рывы. Писатель находит удивительную форму для их воплощения. Он избегает давать по отношению к неспособным на глубокие размышления людям развернутое изображение их внутренних переживаний. Незаурядность натуры проявляется здесь в острых моментах жизни, а главное, в поступках. Их поведение сопровождается такой совокупностью душевных движений, что сомневаться в чудесном даре «маленького» человека не приходится. Именно как мгновенное пробуждение сил в минуту опасности воспринимается смелое деяние самого, казалось бы, скромного, нередко физически слабого человека. С годами изображение темы «маленького человека» в творчестве Куприна достигает большого психологического мастерства.
Литература
1. Воровский В.В. Из истории новейшего романа (Горький, Куприн, Андреев) // Литературная критика. М.: Худож. лит., 1971.
2. Куприн А.И. Собр. соч.: в 9 т. М.: Худож. лит., 1973. Т. 9.
3. Куприн А.И. Собр. соч.: в 9 т. М.: Худож. лит., 1970. Т. 1.
4. Чехов А.П. Собр. Соч.: в 4 т. М.: Правда, 1984. Т. 1.
ЧЕСНОКОВА ИННА ГЕННАДЬЕВНА - кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы, Марийский государственный университет, Россия, Йошкар-Ола (iff@marsu.ru).
CHESNOKOVA INNA GENNAD'EVNA - candidate philological sciences, associate professor of Russian and Foreign Literature Chair, Mari State University, Russia, Yoshkar-Ola.
УДК 82-2=511.151 ББК Ш 33 (2 Рос.Мар)
Г.А. ЯКОВЛЕВА
ПОЭТИЧЕСКАЯ ДРАМА А. ИВАНОВОЙ «ХРАНИ МЕНЯ, МОЙ СВЕТЛЫЙ БОГ!»
(проблема жанра)
Ключевые слова: марийская драматургия, жанр, поэтическая драма, автор-герой.
Исследована поэтическая драма А. Ивановой «Храни меня, мой Светлый Бог!». Выявлены жанрово-композиционные принципы произведения.
G.A. YAKOVLEVA POETICAL DRAMA OF A. IVANOVA’S «SAVE ME, MY BRIGHT GOD!»
(the Problem of Genre)
Key words: Mari dramaturgy, genre, poetical drama, author-hero.
Poetical drama of A. Ivanova’s «Save Me, My Bright God!» is studied in the article. Compositional and genre principles are revealed.
Марийская драматургия конца XX в. достигла серьезных успехов в жанровом отношении. Ярким примером является поэтическая драма поэтессы А. Ивановой «Храни меня, мой Светлый Бог!» (1998). Поэтическая драма как самостоятельный вид, сочетающий в себе элементы драмы, лирики и эпоса, то есть всех традиционных родов литературы, возник в творчестве представителей романтизма начала XIX в. Художественной особенностью поэтической драмы, по словам Д. Катышевой, является «единство мифолого-сим-волического поэтического строя и отчетливо ощутимой реальности бытия» [2. С. 24]. Источником движения идеи в поэтической драме становится система доказательств автора, выраженная через полифоническую монтажную композицию тем и мотивов. Их движение обеспечивает динамику развития поэтического образа, ситуации, состояния мира, заключенного в драме.
Также поэтическая драма осуществляет вечные культурно-исторические задачи искусства, связанные с исканием смысла жизни и смерти, бессмертия, борь-
бы добра и зла. Она, продолжает Д. Катышева, «не зависит от сиюминутных доктрин и схем. Ее высшая цель - восхождение личности к Абсолюту, к постижению нравственных спор бытия человечества и отдельного человека» [2. С. 385].
В поэтической драме особое место уделяется образу автора. Драматург-поэт не только «барометр времени», как всякий поэт, по выражению Э. Багрицкого, а совесть народная, защитник социального, нравственного здоровья народа, красоты его духа. Будучи «сыном гармонии», он стремится найти пути выхода из дисгармонии, разрушения разумного порядка вещей. И тем самым он отвечает «чаяниям и потребностям людей осознать свое место в мире, свою роль в миропорядке, в охране духовных ценностей бытия» [2. С. 407]. Кроме того, драматург-поэт отвечает жажде идеала, самосовершенствования. В его идеях звучит возвышение духовности, красоты, поэзии.
В поэтической драме А. Ивановой «Храни меня, мой Светлый Бог!» развитие действия подчинено раскрытию душевного мира центрального героя Марины. Именно на восприятии в лирических излияниях ее чувств и размышлений сосредоточено основное внимание автора.
В первой картине перед взором читателей предстает любимая и любящая Марина со своим супругом Виталием в белом одеянии. Выросшая в детском доме, лишенная материнской любви и ласки, она окунулась в море счастья и взаимопонимания. Молодожены мечтают о долгой совместной жизни, детях, прекрасном.
- Виталий:
Пять, десять, пятьдесят, сто лет вдвоем
Мы счастливо с тобою проживем.
- Марина:
Вдвоем и на двоих все счастье наше [1. С. 163].
Счастливый медовый месяц заканчивается для Марины трагедией: она оказывается прикованной к инвалидной коляске. Героиня в силах пережить физический недуг, готова смириться со своим положением, но душевная боль, нанесенная Виталием (он уходит), разбивает сердце и мечты Марины. Она оказывается на грани жизненной катастрофы, переживает состояние глубокого душевного одиночества.
- Марина:
Но я не птица, чтобы ввысь взлететь, -
Мне суждено бескрылою сидеть
На месте, неподвижно и ничтожно [1. С. 169].
Для дальнейшего раскрытия характера Марины, для усиления развития действия А. Иванова вводит в сюжет произведения образ Автора, наделяя его функцией действующего лица. По структурным законам поэтической драмы он направляет драматическое действие, способствует выявлению глубинного обобщающего смысла показанных драматических событий.
Со второй картины, благодаря Автору-герою, начинается художественное исследование внутреннего облика героини. Перед нами раскрывается образ Марины-женщины с богатым и тонким чувством, большой духовной силой. Следуя советам Автора, героиня находит в себе мужества посмотреть на мир в светлом освещении, начать новую страницу своей жизни.
Судьба благосклонна к Марине и знакомит ее с матерью Виталия. Приход Матери (третья картина) вносит свежую струю в однообразную жизнь героини и завязывает узел семейных отношений между героями. Когда-то она, известная скрипачка, ради славы оставила маленького сына, лишила его права и счастья жить в семье. Но вскоре море цветов, поклонников, шквал аплодисментов остались позади. Только тогда она ощутила душевную пустоту, одино-
чество. Ее лирические монологи заполнены горечью о содеянном, стремлением вернуть любовь сына.
- Мать:
О, сын мой, сын! Какое прегрешенье!
Душа, рыдая, жаждет искупленья.
Во мне самой - источник мук и бед,
И я одна за все держу ответ! [1. С. 179].
Мать в неизмеримом долгу перед Мариной не только за внешнее поведение Виталия, но и за внутреннее состояние его натуры. Ее слова, полные материнской заботы и любви, заставляют Марину поверить в истинность человеческих ценностей, поверить в себя.
Мать Виталия открывает для читателей образ Марины-художницы. Теперь все мысли, переживания героини запечатлеваются в ее картинах. Яркие, светлые тона заполняют душу Марины, позволяют ощущать красоту во всех ее измерениях, то прекрасное, что дает нам жизнь. А. Иванова раскрывает характеры героинь цельных, во многом диалектически дополняющих друг друга. Марина благодарна Матери за ее любовь, доброту, терпение в ее творческих исканиях, а Мать вновь познает материнское счастье, отходит от страха одиночества, душевных переживаний.
По ходу драматического действия происходят новые сюжетные повороты. Судьба предоставляет Марине еще одну встречу с Виталием (теперь он известный врач, доктор наук), позволяет ей почувствовать себя счастливой женщиной, познать радость материнства. Героиня, на удивление всем, родила крепкого, здорового мальчика, окутала его любовью и добротой. Но прекрасное становится причиной столкновения Виталия (сына) с матерью (Мариной). Автор подвергает молодого героя испытанию; он сталкивается с жестокостью, расчетливостью реальной действительности в противовес с нравственными ценностями, вложенными в него с детства. Несоответствие внутренней цельности и внешнего мира пробуждает в молодом человеке злобу, заставляет его с упреками обратиться к больной матери.
- Сын:
Не безрассудно, нет; понять не трудно,
Ты зря цветам доверилась своим -Серебряным и нежно-голубым.
У жизни черно-белая расцветка,
И даже черная нередко [1. С.198].
Эта сцена, кульминационная в развитии действия, раскрывает напряженный внутренний драматизм в характерах героев. Марина не в силах вынести обиды сына, она душевно надломлена.
Ее смерть заставляет Виталия разобраться в своих душевных колебаниях, сделать правильные умозаключения об извечных нравственных истинах. Путеводителем для Виталия в сложившейся сложной ситуации выступает Автор-герой. Рассуждая о сложности жизненных проблем, множественности решений, он выводит в финал произведения философско-этические обобщения о Красоте, Любви.
- Автор:
Вставай, Виталий, пусть надежда зыбка,
В борьбе твоей оружьем будет скрипка,
Кому-то - кисти, краски, полотно,
А мне - стихи. Как много нам дано!
Народу отдадим последний вздох!
Спаси и сохрани нас, Светлый Бог! [1. С. 217].
Именно эти два начала управляют жизнью, вдохновляют на подвиги и творческие дела, поддерживают в критических ситуациях. Это сильное и страстное утверждение поэзии жизни, которое достигается ценой немалых утрат и разочарований, душевных страданий, легло в идею поэтической драмы А. Ивановой «Храни меня, мой Светлый Бог!»
Характер Марины, центральной героини, неповторимый, полный человеческого обаяния и внутренней силы, раскрыт психологически тонко. Это позволило автору показать свою героиню в процессе душевного развития, что служит основным источником внутреннего динамизма произведения, углубляет его содержание. Марина - личность с возвышенными стремлениями, чувствами и помыслами. А лирико-философские суждения автора представляют гармоничный синтез с душевной энергией Марины, высвечивающий драматическое действие и выразительные портреты героев.
Насыщенный тропами, лирическими фигурами язык героев придает произведению эмоциональную приподнятость, определяет его жанровую специфику. Стих поэтической драмы несет богатство и разнообразие ритмов, которые четко следуют за смыслом и меняются в зависимости от содержания. И авторские ремарки дополняют развитие драматических характеров. А. Иванова, органически соединяя остроту и резкость драматических коллизии с тонким лиризмом, стремится к раскрытию идейного замысла «изнутри», через глубокую передачу каждого человеческого переживания. Именно на этой основе определяются жанрово-композиционные принципы поэтической драмы А. Ивановой «Храни меня, Мой светлый бог!».
Литература и источники
1. Иванова А.П. Так и живет моя душа: стихи, поэма: пер. с мар. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1999. 223 с.
2. Катышева Д.Н. Лиропоэтические структуры в драме. Проблемы сценического воплощения: дис. ... докт. искусствоведения. Л., 1991. 447 с.
ЯКОВЛЕВА ГАЛИНА АНАТОЛЬЕВНА - старший преподаватель кафедры журналистики, Марийский государственный университет, Россия, Йошкар-Ола (galjak_73@mail.ru).
YAKOVLEVA GALINA ANATOLEVNA - senior teacher of Journalism Chair, Mari State University, Russia-Ola, Yoshkar-Ola.