Научная статья на тему 'ПОДВОДНЫЕ СИЛЫ РОССИИ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И ОСОБЕННОСТИ БОЕВОГО ПРИМЕНЕНИЯ'

ПОДВОДНЫЕ СИЛЫ РОССИИ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И ОСОБЕННОСТИ БОЕВОГО ПРИМЕНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
396
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Масорин В.В.

Откликнувшись на предложение редакции «Военно-исторического журнала» выступить на его страницах со статьей, главнокомандующий Военно-морским флотом (ВМФ) адмирал В. В. Масорин выбрал для своей публикации именно эту тему, конечно же, не случайно, ведь подводные формирования на сегодняшний день - это наиболее подготовленный к боевому применению, технически оснащенный и мобильный род сил ВМФ, отметивший в марте нынешнего года свое столетие. Впрочем, как почти всякая другая дата, утвержденная официально и приобретшая общегосударственное значение, вековой юбилей подводных сил несет в себе много условностей. Отправной его точкой является указ императора Николая II от 6(19) марта 1906 года о внесении изменений в классификацию судов военного флота, в соответствии с которым подводные лодки, числившиеся до этого в классе миноносцев, приобретали самостоятельный статус. Между тем строительство и совершенствование этого особого вида кораблей велось уже в течение нескольких лет, а сама идея их появления зародилась намного раньше - без малого за 200 лет до издания упомянутого указа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОДВОДНЫЕ СИЛЫ РОССИИ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И ОСОБЕННОСТИ БОЕВОГО ПРИМЕНЕНИЯ»

в

ВОЕННАЯ ЛЕТОПИСЬ ОТЕЧЕСТВА •

ПОДВОДНЫЕ СИЛЫ РОССИИ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И ОСОБЕННОСТИ БОЕВОГО ПРИМЕНЕНИЯ

Откликнувшись на предложение редакции «Военно-исторического журнала» выступить на его страницах со статьей, главнокомандующий Военно-морским флотом (ВМФ) адмирал В.В. Масорин выбрал для своей публикации именно эту тему, конечно же, не случайно, ведь подводные формирования на сегодняшний день — это наиболее подготовленный к боевому применению, технически оснащенный и мобильный род сил ВМФ, отметивший в марте нынешнего года свое столетие. Впрочем, как почти всякая другая дата, утвержденная официально и приобретшая общегосударственное значение, вековой юбилей подводных сил несет в себе много условностей.

Отправной его точкой является указ императора Николая II от 6(19) марта 1906 года о внесении изменений в классификацию судов военного флота, в соответствии с которым подводные лодки, числившиеся до этого в классе миноносцев, приобретали самостоятельный статус. Между тем строительство и совершенствование этого особого вида кораблей велось уже в течение нескольких лет, а сама идея их появления зародилась намного раньше — без малого за 200 лет до издания упомянутого указа.

ПОПЫТКА создать подводное судно была сделана в России еще в 20-е годы XVIII века изобретателем-самоучкой Ефимом Ни-коновым. Она закончилась неудачей. В начале следующего столетия русскими изобретателями К. Черновским, А. Подолецким, К. Шильдером разрабатывались проекты подводных судов с мускульным приводом. В 1866 году И.Ф. Александровский построил первую подводную лодку с механическим двигателем, работу которого обеспечивал запас сжатого воздуха (пневмомотор). По окончании Русско-турецкой войны 1877— 1878 гг. изобретателями Томашевичем, Войтец-ким и Зарубиным одновременно и независимо друг от друга были предложены проекты подводных лодок (ПЛ) с электродвигателем.

Проанализировав опыт подводного судостроения у себя дома и за рубежом, морское ведомство России учредило 19 декабря 1900 года ко-

миссию для проектирования подводных судов, в состав которой вошли известные кораблестроители И.Г. Бубнов, М.Н. Беклемишев и И.С. Горбнов. Началась работа по созданию отечественных подводных лодок. В мае 1901-го комиссией был представлен проект «миноносца № 113» (в то время класса подводных лодок не существовало), а два года спустя была спущена на воду первая боевая подводная лодка, названная «Дельфин». Опыт ее постройки и эксплуатации позволил создать более совершенный проект — ПЛ типа «Касатка». Одновальная энергоустановка новой лодки состояла из керосинового мотора и электродвигателя с аккумуляторами, скорость хода при водоизмещении 140/177 т составляла 8,5/5,5 узла, дальность плавания — 700/46 миль. ПЛ имела на вооружении четыре торпедных аппарата конструкции С.К. Джевецкого и один пулемет. В разгар войны с Японией (1904—1905 гг.) построено 6 кораблей этого типа.

Тогда же во Владивостоке было сформировано первое в Российском флоте соединение из 13 отечественных и закупленных за рубежом подводных лодок. Из-за ненадежности материальной части большую часть времени лодки простаивали в ремонте, но благодаря усилиям команд как минимум две из них были готовы немедленно выйти в море. Они не потопили ни одного неприятельского корабля, но сам факт их существования сковывал действия японского флота в этом районе.

Деятельность подводных лодок в Русско-японской войне вызвала в морском ведомстве весьма противоречивые мнения. Большинство специалистов полагало, что у ПЛ нет будущего, и в лучшем случае они могут использоваться только для защиты своих баз или в качестве вспомогательных средств в операциях флота.

Но вместе с тем признавалось, что подводные лодки располагают потенциальными возможностями и могут вести самостоятельные наступательные действия при условии дальнейшего развития их отдельных тактических свойств, прежде всего увеличения скорости хода, дальности действия средств наблюдения, расширения возможностей связи и др.

Вместе с осмыслением опыта войны была организована подготовка кадров подводников. 27 марта 1906 года создается Учебный отряд подводного плавания, в который включаются учебное судно «Хабаровск», подводные лодки «Пескарь», «Стерлядь», «Белуга», «Лосось» и «Сиг». Командиром отряда назначается контр-адмирал Э.Н. Щенснович.

ф ВОЕННАЯ ЛЕТОПИСЬ ОТЕЧЕСТВА

Ж

На «Хабаровске» размещался Офицерский класс подводного плавания. Срок обучения в нем составлял 10 месяцев. По его окончании выдержавшие экзамен офицеры получали звание офицер подводного плавания. На этом же корабле находилась школа для нижних чинов, которые обучались от 4 до 10 месяцев, в зависимости от специальности.

По предложению Э.Н. Щенсновича в порту Александра III (г. Либава, ныне — Лиепая) были построены: соединенный с Либавским каналом специальный бассейн для стоянки 20 подводных лодок, береговые установки для подзарядки аккумуляторных батарей, пополнения запасов сжатого воздуха и снабжения ПЛ дистиллированной водой, казармы для личного состава, учебные кабинеты и лаборатории, а также док и эллинг для ремонта подводных лодок.

ДО 1914 года все построенные лодки поступали в состав Учебного отряда, где они комплектовались командами, а члены экипажа проходили курс боевой подготовки, заканчивавшийся учебными торпедными стрельбами. Так была создана отлаженная система подготовки кадров.

Одновременно с подготовкой и обучением личного состава вырабатывались взгляды на использование нового класса боевых кораблей, отрабатывались требования к закладываемым на стапелях лодкам, судостроительные же заводы приобретали необходимый опыт строительства ПЛ, изготовления комплектующих — двигателей, торпедных аппаратов и т.п. В период с 1906 по 1917 год флот получил 68 подводных лодок. Большая часть из них была построена на заводах Германии, США и Италии. Главными центрами отечественного судостроения были Петербург (Балтийский, Невский и Металлический заводы и завод Крейтона), Николаев (отделения Балтийского и Невского заводов и завод Наваль) и Ревель (завод Ноблесснера), строившие лодки отечественных и зарубежных проектов.

В феврале 1906 года Балтийский завод получил заказ на строительство малой («Минога»; водоизмещение 123 т) и большой («Акула»; водоизмещение 370 т) подводных лодок, которые начали проектировать еще в период Русско-японской войны. Они отличались рядом оригинальных технических решений. Вместо бензиновых двигателей надводного хода на них впервые в мире были установлены дизели, что позволило резко повысить пожа-ровзрывобезопасность ПЛ. Имелись и другие новшества: концевые сферические переборки прочного корпуса, трубчатые торпедные аппараты наряду с решетчатыми и др. «Акула», например, обладала дальностью плавания, позволявшей дойти от Владивостока до берегов Японии, отличалась хорошей мореходностью и стала прототипом подводных лодок «Морж» (три подводные лодки этого типа вошли в состав Черноморского флота в 1913 г.) и «Барс» (было построено семнадцать таких лодок). Проекты этих кораблей создал И.Г. Бубнов в 1911 году. Тогда же Морское министерство выдало Балтийскому и Невскому заводам, открывшим свои отделения в Николаеве, заказ на постройку шести подводных лодок (три типа «Морж» и три типа «Нарвал») для Черного моря. В 1912 году развернулось строительство 18 подводных лодок типа «Барс» для Балтийского флота, но ввести их в строй к началу Первой мировой войны не удалось.

В августе 1914 года Россия располагала дислоцировавшейся на Балтике бригадой подводных лодок (восемь боевых и три учебных). Из них лишь «Акула» могла считаться боеспособной, остальные, сконструированные еще во время Русско-японской войны, устарели морально, были изношены физически и могли действовать только в Финском заливе. Черноморский флот располагал 4 ПЛ, входившими в отдельный дивизион. 12 подводных судов Россия имела на Тихом океане.

С началом боевых действий ПЛ противоборствующих сторон заявили о себе в полный голос. Так, 22 сентября 1914 года даже устаревшая к этому времени германская подводная лодка 11-9 в течение часа 6 торпедами потопила три британских броненосных крейсера.

Подводные лодки стали кардинально влиять на ход войны на море и заставили воюющие государства пересмотреть свои взгляды на возможности подводных судов и выработать новые приемы их использования. Выходы кораблей в море стали обеспечиваться мерами предосторожности, военно-морские базы и порты защищались сетями, бонами, минами и береговыми средствами обороны.

ВОЙНА выдвинула подводные лодки на первое место в борьбе на морских коммуникациях. Неограниченная подводная война, которую вел германский флот, нанесла огромный ущерб экономике стран Антанты, особенно Великобритании. Это вынудило союзников России ввести с мая 1917 года систему конвоев для обеспечения противолодочной обороны морских коммуникаций.

Все эти процессы в полной мере коснулись и отечественного флота. В первые дни войны русские лодки выходили в Финский залив для потопления кораблей германского флота. 8 сентября 1914 года подводная лодка «Акула» у о. Готска-Сканде совершила первую в истории русского подводного флота торпедную атаку по германскому миноносцу.

Хорошо организованная русским командованием минная оборона и умелое применение подводных лодок помешали германскому флоту в Балтийском море использовать свое преимущество. После нескольких неудачных одиночных попыток большие немецкие корабли не решались показываться у русских берегов. Не в состоянии уклониться от внезапных атак русских ПЛ в сложных навигационных условиях Рижского залива, они отказались от прорыва в его воды и в следующем 1915 году. При этом командующий намеченной операции адмирал Шмидт посчитал, что риск слишком велик.

Эффективной была деятельность на турецких коммуникациях подводных лодок Черноморского флота. Весьма удачными, например, оказались минные постановки, произведенные подводным минным заградителем «Краб»*. Черноморскому флоту принадлежит первенство в осуществлении взаимодействия ПЛ с надводными кораблями. Так, 5 сентября 1915 года подводная лодка «Нерпа» совместно с эсминцами «Пронзительный» и «Дерзкий» вела боевые действия против турецких кораблей.

Результатом практической деятельности русских подводных лодок в годы Первой мировой

* См. подробнее: Воен.-истор. журнал. 2006. № 3. С. 3 обл.

В.В. МАСОРИН. Подводные силы России: основные этапы развития...

войны стали потопленные и захваченные 29 пароходов и 70 шхун. Это наивысший показатель за все последующие войны: 2,4 цели на каждую находившуюся в строю единицу (в боевых действиях участвовала 41 ПЛ).

События 1917 года, потрясшие до основания Российскую Империю, не могли не отразиться на судьбе отечественного военно-морского флота, в том числе и на его подводных силах. Сначала Временное правительство ограничило программу строительства подводных лодок, не отказываясь от соответствующих контрактов, заключенных с США (о покупке ПЛ типа АГ). После же октябрьских событий заказы на создание новой военной техники были поначалу ликвидированы вообще. В связи с этим кораблестроительные заводы, занимаясь разборкой старых военных кораблей (из состава Морских сил решением Совета Труда и Обороны было выведено свыше 900 единиц) и ремонтом оставшихся в составе Балтийского флота (ПЛ осталось 9), вынуждены были сокращать и рабочих, и инженеров.

После Гражданской войны подводные силы нашей страны пришли в бедственное положение: 29 подводных лодок было потеряно, а из оставшихся только 10 имели возможность решать боевые задачи. Судостроение оказалось практически свернуто. Вся работа по установлению необходимости создания новых кораблей и определению возможности этого сосредоточилась тогда в Научно-техническом комитете Морских сил (НТКМ), размещавшемся в здании Главного адмиралтейства. В состав НТКМ входила секция подводного плавания, возглавлявшаяся опытным подводником, в прошлом командиром ПЛ «Почтовый» и «Минога» Александром Николаевичем Гарсоевым. На нее возлагалось руководство всеми проектными и научно-исследовательскими работами в области подводного плавания. Для их выполнения пригласили корабельных и морских инженеров с Балтийского завода, которым было разрешено трудиться в НТКМ в неурочное время. Здесь проходили совещания, на которых подводники из Кронштадта и инженеры решали каким быть в будущем подводному флоту СССР, хотя перспективы его создания оставались по-прежнему неясными.

Положение стало меняться к лучшему лишь в 1925 году, когда после долгих споров и рассмотрения двух альтернативных проектов воссоздания Морских сил наконец начали готовить первую программу строительства военных кораблей. Новая программа была утверждена в ноябре 1926 года. Тогда же на Балтийском заводе, исходя из соображений сохранения секретности, отдел подводного плавания переименовали в «Техническое бюро № 4». Его начальником назначили Б.М. Малинина. Именно им, совместно с К.И. Руберовским, был разработан проект первой серии советских подводных лодок, состоявшей из 6 единиц и получившей название «Декабрист» по имени ее головного корабля. Подводная лодка «Декабрист» была построена на Балтийском заводе в Ленинграде в 1930 году, и это стало началом второго этапа (1930 — начало 1950-х годов) в развитии отечественных подводных сил.

Несмотря на то что ведущие державы мира в то время считали ПЛ оружием слабейшего, к 1938 году было построено почти столько же подводных лодок, сколько в годы Первой мировой вой-

В

Я

ны. Доля Советского Союза в мировом подводном судостроении возросла более чем в 5 раз.

К НАЧАЛУ Великой Отечественной войны в состав флота входило уже 211 подводных лодок, а 95 находились в различных стадиях постройки. Германия имела всего 57 ПЛ, Англия — 69, Франция — 77, США — 99, Италия — 115, Япония — 63. Таким образом, в нашей стране был создан крупнейший в мире подводный флот. По своим основным тактико-техническим элементам советские ПЛ вполне соответствовали своему времени. Однако для советских подводников главным средством обнаружения противника в подводном положении оставался перископ. При этом параметры движения цели и дистанция до нее определялись исключительно глазомерно, а значит, с большими ошибками. Все основные расчеты по выходу в торпедную атаку командир производил в уме. Узким местом во всей системе управления подводными лодками оставалась радиосвязь.

Между тем в зарубежных флотах подводные лодки с 1940 года начали оснащаться новыми техническими средствами связи, освещения обстановки и целеуказания, что заметно повысило эффективность их применения.

Нельзя не сказать о недостатках в боевой подготовке экипажей ПЛ. Дело в том, что командиры лодок находились под излишней опекой в ходе отработки задач в море. Это выражалось в постоянном вмешательстве в их действия командования дивизионов и бригад и в назначении на ПЛ обеспечивающих лиц. Такое положение дел приводило к воспитанию безынициативных и нерешительных командиров со слабыми практическими навыками. Тактические учения и практические торпедные стрельбы выполнялись в упрощенных условиях. Недостаточно отрабатывалась организация совместных действий с другими силами флота. Офицерский состав слабо знал театр военных действий и вероятного противника.

Эти недостатки во многом отражали положение дел в ВМФ и Красной армии в целом и сказались на эффективности действий наших ПЛ в годы войны, особенно в ее первый период.

С началом Великой Отечественной войны советским подводникам приходилось выполнять боевые задачи в стесненных и мелководных районах, в условиях серьезной минной опасности и сильно развитой системы противолодочной обороны противника. Наиболее трудно было действовать на Балтике, где, чтобы выйти в открытое море, приходилось преодолевать узкий и мелководный Финский залив.

С потерей балтийских и крымских баз, а также баз на северо-западном побережье Черного моря появились трудности в развертывании подводных лодок, ухудшились условия их базирования и ремонта. Несмотря на все это, наши подводники действовали активно, решая широкий круг боевых задач.

Наиболее эффективными, как и в годы Первой мировой войны, были действия ПЛ на морских коммуникациях противника. Уничтожая вражеские суда, идущие с подкреплением к линии фронта, и транспорты, перевозящие стратегическое сырье, они не только оказывали содействие войскам на приморских направлениях, но и наносили прямой урон военно-экономическому потенциалу фашистской Германии.

Некоторые удары подводников оказались осо-

ф ВОЕННАЯ ЛЕТОПИСЬ ОТЕЧЕСТВА

Ж

бенно чувствительными для противника. К таким следует отнести атаку подводной лодки К-21 под командованием Героя Советского Союза Николая Александровича Лунина немецкого линкора «Тирпиц», вышедшего с эскадрой на перехват следовавшего в Мурманск конвоя РQ-17. Обнаруженная советской Пл, немецкая эскадра была вынуждена отказаться от выполнения боевой задачи и возвратиться к местам базирования. 30 января 1945 года подводной лодкой С-13 под командованием капитана 3 ранга Александра Ивановича Маринеско (звание Герой Советского Союза присвоено 5 мая 1990 г. посмертно) в Балтийском море был атакован и потоплен лайнер «Вильгельм Густлов» водоизмещением 25 484 т. В этом же походе С-13 потопила еще и военный транспорт «Генерал Штойбен» водоизмещением 14 660 т. Тремя месяцами позже в Данцигской бухте подводной лодкой Л-3 под командованием Героя Советского Союза Владимира Константиновича Коновалова был потоплен транспорт «Гойя» с вражескими солдатами и офицерами на борту.

Подлинными новаторами военно-морского искусства были командиры подводных лодок Герои Советского Союза Григорий Иванович Щедрин, Израиль Ильич Фисанович, Ярослав Константинович Иосселиани, Астан Николаевич Кесаев, Сергей Прокофьевич Лисин и другие.

Всего за годы войны ПЛ совершили более 1000 боевых походов, в ходе которых было потоплено 328 транспортов, 84 боевых корабля, а 45 транспортов и 15 боевых кораблей повреждено. К сожалению, эти результаты доставались дорогой ценой: 90 подводных лодок не возвратились в свои базы.

ВТОРАЯ мировая война дала много полезного для дальнейшего развития отечественных подводных сил. В частности, она показала, что для более слабого флота чуть ли не единственным средством воздействия на противника в океанской зоне являются ПЛ, что даже при изначальном массированном применении подводных сил их успех может носить кратковременный характер и со временем будет парирован разнородными противолодочными силами. Результаты действий подводных сил Германии показали, что они не смогли самостоятельно решить стратегические задачи и не стали альтернативой для сбалансированного флота.

Тем не менее руководство Советского Союза, не имея соответствующих материальных ресурсов для строительства сбалансированных военно-морских сил, в 1950-х годах принимает решение об интенсивном строительстве ПЛ. В строй было введено около 300 дизель-электрических ПЛ с минно-торпедным вооружением. Как и в предвоенные годы, создавались большие, средние и малые подводные лодки, вооруженные торпедами и минами. Было построено 20 больших ПЛ проекта 611; 215 средних проекта 613 и 30 малых проекта 615 и 615А, одна опытная ПЛ проекта 617.

Самой многочисленной в истории отечественного подводного кораблестроения была средняя ПЛ проекта 613. Частично эти лодки были переданы другим странам, некоторое количество их использовалось для испытания ракетного оружия и других систем. С середины 1950-х годов на этих ПЛ наши флоты вышли в Мировой океан. Так, в 1956-м подводная лодка С-87 Тихо-

океанского флота под командованием Валентина Николаевича Поникаровского обошла почти всю северную часть Тихого океана. Затем советские ПЛ освоили другие океанские и многие морские театры.

Заметное событие в истории отечественного флота произошло в 1957 году. Подводная лодка С-144 проекта 613 под командованием Георгия Васильевича Лазарева впервые в истории отечественного флота выполнила стрельбу двумя торпедами с ядерной боевой частью. Происходило это на морском полигоне в районе Новой Земли. Испытания дали ценнейший материал для разработки тактики применения ядерного оружия. Вскоре торпеды с ядерными боевыми частями были включены в штатную загрузку ПЛ отечественного ВМФ. Не меньший подвиг совершил экипаж подводной лодки К-102 проекта 629, выполнивший в октябре 1961 года стрельбу ракетой с ядерной боевой частью по боевому полю Новой Земли. Следует отметить, что это единственный случай в мировой истории. Советским подводникам пришлось овладеть новым по качеству оружием, освоить Арктику и экваториальные зоны,проникнуть в неизведанные глубины океана.

РАЗВИТИЕ отечественных подводных сил с конца 1950-х годов осуществлялось в рамках создания мощного сбалансированного океанского флота. Этот этап и был ознаменован вступлением в строй первой атомной подводной лодки (АПЛ) проекта 627 «Ленинский комсомол». С того времени ПЛ начали вооружать не только торпедами и минами, но и крылатыми и баллистическими ракетами. Основными центрами подводного кораблестроения стали Северное машиностроительное предприятие в Северодвинске, Амурский завод, «Адмиралтейские верфи» и завод «Красное Сормово».

К созданию первой АПЛ приступили в сентябре 1952 года. Группу конструкторов возглавлял Владимир Николаевич Перегудов, ядерщиков — Николай Антонович Доллежаль, а общее руководство всеми работами осуществлял академик Анатолий Петрович Александров. Разработка баллистических ракет морского базирования велась под руководством Сергея Павловича Королева. Первым главным конструктором ПЛ стратегического назначения с баллистическими ракетами был дважды Герой Социалистического Труда академик Николай Никитич Исанин.

На смену ПЛ первого послевоенного поколения пришла беспрецедентная в истории мирового кораблестроения серия АПЛ с баллистическими ракетами. В 1967—1990 гг. под руководством дважды Героя Социалистического Труда академика Сергея Никитовича Ковалева было построено 77 стратегических атомоходов проекта 667А и его модификаций. В начале 70-х годов на АПЛ впервые в мировой практике устанавливаются баллистические ракеты межконтинентальной дальности с разделяющимися боеголовками. Интенсивность ввода в строй РПЛ СН была фантастической. Только в 1971 году на флот поступило 11(!) ракетоносцев, в 1975-м — 9. Именно в этом году был достигнут стратегический паритет с США. Последние ракетоносцы серии (проект 667БДРМ) создавались параллельно с аПл третьего поколения(проект 941).

Вооружение ПЛ крылатыми ракетами также началось с дизель-электрических лодок. Пер-

вый пуск крылатой ракеты состоялся с подводной лодки Б-64 осенью 1957 года (командир корабля — Василий Александрович Евдокимов). Одновременно разрабатывались первые противокорабельные ракеты комплекса П-6, появившиеся на вооружении атомных и дизель-электрических ПЛ первого поколения, построенных в 1963—1968 гг. Исключительная роль в их создании и развитии по праву принадлежит Владимиру Николаевичу Челомею, возглавлявшему машиностроительное научно-производственное объединение. Иностранные флоты стали развивать подобное оружие значительно позже. Стоит отметить, что нашим ученым и специалистам удалось создать практически сразу противокорабельное сверхзвуковое оружие большой дальности действия, сравнимой с глубиной обороны группировок ВМС вероятного противника.

На вооружении отечественных АПЛ второго поколения проектов 670 и 670М, вступивших в строй в 1967—1980 гг., появились тактические ракеты с подводным стартом. С 1980 года флот начал пополняться кораблями третьего поколения проектов 949 и 949А, которые были вооружены сверхзвуковыми противокорабельными ракетами.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ первой отечественной многоцелевой атомной подводной лодки началось в 1952 году. За период с 1958 по 1964 год было построено 14 лодок первого поколения проектов 627, 627А и 645. Второе поколение многоцелевых атомоходов появилось одновременно с АПЛ других классов. В 1967—1978 гг. флоту были переданы 23 лодки проектов 671 и 671 РТ. Многоцелевые атомоходы наряду с торпедным оружием получили первые ракетоторпе-ды. Строительство лодок на базе проекта 671 с постоянно совершенствующимися характеристиками продолжалось до начала 1990-х годов.

В 1983 году начались испытания опытной титановой многоцелевой АПЛ проекта 685 («Комсомолец»), по глубине погружения превосходившей любую другую боевую подлодку в мире. Однако трагическая гибель «Комсомольца» прервала смелый эксперимент. Третье поколение многоцелевых АПЛ появилось в середине 1980-х годов. До последнего времени параллельно строились многоцелевые атомоходы проектов 971, 945 и 945А с корпусами из титановых и стальных сплавов.

Если говорить о многоцелевых дизель-электрических ПЛ, то с начала 1960-х годов в Советском Союзе строились в основном большие лодки. До 1983 года для ВМФ СССР и на экспорт было построено 75 больших подводных лодок проекта 641 и его модификаций, в 1972— 1980 гг. — 18 больших подводных лодок проекта 641Б. В 1980 году их сменили дизель-электрические ПЛ третьего поколения проекта 877 и его модификаций.

В 1964 году ВМФ приступил к несению боевой службы, что явилось новой оперативной формой применения сил флота в мирное время. С 1967 года, когда была введена система цикличного использования подводных сил, боевая служба превратилась в высшую форму поддержания боеготовности ВМФ. Именно подводные силы играли наиболее заметную роль в решении задач боевой службы. За период с 1965 по 2000 год ПЛ совершили 3800 походов на боевую

_ В

Я

службу, из них около трети (1300 походов) выполнено ПЛ стратегического назначения, почти четверть (900 походов) — многоцелевыми АПЛ и немногим более 40 проц. (1600 походов) — дизельными ПЛ. С 1965 по 1995 год разнородными противолодочными силами обнаружено более полутора тысяч иностранных АПЛ, из них около 60 проц. приходится на долю подводных лодок. При этом наибольшая часть обнаружений (более 80 проц.) принадлежит дизельным ПЛ. За этот же период суммарное время слежения за иностранными субмаринами составило около 380 суток, большая часть которого (65 проц.) приходится на АПЛ.

Впервые контакт с иностранной АПЛ установила подводная лодка К-11 (командир капитан 2 ранга Ю.Н. Калашников) в 1961 году. С этого момента началось развитие искусства поиска и ведения скрытного слежения за АПЛ стран НАТО в готовности к их уничтожению — одной из главных составляющих «холодной войны» на море. Наиболее значительных успехов в этом противостоянии добились подводные лодки под командованием А.П. Михайловского, С.К. Басова, Ю.К. Шамшура, Ю.П. Авдейчика, В.В. Головко, В.Г. До-паткрша.

И все же главным фактором, сдерживающим агрессию, было решение задачи боевого патрулирования отечественными ракетоносцами. Возможный уровень реализации ими своего ударного потенциала был довольно значительным. Существенным негативом в действиях стратегических ПЛ была недостаточная скрытность действий, связанная в основном с повышенной шумностью, а также техническое отставание системы управления силами.

В настоящее время основу морских стратегических ядерных сил России составляют ракетные подводные лодки стратегического назначения (РПЛ СН).

В состав морских сил общего назначения входят многоцелевые АПЛ с крылатыми ракетами проекта 949А, с торпедным вооружением — проектов 971, 945, 671 ртм и дизель-электрические ПЛ проекта 877. Ведется строительство подводных лодок четвертого поколения. Современный этап можно охарактеризовать, как этап формирования перспективного облика ВМФ, в том числе его подводных сил. В этих условиях огромную роль играет правильный выбор направлений развития подводных лодок и выработка оперативно-тактических требований к ним. Эффективное развитие современного кораблестроения и создание качественно новых ПЛ возможно только при использовании более совершенных технологий и принципиально иных решений при проектировании корабля, систем его вооружения, целеуказания и освещения обстановки. Поскольку береговая инфраструктура развита слабо, необходимо разрабатывать механизмы и системы вооружения с большим моторесурсом, с возможностью их ремонта вне заводских условий.

Сегодня подводные силы России — наиболее боеготовый, нацеленный на обеспечение национальной безопасности России с морских направлений род сил ВМФ. Моряки-подводники гордятся славными делами своих предшественников, а также тем, что им самим досталась нелегкая, но почетная миссия охранять подводные рубежи нашей Родины.

Адмирал В.В. МАСОРИН

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.