статья 16. Разрешение споров в игре
Споры, возникшие в игре, разрешаются самими игроками по доброй воле на основе правил игры, а также исходя из принципов добросовестности, разумности и справедливости.
ЛЕОНИД СТОЛОВИЧ
Леонид Наумович Столович широко известен в нашей стране и за рубежом и как корифей эстетической мысли, и как последний из могикан Тартуской философской школы, и как историк русской философии. Любители юмора знают его как автора, собирателя и издателя нескольких изданий книги «Евреи шутят».
Обращаю внимание читателей еще на одну сторону творчества тартуского философа - поэзию. Стихи он начал писать еще в годы войны и пишет по сию пору. Трудно выбрать .из их собрания «самое-самое». Вам я предлагаю мой выбор. А желающие могут ознакомиться с последней книгой стихов Л. Н. Столовича «Размышления: стихи, афоризмы, эссе» (Тарту-Таллий, 2007)
Б. В. Емельянов
Могила Канта
Трамвай скрипит на повороте - там, Где дом стоял Иммануила Канта. Чуть вправо убегает эстакада, А за рекой вдали простерся храм. Продымленный готический собор Вздымает свой величественный остов, Оставшийся один на целый остров. Все остальное сметено, как сор. . . Мы, мудрые теперь, отлично знаем: Мир познаваем, но не узнаваем. Конечно же, нет в мире постоянства. Не вечны ни цветочек, ни гранит. Сознание не создает пространство, Но лишь оно одно его хранит. А думал Кант, что беды отвратит Категорический императив. Смеясь над кенигсбергским пацифистом, При этом ближнего не возлюбя, Растормошенный разумом нечистым Весь мир в себе вдруг вышел из себя. Но мудрая случайностей причуда Могилу Канта сохранила чудом. Гранит надгробный, словно вещь в себе, Непостижимая в своей судьбе. И строгий портик около стены Собора. Из цепей ограда. -Вот все, что уцелело от войны, От Кенигсберга до Калининграда. И это, может, убеждает мир, Что для него спасенье - ВЕЧНЫЙ МИР.
1980
статья 17. Уточнение и изменение правил игры по соглашению игроков
Правила игры по соглашению игроков могут быть уточнены и изменены перед началом игры.
Алексею Федоровичу Лосеву
В ком многознанье с мудростью слились, Век девятнадцатый и век двадцатый? Чей дух в себя вбирает даль и близь, Бесчисленные даты и цитаты? Как перекличка сотен соловьев, В том духе, вовсе не лишенном плоти, Являются Платон и Аристотель, И Вагнер, и Владимир Соловьев. Сокровища своих несметных знаний Он дарит, а не копит, как Кащей. Пускай другие - мера всех вещей. Он - мера духа, честности исканий. А жизнь - отнюдь не праздничный парад. Своим трудом одолевая косность. Он выстоял достойней, чем Арбат, Как музыка и как античный космос. Кто он, собой украсивший наш век, Классический филолог и философ И просто бесподобный человек? Есть имя, что звучит как званье - ЛОСЕВ.
23.09.1983
***
Завидуя другим, Ты признаешь Ничтожество свое перед собою.
1944
Я ощутил трагедию травы, В булыжниках проросшей мостовых.
1944
***
История все ставит по местам -
Так время превращается в пространство.
ШСКурС ПИ поэтик
***
Жизнь, она богата иль убога, Если строго описать ее, -Это нас манящая дорога Из небытия в небытие.
7.08.2006
Светлана Светлая
Светлана Светлая - певец Сибири. Автор почти 40 лет живет в г. Нижневартовске. В книге «Сибирские поколения» представлены стихи, посвященные разным поколениям сибиряков, современной Сибири, которую знает, тонко чувствует и любит автор. Вниманию читателей альманаха предлагаются стихи философского характера.
СВОБОДА В СОЗНАНИИ
Св. Светлая
Сознание - великая основа, Дарованная Господом в миру. Читается исконно, как свобода, Воспринимаясь в собственном мозгу Возвышенно и отстраненно От суеты, от пошлости, от зла. Источник жизненных ресурсов человека, Которых нет у розы и козла. Свободно от житейских обязательств, Свободно от врагов и палачей Освенцима, фашизма, экстремизма... Самодостаточно сознание людей! Судьбою Диогена кто-то счастлив, Кто день и ночь богатства стережет. Один уверен в том, что он несчастен, Другой, босой и бедный, но поет!... Не обстоятельства уничтожают нас, Но правосудие вершится в нас самих. Тот выбирает жизнь, а этот - пас! В своих ошибках так легко винить других. Вне человеческого разума бесчинства Себе подобных все щадят в природе. Вне категорий зла, добра и веры Не может быть у человечества свободы!
Ноябрь 2004 г.
О человеческой культуре
Знакомый мне философ написал О мировой и о родной культуре. О языках и нравах рассказал, Но в философской нет литературе О толерантности - терпимости людей, Да, о призвании, дарованном Всевышним, Отличьи главном человека от зверей, Истории, народам - нетипичном. О доброте, как качестве культуры, Об отношении к больным и старикам, Другому полу, недостаткам иль фигуре, К национальности других, другим «мозгам»:
К сужденьям, религии, поступкам... И чукчу, между прочим, создал Бог! Да, тяжело принять рассудку, Что ненависть - людской порок! В войну фашисты наблюдали тупо, Как кровь евреев из земли текла. Ворочались, стенали и вспухали трупы, Так кровоточили, что трескалась земля. Но Баха слушая - по человечеству свинцом! Под плачь - проклятие солдатских матерей, По трупам гибнушдх детей и их отцов... Наверно, запах смерти веселей, Чем осознание отсутствия культуры? Убийства и увечья, пули, крик!... Стара, как мир, агрессии скульптура. Быль. Современность. Человек велик!... Но бескультурен!
ИСТОРИЯ ЕВРОПЫ
В сравнении все в мире познается. Пещерным эхом слово отзовется Истории древнейшие страницы Развитие Европы сладко снится... Судьбою схожа с жизнью человека Эпоха бытия в разрезе века: Доисторически античность - просто детство: Расцвет цивилизаций - роста средство. Сократа обвинили в том, Что отрицает он Богов, Чем развращает молодежь: - Стремленье мыслить - это ложь! Учителю налили яду И принял он его в награду. Казнен призыв: «глядеть в себя...» -Античности идея вся. Сократа ученик - Платон Потомкам рассказал о том,
2005 г
Что в отражении идей Пещерный дух живет теней... Европе жизнь несла античность Уж тем, что воспевала личность. И тела красоту, и острый ум, Рождение наук, искусства шум. Затем средневековье - школьный возраст Типичный Недоросля образ. Здесь мракобесия диктат и лживость Находит инквизиция наживу. Горят костры и меркнет красота. Основа в страхе - философия проста, Опасен мир, а в нем еретики! Исподтишка вонзаются клинки... Охота мрачная на ведьм и колдунов. Европа помнит много мрачных снов.
Любовь Ладейщикова
Имя поэта Любови Ладейщиковой хорошо известно и любимо читателями Урала и России. Она - автор двенадцати прекрасных книг, среди которых: «Рождение женщины», «Свеча негасимая», «Колыбельная тайна», «Крестный ключ», «Бездна», «Цветенье» и т.д. Заслуженный работник Культуры РФ, академик Поэзии, лауреат литературных премий, в том числе Губернаторской «За выдающиеся достижения в области литературы», ныне отмечает сорокалетие своей творческой деятельности. В юбилейный год вышла книга её избранных произведений «Премия Солнца».
Средневековья длинная основа Тревожит память людям снова. Мне помнится, такое повторялось Эпохой новой вдохновлялось, Орудий пыток многие примеры В садизме вечно здравствуют химера. Настал и Ренессанс - мятеж юнцов, Прогресса всплеск и блеск творцов Бруно, Коперник и Шекспир. Полотна Рафаэля. мир. Боготворит своих отцов, Свободу гения борцов. Сегодня зрелые в Европе перемены Истории в ней видятся дилеммы.
2004 г.
ЗАТМЕНИЕ
СТРАНИЦА ИЗ ДНЕВНИКА
Как звон от конского копыта, Как стон пронзающей стрелы, Подковой счастья - в землю вбита Кровь нержавеющей страны,
Чтоб корчась в материнских муках, Как придорожная трава, Упрямо проросла во внуках Молва былинного родства,
Смахнув, как пыль, свинец и порох, Дух возвышающий воскрес, И рухнул на колени Молох, Прося пощады у Небес,
А годы смуты, лжи и тленья, Как тень у взлетной полосы, Минутным солнечным затменьем Остались в памяти Руси.
Я на исповедь душу веду сама -
Наступает её черёд.
Но, как чуда, прошу: Не сходи с ума,
Поднимайся к солнцу, народ!
Не сходи с пути, ненаглядный сын,
Ты - опора моя и плоть.
Внучек, семечко малое, славянин, -
Нас не просто перемолоть.
Внучка, с искоркой Божией на челе, -Ты прозренье любви и слух, -Береги, как звёзды, цветы на земле, -Сбереги, хоть одно из двух.
Если в сердце мир до краёв погружён, То глаза - Вселенной портрет, -И душа листает дневник времён И с надеждой смотрит на свет.
2005
2007
поотик
Юрий Конецкий
Известный русский поэт, переводчик, историк литературы. Родился 25 мая 1947 года. Заслуженный работник Культуры РФ. Академик Поэзии. Лауреат ряда всероссийских литературных премий, в том числе им. П.П. Бажова, им. Б.П. Корнилова...
ПОЭТ
Под землёй, где комбайны со скрежетом Вырубают калийную соль, Алексей Леонидович Решетов Не роптал на земную юдоль.
И в мечтаньях отнюдь не коммерческих На Парнас подымаясь пешком, Он руду вдохновенья, как в Нерчинске, Старомодным кайлил обушком.
И сквозь пенье моторов частушкино, Различал он - строку за строкой -Декабристскую музыку Пушкина, Соль, как снег, отряхая рукой.
И, дитя воспитанья барачного, Светом русского Слова крещён, -Безотцовщина времени мрачного, -Доброту исповедовал он.
Был пристрастен и к Музе, и к водочке, Как Хозяйкиных недр мастера, Что, избегнув Хароновой лодочки, Возвращались живьём на-гора ...
Ю. Конецкий
«Трёхногая» Дуся живёт без дружка, Опора её - только ствол бадожка.
Два Машиных мужа ушли в нижний мир, Вовек не придут на сегодняшний пир, Оттуда и муж Евдокии-вдовы Глядит на две женских седых головы.
Поёт Евдокия:
- Ты, шурин мой,
Ты, шурин мой,
Возьми меня к себе домой!
Ушёл от нас твой брат, мой муж -
Покинул мир в разгаре стуж.
В твоем посёлке свет, уют, -
Там даже вороны живут!
Там Сиснэ-птица**, - неба дочь,
Печаль-лисицу гонит прочь.
Ты, шурин мой,
Ты, шурин мой,
Возьми меня к себе домой.
ДВЕ ЖЕНЩИНЫ ХАНТЫ
Марии Вагатовой
Две женщины ханты сидят за столом,
И радуясь встрече, поют о былом,
Как в праздничном чуме с кипящим котлом ...
В прихожей - оленьи, с узором, кисы*, За окнами - город морозной красы: Куржак кружевами украсил парчу. Лежит на балконе разобранный чум, И бубен шаманский притих на стене, Где скачет Георгий на белом коне.
Стерлядки наструганной вволю поев, Подруги припомнили старый напев, Что слышали в детстве от бабок своих, Которых полвека уж нету в живых.
«Трёхмужняя» Маша живёт с мужиком, Который с её языком незнаком — С рыбалки удачной пришёл с Иртыша, И - в телек уткнулся -там жизнь хороша!
- Сноха моя, моя сноха! -Я не гожусь для жениха. Перевезти в посёлок свой -Что угол осквернить святой! Я память брата берегу,
И быть с тобою - не могу, Не доводи нас до греха, Сноха моя, моя сноха!
- Ты, шурин мой, Ты, шурин мой,
Возьми меня к себе домой! Я горяча, я молода, А ты - как идол изо льда. Ты, шурин мой, Ты, шурин мой, Возьми меня к себе домой! Три хора*** в нарту запряги И прикажи быкам: - Беги! И три оленя молодых Помчат в просторах снеговых На быстрых нартах, шурин мой, К тебе домой! К тебе домой!
- Сноха моя, моя сноха!
х>тооицве-р
исщс пи
Упряжка, вправду, неплоха. В той нарте, что запряг я вмиг, Все ножки - мамонтовый клык. Быстры олени на бегу, Но взять тебя я не могу. Святые морды у быков -Но сам-то, буду я каков? Прости, сноха моя, сноха, -Ищи другого жениха.
-Ты, шурин мой, Ты, шурин мой, Возьми меня к себе домой! Мой ларь открыть давно пора: Меха в нём выдры и бобра, Собольи шкурки без числа -Ведь я охотницей росла. Всё это я отдам тебе, Начнём житьё в одной избе -Не сомневайся, шурин мой: С приданым привезёшь домой!
Стеклярус, бисер нашивать, Тому, кто в дом меня возьмёт, Рожать я стану каждый год. В твоём посёлке тридцать жён, Но без меня - тебе урон. Ты, шурин мой, Ты, шурин мой, Возьми меня к себе домой.
- Сноха моя, моя сноха, -
Мой пояс ярче петуха!
И ни одной из мастериц
Не сшить узорней рукавиц.
От той, кем вышит мягкий гусь*****,
Я никогда не отвернусь.
И в праздник ублажает слух
В её руках тоорых-юх******...
Пусть мой очаг хранит она -
Моя прекрасная жена.
Сноха моя, моя сноха! -
Ищи другого жениха.
- Сноха моя, моя сноха, Оставь себе свои меха! -Слова твои - гнилой орех. Мой пёс в тайге - не пустобрех: И кроме выдры и бобра,
В моём дому полно добра. Сама ты видела не раз, Как попадаю белке в глаз. К чему - тобой добытый мех? -Чтоб слушал я соседей смех? Уж лучше я, моя сноха, Один поеду от греха.
- Ты, шурин мой, Ты, шурин мой,
Не заплутай в пути домой! -Живи до смерти без забот -Но на тебе заглохнет род. Ты всех друзей переживёшь -Их род продолжит молодёжь. А твой, - сколь ни копи добра, -Погаснет искоркой костра!
Две женщины ханты плеснули вина, Ножом настругали - уже муксуна! -Мария, поправив узорный браслет, В концовку добавила новый куплет.
Вариант Марии:
- Ты, шурин мой, Ты, шурин мой, Возьми меня к себе домой! В твоём посёлке свет, уют,
В нём тридцать девушек живут. Но мне подобных мастериц Ты не найдёшь среди девиц -На томре**** я могу играть,
- Ты, шурин мой, Ты, шурин мой, Поторопись к себе домой! Живёт в посёлке тридцать дев, -Но ценишь ты жены напев! Там тридцать рукодельниц-жён, Но ты - своею покорён. Она рожает каждый год -Твой род с тобою не умрёт.
А я открою свой секрет: Не просто женщина я, нет, -Из мира верхнего мой путь,-Пришла я на тебя взглянуть. И ты не нужен мне, как муж, -Я проверяю крепость душ.
Зачем, в обличии снохи, Искала на тебе грехи? -Мы, духи леса, духи вод, Должны века хранить народ, У нас особый интерес: С какой душой пойдёшь ты в лес.
В прихожей - оленьи, с узором, кисы, За окнами город морозной красы -Куржак кружевами украсил парчу. Лежит на балконе разобранный чум, И бубен шаманский притих на стене, Где скачет Георгий на белом коне.
Кисы* - меховая обувь с длинными голенищами. Сиснэ-птица** - мифическая орлица. Хор*** - самец оленя, «бык».
Томра**** - губной музыкальный инструмент, костяная пластина. Гусь***** - верхняя меховая одежда. Тоорых-юх****** - девятиструнная арфа в виде лебедя.