войны и достижении победы. Россия одной из первых стран в состав своих вооруженных сил ввела военно-воздушные силы, это произошло 12 августа 1912 г. Издается приказ № 397, согласно которому вводился в действие штат воздухоплавательной части в Главное управление Генерального штаба. С этого дня и начинается история ВВС России.
За счет усиленного финансирования авиации, Россия достаточно быстро поднялась на мировой арене. Игорь Сикорский (1889-1972) создал первый в мире тяжелый четырехмоторный самолет «Русский витязь», который поднялся в воздух 23 июля 1914 г. и других. Но наряду с достижениями были и недочеты, такие как отсутствие централизованного управления, низкая подготовка летного состава. При всем этом в период Первой мировой войны (1914-1918) авиация показала себя как наиболее мобильное средство разведки и как новое средство огневого поражения - поражения с воздуха. К началу войны авиация имела 263 военных самолета, а к концу была уже самостоятельным родом войск, включавшим в себя разведывательную (РА, 45,3 %), истребительную (ИА, 40,1 %), бомбардировочную (БА, 14,6 %) авиацию. Ее боевой состав насчитывал 1039 самолетов. Воздушное пространство превратилось в третью географическую сферу вооруженной борьбы.
26 декабря 1917 г. учреждается Всероссийская коллегия по управлению воздушным флотом Советской республики, который в последующем стал называться Рабоче-крестьянским воздушным флотом (РКК ВФ), а с апреля 1924 г. - Военно-воздушными силами Рабоче-крестьянской Красной Армии (ВВС РККА). Руководство РККА было в основном из бывшей царской элиты. Это конечно способствовало накоплению боевого опыта, но ее недостаточная образованность в специальных вопросах, сильно тревожила Сталина и по этому, дабы улучшить ситуацию Сталин провел чистки в рядах армии в 1937-1938гг. в результате чего на высшей руководящей должности остался лишь Народный комиссар обороны, все же остальные должности были заняты специалистами в результате чего уровень образованности офицеров значительно вырос. Но недостаток военного опыта и стратегии привел к значительным потерям в первые дни вели-
кой отечественной войны. За 2 часа первого массированного удара немецкой авиации было уничтожено 70 % всей пограничной авиации СССР. Учитывая горький опыт первого периода противоборства СССР с гитлеровской Германией и ее сателлитами, Ставка Верховного главнокомандования 5 мая 1942 г. ввела централизованное управление объединениями ВВС РККА, вновь сформировав воздушные армии на базе ВВС военных округов, ВВС общевойсковых армий и авиации корпусов. В тот же период было организованно так называемое «Дело авиаторов» суть которого заключалась якобы в недовольством летного состава качеством поставляемых самолетов, в результате чего многие ведущие конструкторы были сосланы и отведены от дел. Это сильно ударило по разработке и доработке техники, что еще больше снизило ее качество. Но все же централизация и приобретение боевого опыта, а так же наращивание производства летной техники дало возможность дать отпор летчикам фашистской Германии. К 1943 г. наше положение в небе было не чуть не хуже чем у Германии, даже напротив наши пилоты выигрывали во многих сражениях.
По завершению войны многие конструкторские бюро начали выпускать и гражданские самолеты, таки как КБ Туполева, Илюшина и другие. В послевоенные годы разработка авиационной военной и гражданской техники шла полным ходом. Этому способствовала идущая между США и СССР холодная война. Но в 1958 г. в СССР появляется морская ракетоносная авиация (МРА) которая начала замещать классическую авиацию, приводя к снижению разработок в этой сфере. В связи с этим в 1960-е гг. первым секретарем ЦК КПСС Никитой Хрущевым была практически уничтожена бомбардировочная авиация. С этого события и наступил медленный но верный развал Российской авиации. В последующие годы наши КБ разрабатывали все меньше и меньше новой техники. Начиная с прихода Горбачева Михаила Сергеевича Генерального секретаря ЦК КПСС начинается абсолютный развал авиации России продлившийся вплоть до 2010 г.
© Пчелин И. Л., Сидоров И. Т., 2011
УДК 341. 229
А. Г. Пятков Научный руководитель - А. С. Алексишин Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ПОДВИЖНИЧЕСТВО С. П. КОРОЛЕВА. ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ
Раскрывается подвижничество Королева, его роль в развитии космонавтики и влияние на общество.
Чтобы понять подвижничество Королева, нужно для начала, понять, что такое вообще подвижничество. Подвижничество - это длительное, последовательное действие, основная идея которого - гармонизация общественной жизни, результатом чего являет-
ся уничтожение социальной энтропии, характерной для вырожденного состояния общества [1]. Нередко подвижники посвящают всю свою жизнь реализации той или иной цели. Подвижники - выдающиеся личности, обладающие талантами в какой-либо области,
Секция «Философия космоса и космонавтики: перспективы развития в XXI веке»
ставшие в своей сфере деятельности не только определённым символом эпохи, но и совершившие высочайший личный подвиг, они вели других на великие дела ради истинного блага Отечества [1]. Одним из примеров русского подвижничества является Сергей Павлович Королев.
С детства Сергей Королев заинтересовался авиацией, но его увлечение авиацией было не просто увлечением молодости. Оно возникло из прекрасной убежденности в том, что свободный народ может и должен преодолеть исконную унизительную отсталость и сделать это быстро. Оно подкреплялось ясным сознанием необходимости укреплять оборону своей страны. Личность Королева во многом сложилась уже по окончанию Московского высшего училища имени Н. Э. Баумана. Твердость в характере, хорошие организационные навыки, увлеченность своим делом вплоть до самопожертвования, неиссякаемое стремление вперед - явные черты Королева. Кажется, будто это о Королеве писал Карл Маркс: «Недостаточно, чтобы мысль стремилась к воплощению в действительность, сама действительность должна стремиться к мысли». Сложно переоценить вклад Королева в становление ракетостроения. Именно этот человек стоял у истоков таких знаменательных для ракетостроения ракет, как Р-1, Р-5, Р-11, Р-7 [2; 3] Он не покладая рук, без сна и отдыха, жертвовал личной жизнью, всем своим временем и здоровьем на продвижение нашей страны, нашего ракетостроения в лидирующие мировые позиции. При этом его труды и достижения вдохновили и еще будут вдохновлять остальных ученых. Его воля и стремление зажигает этот огонь и в других.
Однако еще более значим вклад Королева в развитие космонавтики. Еще до испытаний ракеты Р-7 Королев предлагал правительству вывести в космос при помощи ракеты Р-7 искусственного спутника Земли. Правительство поддержало эту инициативу. Что конкретно мог дать спутник, мало кто знал, но что все новое рождает новое, и спутник даст новые открытия понимали все. Однако «Объект-Д», известный как третий советский искусственный спутник Земли, -«летающая лаборатория», - стартовал лишь 15 мая 1958 года, т. е. через три с половиной месяца после американского спутника «Эксплорер-1» [4]. Хотя именно «Объект-Д» планировался правительством СССР как первый спутник. И пусть американский спутник весил всего 14 килограммов - никто бы не вспоминал его вес,- он был бы первым! Королёв понимал это и не допустил такого. Он был уверен, что маленький простейший спутник можно было бы сделать своими силами, с минимальным количеством смежников. И история показала, что этот расчет был абсолютно верен. О том, что у Земли существуют радиационные пояса, никто тогда не знал, Королев не был уверен и в том, пощадят ли микрометеориты его полированный шар, справятся ли вентиляторы с отводом тепла, сохранится ли герметичность шара после вибраций на активном участке. Сейчас часто используют крылатое выражение «полет в неизвестное». Вот тогда это был действительно полет в абсолютно неизвестное: ничего более неизвестного не было с тех пор,
как человек начал летать. Первый в мире искусственный спутник стартовал 4 октября 1957 года. С выводом его начался штурм космоса. И первой страной, проложившей дорогу в космическое пространство, явилась наша страна. 1957-1960 годы были поистине золотыми для Королёва и для нашей страны. Никогда так много и так вдохновенно не трудились люди.
Непременное правило для всякого нового космического старта, которое все время и везде подчеркивал Королев - каждый последующий полет должен быть сложнее предыдущего.
Королев проводил пропаганду своих идей среди ученых [4]. Увлекая ученых, Королёв давал им возможность делать великие открытия. К примеру, пройдет несколько лет, и запуск третьего спутника принесет Физику Вернову Сергею Николаевичу славу, всемирную известность, Ленинскую премию, звание академика и приведет его к главному итогу всей его жизни - открытию внешней зоны радиационного пояса Земли. Таким образом, Королев не только сам был полон идей, но ему удалось повернуть к космосу и академические умы, «растормошить» общество.
Королев всегда был человеком, который, стремясь к выбранной цели, несся к ней, сокрушая все на своем пути и ни на секунду не спуская с нее глаз. Бесценен вклад Королева и в полет Гагарина. Этот полет был, прежде всего, выражением воли Королёва, ожиданием победы, которой он посвятил всю свою жизнь.
Однако весьма интересно, что входя в избранный круг научно-технической элиты страны, Королев не был богат. Королев не умел отдыхать. На отдыхе чувствовал себя не в своей родной стихии. В отпуске он бывал, но часто тяготился отдыхом. Уже через несколько дней начинались телефонные звонки в Москву, из Москвы. Случалось, что рядом отдыхали «свои» и не говорить с ними о делах он не мог. Королев не следил за модой, к одежде был довольно равнодушен. Королев никогда не «вкладывал деньги» в произведения искусства. Он получал удовольствие от вещей вне зависимости от их цены. Ничего не собирал, не коллекционировал. Мебель в его доме была хорошая, но не антикварная. Посуда красивая, но не драгоценная. Библиотека большая, но не редкая. К деньгам относился спокойно. Хотя, была у Королева одна действительно дорогая вещь. Из Германии он привез трофей - дорогое ружье. Но и его он подарил другу хирургу Вишневскому [4]. И все это только больше подчеркивает натуру Королева и то, какой подвиг он сделал. Сергей Павлович Королев - безусловно выдающаяся личность, он стал не только символом эпохи развития космонавтики, но и совершил высочайший личный подвиг, повел других на великие дела ради истинного блага Отечества. Его жизнь вместила две революции, две мировые войны, каторгу, тюрьму и великую безликую славу. Пройти все это, сохранив свое «я», не отступаясь от мечты, которая настигла его в юные годы, способен был только уникальный характер, величайший подвижник. Чтобы ни случилось, интерес к личности Сергея Павловича Королева останется долгие годы.
Библиографические ссылки
1. Маслова О. В. Основные состояния общества и деятельностные формы их детерминации : моногр. ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2005.
2. Гупалов В. К., Гринин Б. И., Друшляк В. Ф. Щит и меч Родины. Красноярск : Платина, 2002.
3. Качур П. И. Ракетчики подводных глубин. М. : РТСофт, 2008.
4. Голованов Я. К. Королев: факты и мифы. М. : Наука, 1994.
© Пятков А. Г., Алексишин А. С., 2011
УДК 338.3.001.76
Ю. В. Русина Научный руководитель - Е. Ю. Алексеева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ ИННОВАЦИИ
Проблема определения понятия инновации является ключевой в вопросе финансирования интеллектуального этапа ее инициализации. Федеральный закон не уделяет должного внимания определению интеллектуальной собственности, что объясняет отсутствие интереса у инвесторов. Способ привлечения вложений в эту сферу послужит оценка интеллектуальной собственности в процессе разработки инноваций.
На сегодняшний день фирмы находятся в постоянной конкурентной борьбе, и выжить любая фирма может только за счет открытий, достижений, собственно с помощью внедрения инноваций.
Инновации являются естественным следствием человеческой потребности к выдвижению и претворению новых идей, и именно инновации могут выигрышным образом изменить жизнь компании и вывести ее в лидеры отрасли [1].
Инновационная деятельность осуществляется во всех отраслях экономики: производстве, сфере услуг, государственном управлении, социальной сфере и даже в частных домохозяйствах.
Определение состава инновации затруднено тем, что большинство продуктов и, конечно, процессов, их создающих, являются сложными системами.
Инновациям дают разные определения и большинство людей до сих пор определяют их как различные категории, но все, же общим является понимание того, что инновация - это результат деятельности человека. Инновационная деятельность всегда будет актуальным вопросом, поскольку это всегда новшества и развитие, способствующее внедрению новых идей и прогрессу общества в целом, поэтому нужно отдать им должное и четко понимать, что подразумевается под этим термином. Инновации находятся в сердцевине экономического прогресса, это его непосредственный источник развития.
Правительство РФ определяет инновации исключительно как продукт инновационной деятельности, не включая в определение сам процесс создания и реализации идеи, инициируемой каким-то конкретным человеком или группой лиц [4]. Так Азгальдов и Костин в своей работе «Интеллектуальная собственность, инновации и квалиметрия» определяют инновации, как интеллектуальную деятельность [2]. Процесс создания инноваций это одна большая цепочка взаимосвязанных действий, начиная от создателя и заканчивая результатом, разрывать эти звенья не логично. Но в законодательной базе РФ эти моменты
практики создания инноваций не упоминаются. Но не стоит забывать, что любую идею в первую очередь создал человек. Результат интеллектуальной деятельности - это и есть некая инновация, но, не используя свои интеллектуальные способности, человек бы не создал идею. Это замкнутый круг, который наше правительство разрывает своим определением. Тем самым внося непонимание в определение инноваций. Из вышесказанного следует, что в инновацию стоит включать не только результаты материального труда, создание новшеств в технике и производстве, но это и результат интеллектуальной деятельности человека.
Стоит привести определение понятью интеллектуальная собственность. Интеллектуальные права или право интеллектуальной собственности - юридический термин, обозначающий совокупность прав, предоставляемых неким лицам, на интеллектуальную собственность, т. е. объекты нематериальной природы. Прежде всего, термин подразумевает временное обладание авторскими и смежными правами, обладание действующими свидетельствами на товарные знаки, и действующими патентами. В России с 1 января 2008 г. вступила в силу Часть 4 Гражданского Кодекса (в соответствии с федеральным законом от 18.12.2006 № 231-ФЗ), раздел VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации», который определяет интеллектуальную собственность как список результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которым предоставляется правовая охрана [3].
На основании данного закона можно сделать вывод о том, что защита предоставляется только конечному продукту интеллектуальной деятельности, то есть материальному. Защита же всего процесса создания инновационного продукта не обеспечена государством.
Так же как и защита, финансирование процесса инициализации инновации не обеспечена правовым законодательством. Отсюда следует и проблема финансирования всего жизненного цикла инновации, который состоит из четырех стадий: