Научная статья на тему 'Поэтика хронотопа в романе Ф. М. Достоевского "Село Степанчиково и его обитатели"'

Поэтика хронотопа в романе Ф. М. Достоевского "Село Степанчиково и его обитатели" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
343
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Семыкина Р. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поэтика хронотопа в романе Ф. М. Достоевского "Село Степанчиково и его обитатели"»

Семыкина Р.Н.

(Барнаул)

ПОЭТИКА ХРОНОТОПА В РОМАНЕ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО "СЕЛО СТЕПАНЧИКОВО И ЕГО ОБИТАТЕЛИ"

В романе "Село Степанчиково и его обитатели" Ф.М.Достоевский ставит онтологический вопрос: "как должно устроиться равенство людей - через любовь ли всеобщую, утопию, или через закон необходимости, самосохранения. ."[1], т.е. антиутопию. Эти два пути к всеобщему счастью утверждают в романе "два огромных типических характера"[2] - Ростанев и Опискин. Егор Ильич Ростанев для того, "... чтоб уж все были довольны и счастливы" (3,68), выбирает путь самоотречения, беззаветной уступчивости, доброты. Его поведение - в русле формулы социалистов-утопистов, которые видят смысл своего учения в том, "чтоб всем было хорошо". Главная метафизическая черта его характера

- Добро. Именно добром он стремится добиться всеобщего счастья и гармонии в Степанчикове.

.Другой путь утверждает в романе "злое насекомое", "ничтожество, наделенное маниакальной волей" - Опискин. Это путь тирании, деспотизма, мучительства, тотального поклонения, всеобщего рабства. А это, как известно, доминантой антиутопической модели общества. В результате в романе "... утопия и антиутопия вступают друг с другом в предельно бесплодный диалог", "утопический социоцентризм преображается в антиутопический персонализм"[3]. В конце романа все-таки "Фома Фомич созидает всеобщее счастье:" (3, 175), но Достоевский ставит под сомнение смысл такого счастья, такой гармонии. Мысль о бессмысленности такого "обесчеловечивающего счастья" -основная в романе. Реализуется же она в оригинальной пространственно-временной структуре романа. Пространство и время неотделимы друг от друга, образуют в произведении единый пространственно-временной континуум. Причем ведущим является пространство, хотя оно "заражается" внутренне-интенсивными свойствами времени ("темпорализация" пространства), втягивается в его движение..." [4].

Роман характеризуется стадиальностью, т.е. "структурным расчленением на необходимую последовательность фаз"[5]. Совершенно отчетливы в романе три стадии, три временных цикла: время пространного пролога и экспозиции время основного действия: настоящее-будущее время эпилога. Хронологические рамки пролога - 16 лет. События пролога - не простое скопление фактов, они объясняют сложившуюся в доме Ростанева парадоксальную ситуацию, ее причины, истоки. Основное действие романа развернуто целиком в настоящем - в три дня. Если в прологе время растяжимо, растянуто, то в настоящем динамично, стремительно. Это время кризиса отношений Фомы Фомича и Егора Ильича, критический момент в их борьбе за "утопию" и "антиутопию", причем "каждый час наполнен, каждая минута важна..." [6], Отсчет данного времени начинается с момента приезда Сергея Александровича в усадьбу Ростанева. Причем пространство и время неотделимы друг от друга. "Время здесь сгущается, уплотняется, становится художественно-зримым; пространство же интенсифицируется, втягивается в движение времени, сюжета, истории. Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем" [7]. Герои романа в настоящем времени отсчитывают только минуты ("Я, брат, к тебе на минуту...", "...подожди только две минуты... Две минуты, только две минуты..."). Они живут в замкнутом пространстве, не ощущая потребности выйти из него. Если в прологе основная характеристика героев дается рассказчиком, то в настоящем времени они раскрываются в поступках, в действии, в произносимом слове. Данная особенность художественной манеры Достоевского, заявленная в романе, станет определяющей в последующем его творчестве. "Впервые Достоевский отказался от "всеведения" повествователя. Суждения автора записок подчеркнуто приблизительны, изменчивы, подвижны, противоречивы. Главным в повествовании становится не слово автора о герое и мире, а самораскрытие героя, выявление внутреннего движения жизни... В "Селе Степанчикове и его обитателях" слово

повествователя... не исчерпывает сложности, глубины характеров и событий" [8]. Поэтому настоящее время в романе можно назвать временем переживаний героев. Оно интенсивно и организует пространство эпизода и героя в этом эпизоде. И если в прологе, по преимуществу действует хронотопический ряд событий, то в настоящем действии "работает" хронотопический ряд переживаний, вызванных скандалами, борьбой, кризисом. Время эпилога является временем судьбы: почти все герои романа получают то, что более всего хотели и все, казалось бы, счастливы. "Любовники соединились, и гений добра ... воцарился в доме..." (3,163). Время в романе выполняет еще одну функцию - оно является средством гротеска, гиперболизируя образ Фомы Опискина, страдающего манией величия. Он уверен, что "останется в столетии", прощается "навеки", он человек "на все времена" И только Фома может устроить две среды на одной неделе, а в день Ильи-пророка объявить себя именинником.

Место действия романа - усадьба Ростанева. У дома в Степанчикове два хозяина: номинальный - Ростанев и фактический - Опискин. Каждый из них пытается установить в доме свой порядок, задать свой тон, соответствующий собственному представлению о человеческих отношениях. Ростанев превращает дом в своеобразный Ноев Ковчег: в нем спасаются, ищут покровительства, спасения, защиты Настенька, Татьяна Ивановна и другие обитатели дома. Для того, "чтобы все хорошо было", Ростанев отказывается от прав хозяина, беспрекословно подчиняется воле Фомы. Но он не только подчиняется Фоме, а пытается понять его, объяснить его "ненужную жестокость" (Н.К.Михайловский), приспособиться: "...Поневоле Талейраном сделаешься" (3,40). Фома же "лихорадит" весь дом, превращает его в бедлам, сумасшедший дом, в котором "...все... вверх ногами..." (3,24.). Итак, дом - сфера "царствования" Фомы. А чайная - тронный зал, в котором восседает Фома как царь-солнце. Несмотря на все усилия Ростанева, в доме нет гармонии, покоя, равновесия, потому что здесь задает тон деспот, тиран, посеявший доносы, страх, "таинственные шипения", интриги Волей Фомы облучены, парализованы все обитатели дома в Степанчикове. Все озабочены лишь тем, чтобы не нарушить покой Фомы, не вызвать его гнев. Это некое замкнутое, мрачное, "сгущенное" пространство, при погружении в которое человек становится робким, неуверенным.

Если сферой Опискина является дом, то сфера Ростанева - сад, беседка, флигель. Нам представляется это далеко не случайным. Традиционно в русской, да и в мировой литературе, начиная с Вергилия, сад был одной из самых поэтических мифологем. "... Сад -место для размышлений... все указывает на то, что природа и прекрасный сад настраивают на размышления и чувства человека" [9]. "Во все века и во всех великих стилях сады были идеальным образом природы, вселенной... Сад как земной рай, Эдем... " [10]. Ростанев находит убежище в саду: "Дядя быстро вышел из комнаты и поворотил в сад, а не к дому" (3,30), чтоб немного успокоиться. Сад в романе, в противоположность дому, символизирует торжество гармонии, царство гармонии, мир свободы, дружбы, любви. "Сад - носитель особого настроения и душевного состояния" [11]. "Утопический сад... Пространство "сада"

- об этом свидетельствуют представления о рае, содержащиеся в Ветхом завете, а также античная идея "золотого века" - является не радиальной и не функциональногеометрической конструкцией, ему присуща изначальная, но окультивированная естественность ... в центре внимания утопии-сада... непринужденная семейная жизнь в кругу близких и исконная близость человека природе... мы имеем дело... с гармонией между человеком и его окружением, существовавшей задолго до первых попыток планирования" [12].

У Ф.М.Достоевского образ сада также ассоциируется с золотым веком. В Дневнике писателя за 1876 год он пишет: "... Пусть каждый фабричный работник знает, что у него где-то есть сад под золотым солнцем и виноградниками... общинный Сад и что в этом саду живет его жена... которая любит его и ждет..., его дети... с землей растут..., с деревьями, с перепелками... и сам он... придет туда отдохнуть, а потом и умереть... это сбудется, Сад будет... Человечество обновится в Саду и Садом выправится..., новое

человечество начнет жить в Саду... В Саду же детки будут выскакивать прямо из земли, как Адамы ..." (23, 95-96).

Именно в саду, в уединении Достоевский читает дорогое ему письмо от АННЫ Григорьевны: "Твои анекдоты о детях, дорогая ты моя Анька - меня просто обновляют..., я читал твое письмо в саду..., выбрав уединенную скамейку, чтоб прочесть. (29, 348). Поэтично и романтично описание сад; в романе: "Огромный сад, в котором мелькнуло несколько счастливых дней моего детства и который несколько раз снился мне потом во сне" (3, 31) "... аллеи столетних лип, терраса была окружена клумбами цветов... В саду встречаются влюбленные Настенька и Ростанев: "...в саду... я поцеловал ее! - Поцеловал! в с а д у" (разрядка наша - Р.С.) (3,113). В беседке, находящейся в саду, Обноскин назначает свидание Татьяне Ивановне; "объяснение в любви" Настеньки и Сергея Александровича происходит также в саду. Сад упоминается и в ироническом замечании повествователя о Фалалее, который "Проснувшись наутро,... с ужасом вспомнил, что опять всю ночь ему снилось про ненавистного бычка и не снилось ни одной дамы, гуляющей в прекрасном саду" (разрядка наша - Р.С), (3, 62).

Т.В. Цивьян отмечает особую эстетическую ценность сада: "Сад прекрасен, его красота культурна. Сад олицетворяет категорию искусства в его целостности" [13]. Сад доставляет в романе эстетическое наслаждение героям и прежде всего Ростаневу. В конце романа, когда "все счастливы", Ростанев показан в саду любующимся его красотой, ощущающим единство, тождество с природой: "Но посмотри, однако ж, какое здесь славное место..., какая картина! какая природа! Экое дерево! посмотри: в обхват человеческий! какой сок, какие листья! Какое солнце! как после грозы-то все вокруг повеселело, обмылось!.. Ведь подумаешь, что и деревья понимают тоже что-нибудь про себя, чувствуют и наслаждаются жизнью...Дивный, дивный творец..." (3,161),

Символично, что эту обновленную, величественную красоту чувствует только Ростанев (Опискин не видит этой красоты) Сад навевает герою самые дорогие воспоминания: "А ведь ты должен хорошо помнить весь этот сад, Сережа... Катя - покойница подозвала тебя и стала тебя ласкать...Ты все бегал в саду... и весь разрумянился... Тогда еще вечер был, и солнце на вас обоих так светило, а я сидел в углу и трубку курил да на вас смотрел..." (3,161). Огромный, тихий, красивый сад несет семантику открытости, простора, обозримости, чувственно воспринимаемой красоты, гармонии. Этот образ играет очень важную роль в раскрытии характера Ростанева, явившегося первым наброском образа положительно прекрасного человека. Сад, в котором ищут герои романа успокоения, оппозиционен дому, который передает семантику закрытости, мрачной замкнутости. В доме разражаются скандалы, происходят столкновения между героями. Если сад олицетворяет открытое, внешнее пространство, то дом - замкнутое, "сгущающееся" пространство. Сад передает волю героев к свободе, счастью, гармонии, дом же порождает чувство страха, забитости, дисгармонии. Дом и сад в романе Достоевского - это своеобразные "символы мироустройства", противоположные друг другу и утверждаемые разными героями -Ростаневым и Опискиным.

Если константами "дома" являются чайная'' и "терраса", то константами "сада" являются "беседка", "флигель" - "хорошенький деревянный домик, стоявший в нескольких шагах от старого дома, в самом саду. С трех сторон его обступали высокие старые липы, касавшиеся своими ветвями кровли, все четыре комнаты этого домика были недурно меблированы и предназначались к приему гостей" (3,92). Светлый новенький флигель противопоставляется мрачному "старому дому", где властвует Фома, парализующий своей волей окружающих. Но Фома имеет безраздельную власть только в стенах дома. Вне дома обитатели Степанчикова не подвластны Фоме. Они назначают свидания, пытаются устроить свою жизнь - все без ведома Фомы.

Функционально и содержание топонима "конюшня", раскрывающего характер Егора Ильича. Традиционно "конюшня" была местом наказания крестьян. У Достоевского, мечтавшего о всеобщем счастье, братстве, согласии крестьянина с барином, этот топоним

переосмыслен. Помещик Ростанев принимает крестьян "за конюшнями", чтобы выслушать их, помочь, защитить. Подчеркивается почти отеческое отношение Ростанева к крестьянам: "Ну хорошо, хорошо, друзья мои! Ступайте с богом... будьте покойны, я вас не оставлю" (3,34).

Утопическая мечта Достоевского о союзе, братстве представителей разных сословий, идущая еще от романа "Бедные люди", наиболее ярко выраженная в сцене у Его превосходительства, вновь зазвучала в романе "Село Степанчиково и его обитатели". "Любит мужик доброе слово, - говорит Ростанев. - Да и подарочек не повредит. Пода-рю-ка я ему что-нибудь..." (3,34). Кстати, Фома Фомич тоже встречался с мужиками для дружеских бесед, но - на гумне и разговаривал с "презрением", поскольку "терпеть не мог фамильярности": "А тебе какое дело, пехтерь?... Что ты мне моську-то свою выставил: плюнуть мне, что ли в нее"... Фома Фомич всегда разговаривал в такой тоне с "умным русским мужиком"... как будто сам на себя досадуя, что удостоил такого человека таким разговором" (3, 16)

Фома мнит себя человеком на все времена, претендует на широкое пространство, не только в доме Ростанева (где все "пропитано духом Фомы", даже когда его нет), он претендует быть известным всей России. Он представляет себя "человеком редким... человеком науки, который останется в столетии" (3,33) И конфликт его тоже "глобальный": он оскорблен "за все человечество": "Я на то послан богом, чтобы изобличить мир в его пакостях? (3,33).

Также композиционно-функциональное значение имеют окрестности. Несомненный интерес представляет хронотоп дороги. "Дорога - преимущественное место случайных встреч. На дороге... пересекаются в одной пространственной точке пространственные и временные пути многих различнейших людей - представителей всех сословий, состояний вероисповеданий, национальностей, возрастов... здесь могут возникнуть любые контрасты, столкновения и переплестись различные судьбы... Это точка завязывания и место совершения событий" [14]. На дороге встречаются Сергей Александрович и Бахчеев. Именно здесь мы впервые слышим о Фоме, узнаем его предысторию ("Ведь он, Фомка-то, у покойного генерала в шутах проживал...". 3.24), о его положении в доме Ростанева ("...полковник... в ножки кланяется своему приживальщику...", а ФОМЕ "всякому оскорбления чинит...". 3, 24-25). Собственно, эта встреча является началом трагикомической истории об обитателях села Степанчикова. Это, во-первых.

Во-вторых, по утверждению М.М.Бахтина, "дороге" является местом пересечения людей, которые "в нормальной жизни разъединены социальной иерархией. Здесь своеобразно сочетаются пространственные и временные ряды человеческих судеб и жизней, осложняясь и конкретизируясь социальными дистанциями, которые здесь "преодолеваются" [15]. В данном контексте дорога является комическим хронотопов. Отсутствие дистанции, всякой социальной дифференциации между барином (Бахчеевым) и его слугой (Гришкой) осмыслено и показано Достоевским в комическом ключе: Бахчеев: "Гришка! не ворчать себе под нос! выгорю!...". "Выпорешь! ори ещё больше! - проворчал Гришка про себя, но так громко, что все слышали, и с негодованием отвернулся" (3,20).

И, в-третьих, с данным хронотопом связан мотив свободы. Образ "большой дороги" ассоциируется с большим миром, который Ростанев хочет открыть обитателям Степанчикова. Поэтому он приглашает "ученого" Коровкина, которого "... откопал где-то на большой дороге (разрядка наша - Р.С.) и ждет этого феноменального, чудодейственного, практического философа, с каким-то судорожным нетерпением..." (3,19), потому что это человек "вольных идей".

Но образ большой дороги связан и с мотивом разбоя, "рифмуется" с выражением "разбойник с большой дороги". Деревушка Мишино, куда похитители привозят Татьяну Ивановну, "...была маленькая деревенька, верстах в трех от большой дороги (разрядка наша - Р.С.) и стоявшая в какой-то яме" (3,85).

Таким образом, пространство и время играют в романе "Село Степанчиково и его

обитатели" важную роль. Время циклично, стадиально, причем по эмоциональному наполнению время в каждой фазе различно, также различна и семантика времени. Время является средством гротеска, оно гиперболизирует образ Фомы. Однако мир в романе представлен по преимуществу в пространстве. Пространство здесь "всеопределяюще" (Гюнтер Г.) - даже название говорит о пространственной прерогативе. Поэтому хронотоп романа в целом можно определить как усеченное, предполагающий совершенно особую расстановку персонажей. Они раскрываются в особых пространствах-образах (дом, сад), являющихся разными, полярными символами мироустройства.

Примечания

1 Неизданный Достоевский. М. 1971. С. 441.

2 Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30-ти Т. Т.29.С.112. Далее ссылки делаются по этому изданию с

указанием тома и страницы в скобках за текстом.

3 Гюнтер Г. Жанровые проблемы утопии и "Чевенгур" А. Платонова // Утопия и утопическое мышление. М.,1991. С.252.

4 Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: структура и семантика. М., 1983. С.233.

5 Гюнтер Г. Указ. соч. С.254.

6 Днепров В. Идеи времени и формы времени. Л., 1980. С.272.

7 Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики.

М.,1975. С.235.

8 Захаров В.Н. Система жанров Достоевского. Л., 1985. С.18.

9 Лихачев Д.С. Слово и сад // Finitus duodelim 1^ш. Таллинн, 1982. С. 64-65.

10 Там же.

11 Лихачев Д.С. Сады лицея // Лихачев Д.С. Литература - Реальность - Литература. Л.,1981. С. 32.

12 Цивьян Т.В. К мифологеме сада //Текст: Структура и семантика. М.,1983. С. 10.

13 Там же

14 Бахтин М.М. Указ. соч. С. 392.

15 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.