Научная статья на тему 'Подсистема гражданской обороны Российской Федерации единой системы выявления и оценки масштабов и последствий применения оружия массового поражения'

Подсистема гражданской обороны Российской Федерации единой системы выявления и оценки масштабов и последствий применения оружия массового поражения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3069
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лыков Е.Ю., Хаустов С.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подсистема гражданской обороны Российской Федерации единой системы выявления и оценки масштабов и последствий применения оружия массового поражения»

Список использованной литературы

1. Луценко А.А., Мирмович Э.Г. Кадетство - служба спасения детства // ОБЖ. Основы безопасности жизни. М.: Изд-во «Русский журнал». 2004. - № 12. - С. 54-55.

2. Валиуллин Т.Р., Аширова А.Д. Преимущества и недостатки порошкового пожаротушения / Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: Сб. матер. Всерос. НП Интернет-конф. с междунар. уч., Воронеж: ВИ ГПС МЧС России, 2011. - С. 335-338.

3. Жигалин А.Д., Мирмович Э.Г., Николаев А.В. Сильные воздействия на геосферу как потенциальный источник чрезвычайных ситуаций // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. Науч. журнал. Химки: АГЗ МЧС России. № 1. - 2010. - С. 24-31.

4. Дорохова О.Е. Инновационные возможности электронных образовательных ресурсов нового поколения в процессе обучения инженеров пожарной безопасности / Там же. - С. 310-312.

5. Анюгин И.Я., Глебов В.Ю., Мирмович Э.Г. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Учеб. пособ. с мультимедийным учебником на CD-ROM / Под общей ред. С.К. Шойгу, Ю.Л. Воробьева, М.И. Фалеева. Изд. второе. - М.: ФЦ ВНИИ ГОЧС. 2003. - 336 с.

ПОДСИСТЕМА ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И ОЦЕНКИ

МАСШТАБОВ И ПОСЛЕДСТВИЙ ПРИМЕНЕНИЯ ОРУЖИЯ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ

Е.Ю. Лыков, аспирант, С.Н. Хаустов, начальник кафедры, к.т.н., Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Подсистема Гражданской обороны Российской Федерации Единой системы выявления и оценки масштабов и последствий применения оружия массового поражения (в дальнейшем - подсистема Гражданской обороны РФ) предназначена для обеспечения органов управления ГО информацией:

- в военное время - о факте, масштабах и последствиях применения оружия массового поражения, об авариях (разрушениях) на радиационно и химически опасных объектах, сопровождаемых выбросом (выливом радиоактивных и АХОВ во внешнюю среду;

- в мирное время - о факте обнаружения радиоактивного, химического и бактериологического (биологического) заражения, об авариях на радиационно и химически опасных объектах, о стихийных бедствиях и массовых вспышках особо опасных инфекций.

Выдаваемая подсистемой Гражданской обороны РФ информация используется органами управления ГО в целях:

- определения начала и характера ядерного, химического и бактериологического (биологического) воздействия;

- оповещения сил ГО и населения о начале применения ОМП и предупреждения об угрозе радиоактивного, химического и бактериологического (биологического) заражения;

- принятия обоснованных решений на действия сил ГО и населения в сложившейся обстановке;

- уточнения содержания, объема и сроков проведения мероприятий по защите сил ГО, населения и объектов экономики;

- определение мероприятий и организации ликвидации последствий применения ОМП и аварий (разрушений) на радиационно и химически опасных объектах;

- организации восстановления бое- и трудоспособности сил ГО и функционирования объектов экономики.

Основными задачами подсистемы Гражданской обороны РФ являются:

- получение от Центрального пункта управления ЕСВОП и пунктов управления других подсистем (звеньев) информации о факте нанесения ядерного удара и применении других видов ОМП, данных о координатах, мощности, виде и времени ядерных взрывов по территории страны и территориям сопредельных государств;

- добывание путем проведения радиационной, химической бактериологической (биологической) разведки, радиационного, химического бактериологического (биологического) контроля, данных о ядерных взрывах, радиационной, химической бактериологической (биологической) обстановке и стихийных бедствиях;

- сбор, обобщение данных о ядерных взрывах, радиационной, химической бактериологической (биологической) обстановке и установление на основе их факта применения ОМП, а также последствий аварий (разрушений) на радиационно и химически опасных объектах;

- установление наличия угрозы для сил ГО и населения радиоактивного, химического и бактериологического (биологического) заражения;

- определение на основе прогнозирования и обобщения фактических данных последствий применения ОМП;

- определение состояния сил ГО, населения городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, важнейших объектов экономики после применения ОМП на основе данных о радиационной, химической бактериологической (биологической) разведки, радиационного, химического бактериологического (биологического) контроля;

- информация органов управления ГО и военных округов о факте, масштабах и последствиях применения оружия массового поражения, об авариях (разрушениях) на радиационно и химически опасных объектах, о стихийных бедствиях, а также о выводах по обстановке и решениях на действия

сил ГО и населения в сложившихся условиях.

Подсистема Гражданской обороны РФ организована на базе сил и средств радиационной, химической бактериологической (биологической) разведки, радиационного, химического бактериологического (биологического) контроля, связи сбора, обработки, отображения и передачи данных о применении ОМП, последствиях применения ОМП и авариях на радиационно и химически опасных объектах, а также имеющегося методического, математического и программного обеспечения решения информационных и расчетных задач ручными методами, с использованием средств малой механизации и вычислительной техники.

Подсистема Гражданской обороны РФ базируется на системе управления гражданской обороны в МЧС России, которая основывается на действующей системе государственного и военного управления при любых вариантах развертывания военных действий, применения средств поражения, а также при крупномасштабных террористических актах.

Система управления гражданской обороны в МЧС России представляет собой совокупность взаимосвязанных органов управления, пунктов управления, систем связи, оповещения, автоматизированных информационно-управляющих и других специальных систем.

Система пунктов управления МЧС России включает следующие пункты управления (далее ПУ):

- в главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации - повседневные (в центрах управления в кризисных ситуациях МЧС России по субъектам Российской Федерации), запасные и подвижные ПУ;

- в организациях МЧС России - повседневные ПУ;

- в спасательных воинских формированиях МЧС России - командные, тыловые и подвижные ПУ;

- в подразделениях ФПС и аварийно-спасательных формированиях МЧС России - повседневные и подвижные ПУ.

Пункты управления выполняют следующие задачи:

- сбор и обобщение данных о ядерных взрывах, радиационной, химической бактериологической (биологической) и метеорологической обстановке;

- решение информационных и расчетных задач по выявлению масштабов и последствий применения оружия массового поражения и аварий на радиационно и химически опасных объектах;

- подготовка и представлений докладов о факте, масштабах и последствиях применения оружия массового поражения и предложений о действиях сил ГО и населения в сложившихся условиях;

- представление вышестоящим пунктам управления донесений о факте, масштабах и последствиях применения оружия массового поражения;

- обмен информацией о применении ОМП и его последствиях с пунктами управления других подсистем и звеньев ЕСВОП по линии взаимодействия.

Пункты управления МЧС России подсистемы Гражданской обороны РФ включают в свой состав группу обобщения и планирования, группы обобщения, расчетно-аналитические группы со средствами вычислительной техники, которые осуществляют оценку масштабов и последствий применения оружия массового поражения, аварий на радиационно и химически опасных объектах, а также управление звеньями подсистемы Гражданской обороны РФ. На них возлагается:

- анализ масштабов и последствий применения оружия массового поражения, аварий на радиационно и химически опасных объектах;

- подготовка выводов из оценки сложившейся обстановки и предложений для принятия решения на ликвидацию аварий и последствий применения ОМП;

- контроль за выполнением задач по выявлению масштабов и последствий применения оружия массового поражения;

- поддержание взаимодействия с другими подсистемами и звеньями выявления масштабов и последствий применения оружия массового поражения.

Для сбора и обмена информации о факте, масштабах и последствиях применения ОМП, а также для управления звеньями подсистемы Гражданской обороны РФ организуется связь.

Донесения о ядерных взрывах, о радиационной, химической бактериологической (биологической), метеорологической обстановке и других последствиях передаются в виде формализованных документов по засекреченным каналам связи, а по открытым каналам с использованием кодировочных машин, сигнально-кодовых таблиц, таблиц сигналов и кодированных географических и топографических карт, разработанных для ЕСВОП.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон РФ от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

2. Радиационная безопасность. Принципы и средства ее обеспечения /Маргулис У.Я. Эдиториал УРСС, 2000. - 120 с.

3. Защита от оружия массового поражения. Под общ. ред. В.В. Мясникова. М. Воениздат, 1989. - 398с.

4. Химическое оружие и его поражающее действие. Учеб. пособ. -Новогорск: АГЗ, 1999 - 294 с.

5. Основы поражающего действия ядерного оружия и защиты от него. Учеб. пособ. - Новогорск.: АГЗ, 1998.

6. Радиационная и химическая защита. Учеб. пособ. Ч. I. Источники радиационной и химической опасности для населения и сил РСЧС, способы и методы их выявления. - Химки: АГЗ МЧС России, 252 с., 36 табл., 99 рис., 21 библ.

7. Радиационная и химическая защита. Учеб. пособ. Ч. 2. Обеспечение защиты сил РСЧС, населения и окружающей среды от радиоактивных, аварийно химически опасных веществ и биологических средств. - Химки: АГЗ МЧС России, 2010.

ПЛЕНКООБРАЗУЮЩИЕ ПЕНООБРАЗОВАТЕЛИ И ИХ

СПОСОБНОСТЬ К САМОПРОИЗВОЛЬНОМУ РАСТЕКАНИЮ ПО ПОВЕРХНОСТИ НЕФТЕПРОДУКТОВ

И.П. Макарова, аспирант, Е.Н. Дегаев, аспирант, Д.А. Корольченко, доцент, к.т.н., А.Ф. Шароварников, профессор, д.т.н., Московский государственный строительный университет,

г. Москва

Тушение пожаров нефтепродуктов при аварийных розливах на транспорте, на автозаправочных станциях и при разрушении резервуаров с нефтью, наиболее эффективно при использовании пленкообразующих пенообразователей [1].

Основное отличие пленкообразующих пенообразователей заключается, в особенно низком поверхностном натяжении, величина которого, существенно ниже, чем у нефтепродукта. О пленкообразующей способности пенообразователей судят по величине коэффициента растекания водного раствора по поверхности углеводорода. Если величина коэффициента растекания положительна, то следует ожидать самопроизвольного растекания капель раствора по поверхности нефтепродукта. Это положение базируется на втором законе термодинамики, из которого следует, что процесс может произойти самопроизвольно только при снижении свободной энергии системы.

В связи с дискуссией о точности методов измерений межфазного натяжения, величина которого сопоставима с погрешностью измерений прибора, поставлена задача определить скорость растекания прямыми измерениями, путем непосредственного измерения изменения диаметра капель во времени.

Цель данной работы экспериментально изучить процесс растекания водных капель по поверхности нефтепродуктов. В качестве нефтепродуктов использовали бензин, дизельное топливо и гептан.

Для измерения размера капли использовали бинокулярный микроскоп. Каплю исследуемого водного раствора наносили с помощью иголки на поверхность углеводорода. Время наблюдений не превышало 30 с. Всвязи с высокой погрешностью измерений эксперименты многократно повторяли.

Поверхностное и межфазное натяжение определяли методом отрыва кольца [2]. На рисунке 1 представлены изотермы поверхностного и межфазного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.