Научная статья на тему 'Подвигу твоему, Ленинград! (к 70-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады и 10-летию Всероссийской акции «Блокадная парта» посвящается)'

Подвигу твоему, Ленинград! (к 70-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады и 10-летию Всероссийской акции «Блокадная парта» посвящается) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
641
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕНИНГРАД / БЛОКАДА / УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / ПОИСКОВАЯ РАБОТА / МЕМОРИАЛЬНАЯ ПЛИТА / LENINGRAD / BLOCKADE / EDUCATIONAL AND RESEARCH WORK / SEARCH WORK / MEMORIAL PLATE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сущенко Екатерина Алексеевна

В статье представлены воспоминания о блокадном Ленинграде, о работе школ в годы Великой Отечественной войны. Описан опыт учебно-исследовательской и поисковой работы учащихся гимназии № 177 г. Санкт-Петербург. Представлены результаты учебно-исследовательской и поисковой работы школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To your feat, Leningrad! (It is devoted to the 70th anniversary of Leningrad liberation from fascist blockade and to the 10th anniversary of the All-Russian action "Blockade School Desk")

In the article one can find memories of the sieged Leningrad, of schools work in days of the Great Patriotic War. There is described the experience of educational, research and search work of the pupils, studying in Gymnasium No. 177, Saint-Petersburg. There are mentioned the results of educational, research and search work of the pupils.

Текст научной работы на тему «Подвигу твоему, Ленинград! (к 70-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады и 10-летию Всероссийской акции «Блокадная парта» посвящается)»

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УДК 908; 371.233.4

Е. Сущенко

ПОДВИГУ ТВОЕМУ, ЛЕНИНГРАД! (К 70-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады и 10-летию Всероссийской акции «Блокадная парта» посвящается)

Достойны стихов и музыки барда Блокадная школа, блокадная парта.

Л. Залозина

В статье представлены воспоминания о блокадном Ленинграде, о работе школ в годы Великой Отечественной войны. Описан опыт учебно-исследовательской и поисковой работы учащихся гимназии № 177 г. Санкт-Петербург. Представлены результаты учебно-исследовательской и поисковой работы школьников.

In the article one can find memories of the sieged Leningrad, of schools work in days of the Great Patriotic War. There is described the experience of educational, research and search work of the pupils, studying in Gymnasium No. 177, Saint-Petersburg. There are mentioned the results of educational, research and search work of the pupils.

Ключевые слова: Ленинград, блокада, учебно-исследовательская работа, поисковая работа, мемориальная плита.

Keywords: Leningrad, blockade, educational and research work, search work, memorial plate.

27 января 2014 г. исполняется 70 лет со дня великого события в жизни нашего города - полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

Это священная дата для каждого из нас. 900-дневная блокада Ленинграда - трагическая и в то же время героическая страница нашей истории. На долю защитников и жителей города выпали немыслимые испытания - голод, холод, артиллерийские обстрелы и бомбардировки. Но Ленинград выстоял и победил, явив миру бес-

примерный подвиг человеческого духа. Наш город сражался, жил и работал.

Лужский рубеж и Пулковские высоты, Невский пятачок и Ораниенбаумский плацдарм, Колпино и крепость «Орешек» - эти места кровопролитных и жесточайших сражений, как и легендарные «Дорога жизни» и «Дорога Победы», навсегда вошли в героическую летопись Ленинградской битвы, историю Великой Отечественной войны.

Мы гордимся тем, что Ленинграду одному из первых было присвоено звание города-героя.

Пусть будет светлой и вечной память о павших и живых, о тех, кто сражался и работал в блокадном Ленинграде, ценой собственной жизни приближая Победу и мирное время. Поэтому так важно беречь и ценить память о том времени, о славном подвиге отцов, дедов и прадедов.

Особая страница в истории города принадлежит работе школ в годы Великой Отечественной войны.

18 января 1943 г. было прорвано кольцо блокады Ленинграда, а 18 января 2004 г. на Аллее Памяти Пискаревского мемориального кладбища в Санкт-Петербурге была установлена плита, увековечивающая память погибших учителей и школьников блокадного Ленинграда, и сегодня являющаяся единственным памятником учителю и ученику блокадного города.

Интересна история создания столь необычного памятника.

В блокадные дни учитель русского языка и литературы, руководитель группы «Поиск» Е. А. Сущенко читала страницы из известной книги А. Адамовича и Д. Гранина «Блокадная книга». Книга потрясла детей, но многие ребята рассказали о родных и близких, переживших блокаду, и предложили написать свою «Блокадную книгу» по их воспоминаниям. Идея понравилась. Так началась трудная работа по созданию книги.

Желание узнать правду о «белых» и «черных» пятнах блокады, зафиксировать воспоминания и размышления о тех невероятно трудных годах, человеческих судьбах, так как память о блокаде до сих пор жива во многих семьях, позволила поисковая работа. Поисковая деятельность - это сложная и ответственная работа, потому что блокадники - уже престарелые, пожилые и часто очень больные люди; встреч с ними приходится ждать долго. Но вместе с тем это единственные свидетели тех трагических событий истории

нашего города. Это не только герои блокадной эпопеи, но люди-документы, люди-памятники. Общаясь с детьми простым языком очевидцев, олицетворяющих живую историю, они преподносят школьникам уроки высокой нравственности и понимание неразрывной связи и преемственности поколений. Но главное в поисковой работе то, что она не только расширяет исторические знания школьников о реальных событиях прошлого, но и позволяет осознать личную причастность старшеклассников к истории малой родины, любимого города, определить и высказать свою гражданскую позицию. По итогам поисковой работы вышли три «Блокадных книги гимназии. Страницы славы и бессмертия».

Готовясь к 300-летию города, группа «Поиск» гимназии № 144 Калининского района Санкт-Петербурга, изучая мемуарные и документальные материалы о блокаде, записывая воспоминания блокадников, обратила внимание на то, что среди переживших блокаду много тех, кто учился в блокадном городе. Интересуясь этой проблемой, дети были поражены: в годы войны и блокады в Ленинграде работали 103 школы, 39 из них не прерывали своей деятельности даже в самые тяжелые зимние месяцы 1941-1942 гг. Более того, в это время для детей были устроены праздники новогодней елки.

В Ленинграде тогда учить и учиться было подвигом. В холодном классе, которым нередко становилось бомбоубежище, за блокадной партой шло сражение за жизнь, за знания, здесь умирали, как в бою.

О тех событиях ленинградской школьной жизни поэт Ю. Воронов писал:

Девчонка руки протянула И головой - о край стола. Сначала думали - уснула, А оказалось - умерла... Никто не проронил ни слова, Лишь хрипло, сквозь метельный стон Учитель вымолвил, что снова Занятья - после похорон.

Учитель и ученик равны были в своем величии, и пайка хлеба у них была одинаковая - «125 блокадных грамм с огнем и смертью пополам.» (О. Берггольц).

Вместе с детьми мы думали о том, как увековечить их память. Идея родилась сама собой. Участвуя в открытии мемориальных плит регионами страны и учреждениями города, увековечивающих память защитников города и жителей, погибших в годы войны и блокады, во время одного из таких мероприятий у нас появилась мысль установить на Аллее Памяти Пискаревского кладбища мемориальную плиту, посвященную памяти учителей и школьников блокадной поры. Память о подвиге ленинградцев для нас не пустые слова. На наш взгляд, это было своевременно, актуально и важно потому, что подвиг учителей и школьников блокады в Санкт-Петербурге не был увековечен. Так родилась идея проекта, которая в процессе работы над ним получила название «Блокадная парта», так как ассоциировалась с обобщенным образом класса, учителя и ученика. Идею поддержала общественность города, акция стала частью масштабного проекта «300 дел в подарок любимому городу». Ребята Петербурга решили, что это будет достойный подарок любимому городу, и деньги собрались заработать сами. Этот проект объединил вокруг себя много детей и взрослых, стал их общим делом.

50% стоимости плиты взял на себя благотворительный фонд «Пискаревский мемориал», учитывая слабые финансовые возможности детей. Остальную сумму должны были внести дети. В этом благородном деле ребят группы «Поиск» поддержало правление общественной организации «Жители блокадного Ленинграда» (ОО «ЖБЛ») ЖЭУ № 31 Муниципального образования № 24 Калининского района Санкт-Петербурга, с которым учащихся связывала большая совместная работа. Было составлено совместное Обращение к образовательным учреждениям и общественным организациям города, в котором говорилось: «8 сентября 2001 г. исполняется 60 лет с начала 900-дневной блокады Ленинграда, героической славой и бессмертием возвышающейся над 300-летней историей города.

Много ярких страниц стойкости и мужества вписали в годы войны и блокады защитники и жители осажденного Ленинграда. Среди них - учителя и школьники блокадного города.

Город стал фронтом. Воевали не только оружием. Бойцом стал каждый: рабочий и подросток у станка, женщины, заменившие в лихую годину суровых испытаний своих мужей; учителя, проводившие уроки в бомбоубежищах под гул артиллерийской ка-

нонады, в разбитых зданиях, а порой даже на улице; школьники, оружием которых стали карандаш и ученическая ручка.

Ленинградские учителя и школьники вписали замечательную страницу в историю советской школы. Самоотверженным просветительским трудом, на строительстве оборонительных сооружений, на полевых работах они помогали отстоять Ленинград.

"И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились. Да, они учились, - писал А. Фадеев, - несмотря ни на что, а вместе с ними навеки сохранится в истории обороны города прекрасный мужественный образ ленинградского учителя".

В годы войны и блокады в Ленинграде работали 103 школы, в самые трудные дни осады не прерывали своей деятельности 39 школ.

В то грозное и тяжелое время боевым постом учащихся города стала ученическая парта, за которой, как в бою, тоже умирали дети.

Мы обращаемся с призывом ко всем, кому дорога священная память об учителях и школьниках города, погибших в блокаду, увековечить ее.

Пусть на Аллее Памяти на Пискаревском мемориальном кладбище в честь 300-летия города будет установлена мемориальная доска в память об учителях и учащихся, ставших жертвами блокады.».

Начался сбор средств на установку памятной плиты. Среди учащихся города была объявлена двухмесячная трудовая вахта. Ребята старались найти трудовые места с целью заработать деньги на благотворительный взнос акции «Блокадная парта». Использовались разные способы и возможности заработать деньги: сбор макулатуры и металлолома; роспись игрушек, проведение ярмарок-распродаж изделий прикладного искусства, изготовленных своими руками; благоустройство дворов и улиц с оплатой за работу; работа в молодежных трудовых отрядах; изготовление памяток по различным предметам и продажа их школьникам по 1 рублю и др. Из своей малочисленной пенсии ветераны и блокадники тоже перечисляли деньги в благотворительный фонд акции.

В нашей акции приняли участие школы № 63, 79, 89, 95, 111, 121, 136, 142, 144, 145, 146, 155, 159, 172, 473, 514, 561, 692 Калининского района, № 23 и 335 Выборгского района, № 390 Красносельского района.

В 2002 г. группа «Поиск» представила социальный проект «Блокадная парта» на Всероссийский конкурс «Я - гражданин России». Он стал победителем в номинации «Память сердца». К нашей акции присоединились ребята из 10 регионов страны: из Адыгеи, Калмыкии, Орла и Орловской области, Ставропольского края, Ульяновска, Самары, Вологодской и Тверской областей. Так, акция, начавшаяся как инициатива одной школы, стала Всероссийской.

Параллельно со сбором денег был объявлен конкурс на лучшую эпитафию. Победителем конкурса стала группа «Поиск», предложившая текст, навечно врезанный в гранит плиты: «Учителям и школьникам блокады, / Поправшим смерть,/ свершившим подвиг на века.../ От школьников Санкт-Петербурга XXI века, / участников акции «Блокадная парта».

Деньги были собраны, однако бюрократические проволочки на несколько лет отодвинули открытие мемориальной памятной плиты.

18 января 2004 г. при содействии губернатора Санкт-Петербурга В. И. Матвиенко памятная плита была открыта.

В торжественной церемонии приняли участие ветераны Великой Отечественной войны, блокадники, молодежные патриотические организации и объединения, члены регионального детско-юношеского гражданско-патриотического движения «Союз юных петербуржцев», кадеты, активисты школьных музеев, залов боевой славы, экспедиционные отряды, члены правительства Санкт-Петербурга. На открытие приезжали ребята из Адыгеи и Вологодской области. Так завершилась благотворительная акция «Блокадная парта», о которой узнала вся страна и участниками которой стали многие регионы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.