Научная статья на тему 'ПОДРОСТКОВАЯ АГРЕССИВНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА'

ПОДРОСТКОВАЯ АГРЕССИВНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
106
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВАЯ АГРЕССИВНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОДРОСТКОВАЯ АГРЕССИВНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

подростковая агрессивность, как психологическая проблема

головного мозга у них были обнаружены начальные признаки нейродегенеративных изменений, что в совокупности с нейропсихологическими тестами, с высокой вероятностью позволяли предположить у них дебют болезни Альцгеймера. Литература.

1. Kirsch, I., Low, C. B. (2013). Suggestion in the Treatment of

Depression // American Journal of Clinical Hypnosis, 55:3, 221-229.

Сведения об авторе:

Наталья Алексеевна Малкина - к.м.н., доцент, медиатор, член AIMS. НЦПЗ РАМН, г. Москва. Email: natmal@inbox.ru

ПОДРОСТКОВАЯ АГРЕССИВНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

М. А. Маринина

нгпу, г. Иовосибирск, россия

Teenage aggressively, as a psychological problem

M. A. Marinina NSPU, Novosibirsk, Russia

вспурумдердун агрессивдуулугу психологиялык проблема катарында

Маринина М. А.

Актуальность данной темы значима, так как усилился рост числа несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, которое совершили противоправное нарушение, а так же проявляющиеся в таких действиях как, алкоголизм, наркомания, нарушение, а так же акцентирующее и вызывающее по отношению к взрослым, поведение, и в крайних формах стали проявляться насилие, жестокость и агрессивность

Важнейшей задачей психолога и других окружающих людей подростка, является социальная адаптация в общество детей, у которых преобладает завышенный коэффициент агрессивности. Когда у детей отсутствует адекватное реагирование на различные ситуации, это может привести к закреплению неконструктивных, неблагоприятно отражающихся на эмоциональном благополучии подростка, его форм поведения и даже вызвать негативные изменения на личностном уровне, и на данном этапе требуется помощь психолога. Проблема агрессивности одна из самых значительных проблем современной психологии и педагогики.

Агрессия - это та форма поведения, которая направлена на причинения вреда другому человеку, такое поведение подростков представляет собой какие- либо попытки противостоять своим трудностям и проблемам, особенно касающихся угрозы безопасности собственному «Я». Так же подросток ведёт себя агрессивно, потому что стремится восстановить душевное равновесие в доступных для него границах, в определённой среде и в конкретной жизненной ситуации, тем самым он пытается найти компромисс между своими стремлениями и объективными возможностями их осуществление, что часто приводит к непонятным для окружающих формам агрессивного поведения.

В первую группу входят подростки, которых характеризует устойчивый комплекс аномальных, аморальных, примитивных потребностей,

стремление к потребительскому отношению ко всем, изменения ценностей и отношений, эгоизм, равнодушие к переживаниям других людей, неуживчивость, отсутствие авторитетов являются типичными особенностями этих детей. Они эгоцентричны, циничны, озлоблены, грубы, вспыльчивы, дерзки, драчливы. В их поведении преобладает физическая агрессивность.

Во вторую группу входят подростки с изменяющимися потребностями, ценностями, которые обладают более или менее широким кругом интересов, они отличаются обостренным индивидуализмом, желанием занять выгодное положение за счет притеснения слабых, младших. Их характеризует импульсивность, быстрая смена настроения, лживость, раздражительность, у таких детей изменены представления о мужестве и товариществе. Таким детям доставляет удовольствие чужая боль, стремление к применению физической силы проявляется на тех детей кто слабее и младше, и проявляется в определенной ситуации.

Третью группу составляют подростки, которых характеризует конфликт между изменяющимися и позитивными потребностями ценностями, отношениями, взглядами. Они отличаются односторонностью интересов, конформизмом, притворством, лживостью. Не стремятся к достижениям успехов, такие дети апатичны, в их поведении проявляется преобладание косвенной и вербальной агрессивности.

Четвертую группу составляют подростки, которые отличаются слабо измененными потребностями, отсутствием определенных интересов и весьма ограниченным кругом общения. Они нерешительны, подозрительны, заискивают перед более сильными товарищами, так же для этих детей типична трусливость и мстительность, в их поведении можно наблюдать преобладание вербальной агрессивности и негативизма.

МЕДИЦИНА

ежемесячный научно-практическии медицинским журнал

Агрессивное поведение подростков может проявляться через различные агрессивные кратковременные бурные протекающие состояния, такие как, раздражение, зависть, отвращение, злость, нетерпимость, неистовство, ярость, бешенство и ненависть. Агрессия может выполнять такие важные для человека функции, как отстаивание авторитетности, устранение источника угрозы или страдания, устранение препятствий на пути к удовлетворению своих целей, разрешение внутреннего конфликта, повышение самооценки, при всем этом агрессия может и не осознаваться самим человеком.

Встречаются так же агрессивные подростки, которые хорошо интеллектуально и социально развитые, у таких детей агрессивность выступает средством достижения успеха, сюда входит поднятия престижа, показ своей самостоятельности, взрослости, авторитарности.

Так же агрессивное поведение подростков часто связано с алкоголизацией, и наркоманией, как правило, подросток употребляет спиртные и наркотические вещества в группе, и например, подогретое алкоголем стремление "быть похожим на других" и "жажда подвига" часто приводят к показательным противоправным нарушениям. Особенно усиливает подобные действия наличие в компании подростков женского пола, очень часто они же являются и организаторами противоправных действий, причём, по сравнению с подростками мужского пола, у девушек отмечается более выраженное "огрубление" личности, при этом можно отметить агрессивные проявления у подростков.

Подростковая агрессивность может проявляться против детей, которые намного младше и слабее подростков, в данной ситуации агрессивность выступает как средство насмешливости и высокомерие, акцентирование своего возрастного превосходства и физической силы.

Подростки, которые наиболее проявляют свое агрессивное поведение осуждаются взрослыми. Взрослые не понимают и не знают причин проявления агрессивности, и это приводит к тому, что подростки вызывают у взрослых, своим поведением, неприязнь и непринятие в целом. Можно сказать, что любой ребенок желает к себе не просто внимания, но и понимания доверия взрослых, и это вполне является естественным, что он стремится быть в определенной роли не только среди своих сверстников, но и среди взрослых. Подростковый возраст считается конфликтным, трудным, и взрослые ориентируются на то, чтобы скорее пережить эту перестройку организма, стерпеть противоречия в надежде, что потом все само собой наладится и выправится. Во взрослом же обществе утвердилась позиция, препятствующая развитию социальной активности подростка - он ребенок, который должен знать свое место и слушать старших. В результате чего между взрослыми и подростками растет психологический барьер,

стремясь преодолеть который, многие подростки прибегают, к агрессивной форме поведения.

В своих источниках А. Бандура и Р. Уолтерс выделили три основные особенности, которые определяют поведение подростка, его готовность к установлению интимно - личностных отношений, его развития совести, и силу мотивации к агрессивным проявлениям.

По мнению А. Бандура и Р. Уолтерс, семья должна создавать минимальные условия эффективной социализации, и первым важным условием является стимулирование мотивации привязанности по средствам, которой подросток проявляет, желание и интерес, внимания и одобрения от окружающих, когда второй необходимой предпосылкой исследователи называют «давление социализации» в форме последовательных требований и ограничений, нужно учитывать, что родители сами разделяют социальные нормы, и вследствие чего «давят» этим на своих детей. Враждебные формы поведения появляются в семье в результате неудовлетворенных потребностей детей в родительской любви, постоянного применения наказания, не согласованности требований со стороны родителей, демонстрации агрессии самими родителями.

В соответствии с «теорией асоциальной агрессии», подростковая агрессивность проявляется из-за недостатка заботы, ласки и привязанности хотя бы от одного из родителей, такое неосуществление привязанности приводит к возникновению у подростка чувства враждебности. Чувства враждебности проявляются постоянно, поскольку ребенок развивается через подражание значимым для него взрослым, а так же в их эмоциональном проявлении. Установки и поведение, которые создают родители для своего ребенка, естественно, плохо влияют на подростка, так как все ограничения ему не нравятся. Вследствие чего, подросток начинает проявлять агрессию, и в дальнейшем вся агрессия может перенестись на одноклассников, учителей и других окружающих, и если проявления агрессии к конкретным людям прекращается, то агрессия может смещаться на новый «более безопасный» (доступный) объект.

Таким образом, подростковый возраст является наиболее сложным периодом в развитии человека, и в данный период происходит бурная гормональная перестройка организма - это делает подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. Важно учитывать, что при общении с агрессивным ребенком необходимо с уважением относится к его внутренним проблемам. Агрессивному подростку необходимо положительное влияние со стороны взрослого к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много отрицательных эмоций, и в результате чего это разрушает эмоциональную сферу ребенка, и самостоятельно они не в состоянии справиться с ними, поэтому подростку необходима помощь

психокоррекционные технологии в комплексной терапии бронхиальном Астмы

специалиста. Важно принять ребенка таким, какой он есть, и не стоит осуждать, отвергать, ведь за агрессивным поведением, как правило, прячется боль, разочарование, отверженность.

Литература

1. Авдулова Т. П. Агрессивный подросток: книга для родителей. —М. : Издательский центр «Академия», 2008. — 128 с.

2. ЕгорычеваИ. Д. Личностная направленность подростка и

метод ее диагностики /И. Д. Егорычева //Мир психологии. - 2006. -№1 (17). - 277 с. 3. СеменюкЛ. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. Издательства: Флинта, МПСИ, 2003 г. - 96 стр. Сведения об авторе:

Мария Андреевна Маринина - студентка НГПУ, г. Новосибирск. Россия, E-mail: marinina93@ mail.ru.

ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОМПЛЕКСНОЙ ТЕРАПИИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ

Маркова Е. В., Смык А. В.

НИИ фундаментальной и клинической иммунологии, Новосибирск, Россия.

Psychocorrectional technologies in asthma complex therapy

Markova E. V., Smyk A. V.

Federal State Budgetary Scientific Institution "Research Institute of Fundamental and Clinical Immunology",

Novosibirsk, Russia.

Abstract. Asthma is a common chronic relapsing disease, the occurrence and during which significantly influence psychological factors and personal characteristics of patients, including alexithymia. The aim of this work was to study the effectiveness of psychological treatment of alexithymia in asthma sufferers with different functional activity of the brain hemispheres. I was found that the most effective psychological correction of alexithymia and better asthma control were observed in individuals with the right profile of brain functional asymmetry; that indicated expediency of differentiated approach to the treatment of patients with asthma, according to their individual characteristics of the nervous system functional activity.

Key words: asthma, nervous system functional activity, body-oriented psycocorrection.

Бронхиалдык астманын комплекстуу терапиясындагы психокоррекциялыктехнология

Маркова Е. В., Смык А. В.

Бронхиальная астма (БА) является многофакторно обусловленной патологией, основу которой составляют иммунологические нарушения. В то же время, данное заболевание относится к группе «классических психосоматических заболеваний», выделенной в 30-ые годы XX века Ф. Александе-ром [1]. Согласно «Глобальной стратегии лечения и профилактики бронхиальной астмы» ^^А), стресс может вызывать развитие обострений БА, прежде всего из-за того, что выраженные проявления эмоций (смех, плач, гнев или страх) могут приводить к гипервентиляции и гиперкапнии, которые способны обусловить сужение дыхательных путей [2]. В настоящее время внимание исследователей привлечено к так называемому алекситимическому радикалу в структуре преморбидной личности, как одному из возможных психологических факторов риска психосоматических расстройств [1, 3]. Алекситимия также рассматривается как следствие недостаточной связи левого (сознательного, речевого, малоэмоционального) и правого (подсознательного, невербального, эмоционального) полушарий [3].

Учитывая роль полушарий мозга в происхождении алекситимии, а также важную роль алек-ситимии в патогенезе БА как психосоматического заболевания, представляется интересным исследование особенностей реагирования пациентов с

бронхиальной астмой на телесно-ориентированную психокоррекцию в зависимости от типа функциональной активности нервной системы.

Методы исследования. В исследование был включен 141 пациент, в том числе 62 мужчины (средний возраст 42, 0±10, 7) и 79 женщин (средний возраст 42, 6±12, 4), сопоставимых по возрасту, вариантам БА и степени тяжести заболевания, проходивших курс стационарного лечения в Клинике иммунопатологии ФГБНУ «НИИ фундаментальной и клинической иммунологии». Пациенты были разделены на две группы. С пациентами первой группы проводилась телесно-ориентированная психокоррекция (ТОП) по разработанной нами схеме, направленная на снижение уровня алекситимии и улучшение межполушарного взаимодействия [3]. Пациентам второй группы (контрольной) проводилось обследование и медикаментозное лечение по аналогичной схеме, за исключением курса ТОП. Оценка эффективности лечения проводилась в конце стационарного курса (на 18-20 сутки). Уровень алекситимии оценивался до и после лечения, контроль над астмой оценивался спустя три месяца после стационарного лечения.

Результаты. В группе пациентов, которые, кроме стандартного медикаментозного лечения БА, прошли курс ТОП, нами было показано снижение уровня алекситимии до нормативных показателей, в отличие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.