Научная статья на тему 'ПОДРОСТКОВЫЙ БУЛЛИНГ И МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ'

ПОДРОСТКОВЫЙ БУЛЛИНГ И МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
551
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
БУЛЛИНГ / БУЛЛИ / АГРЕССОР / ЖЕРТВА / АГРЕССОР-ЖЕРТВА / НАБЛЮДАТЕЛЬ / ПРОФИЛАКТИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Череватая Ю.Н.

В данной статье рассматривается понятие буллинга, вводятся такие понятия, как «агрессор», «жертва» и «агрессор-жертва», а также анализируются причины их психологических особенностей для выявления способов профилактики данного явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEEN BULLING AND PREVENTION TECHNIQUES

This article examines the concept of bullying, introduces such concepts as "aggressor", "victim" and "aggressor-victim", and analyzes the reasons for their psychological characteristics to identify ways to prevent this phenomenon.

Текст научной работы на тему «ПОДРОСТКОВЫЙ БУЛЛИНГ И МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ»

УДК 316.48

Череватая Ю.Н.

студентка 2-го курса магистратуры направления «Конфликтология» Южный федеральный университет (Россия, г. Ростов-на-Дону)

ПОДРОСТКОВЫЙ БУЛЛИНГ И МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ

Аннотация: в данной статье рассматривается понятие буллинга, вводятся такие понятия, как «агрессор», «жертва» и «агрессор-жертва», а также анализируются причины их психологических особенностей для выявления способов профилактики данного явления.

Ключевые слова: буллинг, булли, агрессор, жертва, агрессор-жертва, наблюдатель, профилактика.

Буллинг в подростковой среде на сегодняшний день является очень важной проблемой, влияющей на формирование адекватных взаимоотношений в обществе, а также на создание благоприятной среды социального взаимодействия. Влияет данное явление на вышеупомянутые факторы весьма негативно. Более того, подростковый буллинг имеет отношение не только к подросткам в школе, вне школы, на дополнительных секциях, но также в равной степени оказывает влияние и на учителей, родителей подростков.

Основная проблема подросткового буллинга заключается в том, что это -агрессивное воздействие прямым или непрямым путем на тот или иной субъект социальных отношений в подростковой среде. То есть буллинг - это акт агрессии. По своей сути агрессия является защитной реакцией психики. Соответственно, можно сделать логический вывод о том, что у агрессоров есть некий источник тревоги, и они нуждаются в защите, одним из способов которой является ответная агрессия (иначе говоря, «зеркальная реакция»). Безусловно,

буллинг - это неадекватная и асоциальная попытка самоутверждения, чем бы она ни была вызвана. Существует ряд факторов, влияющих на возникновения такого атипичного поведения, а также ряд превентивных мер по выявлению и нейтрализации процесса формирования такого поведения и его профилактике.

Прежде всего стоит отметить, что в таком социальном взаимодействии как буллинг есть действующие стороны, а именно: жертва, агрессор и наблюдатель (число их может варьироваться от одного до нескольких человек, по обе стороны). Стоит отметить, что они имеют ряд психологических особенностей, которые могут более четко охарактеризовать истинное положение дел в возникшей ситуации.

Жертва

Психологические особенности жертвы довольно трудно установить. Однако исследователи выделяют высокую роль самооценки, физического развития и успеваемости. Тем не менее, затруднительно сказать, что является первичным фактором: заниженная самооценка или буллинг. В действительности поводом для буллинга может стать абсолютно что угодно: особенности личной и семейной жизни ребенка, физические особенности (родинки, родимые пятна, проявления хронических заболеваний), отличные от коллектива взгляды, разница вкусов и т. п. Но есть одна особенность, которую психологи выделяют как характерную для всех жертв - невозможность проявлять защитную агрессию.

Чаще всего жертвами становятся чувствительные, тревожные, подозрительные, обидчивые, неуверенные и замкнутые в себе дети и подростки. Для травли выбирают замкнутого ребенка с поведенческими и социальными нарушениями, негативными установками в отношении самого себя. Жертвы буллинга склонны к самобичеванию и наличию заниженной самооценки. Все нападки они считают заслуженными; слишком нерешительны, чтобы дать сдачи. Но остается открытым вопрос о том, что первично: эти особенности или буллинг.

Еще одна категория жертв - сознательные провокаторы. Они же могут выступать сразу в двух ролях (в разных условиях): жертвы и агрессора. Провоцирующие жертвы имеют ряд специфических особенностей, а именно:

• импульсивность;

• гиперактивность;

• вспыльчивость;

Для жертв-агрессоров присущ достаточно слабый самоконтроль, крайне низкая социальная компетентность, склонность к тревоге и депрессии, слабая способность к сосредоточению, трудности в изучении учебной программы и адаптации. Им свойственно суицидальное и аутоагрессивное поведение. Это самая немногочисленная группа, но и самая сложная в работе.

Агрессоры-жертвы имеют высочайший уровень агрессии и гнева. Самоуважение - защитный механизм при неадекватно завышенной самооценке. Когда реальность не соответствует ожиданиям и самооценке, просыпается агрессор. Если преобладают черты самоуничижения, то просыпается жертва, ребенок считает наказания заслуженными. Однако агрессия все равно остается на высоком уровне, потому в любой момент он в состоянии ответить на нападки. Это самое опасное для личностного развития состояние (неопределенность, разрозненность, нестабильность). Данный тип жертв также может стать и самым опасным для окружающих ввиду нестабильного распределения эмоциональной нагрузки на самих себя. В критической ситуации они могут стать крайне агрессивными и даже пойти на преступные действия, дабы «воздать обидчикам по заслугам».

Агрессоры

Психология булли отличается готовностью к самоутверждению за счет насилия и унижения других. Это агрессивно настроенные к окружающему миру люди, грубые, легко подверженные фрустрации, с трудом соблюдающие правила или вовсе не воспринимающие их, неуравновешенные, отличающиеся высоким уровнем реакции на происходящее. Они выглядят как одиночки с недостатком

социальных навыков, но на самом деле менее тревожные и депрессивные, чем их сверстники. Им не знакомо сострадание, но у них хорошо развита эмпатия. Это позволяет им чувствовать сверстников, манипулировать их чувствами, эмоциями и состоянием. В некотором роде их даже можно назвать психологическими вампирами, ведь страдания других позволяют им транслировать свои внутренние переживания на окружающий мир и наблюдать за происходящим, не зацикливаясь на своих проблемах. Таким образом они как бы «продлевают себе жизнь» или, иначе говоря, платят цену за внутреннее душевное спокойствие. Агрессоры чаще всего не реагируют на критику окружающих, склонны к лидерству.

Причина агрессивности кроется в неадекватном уровне личных притязаний, высоком уровне самооценки, несоответствии реальности и мнения булли о себе. Они остаются недооцененными окружающими в собственном понимании, что и вызывает раздражение, выливающееся в неадекватную реакцию.

Самая многочисленная категория участников буллинга. Почти все наблюдатели склонны отмечать, что испытывают чувство жалости к жертве, но менее половины готовы помочь. Подобное поведение может поддаваться следующему толкованию: возражая агрессору, наблюдатель сам рискует стать жертвой. Однако влияние масс очень важно, оно способно как пресечь травлю, так и стимулировать ее.

Наблюдатели часто испытывают страх и стыд, страдают от чувства беспомощности, иногда желают присоединиться к агрессору. Чем дольше длится буллинг и свидетели сохраняют пассивную позицию, тем ниже становится их уровень эмпатии.

Проблема буллинга остается острой, поскольку пока что не установлена четкая система активных и эффективных способов пресечения травли и ее выявления. Осложняет ситуацию еще и тот факт, что окружающие не реагируют на буллинг, если их это не касается. Хотя и сами жертвы склонны к молчанию.

Хуже того, бывает так, что и родители с учителями могут игнорировать проблему, что создает ореол вседозволенности для подростков и толчок к восприятию буллинга как нормы. Как правило, буллинг - не единоразовая акция, это отражение состояния общества. Данная модель усваивается из поколения в поколение. На частном уровне, к сожалению, с ним бороться бессмысленно, но можно корректировать подобные проявления.

В целях профилактики буллинга необходимо работать с его причинами и индивидуально-личностными особенностями жертв и агрессоров, а также принимать превентивные меры по предотвращению подобного поведения в коллективе. Следует помнить, что основа буллинга - социальное неравенство.

Булли очень часто выходят из психологически неблагополучных семей. Агрессоры характерны своей психосоциальной слабостью, импульсивностью, враждебностью, агрессией, асоциальностью. Они спокойны и уверенны в себе, агрессию склонны проявлять с холодным расчетом, бескомпромиссны в своих действиях. Вместе с тем легко устанавливают контакт со сверстниками, которые в последствии могут стать их жертвами.

Проблемы жертв тоже вытекают из семьи, где стратегия воспитания способствует формированию виктимной психологии. Для жертв характерны: низкая самооценка, комплекс неполноценности, замкнутость, подавленность, стеснение, тревожность, ранимость, неуверенность, боязливость.

Таким образом, родителям и учителям необходимо помогать ребенку в адаптации к школьной среде и окружающему их миру. В группы риска чаще попадают слабо социализированные дети и интроверты.

Стоит отметить, что значительную роль играет стратегия семейного воспитания. Так, чрезмерная опека склонна порождать жертв, а авторитарное воспитание - агрессоров. Стратегия вседозволенности формирует жертв-агрессоров. Внутрисемейное насилие с одинаковой частотой создает булли и жертв.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Болдина М.А., Никонов Ю.С. Профилактика как ведущая технология социальной работы с подростками, склонными к девиантному поведению // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2016 Т. 15, №2. С. 99-103; Собкин В. С., Смыслова М. М. Буллинг в стенах школы: влияние социокультурного контекста (по материалам кросскультурного исследования) // Социальная психология и общество. 2014 № 2 С. 71-86;

Трошина С. Советы психолога [Электронный ресурс]: https://psychologist.tips/2957-bulling-chto-eto-takoe-gde-vstrechaetsya-kak-borotsya.html#i-10 (дата обращения: 02.03.2021).

Cherevataya Y.N.

2nd year student of the program "Conflictology" South Federal University (Russia, Rostov-on-Don)

TEEN BULLING AND PREVENTION TECHNIQUES

Abstract: this article examines the concept of bullying, introduces such concepts as "aggressor", "victim" and "aggressor-victim", and analyzes the reasons for their psychological characteristics to identify ways to prevent this phenomenon.

Keywords: bullying, bully, aggressor, victim, aggressor-victim, observer, prevention.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.