Человек и образование. 2022. №1. С. 07-18.
Научная статья УДК 371.113
doi: 10.54884^181570410020196-0
Современные проблемы общего и профессионального образования
ПОЭТАПНАЯ ПРОЦЕДУРА ПРИМЕНЕНИЯ НОВОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Юлия Михайловна Федорчук1, Андрей Николаевич Кузнецов2*, Ольга Юрьевна Гордашникова3
1,2,з Институт управления образованием Российской академии образования, Москва, Россия
1 [email protected], http://orcid.org 0000-0003-2318-2241
2 * [email protected], http://orcid.org 0000-0003-1573-5491
3 [email protected], http://orcid.org 0000-0002-1476-3960
Аннотация. В статье актуализируется проблематика разработки механизма применения профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)», введенного в действие с 1 марта 2022 года. Значимость представленных результатов научного исследования подтверждается запросом от региональных и муниципальных органов власти в сфере образования и руководителей школ и детских садов, а также неразработанностью данного вопроса в теории управления образовательными системами. В качестве основных методов исследования использован контент-анализ нормативной документации и анализ научных публикаций по проблематике состава профессиональной компетентности и регламентации деятельности руководителя образовательной организации. Методологически и нормативно обоснована обязательность применения рассматриваемого профессионального стандарта. В работе представлена поэтапная процедура внедрения профессионального стандарта в систему кадровой работы на муниципальном и локальном уровнях управления. Рассмотрены квалификационные требования к должности руководителя, к базовому образованию, опыту практической работы, описаны особые условия допуска к работе директора школы. Очерчена правоспособность региональных и муниципальных органов управления в сфере образования, являющихся работодателями для руководителей школ и детских садов, в формировании должностных инструкций, «инвентаризации» кадровых ресурсов на предмет их соответствия квалификационным характеристикам, а также проведения аттестации. Выявлены риски и трудности учредителя при внедрении профессионального стандарта руководителя образовательной организации. Результаты исследования, изложенные в научной статье, могут быть положены в основу разработки регламента применения профессионального стандарта руководителя образовательной организации, а также служить научно-методической основой для проектирования мероприятий по практической реализации профессионального стандарта.
Ключевые слова: профессиональный стандарт, руководитель образовательной организации, квалификационные требования, образовательные треки, директор школы, заведующий детским садом, управление образованием, управление образовательной организацией, аттестация, дополнительная профессиональная подготовка.
Финансирование: Работа выполнена в рамках выполнения государственного задания ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования» (по заказу Министерства просвещения Российской Федерации).
Для цитирования: Федорчук Ю. М., Кузнецов А. Н., Гордашникова О. Ю. Поэтапная процедура применения нового профессионального стандарта руководителя образовательной организации // Человек и образование. 2022. №1. с. 07-18. http:dx.doi.org/10.54884/S181570410020196-0
Modern problems of general and professional education
Original article
GRADUAL PROCEDURE FOR APPLICATION OF THE NEW PROFESSIONAL STANDARD OF AN EDUCATIONAL ORGANIZATION HEAD
Yuliya. M. Fedorchuk1, Andrei N. Kuznetsov2*, Olga Yu. Gordashnikova3
1,2,3 Institute of Education Management of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia 1 [email protected], http://orcid.org 0000-0003-2318-2241 2* [email protected], http://orcid.org 0000-0003-1573-5491 3 [email protected], http://orcid.org 0000-0002-1476-3960
Abstract. The article relates to the problem of the development of a mechanism for the application of the professional standard 'Head of an educational organization (management of a preschool educational organization and a general educational organization)', which was enforced on March 1,2022. The relevance of the presented results of the research is confirmed by the demand from the Russian regional and municipal authorities in the field of education, and the heads of secondary schools and kindergartens; what is more, there is a lack of development of this issue in the theory of management of educational systems. As the key research methods, the content analysis of the normative documentation and the analysis of the research publications on the composition of professional competence and the regulation of the activities of educational organization heads were used. Methodologically and normatively, the mandatory application of the considered professional standard is substantiated. The paper considers a step-by-step procedure of introducing the professional standard into the system of personnel management at the municipal and local levels of school administration. The authors consider the qualification requirements for the position of a school head, the relevant education, practical work experience requirements, alongside with the special conditions for admission to the work of a school head. The legal capacity of the regional and the municipal authorities in the field of education - the ones that act as employers for the heads of schools and kindergartens - is outlined in the context of the development of the standard-appropriate job descriptions, 'inventory' and revelation of the human resources in terms of their compliance with the qualification characteristics. School heads certification is also scrupulously studied. The risks and challenges of the founder in the implementation of the professional standard of the head of the educational organization are identified. The outcomes of the study presented in the present article can be used as the basis for the development of regulations for the application of the professional standard of the head of the educational organization, as well as the scientific and methodological basis for designing other measures for the practical implementation of the professional standard.
Keywords: professional standard, educational organization head, qualification requirements, education tracks, school principal, school management, education management, kindergarten head, attestation, further professional training.
Funding: The article has been prepared as part of the state task of the Federal State Budgetary Scientific Institution «Institute of Education Management of the Russian Academy of Education.» For citation: Fedorchuk Yu. M., Kuznetsov A. N., Gordashnikova O. Yu. Gradual procedure for application of the new professional standard of an educational organization head // Man and education. 2022; (1): pp. 07-18. (In Russ). http://dx.doi.org/10.54884/S181570410020196-0
Введение. Применение профессионального стандарта руководителя образовательной организации тесно связано с проблематикой его разработки. Примечателен
тот факт, что при наличии широкого спектра образовательных организаций приняты только два профессиональных стандарта руководителей: «Руководитель образователь-
ной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией»(далее - Профессиональный стандарт; утвержден 19 апреля 2021 года) и «Руководитель образовательной организации высшего образования» (утвержден 10 марта 2021 года) [1, 2]. Профессиональные стандарты «Руководитель профессиональной образовательной организации» и «Руководитель организации (подразделения) дополнительного профессионального образования» с 2018 года так и остаются на уровне проектов, подлежащих дальнейшему профессионально-общественному обсуждению и доработке.
Стандартизация управленческой деятельности в системе образования является общемировым трендом [3, 4]. В этой связи все страны можно разделить на две категории: крупные федеративные страны, где уже приняты и действуют профессиональные стандарты директоров школ (Великобритания, США, Австралия, Канада и др.) [5], и унитарные страны, где подготовка руководителей сферы образования централизо-
вана, профессиональная деятельность директоров регламентирована, и работа над профессиональными стандартами только начинается (Тайвань, Сингапур, Финляндия и др.) [6, 7]. Таким образом, есть основания считать, что рассматриваемый Профессиональный стандарт был востребован российской системой управления образованием уже давно, но вводится в действие только с 1 марта 2022 года.
Профессиональный стандарт является многофункциональным документом, ориентированным не только на сферу труда, но и на сферу образования (Рис. 1). Посредством этого инструмента работодатели задают образованию ориентир, специалистов какого профиля и какого уровня квалификации необходимо готовить для обеспечения востребованности выпускников в современных социальных и профессиональных условиях. Поэтому все разработанные профессиональные стандарты, утвержденные Минтруда России, в обязательном порядке направляются в Минобрнауки России и Минпросвещения России с целью учета
ПС позволяет:
- выбрать дополнительные профессиональные образовательные программы;
- определить необходимость прохождения процедуры независимой оценки квалификации;
- спланировать обучение и профессиональный рост работника
Положения ПС учитываются при проектировании и профессионально-
общественной аккредитации профессиональных образовательных программ
К «
к к
н о ю й Рч
Образование
к Г
Профессиональный стандарт
Независимая оценка квалификации
к ч и
ч о н о ю Й Рч
ПС применяется для:
- определения трудовых функций работников;
- разработки штатных расписаний и должностных инструкций;
- формирования системы оплаты труда
(в перспективе);
- аттестации работников;
- организации обучения работников;
- независимой оценки квалификации
Рис. 1. Области применения профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации (дошкольной образовательной организации и общеобразовательной организации)».
требований стандартов при формировании ФГОС и примерных образовательных программ.
Методы исследования. Исследование, результаты которого представлены в данной статье, проводилось в 2016-2022 гг. в рамках выполнения государственного задания ФГБНУ «ИУО РАО» по проблематике изучения теоретико-методологических основ профессионального развития руководителей образовательных систем.
В качестве основных методов исследования были использованы:
- контент-анализ нормативной правовой документации федерального и регионального уровней;
- анализ научных публикаций, отражающих результаты российских и зарубежных исследований по проблематике состава профессиональной компетентности и регламентации деятельности руководителей образовательных организаций.
Основные материалы работы прошли апробацию в нескольких формах:
- проектирования профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)» и пояснительной записки к нему;
- профессионально-общественного обсуждения на региональных, всероссийских и международных научно-практических форумах, в том числе в рамках заседаний рабочих групп при Минпросвещения России и Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования;
- внедрения в управленческую практику систем образования разных уровней (посредством консультирования руководителей дошкольных и общеобразовательных организаций, работников органов управления образованием, аспирантов).
Результаты исследования. Применение профессиональных стандартов в трудовой сфере достаточно широкое: в образовательной организации они могут быть востребованы для определения трудовых функций работников, разработки должностных инструкций и штатных расписа-
ний, формирования системы оплаты труда и аттестации работников. Кроме того, положения профессионального стандарта могут использоваться при проведении аттестации работников, организации мероприятий по дополнительному профессиональному образованию работников. Отдельного внимания заслуживает и независимая оценка квалификации.
На сегодняшний день утверждено более 1500 профессиональных стандартов, большинство из которых носят рекомендательный характер. Но некоторые из них обязательны к применению, что регламентируется двумя статьями Трудового кодекса РФ. Так, в соответствии со статьей 57 требования к образованию и опыту практической работы должны соответствовать наименованиям и требованиям, которые указаны в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, в том случае, если, исходя из норм федерального законодательства, с выполнением работ по данным должностям связано предоставление компенсаций, льгот, либо существуют какие-то ограничения [8]. Статья 195.3 регламентирует порядок применения профессиональных стандартов и гласит, что «если <...> федеральными <...> нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, <...> профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями» [8].
В этой связи необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 51 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) кандидаты на должность руководителя образовательной организации должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам. Более того, пунктами 3 и 5 части 5 статьи 47 Федерального закона права и социальные гарантии, предусмотренные для педагогических работников (право на ежегодный ос-
новной удлиненный оплачиваемый отпуск и право на досрочное назначение страховой пенсии по старости)1, предоставляются и руководителям образовательных организаций.
Обязательность применения Профессионального стандарта диктуется и постановлением Правительства Российской Федерации № 584 от 27 июля 2016 г., определившим переход государственных и муниципальных организаций на работу по профессиональным стандартам начиная с 1 января 2020 г. и фактически запустившим процесс замены справочников ЕКС профессиональными стандартами [9].
В соответствии с этим предполагаются изменения в кадровой работе учредителей образовательных организаций, так как Профессиональный стандарт содержит требования к уровню образования, к опыту практической работы и особые условия допуска директора школы и заведующего детским садом к работе.
Одним из важных моментов является вводимая регламентация возможных наименований должностей руководителей: в штатном расписании образовательной организации и в трудовой книжке работника они должны быть указаны в полном соответствии с Профессиональным стандартом. (В противном случае может произойти потеря социальных гарантий / льгот.) В рос-
сийской системе образования закрепляются следующие наименования должностей: «руководитель образовательной организации (директор, заведующий)» (для дошкольной образовательной организации) и «Руководитель образовательной организации (директор, начальник)» (для школы) [1, 10].
Принимая во внимание, что в разделе «Возможные наименования должностей» нет заместителей руководителей образовательных организаций и руководителей структурных подразделений, их должностные обязанности и требования к квалификации могут определяться на основе требований, содержащихся в обобщенных трудовых функциях соответствующих должностей руководителей. Кроме того, есть основания предполагать, что для этих категорий работников будут разработаны отдельные профессиональные стандарты.
В соответствии с Единым квалификационным справочником (ЕКС) и статьей 51 Федерального закона у руководителя образовательной организации предполагалось наличие высшего и дополнительного профессионального образования (Рис. 2).
Обновленные требования к уровню подготовки руководителя образовательной организации и возможные способы их достижения представлены на Рис. 3. Принципиально новым является положение о том, что для руководителей школы и детского
<Ц
8
Я
ев
И
О
СО
ев
Л
Ю
О
<Ц
о
и
о
РЭ
Высшее профессиональное образование по направлениям подготовки "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Управление персоналом"
Высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики
<3
з:
В
соответствии с ЕКС руководителей,
специалистов и служащих
3
Рис. 2. Требования к образованию руководителя в соответствии с ЕКС.
1 См. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.05.2015 № 466 (ред. от 07.04.2017) «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках»; Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «О страховых пенсиях»; Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости»
и
сада задан 7 уровень квалификации, предполагающий наличие образования не ниже магистратуры или специалитета.
Новые требования к опыту практической работы предполагают не менее пяти лет стажа на педагогических и/или руководящих должностях в образовательных организациях. Особые условия допуска к работе включают в себя: отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью; отсутствие ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, развития несовершеннолетних; прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров и прохождение аттестации на соответствие должности.
С управленческой точки зрения важно, что при составлении должностной инструкции рекомендуется исходить не только из положений Профессионального стандарта, являющегося, по сути, типовым описанием должности, но и учитывать специфику деятельности организации, форму собствен-
ности и условия, в которых она работает [9, 11, 12]. При этом определение трудовых функций работников происходит на основе одной или нескольких трудовых функций, регламентированных в Профессиональном стандарте. Применение сразу нескольких обобщённых трудовых функций может быть рекомендовано для описания деятельности руководителя, возглавляющего образовательную организацию, имеющую различные структурные подразделения (например, начальная школа-детский сад или полный образовательный комплекс, включающий подразделения всех уровней общего образования); при этом к руководителю предъявляются более высокие квалификационные требования [9, 12].
Если рассматривать процедуру применения Профессионального стандарта2, представленную на Рис. 4, то первым этапом должно быть формирование соответствующей рабочей группы, в состав которой должны войти руководитель учредителя
s §
и
о эт й Q Ю
О <Ц
о и о эт й м
Высшее педагогическое
образование (магистратура)
Программа профессиональной переподготовки по направлению: экономика, менеджмент, управление персоналом, государственное и муниципальное управление
Высшее педагогическое образование (бакалавриат)
высшее образование (магистратура) в рамках укрупненной группы специальностей и направлений подготовки «Экономика и управление»
Высшее образование (бакалавриат) в рамках укрупненной группы специальностей и направлений подготовки «Экономика и управление»
Высшее педагогическое образование (магистратура)
Высшее образование (специалитет/маги стратура)
Программа профессиональной переподготовки в сфере + образования и педагогических наук
программа профессиональной переподготовки) по одному из направлений: экономика, менеджмент, управление персоналом, государственное и муниципальное управление
Рис. 3. Образовательные треки руководителя образовательной организации.
+
+
+
+
2 В соответствии с «Рекомендациями по применению профессиональных стандартов в организации» (утв. Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации 30 октября 2019 года)
Формирование рабочей группы по применению профессионального стандарта
Анализ соответствия квалификации работников требованиям профессионального стандарта
Наименование должности
Рис. 4. Процедура внедрения Профессионального стандарта.
План - график мероприятий по внедрению профессионального стандарта
Дополнительная подготовка
либо его заместитель, представитель профсоюза, работники юридической службы и кадрового подразделения, представители профессионального сообщества и общественных организаций. Состав рабочей группы определяется приказом учредителя, результаты заседаний оформляются протоколом заседания рабочей группы.
На втором этапе реализуется наиболее важный и самый трудоёмкий процесс - анализ соответствия квалификации работников требованиям Профессионального стандарта. В этой связи в новых условиях особого внимания заслуживают особенности реализации значимого аспекта деятельности работодателя - учредителя образовательной организации -проведения аттестации руководителей школ и детских садов3,4.
Ранее (при применении квалификационных справочников) лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии могли быть назначены на должности так же, как и лица, полностью соответствовавшие требованиям. После введения Профессионального стандарта ситуация меняется: от действующего руководителя или кандидата на должность требуется полное соответствие высоким квалификационным требованиям (см. Рис. 3). В случае неполного соответствия претендент может быть назначен «исполняющим обязанности» (на
3 В соответствии со статьей 51 федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» «<...> Органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, <...> назначают на должность и освобождают от должности руководителей <...> [муниципальных] предприятий и учреждений <.. > в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования».
4 Важно, чтобы и содержание оценочных средств, применяемых в рамках процедуры аттестации, соответствовало содержанию Профессионального стандарта [11, 12].
строго определенный срок) и получить от аттестационной комиссии рекомендации по получению профессионального образования должного уровня и направления.
Учитывая, что любой работодатель заинтересован в том, чтобы его работники, доказавшие свою эффективность и профессиональную надежность, отвечали современным требованиям, предъявляемым к квалификации, при выявлении несоответствия он должен решить задачу по устранению данного несоответствия. Для этого целесообразно сформировать план-график мероприятий по внедрению Профессионального стандарта и в этом документе регламентировать этапы, мероприятия и сроки преодоления намечающегося кадрового кризиса.
Указанный план-график должен составляться с учетом следующих данных:
- информации о квалификационных требованиях к руководителям образовательных организаций, полученной на основе анализа Профессионального стандарта;
- сведений о кадровом составе образовательных организаций и уровне квалификации их действующих руководителей;
- аналитической информации о профессиональных и образовательных дефицитах работников;
- сведений о составе кадрового резерва управления образованием и уровне квалификации «резервистов»;
- информации об имеющихся возможностях (организационных, финансовых и иных) реализации мероприятий по образованию и обучению в установленном законом порядке;
- информации о порядке применения Профессионального стандарта;
- перечня локальных нормативных актов и других документов, в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, подлежащих изменению в связи с введением Профессионального стандарта.
Уровень образования работника, прописанный в Профессиональном стандарте, должен служить ориентиром не только для
работодателя, но и для работника. Результаты ранее проведенных исследований [9, 12] позволяют заключить, что у работников с многолетним и ценным опытом управленческой деятельности в сфере образования, прошедших в конкретной организации все ступени карьерного роста и профессионального развития и успешно справляющихся со своими должностными обязанностями, уровень образования зачастую оказывается ниже требований Профессионального стандарта. В этой ситуации работодатель не обязан сразу после вступления документа в силу (то есть 1 марта 2022 г.) снимать руководителя подведомственной организации с должности или назначать ему внеочередную (внеплановую) аттестацию; вполне допустимо официально предупредить работника о неполном соответствии введенным требованиям и направить его на дополнительную подготовку. При этом за работником сохраняется право оставаться в занимаемой должности и воспользоваться временем до истечения срока действующего трудового договора для того, чтобы достичь требуемого уровня образования. Если же работник не предпринял шагов к ликвидации дефицита своей подготовки, в соответствии со статьей 81 Трудового кодекса Российской Федерации [8] «Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях: <...> 3) несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации».
Возможность участия в финансировании прохождения программ дополнительной профессиональной подготовки определяется работодателем совместно с работником / кандидатом на должность; при этом рекомендуется использовать как личные средства работника или внебюджетные средства образовательной организации, так и средства работодателя.
Работникам государственных и муниципальных органов управления образованием важно учитывать, что их деятельность по внедрению Профессионального стандарта может подвергаться проверкам со стороны
Трудовой инспекции и Роструда. В качестве отчетных документов могут представляться приказы о создании рабочей группы, протоколы ее заседаний, протоколы проведения процедуры соотнесения квалификации работников с квалификациями, прописанными в характеристике обобщенных трудовых функций (в Профессиональном стандарте), протоколы внесения изменений в должностные инструкции работников, документы о направлении работников на дополнительную профессиональную подготовку, документы, связанные с проведением аттестации и др. Следовательно, все действия работодателя должны быть тщательно задокументированы (что, как ожидается, позволит снизить риск возникновения трудовых споров).
Заключение. Данный Профессиональный стандарт в отличие от действующих ЕКС более детально описывает вид профессиональной деятельности и предъявляет более высокие требования к уровню квалификации.
Внедрять Профессиональный стандарт будут в первую очередь работодатели - исполнительные органы государственной власти субъектов РФ в сфере управления образованием и органы местного самоуправления, уполномоченные в сфере образования, которые являются учредителями для государственных и муниципальных образовательных организаций. К их полномочиям и обязанностям в этом контексте можно отнести поэтапное внедрение Профессионального стандарта на основе утвержденного плана и внесение изменений в соответствующие нормативные правовые акты и иные документы, требующие учета положений Профессионального стандарта.
Трудности, с которыми могут столкнуться работодатели в процессе внедрения и применения Профессионального стандарта:
- отсутствие принятых на федеральном или региональном уровне нормативных документов, устанавливающих порядок применения Профессионального стандарта (что может привести к фактической невозможности обосновать позицию любой из
сторон при разрешении трудовых споров);
- социальная напряженность в профессиональной среде руководителей образовательных организаций, опасающихся последствий внедрения Профессионального стандарта;
- увольнение (по собственному желанию) большого количества опытных и эффективных руководителей образовательных организаций в связи с неготовностью к достижению требуемого уровня формальной квалификации;
- необходимость направления работников на программы высшего и дополнительного профессионального образования, подразумевающая изыскание и без того дефицитных ресурсов (организационно-управленческих, экономических и пр.);
- необходимость преодоления кадрового кризиса в муниципальной/региональной системе образования, внезапно возникшего в связи с введением Профессионального стандарта (отсутствие кандидатов, соответствующих новым, более высоким требованиям для замещения должностей руководителей образовательных организаций);
- необходимость изменения системы и увеличения фондов оплаты труда в образовательных организациях (в связи с потребностью в привлечении более квалифицированных специалистов, требующих более высокого уровня получаемых доходов);
- трудности с формулировкой положений должностных инструкций для обеспечения их соответствия содержанию Профессионального стандарта.
На федеральном, региональном, муниципальном и местном уровнях будет проведена соответствующая информационно-разъяснительная и организованная работа, в том числе в форме семинаров, вебинаров, конференций, мастер-классов, экспертных сессий, индивидуальных и групповых консультаций и пр. Все должные ресурсы будут изысканы, и внедрение Профессионального стандарта пройдет с наименьшим ущербом для функционирования российской системы образования. При этом ожидается, что будет сделан серьезный шаг к требуемому на государственном уровне обеспечению
повышения качества среднего образования управления образовательными организа-в нашей стране за счет повышения качества циями.
Список источников
1. Профессиональный стандарт «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)». Режим доступа: https://www.eduprofrb.ru/uploads/documents/docs/prikaz-mintruda-rossii-ot-19_04_2021-n-250n.pdf (дата обращения: 07.02.2022).
2. Профессиональный стандарт «Руководитель образовательной организации высшего образования». Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/603254147 (дата обращения: 07.02.2022).
3. Skobeltsina, K., Beshenkov, S., Kuznetsov, A. Education Systems Management in Critical Situations: Potential Risks of Digitalization. Lecture Notes in Networks and Systems, 2022, Pp. 739-749.
4. Hoffman B. J., et al. Person-Organization Value Congruence: How Transformational Leaders Influence Work Group Effectiveness. The Academy of Management Journal, 54(4), August 2011. Pp. 779-796.
5. Renata, R.; Wardiah, D., Kristiawan, M. The Influence of Headmaster's Supervision and Achievement Motivation on Effective Teachers. International Journal of Scientific & Technology Research, 2018, 7(4). Pp. 44-49.
6. Федорчук Ю.М. Система подготовки руководителей школ: международный аспект // Ученые записки ИУО РАО. 2020. № 3 (75). С. 28-38.
7. Peregrino, Lilia P., et al. School Heads Competence and Qualifications: It's Influence on the School Performance. CiiT International Journal of Data Mining and Knowledge Engineering, Vol 13, No 1, January 2021. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/349211298_ School_Heads_Competence_and_Qualifications_It's_Influence_on_the_School_Performance (дата обращения - 16.02.2022)
8. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 22.11.2021). Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения: 07.02.2022).
9. Fedorchuk, Yu. Professional Standard of a School Principal: Russian and International Experience. Proceedings of the International Conference on the Development of Education in Eurasia (ICDEE 2019). Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Vol. 316. Atlantis Press, 2019. Pp. 102-106.
10. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Режим доступа: https://base.garant.ru/199499/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4d db4c33/ (дата обращения: 07.02.2022).
11. Mukhametzyanova, F.G., et al. Modern Development Strategy of Russian Education. International Journal of Higher Education, 2020, 9(8). Pp. 72-78.
12. Федорчук Ю. М., Кузнецов А.Н., Гордашникова О. Ю. Требования к директору школы: опыт разработки профессионального стандарта руководителя. М.: Институт управления образованием Российской академии образования, 2021. 224 с.
References
1. Ministry of Labour (2021) Professional standard 'Head of an educational organization (management of a preschool educational organization and a general educational organization)'. Available at: https://www.eduprofrb.ru/uploads/documents/docs/prikaz-mintruda-rossiiot-19_04_2021-n-250n.pdf (Accessed: 16 February 2022). (In Russ.).
2. Ministry of Labour (2021) Professional standard 'Head of an educational organization of higher education'. Available at: https://docs.cntd.ru/document/603254147 (Accessed: 16 February 2022) (In Russ.)
3. Skobeltsina, K., Beshenkov, S. and Kuznetsov, A. (2022) Education systems management in critical situations: potential risks of digitalization. Lecture Notes in Networks and Systems, pp. 739-749.
4. Hoffman B. J., et al. (2011) Person-organization value congruence: how transformational leaders influence work group effectiveness. The Academy of Management Journal, 54(4), August, pp. 779-796.
5. Renata, R., Wardiah, D. and Kristiawan, M. (2018) The Influence of headmaster's supervision and achievement motivation on effective teachers. International Journal of Scientific & Technology Research, 7(4), pp. 44-49.
6. Fedorchuk, Yu. (2020) The system of training school leaders: an international aspect. Scientific notes of IUO RAO. No. 3 (75), pp. 28-38 (In Russ.)
7. Peregrino, Lilia P., et al. (2021) School heads competence and qualifications: it's influence on the school performance. CiiT International Journal of Data Mining and Knowledge Engineering, Vol 13, No 1, January. Available at: https://www.researchgate.net/publication/349211298_ School_Heads_Competence_and_Qualifications_It's_Influence_on_the_School_Performance (Accessed: 16 February 2022)
8. State Duma (2001) Labor Code of the Russian Federation. December 30, 2001 N 197-FZ (as amended on November 22, 2021). Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_34683/ (Accessed: 16 February 2022) (In Russ.)
9. Fedorchuk, Yu. (2019) Professional standard of a school principal: Russian and international experience. In: Proceedings of the international conference on the development of education in Eurasia (ICDEE 2019). Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Vol. 316. Atlantis Press, pp. 102-106. (In Russ.)
10. Ministry of Health and Social Development (2010). Qualification characteristics of positions of educational workers. Unified qualification directory of positions of managers, specialists and employees. Available at: https://base.garant.ru/199499/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb 4c33/ (Accessed: 16 February 2022) (In Russ.)
11. Mukhametzyanova, F., et al. (2020) Modern development strategy of Russian education. International Journal of Higher Education, 9(8), pp. 72-78.
12. Fedorchuk, Yu. (2021) Requirements for a school principal: experience in developing a professional standard for a manager. Moscow: Institute of Education Management of RAE (In Russ.)
Статья поступила в редакцию 19.02.2022; одобрена после рецензирования 10.03.2022; принята к публикации 16. 03.2022.
The article was submitted on 19.02.2022; approved after reviewing on 10.03.2022; accepted for publication on 16. 03.2022.
Информация об авторах:
Федорчук Юлия Михайловна
Доктор экономических наук, доцент, главный научный сотрудник Центра управления образовательными системами, ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования»
Кузнецов Андрей Николаевич
Кандидат педагогических наук, доцент, начальник Центра управления образовательными системами, ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования»
Гордашникова Ольга Юрьевна
Доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Центра управления образовательными системами, ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования»
Information about authors:
Fedorchuk Yuliya Mikhailovna
Doctor (Econ), Associate Professor, Chief Researcher, Center for Education System Management, Institute of Education Management of the Russian Academy of Education
Kuznetsov Andrei Nikolayevich
PhD (Educ), Associate Professor, Head of the Center for Education System Management, Institute of Education Management of the Russian Academy of Education
Gordashnikova Olga Yurievna
Doctor (Econ), Professor, Chief Researcher, Center for Education System Management, Institute of Education Management of the Russian Academy of Education
Вклад авторов: все авторы внесли эквивалентный вклад в подготовку публикации
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
The authors declare no conflicts of interests.