Научная статья на тему '«Поэт. . . средство существования языка»: урок-конференция по нобелевской лекции И. Бродского'

«Поэт. . . средство существования языка»: урок-конференция по нобелевской лекции И. Бродского Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
759
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО САМОСОЗНАНИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ АНАЛИТИЧЕСКОГО ЧТЕНИЯ / ЦЕННОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / READER'S COMPETENCE / SHAPING A READER'S SELF-AWARENESS / ANALYTICAL READING TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Терентьева Нина Павловна

В статье рассматривается важность изучения старшеклассниками Нобелевской лекции Бродского как возможность диалога с выдаюшимся поэтом о значении литературы; предлагается продуманная система вопросов и заданий, предваряющих аналитическое чтение Лекции. Полученные результаты обсуждаются в плане ценностного самоопределения учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Poet as a tool of language: lesson-conference on Joseph Brodsky's Nobel lecture

The article emphasizes the significance of teaching senior school students Joseph Brodsky's Nobel lecture as it gives them an opportunity to discuss the importance of literature with the outstanding poet; the author gives a paradigm of questions and tasks to precede the analytical reading of the lecture. The results are discussed in view of encouraging students to shape their values.

Текст научной работы на тему ««Поэт. . . средство существования языка»: урок-конференция по нобелевской лекции И. Бродского»

ИДЕТ УРОК

Н.П. Терентьева

«ПОЭТ ... СРЕДСТВО СУЩЕСТВОВАНИЯ ЯЗЫКА»:

УРОК-КОНФЕРЕНЦИЯ ПО НОБЕЛЕВСКОЙ ЛЕКЦИИ И. БРОДСКОГО

Творчество И.А. Бродского представлено в школьной программе по литературе лирикой. Не менее важно открыть старшеклассникам Бродского-эссеиста, прозаика. О значимости этой стороны творчества Бродского свидетельствует его признание себя русским поэтом и английским эссеистом. Нобелевская лекция - высокий образец эссеистиче-ского мастерства писателя. Она выражает взгляд поэта на природу поэзии, назначение поэтического творчества. Эго произведение заявлено для изучения лишь в программе под редакцией В.Г. Маранц-мана (раздел «Внеклассное чтение»).

Трудно представить школьный обзор жизни и творчества И. Бродского без цитирования фрагментов лекции. Вместе с тем максимально эффективным прочтение нобелевской лекции в 11 классе будет в том случае, если читатели-школьники вступят в диалог с поэтом, а тон, пафос и стиль лекции располагают к такому диалогу. «Нобелевскую лекцию <...> он написал с предельной серьезностью, постаравшись в самой сжатой форме изложить в ней свое кредо. В отличие от мозаичного стиля большинства его эссе, где отдельные мысли и импрессионистические наблюдения сталкиваются, заставляя воображение читателя работать в одном направлении с воображением автора, в нобелевской лекции есть две отчетливо сформулированные темы, и они развиты последовательно. Это темы, знакомые нам из всего предшествующего творчества Бродского, но здесь они изложены с особой решительностью: сначала он говорит об антропологическом значении искусства, а затем о примате языка в поэтическом творчестве» [Лосев 2006: 194-195].

Философская глубина, поэтический онтологизм Нобелевской лекции дают повод вывести этот текст за пределы изучения монографической темы «И.А. Бродский». Смысл обращения к ней на заключительном этапе школьного курса литературы состоит в том, чтобы, обобщая, помочь ученикам осмыслить феномен художественной литературы как синтез времени и вечности, традиционной и современной культуры, осознать свой читательский опыт, характер своих взаимоотношений с литературой. Читательская компетентность в условиях информационного общества сопряжена с сознательным выбором личностью как источников информации, текстов культуры, так и способов работы с нею, выстраиванием ценностной иерархии культурных текстов. В современной социокультурной ситуации формирование читательского самосознания становится одной из необходимых целей литературного образования школьников. Таким образом, целью чтения Нобелевской лекции И.А. Бродского на одном из заключительных уроков в 11 классе стано-

вится диалог с поэтом об «антропологическом значении» литературы, которому сопутствует ценностно-смысловое самоопределение читателей - выпускников школы.

Творческий импульс активному диалогу на уроке-конференции даст использование приемов технологии чтения и письма для развития критического мышления. Индуктором на стадии вызова может быть фамилия Нобель.

- Какие ассоциации выгзыгвает у вас эта фамилия?

Альфред Нобель - фигура известная во всем мире. Великий химик-экспериментатор, предприниматель, бизнесмен, оставивший заметный след в истории экономики России, изобретатель динамита, один из богатейших людей планеты своего времени, сегодня известен не только благодаря перечисленным характеристикам. Неизбежно речь пойдет о завещании Альфреда Нобеля, об учреждении Нобелевской премии - одной из самых престижных, которой отмечаются люди, внесшие наибольший вклад в процветание человечества. В их числе и писатели, которые, по мысли Нобеля, создадут выдающиеся произведения «идеалистической направленности».

- В чем, по-вашему, может проявляться «идеалистическая направленность» литературыг? Запишите.

Предложим назвать русских писателей, отмеченных нобелевской премией. Среди них наш современник - И.А. Бродский.

Сообщим о традиции открытых лекций нобелевских лауреатов в дни, предшествующие вручению премии. Нобелевская неделя в Стокгольме проходит с 7 по 12 декабря. Ее кульминация - 10 декабря, когда происходит вручение премий Королем Швеции в Концертхусет. 11 декабря в Сити холле проводится большой Королевский Банкет в честь лауреатов.

В предшествующие дни Нобелевские лауреаты поочередно выступают с открытыми лекциями. Прийти на них может каждый, что и происходит. В аудитории можно заметить не только заинтересованных слушателей, но и студентов, просто скучающих людей. Лекция продолжается сорок минут в свободном жанре. Лауреаты, как правило, этим пользуются, и жанровое разнообразие достаточно широко - от личностных воспоминаний о своем детстве и трудном пути к Олимпу до сухих отстраненных формулировок, сопровождаемых графиками.

- Как вы думаете, о чем мог говорить в своей лекции И. Бродский?

- Ответыг на какие вопросы! выг предполагаете найти в ней? Запишите эти вопросы.

Итак, для писателя Нобелевская лекция - это ответственный повод сформулировать свое творческое кредо, свой символ веры - взгляд на социум, историю, человека, главное - на назначение искусства.

Следующий этап урока - аналитическое чтение с карандашом текста лекции И.А. Бродского. Учитывая временные рамки занятия, даем текст с некоторыми сокращениями, сопроводив его заданием для самостоятельной работы.

- Читая нобелевскую лекцию И. Бродского, выделите в ней мыгсли, выгсказыгвания, интересныге, важныге для вас. Возможно, в лекции есть утверждения, с которыжи выг хотели быг поспорить. Выг-пишите из выгделенныгх вами 1-2 цитатыг, над кото-рыгми вам хотелось быг поразмыгшлять. Прокомментируйте их в двухчастном читательском дневнике, опираясь на свой читательский и жизненным опыт.

После выполнения задания просим учеников зачитать по кругу одну, самую важную из выписанных ими цитат. В «круг чтения», по нашему наблюдению, выделены такие суждения поэта:

- «Если искусство чему-то и учит (и художника - в первую голову), то именно частности человеческого существования».

- «Произведения искусства, литературы в особенности и стихотворение в частности обращаются к человеку тет-а-тет, вступая с ним в прямые, без посредников, отношения».

- «Всякая новая эстетическая реальность уточняет для человека реальность этическую».

- «Чем богаче эстетический опыт индивидуума, чем тверже его вкус, тем четче его нравственный выбор, тем он свободнее - хотя, возможно, и не счастливее».

- «В истории нашего вида, в истории «сапиен-са», книга - феномен антропологический, аналогичный по сути изобретению колеса. Возникшая для того, чтоб дать нам представление не столько о наших истоках, сколько о том, на что «сапиенс» этот способен, книга является средством перемещения в пространстве опыта со скоростью переворачиваемой страницы».

- «Мне думается, что потенциального властителя наших судеб следовало бы спрашивать прежде всего не о том, как он представляет себе курс иностранной политики, а о том, как он относится к Стендалю, Диккенсу, Достоевскому».

- «Пишущий стихотворение пишет его прежде всего потому, что стихотворение - колоссальный ускоритель сознания, мышления, мироощущения».

Как видим, для учащихся 11 класса как актуальные обозначены важные эстетические, мировоззренческие проблемы: назначение искусства, поэзия как уникальный способ познания мира, зависимость поэта от языка, диалог писателя и читателя, искусство и нравственность, искусство и политика, которые, безусловно, становятся предметом не только осмысления, но и ценностного самоопределения.

Ученики, выбравшие одинаковые микротемы и, соответственно, цитаты, объединяются в группы и обсуждают написанные ранее комментарии. Самый убедительный зачитывается.

Смысловую доминанту конференции определяет диалог об антропологической сущности литературы и ее способности влиять на мир человека и его природу. Чтобы побудить старшеклассников к ценностному самоопределению, в качестве итоговой предлагаем тему для размышлений:

- Почему И. Бродский утверждает, что «существует преступление более тяжкое - пренебрежение книгами, их не-чтение»? Разделяете ли выг это мнение?

Ответы зачитываются. Они могут дать повод для диспута. Лекция И. Бродского, наполненная мощной духовной энергетикой, усиливает у читате-лей-школьников ощущение «живого знания» о литературе, нравственно-философского осмысления значимости чтения как в личностном, так и в социальном аспектах.

Конференцию завершает рефлексия.

- Нашли ли выг в Нобелевской лекции ответыг на вопросыг, записанныге в начале занятия? Убедительны ли они для вас?

- Появились ли у вас новые аргументы в пользу чтения художественной литературы ?

- Какие новые вопросы возникли при чтении лекции И. Бродского?

На этом этапе происходит целостное осмысление и обобщение полученной информации, осознание обогащения собственного понимания проблемы и вместе с тем рождаются ощущение «открытого финала» читательской деятельности и установка на ее продолжение за пределами школы и уроков литературы.

Литература:

1. Бродский И.А. Нобелевская лекция. - Режим доступа: http://lib.ru/BRODSKU 1еЛ.М.

2. Лосев Л.В. Иосиф Бродский: опыт литературной биографии // Звезда. - 2006. - № 9. - С. 194-195.

3. Фирсов В.Р. Нобелевская неделя в Стокгольме. -Режим доступа: http://www.nr1.ru/tus/071204.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.