Научная статья на тему 'Поэтика аварских народных загадок'

Поэтика аварских народных загадок Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1505
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ARTISTIC TECHNIQUE / ПОЭТИКА / POETICS / СТРОФИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / STROPHIC ARRANGEMENT / СУЩНОСТЬ / ENTITY / СРАВНЕНИЕ / COMPARISON / ЗАГАДКИ / RIDDLES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Абдулаева Р. Н., Агларова З. М.

В данной статье проводится анализ художественных особенностей аварских загадок, которые являются одним из видов фольклорного жанра. Будучи продуктом языка, они отражают этнокультурное своеобразие аварского народа. Отмечается, что загадки отличаются объёмностью содержания, ёмкостью изображения явлений и предметов. Представленные в статье материалы показывают, что использование самых разнообразных средств художественной изобразительности и экспрессивности определяют поэтику загадок аварского народа. Авторы делают вывод о том, что загадка сыграла важнейшую роль в формировании и закреплении аварского литературного языка. Загадки, первоначально зародившиеся из древнего метафорического языка, сохраняя его сущность, в процессе своей исторической эволюции приобрели качества жанра «устного народного творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POETICS OF AVAR FOLK RIDDLES

In the article the authors presents an analyses of the artistic features of Avar riddles as one of the types of folklore genre. Being a product of the language, they reflect ethnic and cultural identity of the Avar people. It is noted that the riddles are characterized by the volume of contents, the capacity of the image of phenomena and objects. The presented materials shows that the use of a wide variety of means of artistic figurativeness and expressiveness determine the poetics of riddles of the Avar people. The authors conclude that the mystery has played a crucial role in the formation and consolidation of the Avar literary language. Riddles, originally formed from ancient figurative language, while retaining its basics, in its historical evolution purchased quality genre of oral national creativity.

Текст научной работы на тему «Поэтика аварских народных загадок»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Редакторы раздела:

ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ ЖАТКИН - доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой перевода и перевоведения Пензенской государственной технологической академии (г. Пенза) ЛАРИСА МИХАЙЛОВНА ВЛАДИМИРСКАЯ - доктор филологических наук, профессор Алтайской академии экономики и права (г. Барнаул)

УДК 82-193.1

Abdulaeva R.N., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of the English language, Dagestan State University

(Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Aglarova Z.M., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of the English language, Dagestan State University

(Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

POETICS OF AVAR FOLK RIDDLES. In the article the authors presents an analyses of the artistic features of Avar riddles as one of the types of folklore genre. Being a product of the language, they reflect ethnic and cultural identity of the Avar people. It is noted that the riddles are characterized by the volume of contents, the capacity of the image of phenomena and objects. The presented materials shows that the use of a wide variety of means of artistic figurativeness and expressiveness determine the poetics of riddles of the Avar people. The authors conclude that the mystery has played a crucial role in the formation and consolidation of the Avar literary language. Riddles, originally formed from ancient figurative language, while retaining its basics, in its historical evolution purchased quality genre of oral national creativity.

Key words: artistic technique, poetics, strophic arrangement, entity, comparison, riddles.

Р.Н. Абдулаева, канд. филол. наук, доц. каф. английского языка факультета иностранных языков, Дагестанский

государственный университет, г. Махачкала, Е-mail: [email protected]

З.М. Агларова, канд. филол. наук, доц. каф. английского языка факультета иностранных языков, Дагестанский

государственный университет, г. Махачкала, Е-mail: [email protected]

ПОЭТИКА АВАРСКИХ НАРОДНЫХ ЗАГАДОК

В данной статье проводится анализ художественных особенностей аварских загадок, которые являются одним из видов фольклорного жанра. Будучи продуктом языка, они отражают этнокультурное своеобразие аварского народа. Отмечается, что загадки отличаются объёмностью содержания, ёмкостью изображения явлений и предметов. Представленные в статье материалы показывают, что использование самых разнообразных средств художественной изобразительности и экспрессивности определяют поэтику загадок аварского народа. Авторы делают вывод о том, что загадка сыграла важнейшую роль в формировании и закреплении аварского литературного языка. Загадки, первоначально зародившиеся из древнего метафорического языка, сохраняя его сущность, в процессе своей исторической эволюции приобрели качества жанра «устного народного творчества.

Ключевые слова: художественные особенности, поэтика, строфическая организация, сущность, сравнение, загадки.

Загадки имеют своё особенное место в ряду аварского устно-поэтического творчества, благодаря своим специфичным присущими им художественным приёмам, способам, средствам отражения языковой картины мира, то есть имеют свою определённую поэтику. Они являются концептами образного отражения мира и, следовательно, относятся к явлениям поэтического рода. На это их особенность указывали все исследователи данного фольклорного жанра. «Если бы меня попросили назвать поэтическое явление, созданное человеком с помощью слова», - пишет известный фольклорист Ю.Г. Круглов, - «я, не задумываясь, сказал бы: это загадки» [1; 4]. В самом деле, содержание загадок, их художественный строй, образная система, лингвистические особенности загадок относят их к поэзии, причем самым концентрированным выражением ее природы, сущности, специфики. Во всех изданных сборниках загадок, этот жанр графически представлен как поэтические произведения, будучи строфически организованы в двустишия, четверостишия, шести-, восьми-, десятистишия. Также загадки отличаются объёмностью содержания, емкостью изображения явлений и предметов. Строфически аварские загадки организованы следующим образом: из 619 опубликованных в сборнике М.М. Муртазалиева «Аварские на-

родные загадки» текстов, односоставными являются 96 загадок, двухсоставными - 296, четырехсоставными - 200, имеющими более чем четыре строфы -17. Мы находим у аварцев небольшое количество односоставных загадок. Как правило, это обычно одно развернутое, распространенное предложение. В таких случаях, обычно, в составных сказуемых пропущен глагол-связка, а предикатив выражен не только полными, но и краткими формами прилагательного или причастия. Бихьизе жиб - гьит1инаб, На вид она мала, Кьолеб г1акълу - к1удияб Но дает большие знания. (Книга) И в первой, и во второй части пропущены глаголы-связки -«буго» - «есть», количество слов таким образом сокращается, как и обьем самой загадки, а также повышается ее ритмичность. Простым предложениям часто свойственно употребление однородных членов предложения, которые с разных сторон определяют загадываемый предмет.

Х1ат1ал гьеч1еб, кверал гьеч1еб, Нет у нее ног, нет у нее рук, Квен - т1ехалде х1ажат гьеч1еб И не нужно ее кормить. (Книга) Однородные члены, обычно не объединяются союзами, что придает тексту ритмичность. Двухсоставные загадки представляют практически половину данного жанра, четырехсоставные

загадки - меньше почти на сто текстов, многосоставные же загадки не достигают даже и тридцати. Здесь важно не сколько количественное соотношение, но содержательная полнота. Т1охил раг1алда хъах1ал къанал На краю крыши белые

плитки. (Ногти) Метафорический образ создается одним сравнением. Маргъалалъул къедги бан Закрытый за жемчужной

стеной жеребенок. Жаниб тараб тайи чу (Язык)

В этой загадке ассоциативная цепочка сложнее, зубы ассоциируются со стеною, а язык - с детенышем кобылы. Цо маг1арда г1емер хер, На горе густая трава г1аздакьераб, ч1ег1ераб Белоснежная и черная Г1и-боц1уца кунареб, Скотина ее не кушает гъеду-х1инч1 решт1улареб Птицы на нее не садятся.

(Волосы)

В данном случае встречается не только ассоциативная цепь и противопоставлений: гора - голова, трава - волосы, цвет волос, но загадываемая вещь в отличие от травы, не выполняет своих функций: пищей для скота, животных, птиц не является. По существу, мы имеем миниобраз. Сложные загадки представляют собой цельные развернутые образы:

Хьвадизе к1оларел нухалги Ее дороги не протоптать, гьалъул,

Рекьизе к1оларел ракьалги Ее луга не скосить гьалъул

Рецизе рес гьеч1ел хари Ее поля не вспахать бак1алги,

Т1инк1цин лъадал гьеч1ел В ее морях нет ни капли воды. г1оралги гьалъул (Карта)

Детальное, последовательное, всеобъемлющее описание карты построено на алогизме. Предназначение полей - вспашка, лугов - для кошения сена, дорог - для езды или ходьбы. Но в данном образе они не выполняют своего предназначения, потому как карта - это мертвое отображение живого мира. Чем шире словесное пространство загадки, тем емче и шире ее содержание, признаки и качества, затрагиваемые ею. Строфическая организация загадки выполняет такую же текстообразую-щую функцию, какую она выполняет в поэзии, придавая тексту симметричность, соразмерность, ритмичность, динамику. Силлабическая организация аварского стихосложения основана на одинаковом количестве слогов в стихотворной строке. Она ранжируется от шести до шестнадцати слогов в одном стихе. Также и аварские загадки построены на этой системе. Чаще встречаются загадки из шести-, восьми- и десятисложных строк, а иногда встречается их дробление на мелкие фрагменты. Это диктуется самой природой и назначением загадки - необходимостью быстрого и лёгкого запоминания и воспроизведения [2, 3]:

Бет1ер гьеч1еб, габур бугеб, Нет у него головы, но есть шея Гъуждул гьеч1еб, къвалал ругеб, Нет рук, но есть рукава, Х1ули гьеч1еб, куркьбал ругеб, Нет перьев, но есть крылья Кибег1аги боржунареб А летать он не может.

(Наряд невесты) Здесь речь ведётся об особенном наряде невесты - хаба-лай - платье с широкими, свисающими рукавами. Посредством отрицания, не присущих ему качеств, утверждаются характерные его признаки. Загадка основана на чередовании отрицательных и положительных параллелизмов: нет - есть. Восьмисложная стих разделен на две симметрические составляющие по четыре слога, и лишь заключительные строки сохраняют свой первичный размер. Ритмичность текста достигается за счет не только одинакового количества слогов в одном стихе, но и одинакового количества ударений в нем. Подавляющее большинство загадок имеет подобную ритмическую композицию.

Также, общим качеством для поэзии и загадок является наличие рифмы. Для аварской поэтической традиции не характерна регулярная конечная рифма с её многообразием форм. В аварской же загадке отмечено больше, чем в поэзии, стремление рифмовать конечные слова строфы:

Биччани - къандалъо Распустишь - мешок

Къани - бадако Соберешь - желудочек. (Живот)

Жиндиего гьакинух толев, Для себя - широкая дорога,

Чидае катинух кьолев. Радалиса ч1ег1ераб Къалъуде чараб, Къассиялде хъах1аб

Для других - тропинка. (Мулла) С утра - черные, К обеду - пестрые, К ужину - белые. (Волосы)

В тех случаях, когда нелегко подобрать полную, точную конечную рифму, загадки прибегают к помощи рифмоидов, т.е. «бедные» рифмы или рифмообразные повторы, которые выражаются одинаковыми формами глагола, прилагательного или причастия:

Берал ругеб, канлъи гьеч1еб, Глаза имеет, но не видит, Кверал ругеб, килщал гьеч1еб, Руки имеет, но без пальцев, Х1ат1ал ругеб, рилълъин гьеч1еб Ноги имеет, но не ходит.

(Кукла)

Текст приобретает стройность и напевность благодаря богатству созвучий. В аварских загадках, вне зависимости от наличия или отсутствия богатой, конечной рифмы, широко используются аллитерации и ассонансы, характерные для национальной аварской поэзии. Они объединяют отдельные строки в единую, цельную строфу, придавая им стройность, напевность, музыкальность - первичное качество подлинной поэзии: Моц1 г1адин ц1вакараб Светлая, как месяц, Ц1ва г1адин гвангъараб, Сверкающая как звезда, Борохьг1адин хьвадулеб, Извивающаяся как змея, Хьвани г1адин кваналеб Питающаяся, как лошадь. (Коса)

Помимо повтора конечных слов каждого стиха, в загадке большую роль в связывании строк играет аллитерация. Конец первой строки подхватывается началом второй, конец третьей строки началом четвертой. По сути, загадка является пропорционально «скроенным» поэтическим текстом, который отвечает всем требованиям художественного слова. Художественный эффект в загадке достигается не только повторением звуков, слогов, но также и целых слов. Повторы слов и словосочетаний являются одной из характерных черт загадок: Г1адан гьеч1ел улкаби, Страны, где не живут люди,

Рукъзал гьеч1ел шагьарал, Города, где нет домов, Гъут1биго гьеч1ел рохьал, Леса, где нет деревьев, Лъимго гьеч1ел ралъадал Моря, где нет воды. (Карта)

Лексические повторы в загадках используются и для звукоподражательного эффекта, и для подражания действиям описываемых явлений. Еще одним качеством, делающее загадку явлением поэзии, является метафоричность, насыщенность поэтическими тропами, различными образами. Функция загадки -вызвать больше количество ассоциаций, чем заложено в самом отгадываемом предмете. Описание ассоциаций в загадке значительно емче, глубже, образнее, возвышеннее, чем сам предмет. Загадка - романтический рисунок реальных предметов, вещей, явлений. Содержание загадываемого в загадке раскрывается несколькими путями, например, перечислением признаков, свойств, качеств, присущих предмету, явлению, их утверждению: Г1ундул х1амил, х1ат1ал гьойдул, Уши ослиные, лапы собачьи, Ц1око бац1ил, рач1ч1 ц1ц1едул Шкура волчья, хвост козлиный.

(Заяц)

Загадка построена на наличии сходных черт. В результате сложения этих черт получается целостный образ. Следующий способ - это утверждение существования каких-либо признаков, но несоотносимость со сравниваемым: Кьер ц1ах1илаб, бац1 гуреб, Серый, но не волк, Г1ундул халат, г1анк гуреб, Длинноухий, но не заяц, Щанк1лал ругеб, чу гуреб. Копытный, но не лошадь. (Осел)

В загадке признаки, присущие данному животному, не означают его принадлежности к другому, обладающему ими. В народном обиходе слово «волк» заменяется эпитетом «серый», а «заяц» - «длинноухий», т.е. теми признаками, которые в первую очередь бросаются в глаза, характеризуют их носителя. Загадка часто строится и другим способом - утверждением через отрицание. Для этой цели в композиции загадок широко применяется отрицательный параллелизм, он обнажает вещь, явление через отрицание определенных характерных черт: Букъ-букъараб - гурде гуреб, Сшито, но не одежда Гаргадулеб - г1адан гуреб. Разговаривает, но не человек.

(Книга)

Ручка гуреб, къалам гуреб, Не ручка, не карандаш, Кьерги хъах1аб, хъвадарулеб Белого цвета и пишет. (Мел)

Общий закон познания мира через сопоставление, сравнение, ставший основным в художественном отображении мира, стал излюбленным приемом создания образа в загадке [3, с. 24]. Сравнение соответствует сущности загадки, где предмет должен быть обозначен, определен с помощью другого. Сравнение может быть основано на сходстве цвета, формы, размера, качества, функциональной роли, оно может быть выражено как посредством сравнительных союзов «как», «будто», «словно», «подобно», так и без их помощи - называя один предмет именем

другого. Загадка использует самые разнообразные виды сравнений, чтобы с их помощью создать образ отгадываемого предмета, эти сравнения могут быть оригинальными, неожиданными, порой парадоксальными. Чем больше сравнений, тем ярче вырисовывается образ. Поэтому основой многих загадок является метафора:

Борхатаб кьурулъ к1иго нохъо В высокой скале две пещеры

где скала - голова, а пещера -уши.

Чармил чода кунал чангит На стальном коне уздечка

из нитки - стальной конь -иголка, уздечка - нить. Баг1араб мокъида хъах1ал г1анк1аби - На красном насесте белые курицы. В этой загадке сближены вещи, не имеющие даже близкого соприкосновения: красный насест - десны, белые курочки - зубы. Лишь цветовой признак здесь может помочь разгадать загадку. В загадках использовано немало сравнений: Гулла г1адин боржулеб, Летит как пуля, Неца г1адин ах1т1олеб - Жужжит, как овод. (Самолет) Т1асан рет1ел г1урччинаб, Одежда у него зеленая, Жаниса рак1 баг1араб, Внутренность красная,

Чакар г1адин гьуинаб, Сладкий, как сахар,

Торг1о г1адин гургинаб. Круглый, как мяч. (Арбуз)

Здесь задействованы различные приемы: первые две строки - описание, а две последующие - сравнения, в которых вкус арбуза сравнивается с сахаром, а его форма с мячом. Разные формы сравнений освещают предмет с многих сторон.

Широко встречается в загадках олицетворения, благодаря которым окружающий мир, неодушевленные предметы и вещи, орудия труда оживают и приобретают человеческие качества:

Ч1ег1ерчараб чу буго хъах1аб х1уриб хьвадулеб - Стальной конь гуляет по белому полю (Перо)

Бет1ер буханаг1ан кваналеб жо - Чем больше его бьешь, тем жаднее он ест (Гвоздь)

Хасел инег1ан кваналеб, рии инег1ан кьижулеб - Всю зиму он ест, а все лето спит (Печь)

От других жанров фольклора загадки отличаются не только насыщенной образностью, но и использованием самых разнообразных средств художественной изобразительности и экспрессивности, характерных для искусства слова. Краткость, емкость определяют стилистику загадок. Они созданы на чистом литературном языке, в них редко встречаются диалектные слова, архаизмы, историзмы, хотя они относятся к древнейшим жанрам народного творчества и по логике вещей должны содержать специфику народного языка того времени. Народ создал загадки, он их одобрил и принял, утвердил, как духовную ценность. Содержание и язык их также народны [4, с. 18]. Двучленные и многочленные загадки могут состоять и из нескольких бессоюз-

Библиографический список

ных сложносочиненных предложений, создающих миниатюрную картину:

Ц1аялъ бух1улареб, Его огонь не берет Ракьулъ турулареб, Он в земле не гниет, Кодобе щолареб, Он в руки не дается

Бихьизе к1олареб Его невозможно увидеть. (Ум)

Сложная загадка выражена четырьмя простыми предложениями, построенными синтаксически однотипно. Все ее части симметричны, состоят из двух слов и одинакового количества слогов и ударений, части рифмуются между собой. Эти качества в совокупности придают загадке поэтичность. Если в многосоставных загадках использованы сложноподчиненные предложения, причастные и деепричастные обороты, то отдельные самостоятельные части этих конструкций располагаются в каждой строке отдельно. В языке загадок часто употребляются краткие формы частей речи:

Жибго т1ерен, т1анч1и г1емер Сам тонок, детёныши

малы. (Лен)

А иногда вместо значимых слов употребляется звукоподражание, намекающее, наводящее на разгадываемый предмет: Г1одоб дванк, зодоб к1варх На земле - бах, в небесах - трах, Зоб-ракьалда кьвархи бахъ Между землей и небом грохот Кьурабазда дваргъи бахъ А на скалах гул. (Гром)

При помощи аллитераций, чрезвычайно трудных для передачи или перевода на другой язык, описан грохот гром. К таким приемам в загадках прибегают редко (в сборнике загадок всего несколько подобных примеров) и используют слова-намеки, омонимы, антонимы, синонимы. В художественной структуре загадки широко используется лексика аварского литературного языка, многообразные ее пласты, выразительные, изобразительные, экспрессивные, эмоциональные возможности. Будучи продуктом языка, загадка сыграла важнейшую роль в формировании и закреплении аварского литературного языка. Загадки, первоначально зародившиеся из древнего метафорического языка, сохраняя его сущность, в процессе своей исторической эволюции приобрели качества жанра «устного народного творчества с присущими ему эстетическими, художественными, функциональными особенностями» [5, с. 45]. Они коротко, лаконично, иносказательно отражают мир человека и окружающую его действительность во всем их многообразии и сложности: трудовая жизнь народа, семейный быт, общественное положение, отношение к природе. Загадки при этом расширяют кругозор людей, развивают в них находчивость, смекалку, умение неординарно мыслить, выделять в вещах, предметах, явлениях те стороны, на которые мало в повседневной жизни человек обращает внимания. Как и во всех поэтических жанрах, в загадках используются самые разнообразные средства художественной изобразительности и экспрессивности, они насыщены тропами, образами, обладают особенным стилем и языком.

1. Круглов Ю.Г. Поэзия слова. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. Москва, 1990.

2. Муртазалиев М.М. Аварские народные загадки. Махачкала, 1992. (На аварском языке).

3. Гасанов М.М. Дагестанские народные пословицы, поговорки и загадки. Махачкала, 1971.

4. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. Москва, 1957.

5. Федоренко Н.Т., Сокольская Л.И. Афористика. Москва, 1990.

References

1. Kruglov Yu.G. Po'eziya slova. Russkie narodnye zagadki, poslovicy, pogovorki. Moskva, 1990.

2. Murtazaliev M.M. Avarskie narodnye zagadki. Mahachkala, 1992. (Na avarskom yazyke).

3. Gasanov M.M. Dagestanskie narodnye poslovicy, pogovorki i zagadki. Mahachkala, 1971.

4. Anikin V.P. Russkie narodnye poslovicy, pogovorki, zagadkii detskij fol'klor. Moskva, 1957.

5. Fedorenko N.T., Sokol'skaya L.I. Aforistika. Moskva, 1990.

Статья поступила в редакцию 05.03.18

УДК 894.332-1Керимова.08

Alhlavova I.H., Cand. of Sciences (Philology), researcher, Literature Sector, Institute of Language, Literature and the Arts n.a. G. Cadasy, RAS (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

THE PROBLEM OF THE RELATIONSHIP BETWEEN MAN AND NATURE AS ONE OF THE MAIN MOTIVES OF THE LYRICS OF DZHAMINAT KERIMOVA. The work discusses features of landscape lyrics of D. Kerimova, a modern Kumyk woman-poet. The work raises a problem of relationship between man and nature based on the analysis of a poem "The Shot Tree" (Gullelengen Terek). The article draws attention to the use of the concurrency method and nature of anthropomorphism in landscape lyric poetess. The analysis of the poem establishes that it is a poem that reveals the attitude of the author to a specific real event, in this case historical (the World War II). The symbolism of the tree plays a huge role and carries an important connotation in the poem. The paper suggests

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.