Научная статья на тему 'Совершенствование организации взаимодействия МЧС России с Минобороны РФ по предупреждению и ликвидации последствий ЧС, обусловленных террористическими актами'

Совершенствование организации взаимодействия МЧС России с Минобороны РФ по предупреждению и ликвидации последствий ЧС, обусловленных террористическими актами Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1335
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / TERRORISM / ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ АКТ / TERRORIST ATTACK / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / EMERGENCY SITUATION / МЧС РОССИИ / EMERCOM OF RUSSIA / МИНОБОРОНЫ РФ / THE MINISTRY OF DEFENCE OF RUSSIA / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / COOPERATION / ПЛАНИРОВАНИЕ / PLANNING / ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / COOPERATION PLAN

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Вышинский Донатий Владимирович, Иванов Владимир Анатольевич

Рассматриваются вопросы совершенствования организации взаимодействия МЧС России и Минобороны России по предупреждению и ликвидации ЧС, обусловленных террористическими актами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Вышинский Донатий Владимирович, Иванов Владимир Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT COOPERATION BETWEEN THE EMERCOM OF RUSSIA AND THE MINISTRY OF DEFENCE OF RUSSIA UNDER THE PREVENTION AND ELIMINATION OF CONSEQUENCES IN EMERGENCY SITUATIONS CAUSED BY TERRORIST ATTACKS

The article views the questions of improvement cooperation between the EMERCOM of Russia and the Ministry of Defence of Russia under the prevention and elimination of consequences in emergency situations caused by terrorist attacks.

Текст научной работы на тему «Совершенствование организации взаимодействия МЧС России с Минобороны РФ по предупреждению и ликвидации последствий ЧС, обусловленных террористическими актами»

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ ЧС

УДК 323.28

Д.В. Вышинский, В.А. Иванов

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЧС РОССИИ С МИНОБОРОНЫ РФ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ

ПОСЛЕДСТВИЙ ЧС, ОБУСЛОВЛЕННЫХ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИМИ АКТАМИ

Рассматриваются вопросы совершенствования организации взаимодействия МЧС России и Минобороны России по предупреждению и ликвидации ЧС, обусловленных террористическими актами.

Ключевые слова: терроризм, террористический акт, чрезвычайная ситуация, МЧС России, Минобороны РФ, взаимодействие, планирование, план взаимодействия.

D. Vyshinsky, V. Ivanov

IMPROVEMENT COOPERATION BETWEEN THE EMERCOM OF RUSSIA AND THE MINISTRY OF DEFENCE OF RUSSIA UNDER THE PREVENTION AND ELIMINATION OF CONSEQUENCES IN EMERGENCY SITUATIONS CAUSED BY TERRORIST ATTACKS

The article views the questions of improvement cooperation between the EMERCOM of Russia and the Ministry of Defence of Russia under the prevention and elimination of consequences in emergency situations caused by terrorist attacks.

Keywords: terrorism, terrorist attack, emergency situation, EMERCOM of Russia, the Ministry of Defence of Russia, cooperation, planning, cooperation plan.

Терроризм превратился в XXI столетии в серьёзную проблему и угрозу для всего мирового сообщества. Он перерос границы отдельных государств, его масштабы достигли небывалых размеров, конкретные проявления приобрели крайне общественно опасные формы с непредсказуемыми негативными и разрушительными для развития человечества последствиями.

Типология террористических актов построена в соответствии с характером воздействия на объекты террора. Наиболее часто здесь рассматриваются традиционные способы воздействия (холодное оружие, стрелковое оружие, взрывы, поджоги) и так называемый технологический терроризм - проведение террористических актов на предприятиях, аварии на которых могут создать угрозу жизни и здоровью населения или вызвать значительные экологические последствия [5].

В настоящее время террористы проявляют повышенный интерес к овладению оружием массового поражения (ОМП) и его применению.

Наиболее вероятно использование террористами химического оружия.

Химическое оружие может быть использовано скрытно в любых направленно дозируемых масштабах и способно обеспечить заданное время воздействия на организм.

Особое беспокойство вызывает применение биологического оружия. Наиболее вероятным является применение биологических агентов типа возбудителей тифа, паратифов, токсинов ботулизма и других в зданиях, оборудованных системами кондиционирования и вентиляции воздуха. Объектами совершения терактов также могут быть хранилища питьевой воды, продукты питания и косметические товары.

По мнению ведущих учёных в области ядерной безопасности, угроза ядерного терроризма сегодня достаточно реальна не только в отношении объектов хранения и предприятий по произ-

водству и утилизации ядерных боеприпасов. Опасность представляет нападение и на объекты стационарные и мобильные, связанные с производством, хранением, переработкой и утилизацией ядерного горючего, в том числе плутония, урана-235, урана-238, дейтерия, трития, объектов по добыче и обогащению руды, исследовательские и промышленные атомные реакторы.

Нельзя полностью исключать, что террористические организации получат доступ к ядерному оружию и будут готовы к осуществлению ядерного взрыва. Хотя такая возможность крайне маловероятна. Опасность со стороны ядерного терроризма заключается скорее в радиоактивном заражении местности при физическом разрушении ядерного боезаряда или другого ядерного объекта.

Последствия террористических актов в результате применения ОМП характеризуются очагами поражения, параметры которых определяют содержание аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) и влияют на управление действиями войск и формирований гражданской защиты.

Очаг химического поражения (ОХП) - территория, в пределах которой в результате воздействия ОВ произошли массовые поражения людей.

Основными характеристиками ОХП, которые необходимо учитывать при организации и проведении АСДНР в условиях применения отравляющих веществ (ОВ), являются конфигурация и масштабы ОХП, временные характеристики заражения, возможные потери населения. Зона химического заражения включает район применения ОВ и зоны распространения первичного и вторичного облака заражённого воздуха.

Очаг биологического поражения (ОБП) - территория, в пределах которой в результате воздействия биологических средств возникли массовые инфекционные заболевания людей, животных или сельскохозяйственных культур. Основными характеристиками ОБП являются: инфицирующая доза, стойкость возбудителей заболеваний в среде; контагиозность заболеваний, масштабы заражения; потери населения в зоне заражения.

При ядерных взрывах различают три вида очагов поражения: очаги разрушений, очаги и зоны распространения пожаров, зоны радиоактивного заражения.

Опасность со стороны ядерного терроризма заключается в радиоактивном заражении местности при физическом разрушении ядерного боезаряда или другого ядерного объекта. Существует большая вероятность создания и применения террористическими организациями радиологического оружия из радиоактивных отходов.

Особую опасность представляет «химический», «биологический» и «ядерный» терроризм в связи с тем, что в зонах возможного опасного химического заражения проживает свыше 57 млн человек, а в пределах 30-километровой зоны вокруг АЭС — более 800 тыс. человек [6].

В настоящее время на территории Российской Федерации насчитывается более 3600 химически опасных объектов и более 120 объектов различной ведомственной подчинённости, имеющих в своём распоряжении биологически опасные вещества (возбудители инфекционных заболеваний различных групп патогенности) и относимые к категории биологически опасных.

Около 150 городов с численностью более 100 тысяч человек в каждом расположены в зонах повышенной химической опасности. Террористический акт на крупном химически опасном объекте, находящемся в большом городе, может привести к возникновению очага поражения площадью до 30 км2, число пострадавших может достигать до 60 тыс. чел., а количество погибших — до 5 тыс. чел. [6].

Для ликвидации последствий террористических актов в результате биологического терроризма потребуется привлечение значительных людских ресурсов, специалистов медицинского профиля (от 6 до 20 человек на одного поражённого), а также колоссальных материальных затрат (до 7,5 тыс. долларов США на одного поражённого) [6].

Таким образом, чрезвычайные ситуации (ЧС), в результате технологического терроризма, как в настоящее время, так и в перспективе представляют существенную угрозу устойчивому развитию, национальной безопасности России и безопасности жизнедеятельности населения.

Важной функцией Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является предупреждение и ликвидация ЧС, обусловленных террористическими актами.

Одним из основных условий успешного решения задач по предупреждению и ликвидации ЧС является совместное использование сил и средств МЧС России и Министерства обороны РФ при их тесном взаимодействии. Взаимодействие осуществляется в целях координации действий при прогнозировании обстановки, проведении совместных мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, обеспечения оптимального использования сил и средств, привлекаемых для решения задач по ликвидации ЧС на потенциально опасных объектах, независимо от их ведомственной принадлежности. Взаимодействие должно осуществляться на всех уровнях — федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном, объектовом. Такое взаимодействие может быть осуществлено только на основе пересмотра полномочий, прав, обязанностей и ответственности всех участвующих субъектов, установлении горизонтальных связей, особенно в аспекте объединения усилий органов управления всех уровней, и на основе чёткого распределения компетенции и ответственности всех участников.

В настоящее время отсутствует нормативная правовая база организации взаимодействия МЧС России и МО РФ по предупреждению и ликвидации ЧС, обусловленных террористическими актами. Не определены: ответственные исполнители (органы управления) за разработку планов взаимодействия; степень участия в организации взаимодействия антитеррористических комиссий и оперативных штабов национально-антитеррористических комитетов; порядок привлечения сил и средств МЧС России для ликвидации последствий ЧС на объектах и в зонах ответственности МО РФ. Требуют уточнения основные направления взаимодействия при решении задач по предупреждению и ликвидации последствий ЧС, обусловленных террористическими актами, а также вопросы организации руководства разнородными силами при ликвидации их последствий.

На данное время основным документом, определяющим порядок организации взаимодействия, является "Руководство по взаимодействию МЧС России и МО РФ по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера". Руководство является нормативным методическим актом, юридической силы не имеет и не может быть "основанием для разработки плана взаимодействия". Оно лишь даёт рекомендации органам управления по вопросам организации взаимодействия по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

Вопросы привлечения Вооружённых сил РФ к ликвидации чрезвычайных ситуаций регламентируются: Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении», федеральными законами РФ «О безопасности», «Об обороне» и другими; указами Президента РФ, а также Уставом гарнизонной и караульной служб ВС РФ; приказами Министра обороны РФ и директивами Генерального штаба ВС РФ, штабов округов ВС РФ.

Как основа для разработки программ и документов в области обеспечения национальной безопасности Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2010 г. № 537 утверждена

Стратегия национальной безопасности РФ, являющаяся политическим документом, включающим в себя официально принятые взгляды на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, в том числе обеспечения национальной безопасности в чрезвычайных ситуациях.

В качестве пути обеспечения национальной безопасности предусматривается целенаправленная совместная деятельность государственных и общественных организаций, принимающих участие в предупреждении и ликвидации различных угроз государству и личности, и эта деятельность в значительной степени реализована Военной доктриной РФ и Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

В Военной доктрине РФ определено, что одной из задач Вооружённых сил Российской Федерации в мирное время является участие в ликвидации ЧС и восстановлении объектов специального назначения.

Во исполнение Постановления Правительства РФ от 5 ноября 1995 г. № 1113 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее - единая система) приказом Министра обороны РФ от 2 мая 1996 г. № 200 предусмотрено создание функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооружённых сил РФ, приказом МО РФ 2005 года № 355 утверждено Положение об этой подсистеме.

В соответствии с данным положением функциональная подсистема Вооружённых сил является составной частью единой системы и предназначена для предупреждения чрезвычайных ситуаций в воинских частях и на территориях, находящихся в ведении Министерства обороны, а в случае их возникновения для ликвидации их последствий и (или) оказания помощи пострадавшему населению.

Функциональная подсистема объединяет органы военного управления, силы и средства видов Вооружённых сил, военных округов, флотов, родов войск Вооружённых сил, главных и центральных управлений Министерства обороны, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооружённых сил.

Функциональная подсистема применительно к единой системе действует на федеральном (в масштабе вооружённых сил), межрегиональном (в масштабе военного округа), региональном (в масштабе территориального гарнизона), муниципальном (в масштабе местного гарнизона, в отдельных случаях - в масштабе территориального гарнизона) и объектовом (в масштабе воинской части, организации вооружённых сил).

На каждом уровне функциональной подсистемы создаются (назначаются, определяются) органы военного управления, силы и средства, предназначенные (ориентированные) для решения задач по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, резервы материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Главное командование Сухопутных войск является основным органом военного управления функциональной подсистемы.

Органы управления функциональной подсистемы включают постоянно действующие органы военного управления; органы повседневного управления (дежурные службы); временно создаваемые на период ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций органы военного управления (оперативные группы) [4].

На каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления [3]. Органы управления единой системы создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Компетенция и полномо-

чия органов управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.

Взаимодействие при решении задач по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обусловленных террористическими актами, должно быть организовано и осуществлено между органами военного управления и органами управления исполнительной власти, местного самоуправления, организациями в зависимости от уровней:

на федеральном уровне — между МО РФ (Главным командованием Сухопутных войск) и МЧС России, а также между службами Министерства обороны, главными штабами видов Вооружённых Сил, штабами родов войск Вооружённых Сил, главными и центральными управлениями Министерства обороны и соответствующими федеральными органами исполнительной власти по сферам своей деятельности;

на региональном уровне — между штабами военных округов и региональными центрами, а также межрегиональными командованиями других войск, воинских формирований и органов;

на территориальном уровне — между штабами оперативных (оперативно-тактических) объединений и (или) соединений, гарнизонами в городах Москва и Санкт-Петербург и главными управлениями МЧС по субъектам Российской Федерации, а также штабами объединений, соединений и воинских частей других войск, воинских формирований и органов;

на местном уровне — между гарнизонами и органами, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при органах местного самоуправления;

на объектовом уровне — между штабами воинских частей, организациями Вооружённых Сил и структурными подразделениями организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны [5].

Основными направлениями взаимодействия при решении задач по предупреждению и ликвидации последствий ЧС являются:

разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

прогнозирование чрезвычайных ситуаций и оценка возможных последствий; обмен информацией об угрозе и фактах возникновения чрезвычайных ситуаций, о развитии обстановки в зоне (районе) чрезвычайной ситуации;

привлечение сил и средств сторон к совместным действиям при ликвидации ЧС; согласование совместных действий при выполнении задач по ликвидации ЧС, в том числе по вопросам управления и всестороннего обеспечения;

разработка планирующих документов по взаимодействию;

проведение совместных мероприятий по проверке реальности планов действий и планов взаимодействия;

обмен опытом, участие в работе комиссий, конференций, семинаров, мероприятиях международного сотрудничества в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

организация и проведение совместных учений (тренировок) по вопросам предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

В настоящее время в целях заблаговременной подготовки органов управления, сил и средств к решению задач по предупреждению и ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций на всех уровнях единой системы МЧС России и функциональной подсистемы МО РФ осуществляется планирование их действий и разрабатывается План взаимодействия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В связи с реально существующей угрозой возникновения ЧС в результате террористических актов целесообразно в данный план включить раздел "Взаимодействие по предупреждению и лик-

видации последствий чрезвычайных ситуаций, обусловленных террористическими актами" и уточнить название плана, а именно: "План взаимодействия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера и ЧС, обусловленных террористическими актами". При этом ответственными исполнителями являются соответствующие органы управления МЧС России, которые выступают с инициативными предложениями, в зависимости от местных условий и дислокации объединений, соединений и воинских частей.

При планировании взаимодействия согласовываются:

перечень "террористически" опасных объектов;

зоны ответственности сторон;

сигналы оповещения и опознавания;

порядок привлечения сил и средств сторон к совместным действиям;

состав сил и средств, необходимых для решения задач по предупреждению возможной и ликвидации последствий возникшей чрезвычайной ситуации, и их задачи;

порядок совместного решения задач по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации;

порядок выдвижения (перевозок) войск (сил) в зону (район) чрезвычайной ситуации и наращивания их усилий;

районы расположения привлекаемых войск (сил) и размещения пострадавших, порядок их всестороннего обеспечения;

порядок использования местной материальной технической базы, а также транспортных средств и средств связи и другие вопросы.

В состав рабочей группы по разработке плана должны входить представители координационных и постоянно действующих органов управления МЧС России и постоянно действующих органов управления функциональной подсистемы МО РФ. План взаимодействия разрабатывается на карте с пояснительной запиской к нему и оформляется в двух экземплярах, которые хранятся в постоянно действующих органах управления МО РФ и МЧС России. Планы взаимодействия согласовываются с антитеррористическими комиссиями и оперативными штабами, подписываются соответствующими начальниками органов управления, организующими их разработку, и утверждаются начальниками вышестоящих органов управления сторон.

Литература

1. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35 «О противодействии терроризму».

2. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

3. Постановление Правительства РФ от 6 июня 2007 г. № 352 «О мерах по реализации Федерального закона «О противодействии терроризму»».

4. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

5. Положение о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооружённых Сил Российской Федерации. Утверждено приказом МО РФ 2005 г. № 355.

6. Руководство по взаимодействию МЧС России с МО РФ по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера. МЧС России.- М., 2002.

7. Владимиров В.А. XXI век - вызовы и угрозы. - М., 2005.

8. Воробьёв Ю.Л. Основы защиты населения и территорий в кризисных ситуациях. - М., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.