ИДЕТ УРОК
Н.П. Терентьева
«ПОЭТ ... СРЕДСТВО СУЩЕСТВОВАНИЯ ЯЗЫКА»:
УРОК-КОНФЕРЕНЦИЯ ПО НОБЕЛЕВСКОЙ ЛЕКЦИИ И. БРОДСКОГО
Творчество И.А. Бродского представлено в школьной программе по литературе лирикой. Не менее важно открыть старшеклассникам Бродского-эссеиста, прозаика. О значимости этой стороны творчества Бродского свидетельствует его признание себя русским поэтом и английским эссеистом. Нобелевская лекция - высокий образец эссеистиче-ского мастерства писателя. Она выражает взгляд поэта на природу поэзии, назначение поэтического творчества. Эго произведение заявлено для изучения лишь в программе под редакцией В.Г. Маранц-мана (раздел «Внеклассное чтение»).
Трудно представить школьный обзор жизни и творчества И. Бродского без цитирования фрагментов лекции. Вместе с тем максимально эффективным прочтение нобелевской лекции в 11 классе будет в том случае, если читатели-школьники вступят в диалог с поэтом, а тон, пафос и стиль лекции располагают к такому диалогу. «Нобелевскую лекцию <...> он написал с предельной серьезностью, постаравшись в самой сжатой форме изложить в ней свое кредо. В отличие от мозаичного стиля большинства его эссе, где отдельные мысли и импрессионистические наблюдения сталкиваются, заставляя воображение читателя работать в одном направлении с воображением автора, в нобелевской лекции есть две отчетливо сформулированные темы, и они развиты последовательно. Это темы, знакомые нам из всего предшествующего творчества Бродского, но здесь они изложены с особой решительностью: сначала он говорит об антропологическом значении искусства, а затем о примате языка в поэтическом творчестве» [Лосев 2006: 194-195].
Философская глубина, поэтический онтологизм Нобелевской лекции дают повод вывести этот текст за пределы изучения монографической темы «И.А. Бродский». Смысл обращения к ней на заключительном этапе школьного курса литературы состоит в том, чтобы, обобщая, помочь ученикам осмыслить феномен художественной литературы как синтез времени и вечности, традиционной и современной культуры, осознать свой читательский опыт, характер своих взаимоотношений с литературой. Читательская компетентность в условиях информационного общества сопряжена с сознательным выбором личностью как источников информации, текстов культуры, так и способов работы с нею, выстраиванием ценностной иерархии культурных текстов. В современной социокультурной ситуации формирование читательского самосознания становится одной из необходимых целей литературного образования школьников. Таким образом, целью чтения Нобелевской лекции И.А. Бродского на одном из заключительных уроков в 11 классе стано-
вится диалог с поэтом об «антропологическом значении» литературы, которому сопутствует ценностно-смысловое самоопределение читателей - выпускников школы.
Творческий импульс активному диалогу на уроке-конференции даст использование приемов технологии чтения и письма для развития критического мышления. Индуктором на стадии вызова может быть фамилия Нобель.
- Какие ассоциации выгзыгвает у вас эта фамилия?
Альфред Нобель - фигура известная во всем мире. Великий химик-экспериментатор, предприниматель, бизнесмен, оставивший заметный след в истории экономики России, изобретатель динамита, один из богатейших людей планеты своего времени, сегодня известен не только благодаря перечисленным характеристикам. Неизбежно речь пойдет о завещании Альфреда Нобеля, об учреждении Нобелевской премии - одной из самых престижных, которой отмечаются люди, внесшие наибольший вклад в процветание человечества. В их числе и писатели, которые, по мысли Нобеля, создадут выдающиеся произведения «идеалистической направленности».
- В чем, по-вашему, может проявляться «идеалистическая направленность» литературыг? Запишите.
Предложим назвать русских писателей, отмеченных нобелевской премией. Среди них наш современник - И.А. Бродский.
Сообщим о традиции открытых лекций нобелевских лауреатов в дни, предшествующие вручению премии. Нобелевская неделя в Стокгольме проходит с 7 по 12 декабря. Ее кульминация - 10 декабря, когда происходит вручение премий Королем Швеции в Концертхусет. 11 декабря в Сити холле проводится большой Королевский Банкет в честь лауреатов.
В предшествующие дни Нобелевские лауреаты поочередно выступают с открытыми лекциями. Прийти на них может каждый, что и происходит. В аудитории можно заметить не только заинтересованных слушателей, но и студентов, просто скучающих людей. Лекция продолжается сорок минут в свободном жанре. Лауреаты, как правило, этим пользуются, и жанровое разнообразие достаточно широко - от личностных воспоминаний о своем детстве и трудном пути к Олимпу до сухих отстраненных формулировок, сопровождаемых графиками.
- Как вы думаете, о чем мог говорить в своей лекции И. Бродский?
- Ответыг на какие вопросы! выг предполагаете найти в ней? Запишите эти вопросы.
Итак, для писателя Нобелевская лекция - это ответственный повод сформулировать свое творческое кредо, свой символ веры - взгляд на социум, историю, человека, главное - на назначение искусства.
Следующий этап урока - аналитическое чтение с карандашом текста лекции И.А. Бродского. Учитывая временные рамки занятия, даем текст с некоторыми сокращениями, сопроводив его заданием для самостоятельной работы.
- Читая нобелевскую лекцию И. Бродского, выделите в ней мыгсли, выгсказыгвания, интересныге, важныге для вас. Возможно, в лекции есть утверждения, с которыжи выг хотели быг поспорить. Выг-пишите из выгделенныгх вами 1-2 цитатыг, над кото-рыгми вам хотелось быг поразмыгшлять. Прокомментируйте их в двухчастном читательском дневнике, опираясь на свой читательский и жизненным опыт.
После выполнения задания просим учеников зачитать по кругу одну, самую важную из выписанных ими цитат. В «круг чтения», по нашему наблюдению, выделены такие суждения поэта:
- «Если искусство чему-то и учит (и художника - в первую голову), то именно частности человеческого существования».
- «Произведения искусства, литературы в особенности и стихотворение в частности обращаются к человеку тет-а-тет, вступая с ним в прямые, без посредников, отношения».
- «Всякая новая эстетическая реальность уточняет для человека реальность этическую».
- «Чем богаче эстетический опыт индивидуума, чем тверже его вкус, тем четче его нравственный выбор, тем он свободнее - хотя, возможно, и не счастливее».
- «В истории нашего вида, в истории «сапиен-са», книга - феномен антропологический, аналогичный по сути изобретению колеса. Возникшая для того, чтоб дать нам представление не столько о наших истоках, сколько о том, на что «сапиенс» этот способен, книга является средством перемещения в пространстве опыта со скоростью переворачиваемой страницы».
- «Мне думается, что потенциального властителя наших судеб следовало бы спрашивать прежде всего не о том, как он представляет себе курс иностранной политики, а о том, как он относится к Стендалю, Диккенсу, Достоевскому».
- «Пишущий стихотворение пишет его прежде всего потому, что стихотворение - колоссальный ускоритель сознания, мышления, мироощущения».
Как видим, для учащихся 11 класса как актуальные обозначены важные эстетические, мировоззренческие проблемы: назначение искусства, поэзия как уникальный способ познания мира, зависимость поэта от языка, диалог писателя и читателя, искусство и нравственность, искусство и политика, которые, безусловно, становятся предметом не только осмысления, но и ценностного самоопределения.
Ученики, выбравшие одинаковые микротемы и, соответственно, цитаты, объединяются в группы и обсуждают написанные ранее комментарии. Самый убедительный зачитывается.
Смысловую доминанту конференции определяет диалог об антропологической сущности литературы и ее способности влиять на мир человека и его природу. Чтобы побудить старшеклассников к ценностному самоопределению, в качестве итоговой предлагаем тему для размышлений:
- Почему И. Бродский утверждает, что «существует преступление более тяжкое - пренебрежение книгами, их не-чтение»? Разделяете ли выг это мнение?
Ответы зачитываются. Они могут дать повод для диспута. Лекция И. Бродского, наполненная мощной духовной энергетикой, усиливает у читате-лей-школьников ощущение «живого знания» о литературе, нравственно-философского осмысления значимости чтения как в личностном, так и в социальном аспектах.
Конференцию завершает рефлексия.
- Нашли ли выг в Нобелевской лекции ответыг на вопросыг, записанныге в начале занятия? Убедительны ли они для вас?
- Появились ли у вас новые аргументы в пользу чтения художественной литературы ?
- Какие новые вопросы возникли при чтении лекции И. Бродского?
На этом этапе происходит целостное осмысление и обобщение полученной информации, осознание обогащения собственного понимания проблемы и вместе с тем рождаются ощущение «открытого финала» читательской деятельности и установка на ее продолжение за пределами школы и уроков литературы.
Литература:
1. Бродский И.А. Нобелевская лекция. - Режим доступа: http://lib.ru/BRODSKU 1еЛ.М.
2. Лосев Л.В. Иосиф Бродский: опыт литературной биографии // Звезда. - 2006. - № 9. - С. 194-195.
3. Фирсов В.Р. Нобелевская неделя в Стокгольме. -Режим доступа: http://www.nr1.ru/tus/071204.