ПОДВОДНО-АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗВЕДКИ ЦЕНТРА ЕГИПТОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ РАН В АЛЕКСАНДРИИ, ЕГИПЕТ
к.г.н. Белов А.А. (Москва, Центр египтологических исследований РАН)
In the first century BC, Alexandria was called by Strabo "the largest emporium of the inhabited world". To a great extent, this characterisation was owing to the well-conceived ports of the city. While the port structures of the Great Harbour are the focus of an extensive research since 1992, this is not the case of the western port of ancient Alexandria — the port of Eunostos. However the latter had a primary role in the international trade. The port of Eunostos has been studied for the last time at the very beginning of the 20th century and these studies are very far from being exhaustive. The Supreme Council for Antiquities (SCA) of Arab Republic of Egypt has allocated an extensive part of the Alexandrian coast for research by the Center for Egyptological Studies of the Russian Academy of Sciences (CES RAS). This area expands from El Anfushi to El Agami and includes the water area of the ancient port of Eunostos and the region of Ras-el-Tin where G. Jondet had observed the remains of an important breakwater in 1911 — 1916. During the survey in 2007, this extensive breakwater was rediscovered by the team of CES RAS. The meteorological data for the region of Alexandria shows that the north-western wind dominates in summer, the season during which the absolute majority of sea voyages were carried out in Antiquity. Therefore the breakwater that was discovered
by G. Jondet was of utmost importance for the port of Eunostos, otherwise too exposed to the north-western wind and swell. The project of CES RAS implies the precise charting of the breakwater (designated as the "Ras-el-Tin" breakwater) and the subsequent analysis of its structure by diving methods. The remains of ancient buildings on the submerged coast of the Pharos Island (modern peninsula of Ras-el-Tin) will be studied and charted as well. The results of the project that is planned to last for a period of 2 years will be published by CES RAS in a separate monograph. About 11.8 km2 were covered by side-scan sonar surveys that are aimed at the discovery of ancient shipwrecks. Sixty-five anomalies identified so far will be verified during the next season that is planned on April-May 2014.
В древности выбор места для создания удобного порта на средиземноморском побережье Египта был весьма затруднителен. Следует принять во внимание, что низкое побережье изобиловало мелями и рифами, в то время как район дельты Нила представлял собой настоящий лабиринт из второстепенных каналов и мелководных лагун, расположенных между основными рукавами реки. В самом конце XX века в заливе Абукир были обнаружены два затонувших города. Один из них — Гераклеон-Тонис1 — с VIII века до н.э. выполнял функцию основного египетского порта, отвечающего также и за сбор таможенных пошлин со всех иностранных судов, поднимающихся вверх по Нилу. Город располагался в лагуне, связанной с гераклейским рукавом реки посредством канала2. Топография города очень сложна и характеризуется наличием многочисленных островов, каналов и внутренних водоемов.
В природном отношении район Александрии гораздо лучше подходил для создания крупного эмпория. Преимущества географического положения Александрии описаны у Страбона3. Можно подчеркнуть, что остров Фарос прикрывал значительную часть побережья от доминирующих ветров северных румбов, в то время как сравнительно мягкие коренные породы позволяли строить даже «искусственно выкопанные и скрытые гавани».4 Кроме того, остров Фарос делил подветренную акваторию на две части, таким образом, предоставляя возможность строительства сразу двух портов, что значительно уменьшало зависимость навигации от направления
ветра.5 Александр Македонский, основавший Александрию в 332 г. до н.э. не был, однако же, первооткрывателем преимуществ этого побережья. Поселение Ракотис существовало здесь еще в династическое время, а остров Фарос был известен греческим мореплавателям, по крайней мере, с VIII века до. н.э.6
В I веке до н.э. Александрия уже являлась, по словам Страбо-на, «самым большим портом обитаемого мира».7 Дамба Гептаста-дия разделяла порт Александрии на две сообщающиеся между собой гавани: на Большую гавань (Megas limen) к востоку и на гавань Эвноста (Eunostos limen) к юго-западу от острова Фарос. В ходе раскопок первой из них были обнаружены многочисленные остатки портовых структур и общественных зданий на глубинах от 1 до 8 метров.8
В отличие от Большой гавани, используемой сегодня только для рыболовных и прогулочных судов небольших размеров, акватория Эвноста была полностью поглощена современным Западным портом, через который проходит основной поток торговых судов и где также сосредоточена часть сил египетского ВМФ. Таким образом, работы на акватории самого порта представляются совершенно невозможными.9 К счастью, данный вывод не относится к внешним портовым структурам.
Центр египтологических исследований Российской академии наук (ЦЕИ РАН) был приглашен Высшим советом по древностям Арабской Республики Египет (SCA) для выполнения подводно-археологических разведок на обширной акватории, простирающейся от мыса Анфуши на востоке до мыса Агами на западе (рис.1).
За вычетом акватории Западного порта и судового хода, район разведок имеет площадь порядка 30 км2 и располагается на глубинах от 1 до 40 метров. Прибрежная зона характеризуется наличием многочисленных рифов. До глубин порядка 20—25 метров дно представляет собой преимущественно карбонатные корки цементации (бич-рок, от англ. beachrock), на больших глубинах корки сменяются песком. Метеорологические условия для проведения работ оптимальны весной (апрель-май) и осенью (сентябрь-октябрь). При отсутствии сильного волнения горизонтальная видимость на глубине в среднем составляет 8—10 метров. В силу того, что район разведки полностью открыт для волнения открытого моря, работы в
Рис. 1. Район работ ЦЕИ РАН в Александрии
прибрежной зоне, а также с аппаратурой судового базирования возможны далеко не всегда.
Помимо описания Страбона гавань Эвноста упоминается и в нескольких других источниках, однако следует отметить, что большинство известных описаний все-таки касаются Большой гавани.10 В 1911 — 1915 годах французский инженер Гастон Жондэ, ответственный за перестройку Западного порта, провел весьма подробное изучение остатков древних гаваней Александрии.11 В частности, им была создана карта древних портовых сооружений, протянувшихся от форта Кейт-Бей до полуострова Рас-эль-Тин (рис. 2).
Безусловная заслуга Г. Жонде состоит в том, что он собрал ценную информацию до создания современных портов, однако доступные ему методы исследования были весьма ограниченными. Большая часть наблюдений и измерений была выполнена с поверхности
и лишь на отдельных участках применялись тяжелые водолазы, далекие от археологической практики. Не удивительно, что многие из заключений Жондэ на поверку оказались слишком поспешными. Так, было установлено, что многие из искусственных портовых сооружений, показанных на его карте, на самом деле являются лишь природными образованиями.12
Таким образом, первое стратегическое направление работ ЦЕИ РАН в Александрии, направленное на изучение прибрежной зоны, подразумевает проверку данных Г. Жондэ, картирование и изучение обнаруженных портовых структур с помощью современных методов. В ЦЕИ РАН подготовлена геоинформационная система (ГИС), которая на данном этапе уже включает в себя исторические карты порта XVII—XIX вв., карты съемок Г. Жондэ, современные навигационные карты, космические снимки, а также карты, построенные по результатам съемок гидролокатором бокового обзора.
Глубины в прибрежной части исследуемой акватории не превышают 10 метров, что позволяет использовать данные космических снимков. Повышение уровня моря со времен античности оценивается в 7—8 метров, таким образом, значительная часть древнего побережья острова Фарос оказалась под водой и соответствует современному заливу Анфуши (рис. 3).
Помимо портовых структур Г. Жондэ были также зафиксированы остатки фундаментов нескольких зданий в прибрежной зоне у полуострова Рас-эль-Тин и изучение этих памятников включено в цели экспедиции (рис. 4).
Существование мощного древнего волнолома (волнолом Рас-эль-Тин), протянувшегося с северо-востока на юго-запад, было подтверждено в ходе разведочных погружений осенью 2007 года. Волнолом, состоявший из двух рядов известняковых блоков размером порядка 2.0 х 1.5—2.0 х 0.8—1.0 м с забутовкой, был построен на фундаменте из природных рифов и, возможно, опирался на скалу Абу-Бакар на юго-западе. Сегодня основание волнолома находится на глубине 8—10 метров, в то время как его верхняя часть немного не доходит до поверхности (1.0—1.5 метра). Поскольку в районе Александрии господствующим ветром был северо-западный, волнолом был призван защитить гавань Эвноста от ветра и волнения именно этого направления (рис. 5).
Рис. 3. Залив Анфуши на космическом снимке. Видны рифы и остатки искусственных сооружений под водой в левом нижнем углу снимка
Рис. 4. План западной части полуострова Рас-эль-Тин, составленный Г. Жондэ, 1916
Рис. 5. Схема расположения древнего волнолома гавани Эвноста
В ходе дальнейших исследований предполагается нанести волнолом на карту с помощью системы DGPS установленной на малом плавсредстве, а также выполнить поперечный разрез для выяснения внутренней структуры волнолома.
Ко второму стратегическому направлению работ ЦЕИ РАН относится поиск кораблекрушений в районе рифов у мыса Агами и на внешнем рейде древнего порта. В навигационном отношении порт Александрии был достаточно сложным для захода.13 Вполне вероятно, что кораблекрушения были не редкостью и здесь будет уместно процитировать следующие слова Филона Александрийского (13—50 гг. н.э.):
«Со многими людьми случалось не раз, что после того как пересекли они благополучно широкие водные пространства при ветре, благоприятствующем им в течение всего плавания, и готовились уже отдать якорь, как вдруг в самой гавани терпели они нежданное бедствие».14
В подтверждение этих слов можно привести находку в 1998 году Европейским институтом подводной археологии (IEASM) на акватории Большой гавани римского торгового судна датируемого I в.
до н.э. — I в. н.э.15 Несколько античных кораблекрушений были обнаружены Центром александрийских исследований (CEA) на рейде александрийского порта, к северу от форта Кейт-Бей.16 Примечательно, что данный район граничит с акваторией, выделенной для работ ЦЕИ РАН.
С целью обнаружения древних кораблекрушений в 2011 — 2013 гг. ЦЕИ РАН был выполнен ряд съемок гидролокатором бокового обзора (ГРЛ). Районы первых двух съемок располагались на глубинах от 20 до 30 метров на песчаном дне, что увеличивает вероятность обнаружения. Остальные две съемки производились на глубинах от 6 до 18 метров. Работа выполнялась с помощью ГРЛ Klein-3000. Общая площадь отснятой акватории составила 11.8 км2 и по результатом съемок было выделено 65 аномалий. Начало работ по разведке данных точек планируется на ближайший сезон экспедиции, который состоится в апреле-мае 2014 года.
Список литературы
Страбон География в 17 книгах. Пер. Стратановского Г. А. М.: Наука. 1964.
Belova G.A., Ivanov S. Russian underwater archaeological mission to Alexandria. Final report on the first season. Cairo, 2003. Belova G.A. Russian underwater archaeological mission to Alexandria. Final
report on the second season. Cairo, 2007. Belov A.A. Navigational aspects of calling to the Great Harbour of Alexandria,
М.: ЦЕИ РАН, в печати. Bernahd A. Testimonia selecta de portu Magno et palatiis Alexandriae ad Aegyptum e scriptoribus antiquis excerpta in Goddio F., ed, Alexandria. The Submerged Royal Quarters. London, 1998. Empereur J.-Y., Les fouilles sous-marine du CNRS à Alexandrie (Egypte).
Athens, 2002. P 325-334. Empereur J.-Y., Travaux récentes dans la capitale des Ptolémées. Paris, 1999.
Goddio F. The Topography and the excavation of Heracleion-Thonis and East
Canopus (1996-2006). Oxford, 2007. Goddio F., ed., Alexandria. The Submerged Royal Quarters. London, 1998.
Goddio F., Fabe D. The Development and Operation of the Portus Magnus in Alexandria: an Overview in Robinson, D. ed. Alexandria City and Harbour and The Trade and Topography of Egypt's North-West Delta: 8th century BCE to 8th century CE. Oxford, 2010.
Jondet G. Atlas Historique de la ville et des ports d'Alexandrie. Le Caire, 1921.
Jondet G. Le port d'Alexandrie. Le Caire, 1912.
Jondet G. Les ports submergés de l'ancienne île de Pharos. Le Caire, 1916.
Nibbi A. Rakotis on the Shore of the Great Green of the Haunebut // Gottinger Miszellen. 1983. Vol. 69. P. 69-80.
Philo, De somniis, trans. F.H. Colson, The Loeb Classical Library, V, Cambridge, 1958.
Robert L. Ports grecs // Hellenica. 1960. Vol. 11-12.
Sandrin P., Belov A., Fabre D. The Roman Shipwreck of Antirhodos Island in the Portus Magnus of Alexandria, Egypt // International Journal of Nautical Archaeology. 2013. Vol. 42. No. 1. P. 44-59.
Примечания
1 Гераклей в «Географии» Страбона (Книга XVII.I.4, C.788) в переводе Г.А. Стратановского. М.: Наука. 1964.
2 Goddio F. The Topography and the excavation of Heracleion-Thonis and East Canopus (1996-2006). Oxford, 2007.
3 География, XVII.I. 6-7, 13. С. 793-798.
4 Там же, XVII.I. 9.
5 Данный принцип часто использовался греками при постройке портов. См. Robert L. Ports grecs // Hellenica. 1960. Vol. 11-12.
6 Nibbi A. Rakotis on the Shore of the Great Green of the Haunebut // Gottinger Miszellen. 1983. Vol. 69. P. 69-80. Гомер, Одиссея, IV. 354369. Некоторые из портовых сооружений Большого порта Александрии, безусловно, относятся к династическому периоду. См. Goddio F., Fabre D. The Development and Operation of the Portus Magnus in Alexandria: an Overview in Robinson, D. ed. Alexandria City and Harbour and The Trade and Topography of Egypt's North-West Delta: 8th century BCE to 8th century CE. Oxford, 2010.
7 География, XVII.I.13. С.798.
8 GoddioF., ed., Alexandria. The Submerged Royal Quarters. London, 1998.
9 Это заключение было сделано после разведочных погружений на акватории порта. Belova G.A., Ivanov S. Russian underwater archaeological mission to Alexandria. Final report on the first season. Cairo, 2003.
10 Bernand A. Testimonia selecta de portu Magno et palatiis Alexandriae ad Aegyptum e scriptoribus antiquis excerpta in Goddio F., ed, Alexandria. The Submerged Royal Quarters. London, 1998.
11 Jondet G. Le port d'Alexandrie. Le Caire, 1912; Jondet G. Les ports submergés de l'ancienne île de Pharos. Le Caire, 1916; Jondet G. Atlas Historique de la ville et des ports d'Alexandrie. Le Caire, 1921.
12 Belova G.A. Russian underwater archaeological mission to Alexandria. Final report on the second season. Cairo, 2007.
13 Иосиф Флавий, Иудейская война, IV. 612. Вопросы захода и стоянки судов в Большой гавани Александрии рассматриваются в Belov A. Navigational aspects of calling to the Great Harbour of Alexandria, М.: ЦЕИ РАН, в печати.
14 Philo, De somniis, II.143, trans. F.H. Colson, The Loeb Classical Library, V, Cambridge, 1958.
15 Sandrin P., Belov A., Fabre D.The Roman Shipwreck of Antirhodos Island in the Portus Magnus of Alexandria, Egypt // International Journal of Nautical Archaeology. 2013. Vol. 42. No. 1. P. 44-59.
16 Empereur J.-Y., Travaux récentes dans la capitale des Ptolémées. Paris, 1999. P. 29; Empereur J.-Y., Les fouilles sous-marine du CNRS à Alexandrie (Egypte). Athens, 2002. P. 325-334.