Научная статья на тему 'Зачем царица Савская встречалась с израильским царем Соломоном?'

Зачем царица Савская встречалась с израильским царем Соломоном? Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
886
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нарратив / метаистория / история монотеизма / Древний Восток / личность в истории / narrative / metahistory / history of monotheism / Ancient East / personality in history

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — А. П. Федяев

В данном историко-культурологическом исследовании рассмотрены причины, обстоятельства и последствия легендарной встречи царя Соломона с царицей Савской, описанной в Библии и Коране. Установлено, что Сабейское государство во времена правления царя Ятаамара (XV в. до н.э.), восприняло из Египта новый монотеистический культ Солнца, который имел официальный статус вплоть до времени правления царицы Савской (Xв. до н.э.). Высказано мнение, что одной из причин расцвета Сабейского государства являлось прибытие из Египта группы сторонников новой религии – священников, строителей, инженеров и т.д. Доказано, что в X в. до н.э. Израиль и Саба играли стратегическую роль в международных делах и соперничали между собой. Установлено, что сабеи могут быть поставлены в один ряд с другими монотеистами, т. е христианами и мусульманами, и что их религия играла значительную роль в духовной жизни народов Древнего Востока. Выявлено, что в X в. до н.э. возник конфликт интересов между Израилем и государством Сабы, завершившийся насильственным принятием сабейцами чужеземной религии и их экономическим подчинением. Выдвинуты гипотезы, что пассионарная часть жителей Сабы после этих событий могла переселиться в другие страны из-за возможных гонений и что в текстах Джинзы (Святого Писания сабеев) может содержаться неизвестная науке информация о событиях и персоналиях эпохи древних государств Востока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WHY DID THE QUEEN OF SHEBA MEET KING SOLOMON OF ISRAEL?

This historical and cultural research examines the causes, circumstances and consequences of the legendary meeting of King Solomon with the Queen of Sheba, described in the Bible and the Koran. It is stated that the Sheba state during the reign of King Yata'amar (XV century BC) accepted from Egypt a new monotheistic cult of the Sun, which had the official status until the reign of the Queen of Sheba (X century BC). The author opines that one of the reasons for the prosperity of the Sheba state was an arrival of a group of supporters of the new religion from Egypt – priests, builders, engineers, etc. It was proved in the X century BC Israel and Sheba played a strategic role in international affairs and competed with each other. It is stated that the Sabaeans can be put on a par with other monotheists, i.e. Christians and Muslims, and that their religion played a significant role in the spiritual life of the peoples of the Ancient East. The author showed that in the X century BC there had been a conflict of interest between Israel and the state of Sheba, which resulted in forcible adoption of the alien religion by the Sabaeans and their economic subjugation. The author develops a hypothesis that the passionate part of the Sheba residents after these events could move to other countries because of possible persecution, and that the texts of Ginza (The Sabaeans’ Holy Scripture) may contain information unknown to science about the events and personalities of the era of ancient States of the East.

Текст научной работы на тему «Зачем царица Савская встречалась с израильским царем Соломоном?»

УДК 902/904(32)+008(32)

А.П. Федяев

ЗАЧЕМ ЦАРИЦА САВСКАЯ ВСТРЕЧАЛАСЬ С ИЗРАИЛЬСКИМ ЦАРЕМ

СОЛОМОНОМ?

В данном историко-культурологическом исследовании рассмотрены причины, обстоятельства и последствия легендарной встречи царя Соломона с царицей Савской, описанной в Библии и Коране. Установлено, что Сабейское государство во времена правления царя Ятаамара (XV в. до н.э.), восприняло из Египта новый монотеистический культ Солнца, который имел официальный статус вплоть до времени правления царицы Савской (Xb. до н.э.). Высказано мнение, что одной из причин расцвета Сабейского государства являлось прибытие из Египта группы сторонников новой религии -священников, строителей, инженеров и т.д. Доказано, что в X в. до н.э. Израиль и Саба играли стратегическую роль в международных делах и соперничали между собой. Установлено, что сабеи могут быть поставлены в один ряд с другими монотеистами, т. е христианами и мусульманами, и что их религия играла значительную роль в духовной жизни народов Древнего Востока. Выявлено, что в X в. до н.э. возник конфликт интересов между Израилем и государством Сабы, завершившийся насильственным принятием сабейцами чужеземной религии и их экономическим подчинением. Выдвинуты гипотезы, что пассионарная часть жителей Сабы после этих событий могла переселиться в другие страны из-за возможных гонений и что в текстах Джинзы (Святого Писания сабеев) может содержаться неизвестная науке информация о событиях и персоналиях эпохи древних государств Востока.

Ключевые слова: нарратив, метаистория, история монотеизма, Древний Восток, личность в истории.

Alexander P. Fedyaev WHY DID THE QUEEN OF SHEBA MEET KING SOLOMON OF ISRAEL?

Abstract: This historical and cultural research examines the causes, circumstances and consequences of the legendary meeting of King Solomon with the Queen of Sheba, described in the Bible and the Koran. It is stated that the Sheba state during the reign of King Yata'amar (XV century BC) accepted from Egypt a new monotheistic cult of the Sun, which had the official status until the reign of the Queen of Sheba (X century BC). The author opines that one of the reasons for the prosperity of the Sheba state was an arrival of a group of supporters of the new religion from Egypt - priests, builders, engineers, etc. It was proved in the X century BC Israel and Sheba played a strategic role in international affairs and competed with each other. It is stated that the Sabaeans can be put on a par with other monotheists, i.e. Christians and Muslims, and that their religion played a significant role in the spiritual life of the peoples of the Ancient East. The author showed that in the X century BC there had been a conflict of interest between Israel and the state of Sheba, which resulted in forcible adoption of the alien religion by the Sabaeans and their economic subjugation. The author develops a hypothesis that the passionate part of the Sheba residents after these events could move to other countries because of possible persecution, and that the texts of Ginza (The Sabaeans' Holy Scripture) may contain information unknown to science about the events and personalities of the era of ancient States of the East.

Keywords: narrative, metahistory, history of monotheism, Ancient East, personality in history.

В Библии, являющейся величайшим памятником мирового культурного наследия, описывается одна весьма загадочная история, имеющая, как нам кажется, скрытый смысл и значение для современной гуманитарной науки. Так, в этой книге (2 Пар, 9) говорится, что к царю Израиля Соломону ^в. до н.э.), известному своим богатством, умом и мощью государства (пределы которого раскинулись от Египта до Евфрата), приехала некая царица Савская (арабск. - Балкис, т.е. «госпожа» от семит. «Баал» - бог плодородия и войны). Она привезла с собой в подарок этому правителю огромное количество драгоценных камней и 120 талантов золота (т.е. около 1500 кг золота на сумму почти 70 млн. долларов). Официальной целью её поездки выступила необходимость поближе познакомиться с этим незаурядным человеком. При этом в Библии имеются свидетельства о наличии у неё тайной цели поездки. Например, царица долго беседовала с Соломоном «обо всём, что было у неё на сердце», а привезенные ею подарки можно рассматривать как некую необходимую дань. В результате поездки царица Балкис, славящаяся в Древнем мире своей красотой и мудростью, вернулась домой без соответствующих её рангу материальных подарков, получив от Соломона лишь некое общее покровительство (при этом она вынуждена была признать превосходство религии Израиля

над своей собственной, что весьма странно для самостоятельного правителя другой страны]. Странность данной ситуации будет еще более очевидной, если учесть, что для подобной встречи царица должна была с риском для жизни преодолеть по морю и суше несколько тысяч километров туда-обратно. Поэтому можно предположить, что главной причиной этой поездки явилось желание царицы путем подарков во время личной встречи сохранить свою жизнь и право на трон.

Для того, чтобы попытаться выяснить суть происходящего в те далекие времена, необходимо, на наш взгляд, рассмотреть данную ситуацию в более широком социокультурном плане и сформировать соответствующую научно-исследовательскую платформу. Парадокс состоит в том, что в текстах Корана (2:62/59; 5:73/69; 22:17], переведенного с арабского языка И.Ю. Крачковским, сабеи называются не язычниками, а людьми «знающими Писание», т.е. монотеистами, и ставятся в один ряд с христианами и иудеями. Поэтому, на наш взгляд, предметом данного исследования должны стать сопоставленные между собой тексты Библии, Корана и современных научных трудов (относящиеся к изучаемому региону и времени], а основными методами изучения - методы системного анализа, научного воображения, интерпретации и сравнительного анализа. Можно предположить, что именно в таком ракурсе можно реконструировать события того далекого прошлого в контексте современных стандартов научности.

Но кто же такие таинственные «сабеи» с точки зрения современной науки? - Одни исследователи полагают, что это одна из ранних христианско-иудейских сект (но тогда почему в Коране сабеи выделяются в одном ряду с христианами и иудеями?]. Другие считают, что здесь речь идет о «ханифах» (пророках], проповедующих единобожие во времена язычества (но в Коране речь идет о сабеях и ханифах как о двух самостоятельных феноменах]. Третьи думают, что сабеи - это сторонники мандеизма, т.е. одной из дуалистических религий, возникшей в Палестине в I в н.э. (но в таком случае на Судном дне они не могут быть отделены от язычников и награждены Аллахом][1, с. 201]. Нам же представляется более верной точка зрения В. Пороховой. Она полагает, что сабеи, издревле проживавшие на территории Южного Йемена, во 11-1тыс. до н.э. создали процветающее государство (называемое в дальнейшем «Счастливой Аравией»], о мощи которого свидетельствуют развалины храмов, дворцов, мостов, водоемов, плотин, а также столбы с упоминанием различных событий и имен правителей - Итамар (Ятаамар]. Сабеи создали в этой пустынной стране мощную ирригационную систему каналов, благодаря чему получали богатые урожаи зерна, торговали своими благовониями по всему миру, и конкурировали с иностранными (израильскими и финикийскими] купцами, контролируя сбор дани с торговых путей между Европой и Индией через Баб-эль-Мандебский пролив. Было установлено, что в этом регионе проживали общины финикийцев - лучших в тот момент времени кораблестроителей (в основном корабельный лес поступал в Йемен из Ливана] и мореплавателей (известно, что финикийские суда смогли обогнуть Африку через Красное море и вернуться в Средиземное море в VI в до н.э.].

Историки также установили, что расцвет данного государства закончился во II в до н.э., когда в результате мощного землетрясения были разрушены города и система каналов, а рухнувшая плотина возле Ма'риба уничтожила столицу и плодоносящие поля и сады. Интересны следующие факты. Во-первых, у сабеев имелось собственное Священное Писание (Джинза], что свидетельствует об их отличии от других категорий монотеистов. Во-вторых, даже после крушения своего государства у сабеев имелись силы и мотивы для поддержания своего лидерства на Аравийском полуострове (так, например, часть сабеев ушла на север и захватила Мекку и контроль над Каабой и только в V в н.э. один из предков пророка Мухаммеда сумел восстановить власть племени курейшитов над данным регионом][2, с. 637]. И, в третьих, в Коране вполне определенно говорится о том, что этот народ и его правители «поклоняются солнцу вместо Аллаха» (27:24]. Отсюда следует, что а] религиозные воззрения сабеев были тесно связаны с известной религиозной реформой египетского фараона Эхнатона (XVв до н.э.], провозгласившего культ единого бога Атона, видимым образом которого является Солнце; б] во время встречи царицы Савской и Соломона она сама и её подданные все еще были сторонниками культа Атона;в] что во время встречи этих правителей речь шла скорее всего об отказе сабеев от своей традиционной религи и признании иудаизма. Поэтому для более

глубокого понимания высказанных предположений необходимо хотя бы кратко рассмотреть вопрос: кто такой фараон Эхнатон, почему его можно считать монотеистом и зачем тогда царю Соломону (тоже монотеисту] понадобилось заменить «религию Атона» в Сабейском государстве другой аналогичной?

Современные исследователи «периода Амарны» (т.е. бывшей столицы Эхнатона] выявили следующие обстоятельства:

1] Еврейская община монотеистов переселилась в Египет из Ирака в середине XIX в. до н.э. по приглашению египетских властей, рассчитывавших видимо на то, что присутствие этой группы переселенцев приведет к распространению более прогрессивной идеи единобожия среди коренного населения.Доказательством данному тезису является то, что египтяне (в принципе презиравшие иноземцев, не входившие в их дома и не вкушающие с ними пищу] выделили прибывшим для проживания лучшие в климатическом плане земли в дельте Нила и даже впоследствии простили им факт сотрудничества с завоевателем Египта - гиксосами. Такой подход оказался верен и уже через четыреста лет значительная часть египтян (включая знать, жрецов и даже членов царской семьи, например, Моисея, воспитанного при дворе фараона и «воспринявшего всю мудрость египетскую»] стали тайными сторонниками монотеизма (7:118-120];

2] Ситуация в Египте (своеобразном культурном, военном, экономическом и политическом центре Древнего мира] резко изменилась, когда взошедший на престол фараон Эхнатон (XV в. до н.э.] отказался от политики политеизма и ввел в практику собственную версию монотеизма (атонизм], которая в отличие от семитской версии носила автохтонный характер и поэтому была более привлекательной для населения.1 В результате этого обстоятельства и особого покровительства царского двора значительная часть язычников-египтян и монотеистов-иудеев стала поддерживать атонизм, что в перспективе могло привести к полному растворению общины иудеев. Поэтому наиболее пассионарная часть этой общины (в количестве нескольких тысяч человек] во главе с Моисеем совершила в 1402 г. до н.э. всемирно известный Исход из Египта с одной целью - спасти свою религию. Доказательством того, что не материальные, а именно духовные причины привели к Исходу, выступают два момента. Во-первых, в Библии неоднократно упоминается, что еврейские выходцы из Египта во время пребывания в пустыне жаловались, что в Египте они всегда были сыты и поэтому хотели туда вернуться [Исход 16:3]. Во-вторых, хотя в Библии подробно описывается жизнь еврейской общины накануне и во время Исхода, но ни разу не упоминается имя фараона Исхода. Видимо здесь имеется чувство личной неприязни к данному человеку, т.к. в той же Библии несколько раз упоминается имя фараона Шешонка, совершившего в X в. до н.э. военный поход на Израиль [3, с. 39-44]. Поэтому можно предположить, что между сторонниками атонизма и иудаизма еще в XV в до н.э. возник конфликт, обострившийся по ряду причин в Xв до н.э. во время правления царицы Савской и царя Соломона (верным союзником которого стал финикийский царь Хирам, ранее тесно взаимодействовавший с государством Сабы].

Можно предположить, что основной причиной конфликта государств Сабы и Израиля стало ограбление израильтянами золотых рудников в стране Офир (совр. Судан, район между Нилом и берегом Красного моря], которые разрабатывались еще древними египтянами, но затем были ими заброшены. Так, в Библии (2 Пар, 8:17] в разделах, расположенных непосредственно перед историей приезда Балкис к Соломону, говорится, что «пошел Соломон в города, расположенные в стране идумеев на берегу Красного моря». В эти города финикийский царь Хирам прислал свои корабли и «людей, знающих море». Отсюда совместная экспедиция отправилась в страну Офир, откуда только царю Соломону было привезено 450 талантов (около 5 тонн] золота и, видимо, столько же досталось финикийцам. Возникают вопросы: кто был владельцем этих рудников и почему Соломон выбрал для этого похода именно финикийцев? Можно предположить, что владельцами рудников были власти Сабейского

:Атон понимался как единый бог для всех народов Земли, Творец видимого и невидимого миров, его идеальная сущность была непостижимой для людей и наполняла жизненной энергией все мироздание, а его единственно возможным выражением выступала абстрактная форма солнечного диска.

государства (находящегося от них всего в нескольких сотнях километров], унаследовавшие от египтян особые технологии добычи этого ценного металла. В этих условиях правители Сабы, не имевшие своего строительного леса для изготовления судов, для перевозки золота арендовали суда финикийцев. Отсюда можно предположить, что только финикийские купцы знали место расположения рудников и время, когда количество золота, готового для отправки, будет максимально большим (возможно, что они специально не приезжали за грузом золота несколько лет]. Интересно отметить, что в дальнейшем Израиль больше не осуществлял такие экспедиции в страну Офир, т.к. у него самого не было соответствующих технологий добычи золота, да и сами рудники были уже истощены. В результате такой дерзкой операции царь Соломон добился стратегического преимущества накануне открытого столкновения с государством Сабы: а] он лишил сабейцев их прежних союзников - финикийцев - и финансовых ресурсов для найма войск для защиты от нападения; б] израильский царь при этом сказочно обогатился и усилил свою финансово - военную мощь (например, в Библии прямо говорится, что все доставшиеся ему ценности Соломон потратил на укрепление своей армии и постройку всемирно известного Храма в Иерусалиме как символа процветающего государства].

В Коране, в отличие от Библии, содержится более подробная информация о том, что случилось после похода в страну Офир и предшествовало встрече Балкис и Соломона (Сура 27 Муравьи]. В начале «собраны были к Сулейману его «войска джиннов, людей и птиц», а также «муравьев» (т.е. всевозможных тайных агентов, которые могли незаметно проникнуть внутрь чужой страны]; все они были «распределены», т.е. отправлены на разведку в Сабейское государство (27:17,18]. Затем в этой стране возник заговор против царицы Савской (обладавшей лишь «формальной властью»] из числа некоторых представителей сабейской знати и купцов («обладавших великой силой и мощью»]и руководителей местных иудейских общин (имевших «знание из книги»]. Заговорщиков открыто поддержал царь Соломон, угрожавший прийти в Сабу с «войсками, против которых им не устоять» (27:37]. Цель происходящих событий заключалась в том, чтобы заставить царицу Савскую принять новую религию, т.е. «изменить для неё её трон» (27:41], а их своеобразным координатором выступил некий «Ифрит из джиннов» (арабск. Афр - побеждать, а «джинн» - образный символ невидимой тайной силы], который в итоге «пришел к Соломону с троном царицы» и «утвердил его» у израильского царя (что образно говорит о полном подчинении Сабы иноземным захватчикам] (27:39,40].Подобная ситуация в конце концов заставила царицу Савскую собрать все свои оставшиеся богатства, приехать на переговоры к царю Соломону, «отвратиться от старой религии» и принять новую религию (27:41-45]. Таким образом, история, описанная в Библии, завершилась полной сменой государственной религии в другой, далекой от Израиля стране, изменением геополитической ситуации в регионе и трансформацией духовной жизни всего Древнего Востока.

На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы и предположения:

1] во времена правления сабейского царя Ятаамара (XV в до н.э.] монотеистический культ бога Атона стал государственной религией и сохранял свои позиции в этой стране вплоть до X в до н.э.Атонизм играл заметную роль в духовной жизни всего Древнего Востока, несмотря на то, что в самом Египте он утратил свое значение вскоре после смерти фараона Эхнатона;

2] в результате описанных выше событий Израиль в Xв до н.э. действительно приобрел статус супердержавы и мог влиять на политику других стран, расположенных от него на расстоянии более тысячи километров;

3]поскольку рассматриваемая нами социокультурная ситуация происходит, в основном, на юге Аравийского полуострова, то поэтому она была отражена с большим обилием фактологических данных вначале в арабском фольклоре, а затем на страницах Корана, а в Библии (созданной в далекой северной Палестине] такие детали отсутствовали и была выражена лишь официальная версия происходящего с точки зрения израильских властей;

4] конфликт интересов Сабийского государства и Израиля в X в. до н.э. был обусловлен как экономическими факторами, так и желанием израильской знати взять реванш за духовное поражение от сторонников атонизма в Египте в XV в. до н.э;

5] возможно, что после захвата Сабы наиболее пассионарная часть сторонников культа Атона, боясь религиозного гонения, могла переселиться в другие, более безопасные страны (к примеру, одна из восточных легенд гласит, что сын царицы Савской и царя Соломона был правителем Эфиопии];

6] можно также предположить, что изучение текстов Джинзы- Священного писания жителей Сабы - позволит ученым обнаружить новые факты и персонажи истории и культуры Древнего востока.

Литература

1. Ислам: Энциклопедический словарь. - М.: Наука, 1991. - 315 с.

2. Коран: Перевод смыслов и комментарии Иман Валерии Пороховой.- М.:Фуркан, Изд. 4е, 1999. - 797 с.

3. Федяев А.П. Исход: метатеоретический анализ библейских и коранических текстов // Вестник КазГУКИ №4, 2012.

References

1. Islam: Enciklopedicheskij slovar'. - M.: Nauka, 1991. - 315 s.

2. Koran: Perevod smyslov i kommentarii Iman Valerii Porohovoj.- M.:Furkan, Izd. 4e, 1999. - 797 s.

3. Fedyaev A.P. Iskhod: metateoreticheskij analiz biblejskih i koranicheskih tekstov / / Vestnik KazGUKI №4, 2012.

УДК 379.8.09

А. А. Хайруллина

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ФОРМЫ РАЗВИТИЯ УРОВНЕЙ ДОСУГОВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ

В статье раскрываются различные направления организации праздничной культуры в системе инновационного позиционирования; используются новые знания, определяющие направление развития досуговых потребностей личности; раскрыты теоретико-методологические формы реализации досуговых потребностей в условиях новых форм праздничной коммуникации; выявлены социально -культурные взаимосвязи между праздничной культурой и степенью использования социально -культурных информационных технологий; раскрывается сущность праздничной культуры; рассматриваются современные технологии организации праздников; расширяются представления о возможностях социально-культурной среды в развитии досуговых потребностей личности; досуговые потребности рассматриваются с позиции деятельностного и культурологического подходов; в статье рассмотрены социально-культурные формы развития уровней досуговых потребностей в условиях праздничной культуры на основе выделения их ключевых признаков и приоритетных проблемы социально-культурной сферы.

Ключевые слова: праздник, праздничная культура, досуговые потребности, социально-культурная сфера, молодежь, досуг, социально-культурное пространство.

Anastasia A. Khairullina SOCIO-CULTURAL FORMS OF LEVELS' DEVELOPMENT OF INDIVIDUAL'S LEISURE NEEDS IN THE CONDITIONS OF LEISURE CULTURE.

The article reveals the various directions of festive culture organization in the system of innovative positioning; new knowledge is used to determine the direction of development of the individual's leisure needs; theoretical and methodological forms of realization of leisure needs in the conditions of new forms of holiday communication are revealed; socio-cultural relationships between the festive culture and the degree of use of socio-cultural information technologies are identified; the essence of the festive culture is revealed; modern technologies of organizing holidays are considered; ideas about the possibilities of the socio-cultural environment in the development of the leisure needs of the individual are expanding; leisure needs are considered from the point of view of activity and culturological approaches; the article considers the socio-cultural forms of development of levels of leisure needs in terms of holiday culture based on the identification of their key features and priority problems of the socio-cultural sphere.

Key words: holiday, festive culture, leisure needs, socio-cultural sphere, youth, leisure, socio-cultural

space.

Социально-культурное развитие человека определяется новыми требованиями, предъявляемыми к его развитию в условиях масштабных изменений, происходящих в обществе. Эти требования определяют и новые стандарты, и коммуникативные каналы, влияющие на развитие личности в системе социальных изменений и новых культурно-смысловых систем. Культурная трансформация различных социально-культурных направлений социума использует современные системы информационного воздействия на человека, влияя на его досуговые потребности. Поэтому, социально-культурные потребности определяют интересы личности в условиях досуговой деятельности на основе ее вовлечения в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.