<^LL®MUM~J®UrMAL>>#2I26),2(0]9 / PHILOLOGICAL ЮЕШ
аспекты изучения русского языка и литературы / Под ред. А. Маркунаса. Познань, 1998. С.71-76.
4) Лутовинова О. В. Интернет как новая «устно-письменная» система коммуникации // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., 2008. №11(71) С. 58-65.
59
5) Чехов А. П. Степь. История одной поездки. - М.: Наука, 1995. - 55 с.
6) Howe N., Strauss W. Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069. - New York: William Morrow & Company, 1991. - 540 p.
УДК:378
Дятлова Р.И.
Российский технологический университет, Москва, Россия
ПОЭТАПНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ СТРАТЕГИЙ АВТОНОМНОГО ЧТЕНИЯ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ЧТЕНИЯ.
Dyatlova R.I.
Russian Technological University (MIREA), Assistant of Foreign Languages Department
PROFESSIONALLY-ORIENTED TEXTS' AUTONOMOUS READING STRATEGIES BASED ON A
PHASING INTEGRATION APPROACH.
Аннотация
В автономном иноязычном чтении применяются определенные стратегии. Учебные стратегии -это некие вариативные модели поведения студента при осуществлении им учебной деятельности. Формирование стратегий автономного чтения на иностранном языке связано с непосредственным участием студента в ознакомлении, систематизации, тренировке, применении стратегий процессуального опыта. В статье рассматриваются конкретные алгоритмы применения стратегий автономного чтения в профессионально-ориентированном чтении.
Abstract
Certain strategies are applied in autonomous foreign language reading. The formation of strategies for autonomous foreign language reading is associated with direct participation of a student in acquainting, organizing, training, applying strategies ofprocedural experience. The article deals with the specific algorithms of implementation ofprofessionally-oriented texts' autonomous reading strategies based on a phasing integration approach.
Ключевые слова: учебные стратегии, автономное чтение на иностранном языке, конкретная ситуация чтения, смысловые блоки.
Key words: learning strategies, autonomous foreign language reading, a specific reading situation, semantic blocks.
Значительным достижением в методике обучения иностранного языка является разработка стратегий коммуникативного чтения, среди которых были выделены чтение с пониманием основного содержания, с извлечением основной информации (skimming), чтение с выборочным извлечением информации (scanning), чтение с полным пониманием текста (reading for detail) (Берман 1967, Бим 1998, Соловова 2002). [1; 6]
Проанализировав функции учебных стратегий повышения мотивации, независимости обучающегося в учебном процессе, его доли ответственности за свой учебный процесс, возможность переноса стратегий на другие учебные предметы, их использование в течение всей жизни в условиях самообучения, возможность рефлексии своих действий, было заключено, что стратегии всегда являлись составляющим компонентом изучения ИЯ. Их неосознанное применение в школе должно перейти в осмысленное в ходе обучения в вузе. Четкостью формулировок обладает классификация стратегий П.Биммеля и У.Рампильон, которые выделяют стратегии учебные и коммуникативные. Учебные стратегии включают в себя прямые (мнемострате-гии, языковые и текстовые стратегии) и непрямые, косвенные стратегии (регулятивные, аффективные и стратегии социального взаимодействия). [2; 5]
Как правило, выбор учебных стратегий обусловлен причинами, зависящими как от ступени изучения ИЯ и поставленными обучающимися целями, так и от индивидуальных особенностей студентов.
Этап применения стратегий автономного чтения англоязычных текстов во время текстовой деятельности предполагает: 1) чтение вслух (попеременное чтение) (говоря о студентах 1 -2 курсов) 2) чтение с постановкой вопросов 3) чтение с остановками 4) чтение про себя с пометками. Г.Граник, Л.Концевая, С.Бондаренко выявили такие стратегии текстовой деятельности, как: 1) диалог с текстом 2) прогнозирование: восстановление пропущенных слов, строк, дописывание текстов, собирание «рассыпанных» текстов, выдвижение и проверка гипотез 3) выделение главных мыслей текстов, объяснение смысла текстов 4) ответы на вопросы по тексту 5) самостоятельная постановка вопросов к тексту. Предлагаются следующие стратегии послетекстовой деятельности: 1) составление плана 2) самостоятельное составление схем, рисунков, таблиц, опорных схем по текстам 3) пересказ 4) конспект. [3;7]
Стратегии автономного чтения на иностранном языке включают в себя: 1) стратегии преодоления трудностей организации деятельности чтения
PHILOLOGICAL SClENgES /
60
на ИЯ (умение осознать цель/коммуникативную задачу чтения), умения определять тип читаемого текста, умения выбирать вид чтения на основе цели/коммуникативной задачи; умения осуществлять самоконтроль, самокоррекцию, рефлексивную самооценку процесса чтения и его результатов 2) стратегии преодоления языковых трудностей а) лексических: умение «игнорировать» незнакомую лексику, не влияющую на понимание основного содержания текста; умение языковой догадки на основе сходства с родным языком, языком-посредником; умения языковой догадки на основе знания способов словообразования; умение контекстуальной догадки б) грамматических: умение ориентироваться в грамматической структуре предложения; умение распознавать синтаксические и морфологические связи в иноязычном тексте 3) стратегии преодоления предметно-логических трудностей: умение определять тему и прогнозировать содержание текста по сильным позициям (заголовок, подзаголовок, иллюстративный ряд, начало и конец текста, тематические слова); умение выделять в тексте единицы информации; умение определять логические отношения между элементами текста и последовательность развития событий с опорой на лингвистические и смысловые связующие компоненты; умение делить текст на смысловые части; умение интерпретации 4) стратегии преодоления социокультурных трудностей: умение извлекать из текста социокультурную информацию; умение определять в тексте национально-маркированную лексику; умение пользоваться лексикографическими источниками для определения значений национально-маркированной лексики 5) стратегии преодоления общеучебных трудностей: умение пользоваться приемами рациональной записи и составлять опоры при чтении; умение пользоваться словарями, комментариями, справочной литературой; умение пополнять словарный запас (выписывать слова для активного использования, составлять тематические списки лексики); умение выполнять наиболее распространенные виды текстовых заданий. [4; 66]
Приведем конкретные примеры использования стратегий автономного чтения студентами. Пример работы со стратегией «Мозговой штурм». Студент приступает к работе, самостоятельно сформулировав вопросы для мозгового штурма. Например: «What associates with the title «Pros and Cons of Regional Integration in the EU?»» Примерные ответы студентов: Regional integration arrangements, international commerce, high-income countries, developing countries, trade diversion. После этого, студенты приступают к прочтению первого и последнего параграфа текста для проверки своих предположений. В ходе этой работы выявляются блоки, содержащие минимальное количество лексических
единиц, те, которые требуют дальнейшей классификации и т.д. По итогам применения данной стратегии студент может выявить пробелы в фоновых и лексических знаниях. На следующем этапе студент применяет стратегию «Обзор словаря». В контексте данной работы она сводится к восполнению ранее выявленных пробелов. Обратимся к ранее упомянутому тексту «Pros and Cons of Regional Integration in the EU». Студенту удалось выявить тематические блоки, входящие в данную тему, однако из-за нехватки фоновых знаний, ему не удалось обозначить определенные логические цепочки и заполнить выявленные кластеры. Применяя стратегию «Обзор словаря», студент обращается к справочным источникам с целью восполнить те пробелы, которые были выявлены на предыдущем этапе. В результате он заполняет все пробелы, а в случае первоначального недопонимания устраняет другие недочеты в своей работе (например, по-другому группирует лексику, объединяет ее в смысловые блоки и т.д.) Алгоритм работы со стратегией «Обзор словаря»: 1) студент выписывает лексические единицы по ранее выявленным смысловым блокам 2) группирует их по частям речи 3) восполняет отсутствующие части речи одной и той же лексической единицы на основе остаточных знаний 4) проверяет или дополняет список с помощью словаря.
Реализация стратегий автономного чтения представляет собой комплексный процесс, учитывающий конкретную ситуацию чтения. Отдельные умения могут использоваться как одновременно, так и последовательно. Таким образом, механизм функционирования стратегий автономного чтения предполагает определенную свободу выбора студентом модели поведения во время чтения. Это, прежде всего, связано с анализом имеющихся умений, принятием самостоятельного решения в зависимости от конкретной цели чтения.
Литература:
1.Михайлова Н.Г. «Формирование познавательных стратегий в процесс чтения иноязычных научно-учебных текстов»//Дисс.канд.пед.наук: 13.00.02.-Тамбов, 2008.-6 с.
2.Терновых Т.Ю. «Методика формирования стратегий автономной учебной деятельности у студентов - первокурсников в работе с иноязычным текстом»//Дисс.канд.пед.наук, Москва, 2007.- 5 с.
3.Сапа А.В. «Формирование основ смыслового чтения в рамках реализации ФГОС основного общего образования»//А.В.Сапа, Педагогическая мастерская: Профессиональная компетентность, № 10 (34) октябрь, 2014.- 7с.
4.Трофимова И.Д. «Методика формирования стратегий автономного чтения у студентов языкового вуза»//И.Д.Трофимова/Автореферат дисс.канд.пед.наук, Улан-Удэ, 2003. - 66 с.