Научная статья на тему 'Подтверждение соответствия технических средств, функционирующих в составе систем пожарной автоматики. Проблемы и пути их решения'

Подтверждение соответствия технических средств, функционирующих в составе систем пожарной автоматики. Проблемы и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
24
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сагирова Юлия Сергеевна, Бородаенко Екатерина Михайловна, Жуков Петр Валерьевич, Палеха Роман Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подтверждение соответствия технических средств, функционирующих в составе систем пожарной автоматики. Проблемы и пути их решения»

УДК 614.849

ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ФУНКЦИОНИРУЮЩИХ В СОСТАВЕ СИСТЕМ

ПОЖАРНОЙ АВТОМАТИКИ. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Технический регламент Евразийского экономического союза «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения» (ТР ЕАЭС 043/2017) устанавливает обязательные требования к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения. Приложение к ТР ЕАЭС 043/2017 определяет перечень продукции, относящейся к объектам регулирования технического регламента, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, к которой относятся и технические средства, функционирующие в составе систем пожарной автоматики (ТСПА).

Подтверждение соответствия ТСПА на соответствие требованиям ТР ЕАЭС 043/2017 осуществляется в общем порядке по классической схеме путем применения отдельных требований документов по стандартизации, включенных в перечни стандартов, утвержденных решением Коллегии ЕЭК от 19.11.2019 г. № 200, в результате применения которых обеспечивается выполнение требований ТР ЕАЭС 043/2017 (далее - Перечни стандартов). Вместе с тем при оценке соответствия ТСПА, как и других средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, имеются свои сложности, основные из которых рассмотрены авторами статьи.

Проблема № 1. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.06.2017 г. № 40 был принят ТР ЕАЭС 043/2017. Этим же решением установлена дата вступления ТР ЕАЭС 043/2017 в силу - 01.01.2020 г. Период между датами принятия технического регламента и вступления его в силу предназначался для:

- формирования и утверждения перечней стандартов;

- доукомплектования испытательных лабораторий (центров) необходимым испытательным оборудованием и средствами измерений;

- наладки производителями процессов изготовления средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, которые соответствовали бы требованиям ТР ЕАЭС 043/2017.

С 01 .01.2020 г. основной сложностью стало прохождение процедуры аккредитации органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами) в национальной системе аккредитации на право проведения работ по подтверждению соответствия продукции требованиям ТР ЕАЭС 043/2017 и включения их в единый реестр органов по оценке соответствия ЕАЭС. Например, орган по сертификации «ПОЖТЕСТ» ФГБУ ВНИИПО МЧС России, специалисты которого являлись участниками разработки технического регламента, проходил вышеуказанную процедуру около 9 месяцев.

Аналогичная ситуация наблюдается в настоящее время в связи с вступлением в силу решения Коллегии ЕЭК от 29.11.2021 г. № 163, этим документом внесены определенные изменения в Перечни стандартов, что привело к необходимости расширения областей аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров). Так, период расширения области аккредитации испытательной лаборатории ФГБУ ВНИИПО МЧС России составил почти год.

В сложившихся условиях увеличиваются сроки подтверждения соответствия, что приводит к значительным издержкам заявителя (изготовителя продукции) и сдерживанию выпуска продукции (в том числе ТСПА) в обращение.

Стоит отметить, что программой по разработке межгосударственных стандартов, утвержденной решением Коллегии ЕЭК от 21.05.2019 г. № 81, предусмотрена разработка 104 документов по стандартизации. По состоянию на сегодняшний день подготовка редакций всех стандартов завершена. Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС) приняты в общей сложности 19 межгосударственных стандартов, 8 из которых уже включены в перечни стандартов. Остальные принятые МГС межгосударственные документы по стандартизации планируются к включению в перечни стандартов в первой половине 2024 года. Таким образом, утверждаемые межгосударственные документы по стандартизации будут включаться в перечни стандартов практически ежегодно, а крупные органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры), в область аккредитации которых включены все средства обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обязаны проходить ежегодную процедуру расширения областей аккредитации, что является значительной нагрузкой на аккредитованных лиц.

Вместе с тем аналогичные процедуры в национальной системе аккредитации Республики Беларусь занимают от двух недель до двух месяцев. В складывающейся ситуации российские производители продукции пожарно-технического назначения, аккредитованные лица (органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры)) становятся менее конкурентоспособными.

Представляется целесообразным проработать механизмы сокращения сроков прохождения и упрощения процедур аккредитации в национальной системе аккредитации, а также предусмотреть дальнейший переход к регулированию указанных вопросов уполномоченным органом Евразийской экономической комиссии.

Проблема № 2. Перечнями стандартов, применяемых для целей подтверждения соответствия продукции (в том числе ТСПА) требованиям ТР ЕАЭС 043/2017, определены конкретные разделы (пункты) документов по стандартизации, которым должна соответствовать продукция (техническое средство). Например, предусмотрено, что извещатели пожарные должны соответствовать разд. 4, 10, прил. А ГОСТ Р 53325-2012 «Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования и методы испытаний». Указанные разделы стандарта имеют пункты, устанавливающие как общие, так и частные требования к конкретным видам извещателей (тепловым, дымовым, линейным и т. д.). Имеются требования, соответствие которым при сертификации продукции не подтверждается. Вместе с тем большинство сертификатов соответствия, выданных аккредитованными органами по сертификации, содержат информацию о соответствии извещателей дымовых пожарных всем требованиям, установленным разд. 4, 10, прил. А ГОСТ Р 53325-2012, что не соответствует действительности и вводит в заблуждение приобретателей и потребителей продукции. Аналогичные допущения имеются и в отношении других ТСПА.

Таким образом, сертификаты соответствия на конкретные виды ТСПА, выдаваемые разными органами по сертификации, содержат указания на различные требования ГОСТ Р 53325-2012, которым соответствует такая продукция. Это в свою очередь ставит изготовителей в неравные условия и дает конкурентное преимущество изготовителям, в сертификатах соответствия которых неправомерно указаны общие разделы стандарта. По мнению авторов статьи, органам

государственного контроля (надзора) необходимо уделять особое внимание этому вопросу, а при выявлении таких сертификатов соответствия принимать соответствующие меры административного воздействия, в том числе по прекращению их действия.

Проблема № 3. Неотъемлемой частью схемы сертификации серийно выпускаемой продукции является проведение периодического инспекционного контроля. В настоящее время при проведении периодического контроля за ранее сертифицированными ТСПА имеются две основные проблемы.

1) Из-за введения санкций в отношении России рядом недружественных государств и сложившейся непростой экономической ситуации остро встал вопрос о замене отдельных элементов (комплектующих) ТСПА зарубежного производства. Российские производители рассматривают возможность замены импортных элементов ТСПА на отечественные аналоги. В данном случае в обязательном порядке необходимо проведение дополнительных испытаний ТСПА с целью оценки соответствия модернизированного технического средства требованиям ТР ЕАЭС 043/2017 и возможности выпуска его в обращение, что неизбежно приводит к удорожанию ТСПА, и увеличению сроков выпуска их в обращение.

2) Невозможность провести анализ состояния производства при периодическом инспекционном контроле за ранее сертифицированной продукцией, изготовителями которой являются резиденты недружественных государств. Единственной возможностью, обеспечивающей прохождение установленной процедуры, является проведение периодического инспекционного контроля в форме испытаний ТСПА по программе и в объеме, определенными органом по сертификации, сертифицировавшим такую продукцию. Отбор образцов ТСПА для проведения испытаний при инспекционном контроле допускается проводить на складе готовой продукции уполномоченного изготовителем лица.

Необходимо отметить, что при невозможности ввоза на территорию России ранее сертифицированных ТСПА для отбора образцов и их испытаний при инспекционном контроле и снятия по этой причине ТСПА с производства для поставок в Россию, имеется возможность переноса его проведения на срок до шести месяцев в порядке, установленном Типовыми схемами оценки соответствия, утвержденными решением Совета ЕЭК от 18.04.2018 г. № 44, или ГОСТ Р 54293-2020 «Анализ состояния производства при подтверждении соответствия», обязательных к применению аккредитованными органами по сертификации. При отсутствии соответствующего обращения от уполномоченного изготовителем лица по переносу срока проведения периодического инспекционного контроля или при окончании такого срока переноса инспекционного контроля и невозможности обеспечения его проведения, действие сертификата соответствия должно быть прекращено. За последние время по указанным причинам органом по сертификации «ПОЖТЕСТ» ФГБУ ВНИИПО МЧС России отменено более 30 сертификатов соответствия на ТСПА, держателями которых являются резиденты недружественных государств. Вместе с тем анализ реестров Федеральной службы по аккредитации (ФСА) показывает, что работы по отмене действия сертификатов соответствия на ТСПА, держателями которых являются резиденты недружественных государств, коммерческими органами по сертификации практически не осуществляются. Указанные допущения могут являться косвенным свидетельством имеющихся нарушений при проведении процедуры инспекционного контроля сертифицированных ТСПА или о несовершенстве автоматизированной системы учета ФСА, посредством которой осуществляется отслеживание проведения установленных процедур.

Проблема № 4. Грубым нарушением при оценке соответствия ТСПА требованиям ТР ЕАЭС 043/2017 является проведение подтверждения их соответствия обязательным требованиям в форме декларирования. В п. 6 прил. № 18 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 г. № 353 предусмотрена возможность замены процедуры сертификации декларированием соответствия продукции (упрощенный порядок оценки соответствия) на срок до 01.09.2023 г. Вместе с тем в п. 7 указанного приложения установлено, что перечень продукции, в отношении которой не применяются положения п. 6, утверждается Минпромторгом России. Приказом Минпромторга России от 02.11.2022 г. № 4616 утвержден перечень продукции, в отношении которой не действует упрощенный порядок оценки соответствия, включающий все средства обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, являющиеся объектом регулирования ТР ЕАЭС 043/2017. Таким образом, положения п. 6 прил. № 18 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 г. № 353 неприменимы к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, а подтверждение соответствия ТСПА должно осуществляться в соответствии с требованиями ТР ЕАЭС 043/2017 только в форме обязательной сертификации.

В настоящее время ФГБУ ВНИИПО МЧС России по поручению центрального аппарата МЧС России ведется анализ информации о декларациях о соответствии, размещаемых на сайте ФСА. За первое полугодие 2023 года выявлено более 100 случаев оформления деклараций о соответствии на ТСПА, основанием для регистрации которых служили в том числе протоколы испытаний испытательных лабораторий (центров), не имеющих аккредитации в национальной системе аккредитации. Более того, выявлены случаи оформления деклараций о соответствии на ТСПА, по которым органом по сертификации «ПОЖТЕСТ» ФГБУ ВНИИПО МЧС России принято решение о прекращении действия сертификатов соответствия. Результаты проведенного анализа направлены в Департамент надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России для дальнейшей передачи в ФСА и принятия соответствующих мер реагирования.

Вышеизложенное подтверждает отсутствие эффективных структурного, форматно-логического и иных видов контроля, предусмотренных к применению постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2021 г. № 936 при размещении сведений о декларациях о соответствии в Едином реестре деклараций о соответствии, или несовершенство автоматизированной системы контроля ФСА. В данном направлении также необходимо проводить работы со стороны федеральных органов исполнительной власти, ответственных за организацию и проведение контрольно-надзорных мероприятий.

Проблема № 5. Имеют место случаи невозможности подтверждения соответствия ТСПА требованиям ТР ЕАЭС 043/2017 с использованием классического подхода - путем применения требований документов по стандартизации, предусмотренных перечнями стандартов. Указанная ситуация относится, например, к ТСПА, применяющихся в подвижном составе железнодорожного транспорта и метрополитена, и связана с особенностями проектирования систем пожарной сигнализации, предусмотренных ведомственными нормами и правилами. В этом случае для выполнения процедур подтверждения соответствия технических средств пожарной автоматики необходима разработка технических решений в порядке, установленном пп. 91 и 98 ТР ЕАЭС 043/2017, что влечет за собой увеличение временных и финансовых затрат изготовителей. Вместе с тем указанные подходы к подтверждению соответствия продукции неоднократно реализовывались органом по сертификации «ПОЖТЕСТ» ФГБУ ВНИИПО

МЧС России и показали свою высокую эффективность для последующего выпуска в обращение инновационных образцов продукции.

Имеются и другие проблемные вопросы сертификации ТСПА, а также вопросы, связанные с техническим обслуживанием и ремонтом ТСПА, выпущенных в обращение иностранными изготовителями, над решением которых должны работать участники процесса подтверждения соответствия, заинтересованные организации и федеральные органы исполнительной власти. Данные вопросы и предложения по их решению будут освещены в очередных обзорных материалах ФГБУ ВНИИПО МЧС России.

Материалы (поступил в редакцию 19.06.2023 г.) подготовили:

Ю.С. САГИРОВА, нач. сектора; Е.М. БОРОДАЕНКО, ст. науч. сотр.;

П. В. ЖУКОВ, ст. науч. сотр.; Р. В. ПАЛЕХА, ст. науч. сотр. (ФГБУ ВНИИПО МЧС России)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.