удк 159.922.6 Н. А. ДМИТРИЕВА
Омский государственный педагогический университет
ПОДРОСТОК И ЮНОША В ТРУДАХ РОССИЙСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ И УЧЕНЫХ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКОВ
В статье отражены представления о подростковом и юношеском возрастах в трудах российских писателей и ученых конца XIX — начала ХХ веков. Среди писателей это Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов, С. Т. Аксаков. Основы научных понятий о подростковом и юношеском периодах развития были заложены такими педагогами, как К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт, А. Н. Острогорский и др.
Ключевые слова: подростковый и юношеский возраст, воспитание, самовоспитание.
Первые научные представления о подростковом и юношеском возрастах в России появились в конце XIX — начале ХХ века, что было связано, прежде всего, с социальными условиями, сложившимися в стране в пореформенный период. Общий подъем отечественной науки и, ранее всего, естественных наук, наблюдавшийся с середины XIX века, привел к активизации философской и педагогической мысли. Как утверждают исследователи в области истории психологии (А. Н. Ждан, Т. Д. Марцинковская, М. Г. Ярошевский) [1—3], для российской возрастной психологии и педологии характерна поэтому естественнонаучная база — физиология, педиатрия, психиатрия. Именно врачи этих специализаций первыми в России начали применять объективные методы в исследовании развития ребенка. Необходимо отметить, что возрастная психология в России развивалась в содружестве с педологией, которая имела целиком практическую направленность: на использование методического инструментария для нужд школ и других учебных заведений.
Начать экскурс в историю развития взглядов на подростков и юношей в России было бы несправедливо, не отметив одного любопытного факта. До первого научного взгляда на ребенка, подростка, юношу в него уже пристально вглядывались русские писатели — Л. Н. Толстой («Детство. Отрочество. Юность»), С. Т. Аксаков, Ф. М. Достоевский (правда, его подростку уже 20 лет), А. П. Чехов. Еще раньше и в большей степени это явление можно наблюдать при чтении воспоминаний, самоописаний, наблюдений известных писателей середины и второй половины XIX века: С. Т. Аксакова в его «Воспоминаниях», А. И. Герцена в «Записках одного молодого человека», Л. Н. Толстого в его воспоминаниях, Д. Н. Ма-мина-Сибиряка «Далекое прошлое», В. Г. Короленко «История моего современника», а позже — в произведениях Н. Гарина-Михайловского, В. В. Вересаева и других писателей и литературных деятелей. Все они — кто в форме художественных произведений, кто в виде мемуаров, описывают себя, свои переживания, мысли, устремления в период взросления. При этом исподволь отмечают характерные для юношества черты: увлеченность, стремление к познанию, потребность в полном понимании и «растворении» в дружбе со сверстником, направленность в будущее.
Так, в «Записках одного молодого человека» Герцен, рассказывая о своей юности, пишет: «Где ты, юноша-друг, с которым мы обручимся душою, с которым выйдем рука об руку в жизнь...? Мне надобна была другая душа, которой я мог бы высказать свою тайну.». Или, там же: «Не могу выразить всей восторженности того времени. Жизнь раскрывалась перед нами торжественно, величественно; мы откровенно клялись пожертвовать наше существование на благо человечеству, чертили себе будущность несбыточную, без малейшей примеси самолюбия, личных видов. Светлые дни юношеских мечтаний и симпатий, они проводили меня далеко в жизнь.» [4].
Великие писатели и мыслители XIX века оставили заметный след в развитии педагогической мысли в России. Но, еще до выделения возрастной психологии в самостоятельную науку, в педагогике был накоплен богатый опыт общения и взаимодействия с подростками и юношами. В работах известных педагогов XIX века мы встречаем множество ссылок на подростковый и юношеский период развития. Нельзя сказать, что они давали прямое описание особенностей этих периодов, это, скорее, были наблюдения и выделение отдельных характерных черт. В научном отношении для нас важна установка на необходимость изучения особенностей возраста как таковых, формировавшаяся тогда в педагогике. Так, основоположник научной педагогической мысли В. Д. Ушинский считал, что воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть на самом деле, в разные периоды его развития. Известный русский педагог А. Н. Острогорский, так же как и Ушинский, опирался в своих идеях во многом на известнейшего русского хирурга, педагога и общественного деятеля
Н. И. Пирогова, который, по словам Острогорского, «не раз заговаривал в своих статьях об особенностях детского возраста, о его запросах и необходимости считаться с ними» [5, с. 225]. Мы считаем, что именно представления педагогов XIX столетия важны для нашей работы, поскольку многие известные педагоги, врачи, писатели и общественные деятели обучались или работали в специализированных учебных заведениях с военной направленностью. Так, Н. И. Пирогов участвовал в преобразовании Морского кадетского корпуса, С. Т. Аксаков учился в Пажеском корпусе, А. Н. Острогорский получил
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011
образование во 2-м Петербургском кадетском корпусе в 60-х годах XIX века и в Артиллерийской академии. Затем он работал в учреждениях военного ведомства (2-й Петербургской военной гимназии, Пажеском корпусе). Известнейший врач, педагог и психолог П. Ф. Лесгафт также некоторое время работал в Главном управлении военно-учебными заведениями и во 2-й Петербургской военной гимназии. Его перу принадлежит работа «Значение физических упражнений для войска», написанная 10 июня 1888 г. Возможно, поэтому в его трудах так часто встречаются ссылки на юношество, необходимость особого подхода в его воспитании.
В целом, в педагогике второй половины XIX века отдельные авторы весь процесс развития личности обозначают термином «образование». Поэтому педагоги того времени, в том числе и Лесгафт, когда пишут об образовании, имеют в виду формирование человека как личности. И хотя традиционно вклад ученого в развитие психологической науки оценивают в связи с его учением о психологических типах, темпераменте и характере личности, для нас более важным является другое. Определяя решающую роль общественной среды и воспитания в формировании личности, именно Лесгафт впервые подходит к ней целостно, считая, что в развитии человека всё взаимосвязано. Он критикует современную ему школу за нивелирование и игнорирование индивидуальных различий. Ученый пишет о возможности совершенствования воспитательно-образовательного процесса на основе учета индивидуальных особенностей и стремления их развивать и углублять. В таком понимании индивидуальный подход выдвигается им как важнейший принцип обучения, воспитания и развития в их единстве. Вопрос о типах детей Лесгафт связывает с условиями их жизни, формирующими те или иные модели поведения. Данное положение напрямую связано с тематикой нашей работы, так как основной ее задачей и является выяснение вопроса о влиянии условий и особенностей обучения в корпусе на развитие личности кадетов из различных семей. Важно отметить, что ученый видит возможность коррекции выявленных типов средствами воспитания, и, главное, — с учетом особенностей каждого из них. Свои характеристики школьных типов П. Ф. Лесгафт составляет на основе длительных наблюдений по строгому и конкретному плану. Этим планом предусматривается пять разделов характеристики:
1. Семейные условия — среда взрослых, окружающих ребенка. Для нас это является основным фактором, по которому идет в итоге сравнение личностных характеристик кадетов.
2. Проявления ребенка в трех основных сферах — умственной, физической, нравственной. Фактически в нашем исследовании это исходные показатели, основные индивидуальные и личностные характеристики поступивших и результаты дальнейшего изучения личности кадетов.
3. Отношение к ребенку со стороны товарищей, учителей, наставников. В нашей работе это соотносится с социальным окружением кадета и психологической адаптацией в нем.
4. Предположения о будущем ребенка. Данный пункт плана может быть напрямую связан с профессиональным самоопределением обучающегося.
5. Коррективы исправления (в физическом, умственном и нравственном аспектах).
Типология Лесгафта отражает внутреннее содержание уровня воспитанности личности через харак-
теристику нравственных отношений ребенка и окружающему и к самому себе. Несмотря на то, что по своему содержанию данная типология основана на анализе педагогических воздействий и образа жизни семьи, она нашла применение в медицинской психологии и психотерапии. К тому же, в современной психологии имеются попытки ее использовать в разработке типологий современных школьников (в частности, А. Ф. Филатова) [6]. Но не только учение П. Ф. Лесгафта о школьных типах важно для нас. В своей статье «Значение физического образования в семье и школе (ответ П. Ф. Каптереву)» ученый дает характеристику современным ему молодым людям, имея в виду (по современным классификациям) старшеклассников, юношей. Он выделяет школьный возраст — от 13 до 18 лет — и подробно описывает физические изменения, происходящие в детском организме в «период возмужалости». Кроме этого, исследователь утверждает, что данный период протекает не одинаково для всех, продолжаясь до пяти лет. Таким образом, Лесгафт выделил возрастной период, который, по современным представлениям, можно назвать подростковым и юношеским.
Если Лесгафт подходил к изучению личности, прежде всего как врач и физиолог, и лишь затем как педагог, то К. Д. Ушинский создал педагогическую систему. Выделяя принцип природосообраз-ности обучения [7], ученый характеризует юношеский возраст в основном с точки зрения моральных, педагогических категорий. Он отмечает, что юношеский возраст важен для формирования жизненных идеалов. Главную его особенность он видит в возможностях более интенсивного духовного развития природы человека. В данный период, как утверждает Ушинский, начинаются поиски самого существенного в человеческой жизни, укрепляются идеалы. Ученый особо выделяет этот период как важный для самовоспитания и самообразования, осознание своих путей вхождения в жизнь общества, своего долга перед ним. Педагог подчеркивает решающую роль социального окружения и обучения на характер и образ мыслей юноши. Характеризуя юношество, он сравнивает его с периодами детства и отрочества. Отличительными чертами юноши считает устремленность в будущее, энергию и частую переоценку своих сил и возможностей. По выражению К. Д. Ушин-ского, это возраст «гамлетовский», когда раздумье, выбор жизненного пути, романтика весьма сильны и глубоки. Он подчеркивает важность знаний для формирования твердых убеждений и считает, что в юношеском возрасте могут быть заложены прочные основы убеждений при научно организованном обучении.
С убеждениями и взглядами Ушинского схожи и представления известного русского педагога и методиста В. Я. Стоюнина. Он говорит о необходимости применения научных методов в воспитании и утверждает: «Школа должна приготовить духовные силы юноши для создания идеала, должна пробудить в нем бескорыстную любовь к истине, правде и прекрасному стремлению к ним.» [5, с. 245]. Но, подчеркивает педагог, при этом нельзя навязывать никакой «теории для жизни», ограничивать свободу выбора для юноши, подавлять его врожденные стремления. Вероятнее всего, педагог имел в виду не только право свободного выбора убеждений и взглядов, но и выбор профессии, будущего рода занятий. Это также актуальный вопрос и для нас — насколько то, что ребенок вырос в семье военного, предопределяет будущее мальчика, и есть ли взаимосвязь в
нашем случае, насколько осознанно сын военного выбирает профессию офицера. Но, пожалуй, главный вывод, который можно сделать, исследуя представления педагогов XIX века о юношестве, это признание ими необходимости воспитания у юношей определенных качеств, которые позволяют им достичь благородных целей, стать достойными членами общества. Об этом говорил еще Н. И. Пирогов: «Главное — это возбуждение желания к самовоспитанию, помощь юноше в этом благом деле.» [5, с. 225].
Известный педагог и психолог П. Ф. Каптерев, рассуждая о саморазвитии и самовоспитании, указывает на главенствующую роль в этом самой личности. Важнее, по его мнению, не воспитывать, а вызывать в самом питомце желание воспитать и образовывать себя. Он отмечает: «В детстве и отрочестве самообразование совершается несознательно, как удовлетворение насущной органической потребности. С дальнейшим возрастом вопрос о самовоспитании ставится сознательно и разумно» [5, с. 231].
Очень ценными для нас являются представления о юношестве упоминавшегося выше педагога А. Н. Острогорского, поскольку он не только сам обучался в кадетском корпусе, но и достаточно долгий период своей жизни посвятил работе, связанной с военными педагогическими учреждениями. Его взгляды на воспитание юношества и через полтора века не утратили своей актуальности. Он также упоминает о необходимости учитывать возраст ребенка при его обучении, рассматривает значение воспитания ребенка в семье. Говоря о роли воспитателя, Острогорский утверждает, что мальчик или юноша не умеет еще приспособиться к жизни в обществе, не может ориентироваться среди сверстников и соблюдать дисциплину. Его надо воспитывать. Описывая взаимоотношения между юношей и воспитателем, Острогорский отмечает их возможные осложнения, попутно обрисовывая особенности юношеского возраста: чувство протеста, обостренное чувство справедливости юношей и порою особую ранимость, которая может быть спутником как самоуничижения, так и безумной отваги. Представления Острогорского о воспитании и образовании построены, прежде всего, на его опыте работы с юношеством в Пажеском корпусе и 2-й Петербургской военной гимназии, поэтому он в основном описывает процессы, происходящие в закрытом однополом, мужском, сообществе. Видимо, поэтому его
так волнуют проблемы контакта воспитателя с воспитанником, возможности влияния на воспитанника. Особое значение Острогорский придает процессам, происходящим в коллективе юношей, а также учете обостренного чувства справедливости у юношей. Он утверждает: « ... и самое воспитание возможно лишь на почве верных наблюдений натуры юноши и той ступени развития его сил и способностей, на которой он стоит в данную минуту» [5, с. 204]. И, наконец, именно Острогорский утверждает необходимость работы психолога с юношеством, важность их исследований. Ученый подчеркивал, что результаты изучения особенностей данного возраста необходимо сообщать всем тем, кто будет работать с юношеством, особенно педагогам.
Мы считаем, что данное утверждение педагога, жившего в далеком XIX веке, актуально и в настоящее время.
Библиографический список
1. Ждан, А. Н. История психологии [Текст] : учебник / А. Н. Ждан. - М. : Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.
2. Марцинковская, Т. Д. История возрастной психологии [Текст] : учеб. пособие / Т. Д. Марцинковская. — М. : Гардарики, 2004. — 288 с.
3. Ярошевский, М. Г. История психологии [Текст] : учеб. пособие для вузов / М. Г. Ярошевский. — М. : Издат. центр «Академия», 1996. — 410 с.
4. Герцен, А. И. Записки одного молодого человека [Текст] / А. И. Герцен // Собр. соч. В 9 т. Т. 1. — М. : Гослитиздат, 1955. — С. 3 — 73.
5. Острогорский, А. Н. Избранные педагогические сочинения [Текст] / А. Н. Острогорский. — М. : Педагогика, 1985. — 352 с.
6. Филатова, А. Ф. Половые различия в характере подростка [Текст] : монография / А. Ф. Филатова. — Омск : Издательский дом «Наука», 2006. — 228 с.
7. Гончаров, Н. К. Педагогическая система К. Д. Ушин-ского [Текст] / Н. К. Гончаров. — М. : Педагогика, 1974. — 272 с.
ДМИТРИЕВА Наталья Алексеевна, соискатель по кафедре практической психологии.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.05.2011 г.
© Н. А. Дмитриева
Книжная полка
Карнеги, Д. Как наслаждаться жизнью и получать удовольствие от работы / Д. Карнеги ; пер. с англ. - 3-е изд. - М. : Попурри, 2010. - 240 с. - ISBN 978-985-15-1004-3.
Книга наполнена множеством интересных и поучительных историй, случившихся с людьми разных возрастов и сословий, которые сумели побороть скуку, страхи, разочарование, усталость, обрести чувство уверенности, гармонизировать и сделать счастливой свою жизнь. Методы и советы Дейла Карнеги столь же эффективны сегодня, как и десятки лет назад, когда он собрал и обнародовал их впервые. Им не суждено устареть! Для широкого круга читателей.
Карнеги, Д. Как стать эффективным лидером / Д. Карнеги ; пер. с англ. - М. : Попурри, 2010. -2080 с. - ISBN 978-985-15-1105-7.
Подробно описываются лидерские качества руководителя, их развитие и применение в коллективе. Для широкого круга читателей.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ