уши открылись. Да что там уши! Глаза и те по-новому видят. И вот это полюшко, - Иван обвёл рукой вокруг себя, -с малолетства знаю, а только недавно и разглядел, какое оно красивое...» [7, с. 435]. Здесь также работает и значение её имени: героиня пробуждает веру в новую, свободную и счастливую жизнь. Она вырывает Ивана из привычного круга, и он начинает более тонко и остро воспринимать мир.

Вере в повести противопоставлена Мария, жена Ивана, уже немолодая, но искренне любящая своего мужа. Она выступает как хранительница домашнего очага, её стихия - смирение: «Всё-то она знала, догадывалась сейчас, зачем на нём новый пиджак и белая рубашка, и - ни слова. Это Ивана всегда мучило больше, чем если бы она укоряла его, стыдила» [7, с. 436].

Мария не обладает той лёгкостью, что есть у Веры, её природа - материнская, связанная с культом земли и плодородия. Этимология имени своеобразно подсказывает судьбу этого персонажа. Так, имя «Мария» по одной версии с древнееврейского переводится как «горькая», «печальная», по другой - «любимая». Иван по-своему любил жену, но вся семейная жизнь протекала как во сне, по некому устоявшемуся кругу. После того как он вырывается из этого круга, Мария, видя перемены в муже, заболевает. Её горе выражается в безмолвном страдании: «И сейчас она тоже - молчала. Лишь смотрела жалобно и покорно, как ребёнок. Похудела... Лицо у неё и раньше-то было маленькое, теперь совсем детское стало. Одни глаза на нём жили, сторожили каждое мужнино движение, и столько в них было боли и ласки, что у Ивана все внутри переворачивалось» [7, с. 436]. Подобная детскость делает Марию практически беззащитной и полностью смирившейся со своим горем.

В данной повести, так же как и в других произведениях Е. Гущина, чётко прослеживается тема дома [6]. Но здесь дом Ивана и Марии становится символом разрушения семейной жизни: «Оторванный лист железа свисал с карниза. Давно его оторвало ветром. По ночам он гулко хлопает по крыше, словно будит хозяина, а у того руки не доходят - залезть и прибить. Клочья черного, пересохшего мха торчат между бревен - повылазили. Самое бы время перед зимой-то подконопатить стены паклей, чтобы в холода не продувало, да глаза у хозяина до сих пор как незрячие были к дому, ничего не замечали» [7, с. 436]. Так, в эту любовную трагедию оказывается вовлечена вся семья Ивана: страдают дети, страдают близкие, страдает сам герой.

Библиографический список

Внутренний мир Ивана, раскрывающийся в искренней платонической любви к Вере, оказывается богатым: это и глубокое восприятие музыки, природы, и любовь к родной земле, к людям, к семье.

Значимую роль в сюжетном развитии повести и в развитии темы любви играет цветочный код, который оказывается тесно связанным с хронотопом. Так, история любви Веры и Ивана начинается весной, когда она преподносит букет подснежников ему как победителю межсовхозного состязания пахарей: «Тогда-то к Ивану и подошла Вера с букетиком. Она была длинноногая, лёгкая и очень молодая. У неё были ярко рыжие перепутанные ветром волосы и зелёные глаза. Ивана её волосы и глаза сильно удивили» [7, с. 430]. Заметим, что подснежники - нежные цветы, которые цветут недолго. В европейской культуре подснежник символизирует надежду. Для Ивана букетик подснежников стал символом надежды на счастье, на возрождение и обновление.

Другие цветы, присутствующие в повести - ромашки - символизируют обратное явление - угасание любви, прощание: «Нагибаясь он срывал цветы, бережно разворачивал истончившиеся лепестки, немного увядшие, но ещё сохранившие белый цвет укатившегося лета» [7, с. 429 - 430]. По замечанию О. Ольшанского, название «ромашка» образовано от слова «роман» [8]. Таким образом, ромашки предвещают окончание любовного романа героев. Попытка Ивана выйти за привычный круг обречена на неудачу.

На последнем свидании герои видят, как уходят навсегда лисы. Эпизод построен на психологическом параллелизме изображаемой картины природы и внутреннего состояния героев: «Расстелившись по полю, лисы уходили к красному солнцу, и сами они были красные от закатных лучей, будто это два маленьких солнышка катились к большому. Сильные и вольные, живущие, как велит природа, они скоро слились с солнцем и так же, как солнце, исчезли, растворились, отчего на поле стало холодно и пустынно» [7, с. 442]. Так же и любовь героев, ярко вспыхнув, должна по сложившимся законам, которые не в силах преодолеть Вера и Иван, угаснуть навсегда.

Заметим, что композиция повести трёхчастна. Три стадии проходит и герой: стадия отречения (первая глава, в которой на семейном суде Иван даёт обещание, что расстанется с Верою), стадия размышления (герой до конца не верит в своё обещание), стадия расставания (последнее свидание). По «словарю символов» Джека Трессидера, «число три - это символ высшего синтеза двух противоположностей, тезиса и антитезиса; это формула мироздания, состоящего из трёх сфер. Тройка олицетворяет разрешение конфликта» [9]. Любовный конфликт действительно разрешается. Так, герою остаётся только закладывать новый круг своей жизни, оглядываясь в прошлое. «Но, проезжая на своем тракторе мимо совсем оголившегося березника, возьмет и посмотрит на то место, где весной Вера преподнесла ему подснежники. В самом глубоком и тайном уголке души теплилась непонятная надежда, что если не на этом круге, то на каком-нибудь другом мелькнут на краю поля рыжие волосы, похожие на пламя костра. И хотя он понимает умом, что никого не увидит тут, на холодном, пустом поле, с которого улетели даже птицы, что и ждать-то нечего, а всё-таки нет-нет да и оглянется на то место. Оглянется - и дальше. Закладывать новый круг» [7, с. 444], - так заканчивается произведение, герой возвращается «на круги своя».

Таким образом, повесть «Красные лисы» исследовательски многомерна и заслуживает более тщательного изучения, как и всё творчество Е. Гущина. В данной статье раскрыты лишь некоторые аспекты поэтики произведения. В частности, поэтики заглавия, которое становится метафорой яркой любви между двумя героями. Образ красных лис соотносится с темой свободы, выбора. Данному образу позиционируется образ круга, связанного с идеей цикличности, неразрывности бытия. Герои как раз и не могут преодолеть эти круги, «заложенные» не одним поколением их предшественников. Цветочный код также даёт дополнительные смыслы реализации главной темы. Особая поэтичность этой трагической истории ставит Е. Гущина в один ряд с крупнейшими классиками XX века.

1. Горн В. Истоки нравственности: [К 50-летию со дня рождения Е. Гущина]. Алтай. 1986; 3: 117 - 124.

2. Горн В. Это целая жизнь - человек (о прозе Гущина Евгения Геннадьевича). Литературный портал российских немцев. Available at: http://rd-autoren.de/224-viktor-horn-literaturowedenije-eto-zelaja.html

3. Бутаков А. Творческое кредо Евгения Гущина. Алтай. 2003; 6: 163-166.

4. Вальбрит Л.К. Гущин Евгений Геннадьевич. Энциклопедия Алтайского края. Барнаул, 1997; Т. 2: 118.

5. Волкова Н.А., Галкина О.А. Жизненный и творческий путь Е.Г. Гущина. Мир науки, культуры, образования. 2017; 4 (65): 319 - 321.

6. Волкова Н.А., Галкина О.А. Проблематика рассказов и повестей Е.Г Гущина. Мир науки, культуры, образования. 2018; 2 (69): 520 - 524.

7. Гущин Е. Храм Спасения. Повести, рассказы. Послесловие В.Ф. Горна. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1986.

8. Ольшанский О.Д. В мире слов. Ромашка. Available at: http://slovo.dn.ua/romahra-podsnegnik-narciss.html

9. Трессидер Дж. Словарь символов. Москва: Гранд, 1999.

References

1. Gorn V. Istoki nravstvennosti: [K 50-letiyu so dnya rozhdeniya E. Guschina]. Altaj. 1986; 3: 117 - 124.

2. Gorn V. 'Eto celaya zhizn' - chelovek (o proze Guschina Evgeniya Gennad'evicha). Literaturnyj portal rossijskih nemcev. Available at: http://rd-autoren.de/224-viktor-horn-literaturowedenije-eto-zelaja.html

3. Butakov A. Tvorcheskoe kredo Evgeniya Guschina. Altaj. 2003; 6: 163-166.

4. Val'brit L.K. Guschin Evgenij Gennad'evich. 'Enciklopediya Altajskogo kraya. Barnaul, 1997; T. 2: 118.

5. Volkova N.A., Galkina O.A. Zhiznennyj i tvorcheskij put' E.G. Guschina. Mirnauki, ku'tury, obrazovaniya. 2017; 4 (65): 319 - 321.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.