Научная статья
УДК: 902/904(32^008(32)
https://doi.org/10.52883/2619-0214-2023-6-3-268-275
ПОЭМА КУЛ ГАЛИ «СКАЗАНИЕ О ЙУСУФЕ» КАК ОБЪЕКТ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Александр Петрович Федяев
Казанская государственная консерватория имени Н.Г. Жиганова, Казань, Россия
Римма Хабиповна Федяева
Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казань, Россия, fedyaeva.rimma@mail.ru
Аннотация. Обосновано, что «культурные модели роста» являются основной единицей исторического процесса и регулярно повторяются в различных цивилизациях и культурах. Установлено, что Йусуф был исторической личностью и царём Древнего Египта при фараонах гиксоской династии. Раскрыты неизвестные имена правителей Египта - Рейана и Кытфира. Выявлено, что в образах Йусуфа и Зулейхи отразились черты фараона Эхнатона и его супруги Нефертити. Высказано предположение о возможности найти нетронутое захоронение фараона Эхнатона. Доказано, что истоки самосознания татарского этноса находятся в глубине веков и связаны с историей Древнего Египта.
Ключевые слова: предосевое время, культурно-историческая целостность, Булгария, Древний Египет, архетипы татарской культуры
Для цитирования: Федяев А.П., Федяева Р.Х. Поэма Кул Гали «Сказание о Йусуфе» как объект культурологического анализа II Наследие и современность. 2023. Т. 6. № 3. С. 268-275. https://doi.org/10.52883/2619-0214-2023-6-3-268-275.
Original article Historical Sciences
https://doi.org/i0.52883/26i9-02i4-2023-6-3-268-275
POEM BY KUL GALI "THE LEGEND OF YUSUF" AS AN OBJECT OF CULTUROLOGICAL ANALYSIS
Alexandеr P. Fedyaev
N.G. Zhiganov Kazan State Conservatory, Kazan, Russia Rimma Kh. Fedyaeva
Kazan National Research Technological University, Kazan, Russia, fedyaeva.rimma@mail.ru
Abstract. This article justifies that "cultural models of growth" are the main unit of the historical process and are regularly repeated in various civilizations and cultures. It is found out, that Yusuf was a historical person and King of Ancient Egypt during the rule of the
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.
© Федяев А.П., Федяева Р.Х., 2023 © Наследие и современность, 2023
ISSN 2619-0214 (Print)
268
Hyksos dynasty pharaohs. The unknown names of the rulers of Egypt - Reyan and Kytfir - are discovered. It was also revealed, that the images of Yusuf and Zuleikha reflected the features of Pharaoh Akhenaten and his wife Nefertiti. It has been suggested that it is possible to find the untouched burial of Pharaoh Akhenaten. It has been proven that the origins of self-awareness of the Tatar ethnic group lay in the depths of centuries and are associated with the history of Ancient Egypt.
Keywords: pre-axial time, cultural and historical integrity, Bulgaria, Ancient Egypt, archetypes of Tatar culture
For citation: Fedyaev A.P., Fedyaeva R.Kh. Poem by Kul Gali "The Legend of Yusuf' as an object of cultural analysis. Nasledie i sovremennost' = Heritage and Modern Times. 2023;6(3):268-275. (In Russ.). https://doi.org/10.52883/2619-0214-2023-6-3-268-275
«Хочу в стихах поведать я о том, Как очутился он в краю чужом И как в Египте сделался царём — Внимая, разумейте, что пою...»
Кул Гали. «Сказание о Йусуфе»
Актуальность темы
Известно, что в поэме Кул Гали описаны события, произошедшие в Древнем Египте, и которые, казалось бы, не связаны с нашей современной реальностью. Но на самом деле это не так. Существует прочная, хотя и не видимая, связь тех далёких событий с ныне живущими людьми. Так, например, сегодня сотни миллионов представителей монотеистических религий (ислама, христианства и т. д.) в своих ежедневных молитвах произносят слово «аминь» (греч. - верую, твёрдо, да будет так), не задумываясь о том, что оно восходит к имени Амона (верховного бога египетского пантеона во времена XVIII династии фараонов) и что оно через религию древних израильтян давно и прочно вошло в наш ежедневный обиход.
Далее, туристы, посещающие Санкт-Петербург, уже в течение полутора веков могут наблюдать на набережной Невы привезённых из Египта сфинксов, изображающих Аменхотепа III - отца фараона Эхнатона (создателя не библейской «солнечной» версии монотеизма, сведения о которой сохранились в Библии (Пс. 103) и Коране (27:22-24)). А многочисленные туристы, посещающие Египет, повсеместно могут наблюдать образ супруги Эхнатона - Нефертити, ставшей в XX в. символом вечной женственности, гармонии, красоты и утончённости.
И, наконец, глобальный кризис классической культуры (возникшей в середине первого тысячелетия до н.э. на просторах Египта, Индии, Китая и т.д.), и наступление в конце XX в. Культуры постмодернизма
© Fedyaev A.P., Fedyaeva R.Kh., 2023 © Heritage and Modern Times, 2023
заставляет нас вернуться в доосевое время и попытаться найти там ответы на волнующие нас сегодня проблемы.
Можно высказать следующую гипотезу: вполне возможно, что в поэме Кул Гали содержатся неизвестные науке личности, события и факты, необходимые для анализа современных проблем. Поэтому целью исследования должно стать установление связи между духовными смыслами Древнего Египта и современной реальностью. Следовательно, основные задачи исследования должны предполагать: 1) сопоставление и анализ имеющихся данных (библейских, коранических, современных); 2) формирование новых научных представление о событиях прошлого и их проекция на события настоящего.
Теоретико-методологическое обоснование исследования
Мы исходим из базового тезиса, что история - это духовная форма, в которой культура отдаёт себе отчёт о своём прошлом (по утверждению Й. Хёйзинга). Следовательно, основное внимание в работе было уделено не столько анализу отдельных событий или личностей, сколько пониманию духовных смыслов той далёкой эпохи. Поэтому можно было предположить, что решающее значение для истории Древнего Египта, Булгарского царства (XIII в. н.э.) и современного общества имеет проблема становления монотеизма как основы всего нравственного прогресса человечества.
В этой связи нами были использованы концепции «двух дыханий» К. Ясперса, социо-культурной динамики П. Сорокина, культурно-исторической целостности А. Крёбера. В процессе исследования применялись сопоставительный анализ, биографический и герменевтический методы, метод диалогического анализа текста М. Бахтина и плотного описания (интерпретации) К. Гирца, принцип фрактального анализа.
История вопроса
Кул Гали (1183-1236) - выдающийся поэт, мыслитель, гуманист и всесторонне образованный человек — написал поэму «Кысса-и Йусуф» в 1212 г. Данное произведение является шедевром мировой культуры и имеет такое же значение для татарского народа, как «Слово о полку Игореве» для русской, или «Илиада» Гомера для греческой культуры. Но почему поэтом был выбран в качестве главного героя произведения именно Йусуф и кем на самом деле он является?
Образ Йусуфа-Прекрасного широко освещался в Библии (книга Бытия, главы 37-50) и Коране (Сура 12). В этих источниках о нём говорится следующее. Юсуф с детства отличавшийся внешностью и пророческими качествами, был продан в рабство своими родными братьями в Египет; там
он попал по ложному обвинению в тюрьму; был выпущен на свободу благодаря истолкованному им сну египетского фараона о тучных и тощих коровах (благодаря чему египтяне узнали о грядущих урожайных и неурожайных семи годах); затем был назначен на должность второго человека в государстве после фараона (благодаря чему страна стала процветать). В этой должности Йусуф был ярым сторонником монотеизма (в то время как всё население Египта исповедовало политеизм). После смерти в возрасте 110 лет был похоронен в Египте с царской роскошью; но затем через несколько веков его останки были вывезены израильтянами во главе с Моисеем в Палестину.
Естественно, что такая личность ещё в древности стала излюбленным сюжетом древневосточных легенд и сказаний. Так, например, ирано-таджикский поэт Фирдоуси (X-XI вв.) в поэме «Шахнаме» вывел образ Юсуфа, но основное внимание уделил его любви к красавице Зулейхе. В начале XII в. гератский шейх Абдаллах Ансари на основании множества легенд и сказок о событиях в Древнем Египте написал фундаментальный исторический труд. А на его основе Кул Гали создал свою известную поэму, где образ библейского пророка был раскрыт уже как «народного царя», заботящегося о своём народе как о своей семье.
Данная поэма сыграла особую роль в жизни татарского этноса. О её важности говорят следующие факты: даже в XIX веке, только в Казани, она переиздавалась 8о раз. А уже в XX веке образ Юсуфа и Зулейхи многократно использовался в татарском национальном театре и даже один спектакль был выдвинут на соискание государственной премии РФ. Всё это говорит о том, что в этом эпосе раскрыты архетипы национальной культуры, и что он соответствует духовно-нравственным идеалам народа.
Исторические исследования Л. Вулли, В. Олбрайта, Г. Райта и др. подтверждают возможность реального существования такого персонажа, как Юсуф. Археологические раскопки свидетельствуют, что в XIX в. до н.э. в Палестину и Египет начался наплыв семитских племён из г. Ура Халдейского и Месопотамии. А в середине XVIII до н.э. децентрализованный Египет на 110 лет был захвачен гиксосами («хекау-хасут», т.е. «цари-пастухи»), родственными еврейским племенам, которые использовали своих более образованных собратьев для управления многочисленным египетским населением.
Из найденных текстов стало известно, что в это время в Египте случился сильный голод, но благодаря накопленным запасам зерна фараон скупил все мелкие земляные наделы и стал главным землевладельцем. Было также установлено, что древние египтяне использовали должности, которые получил Иосиф в доме фараона Потифара (хлебодар, виночерпий), а также придавали особый смысл снам и гаданиям. На этом основании ученые делают вывод, что такой человек как Иосиф мог действительно существовать.
Исследователей всегда волновали следующие вопросы: каким образом еврейская община, исповедовавшая единобожие и жившая за 2500 км от Египта, смогла оказаться в середине XIX в. до н.э. в «Земле Мицраим»? Кто дал ей разрешение на переезд, и кто предоставил ей финансовые средства? Почему ей для проживания были предоставлены лучшие в Египте земли в дельте Нила? Ведь из Библии известно, что египтяне всегда чурались чужеземцев, не ели с ними за одним столом и не входили в их жилища (Быт., 43:32; 46:34). Скорее всего, такое переселение было санкционировано верхушкой жреческой элиты, т. к. в то время Египет был децентрализован, и власть фараона была слабой. Можно предположить, что цель переселения состояла в распространении монотеизма и скрытой трансформации древнеегипетского общества. И вполне возможно, этот процесс начался сразу после переезда этой общины. Во времена же гиксоского владычества еврейская община начала проводить свою миссионерскую деятельность более открыто по воле фараонов (Библия Пс., 104; Сура 12: 37,38).
Интересно, что после изгнания гиксосов, община евреев не была наказана за своё предательство, а оставлена в стране. По данным Корана, к моменту Исхода (т. е. спустя 400 лет пребывания в стране) значительная часть населения Египта, включая знать, священников и даже членов семьи фараона, являлась сторонниками монотеизма (7:27(26); 117-120; 40:29(28)). И вполне возможно, что в будущем на этой почве могло возникнуть мощное иудео-египетское государство как новый духовный центр человечества. Поэтому причиной Исхода явились не плохие материальные условия жизни, а желание наиболее пассионарной части общины сохранить свою духовную культуру в условиях возникшей аналогичной, но уже официальной версии монотеизма, созданной фараоном Эхнатоном (к. XV в. до н.э.). Поэтому неслучайно, что это событие было описано в Библии и Коране, оно выражает смысл духовной эволюции человечества, отражает историю еврейского народа и одновременно историю всего человечества. А в процессе этого события центр духовной жизни человечества переместился из Месопотамии в Египет, а затем в Палестину (по утверждению А. Крёбера).
Основное содержание
Попытаемся дать уточняющие ответы на следующие вопросы:
1) могло ли действительно произойти так, чтобы бывший раб-израильтянин стал царём Египта?
2) в какие временные рамки происходят события, описанные в данном эпосе?
3) имеются ли в тексте эпоса сведения о неизвестных науке фактах и событиях?
1) да, такое событие действительно может иметь место в истории Древнего Египта. Аналогичная ситуация произошла ещё раз в более поздние времена, т.е. в начале IX в. н.э., когда в Хазарском каганате некий влиятельный иудей Обадия захватил власть, стал царём, превратил кагана из династии Ашина (по отцу) в марионетку, сделав свою общину и религию господствующими.
2) установлено, что царь Иосиф (Йусуф) жил в конце XVIII - начале
XVII вв. до н.э. Однако есть доказательства того, что ему были приписаны личностные характеристики и поступки другого монотеиста на троне Египта (жившего в конце XV в. до н.э.) - фараона Эхатона (о которым мир узнает только в начале XX века).
Во-первых, в поэме Кул Гали [1, с. 91] говорится о том, что купец Малик за показ Иосифа Прекрасного брал один золотой динар и в итоге собрал 500 тысяч монет (что примерно равно 2,5 тоннам золота, стоимостью 150 тысяч долларов США). Но такое количество золота немыслимо для того времени, т.к. разработка золотых рудников в Нубии велась именно в эпоху
XVIII династии фараонов (т.е. в XVI-XV веках до н.э.). Поэтому при погребении Тутанхамона было использовано несколько сот кг золота (один только золотой саркофаг весит 110 кг). А в захоронениях фараонов первых династий или живших в I тысячелетии до н.э. золотые украшения встречаются редко (так, фараон Шешонк был похоронен в серебряном гробу и имел только погребальную маску из золота). Следовательно, в эпосе была описана ситуация, имевшая место во времена XVIII династии.
Во-вторых, в поэме Кул Гали сказано, что монотеист Йусуф увел часть своих сторонников на юг к истокам Нила в место «Нахр-уль-Гуйн», где основал свою новую столицу [1, с. 238]. Но сегодня стало известно, что именно Эхнатон перенёс свою столицу из Фив на юг в Ахетатон (совр. Эль-Амарна на восточном берегу Нила). Поэтому есть все основания предположить, что часть описываемых в эпосе событий относится к более позднему времени (т.е. XV в до н.э.). И что по истечению многих веков в народном сознании образы двух правителей Египта — монотеистов слились в одно целое.
3) в Библии утверждается, что царь Иосиф умер в возрасте 110 лет и был похоронен по египетским обычаям (т.е. забальзамирован). А его останки спустя 250 лет были вывезены Моисеем в «землю обетованную» (Быт.; 50:26; Исх.; 13:19). В поэме же «Сказание о Йусуфе» говорится, что последний был захоронен под водой (что уже не соответствует египетским традициям), видимо вблизи своей новой столицы; и что через 40 лет «знающая женщина» указала на его гробницу, а его тело Мусой (т.е. Моисеем) было вывезено из страны [1, с. 241-242].
Мы полагаем, что в первом случае речь идёт именно об Иосифе, а во втором - об Эхнатоне. Если Иосиф был похоронен по египетским обычаю как царь (а следовательно, мог не беспокоится о судьбе своего захоронения), то Эхнатон являлся в глазах египетских жрецов еретиком («херу» - «падшим»), а значит его тело после смерти должно было
уничтожено, чтобы не допустить его последующего «воскрешения». Следовательно, Эхнатон мог выбрать в целях сохранности тела столь необычный способ погребения под водой (видимо на одном из нильских островков вблизи своей столицы, а затем поверхность острова была срыта на несколько метров и поэтому скрылась под водой).
Поэтому можно утверждать, что останки Иосифа действительно были вывезены из Египта, и эта ситуация была спроектирована на другого фараона (и что Эхнатон действительно был погребен под водой и всё ещё находится там). Косвенно это подтверждает крупнейший отечественный специалист по «амарнскому периоду» Ю.Я. Перепёлкин. В книге «Переворот Амен-Хотпа IV, ч. II» он говорит, что один из пяти храмов «религии Солнца» в Ахетатоне был расположен на острове вблизи столицы. Однако современные египтологи знают только о четырёх храмах на берегу Нила, но о самом острове ничего не известно (поскольку он может быть теперь скрыт под водой).
В поэме говорится, что в те далёкие времена «из Йемена приспел лазутчик», пытавшийся отравить фараона [1, с. 143]. Но зачем это было нужно властям Йемена? Попробуем объяснить эти ситуацию. Во-первых, Коран сообщает, что известная царица Савская (X в. до н.э.) и её народ поклонялись Солнцу (27:23, 24), что свидетельствуют о восприятии ими атонизма ещё в XV в. до н.э. (поскольку все фараоны, жившие до или после Эхнатона, были язычниками). Во-вторых, исследования академика М.Б. Пиотровского в 90-х гг. XX в. показали, что ещё в V-VI вв. н.э. на территории южного Йемена существовала неизвестная науке монотеистическая религия, т.е. рахманизм [2, с. 103]. Следовательно, факт покушения на царя мог иметь место, произошёл видимо в к. XV в. до н.э. и имел цель посадить на трон монотеиста после смерти Эхнатона.
Результаты исследования
История носит фрактальный характер, а любой этнос, культура и цивилизация регулярно переживают свой Исход, что определяет вектор социокультурной динамики общества.
Царь Иосиф реально существовал, но в его эпическом образе также отразились черты и события, произошедшие с фараоном Эхнатоном. Возможно, что на одном острове на Ниле вблизи развалин Ахетатона находится нетронутое захоронение религиозного реформатора и гениального поэта Эхнатона.
Анализ культурологической ситуации конца XV века до н.э. в Египте показывает, что в гробнице Эхнатона могут находиться его тело, мумии его матери и второй дочери, религиозные тексты того времени, относящиеся к другим культурам (зороастрийские, первые главы книги Бытия), и также его собственные более поздние поэтические произведения, нежели его известные Гимны Атону.
Предполагается организовать экспедицию казанских учёных по открытию гробницы Эхнатона, что может стать крупнейшим событием в археологии XXI века.
Литература
1. Кул Гали. Сказание о Йусуфе (пер. С. Иванова). Казань: Таткнигоиздат, i985. 245с.
2. Йусуф // Ислам: энциклопедический словарь. М. Наука, i99i. С. i2i-i22.
3. Кристиан Жак. Нефертити и Эхнатон (пер. с фр.). Изд. 2-е. М.: Молодая гвардия, 2006. 206 с.
4. Мень А. Магизм и единобожие. М.: Эксмо, 2005. С. 337-343, 353-36i, 572-576.
5. Морозов А. Загадка культа Атона // Наука и религия. М. i990. П. 3. С. 36-39.
6. Федяев А.П. Исход: метатеоретический анализ библейских и коранических текстов // Вестник КазГУКИ, № 4, 20i2. С. 39-44.
References
1. Kul Gali. Skazanie o Iusufe (per. S. Ivanova). Kazan': Tatknigoizdat, i985. 245s.
2. Iusuf // Islam: entsiklopedicheskii slovar'. M. Nauka, i99i. S. i2i-i22.
3. Kristian Zhak. Nefertiti i Ekhnaton (per. s fr.). Izd. 2-e. M.: Molodaya gvardi-ya, 2006. 206s.
4. Men' A. Magizm i edinobozhie. M.: Eksmo, 2005. S. 337-343, 353-36i, 572-576.
5. Morozov A. Zagadka kul'ta Atona // Nauka i religiya. M. i990. P. 3. S. 36-39.
6. Fedyaev A.P. Iskhod: metateoreticheskii analiz bibleiskikh i koranicheskikh tekstov // Vestnik KazGUKI, № 4, 20i2. S. 39-44.
Сведения об авторах Федяев Александр Петрович, доктор философских наук, профессор кафедры философии и гуманитарных дисциплин Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова, г. Казань, Россия. Федяева Римма Хабиповна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии КНИТУ(КХТИ), г. Казань, Россия e-mail: fedyaeva.rimma@mail.ru
Раскрытие информации о конфликте интересов Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Информация о статье Поступила в редакцию: 10.08.2023. Одобрена после рецензирования: 18.08.2023.
Принята к публикации: 10.09.2023. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Authors of the publication Alexander P. Fedyaev, Doctor of Philosophy, Professor of the Department of Philosophy and Humanities of the Kazan State Conservatory named after N.G. Zhiganov, Kazan, Russia.
Rimma Kh. Fedyaeva, Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of the Department of Social Work, Pedagogy and Psychology of KNITU(KHTI), Kazan, Russia e-mail: fedyaeva.rimma@mail.ru Conflicts of Interest Disclosure
The authors declare that there is no conflict of interest.
Article info
Submitted: 10.08.2023.
Approved after peer reviewing: 18.08.2023.
Accepted for publication: 10.09.2023
The authors has read and approved the final
manuscript.
ISSN 2619-0214 (Print)
275