Научная статья на тему 'Поэтика комедии: Мольер и грибоедов'

Поэтика комедии: Мольер и грибоедов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2720
424
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЭТИКА КОМЕДИИ: МОЛЬЕР И ГРИБОЕДОВ / СИСТЕМА ОБРАЗОВ ВЫСОКИХ КОМЕДИЙ Ж.Б. МОЛЬЕРА И «ГОРЕ ОТ УМА» ГРИБОЕДОВА / СВОЕОБРАЗИЕ ИДЕЙНОГО СОДЕРЖАНИЯ ВЫСОКИХ КОМЕДИЙ МОЛЬЕРА И «ГОРЕ ОТ УМА» ГРИБОЕДОВА / «МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА» / ТАРТЮФ–МОЛЧАЛИН / АЛЬЦЕСТ–ЧАЦКИЙ / ФАМУСОВ–ГАРПАГОН / THE POETICS OF COMEDY: MOLIERE / THE SYSTEM OF IMAGES OF HIGH COMEDY BY J.B. MOLIERE AND “WOE FROM WIT” BY GRIBOYEDOV / PECULIARITY OF IDEOLOGICAL CONTENT OF HIGH COMEDIES OF MOLIERE AND “WOE FROM WIT” BY GRIBOYEDOV / “WORLD LITERATURE” / TARTUFFE – MOLCHALIN / ALCESTE – CHATSKY / FAMUSOV – HARPAGON / GRIBOYEDOV

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Моисеев Евгений Александрович

В статье рассматриваются параллели в высоких комедиях Мольера и комедии «Горе от ума» Грибоедова: своеобразие идейного содержания (лицемерие, отцы и дети, деньги, лишний человек) и художественные особенности. Материалы статьи могут быть полезны при проведения факультативного занятия по литературе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POETICS OF COMEDY: MOLIERE AND GRIBOYEDOV

Drawing on the experience of other literary critics, who saw in his work this issue the article reveals the following parallels creativity: peculiarity of ideological content (hypocrisy, fathers and children, money, extra person) and artistic features of high comedies of Moliere and “Woe from Wit” by Griboyedov. The article can be useful for extra classes of literature.

Текст научной работы на тему «Поэтика комедии: Мольер и грибоедов»

Литературоведение

Е.А. Моисеев

Поэтика комедии: Мольер и Грибоедов

В статье рассматриваются параллели в высоких комедиях Мольера и комедии «Горе от ума» Грибоедова: своеобразие идейного содержания (лицемерие, отцы и дети, деньги, лишний человек) и художественные особенности. Материалы статьи могут быть полезны при проведения факультативного занятия по литературе.

Ключевые слова: поэтика комедии: Мольер и Грибоедов, система образов высоких комедий Ж.Б. Мольера и «Горе от ума» Грибоедова, своеобразие идейного содержания высоких комедий Мольера и «Горе от ума» Грибоедова, «мировая литература», Тартюф-Молчалин, Альцест-Чацкий, Фамусов-Гарпагон.

Обращаясь к системе научных работ, посвященных формированию мировой литературы, можно подчеркнуть общую идею - черты сходства обуславливаются близкими условиями общественного развития этих народов. В искусстве народов стран Европы сменяются такие течения, как классицизм, романтизм, реализм и т.д. Актуальность проблемы взаимосвязей и взаимодействия национальных литератур определяется не только новым уровнем науки о литературе, но и развитием самой литературы.

При изучении русской классицистической литературы, несомненно, следует обратить особое внимание на лучшие образцы комедии конца XVIII - начала XIX вв. Традиции мировой комедиографии, восходящие к творчеству Менандра, Плавта, Мольера и др., можно увидеть в «Недоросле» Фонвизина и еще более - в «Горе от ума» Грибоедова.

В первую очередь, начиная анализировать взаимосвязь творчества писателей, следует обратить внимание на эпоху, в которой творили писатели. Именно этот аспект одним из главных выделил известный литературовед А.Н. Веселовский в своем этюде «Альцест и Чацкий», выпущенном в книге «Этюды и характеристики» (1894). В нем литературовед сравнивал творческое наследие писателей, уделяя особое внимание исторической обстановке во Франции и России и возможности их сопоставления. Особая роль в этот период принадлежит театру, где среди самых прославленных драматургов звучат имена Мольера и Грибоедова. А.Н. Веселовский обращает внимание на социально-политическую злободневность комедии «Горе от ума», доказывая это тем, что во время выхода комедии (1825 г.) касаться вопросов, которые затрагивались в ней, было запрещено. Связь с мольеров-ским «Мизантропом» была замечена в узких кругах читателей, но на нее в то время не принято было указывать ввиду того, что «Критик этим самым выражает недоверие к оригинальности грибоедовского творчества» [3, с. 743]. Признание любого иностранного образца, писал А.Н. Веселовский, было бы ошибкой со стороны молодой литературной партии.

В 1757 г. в русском театре впервые ставят Мольера. Но зрители не до конца понимали суть его комедии «Мизантроп». По мнению А.Н. Веселовского, зритель относился к этой горячо написанной социальной комедии, как к другим французским пьесам, признанным классическими. Данью времени и салонного этикета было обязательное благоговение, любование хорошим стихом, сильными местами, благородною дикцией актера. Обличение пороков общества, т.е. настоящий замысел комедии, пишет Веселовский, будет понятен только позднее, когда «идеи просветительского века коснулись наконец и русской молодежи» [Там же, с. 745]. Еще раз затрагивая тему исторической обстановки, нужно особо отметить, что время написания Мольером своих комедий - это время антиправительственных смут и последующего общественного неустройства во Франции, время Фронды. Принцип «исправлять развлекая» (на который Мольер указывает в предисловии к «Тартюфу») оказался очень продуктивным: влияние комедий Мольера на общество было значительным. «Нужно было сильно проникнуться духом освобождающего западного развития, усвоить себе строгие требования от жизни < ... >, чтобы находить в словах Альцеста отзвук того, что бушевало у себя на

Филологические

науки

Литературоведение

сердце» [3, с. 744], что бушевало на сердце у Мольера и любого француза того времени. В русском обществе в силу указных причин никто не мог раскрыть замысел комедии Мольера «Мизантроп», пока А.С. Грибоедов не написал свою комедию «Горе от ума».

Вместе с тем интерес к французской культуре усилился во время похода русских войск на Париж. В декабре 1825 г. Россию всколыхнуло антиправительственное восстание декабристов. И именно этот год является датой выхода комедии А.С. Грибоедова. Через 150 лет русский народ начал переживать то, что во Франции уже было и о чем писал Мольер. Благодаря схожей исторической обстановке и выходу грибоедовской комедии, русские читатели смогли полностью понять неведомые до того тайны «Мизантропа». «Итак, нашелся наконец человек, который мог не только верно понять главную мысль мольеровской пьесы, но и воссоздать ее в самостоятельном произведении» [Там же, с. 750]. Идея, сюжет и его развязка в «Мизантропе» становились все более понятными и в силу того, что многие видные деятели, относительно близкие к кругу декабристов, были сосланы или сами удалились на время из общества.

При анализе системы образов комедий в первую очередь следует выделить такие идейно-художественные связи, как Альцест и Чацкий, Тартюф и Молчалин, Фамусов и Гарпагон. Рассматривая линию Тартюф-Чацкий, как общее можно выделить скрытный характер обманщика. Главная необходимая для того времени черта личности секретаря-домочадца -не столько быть компетентным, сколько заслуживать доверие хозяина. Именно это с успехом удается сделать персонажам комедий, Тартюфу и Молчалину. Требуется также получить репутацию человека высокой нравственности и добродетельного поведения. Достигается это с помощью «модного» порока - лицемерия. Сам хозяин оказывается одураченным и оказывается на вторых ролях. По собственной глупости Оргон собирается отдать свою дочь Марианну обманщику Тартюфу, что является типичным поведением для «ослепленных» персонажей в комедиях Мольера (точно также происходит и в комедии «Скупой», где Гарпагон, выдавая замуж свою дочь, также не понимает своих действий, ориентируясь только на наживу). В комедии «Горе от ума» невеста видится как «трамплин»: к дальнейшему сближению - со стороны Фамусова, к дальнейшей карьере - со стороны Молчалина.

При анализе образов Чацкого и Альцеста можно сказать, что и тот, и другой являются жертвами социальной несправедливости. Чацкого можно назвать Альцестом, перенесенным во времена декабристов, которого окружила русская светская толпа двадцатых годов XIX в. Идеи авторов, Мольера и Грибоедова, находят свое выражение в репликах

Альцеста и Чацкого. Персонажи выражают эти идеи и не встречают понимания в общественной среде. В конце мы видим схожий финал: герои покидают сцену для скитаний по свету, «где оскорбленному есть чувству уголок» [1, с. 124]. Грибоедов останавливает повествование практически в тот же момент, что и Мольер. Альцест и Чацкий самоизолируются от общества. Фамусов обещает Софье, что она будет наказана, Лиза может быть отправлена в ссылку в деревню. Молчалин, потеряв доверие, может не только лишиться службы, но и повторить судьбу Тартюфа. Отношения со Скалозубом могут испортиться. Всего этого мы не знаем, но произведения классицизма позволяют «достраивать» сюжет на базе знания поэтики и существующих социально-политических принципов. Комедия Грибоедова может в значительной степени быть трактована с позиции жанра «высокой комедии», что предполагает трагическое содержание -«гибель прекрасного».

У персонажей комедий Мольера много черт, близких образу Фамусова. Это, например, Гарпагон, с его поучениями молодому человеку другого поколения, своему сыну, как надо жить: умеренно и аккуратно, но заботясь о сохранении и приумножении капитала. Гарпагон говорит, что надо отдать деньги в надежное дело, чтобы однажды найти их в целостности. Кроме того, он, также как и Фамусов, держит в строгости и повиновении свою дочь. Типично, что для него, как и для Фамусова, эта покорность оказывается иллюзией. Это связано с развитием социума и постепенным разрушением патриархальности, понимания роли главы семьи. Личность Фамусова раскрывается в его «заботе» о том, как достойно выдать дочь замуж. Характерно и то, что он руководствуется не чувствами дочери, а собственными светскими соображениями. Только он и знает, какой жених по-настоящему достоин ее («Не нынче-завтра генерал» [Там же, с. 37]). Точно также поступают и персонажи комедий Мольера. Гарпагон находит дочери Элизе жениха Ансельма. Как жених, он обладает превосходным качеством - богатый дворянин. Гарпагон замечает и еще ряд полезных качеств: ум, отсутствие обузы в виде семьи, к тому же, по понятиям Гарпагона, он еще не стар.

Похожи не только образы, но и сцены. Со временем Фамусов и Гарпагон узнают о «увлечениях» своих дочерей и намереваются всех разогнать, проучить и т.д.

Переходя к проблематике произведений, нужно тоже определить темы для рассмотрения. Это «тема отцов и детей», лицемерия, денег и службы.

Конфликт «отцов и детей» очень схож у Грибоедова с высокими комедиями Мольера. Например, в комедии «Скупой» мы видим, что Гарпагон обвиняет своего сына Клеанта в том, что он бездельник, мот, «строит из

Филологические

науки

Литературоведение

себя маркиза». Фамусов же, в свою очередь, также обвиняет представителя нового поколения Чацкого: «именьем, брат, не управляй оплошно» [1, с. 31] и предлагает послужить.

Конфликт «отцов и детей» оригинально был представлен Мольером в трех поколениях. Рассматривая комедию «Тартюф», мы видим, что особо древним поколением является Госпожа Пернель. К старому поколению принадлежит Оргон, когда-то хорошо служивший королю и еще способный к службе. Далее идут молодые - все прочие герои комедии, в том числе и сын Дамис, и Тартюф. Их мышление кардинально отличается от старого поколения и со временем это мышление выйдет на главные роли в мировой литературе.

То же самое происходит и в комедии А.С. Грибоедова: древнее (времен Екатерины) поколение с архаическими взглядами, выраженное в особо радикальной форме, представлено госпожой Хлестовой. Старшее поколение представлено Фамусовым, прямолинейно и агрессивно отстаивающим позиции старого. Новое, молодое поколение представлено несколькими образами: служащим ради карьеры Скалозубом, критически настроенным неслужащим Чацким, шумящей молодежью в лице Репети-лова.

Рассматривая тему лицемерия, нужно опять же вернуться к анализу образов Тартюфа и Молчалина. Помимо лицемерия этих персонажей, нужно рассказать о понятии лицемерия в принципе и проявлении его в других эпизодах комедий. «Лицемерить - принимать на себя личину, быть двуличным, облыжным, действовать притворно» [2, с. 429]. Лицемерие становится главным пороком общества нового времени. Лицемерие переплетается с обманом, под которым можно подразумевать старые традиционные приемы хитрецов и плутов. Очень важно уточнение ситуации - как функционирует обман в обществе, как он распространяется. Мольер показывает, что общество продолжает быть устроено традиционно - на феодально-патриархальной основе. И это несмотря на новые тенденции, новые профессии. Масштабное ростовщичество - явление относительно новое для XVII в. Однако семья ростовщика Гарпагона живет по-старому, он предпочитает устраивать отношения традиционно, т.к. это ему выгодно. Лицемерие для главы семьи - уже не столько хитрость, сколько образ мыслей. Если не найдут его украденные деньги, то общество не может защитить главные ценности. Выяснив, что должник в его руках и он может его грабить и «душить», как ему заблагорассудится, Гарпагон рассуждает о необходимости помогать ближнему. Присутствующий мэтр Симон, исполняющий обязанности посредника и юриста, соглашается. Не потому, что не хочет перечить, а потому, что

видит в этом общественное установление. Мольер нам показывает, что в каждой «ячейке» общества - по лицемеру, который занимает ведущую позицию. Это сформировавшийся лицемер Гарпагон - король лицемеров. Формирующийся лицемер Тартюф, сложившийся лицемер Оронт и пр. Лицемерие становится модным пороком. Так определил Мольер. Повторять эту сентенцию Грибоедову смысла не было. Ко времени написания комедии Грибоедова общество несколько продвинулось вперед. Вместе с тем имелась и традиционная специфика общественного развития. Лицемерие уже не перерастает в угодничество, а переросло, полностью трансформировалось. Можно только проследить «путь» этой метаморфозы в рассуждениях Фамусова о службе. Основа тактики поведения Фамусова, по его же рассказу, - лицемерие, но практически оно реализуется угодничеством.

С теоретической базой угодничества уже выступает Молчалин: «ведь надобно ж зависеть от других». Казалось бы, это похоже на следы исконного рабства. Однако все не так однолинейно. Именно Молчалин - главный лицемер в комедии. У него свой расчет. Все персонажи - актеры с четко занятыми позициями, достаточно прозрачными. Только Молча-лин - хитрец и лицемер, как и Тартюф, он приспосабливается к любой среде, как хамелеон. Порок лицемерия уже не модный, а распространенный. Да он уже не осознается как порок. При этом очень важно, что Мольер его зафиксировал как порок - пока он не стал распространенным.

Таким образом, в отношении лицемерия мы видим сочетание литературной преемственности и адекватное отображение социально-общественного устройства в конкретную эпоху.

Важное место в комедиях занимает тема денег. Мольер и Грибоедов констатируют: деньги становятся со временем все большей силой. Перед властью и деньгами преклоняются уже все. Это особенно заметно «со стороны» - для приезжего Чацкого и стоящего в стороне от общества Альцеста. Также определяющей силой в обществе является власть вельмож. Даже имея большие деньги, Журден стремится получить протекцию, дружбу со стороны вельмож. Силен тем, что имеет доступ в высшие круги, и Оронт. Деньги и власть - две силы, которые все оттеснили в обществе, составляя теперь его основу.

И последним аспектом в сопоставлении произведений являются художественные особенности комедий. Используемый Мольером художественный метод - классицизм с элементами реализма. Художественный метод комедии Грибоедова - реализм с отдельными чертами классицизма. Черты реализма переносятся на тот образ, которому принадлежит перспектива общественного развития, как представляется писателю. Во

Филологические

науки

Литературоведение

Франции в комедиях Мольера это простолюдин, слуга. В реальности же это финансовая буржуазия - Гарпагон. Таковы две главные и перспективные фигуры общества Нового времени.

В каждой высокой комедии Мольера и комедии Грибоедова есть все композиционные элементы, предполагаемые поэтикой классицизма: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и развязка. Комедии Мольера - наиболее характерный образец жанра т.н. высокой комедии. «Горе от ума» Грибоедова нельзя отнести к жанру высокой комедии. Однако связь с трагедией классицизма очевидна.

Для комедиографии Мольера характерно сочетание комедии характеров и комедии ситуаций. Тот же принцип используется и Грибоедовым. Особенность комедии Грибоедова в том, что каждый персонаж комедии -«характер», его действия и речи неожиданны для других персонажей, что создает «комедию ситуаций».

Подводя итоги, необходимо сказать, что в литературе еще с античных времен всегда существовали и будут существовать «вечные проблемы», всегда будет существовать круг определенных сюжетов, художественных приемов, идей и образов. Их создавало время и поэтому перекличка между ними есть. Но каждый писатель интерпретирует их по-своему. Так создавал свои комедии и сам Мольер, т.к. большая часть его творчества опирается на античную литературу. Из этого можно сделать очень важный вывод, что лишь в сопоставлении с предшествующими и последующими произведениями возможно понять произведение во всей его глубине, понять со всех его сторон. Читая произведения А.С. Грибоедова, мы можем уяснить то, чего мы не поняли в произведениях Мольера, они дополняют друг друга. И это можно применить не только к Мольеру и Грибоедову, но и к Пушкину и Байрону, Булгакову и Гёте и др. В сопоставлении мы лучше осознаем особенности эпохи. А.С. Грибоедов написал свое великое произведение в первой четверти XIX в., когда в России ощущалось сильное влияние культуры Франции, когда французский язык был обязательным в обществе. Татьяна Ларина у Пушкина пишет письмо по-французски, «Без грамматической ошибки я русской речи не люблю» [4, с. 234] - иронично комментирует это обстоятельство А.С. Пушкин. Действие «Войны и мира» Л.Н. Толстого происходит в этот период: часть романа написана на французском языке. А поскольку «Горе от ума» - произведение драматическое, то на что, как не на комедии великого драматурга Ж.Б. Мольера, оно должно опираться? Именно с комедии Грибоедова начинается становление жанра комедии высокого реализма в России, т.к. до него в жанре классицистической комедии писали сравнительно мало. Вершиной русской комедии является «Горе от ума».

Библиографический список

1. Грибоедов А. С. Горе от ума. М., 2001.

2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 2. М., 2002.

3. Мольер Ж.Б. Пьесы. М., 1997.

4. Пушкин А.С. Соч. в трех томах. Т. 2. М., 1986.

Филологические

науки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.