Научная статья на тему 'ПОДВОДНЫЙ ТУРИЗМ В РОССИИ КАК ЧАСТЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ДАЙВИНГА'

ПОДВОДНЫЙ ТУРИЗМ В РОССИИ КАК ЧАСТЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ДАЙВИНГА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
648
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЮБИТЕЛЬСКОЕ ПОДВОДНОЕ ПЛАВАНИЕ / РЕКРЕАЦИОННЫЙ ДАЙВИНГ / ПОДВОДНЫЙ ТУРИЗМ / ГОЛУБАЯ ЭКОНОМИКА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ СТОРОНЫ / ПРИНИМАЮЩЕЕ МЕСТНОЕ СООБЩЕСТВО / МОРСКАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фазлуллин Сергей Маратович

В статье представлена система организации рекреационного подводного плавания (рекреационный дайвинг) как в мире в целом, так и в России, с его особенностями становления в период с 1959 года по настоящее время. Рекреационный дайвинг в настоящее время рассматривается как динамично развивающееся направление туризма, имеющее ежегодные миллиардные долларовые обороты. В статье рассматриваются основные этапы формирования рекреационного дайвинга, а также современная структура этого актуального направления морского туризма и голубой экономики. Любители подводного плавания (дайверы), морская среда, принимающее (местное) сообщество и индустрия подводного туризма (включая все связанные отрасли) являются фундаментальными элементами современного рекреационного дайвинга, определяющими его устойчивое развитие. Системный подход, используемый для выстраивания организационных основ рекреационного дайвинга, подчеркивает необходимость продуманного управления и поощрения совместной деятельности заинтересованных сторон для обеспечения устойчивости управления ресурсами в прибрежной зоне. Устойчивость морской среды - это важнейшая глобальная проблема, решение которой дает всем организаторам подводного туризма перспективу устойчивого развития на десятилетия вперед.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNDERWATER TOURISM IN RUSSIA AS A PART OF INTERNATIONAL DIVING

The article presents the system of organizing recreational diving (recreational diving) both in the world and in Russia, with its formation peculiarities in the period from 1959 to the present. Recreational diving is currently seen as a dynamically developing area of tourism, with an annual turnover of billions of dollars. The article discusses the main development stages of recreational diving, as well as the modern structure of this topical direction of sea tourism and the blue economy. Diving enthusiasts (divers), the marine environment, the host (local) community and the underwater tourism industry (including all related industries) are fundamental elements of modern recreational diving determining its sustainable development. The systems approach in building the organizational foundations for recreational diving emphasizes the need for thoughtful management and encouragement of stakeholder collaboration to ensure the sustainability of coastal resource management. The marine environment stability is a major global problem, the solution of which gives all organizers of underwater tourism the prospect of its sustainable development for decades to come.

Текст научной работы на тему «ПОДВОДНЫЙ ТУРИЗМ В РОССИИ КАК ЧАСТЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ДАЙВИНГА»

новые туристские центры

new tourist centers

УДК 797.22

DOI: 10.24412/1995-0411-2021-2-81-92

ФАЗЛУЛЛИН Сергей Маратович

Российский государственный гуманитарный университет (Москва, РФ) кандидат географических наук, доцент; sh1703@yandex.ru

ПОДВОДНЫЙ ТУРИЗМ В РОССИИ КАК ЧАСТЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ДАЙВИНГА

В статье представлена система организации рекреационного подводного плавания (рекреационный дайвинг) как в мире в целом, так и в России, с его особенностями становления в период с 1959 года по настоящее время. Рекреационный дайвинг в настоящее время рассматривается как динамично развивающееся направление туризма, имеющее ежегодные миллиардные долларовые обороты. В статье рассматриваются основные этапы формирования рекреационного дайвинга, а также современная структура этого актуального направления морского туризма и голубой экономики. Любители подводного плавания (дайверы), морская среда, принимающее (местное) сообщество и индустрия подводного туризма (включая все связанные отрасли) являются фундаментальными элементами современного рекреационного дайвинга, определяющими его устойчивое развитие. Системный подход, используемый для выстраивания организационных основ рекреационного дайвинга, подчеркивает необходимость продуманного управления и поощрения совместной деятельности заинтересованных сторон для обеспечения устойчивости управления ресурсами в прибрежной зоне. Устойчивость морской среды - это важнейшая глобальная проблема, решение которой дает всем организаторам подводного туризма перспективу устойчивого развития на десятилетия вперед.

Ключевые слова: любительское подводное плавание, рекреационный дайвинг, подводный туризм, голубая экономика, устойчивое развитие, заинтересованные стороны, принимающее местное сообщество, морская среда

Для цитирования: Фазлуллин С.М. Подводный туризм в России как часть международного дайвинга // Современные проблемы сервиса и туризма. 2021. Т.15. №2. С. 81-92. DOI: 10.24412/1995-0411-2021-2-81-92. Дата поступления в редакцию: 26 февраля 2021 г. Дата утверждения в печать: 23 марта 2021 г.

UDC 797.22

DOI: 10.24412/1995-0411-2021-2-81-92

Sergej M. FAZLULLIN

Russian State University for the Humanities (Moscow, Russia) PhD in Geography, Associate Professor; e-mail: sh1703@yandex.ru

UNDERWATER TOURISM IN RUSSIA AS A PART OF INTERNATIONAL DIVING

Abstract. The article presents the system of organizing recreational diving (recreational diving) both in the world and in Russia, with its formation peculiarities in the period from 1959 to the present. Recreational diving is currently seen as a dynamically developing area of tourism, with an annual turnover of billions of dollars. The article discusses the main development stages of recreational diving, as well as the modern structure of this topical direction of sea tourism and the blue economy. Diving enthusiasts (divers), the marine environment, the host (local) community and the underwater tourism industry (including all related industries) are fundamental elements of modern recreational diving determining its sustainable development. The systems approach in building the organizational foundations for recreational diving emphasizes the need for thoughtful management and encouragement of stakeholder collaboration to ensure the sustainability of coastal resource management. The marine environment stability is a major global problem, the solution of which gives all organizers of underwater tourism the prospect of its sustainable development for decades to come.

Keywords: recreational scuba diving, recreational diving, underwater tourism, blue economy, sustainable development, stakeholders, host community, marine environment

Citation: Fazlullin, S. M. (2021). Underwater tourism in Russia as a part of international diving. Service and Tourism: Current Challenges, 15(2), 81-92. doi: 10.24412/1995-0411-2021-2-81-92. (In Russ.).

Article History Disclosure statement

Received 16 February 2021 No potential conflict of interest was reported by Accepted 19 March 2021_the author(s)._

© 2021 the Author(s)

This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY-SA 4.0). To view a copy of this license, visit https://creativecommons. org/licenses/by-sa/4.0/

Введение

Популярность рекреационного подводного плавания возросла в последние десятилетия до такой степени, что дайвинг во многих странах и поддерживающая его деловая активность стали важными секторами туризма, стимулирующими мировую индустрию стоимостью в миллиарды долларов [1, 2]. Постоянный спрос на подводное плавание был вызван желанием дайверов увидеть и познакомиться с подводным миром [3, 4]. В то же время широкий доступ к привлекательным подводным объектам создал процветающую индустрию подводного туризма [5]. Существует множество направлений и туристических предприятий, работающих для размещения и обслуживания туристов, занимающихся подводным плаванием с аквалангом, которые увлечены морской средой и нетронутой природой. Сейчас туристы, занимающиеся подводным плаванием, путешествуют по всему миру, посещая коралловые рифы в более чем 90 странах [6]. Подводный туризм является экономически важной отраслью, о чем свидетельствует развитие дайвинга в ряде стран. В них продвигаются возможности доступа к морским рекреационным ресурсам с целью стать популярными местами для дайвинга.

Подводный туризм - относительно новое для туриндустрии направление развития. Предпосылки его создания сложились в послевоенное время, когда изобретенный в 1943 году автономный дыхательный аппарат позволил организовывать безопасные массовые погружения туристов под воду [7]. К сегодняшнему дню подводный туризм стал одним из самых массовых и популярных направлений отдыха, связанных с водой. Он включает погружения под воду, как с дыхательными аппаратами, так и на задержке дыхания. К этим направлениям отдыха относятся:

• сноркелинг - погружение под воду на относительно небольшие (до 10-15 метров) глубины с использованием маски, трубки и ласт (первый комплект);

• подводная охота - погружение в первом комплекте с использованием подводного ружья или остроги для охоты на рыбу;

• фридайвинг - погружение под воду в модифицированных ластах, используя специальные тренировки, что позволяет находиться под водой длительное время и достигать при этом значительные глубины;

• рекреационный дайвинг - использование автономного дыхательного снаряжения с открытой схемой дыхания для бездеком-прессионных погружений на глубины до 40 метров;

• технические погружения - погружения, как правило, глубже 40 метров, в аппаратах с замкнутой (полузамкнутой) схемой дыхания, и/или погружения в надголовные среды, и/или погружения с использованием более одной дыхательной смеси во время погружения.

Рекреационный дайвинг широко пропагандируется в социальных и других средствах массовой информации [8-10]. Это подтверждается исследованиями, оценивающими экономическую ценность подводного туризма для отраслей и направлений [11-13]. Туристический спрос на подводное плавание привел к глобальному появлению нишевого сектора, представляющего собой высокодоходный туризм. Дайвинг-индустрия является существенным сектором активных форм отдыха и по объемам продаж обучения, снаряжения и специализированных путешествий занимает второе место после горных лыж [4].

Подводное плавание в чувствительных и хрупких местах требует эффективного управления для защиты экологических и культурных ценностей. Для этого необходимо понимать взаимные связи между социальными и экологическими системами, которые позволяют продвигаться к целям устойчивого развития [14].

Дайв-индустрия начала складываться в Средиземноморье в 1930-е гг. Это было связано с массовым развитием подводной охоты в Италии, Франции, Испании и Греции. В этот период появились в продаже первые промышленные образцы масок, дыхательных трубок и ласт, а также различные конструкции подводных ружей [15].

Начавшаяся Вторая Мировая война затормозила развития дайв-индустрии. Однако группа энтузиастов во главе с Ж.-И. Кусто продолжила осваивать различные образцы подводной техники. К 1943 г. Ж.-И. Кусто познакомился с инженером Эмилем Ганья-ном, который занимался переводом автомобилей с бензина на природный газ. Фактически Э. Ганьян создал прототип первого дыхательного автомата, работающего «по требованию». Группа Ж.-И. Кусто провела испытания по использованию акваланга в различных условиях. Аппарат, созданный Ганьяном, был испытан на реке Марна в январе 1943 г. и затем, после некоторой модификации, еще раз в одном из парижских бассейнов. В июле 1943 г. Кусто продолжает испытание акваланга уже в море недалеко от Марселя. Максимальные глубины с использованием воздушной дыхательной смеси, на которые спускались французские энтузиасты, достигали 70-75 м. Основное отличие акваланга от других водолазных разработок состояло в том, что дыхательная система автоматически давала человеку воздух с давлением равным давлению окружающей среды. То есть человек на любой глубине получал воздух с нужным ему давлением. Это давало немыслимый по тем временам комфорт и возможность не только полной автономности под водой, но и возможность длительного плавания.

Массово акваланг начал производиться с конца 1940-х гг. Наибольшее распространение он получил в США в 1950-е гг., дав начало новому направлению водного туризма - рекреационному дайвингу [16].

Основными тенденциями за прошедшее время стали:

• усложнение самого оборудования для подводного плавания и формирование стандарта преподавания различных по сложности курсов рекреационного дайвинга;

• сложившаяся практика предоставления услуг по дайвингу в специализированных учреждениях -дайвинг центрах;

• разработка различных специализированных методик предоставления услуги по рекреационному дайвингу, что позволило её пре-

доставлять детям в возрасте 8-14 лет, людям серебряного возраста (60+), инвалидам с различными физическими ограничениями;

• сложились специализации по особенностям проведения погружений: на течении, ночью, глубоководные, на затопленные объекты, для проведения фотографирования, на исторические объекты и т.д.;

• за последние 10-15 лет начинается формироваться спрос на познавательный сектор в рекреационном дайвинге, когда туристы все чаще заказывают погружения по экологической тематике, интересуются объектами подводной археологии и военной истории.

Подводное плавание в СССР и России

Первый акваланг в СССР был создан в 1957 г., а в 1958 г. это оборудование уже выпускалось массово. В 1959 г. была образована Федерация подводного спорта СССР, которая была отнесена в ведение ДОСААФ. Подводный спорт стал рассматриваться как военно-технический вид. Члены клубов и секций участвовали в соревнованиях и изучали подводное оборудование в рамках подготовки к службе в Вооруженных Силах. Многочисленные любительские экспедиции занимались военно-патриотическими задачами, участвовали в работах ученых по подводной археологии, морской биологии и тому подобное [28]. Туристические поездки в тропики с погружениями на коралловые рифы были уникальными событиями. Автору известна всего одна такая, когда в 1985 г. семь членов Морского клуба «Витус Беринг» выезжали на Кубу по профсоюзным путевкам и погружались там [29].

В СССР ежегодно готовилось до 50 тыс. подводных пловцов (легководолазов и спортсменов-подводников), но назвать это отечественной дайв-индустрией было нельзя. Те же подходы были продолжены в постсоветский период. После 1991 г. количество подводных клубов и секций уменьшилось во много раз. В государственных органах не рассматривали подводное плавание в качестве туристской услуги. В местах массового отдыха на Черном море представители местных администра-

ций неохотно разрешали открытие дайв-центров, полагая что погружения под воду очень опасно. Никакие доводы, что страховые компании ставят дайвинг по рискам после гольфа, никак не меняло отношение. И ничего не делалось, чтобы выстроить систему безопасного предоставления услуги.

Таким образом, уже на первом этапе развития рекреационных погружений в Российской Федерации проявился фактор личного отношения конкретного администратора к рекреационному дайвингу, сообразно накопленным за предыдущую жизнь различных бытовых страхов. И до сих пор в России рекреационного дайвинга, как объекта государственной заботы, нет. ДОСААФ от продвижения любительской подводной деятельности, фактически, отказался. Этой организации нужны лишь спортивные достижения и подготовка специалистов по военно-учетной специальности «водолаз». Попытки отдельных организаций отнести этот вид деятельности к физкультурно-оздоровительной деятельности наталкивается на отсутствие мировой практики в такой трактовке. Региональные органы развития туризма либо совсем не интересуются этим направлением, либо делают это формально. Например, приняв регулирующий документ, не обеспечивают его инструментами реализации.

На территории России рекреационный дайвинг связан с климатическими возможностями различных регионов. Дайвинг, как часть туриндустрии, на постсоветском пространстве начал развиваться исключительно в результате частной инициативы, как реакция на появление возможностей свободно выезжать за границу в известные центры водного туризма. В начале 1990-х в России появились международные системы обучения подводному плаванию, которые уже были нацелены на предоставление различных услуг в области водного туризма. Самыми популярными из них стали специализированные поездки в страны с тропическими морями и на отечественное Черное море.

Структура типичного дайв-тура, с которым наши сограждане знакомы по поездкам в тропические зоны - Египет, Мальдивы, Тай-ланд, Вьетнам и т.д., достаточно стандартная. В этих турах присутствует транспортная составляющая, гостиничное размещение, пи-

тание и дайвинг программа. С начала своего возникновения дайв-индустрия выработала определенные стандарты предоставления этой услуги. Обычно такая программа реализуется как чартер, отель 3-4 звезды с питанием «все включено». Отличие от остальных турпродуктов начинается, собственно, в профильной услуге - рекреационных погружениях. Сама услуга состоит из организации погружений, обеспечения техники безопасности во время погружений, содержания программы погружений, страхового сопровождения рисков, квалификационного роста участников погружений.

В 2007-2008 гг. стандарты рекреационных погружений были оформлены в форме международных (ISO) стандартов по дайвингу. Эти международные стандарты были переведены на русский языки изданы в виде ГОСТ Р ИСО. Однако, экономический кризис 2008 года существенно повлиял на рост интереса к подводному туризму в России.

Рынок услуги подводного туризма для российских граждан в связи с пандемией существенно сократился. А между тем, в 2019 г. на черноморском побережье России около 90 тыс. туристов получили услугу по ознакомительному погружению. В 2020 г. эта цифра осталась примерно такой же. А сезон 2021 г. ожидается быть рекордным. Это обусловлено открытием направлений внутреннего туризма и всё ещё существующими сложностями организации туров в Египет, Таиланд, Вьетнам и страны Средиземноморья [30].

Важным вопросом при определении будущих шагов по дальнейшему развитию рекреационного подводного плавания, рассматривается введение национальных стандартов по проведению рекреационных погружений и выработке основ саморегулирования в профессиональной среде дайвинга. Решением проблемы автор видит в создании саморегулируемой профессиональной среды, которая будет создана при участии туристского профессионального сообщества и встроена в его тело. Специалиста по рекреационному дайвингу нужно готовить в рамках туристских учебных заведений со специализацией в области водного туризма. Вопросы качества услуги

могут решаться через создание отраслевой системы добровольной сертификации, которая соответствовала бы национальному законодательству. А профессиональная деятельность должна быть обеспечена соответствующим страхованием: медицинским и гражданской ответственности. Таким образом, создание саморегулируемых организаций в области рекреационного дайвинга может решить большинство проблем, которые мы наблюдаем в настоящее время в этом секторе туризма. Системный подход в подводном туризме

Целенаправленное развитие дайвинга как части туризма и стремление сделать рациональными внутренние и внешние связи различных составляющих этого бизнеса, привело к необходимости искать оптимальную форму организации этого процесса. Такую возможность дает системный подход, который позволяет регулировать эффективное управление и устойчивое развитие в туристской деятельности [1822]. Этот подход применительно к дайвин-гу активно развивается в странах Южной Пацифики, таких как Малайзия, Сингапур, Филиппины, Индонезия, Австралия и Новая Зеландия. Наиболее яркими представителями научного сообщества, разрабатывающие в течение многих лет системный подход в подводном туризме являются K. Dimmock, G. Musa, B. Wong Kee Mun, T. Thirumoorth, T. Cummins, T. Cummins и др. Системный подход может прояснить отношения между составными частями, входящими в систему и вклад каждой из них. Системный подход позволяет признавать и включать в процессы принятия решений множество заинтересованных сторон, а также их потребности и проблемы [23].

Центральными элементами системы подводного туризма (СПТ) считаются: морская среда, дайверы (потребители), индустрия подводного туризма (поставщики услуги) и принимающие местные сообщества. Морская среда находится в центре СПТ, поскольку она является ключевым элементом, от которого зависят все заинтересованные стороны этой системы. Основными заинтересованными сторонами, участвующими в функционировании СПТ, являются дайверы (спрос) и поставщики

услуг дайвинг туризма (дайв операторы, владельцы плавсредств, центры обучения и подготовки дайверов, а также связанные с ними сферы услуг и туризма, такие как жилье, транспорт, питание, розничная торговля и т.д.). Другими ключевыми участниками являются местные принимающие сообщества, которые предоставляют социальные и культурные ресурсы, а также власти и директивные органы, которые управляют и обеспечивают доступ к морской среде.В контексте СПТ использование ранимой экологической среды усложняет отношения заинтересованных сторон [2224]. В то же время заинтересованные стороны определяют приоритеты ресурсов и функций в соответствии со своими потребностями и принимают решения на основе этих приоритетов [25, 26]. В той или иной степени каждая заинтересованная сторона, действующая в рамках этой системы, имеет свои собственные роли и обязанности, однако они также взаимодействуют с другими участниками системы и зависят от них. Таким образом, в областях перекрывающихся функций требуется сотрудничество и согласование ролей, текущих интересов и перспектив развития [27]. Как социальный конструкт, системные ограничения являются гибкими, и когда они применяются к местному контексту, каждый участник может сам определиться в границах своей ответственности влияния на систему.

Функционирование дайв-индустрии В дайвинге, как в специализированном направлении туризма, давно сложились связи, определяющие его развитие. В настоящее время выделяют следующие направления деятельности в рамках рекреационного дайвинга: 1) обучение подводному плаванию; 2) продажа снаряжения и оборудования; 3) организация путешествий в рамках подводного туризма; 4) выставочная, сетевая и медиа деятельность. Вся деятельность в дайв-индустрии структурируется и продвигается через инструкторов дайвинга, которые, фактически, являются дилерами образовательных организаций, компаний по выпуску снаряжения и оборудования, агентств по организации подводных путешествий, редакций дайверских изданий и организаторов специализированных вы-

ставок. Инструкторские цены (по которым товар или услуга продается инструктору) могут быть до 30% ниже от цен для стандартного потребителя. В каждом отдельном случае формируется система отношений, увязывающая объемы продаж с величинами скидок. При этом сообщество инструкторов дайвинга не поощряет организацию конкуренции за счет демпинга цен на товары и услуги. Считается, что скидки в 5-10% уже вполне достаточны, чтобы удовлетворить покупателя. Поскольку дайв-индустрия является относительно сложным бизнесом, в которой услугу обычно представляют пакетом, заниматься оптимизацией расходов самому потребителю не представляется возможным. Попытка сэкономить 5-10% на потребляемом продукте приводит к существенным временным затратам. Случаи личного планирования всего пакета услуг (самолет, проживание, питание и сам дайвинг) индивидуальных поездок в рамках дайвинг туризма крайне редки. Возможно, это обусловлено серьезными проблемами, с которыми сталкивается индивидуальный турист при рассмотрении возможностей путешествовать индивидуально на территориях бедных и развивающихся стран.

Таким образом, индустрия подводного туризма сосредоточена на поставщиках услуг по подводному плаванию (операторы подводного плавания, чартерные авиакомпании, обучение подводному плаванию, специализированные суда для погружений, специальные розничные услуги по дай-вингу, сувениры и т.д.). Однако СПТ также зависит от отраслей, которые обеспечивают доступ к основным услугам, связанным с туризмом (поставщики информации, маркетологи, турагенты, отельеры, услуги транспорта, услуги питания, сувенирные магазины, розничные услуги, медицинские услуги, обслуживающие дайверов и туристов в целом) [18]. Эти отраслевые провайдеры расположены не только в регионах проживания клиентов, но и на транзитных маршрутах и регионах реализации туров по всему миру, а также, все чаще, в Интернете. Существует большое разнообразие и специализация среди этих заинтересованных сторон отрасли. Крупные организации чаще участвуют в формировании широкой поли-

тики и подготовке кадров, в то время как мелкие и средние операторы, как правило, участвуют в локализованных и специализированных услугах [31]. Взаимодействие между таким большим количеством организаций может быть сложным и отличаться от региона к региону. СПТ опирается на продуктивные отношения и координацию между этими отраслевыми секторами и заинтересованными сторонами [19]. В индустрии подводного туризма необходима существенная координация между участниками и налаженная система обмена успешного опыта развития [4]. Важной частью организации тура является контракт между дайвером и операторами дайвинга, с гарантиями обеспечения высокого уровня заботы и ответственности за безопасность и управление рисками. Хорошо известен слоган «Дайвинг - это весело и безопасно!». Отрасль играет важную роль в обучении навыкам и развитии компетенций. Однако, нынешний стандартизированный подход к обучению и сертификации может оказаться недостаточным для обеспечения эффективного и безопасного дайвинга, учитывая разнообразие навыков и опыта дайверов в международном сообществе [32].

Удовлетворенность дайверов от получаемых услуг может быть связана как с материальными, так и с нематериальными аспектами [33]. Включение всех аспектов безопасности дайверов в подводное путешествие включает в себя использование системы напарников (buddy system), где люди обучаются погружаться парами или группами и следить друг за другом по соображениям безопасности и комфорта [34].

В конечном счете, получение удовольствия, связанное с подводным плаванием, зависит от опыта подводного пловца, полученного ранее [35]. Однако, некоторые факторы, связанные с морской средой, выходят за рамки контроля поставщиков услуг [36]. Например, дайверы предвкушают удовольствие от созерцания подводных пейзажей, необычных представителей морской флоры, фауны, хороших погодных и морских условий [37]. Но в неблагоприятных условиях получение удовольствия от погружений может снизиться. Опыт исследований автора на черноморском побережье показывает,

что влияние внешних факторов, таких как погода, прозрачность воды и условия волнения моря, являются значительными проблемами, которые могут помешать экскурсиям с аквалангом и не дать организаторам полностью раскрыть притягательность подводного путешествия.

Взаимодействию между дайверами и дайв-индустрией способствует все более широкое использование технологий, включая социальные сети, которые помогают удовлетворить спрос и улучшить образование дайверов, сетевую работу во всем дайв-сообществе. Социальные сети расширяют «сарафанный» маркетинг и способствуют повышению осведомленности и восприятия в отношении мест погружений [38].

Туриндустрия и принимающие местные сообщества

Развивающиеся страны, выходящие к морским побережьям в тропиках и субтропиках, все чаще рассматриваются как золотой ресурс в поисках новых мест для погружений. Коралловые рифы Юго-Восточной Азии, страны центральной части Тихого океана, островные страны Индийского океана становятся ведущими местами рекреационного подводного плавания, в которых сочетаются финансовая доступность и аттрактивность подводных объектов [10]. Можно считать, что страны со среднегодовой температурой морской воды не ниже 20°С являются самыми популярными для любителей подводного туризма. Как правило, это достаточно бедные страны с развивающейся экономикой. Как правило, это достаточно бедные страны с развивающейся экономикой. Население этих стран имеет недавнее колониальное прошлое и низкий уровень жизни населения.

Часто эти местные сообщества имеют существенные культурные и ценностные отличия от приезжих туристов. Для достижения бизнес-успеха организаторам дайв-индустрии приходится предпринимать определенные усилия для развития этого турбизнеса, тесно работая с местными принимающими сообществами и показывая им потенциальный экономические интересы и выигрыши [39].

Принимающие общины играют важную, но часто упускаемую из виду, роль в

СПТ. Регулярный спрос и предложение услуг подводного туризма порождает взаимодействие между окружающей средой и социальными системами с участием местных принимающих сообществ [40]. Для бедных местных сообществ эти взаимодействия имеют высокий потенциал для создания значительно лучших условий жизни для жителей [41]. Например, индустрия подводного туризма может предоставить местным жителям возможности для обучения и трудоустройства в качестве шкиперов лодок, подводных гидов или дайв-мастеров/ инструкторов. Сопутствующие отрасли туристских услуг также могут предоставить возможности для трудоустройства и развития предпринимательства. К ним относятся дополнительные экскурсии, представление местной кухни и сувенирный бизнес. Занятость может трансформировать местную принимающую общину, распределяя значительный доход в пределах населенного пункта и создавая потенциальные благоприятные возможности для жителей [42, 43]. Готовность дайверов платить за доступ к охраняемым морским заповедникам или нетронутым природным ресурсам, может обеспечить финансы и зарплату для работников морских парков [44].

То, как местное принимающее сообщество реагируют на изменения в социальной структуре, создаваемой туризмом, является показателем управления и устойчивости развития [40]. Важно понимать и отслеживать выгоды для принимающих местных сообществ [14], и системный подход может способствовать этому. Возможности могут быть упущены, если сектор подводного туризма не будет тесно сотрудничать с местным принимающим сообществом. В Южной Африке исследования социально-экономических последствий СПТ привлекли внимание местных принимающих сообществ к важности сохранения природных ресурсов, включая морскую флору и фауну, что помогло создать туристическую нишу для дайвинга с белыми акулами [45].

Морская среда

Подводный туризм зависит от доступности, системы управления и рационального использования объектов окружающей среды. Зависимость индустрии туризма

от качества и сохранности морской среды проявляется в регулярном использовании морских охраняемых территорий (МОТ). Такие нетронутые акватории являются основной достопримечательностью подводных объектов. Однако МОТ создаются в первую очередь для сохранения морской флоры и фауны [11, 46]. Защита от антропогенного воздействия является их важнейшей задачей. Разрешая группам дайверов находиться в пространстве МОТ, их персонал должен быть готов к тотальному контролю за соблюдением правил нахождения в этих акваториях со стороны туристов. Печальный опыт некоторых акваторий Красного моря призывает нас к контролю за поведением дайверов во время погружений и определение максимальной нагрузки на заповедную акваторию. Помимо прямого нарушения правил «не трогать руками объекты в охраняемой акватории», начинающие дайверы часто не справляются с плавучестью и разрушают хрупкие части коралловых рифов элементами своего снаряжения [47]. Как мера общей заботы о хрупкой подводной среде, участники СПТ должны оказывать финансовую поддержку для обеспечения сохранения морской среды. Местные власти также могут инвестировать средства в мониторинг морской среды, стимулирование научных исследований и предотвращение перелова рыбы и других негативных последствий [48]. Отвратительной, с точки зрения заботы о сохранении Мирового океана, является практика ежегодного вылова десятков миллионов особей коралловых рыб, которые переправляются в частные морские аквариумы в развитых странах. Разводить этих рыб в неволе не научились (за исключением 5-6 видов), а срок их жизни в аквариуме редко превышает 2-3 года. К тому же по пути к конечному потребителю до половины рыб погибает. Такая деятельность приводит к изменению структуры видового сообщества рифов и угнетению рифа со стороны водорослей. Массовое развитие водорослей на рифе «душат» коралловый риф, и он погибает.

Негативное воздействие дайвинга на морские ресурсы уже давно привлекает интерес исследователей к этой проблеме

[49]. Для операторов индустрии дайвинга и стратегии управления морской окружающей средой необходимо постоянно следить за отсутствием контакта (ласты, части регулятора, камеры) с бентическими системами и использование только стандартных якорных стоянок на основе буев. Активная пропаганда дайвинг-сообщества по сохранению морской среды выработало ряд экологических правил, что в течение последних 10-15 лет существенно снизило отрицательное воздействие подводных туристов на морские экосистемы [50]. При этом сохраняются риски нанесения ущерба морским экосистемам, которые возникают за счет строительства и эксплуатации прибрежной инфраструктуры [51].

Обсуждение вопроса

Обеспечение устойчивого развития подводного туризма требует взаимодействия многочисленных сторон, участвующих в процессе. При этом учитываются интересы различных сторон - потребности и приоритеты местного принимающего сообщества, задачи по сохранению нетронутой окружающей среды и природоохранная стратегия в долгосрочной перспективе. Эти сложные, а иногда и конкурирующие цели, могут формировать конфликты интересов участников, которые используют, управляют и сохраняют морскую среду [19, 20, 22]. Очевидно, что подводный туризм в морской среде может создавать проблемы, которые имеют последствия в местном, региональном, национальном и глобальном контекстах [52]. Однако СПТ использует устойчивые подходы и практики, которые в будущем позволят сохранять равновесие в морских экосистемах [12].

Существует много преимуществ в использовании системного подхода для поощрения использования устойчивых принципов и практик в управлении СПТ. Во-первых, системный подход может обеспечить интеграцию важных экологических и социальных элементов (таких как морская экология и принимающее сообщество) в политические и управленческие решения. Кроме того, системный подход раскрывает сложность деятельности по подводному туризму, интересы и вклады участвующих в ее осуществлении заинтересованных сторон.

Учет различных мнений заинтересованных сторон для решения проблем усиливает творческий подход и новаторские ответные меры, а также повышает потенциал для более широкого принятия на себя обязательств различными секторами СПТ [53-55].

Многообразие и междисциплинар-ность точек зрения, лежащих в основе предлагаемой экономической и социально-экологической модели СПТ, неизбежно могут создавать напряженность, порождаемую различными ценностями и приоритетами. Такая напряженность не обязательно означает неразрешимый конфликт. Она может стать катализатором развития методов управления и формирования устойчивого будущего. Каждая заинтересованная сторона в предлагаемой модели имеет различные повестки дня, которые могут не совпадать с целями устойчивого развития. Это определяет необходимость коллективных усилий всех заинтересованных сторон [24, 56].

Таким образом, системный подход требует обязательного включения различных точек зрения для разработки более целостных и устойчивых решений [20, 21]. Практика, поощряющая многостороннее участие заинтересованных сторон и гибкие подходы к управлению, может принести пользу СПТ, учитывая различные перспективы и приоритеты [19, 41]. Гибкое управление может обеспечить шаги последовательного приближения (итерации), которые исходят из того, что системы экологических ресурсов изучены лишь частично, и весь круг заинтересованных сторон должен в какой-то степени способствовать устойчивому управлению. Выявление проблем и изменений, которыми можно управлять совместно, имеет важное значение для поддержания СПТ [57]. Многие проблемы, с которыми сталкивается общество, связаны со сложными взаимодействиями между экологическими и социальными системами от глобального до локального уровня.

Заключение

Для России проблема развития подводного туризма возникла относительно недавно. Тем не менее, наша страна существенно продвинулась в понимании сложных процессов внутри дайв-индустрии.

Огромную роль в этом играют дайв-центры, расположенные в крупных городах, российские туристские зоны предоставления дайв-услуг (Черное, Белое, Баренцево моря, Байкал, Приморье, Камчатка) и возможность выбрать для путешествий одну из морских стран тропиков или субтропиков. Помимо этого, на российском рынке с начала нулевых активно работают журналы по дайвингу, печатающиеся на русском языке, а также ежегодные тематические дайверские фестивали (Золотой дельфин, Дайв-шоу и т.д.). Составные части дайв индустрии, описанные в настоящей работе, определяют ключевые элементы системы подводного туризма. Важное значение для такой системы имеет ориентация на сохранность морской среды, от которой зависят все заинтересованные стороны, включая принимающие местные сообщества. Устойчивое будущее СПТ требует взаимодействия, сотрудничества и коллективной ответственности всех ключевых участников. Это также требует эффективной региональной политики властей прибрежных территорий, решения экологических проблем в прибрежной зоне и внедрения практики безопасного дайвин-га всеми заинтересованными сторонами. СПТ может стать мощной коллективной платформой для совершенствования политики и практики управления рекреационным дайвингом. Система представляет собой подход, который потенциально может создать устойчивое будущее для морской экологии, подводных пловцов (дайверов), операторов рекреационного дайвинга, туристических агентств и принимающих местных сообществ - всех тех, кто работает на развитие голубой экономики. Подводный туризм в чувствительных и ранимых местах подводной среды требует эффективного управления для защиты экологических и культурных ценностей и обеспечения устойчивого использования ресурсов. Устойчивость морской среды - это важнейшая глобальная проблема, которая, тем не менее, потенциально может стать стратегической бизнес-возможностью для принимающих местных сообществ и индустрии подводного туризма, которая стремится привлечь туристов к притягательным

местам погружений. В поисках устойчивых подходов, понимание и интеграция социальных и экологических систем, а также потребностей и проблем всех заинтересованных сторон, участвующих в СПТ, будут иметь важное значение как в постановке задач, так и их реализации. Этот подход к СПТ представляет собой важную стартовую

линию, начиная с которой можно продвигаться вперед к достижению целей устойчивого развития подводного туризма.

В случае с Россией существуют все предпосылки организовать дайв-индустрию в пределах страны в соответствии с лучшими международными практиками за следующие 3-5 лет.

References

1. Wongthong, P., & Harvey, N. (2014). Integrated coastal management and sustainable tourism: a case study of the reef-based SCUBA dive industry from Thailand. Ocean & Coastal Management, 95, 138-146.

2. Garrod, B. (2008). Market segments and tourist typologies for diving tourism. In: Garrod B., Gossling S. (eds.). New frontiers in marine tourism: diving experiences, sustainability, management. Amsterdam: Elsevier, 31-48.

3. Cater, C., & Cater, E. (2007). Marine ecotourism: between the devil and the deep blue sea. Wallingford: CABI.

4. Musa, G., & Dimmock, K. (ed.). (2013). Scuba diving tourism: contemporary geographies of leisure, tourism and mobility. Routledge.

5. Dimmock, K., & Cummins, T. (2013). History of scuba diving tourism. In: Musa, G., & Dimmock, K. (eds.). Scuba diving tourism: contemporary geographies of leisure, tourism and mobility. Routledge, 14-28.

6. Johansen, K. (2013). Scuba diving education and training. In: Musa, G., & Dimmock, K. (eds.). Scuba diving tourism: contemporary geographies of leisure, tourism and mobility. Routledge, 81-96.

7. Sledkov, A. Yu. (2010). Sozdanie akvalanga. Istoricheskoe issledovanie [Creation of scuba gear. Historical research]. St. Petersburg: LLC "ITD "Ostrov". (In Russ.).

8. Dearden, P., Bennett, M., & Rollins, R. (2007). Perceptions of diving impacts and implications for reef conservation. Coastal Management, 35(2-3), 305-317.

9. Salim, N., Bahauddin, A., & Badauddin, M. (2013). Influence of scuba divers' specialization on their underwater behavior. Worldwide Hospitality and Tourism Themes, 5(4), 388-397.

10. Lew, A. (2013). A world geography of recreational scuba diving. In: Musa, G., & Dimmock, K. (eds.). Scuba diving tourism: contemporary geographies of leisure, tourism and mobility. Routledge, 29-51.

11. Davis, D., & Tisdell, C. (1996). Economic management of recreational SCUBA diving and the environment. Journal of Environmental Management, 48, 229-248.

12. Dimmock, K., Cummins, T., & Musa, G. (2013). The business of scuba diving. In: Musa, G., & Dimmock, K. (eds.). Scuba diving tourism: contemporary geographies of leisure, tourism and mobility. Routledge, 161-173.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Rudd, M. A., & Tupper, M. H. (2002). The impact of Nassau grouper size and abundance on scuba diver site selection and MPA economics. Coastal Management, 30(2), 133-151.

14. Farrell, Bh., & Twining-Ward, L. (2004). Reconceptualizing tourism. Annals of Tourism Research, 31(2), 274-295.

15. Lazitskaya, N. F., & Yakovenko, I. M. (2014). Obshhemirovye tendencii razvitija dajvinga [Global trends in the development of diving]. Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Geografija. Geologija [Scientific notes of the V. I. Vernadsky Crimean Federal University. Geography. Geology], 27(66), 1, 54-67. (In Russ.).

16. Pitjukov, V. Yu., & Bidnik, M. I. (2014). Zarubezhnyj opyt dajving-centrov v organizacii podvodnogo turizma [Foreign experience of diving centers in organizing underwater tourism]. Vestnik RMAT [Bulletin of the RMAT], 1, 16-21. (In Russ.).

17. Logvina, E. V. (2017). Problemy i perspektivy razvitija dajvinga v Krymu [Problems and development prospects for diving in Crimea]. Geopolitika i ekogeodinamika regionov [Geopolitics and ecogeodynamics of regions], 3(13), 2, 56-66. (In Russ.).

18. Leiper, N. (2004). Tourism management. Sydney: Pearson Education Australia.

19. Plummer, R., & Fennell, D. (2009). Managing protected areas for sustainable tourism: prospects for adaptive co-management. Journal of Sustainable Tourism, 17(2), 149-168.

20. Dimmock, K., Hawkins, E. R., Tiyce, M. (2014). Stakeholders, industry knowledge and adaptive management in the Australian whale watching industry. Journal of Sustainable Tourism, 22(7), 1108-1121.

21. Allison, H., & Hobbs, R. (2006). Science and policy in natural resource management. In: Allison, H., & Hobbs, R. (eds.). Science and Policy in Natural Resource Management. Cambridge: Cambridge University Press, 1.

22. Strickland-Munro, J. K., Allison, H. E., & Moore, S. A. (2010). Using resilience concepts to investigate the impacts of protected area tourism on communities. Annals of Tourism Research, 37(2), 499-519.

23. Kast, F.E, & Rosenzweig, J. E. (1972). General systems theory: applications for organization and management. Academy of Management Journal, 15(4), 447-465.

24. Carlsen, J. (1999). A systems approach to island tourism destination management. Journal of Systems Research and Behavioural Science, 16, 321-327.

25. Sessa, A. (1988). The science of systems for tourism development. Annals of Tourism Research, 15(2), 219-235.

26. Johnson, B. L. (1999). Introduction to the special feature: adaptive management - scientifically sound, socially challenged. Conservation Ecology, 3(1), 10.

27. Ku, K. C., & Chen, T. C. (2013). A conceptual process-based reference model for collaboratively managing recre-

ational scuba diving in Kenting National Park. Marine Policy, 39, 1-10.

28. Borovikov, P. A. (ed.). (2009). Podvodnyj sport v SSSR. Kogda «dajving» byl podvodnym plavaniem [Underwater sports in the USSR. When "diving" was snorkeling]. Moscow: LLC Neptune. (In Russ.).

29. Fazlullin, S. M. (2007). Kamchatskij dajving: vchera, segodnja, zavtra [Kamchatka diving: yesterday, today, tomorrow]. Oktopus, 1(49), 32-44. (In Russ.).

30. Gol'din, E. B. (2016). Mal'tijskij put' - primer dlja Kryma? Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Geografija. Geologija [Scientific notes of the V. I. Vernadsky Crimean Federal University. Geography. Geology], 2(68), 3, 24-33. (In Russ.).

31. Townsend, C. (2008). Dive tourism, sustainable tourism, and social responsibility: a growing agenda. In: Garrod, B., & Gossling, S., (eds.). New frontiers in marine tourism: diving experiences, sustainability, management. Amsterdam: Elsevier, 140-152.

32. Lindgren, A., Palmlund, J., Wate, I., & Gossling, S. (2008). Environmental management and education: the case of PADI. In: Garrod, B., & Gossling, S., (eds.). New frontiers in marine tourism: diving experiences, sustainability, management. Amsterdam: Elsevier, 115-138.

33. Ince, T., & Bowen, D. (2011). Consumer satisfaction and services: insights from dive tourism. The Service Industries Journal, 31(11), 1769-1792.

34. Dimmock, K. (2009). Finding comfort in adventure: experiences of recreational SCUBA divers. Leisure Studies, 28(3), 279-295.

35. Coghlan, A. (2012). Linking natural resource management to tourist satisfaction: a study of Australia's Great Barrier Reef. Journal of Sustainable Tourism, 20(1), 41-58.

36. Thirumoorthi, T., Wong, K. M., & Musa, G. (2013). Scuba diving satisfaction. In: Musa G., & Dimmock, K. (eds.). Scuba diving tourism: contemporary geographies of leisure, tourism and mobility. Routledge, 152-158.

37. Meisel-Lusby, C., & Cottrell, S. (2008). Understanding motivations and expectations of scuba divers. Tourism in Marine Environments, 5(1), 1-14.

38. Rangel, M. O., Pita, C. B., Gonjalves, J. M. S., Oliveira, F., Costa, C., & Erzini, K. (2014). Developing self-guided scuba dive routes in the Algarve (Portugal) and analyzing visitors' perceptions. Marine Policy, 45, 194-203.

39. Clifton, J., & Benson, A. (2006). Planning for sustainable ecotourism: the case for research ecotourism in developing country destinations. Journal of Sustainable Tourism, 14(3), 238-254.

40. Schianetz, K., & Kavanagh, L. (2008). Sustainability indicators for tourism destinations: a complex adaptive systems approach using systemic indicator systems. Journal of Sustainable Tourism, 16(6), 601-628.

41. Liu, Z. (2003). Sustainable tourism development: a critique. Journal of sustainable tourism, 11(6), 459-475.

42. McMinn, S., & Cater, E. (1998). Tourist typology observations from Belize. Annals of Tourism Research, 25(3), 675-699.

43. Vianna, G. M. S., Meekan, M. G., Pannell, D. J., Marsh, S. P., & Meeuwig, J. J. (2012). Socio-economic value and community benefits from shark-diving tourism in Palau: a sustainable use of reef shark populations. Biological Conservation, 145(1), 267-277.

44. Thur, S. M. (2010). User fees as sustainable financing mechanisms for marine protected areas: an application to the Bonaire National Marine Park. Marine Policy, 34(1), 63-69.

45. Dickens, M. L. (2014). Socioeconomic aspects of the Sodwana Bay SCUBA diving industry, with specific focus on sharks. African Journal of Marine Science, 36(1), 39-47.

46. Asafu-Adjaye, J., & Tapsuwa, S. (2008). A contingent valuation study of scuba diving benefits: case study in Mu Ko Similan Marine National Park, Thailand. Tourism Management, 29(6), 1122-1130.

47. De Groot, J., & Bush, S. R. (2010). The potential for dive tourism led entrepreneurial marine protected areas in Curacao. Marine Policy, 34(5), 1051-1059.

48. Cripps, G., & Harris, A. (2009). Community creation and management of the Velondriake marine Protected area. Blue Ventures Conservation. London.

49. Van Treeck, P., & Schuhmacher, H. (1999). Mass diving tourism - a new dimension calls for new management approaches. Marine Pollution Bulletin, 37(8), 499-504.

50. Lucrezi, S., Saayman, M., & Van Der Merwe, P. (2013). Perceived diving impacts and management implications at a popular South African reef. Coastal Management, 41(5), 381-400.

51. Harriott, V. J. (2002). Marine tourism impacts and their management on the Great Barrier Reef. Report number 46. CRC Reef Research Centre. Townsville, Australia.

52. Dredge, D. (2006). Networks, conflict and collaborative communities. Journal of Sustainable Tourism, 14(6), 562.

53. Hillmer-Pegram, K. (2013). Understanding the resilience of dive tourism to complex change. Tourism Geographies, 16, 598-614.

54. Atkins, J. P., Burdon, D., Elliott, M., & Gregory, A. J. (2011). Management of the marine environment: integrating ecosystem services and societal benefits with the DPSIR framework in a systems approach. Marine Pollution Bulletin, 62(2), 215-226.

55. Haddock-Fraser, J., & Hampton, M. P. (2012). Multistakeholder values on the sustainability of dive tourism: case studies of Sipadan and Perhentian Islands, Malaysia. Tourism Analysis, 17(1), 27-41.

56. Mayaka, M., & Akama, J. (2007). Systems approach to tourism training and education: the Kenyan case study. Tourism Management, 28, 298-306.

57. Williams, B. K. (2011). Adaptive management of natural resources - framework and issues. Journal of Environmental Management, 92(5), 1346-1353.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.