ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
МАХИБОРОДА Максим Николаевич,
кандидат юридических наук, доцент Института Академии ФСИН России по кафедре гражданского права и процесса e-mail: [email protected]
АНАНЬЕВА Екатерина Олеговна,
кандидат юридических наук, доцент Института Академии ФСИН России по кафедре гражданского права и процесса e-mail: [email protected]
12.00.03 — Гражданское право; предпринимательское право; семейное право;
международное частное право
ПОДРОСТКОВОЕ МАТЕРИНСТВО: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
Аннотация. Авторы анализируют подростковое материнство, в том числе статистические данные, предлагают пути решения выявленных проблем.
Ключевые слова: социально-экономическая сфера, родители, подростки, материнство несовершеннолетних.
MAKHIBORODA Maksim Nikolaevich,
PhD in Law,
associate Professor of the Institute of the Academy of FSIN of Russia,
Department of Civil Law and procedure
ANAN'EVA Ekaterina Olegovna,
PhD in Law,
associate Professor of the Institute of the Academy of FSIN of Russia,
Department of Civil law and procedure
ADOLESCENT MOTHERHOOD: PROBLEMS AND SOLUTIONS
Annotation. The authors analyze adolescent motherhood, including statistical data, and suggest solutions to the identified problems.
Key words: socio-economic sphere, parents, adolescents, maternity of minors.
Любые социально-экономические изменения, происходящие в государстве, в первую очередь затрагивают интересы самых слабо защищенных категорий граждан - это, как правило, престарелые и дети. Существует ряд законов, которые предназначены охранять и поддерживать интересы наименее защищенных слоев населения, но они не в состоянии поднять уровень их жизни, а также способствовать полностью выполнениям
всех гарантий со стороны властей в отношении этих лиц [1].
Родителям, озабоченным зарабатыванием средств на организацию жизни, подчас не хватает времени на надлежащее воспитание и внимание, необходимые любому ребенку. В этой гонке многие и сами теряют человеческое лицо (становятся алкоголиками, наркоманами), а многие семьи волей судьбы и обстоятельств становятся неполноценными (с одним родителем).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018
В такой ситуации на помощь приходят сегодняшние образовательно-воспитательные учреждения - школы.
Государство уже начало бить тревогу в связи с тем, что за последние несколько лет преступность в стране резко помолодела. Немаловажно и то, что в совершении тяжких преступлений таких как разбой, грабеж, причинения тяжких телесных повреждений и убийства очень часто принимают участие учащиеся школ. Основная причина подпадания детей под противоправное поведение и влияние отрицательно направленных личностей лежит в социально-экономической сфере государства.
За последние годы мы наблюдаем резкое сокращение кружков и секций, а имеющиеся на сегодняшний день в основном являются платными, но далеко не все могут позволить себе такие расходы; изменения графиков работы предприятий, где трудятся родители учащихся, и сокращение заработной платы, а также потеря и поиски новой работы. Все это не дает возможности наиболее полно и качественно занять время несовершеннолетних, которые в данной ситуации остаются один на один с миром, имеющим не только положительные стороны.
В связи с этим перед родителями и преподавательским составом школы встал вопрос организации взаимодействия семьи и школы по формированию законопослушного гражданина.
В первую очередь нас, конечно же, интересуют дети из неблагонадежных семей; проживающие с родителями или другими родственниками, но имеющие проблемы как в обучении, так и с поведением; дети, которые внезапно остались без попечения родителей на различные по продолжительности сроки по разным причинам.
Известно, что важным моментом в воспитании законопослушного гражданина является просветительская и разъяснительная работа среди подростков. Так, в отдельных школах введён курс «Право», «Основы православной куль-
туры». Родители, имеющие специальное образование, оказывают помощь в проведении циклов бесед о наркомании, об ответственности несовершеннолетних за нарушение законов, о правах ребёнка, о здоровом образе жизни, о соблюдении правил дорожного движения и т.д.
Родители (врачи, юристы, психологи, социальные работники) выступают также консультантами по разным вопросам на родительских собраниях.
К сожалению, во многих семьях имеется один родитель, зачастую это мать. И часто подростки остаются весь день бесконтрольными.
Всем известно, что когда многие не имеют возможности официально посещать платные секции и кружки, и единственная возможность провести свободное время имеется только во дворах, именно там подростки начинают приобщаться к «основам взрослой жизни». Попадая в компании, они начинают курить, пробовать алкогольные напитки, вступают в интимные связи. Как следствие такого поведения для девушек-подростков - это ранняя беременность.
В последнее время все чаще в средствах массовой информации обращается внимания на такие случаи. Однако почему-то авторы таких передач и статей предпочитают рассматривать их в единичных вариантах и не любят придавать им реальные размеры.
Тема несовершеннолетнего материнства редко становится объектом изучения социальных исследователей, несмотря на то что данное явление достаточно распространено. Несовершеннолетние мамы в России встречаются очень часто. В основном их дети рождаются вне брака. Такие мамы подвергаются всеобщему порицанию, хотя обычно это неправильно. В основном специалистов интересует так называемая внебрачная рождаемость. В прошлом веке даже были проведены определенные исследования в данной области, которые указаны в таблицах ниже (табл. 1, 2) [2]:
Таблица 1
Год Всего, тыс. В том числе родившиеся, тыс. Доля рождений вне зарегистрированного брака, % Внебрачные рождения, зарегистрированные на основании, тыс. Доля зарегистрированных по совместному заявлению, %
в зареги-стриро-ванном браке вне зарегистрирован-ного брака совместного заявления матери и отца заявления одной матери
1988 2348.5 2044.1 304.4 13 127.1 177.3 41.8
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018
Число родившихся в браке и вне брака. Россия, 1988 - 1999
1989 2160.6 1868.8 291.7 13.5 123.6 168.1 42.4
1990 1988.9 1698.3 290.6 14.6 124.2 166.4 42.8
1991 1794.6 1506.7 287.9 16 118.5 169.4 41.2
1992 5876 1315.4 272.3 17.1 112.7 159.6 41.4
1993 379 1128.3 250.7 18.2 108.5 142.2 43.3
1994 408.2 1132.4 275.8 19.6 119.3 156.4 43.3
1995 363.8 1075.5 288.3 21.1 124.2 164.1 43.1
1996 304.6 1004.8 299.9 23 130.1 169.8 43.4
1997 259.9 940.8 319.2 25.3 136.8 182.3 42.9
1998 283.3 937.4 345.9 27 149.7 196.2 43.3
1999 214.7 875.4 339.3 27.9 152 187.3 44.8
Таблица 2
Рождаемость (на 1000) у женщин в возрасте 15 - 19 лет
Годы Рождаемость (на 1000)
у женщин в возрасте 15 - 19 лет
1980 43.7
1990 55.6
1991 54.9
1992 51.4
1993 47.9
1994 49.9
1995 45.6
1996 39.7
1997 36.2
1998 34
1999 29.5
Вот то немногое, что известно об этом процессе. В XXI в. таких данных уже нет.
Однако, рассматривая данные показатели, хотелось бы отметить, что часть внебрачной рождаемости составляют несовершеннолетние мамы, хотя эта часть не является основной. И все же наличие показателей внебрачной рождаемости среди несовершеннолетних в России при-
водит к убеждению, что ни родителями, ни школами, ни иными средними специальными учреждениями не ведется разъяснительная работа с подростками по данному направлению.
Учитывая наличие, причем в немалой доле, процесса внебрачной подростковой рождаемости, действующий Семейный кодекс РФ впервые закрепил положение о правах несовершеннолет-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018
них родителей. Несовершеннолетними родителями признаются отец и (или) мать, не достигшие возраста 18 лет. По общему правилу факт рождения ребенка является основанием возникновения родительских прав независимо от возраста родителей. Однако СК РФ содержит ряд особенностей, касающихся прав и обязанностей несовершеннолетних родителей [3].
Так, согласно СК РФ несовершеннолетние родители имеют право на совместное проживание с ребенком и участие в его воспитании. Любой родитель независимо от возраста имеет право проживать совместно со своим ребенком. Право на участие в воспитании выражается в том, что воспитание ребенка несовершеннолетними родителями должно осуществляться совместно с другими лицами, которые призваны оказывать в этом помощь.
Несовершеннолетние родители могут защищать свои родительские права в случае их нарушения всеми способами, не запрещенными законом. Несовершеннолетние родители могут быть лишены родительских прав, ограничены в родительских правах в установленном законом порядке. Однако им предоставлено право требовать восстановления в родительских правах.
В соответствии с ГК РФ лицо, вступившее в законный брак, признается полностью дееспособным [4]. Поэтому несовершеннолетние родители, состоящие между собой в зарегистрированном браке, обладают теми же правами, что и совершеннолетние родители.
Несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, в случае рождения у них ребенка и при установлении их материнства и (или) отцовства вправе самостоятельно осуществлять родительские права по достижении ими возраста 16 лет. До достижения несовершеннолетними родителями 16-летнего возраста ребенку может быть назначен опекун, который будет осуществлять его воспитание совместно с несовершеннолетними родителями ребенка. Несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, не утрачивают правовой связи со своими родителями и после рождения ребенка вправе рассчитывать на их помощь в воспитании детей. При отсутствии лица, которое может быть назначено опекуном, помощь в воспитании ребенка несовершеннолетних родителей возлагается на органы опеки и попечительства [5].
Разногласия, возникающие между опекуном ребенка и несовершеннолетними родителями, разрешаются органом опеки и попечительства. При реализации данного полномочия органы опеки и попечительства руководствуются прежде всего интересами ребенка.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018
Несовершеннолетние родители имеют право признавать и оспаривать свое отцовство и материнство на общих основаниях. Достигнув 14-летнего возраста, они имеют право требовать установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке.
Все это имеет огромное значение для нашего государства. И все же хочется отметить, что осуществление несовершеннолетними родителями своих прав - это уже поздняя мера, хотя и кодифицированная, для изменения ситуации в отношении данной категории граждан.
В целом при работе, направленной на снижение уровня подростковой рождаемости, конечно же, начинать следует гораздо раньше.
Кроме того, следует учитывать и то, что, как правило, «маленькие мамы» - в основном дети из неблагополучных семей. А при наступлении беременности такие подростки могут сразу попасть в трудную жизненную ситуацию, так как не имеют ни образования, ни места работы, ни средств к существованию на содержание себя и своего будущего ребенка. Рассматривая данные проблемы, во многих субъектах Российской Федерации созданы кризисные центры и центры оказания социальной помощи. Так, в Великом Новгороде с 2011 г. на базе кризисного центра организована работа службы поддержки несовершеннолетних мам. Это проект долгосрочной целевой программы «Семья и дети» на три года, реализуемый при содействии Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В Екатеринбурге создан приют, где совсем юные мамы могут не только жить в комфорте и воспитывать своих малышей, но и получать образование. Центр создан при поддержке областного министерства общего и профессионального образования. Такое специфическое общежитие пришлось открыть, естественно, не ради эксперимента. В регионе не уменьшается количество новорожденных детей-отказников, и в большинстве случаев оставляют младенцев в роддоме как раз молоденькие, неустроенные в жизни мамаши.
В Рязани работает государственное бюджетное учреждение Рязанской области «Комплексный центр социального обслуживания населения "Семья"», которое также оказывает поддержку подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Таким образом, в настоящее время государству не удастся уйти от проблемы внебрачной подростковой рождаемости. Школы и иные учебные заведения не в силах полностью взять на себя роль воспитателя для детей. Эту функ-
цию в первую очередь должны осуществлять родители в семье.
Рассматривая данную проблему, можно увидеть, что посильными и доступными средствами на местах все же пытаются решить проблему развития несовершеннолетних и получения ими всестороннего информирования не только об окружающем их мире, но и о самых необходимых для жизнедеятельности навыках, которыми должен владеть каждый нормальный член общества. Однако лучше всего не бороться с уже существующей проблемой, а изначально предупреждать ее появление. Изначально навыки морали и нормы поведения должны прививаться в семье, затем на основе разработанных программ обучения в ходе получения детьми образования в школах и иных учебных заведениях необходимо прививать подросткам культуру поведения и нормы дозволенности в общении. Только тогда будет иметься возможность остановить рост социальной распущенности подростков и упредить либо снизить процент случаев, когда о ком-нибудь можно будет сказать «маленькая мама», имея в виду не рост, а человека, которому еще долго до собственного совершеннолетия, имеющего своего ребенка.
Список литературы:
[1] Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. от 07.03.2018 г.) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ. 1996. № 52, ст. 5880.
[2] Рождаемость в браке и вне брака в России // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.
gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ ru/statistics/accounts/ (дата обращения: 03.09.2018).
[3] Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-Ф3 (в ред. от 03.08.2018 г.) // С3 РФ. 1996. № 1, ст. 16.
[4] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-Ф3 (в ред. от 03.08.2018 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018 г.) // С3 РФ. 1994. № 32, ст. 3301.
[5] Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48-Ф3 (в ред. от 31.12.2017 г.) «Об опеке и попечительстве» // С3 РФ. 2008. № 17, ст. 1755.
Spisok literatury:
[1] Federal'nyj zakon ot 21 dekabrya 1996 g. № 159-FZ (v red. ot 07.03.2018 g.) «O dopolni-tel'nyh garantiyah po social'noj podderzhke detej-sirot i detej, ostavshihsya bez popecheniya roditelej» // SZ RF. 1996. № 52, st. 5880.
[2] Rozhdaemost' v brake i vne braka v Rossii // Oficial'nyj sajt Federal'noj sluzhby gosudarst-vennoj statistiki. URL: http://www.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statis-tics/accounts/ (data obrashche-niya: 03.09.2018).
[3] Semejnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 29 dekabrya 1995 g. № 223-FZ (v red. ot 03.08.2018 g.) // SZ RF. 1996. № 1, st. 16.
[4] Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' pervaya) ot 30 noyabrya 1994 g. № 51-FZ (v red. ot 03.08.2018 g.) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.09.2018 g.) // SZ RF. 1994. № 32, st. 3301.
[5] Federal'nyj zakon ot 24 aprelya 2008 g. № 48-FZ (v red. ot 31.12.2017 g.) «Ob opeke i pope-chitel'stve» // SZ RF. 2008. № 17, st. 1755.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2018