ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2016. №1(43)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 159.99
ПОДРОСТОК КАК СУБЪЕКТ НОРМАТИВНОЙ СИТУАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ
© Лариса Баянова, Олег Миняев
ADOLESCENTS AS A SUBJECT OF THE NORMATIVE SITUATION IN THE MODERN FOREIGN DEVELOPMENTAL PSYCHOLOGY
Larisa Bajanova, Oleg Minyaev
This paper presents an analytical review of publications, concerning the problems of interaction of adolescents and rules in the normative situation. This review is given in the context of N.E. Veraksa's conception, which regards culture as a system of normative situations. The purpose of this study is to analyze scientific research, studying adolescents in the normative situation, which is conducted in the modern Western developmental psychology. The objectives of the research aim to identify general trends in the studies devoted to interactions between adolescents and rules in the normative situation. The analysis of the psychological research into the issue of determination of the adolescent's behavior suggests that almost all psychological concepts recognize the role of social factors in the development of the adolescent's behavior patterns. The theoretical review covers ten texts on the study of the adolescent's behavior in the normative situation. The article considers the studies, related to the peculiarities of adolescents' behavior in the normative situation, the role of family and parenting style in acquisition of rules and norms by adolescents, works exploring the causes of deviations from norms, as well as the studies of cross-cultural differences in requirements for adolescents' compliance with norms in the normative situation.
Among the authors, whose works are the subject of the analytical review, are: Urmeneta Ana R., La-chal J., Orri M., Moro M. R., Revah-Levy A., Ghani F. A., Kamal S. A., Aziz A. A., Millins D., Tisak M. S., Zhang Z., Arvey R. D., Desrichard O., Roche S., Begue L. Zehe J. M., Colder C. R., Read J. P., Wiec-zorek W. F., Lengua L. J. Pedersen S., Gronhoj A., Thogersen J., Golberg-Looney L. D., Sanchez-SanSegundo M., Ferrer-Cascales R., Smith E. R., Albaladejo-Blazquez N., Perrin P. B. Warner T. D., Giordano P. C., Manning W. D. and Longmore M. A. The analysis of foreign psychologists' research has led to a number of important conclusions. Firstly, it is social problems, which the children of this age experience, that give impetus to the studies of adolescents in the normative situation. Secondly, we have found that the tendency of breaking norms is more typical for adolescents. Thirdly, cross-cultural differences in adolescents' behavior are especially evident in comparative studies of adolescents' behavior in situations with a predetermined rule, found in Western and Eastern traditions of upbringing.
Keywords: teenager, rule, normative situation, behavior patterns, Western developmental psychology, analytical review.
В статье представлен аналитический обзор публикаций, касающихся проблемы взаимодействия подростка с правилом в нормативной ситуации. Данный обзор рассмотрен в контексте концепции Н. Е. Вераксы о культуре как системе нормативных ситуаций. Цель данного исследования заключается в анализе научных работ в современной западной психологии развития, посвященных изучению подростка в нормативной ситуации. Задачи исследования предполагают выделение общих тенденций в изучении взаимодействия подростка и правила в нормативной ситуации. Анализ психологических исследований по проблеме детерминации поведения подростка позволяет говорить о том, что фактически все психологические концепции признают роль социальных факторов в становлении паттернов поведения подростка. Теоретический обзор включает 10 текстов, посвященных изучению поведения подростка в нормативной ситуации. Среди авторов, чьи работы стали предметом аналитического обзора, - А. Р. Урменета, Дж. Лакал, М. Орри, М. Р. Моро, А. Ре-вах-Леви, Ф. А. Джани, С. А. Камал, А. А. Азиз, Д. Мюллинс, М. Тисак, Дж. Джанг, Р. Арвей, О. Десрихард, С. Рошеб, Л. Бегуес, Дж. М. Зехе, К. Р. Колдер, Дж. П. Рид, У. Ф. Виекзорекб, Л. Д. Ленгуас, С. Педерсен, А. Гронходж, Д. Фогерсон, Л. Голберг-Луней, М. Санчез-Сансегундо, Р. Феррер-Каскалес, Э. Смит, Н. Албаладежо-Блазкуез, П. Перрин, Т. Варнер, П. Гиордано, В. Ман-нинг, М. Лонгмора. В статье рассматриваются исследования, связанные с особенностями поведе-
ния подростков в нормативной ситуации, ролью семьи и стиля воспитания при присвоении норм и правил подростками; работы, связанные с нахождением причин отклонения от норм, а также исследования кросскультурных различий в требованиях соблюдения норм подростками в нормативной ситуации.
В результате анализа текстов зарубежных психологов сформулирован ряд важных выводов. Во-первых, исследования подростка в нормативной ситуации обусловлены социальными проблемами детей данного возраста. Во-вторых, обнаружено, что тенденция нарушения норм характерна в большей степени именно для подросткового возраста. В-третьих, выявляются кросскультурные различия в поведении подростков, что особенно проявляется в сравнительных исследованиях подростков в ситуациях с заданным правилом в западной и восточной традициях воспитания.
Ключевые слова: подросток, правило, нормативная ситуация, паттерн поведения, западная психология развития, аналитический обзор.
Введение
В настоящее время мы наблюдаем разнообразные трансформации культурного контекста, на фоне которых происходит развитие детей. Это обусловливает необходимость и актуальность изучения влияния культуры на становление психики в онтогенезе в условиях культурных изменений. Согласно концепции Л. С. Выготского, психика ребенка во всех своих проявлениях - в процессах, свойствах, состояниях - формируется культурой - правилами, с которыми ребенок как субъект вступает во взаимодействие. Для успешного взаимодействия с окружающей средой ребенок должен следовать правилам, так как он является субъектом культуры. В данной работе мы обращаемся к трактовке культуры, предложенной в концепции Н. Е. Вераксы, где культура понимается как система нормативных ситуаций. Если в ситуации задается правило, обращенное к субъекту, то данная ситуация является культурной (не натуральной), поскольку такая ситуация регламентирована общепринятыми нормами. Нормативная ситуация представляет собой «сочетание факторов, условий и обстоятельств, относительно которых социум предписывает субъекту определенные действия» [Веракса, Булычева]. Поведение ребенка в социальной ситуации развития предусматривает усвоение им культурных правил с самого раннего возраста. Закономерности влияния нормативной ситуации на становление психики обнаружены в ряде исследований российских психологов. Так, в раннем онтогенезе становление нормативных предметных действий ребенка изучил А. В. Ильин [Ильин]. В исследованиях Н. А. Корзинкиной было установлено, что поведение подростка в нормативной ситуации регулируется институциональным правилом в условиях современной школы [Корзин-кина]. В. П. Ульянова провела интересное исследование рефлексии нормативной ситуации у де-линквентных подростков, которые имели опыт серьезных нарушений правил, предусмотренных законодательным регламентом [Ульянова]. А. К.
Пащенко при изучении восприятия нормативной ситуации младшими школьниками выявил уровни ее освоения - импульсивный, ролевой, полевой и нормативный [Пащенко]. В работах по исследованию дошкольников выявлена культурная конгруэнтность как свойство субъекта нормативной ситуации в дошкольном возрасте [Баянова, Мустафин].
При исследовании усвоения правил в нормативной ситуации в различных возрастных периодах мы отмечаем особенность подросткового возраста, который многими исследователями считается кризисным возрастным периодом. Кризис зачастую проявляется в сопротивлении и отвержении предъявляемых норм. Поэтому в своем теоретическом анализе работ зарубежных авторов мы обратились к тем источникам, которые отражают проблематику психологии подростка в отношении правил в нормативной ситуации. Цель нашего исследования заключается в том, чтобы составить аналитический обзор источников, отражающих тему психологии подростка в нормативной ситуации в зарубежной психологии развития. Предметом исследования выступают тексты, в которых отражаются преимущественно исследования, посвященные взаимодействию подростка с правилом в нормативной ситуации. В своем исследовании мы обратились в основном к исследованиям последних пяти лет. В качестве задач теоретического обзора мы ставим выявление общих тенденций тематики исследования подростка в нормативной ситуации, а также возможность классификации подобных исследований.
Результаты и их обсуждение
Результаты теоретического обзора зарубежных исследований включают в себя работы авторов из ведущих университетов мира по изучению проблемы взаимодействия подростка с правилами. Анна Р. Урменета из Испании рассматривает вопрос влияния социальных норм и правил на детей и подростков в связи с развитием социально-логического мышления. Термин «социально-
логическое мышление» практически не используется в тезаурусе российских текстов по психологии, чаще мы говорим о социальном интеллекте. Однако, ввиду жанра нашей работы, мы оставляем авторскую терминологию. В процессе своего реального функционирования в обществе культура, по мнению А. Р. Урменета, предстает как многогранная система символов, знаний, идей, ценностей, норм, образцов, регулирующих поведение индивидов и социальных групп. Результаты ее исследования показывают, что у подростков существует социально-логическое мышление. Следовательно, по мнению автора, можно утверждать, что дети имеют активный взгляд на социальный мир, что они думают, анализируют и создают свои гипотезы о том, как социальные институты и общество оценивают их действия и суждения. Из этого А. Р. Урменета делает вывод, что ребенок не может рассматриваться только в качестве пассивного объекта, нельзя недооценивать потенциал действий самих детей. Изначально несовершеннолетние дети подстраиваются под нормы общества. Позже дети начинают проявлять свои собственные способы интерпретации норм, критически анализируя их. Детское социально-логическое мышление формируется в течение определенного социального контекста, где школа играет самую важную роль [Urmeneta].
Исследователи из Франции Дж. Лакал, М. Орри, М. Р. Моро, А. Ревах-Леви посвятили свои работы изучению самоубийств и попыток самоубийств подростков и юношей. Данная проблема касается не только Франции и Европы, но и всех стран мира. Исследователи отмечают, что юношеский, а особенно подростковый возраст, являются всегда возрастом риска, так как психика подростка не сформирована до конца (согласно статистике, во Франции самоубийство занимает второе место по количеству смертей в возрасте от 10 до 24 лет). Авторы провели обзор работ из разных концов мира, касающихся данной проблемы, и выявили ряд причин самоубийств, одна из которых, по мнению ученых, - «потеря чувства контроля над собой». Данная причина, как ни парадоксально это звучит, возникает вследствие чрезмерного внешнего контроля. Подросток вследствие внешнего контроля перестает ощущать свое участие в принятии решения, не влияет на ход своей жизни и в конце концов теряет субъектную активность и понимание смысла своего существования [Perspectives des adolescents et jeunes adultes sur le suicide].
Преподаватели Технологического университета г. Джохор-Бару (Малайзия) Ф. А. Джани, С. А. Камал, А. А. Азиз изучили влияние стиля вос-
питания на формирование поведения подростков из мусульманских семей. Авторы уверены, что недостаточный уровень контроля родителей приводит к преступному поведению подростков, и стиль воспитания напрямую связан с данным аспектом. Результаты исследования показали, что большинство родителей выбирают авторитарный стиль воспитания. Для малайзийских родителей важно, чтобы ребенок выполнял все требования и правила, которые приняты у них в семье. По результатам корреляционного анализа исследователями был сделан вывод, что авторитарный стиль воспитания в семье положительно влияет на успеваемость подростков [Ghani, Kamal, Aziz].
Американские психологи Д. Мюллинс и М. Тисак из университета «Bowling Green State» (г. Огайо) исследовали особенности правил в жизни подростка в приемных семьях. В статье было предложено разделить все имеющие правила на правила морали, традиционные правила (обыденное) и личные правила подростков, под которыми имеются в виду индивидуальные правила, создаваемые самими подростками и применяемые ими для организации своего поведения. Одна из целей данного исследования заключалась в том, чтобы оценить, насколько сильно различаются правила у детей и подростков, которые были приняты в приемную семью от обычных семей. В результате исследования был сделан вывод, что правила, предъявляемые к подросткам в приемных семьях и в обычных семьях, существенно не отличаются. Однако была замечена особенность отношения к правилам: если обычные подростки больше рассуждали о нарушениях правил с точки зрения последующего наказания, то подростки из приемных семей оценивали правила с точки зрения их целесообразности и здравого смысла [Mullins, Tisak].
Другие американские авторы Джен Джанг совместно с Ричардом Арвей изучают вопрос, а точнее, связь между нарушениями правил в подростковом возрасте и предпосылками предпринимательской деятельности. Предприниматели часто показывают такие качества, черты, как автономность, склонность к риску, игнорирование общепринятых правил, предприниматели не стремятся соответствовать нормативным ожиданиям группы. Поведение предпринимателей в отношении правил показывает, что они действуют вне логики «нарушение правила - наказание». Скорее, предпринимательское поведение предполагает логику «нарушение правила - создание нового правила». Исследователи уделяют большое внимание нахождению положительных эффектов нарушения правил (например, вызов об-
щепринятым стандартам, преодоление устаревших норм для достижения большей эффективности). Основной вопрос, которым задаются исследователи: будет ли развиваться в будущем склонность к предпринимательству у подростков, нарушающих правила? Авторы опираются на теорию Уиллиса о несоответствии, неповторимости, нарушения предполагают позитивное развитие. Это подтверждается его исследованием, где он проверил такие черты личности, как «достижение» и «социальная активность» у 60 предпринимателей и 106 менеджеров крупных компаний. В предпринимательстве нарушение правил считается синонимом инноваций и творчества; эти характеристики необходимы, чтобы стать успешным предпринимателем. Как правило, в исследованиях вопрос нарушений правил молодежью описывается в негативном свете. Однако ученые замечают, что нарушения правил надо оценивать в соответствии с мотивом нарушения, тогда нарушения правил будут отражать истинную независимость и самостоятельность человека от норм группы [Zhang, Arvey].
Ученые из Франции О. Десрихарда, С. Ро-шеб, Л. Бегуес попытались ответить на вопрос о том, почему подростки и юноши более склонны нарушать правила дорожного движения и как такое поведение связано с родительским контролем. В европейских странах дорожно-транспортные происшествия (ДТП) остаются крупнейшей причиной смертности среди молодежи от 14 до 25 лет. В большинстве случаев несчастные случаи происходят в ситуациях, когда были нарушены одно или несколько правил дорожного движения, чаще всего это превышение скорости или употребление спиртных напитков лицами, находящимися за рулем. Авторы хотят понять, почему молодые водители не подчиняются правилам дорожного движения. Ответ на данный вопрос крайне важен, так как он мог бы предотвратить несчастные случаи среди этой возрастной группы. В исследовании, представленном здесь, авторы сосредоточились на родительском контроле (надзоре). Исследователи приходят к выводу: чем больше контроль родителей, тем больше ребенок склонен соблюдать правила. Результаты показали, что девушки данной возрастной группы более контролируемы родителями, по сравнению с юношами нарушений правил дорожного движения у них значительно меньше [Desrichard, Roche, Begue].
Ряд авторов из университета города Вашингтон, а именно Дж. М. Зехе, К. Р. Колдер, Дж. П. Рид, У. Ф. Виекзорекб, Л. Д. Ленгуас, рассмотрели уровень социальной тревожности у подростков, которые употребляли спиртные напитки и
курили сигареты. Нормы социальной практики отрицают употребление спиртных напитков и курение как факторы, ухудшающие здоровье человека. Однако сообщество подростков неоднозначно относится к подобным нормам, иногда одобряя курение и распитие спиртных напитков как проявление независимого поведения в данном возрасте. При этом для подростков более значимым становится мнение сверстников. Ученые заметили, что «правильные» подростки, которые не употребляли спиртные напитки и не курили, могут изменить свое поведение, чтобы добиться признания со стороны сверстников, при этом у таких подростков будет снижаться социальная тревожность в группе. Однако в отсутствии окружения сверстников «правильные» подростки боятся негативных последствий нарушений правил, связанных с распитием спиртных напитков и курением [Social and generalized anxiety symptoms and alcohol and cigarette use in early adolescence].
Описанная нами предыдущая ситуация подтверждается и авторами из университета датского города Оркус С. Педерсен, А. Гронходж и Д. Фогерсон, которые изучили связь между социальными нормами и выбором здоровой пищи в подростковом возрасте. Опрос проводился на 757 подростках, и результаты показали, что есть зависимость выбора пищи от влияния окружения подростков. Подросток, принимающий правило есть только здоровую пищу, признает, что в окружении друга, сверстника, который в свою очередь берет вредную для здоровья пищу, отходит от данной нормы и нарушает ее [Pedersen, Granhoj, Thogersen].
Преподаватели университета из Вирджинии (США) Л. Голберг-Луней, Э. Смит, П. Перрин совместно с коллегами из испанского университета в Аликанте М. Санчез-Сансегундо, Р. Феррер-Каскалес и Н. Албаладежо-Блазкуез рассмотрели вопрос употребления спиртных напитков в подростковом возрасте в Испании и влияние данного фактора на семейные отношения, общение и поведение подростков. Проблема остается актуальной по ряду причин: 1) в Испании считается нормой за обеденным столом вместе с семьей пить вино или пиво, но из-за легкой доступности алкогольной продукции подростки часто злоупотребляют спиртными напитками; 2) по статистике 40% подростков от 13 до 17 лет в Испании распивают спиртные напитки в парках и скверах по выходным, и 20%, находясь под воздействием алкоголя, вступают в конфликт с окружающими людьми. Исследования показывают, что только 25% подростков 15-16 лет согласны отказаться от алкоголя полностью на срок до 12 месяцев.
При изучении влияния фактов употребления алкоголя подростками и качеством семейных отношений было установлено: подростки, употребляющие алкоголь, лишены родительской поддержки, теплых и доверительных отношений. Исследование показало, что подростки, чьи родители разрешали пить вино за семейным столом, впоследствии больше употребляли спиртные напитки. Правила, устанавливаемые родителями по запрету распития спиртных напитков подростками, претерпевают некоторые изменения по мере взросления детей: чем старше их ребенок, тем меньше осуждались факты употребления алкоголя подростками, т. е. с возрастом родительский контроль уменьшается. При усвоении правил, запрещающих подросткам распитие спиртных напитков, подростки чаще обсуждают данную тему с матерями, нежели с отцами. При этом исследование показало, что влияние отца по привитию правил, запрещающих употребление спиртных напитков подростками, более эффективно в семье по сравнению с воспитательным влиянием матери. Установлена связь между употреблением алкоголя в семье и высокой вероятностью употребления спиртных напитков подростками. Особенно выражена данная связь, если спиртные напитки будут употреблять отцы подростков [Adolescent drinking in Spain].
Исследователи подчеркивают, что подростки из семей с низким экономическим статусом, обучающиеся «в специальных» школах и имеющие генетическую предрасположенность к алкоголю, находятся в группе риска.
Исследователи Т. Варнер, П. Гиордано, В. Маннинг и М. Лонгмора изучают влияние социальных норм на сексуальную активность в подростковом возрасте. Авторы полагают, что в современных условиях существенно изменились представления о границах дозволенного и недозволенного в культуре секса. Исследователи полагают, что усвоение норм сексуального поведения подростками основано на анализе поведения других, на подражании. Этот подход отражает приверженность авторов концепции социального научения А. Бандуры. Особенно значимым при формировании норм сексуального поведения подростков является влияние сверстников. Даже в ситуациях, связанных с групповым изнасилованием, как показывают исследования, подростки совершают преступление и ведут себя таким образом, исходя из группового конформизма, желания соответствовать ожиданиям других, стремления показывать, что они часть этой группы. Поэтому формирование сексуального поведения подростков рассматривается исследователями в связи с социализацией в целом
[Everybody's doin' it (right?)]. Результаты исследования американских авторов (Frisco, Kaestle, Halpern, Meier) показали, что действительно есть связь между количеством половых связей подростков и социальным благополучием районов, где они живут, поскольку, как считают авторы, «соседство» влияет на принятие тех или иных правил и соблюдение норм. Оказалось, что у подростков, живущих в окрестностях неблагоприятного района, шанс раннего сексуального дебюта оказался выше и количество сексуальных партнеров достоверно больше.
Ученые Эдер и Ненга (Eder and Nenga), Хар-динг (Harding) призывают более тщательно рассматривать процесс социализации подростков за пределами семейного и школьного круга. Ученые приводят статистические данные, что до достижения совершеннолетия 60% девушек и 65% юношей имеют сексуальный опыт. В исследованиях других авторов говорится, что ранняя половая связь имеет негативные последствия для подростков, связанные с нарушением психического здоровья.
Выводы:
Обзор зарубежных текстов, посвященных исследованиям взаимодействия подростка и правила, показывает, что исследования проводятся исходя из социальной актуальности данной проблемы. Так, к примеру, большое число подростковых суицидов или статистика дорожно-транспортных происшествий, связанных с подростковым возрастом, являются поводом для психологического изучения данных социальных явлений с точки зрения нормативности поведения подростка в подобных ситуациях.
Исследования психологии подростка в связи с соответствием правилам в нормативной ситуации обнаруживают кросскультурные особенности данной проблемы. Если в европейских семьях чрезмерный контроль за поведением подростка является косвенной причиной потери смысла жизни и дальнейшего суицидального поведения, то в мусульманских семьях в Малайзии контроль родителей является предпосылкой успешности учебной деятельности подростка. Частое употребление вина за семейным столом в Испании приводит к условности границ правила, запрещающего распитие спиртных напитков подростками.
Отношение к нарушению правил подростками оценивается исследователями неоднозначно, поскольку в развитии предпринимательских способностей, как считает ряд авторов, необходимыми качествами являются игнорирование общепринятых норм и способность к нарушению правил. Это обстоятельство приводит авторов к выводу о том, что подростки с определенными
склонностями к нарушению правил имеют большие шансы к успеху в предпринимательской деятельности, нежели «правильные» подростки, безупречно следующие правилам.
Анализ публикаций зарубежных исследователей показывает, что, оказываясь в ситуации, в которой задан вполне определенный способ действия, подросток чаще, чем взрослый или ребенок младшего возраста, демонстрирует отклоняющиеся от нормы формы поведения, иными словами, нарушает социальную норму. Некоторые формы ненормативного поведения именно в подростковом возрасте приобретают устойчивый характер. Устойчивые поведенческие паттерны несоответствия нормам, возникающие в различных ситуациях, могут составлять основу типичного поведения подростков и служить предпосылкой асоциального поведения в будущем.
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 15-06-10954а.
Список литературы
Баянова Л. Ф., Мустафин Т. Р. Культурная конгруэнтность дошкольника в нормативной ситуации и возможности ее исследования // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2013. № 4. С. 70-75.
Веракса Н. Е., Булычева А. И. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. 2003. № 6. С. 17-31.
Ильин А. В. Развитие нормативных предметных действий у детей раннего возраста: дис. ... канд. пси-хол. наук. М. : РГБ, 2004. 166 с.
Корзинкина Н. А. Особенности поведения подростка в типичных ситуациях социального взаимодействия с заданной нормой: дис. ... канд. психол. наук. М. : РГБ, 2004. 187 с.
Пащенко А. К. Особенности организации нормативного пространства младших школьников // Психологическая наука и образование. 2010. № 1. С. 48-54.
Ульянова В. П. Специфика рефлексии нормативной ситуации подростками с нормативным и делин-квентным поведением // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2008. № 7 (14). С. 33-41.
Desrichard O., Roche S., Begue L. The theory of planned behavior as mediator of the effect of parental supervision: A study of intentions to violate driving rules in a representative sample of adolescents // Journal of Safety Research. 2007. Vol. 38, issue 4. P. 447-452. doi:10.1016/j.jsr.2007.01.012
Ghani F. A., Kamal S. A., Aziz A. A. The Implication of Parenting Styles on the Akhlak of Muslim Teenagers in the South of Malaysia // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 114. P. 761-765. doi:10.1016/j.sbspro.2013.12.781.
Golberg-Looney L. D., Sanchez-SanSegundo M., Fer-rer-Cascales R., Smith E. R., Albaladejo-Blazquez N., Perrin P. B. Adolescent drinking in Spain: Family rela-
tionship quality, rules, communication, and behaviors // Children and Youth Services Review. 2015. Vol. 58. P. 236-243. doi:10.1016/j.childyouth.2015.09.022.
Lachal J., Orri M., Moro M. R., Revah-Levy A. Perspectives des adolescents et jeunes adultes sur le suicide : une méta-synthèse qualitative // Neuropsychiatrie de l'Enfance et de l'Adolescence. 2015. Vol. 63, issue 7. P. 473481. doi:10.1016/j.neurenf.2015.03.002.
Millins D., Tisak M. S. Moral, conventional, and personal rules: The perspective of foster youth // Journal of Applied Developmental Psychology. 2006. Vol. 27, issue 4. P. 310-325. doi:10.1016/j.appdev.2006.04.003.
Pedersen S., Gronhoj A., Thogersen J. Following family or friends. Social norms in adolescent healthy eating // Appetite. 2015. Vol. 86. P. 54-60. doi:10.1016/j.appet.2014.07.030.
Urmeneta Ana R. Reification Processes of Social Norms in Children and Adolescents // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 116. P. 1810-1818. doi:10.1016/j.sbspro.2014.01.476.
Warner T. D., Giordano P. C., Manning W. D., Longmore M. A. Everybody's doin' it (right?): Neighborhood norms and sexual activity in adolescence // Social Science Research. 2011. Vol. 40, issue 6. P. 1676-1690. doi:10.1016/j.ssresearch.2011.06.009.
Zehe J. M., Colder C. R., Read J. P., Wieczorek W. F., Lengua L. J. Social and generalized anxiety symptoms and alcohol and cigarette use in early adolescence: The moderating role of perceived peer norms // Addictive Behaviors. 2013. Vol. 38, issue 4. P. 1931-1939. doi:10.1016/j.addbeh.2012.11.013.
Zhang Z., Arvey R. D. Rule breaking in adolescence and entrepreneurial status: An empirical investigation // Journal of Business Venturing. 2009. Vol. 24, issue 5. P. 436-447. doi:10.1016/j.jbusvent.2008.04.009.
References
Baianova, L. F., Mustafin, T. R. (2013). Kul'turnaia kongruentnost' doshkol'nika v normativnoi situatsii i voz-mozhnosti ee issledovaniia [Cultural Congruence in the Preschooler in the Normative Situation and the Possibility of Researching It]. Sovremennoe doshkol'noe obra-zovanie. Teoriia i praktika, 4, 70-75. (In Russian)
Desrichard, O., Roche, S., Begue, L. (2007). The Theory of Planned Behavior as Mediator of the Effect of Parental Supervision: A Study of Intentions to Violate Driving Rules in a Representative Sample of Adolescents. Journal of Safety Research, volume 38, issue 4, 447-452. doi:10.1016/j.jsr. 2007.01.012. (In English)
Ghani, F. A., Kamal, S. A., Aziz, A. A. (2014). The Implication of Parenting Styles on the Akhlak of Muslim Teenagers in the South of Malaysia. Procedia - Social and Behavioral Sciences, volume 114, 761-765. doi:10.1016/j.sbspro.2013.12.781. (In English)
Golberg-Looney, L. D., Sanchez-SanSegundo, M., Ferrer-Cascales, R., Smith, E. R., Albaladejo-Blazquez, N., Perrin, P. B. (2015). Adolescent Drinking in Spain: Family Relationship Quality, Rules, Communication, and Behaviors. Children and Youth Services Review, volume 58, 236-243. doi:10.1016/j.childyouth.2015.09.022. (In English)
Il'in, A. V. (2004). Razvitie normativnykh predmet-nykh deistvii u detei rannego vozrasta: dis. ... kand. psik-hol. Nauk [The Development of Normative Substantive Actions in Young Children: Ph.D. Thesis Abstract]. 166 p. Moscow, RGB. (In Russian)
Korzinkina, N. A. (2004). Osobennosti povedeniia podrostka v tipichnykh situatsiiakh sotsial'nogo vzai-modeistviia s zadannoi normoi: dis. ... kand. psikhol. nauk [Features of Adolescents' Behavior in Typical Situations of Social Interaction with a Predetermined Norm: Ph.D.Thesis Abstract]. 187 p. Moscow, RGB. (In Russian)
Lachal, J., Orri, M., Moro, M. R., Revah-Levy, A. (2015). Perspectives des adolescents et jeunes adultes sur le suicide : une méta-synthèse qualitative. Neuropsychiatrie de l'Enfance et de l'Adolescence, volume 63, issue 7, 473-481. doi:10.1016/j.neurenf.2015.03.002. (In French)
Millins, D., Tisak, M. S. (2006). Moral, Conventional, and Personal Rules: The Perspective of Foster Youth. Journal of Applied Developmental Psychology, volume 27, issue 4, 310-325. doi:10.1016/j.appdev.2006. 04.003. (In English)
Pashchenko, A. K. (2010). Osobennosti organizatsii normativnogo prostranstva mladshikh shkol'nikov [Organization of the Normative Space among Junior Schoolchildren]. Psikhologicheskaia nauka i obrazovanie, 1. (pp. 48-54). (In Russian)
Pedersen, S., Gronhoj, A., Thogersen, J. (2015). Following Family or Friends. Social Norms in Adolescent Healthy Eating. Appetite, volume 86, 54-60. doi:10.1016/j.appet.2014.07.030. (In English)
Баянова Лариса Фаритовна,
доктор психологических наук, профессор,
Казанский федеральный университет, 420008, Россия, Казань, Кремлевская, 18. [email protected]
Миняев Олег Геннадиевич,
аспирант,
Казанский федеральный университет, 420008, Россия, Казань, Кремлевская, 18. minyaev [email protected]
Ul'ianova, V. P. (2008). Spetsifika refleksii normativ-noi situatsii podrostkami s normativnym i delinkventnym povedeniem [Specificity of Reflection of the Normative Situation in Adolescents with Normative and Delinquent Behavior]. Nauchnye problemy gumanitarnykh issledo-vanii, 7 (14). (pp. 33-41). (In Russian)
Urmeneta, Ana R. (2014). Reification Processes of Social Norms in Children and Adolescents. Procedia -Social and Behavioral Sciences, volume 116, 1810-1818. doi: 10.1016/j.sbspro.2014.01.476. (In English)
Veraksa, N. E., Bulycheva, A. I. (2003). Razvitie um-stvennoi odarennosti v doshkol'nom vozraste [The Development of Mental Giftedness in Preschool Children] // Voprosy psikhologii, 6. (pp 17-31). (In Russian)
Warner, T. D., Giordano, P. C., Manning, W. D., Longmore, M. A. (2011). Everybody's Doin' It (Right?): Neighborhood Norms and Sexual Activity in Adolescence. Social Science Research, volume 40, issue 6, 1676-1690. doi:10.1016/j.ssresearch.2011.06.009. (In English)
Zehe, J. M., Colder, C. R., Read, J. P., Wieczorek, W. F., Lengua, L. J. (2013). Social and Generalized Anxiety Symptoms and Alcohol and Cigarette Use in Early Adolescence: The Moderating Role of Perceived Peer Norms. Addictive Behaviors, volume 38, issue 4,1931-1939. doi:10.1016/j.addbeh.2012.11.013. (In English)
Zhang, Z., Arvey, R. D. (2009). Rule Breaking in Adolescence and Entrepreneurial Status: An Empirical Investigation. Journal of Business Venturing, volume 24, issue 5, 436-447. doi: 10.1016/j.jbusvent.2008.04.009. (In English)
The article was submitted on 26.01.2016 Поступила в редакцию 26.01.2016
Bajanova Larisa Faritovna,
Doctor of Psychology, Professor,
Kazan Federal University, 18 Kremlyovskaya Str., Kazan, 420008, Russian Federation. [email protected]
Minyaev Oleg Gennadievich,
graduate student,
Kazan Federal University,
18 Kremlyovskaya Str.,
Kazan, 420008, Russian Federation.
minyaev [email protected]