Научная статья на тему 'ПОДРОСТКОВО-МОЛОДЕЖНОЕ ВОЛОНТЕРСТВО КАК ПУТЬ К УЧАСТИЮ В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ВОПРОСОВ: АНАЛИЗ МАТЕРИАЛОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ'

ПОДРОСТКОВО-МОЛОДЕЖНОЕ ВОЛОНТЕРСТВО КАК ПУТЬ К УЧАСТИЮ В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ВОПРОСОВ: АНАЛИЗ МАТЕРИАЛОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
319
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРСТВО / ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО / МОЛОДЫЕ ВОЛОНТЕРЫ / УЧАСТИЕ В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ВОПРОСОВ / СМИ / ЛЕСТНИЦА УЧАСТИЯ / МОТИВАЦИЯ ВОЛОНТЕРОВ / ОРГАНИЗАЦИЯ ВОЛОНТЕРСТВА / PARTICIPATION IN SOLVING SOCIALLY SIGNIFICANT ISSUES / MASS MEDIA / PARTICIPATION LADDER / MOTIVATION OF VOLUNTEERS / ORGANIZATION OF VOLUNTEERING / VOLUNTEERING / YOUNG VOLUNTEERS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бухтиярова И.Н., Филипова А.Г.

В статье волонтерство рассматривается как способ включения подростков и молодых людей в решение социально значимых вопросов. Целью работы выступает выявление возможностей участия подростка / молодого человека в решении подобных вопросов через волонтерскую деятельность. В качестве эмпирического материала используются публикации региональных СМИ за период 2000-2020 гг. Всего отобрана 41 статья. Их содержание изучалось в программе для качественного анализа данных MAXQDA с помощью таких инструментов, как «облако слов», карта связи кодов, матрица кодовых отношений и др. Исследование текстов региональных СМИ высветило образ подростково-молодежного волонтерства как деятельности, важной для личностного развития молодых людей. Однако молодые волонтеры не поднимаются по лестнице участия Р. Харта выше четвертой ступени, означающей, что они, включаясь в добровольческие организации, начинают следовать заданному взрослыми организаторами социальному алгоритму действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADOLESCENT AND YOUTH VOLUNTEERING AS A WAY TO PARTICIPATE IN SOLVING SOCIALLY SIGNIFICANT ISSUES: ANALYSIS OF REGIONAL MEDIA MATERIALS

In this study, volunteering is considered as a way to involve adolescents and young people in solving socially significant issues. The purpose of the work is to identify opportunities for a teenager or young person to participate in solving socially significant issues through volunteer activities. Publications of regional mass media for the period 2000-2020 are used as empirical material. A total of 41 studys were selected. The analysis of the content of the articles was carried out in the program for qualitative analysis of MAXQDA data using the tools: “word cloud", code relationship map, code ratio matrix, etc. Analysis of the texts of the regional media showed the image of adolescent and youth volunteering as an activity that is important for the personal development of young people. However, young volunteers do not climb the ladder of R. Hart's participation higher than the fourth step, which means that when they join volunteer organizations, they begin to follow the social algorithm set by the adult organizers.

Текст научной работы на тему «ПОДРОСТКОВО-МОЛОДЕЖНОЕ ВОЛОНТЕРСТВО КАК ПУТЬ К УЧАСТИЮ В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ВОПРОСОВ: АНАЛИЗ МАТЕРИАЛОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ»

УДК 316.354.4

Бухтиярова Ирина Николаевна

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры методологии социологических исследований Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова http://orcid.org/0000-0003-3173-929X

Филипова Александра Геннадьевна

доктор социологических наук, доцент, заведующая лабораторией комплексных исследований детства Владивостокского государственного университета экономики и сервиса https://orcid.org/0000-0002-7475-1961

ПОДРОСТКОВО-МОЛОДЕЖНОЕ ВОЛОНТЕРСТВО КАК ПУТЬ К УЧАСТИЮ В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ВОПРОСОВ: АНАЛИЗ МАТЕРИАЛОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ*

Bukhtiyarova Irina Nikolaevna

PhD in Pedagogy, Senior Lecturer, Department of Methodology of Sociological Research, Lomonosov Moscow State University http://orcid.org/0000-0003-3173-929X

Filipova Aleksandra Gennadyevna

D.Phill in Sociology, Assistant Professor, Head of the Laboratory for Complex Studies

of Childhood, Vladivostok State University of Economics and Service https://orcid.org/0000-0002-7475-1961

ADOLESCENT AND YOUTH VOLUNTEERING AS A WAY TO PARTICIPATE IN SOLVING SOCIALLY SIGNIFICANT ISSUES:

ANALYSIS

OF REGIONAL MEDIA MATERIALS**

Аннотация:

В статье волонтерство рассматривается как способ включения подростков и молодых людей в решение социально значимых вопросов. Целью работы выступает выявление возможностей участия подростка / молодого человека в решении подобных вопросов через волонтерскую деятельность. В качестве эмпирического материала используются публикации региональных СМИ за период 2000-2020 гг. Всего отобрана 41 статья. Их содержание изучалось в программе для качественного анализа данных MAXQDA с помощью таких инструментов, как «облако слов», карта связи ко-дов, матрица кодовых отношений и др. Исследование текстов региональных СМИ высветило образ подростково-молодежного волонтерства как деятельности, важной для личностного развития молодых людей. Однако молодые волонтеры не поднимаются по лестнице участия Р. Харта выше четвертой ступени, означающей, что они, включаясь в добровольческие организации, начинают следовать заданному взрослыми организаторами социальному алгоритму действий.

Ключевые слова:

волонтерство, добровольчество, молодые волонтеры, участие в решении социально значимых вопросов, СМИ, лестница участия, мотивация волонтеров, организация волонтерства

Summary:

In this study, volunteering is considered as a way to involve adolescents and young people in solving socially significant issues. The purpose of the work is to identify opportunities for a teenager or young person to participate in solving socially significant issues through volunteer activities. Publications of regional mass media for the period 2000-2020 are used as empirical material. A total of 41 studys were selected. The analysis of the content of the articles was carried out in the program for qualitative analysis of MAXQDA data using the tools: "word cloud", code relationship map, code ratio matrix, etc. Analysis of the texts of the regional media showed the image of adolescent and youth volunteering as an activity that is important for the personal development of young people. However, young volunteers do not climb the ladder of R. Hart's participation higher than the fourth step, which means that when they join volunteer organizations, they begin to follow the social algorithm set by the adult organizers.

Keywords:

volunteering, young volunteers; participation in solving socially significant issues; mass media, participation ladder, motivation of volunteers, organization of volunteering

Введение. Волонтерство обозначено в качестве одного из приоритетов реализации молодежной политики в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г., оно способствует широкому привлечению детей к участию в деятельности социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, благотворительных организаций и объединений. Для информационного сопровождения волонтерства был создан портал «Добровольцы России» [1]. Он позволяет молодым добровольцам сформировать учетную запись и книжку добровольца, где будет отражен весь опыт участия в акциях и проектах. Также на сайте любой желающий

* Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 20-011-31374.

** The study was prepared with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research and the EISR within the framework of the scientific project No. 20-011-31374.

может ознакомиться с предстоящими мероприятиями, в которых можно участвовать. Для участия в добровольческих проектах установлен достаточно низкий возрастной ценз - 8 лет.

Изучение научных публикаций, собранных в электронной библиотеке eLibrary, демонстрирует внимание российских исследователей к теме волонтерства. Этот интерес устойчиво держится с конца прошлого века и подогревается различными законодательными инициативами в данной области. Традиционными направлениями остаются исследование мотивации волонтеров, организация волонтерства разных типов (спортивного, экологического, социального и пр.), а также управление ресурсами и рисками волонтерской деятельности. Можно заметить, что эти направления перекликаются с зарубежными исследовательскими траекториями, выделенными в одной из наших предыдущих работ [2].

Управленческие проблемы, связанные с созданием условий для реализации социальной активности населения в муниципальных образованиях на примере Свердловской области, рассматриваются в работе Г.В. Талалаевой и М.В. Певной. Авторами описаны три модели управления волонтерством молодежи: молодежно-центрическая, институциональная и патерналистская [3]. Мотивации, ценностные ориентации и личностные качества волонтеров в цифровом мире представлены в публикации С.В. Молчанова и Н.С. Пряжникова [4]. М.П. Сухарькова обозначила сложившиеся подходы к изучению мотивации волонтеров, а также выделила следующие их типы: индивидуальную, социальную, многомерную [5].

При изучении подростково-молодежного волонтерства исследователи обращают внимание в первую очередь на формирование социально значимых качеств у молодых волонтеров и профилактику девиантных форм поведения подростков. Х.Т. Загладина отмечает: «Подготовка социально ответственных, самостоятельно мыслящих и действующих граждан, готовых самостоятельно ориентироваться в быстро меняющемся мире, находить нестандартные решения, становится императивом, а создание инновационного общества и модернизационной экономики невозможно без инициативных людей, без социальной активности и гражданской ответственности молодежи» [6, с. 60].

В статье Х.Т. Загладиной и Т.Н. Арсеньевой показано, что в условиях разнообразных вызовов в системе образования особую актуальность приобретают продвижение культуры волонтерства, развитие социально значимых инициатив детей и молодежи, воспитание трудолюбия, ответственности, целеустремленности, чувства долга и стремления к самосовершенствованию [7]. О.В. Макарова считает, что волонтерство в школьной среде вносит важный вклад в достижение целей воспитания активной гражданской позиции и социальной ответственности каждого молодого человека [8].

Таким образом, волонтерство позволяет, с одной стороны, через социально направленную деятельность преобразовывать общество, а с другой - преодолевать личностно значимые для подростка / молодого человека проблемы [9, с. 153].

Изучение возможностей участия подростка / молодого человека в решении социально значимых вопросов через волонтерскую деятельность стало целью настоящего исследования.

Методы и материалы. Эмпирическими материалами для анализа выступили публикации региональных СМИ за период 2000-2020 гг. Сбор осуществляли с применением поисковых функций информационно-аналитической системы «Интегрум». Поиск проводили среди баз данных полных текстов центральных и региональных газет и журналов, интернет-СМИ, в текстах законов и постановлений, фондах библиотек и др. Для поиска использовались следующие ключевые фразы: «волонтерство/добровольчество и подростки», «волонтерство/добровольчество и решение вопросов».

В результате поиска для анализа была отобрана 41 статья, опубликованная в центральных и региональных СМИ, интернет-изданиях и новостных лентах, представляющих следующие российские регионы (всего 17): Москва, Санкт-Петербург, Ленинградская, Саратовская, Смоленская, Свердловская, Астраханская, Рязанская, Пензенская, Тульская, Тюменская, Челябинская области, Приморский, Хабаровский края, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Башкортостан, Удмуртская Республика. Содержание статей изучали в программе для качественного анализа данных MAXQDA.

Результаты и их обсуждение. Первоначально по всем отобранным статьям было простроено облако слов в целях получения общей картины, а также для выделения системы кодов. Как видно из рисунка 1, тема волонтерства в статьях сопутствует следующим словам (в порядке убывания частотности): «подростки», «проект», «добровольчество», «деятельность», «ребята», «дети», «волонтеры», «участие», «движение». В облако вошли слова с минимальной частотой -10. Из анализа исключались цифры, предлоги, междометья и другие не несущие смысловой нагрузки единицы. Для построения облака использовались 60 первых позиций частотной таблицы.

Рисунок 1 - Облако слов, построенное на основе их частотности в анализируемых документах

В программе МАХОРА были закодированы все собранные текстовые сообщения (статьи, отобранные в «Интегрум» по поисковому запросу) с помощью 15 кодов: «девиант», «адаптация», «проект», «участие, участвуют», «движения, организации», «акции», «деятельность», «благотворительность», «мероприятия», «обучение, обучают», «информация», «администрация», «решения», «активности», «исследования». Остальные были помечены как шумы. В качестве кодов выбраны слова, которые, с одной стороны, часто встречаются в анализируемых текстах, а с другой - вписаны в логику настоящего исследования (участие молодых людей через волонтерство в решении социально значимых вопросов).

Одним из типов визуального анализа качественных данных в программе МАХОРА является карта кодов, которая оценивает сходство между двумя кодами на основе перекрытия сегментов. Для позиционирования кодов на поверхности используется метод классического многомерного масштабирования. Каждый кружок символизирует код, а расстояние между двумя кодами отражает то, насколько схожи коды в приведенных данных. Кластеризация кодов происходит посредством иерархического кластерного анализа с применением матрицы расстояний [10].

При построении карты кодов выделены четыре кластера, каждый из которых получил цветовое обозначение. Из рисунка 2 видно, что в кластер 1 попали коды «информация», «решения», «администрация», «обучение, обучают», «активности», «исследования»; в кластер 2 - «благотворительность», «деятельность», «акции», «мероприятия»; к кластеру 3 отнесены «проект», «участие», «движения, организации»; к кластеру 4 - «девиант» и «адаптация».

благотворительность

/ Л /

девиант

адаптация

Рисунок 2 - Карта связи кодов выделенных сегментов

Очевидно, что кластер 1 собрал тексты информационно-управленческого, деятельност-ного плана; 2 - объединил разные виды мероприятий; 3 - волонтерские организации. Первые три кластера расположены близко друг к другу, что говорит об их смысловом единстве в рассматриваемых текстах региональных СМИ. В этом плане интересен кластер 4, обособившийся от остальных. Анализ текстовых сообщений, относящихся к этому кластеру, показал, что в них речь идет о волонтерстве как способе адаптации девиантных подростков, коррекции их поведения, эффективном методе профилактики правонарушений среди детей и подростков:

«Эта программа направлена на популяризацию волонтерского движения среди молодежи и вовлечение сложных ребят, попавших в трудную жизненную ситуацию, в добровольческое движение» [11];

«Вовлекая подростков в волонтерскую деятельность, мы сможем создать для них такую микросреду, где они смогут реализовать свое стремление к самостоятельности, на деле почувствовать свою значимость, получить новый опыт делового взаимодействия, развить коммуникативные навыки» [12].

На рисунке 3 показано процентное соотношение закодированных сегментов суммарно по всем статьям. Видно, что у кластеров 3 и 4 максимальные количественные показатели, т. е. больше всего сегментов во всех документах выпадает на данные категории. Так, самым распространенным оказался код «проект» - 21 %, на втором месте по встречаемости (18 %) находится код «участие, участвуют», третье место занимают коды «движение, организации», «деятельность», «мероприятия». Частота встречаемости кодов иллюстрирует общероссийскую картину волонтерства как формы участия молодежи в социально ориентированных проектах и мероприятиях, как работы специально созданных организаций и движений.

Рисунок 3 - Процентное соотношение закодированных сегментов

Поскольку понятие участия является ключевым для настоящего исследования, мы подробно изучили фрагменты текстов с ним и другими однокоренными словами. Выяснилось, что речь в публикациях СМИ чаще всего идет об участии молодых людей в конкурсах, акциях. В отдельных текстовых сообщениях обращается внимание на такие принципы участия в волонтерской деятельности, как добровольность и соответствие возможностям молодого человека, а также на личностные результаты добровольчества:

«...Для них <школьников> участие в добровольческом движении - это осознание своей нужности, самореализация, личный пиар, новые друзья, реализация своего желания помогать людям, возможность проявить лидерские качества, освоение нового дела, получение опыта и, наконец, интересный досуг» [13];

«Участие детей в социально значимых делах прививает им стремление к ответственности не только за собственную жизнь, но и за благополучие общества в целом, не дает развиваться и иждивенческим настроениям» [14].

На основе выбранных статей была построена матрица кодовых отношений (рисунок 4), показывающая, какие коды чаще всего перекрываются в документе и максимально тесно связаны друг с другом. Наиболее часто перекрываются фрагменты текста, кодированные как «проект» и «участие» (28 фрагментов); «участие, участвуют» и «мероприятия» (19), на третьем месте стоят

несколько одинаковых по частоте пересечений - «участие, участвуют» и «движения, организации» (17), «деятельность» и «проект» (17 фрагментов).

Из рисунка 4 видно, что фрагменты документов, относящиеся к кластерам 2 и 3, пересекаются преимущественно друг с другом, а также с фрагментами кластера 4. Самым активным по количеству пересечений является кластер 3, коды которого сопрягаются со всеми другими кластерами. Больше всего пересечений обнаружено в пределах кластера 3: код «участие, участвуют» наиболее активно пересекается с кодами «проект» (28 пересечений) и «движения, организации» (17), также пересекаются «проект» и «движения, организации» (15 пересечений).

Система кодов

6 7 8 9 10 11 12 13

15

^ 1 кластер

(^обучение, обучают (1) (¿3 информация (2)

администрация (3) С'^.З решения (4) (°3 активности (5) (^исследования (б)

V («3 2 кластер

акции (7) (°3 деятельность (8) (°3 благотворительность (9) мероприятия (10)

^ £3 з кластер

(53 проект (11) («Зучасгие, участвуют (12) (°3 движение, организации (13)

V (<р 4 кластер

СГ1 девиант (14) (^адаптация (15) Е СУММА

19 18 14 24 9 11 45 65 46 70 115 121 77 33

О 19 18 14 24 9 11 О

■ 45 65 46

■ 70 »

■ 115

■ 121

■ 77 О

■ 33 23

23 690

Рисунок 4 - Матрица кодовых отношений

Таким образом, можно сделать вывод об институциализированных (организованных взрослыми и соответствующих действующим социально-правовым нормам) формах участия молодых людей в решении социально значимых вопросов через волонтерство, а именно - об участии в реализации социальных проектов, благотворительных акциях и проведении других мероприятий, о включении в волонтерские организации и движения.

Значит, в соответствии с лестницей участия Р. Харта можно говорить о достижении молодыми волонтерами третьей или четвертой ступеней участия из восьми возможных. Четвертая ступень - проекты выдвигаются взрослыми и осуществляются ими; молодежи предлагается играть определенную роль или выполнять задачу в проекте, но при этом она понимает реальную степень своего влияния. Третья ступень обозначена Р. Хартом как «символизм»: молодежи предоставляются некоторые роли в проекте, но она не может реально воздействовать на принятие решений [15].

Выводы. Анализ публикаций региональных СМИ, связанных с подростково-молодежным волонтерством, показал акцент на его значении для личностного развития волонтера (формирования социальной ответственности, Soft Skills, обретения необходимого социального опыта и т. п.). Также волонтерство рассматривается взрослыми участниками как способ профилактики деструктивных проявлений среди молодежи. Изучение текстов статей с помощью аналитического инструментария MAXQDA (кластеризация, матрица кодов, карта кодовых отношений) дало очень мало информации о возможностях участия подростов и молодых людей в решении социально значимых вопросов через волонтерство. Как правило, молодые волонтеры, включаясь в добровольческие организации, начинают следовать заданному взрослыми организаторами социальному алгоритму действий. Вовлеченность не перерастает из заданных рамок мероприятий, акций и прочей коллективной социальной деятельности в участие как выражение молодыми людьми собственного мнения и учет этого мнения в социальном проектировании.

Ссылки:

1. Добровольцы России [Электронный ресурс]. 11Р1_: ИНрБ^/добровольцыроссии.рф (дата обращения: 29.01.2021).

2. Толвайшис Л., Филипова А.Г. Подростково-молодежное волонтерство как путь к участию в решении социально значимых вопросов: обзор зарубежных работ // Комплексные исследования детства. 2020. Т. 2, № 3. С. 152-161. https://d0i.0rg/10.33910/2687-0223-2020-2-3-152-161.

3. Талалаева Г.В., Певная М.В. Модели управления социальным участием молодежи в российском регионе: кейс Свердловской области // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2020. Т. 6, № 3 (23). С. 8-28. https://doi.org/10.21684/2411-7897-2020-6-3-8-28.

4. Молчанов С.В., Пряжников Н.С. Мотивационно-смысловые аспекты цифрового волонтерства современной молодежи // Национальный психологический журнал. 2020. Т. 2, № 2 (38). С. 31-38. https://doi.org/10.11621/npj.2020.0203.

5. Сухарькова М.П. Подходы к изучению мотивации участия в практиках волонтерства // Теория и практика общественного развития. 2017. № 9. С. 16-24. https://doi.org/10.24158/tipor.2017.9.2.

6. Загладина Х.Т. Волонтерство и реализация социального потенциала детей и молодежи в контексте российской образовательной политики // Образовательная политика. 2014. № 4 (66). С. 57-73.

7. Загладина Х.Т., Арсеньева Т.Н. С чего начинается Родина, или Воспитание добровольчеством в российских школах // Воспитание школьников. 2016. № 3. С. 3-8.

8. Макарова О.В. Волонтерское движение как один из видов поддержки социальной деятельности детей и подростков // Педагогика и психология: перспективы развития : сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. Чебоксары, 2018. С. 146-149.

9. Толвайшис Л., Филипова А.Г. Указ. соч. С. 153.

10. Филипова А.Г., Зубова О.Г., Бухтиярова И.Н. Участие детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы: дискурс СМИ // Социодинамика. 2019. № 12. С. 269-281. https://doi.org/10.25136/2409-7144.2019.12.31558.

11. Молодежный проект Златоустовской епархии «Добровольчество как адаптация девиантных подростков» стал победителем конкурса малых грантов «Доброволец-2018» [Электронный ресурс] // Златоустовская епархия. 2018. 16 марта. URL: https://zlateparhia.ru/molodezhnyj-proekt-zlatoustovskoj-eparxii-dobrovolchestvo-kak-adaptaciya-deviantnyx-podrostkov-stal-pobeditelem-konkursa-malyx-grantov-dobrovolec-2018 (дата обращения: 29.01.2021).

12. 19 Марта в 14.00 Областная библиотека для детей и юношества им. А.С. Пушкина приглашает на презентацию проекта «Студия арт-волонтерства #ДобрыйЯ как способ вовлечения подростков в волонтерскую деятельность» [Электронный ресурс] // Министерство культуры Саратовской области. 2019. 13 марта. URL: http://www.mincult.sara-tov.gov.ru/news/21029-19_marta_v_1400_oblastnaya_biblioteka_dlya_detei_i_yunoshestva_imaspush-

kina_priglashaet_na_prezentaciyu_proekta_studiya_artvolonterstva_dobryiya_kak_sposob_vovlecheniya_po-

drostkov_v_volonterskuyu_deyatelnost.html (дата обращения: 29.01.2021).

13. Швецова С. Волонтерство и из трудного подростка сделает активиста [Электронный ресурс] // Владивосток. 2016. 24 марта. URL: https://vladnews.ru/ev/vl/3906/108391/volonterstvo_trudnogo (дата обращения: 29.01.2021).

14. Гриняева Т. Добровольчество как эффективное средство формирования социальной активности детей и подростков [Электронный ресурс] : доклад // Maam.ru : международный образовательный портал. 2019. 1 дек. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/doklad-dobrovolchestvo-kak-yefektivnoe-sredstvo-formirovanija-socialnoi-aktivnosti-detei-i-podrostkov.html (дата обращения: 29.01.2021).

15. Hait R.A. Children's Participation: From Tokenism to Citizenship. Florence, 1999. 44 p.

Редактор: Тюлюкова Мария Олеговна Переводчик: Кочетова Дарья Андреевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.