Научная статья на тему 'ПОДРОСТКИ СО СКЛОННОСТЬЮ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ'

ПОДРОСТКИ СО СКЛОННОСТЬЮ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
30
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТОК / ЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ / ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ / ЖИЗНЕННЫЕ КАТЕГОРИИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Суфьянова Г.М.

В данной статье мы рассмотрели жизненные стратегии подростков с девиантным поведением. Особое внимание уделяется девиантному поведению подростков. В данной статье существует гипотеза, что без продуманного отношения к будущему, подросток не может рассчитывать на дальнейший прогресс во всех сферах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE LIFE STRATEGIES OF ADOLESCENTS WITH A TENDENCY TO DEVIANT BEHAVIOR

In this article, we discussed the life strategies of teenagers inclined to deviant behavior. Modern society is characterized not only by changes in the economic and social spheres. In this situation, there is the understanding that without deliberate relation to the future, a teenager cannot count on further progress in all areas.

Текст научной работы на тему «ПОДРОСТКИ СО СКЛОННОСТЬЮ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ»

Санкт-Петербург, 2003. - 624 с.: ил. - (Серия «Учебник для вузов»). 2. Пильтяй Г.З. Математика для экономистов / Г.З Пильтяй, И.А. Байгушева, А.Р. Гайсина. - Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2012. - 376 с.

УДК 159.923.2

Суфьянова Г.М. студент 4 курса группы П-13 специальность «Психология» научный руководитель: Ушакова В.Р., к.психол.н.

ПОДРОСТКИ СО СКЛОННОСТЬЮ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ

Аннотация: В данной статье мы рассмотрели жизненные стратегии подростков с девиантным поведением. Особое внимание уделяется девиантному поведению подростков. В данной статье существует гипотеза, что без продуманного отношения к будущему, подросток не может рассчитывать на дальнейший прогресс во всех сферах.

Ключевые слова: подросток, жизненные стратегии, отклоняющееся поведение, жизненные категории, жизненное самоопределение, социализация.

Sufyanova G. M.

4th year student of group P-13 specialty "Psychology" Scientific supervisor: candidate of psychology.N., Ushakov V. R.

FEATURES OF THE LIFE STRATEGIES OF ADOLESCENTS WITH A TENDENCY TO DEVIANT BEHAVIOR

Abstract: In this article, we discussed the life strategies of teenagers inclined to deviant behavior. Modern society is characterized not only by changes in the economic and social spheres. In this situation, there is the understanding that without deliberate relation to the future, a teenager cannot count on further progress in all areas.

Keywords: teen, life strategy, and deviant behavior, life category, vital self-determination, socialization.

Актуальность проблемы: По мнению Н.Н. Федотовой, жизненные стратегии включают в себя социальную, культурную и личную ориентацию. Исходя из этого, можно сделать вывод, что они определяют личное, социальное, культурное будущее личности. Автор на основе исследований выделяет два основных типа стратегий жизни: пассивный и активный [4].

В.Н. Кормакова и Д.Ю. Чеботарова считают основными признаками жизненных стратегий: реалистичность, временная протяженность, соотношение положительных и отрицательных ожиданий,

структурированность будущего, выделение ближайшей или отдаленной перспективы жизни[2; 5].

Жизненная стратегия является смыслом, которая применима к жизни в целом: личность, основываясь на жизненном опыте (прошлое), проектирует «пессимистичные» или «оптимистичные» варианты жизненной перспективы, (что будет в ближайшем будущем) определяя для себя перспективы и способы поведения в настоящем [5].

Автор О.В. Рудакова выделяет следующие параметры жизненных стратегий и структурные компоненты: присутствие образа о прошлом, будущем и настоящем; целостность жизненного пути, наличие или отсутствие средств; способы достижения поставленной жизненной цели, способность к самопознанию [3].

Д.Ю. Чеботарева упоминает в своих работах, что формирование жизненных стратегий включает следующие фазы: преждевременное проектирование образа жизни (выбор целей, приоритетов, способа жизни), реализация (действия, направленные на достижение целей), удовлетворенность жизнью (оценка полученных результатов).

Принципами формирования жизненных стратегий выступают характер жизненной активности личности и степень ее социальной активности [5].

Как отмечает М.А. Белугина, личность у которой

сформировалась стратегия жизни, планирует свою жизнь наперед, далеко в будущее,

жизненный путь разрабатывается подробно, каждый его этап насыщен предполагаемыми событиями, жизненная цель поставлена на каждом этапе в виде шагов по реализации [1]. По мнению Н.Н. Федотовой, жизненные стратегии содержит в себе:

• социальные ориентации (ориентированы на достижение желаемого социального положения путём включения в те или иные социальные группы);

• культурные ориентации (одобрение определенных культурных стандартов);

• личные ориентации (направленность на интимные моменты жизни).

Таким образом, они определяют культурное, личное и социальное будущее личности [50].

По мнению В.Н. Кормаковой и Д.Ю. Чеботаревой основные признаки жизненных стратегий являются: временная длительность, рассудительность, соотношение как положительных, так и отрицательных ожиданий, последовательность жизненных событий, организованность будущего, выделение ближайшей и отдаленной перспективы своей жизни [2; 5].

Жизненная стратегия является значением, которое применимо к жизни, в общем: основываясь на своём опыте (прошлое), личность проецирует «пессимистичный» или «оптимистичный» варианты жизненной

перспективы (ближайшее будущее), определяя перспективы и манеру поведения в настоящем.

Ориентируясь на проблему жизненных стратегий личности, наиболее распространённым является подход, который рассматривает два типа мотивации (иными словами, их ещё называют мотивационные стратегии): мотивация на неудачу и успех.

Мотивация на успех ориентирована на положительную мотивацию. При такой мотивации личность ориентирована на положительные результаты своей работы. Мотивация на неудачу относится к отрицательной мотивации. При данной мотивации личность ориентирована на негативные переживания.

Автор Н.Ю. Хрящева например, считает, что навык творчества (как процесс, приводящий к чему-то новому) одно из наиболее важных условий для успешного самовыражения, всесторонней самореализации и адаптации личности в современном мире.

Замысел моего исследования состоял в том, что из 60 подростков нужно было выявить, с помощью методики, детей склонных к девиантному поведению. Впоследствии выявить какие жизненные стратегии преследуют подростки с отклоняющимся поведением.

В исследовании принимало участие 60 подростков, среди которых присутствовали и мальчики и девочки 15-16 лет, все исследования проходили анонимно.

На первом этапе исследования с целью изучения склонности к различным формам девиантного поведения был использован диагностический опросник «ДАП-П» для учащихся общеобразовательных учреждений.

На втором этапе моего исследования использовалась методика «Система жизненных смыслов» В. Ю. Котляков. Предназначение методики: оценка смысловых категорий у различных социальных групп, в моём случае, в подростковом возрасте.

Данные распределились следующим образом, у 10% подростков выявлен высокий уровень склонности к девиантному поведению, составляют группу риска. Отметим, что таким подросткам необходимо уделить больше внимание не только со стороны психолога, но и родителей, педагогов.

Далее мы получили, что у 50 % школьников диагностируется предрасположенность к девиантному поведению, т.е. такие подростки имеют предрасположенность к девиациям. И у 40% подростков выявлен низкий уровень склонности, т.е. отсутствуют проявления девиаций. У подростков склонных к девиантному поведению проявляется семейные смыслы. Не смотря на склонность к девиантному поведению, подростки стремятся в будущем построить семью, проявлять заботу к членам семьи и передать всё самое лучшее потомству.

Также у подростков основной группы высокий показатель

экзистенциональных смыслов. Это свидетельствует о том, что подростки ориентированы, прожить эту жизнь во благо себе. Высокий показатель у девиантных подростков смысла самореализации свидетельствует на установку личности в будущем на творческое изменение и преобразование своей жизни.

Для подростков без девиантных проявлений характерно также семейные смыслы. Однако в отличие от девиантных подростков, у школьников без девиантных проявлений высокий показатель к альтруистическим смыслам. Стремление помогать людям, делать добро, быть полезным этому миру выбрали 27% подростков группы сравнения.

Использованные источники:

1. Белугина, М.А. Жизненные стратегии у современных студентов: опыт психологического исследования // Психология в вузе. -2008 - № 6 - № 93 -103с.

2. Кормакова, В. Н. Проектирование жизненных стратегий как условие профессиональноличностного самоопределения старшеклассников / В. Н. Кормакова // Образование и общество. - 2009.- № 1. - [Электронный ресурс]: URL: http: //www.education.rekom.ru.

3. Рудакова, О.В. Жизненные стратегии современного российского студенчества [Текст] /: дис. канд. социол. наук. - М., 2004. - 178 с.

4. Федотова, Н.Н. Жизненные стратегии молодежи / Н.Н. Федотова [Электронный ресурс]: URL: http: // muc.renet.ru

5. Чеботарева Д. Ю. Социокультурные условия формирования индивидуальных жизненных стратегий современного человека // Известия вузов. Общественные науки. Спецвыпуск. Проблемы социокультурной трансформации современного российского общества. Ростов н/Д, 2006.

Bibliography:

1. Belugina, M. A. Life strategies for modern students: the experience of psychological research // Psychology in University. -2008 - № 6 - № 93 - 103 p.

2. Kormakova, V. N. Design life strategies as a condition professionalprocessor of self-determination of senior pupils / V. N. Kormakova // Education and society. - 2009.- № 1. - [Electronic resource]: URL: http: //www.education.rekom.ru.

3. Rudakova, O. V. Life strategies of modern Russian students [Text]: dis. Cand. sociology. Sciences. - M., 2004. - 178 p.

4. Fedotova, N. N. Life strategies of young people / N. N. Fedotov [Electronic resource]: URL: http: // muc.renet.ru.

5. Chebotareva D. U. socio-cultural conditions of the formation of individual life strategies of modern man // Izvestiya vuzov. Social Sciences. Special issue. Problems of social and cultural transformation of modern Russian society. Rostov n/D, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.