Научная статья на тему 'ПОДРОСТКИ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРИВЫЧКАХ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА БИРОБИДЖАН)'

ПОДРОСТКИ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРИВЫЧКАХ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА БИРОБИДЖАН) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
681
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИВЫЧКИ МОЛОДЕЖИ / БИРОБИДЖАН

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Филипова Александра Геннадьевна, Калинин Александр Леонидович, Калинина Ирина Владимировна, Соловченков Сергей Александрович

Экологические проблемы являются неотъемлемой частью развития общества. Изменение экологических привычек позволяет минимизировать вред, нанесенный экологии планеты, и предотвратить ухудшение сложившейся ситуации. Статья направлена на изучение экологических привычек у молодежи. Авторами было проведено десять интервью. В процессе интервью было поднято три крупных темы: отношение к экологическим проблемам, выяснение понимания экопривычек и, собственно, формирование экопривычек. Было выявлено, что подростки рассматривают экологические проблемы в большей степени как некоторое событие, удаленное от них во времени. При этом они понимают всю важность и ответственность за сложившуюся экологическую ситуацию живущего в настоящее время населения, в том числе и собственную. Немногие из респондентов смогли определить понятие "экологическая привычка". Среди факторов, оказывающих влияние на формирование экопривычек, многие указали не только на родительский авторитет и семейные ценности, но и на собственное окружение (школы и разнообразные общественные организации, друзья, одноклассники), и даже моду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Филипова Александра Геннадьевна, Калинин Александр Леонидович, Калинина Ирина Владимировна, Соловченков Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL HABITS OF YOUNG PEOPLE IN AN AVERAGE CITY (ON THE EXAMPLE OF THE CITY OF BIROBIDZHAN)

Environmental problems are an integral part of the development of society. Changing ecological habits allows you to minimize the damage done to the ecology of the planet and prevent the situation from worsening. The article is aimed at studying the environmental habits of young people. The authors conducted ten interviews. During the interview, three major topics were raised: attitudes towards environmental problems, understanding of eco-habits, and, in fact, the formation of eco-habits. It was found that adolescents consider environmental problems to a greater extent as some event removed from them in time. At the same time, they understand the importance and responsibility for the current ecological situation of the currently living population, including their own. Despite the fact that not many of the respondents can clearly articulate the concept of "environmental habit", however, among adolescents there is an awareness of the importance and signifcance of this phenomenon for the outside world and society in particular. Among the factors infuencing the formation of eco-habits, many indicate not only parental authority and family values, but also their own environment (schools and various public organizations, friends, classmates), and even trends.

Текст научной работы на тему «ПОДРОСТКИ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРИВЫЧКАХ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА БИРОБИДЖАН)»

Научная статья УДК 316.35:502(571.621)

https://doi.org/10.24866/1998-6785/2022-3/124-134

Подростки об экологических привычках (на примере города Биробиджан)

Александра Геннадьевна Филипова Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Владивосток, Россия; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия, alexgen77@list.ru Александр Леонидович Калинин Институт комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН, Биробиджан, Россия, kalinin140912@yandex.ru Ирина Владимировна Калинина Институт комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН, Биробиджан, Россия, gaevaiv@yandex.ru

Сергей Александрович Соловченков Институт комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН, Биробиджан, Россия, solovchenkov@yandex.ru

Аннотация. Экологические проблемы являются неотъемлемой частью развития общества. Изменение экологических привычек позволяет минимизировать вред, нанесенный экологии планеты, и предотвратить ухудшение сложившейся ситуации. Статья направлена на изучение экологических привычек у молодежи. Авторами было проведено десять интервью. В процессе интервью было поднято три крупных темы: отношение к экологическим проблемам, выяснение понимания экопривычек и, собственно, формирование экопривычек. Было выявлено, что подростки рассматривают экологические проблемы в большей степени как некоторое событие, удаленное от них во времени. При этом они понимают всю важность и ответственность за сложившуюся экологическую ситуацию живущего в настоящее время населения, в том числе и собственную. Немногие из респондентов смогли определить понятие "экологическая привычка". Среди факторов, оказывающих влияние на формирование экопривычек, многие указали не только на родительский авторитет и семейные ценности, но и на собственное окружение (школы и разнообразные общественные организации, друзья, одноклассники), и даже моду. Ключевые слова: экологическое воспитание, экологические привычки молодежи, Биробиджан Для цитирования: Филипова А. Г., Калинин А. Л., Калинина И. В., Соловченков С. А. Подростки об экологических привычках (на примере города Биробиджан) // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2022. № 3. С. 124-134. https://doi.org/10.24866/1998-6785/2022-3/124-134

Original article

https://doi.org/10.24866/1998-6785/2022-3/124-134

Ecological habits of young people in an average city (on the example of the city of

Birobidzhan)

Alexandra G. Filipova Vladivostok State University of Economics and Service, Vladivostok, Russia; Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint-Petersburg, Russia, alexgen77@list.ru

Alexander L. Kalinin Institute for Comprehensive Analysis of Regional Problems, FEB RAS, Birobidzhan, Russia, kalinin140912@yandex.ru Irina V. Kalinina

Institute for Comprehensive Analysis of Regional Problems, FEB RAS, Birobidzhan, Russia, e-mail: gaevaiv@yandex.ru Sergey A. Solovchenkov Institute for Comprehensive Analysis of Regional Problems, FEB RAS, Birobidzhan, Russia, e-mail: solovchenkov@yandex.ru

Abstract. Environmental problems are an integral part of the development of society. Changing ecological habits allows you to minimize the damage done to the ecology of the planet and prevent the situation from worsening. The article is aimed at studying the environmental habits of young people. The authors conducted ten interviews. During the interview, three major topics were raised: attitudes towards environmental problems, understanding of eco-habits, and, in fact, the formation of eco-habits. It was found that adolescents consider environmental problems to a greater extent as some event removed from them in time. At the same time, they understand the importance and responsibility for the current ecological situation of the currently living population, including their own. Despite the fact that not many of the respondents can clearly articulate the concept of "environmental habit", however, among adolescents there is an awareness of the importance and significance of this phenomenon for the outside world and society in particular. Among the factors influencing the formation of eco-habits, many indicate not only parental authority and family values, but also their own environment (schools and various public organizations, friends, classmates), and even trends. Key words: Key ^ words: video blogs, rating, questioning, interviews, children, teenagers, internet, blogs For citation: Filipova A. G., Kalinin A. L., Kalinina I. V., Solovchenkov S. A. Ecological habits of young people in an average city (on the example of the city of Birobidzhan) // Ojkumena. Regional researches. 2022. No. 3. P. 124-134. https://doi.org/10.24866/1998-6785/2022-3/124-134

© Филипова А. Г., Калинин А. Л., Калинина И. В., Соловченков С. А., 2022

Введение

Вопросы охраны природы впервые появляются в научном дискурсе на рубеже XIX — XX веков и до настоящего времени они остаются не просто актуальными, а выходят на первый план. Это связано с тем, что научно-технический прогресс, несмотря на сопутствующее ему осознание необходимости принимать меры защиты природы, создает все больше предпосылок для ухудшения общего экологического состояния планеты.

В настоящее время складывается вполне объективное понимание того, что повышение экологического самосознания, экологической культуры населения должно являться одной из приоритетных задач современного общества. Тем не менее, стоит признать, что, несмотря на заметные усилия, прилагаемые для формирования экологической культуры, фронт работ продолжает оставаться весьма обширным.

Угрозы, создаваемые жизнедеятельностью современных людей, носят глобальный характер и требуют устранения путем массового изменения бытовых привычек населения всей планеты. Бытовые привычки являются одной из основных проблем ухудшения экологической ситуации [7].

Не требует особых доказательств тот факт, что активная человеческая жизнедеятельность в современном мире не является безвредной для природы, да и для самого человечества. Мы приходим к пониманию, что настало время задуматься о внесении изменений в свой жизненный уклад. И самой естественной основой для этого может стать отказ от неблагоприятных, с экологической точки зрения, привычек и выработка новых экопривычек, призванных снизить негативное воздействие на экологию планеты, а, возможно, и полностью нейтрализовать его.

В последние десятилетия все большее количество исследователей приходят к выводу, что решением сложившейся ситуации может стать кардинальная смена существующего потребительского отношения к окружающей природе на природоохранное [2; 12; 14-17]. Основным инструментом подобной смены должно стать формирование, в первую очередь, среди подрастающего поколения, новой экологической культуры, результатом которого должно явиться широкое распространение экологического поведения (экоповедения, экопривычек).

Большинство отечественных и зарубежных социально-экологических исследований выявляют различия между экологическими установками и практиками субъектов, показывают, что экологические установки могут перерасти в экологическое поведение [3; 13; 22].

Одним из недавних является исследование департамента психологии НИУ ВШЭ, в ходе которого были изучены психологические, социальные и политические факторы проэкологического поведения россиян, и выявлены ген-дерные различия в экологическом поведении, а также то, что мотивация для экологического поведения не всегда связана с беспокойством об окружающем мире [19].

В глобальном смысле, каждый из жителей планеты причастен к ее спасению при условии осознания своей гражданской позиции, ответственности за будущее. И для того, чтобы произошло массовое осознание данных процессов необходимо воспитывать и обучать жителей планеты с самого раннего детства, то есть в культурно-образовательную среду жизни индивидуума следует внедрять экологическое образование и воспитание.

Экологическое образование — непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности. Под экологическим воспитанием понимается специально организованный, целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность, обеспечивающий формирование навыков рационального взаимодействия с природой, способствующего ее сохранению и устойчивому развитию. Главной задачей экологического воспитания является формирование потребности в экологическом самовоспитании, мерилом оценки которого выступает высокий уровень личной ответственности за состояние среды обитания [10].

Говоря об экологическом самовоспитании, А.И. Колесник считает, что наиболее важным его этапом необходимо считать глубокое усвоение закономерностей и принципов развития природы, взаимовлияния людей на среду

обитания и природы на общество. Именно на этом этапе, по ее мнению, формируются устойчивые привычки природоохранной и природозащитной деятельности, т.е. те самые экопривычки и экоповедение [10].

Одним из видимых результатов экологического воспитания и образования служат сформированные у населения экологические привычки, которые, как обособленные нравственные нормы, появились на мировой повестке около 30-ти лет назад. В самом начале 1990-х годов, на очередном заседании Римского клуба было высказано мнение о значительном изменении "роли ценностей и нравственных норм в различных сферах мировой проблематики, ... и именно это представляет собой основу решения проблем". Именно в этом докладе на первых позициях была озвучена "этика природы — определяющая глобальные проблемы окружающей среды" [8].

Экологические привычки — "это принципы экологически обоснованных действий. Экопривычки не придуманы, они подсказаны самой Природой" [11].

При этом не вызывает сомнения тот факт, что формирование экопри-вычек нужно начинать с детей, в силу их открытости и восприимчивости к новому. Об этом свидетельствуют многочисленные публикации педагогов на тему формирования экологической культуры и экологического воспитания дошкольников, младших школьников и подростков. Авторы обращаются к разным урочным и внеурочным формам эковоспитания — тематическим урокам, экочасам. экскурсиям, проектной деятельности, эковолонтерству и пр. Тем не менее, экопроблемы зачастую воспринимаются детьми и подростками как что-то отдаленное, непосредственно их не затрагивающее.

В этой связи целью нашего разведывательного социологического исследования стало выяснение интерпретаций подростками термина "экопривычки", определение степени их распространенности среди респондентов, а также влияния экологической ситуации в регионе на экологическое поведение респондентов.

Методология исследования

Теоретические основания исследования представлены мотивационны-ми моделями поведения — теорией запланированного поведения (Theory of Planned Behavior) [20] и теорией активации нормы (Norm Activation Theory) [24]. С одной стороны, основы проэкологического поведения закладываются обществом, поддерживаются его социальными институтами (в первую очередь, семьей и образованием), а с другой — необходимы условия для того, чтобы экологические установки переросли в проэкологическое поведение

Согласно теории запланированного поведения на проэкологичность поведения индивида оказывают влияние знание об экологической проблеме, убежденность в существовании соответствующих общественных норм и ожиданий других и общественный контроль.

Теория активации нормы объясняет процесс конструирования норм экологического поведения: считается, что экологическая установка трансформируется в экологическое поведение тогда, когда выполняются следующие условия: присутствует чувство обеспокоенности экологической проблемой (awareness of the environmental problem), чувство личной причастности к ее возникновению (awareness of behavioral relevance) и осознание своих возможностей изменить ситуацию (awareness of abilities) [4, с. 328].

Методами сбора эмпирических данных стали индивидуальные интервью с подростками 15—17 лет (N=10). Критериями отбора респондентов стали — регион их проживания (г. Биробиджан) и возраст (старший подростковый). Вопросы касались отношения к экологическим проблемам в целом и в регионе, в частности; определения экопривычек; наличия экопривычек у респондентов и способов их формирования.

Результаты исследования

Экологическая ситуация в Биробиджане

Биробиджан — административный и промышленный центр Еврейской автономной области, относится к категории средних городов юга Дальнего Востока. В настоящее время Биробиджан является урбанизированной терри-

торией с выраженной полифункциональной структурой, обладает достаточными площадями свободных (не застроенных) пространств (51% от общей площади города), в том числе зеленых насаждений (21,3%) [1].

Предприятия в границах города расположены концентрированно, внутри или рядом с селитебной зоной, что увеличивает объемы выбрасываемых веществ на жилые районы. В городе функционируют предприятия машиностроения и металлообработки, строительной индустрии, лёгкой и пищевой промышленности. Здесь отмечаются интенсивные транспортные потоки вдоль жилых домов. В зоне воздействия автотранспорта находится значительная часть городской территории — 182,47 км2, что составляет 91,2% от общей площади Биробиджана [6].

Отсутствие полигонов, оборудованных в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, приводит к их неконтролируемому накоплению, в связи с чем, на территории города насчитывается более 30 стихийных свалок, зачастую находящихся вблизи водоемов и жилых зон. Сформировавшаяся система обращения с отходами в городе сводится к валовому сбору отходов и перевозке их специализированным автотранспортом на городскую свалку. Твердые бытовые (90%) и жидкие (10%) отходы вывозятся на санкционированную свалку, функционирующую с 1975 г. [1].

В городе отмечается загрязнение поверхностных водных объектов сточными водами, не отвечающими нормативам очистки, что связано, в первую очередь, с физическим и моральным износом оборудования действующих очистных сооружений канализации и отсутствием систем очистки ливневых сбросов [9]. Подытоживая знакомство с экологической обстановкой в городе, можно сделать вывод, что основными проблемами территории города являются загрязнение поверхностных вод и атмосферного воздуха, утилизация отходов.

Подростки об экологических проблемах

Большинство респондентов, отвечая на вопрос о том, волнуют ли их экологические проблемы, дали положительный ответ. Хотя в некоторых случаях ответы ребят выглядели не очень убедительно, были похожи на слоганы и в них не чувствовалась личная позиция (тревога, переживания по этому поводу), а скорее желание дать социально одобряемый ответ:

...экологическая проблема может наступить в любое время дня и года... да, это проблема, которой нужно заниматься здесь и сейчас. Она не будет ждать, медлить. И мы должны как-то справляться с этой проблемой.... (Елизавета, 15лет)

При этом, отдельные респонденты, подкрепляя свою точку зрения, приводили примеры с экологической ситуацией в месте своего проживания — г. Биробиджане:

На примере нашего города Биробиджана мы можем видеть огромную проблему с загрязнением воздуха, которая вызвана ТЭЦ, которая абсолютно не экологична и производит огромное количество выбросов. Ну, я думаю, что очень распространена проблема загрязнения пресной воды, потому что я лично могу это видеть даже на своем примере, когда некоторые компании и предприятия в том месте, где я живу... Сливают различные выбросы, скидывают мусор в озера и в реку Биру... ну, их ничего не останавливает, и даже когда обращаются с этой проблемой никто на нее не реагирует. (Савелий, 17 лет).

Также подростки выделяют другие экопроблемы места своего проживания. Одна девушка отметила проблему пожаров и наводнений:

Более катастрофичными проблемами являются пожары и наводнения. Все экологические проблемы по-своему ужасны, но для нашей области больший вред наносят именно пожары и наводнения, т.к. мы, как раз, находимся рядом с водами (Марина, 17 лет) (здесь подразумевается именно ЕАО, так как наводнения и пожары в нашей области — это бедствия, даже в городе они не редки).

... трасса вот от Биробиджана до Хабаровска, потому что сколько раз я замечала, когда там ездили к врачу и обратно, вокруг дороги может просто идти стена огня и огромное количество деревьев...эти маленькие лесочки и их с каждым годом все меньше и меньше (Ирина, 17 лет).

В выборке оказались и те подростки, кто не видит экологические проблемы в настоящем, но связывает их проявление с ближайшим будущим, воспринимают себя, молодежь, как то поколение, которое на себе испытает последствия пренебрежительного отношения к природе:

... мы живем в мире как бы, ну само собой это всех касается... И, ну они может и не наступят сегодня, завтра, ну мы все равно, есть шанс, что мы их увидим, увидим их последствия... Тем более мы подростки, то есть нам еще жить и жить... (Александр, 16 лет).

Я всё-таки считаю, что да, экологические проблемы, они, могут проявиться в будущем, но рождаются-то они и происходят в настоящий момент. Такая вот как мина замедленного действия (Никита, 17 лет).

Экопривычки

Респондентам задавался вопрос о том, что такое экологические привычки. Он вызвал основные затруднения, т.к. большинство подростков не соотносят ежедневные, по сути своей банальные, действия с экопривычками. Это может свидетельствовать как о том, что данные действия настолько привычные, что не воспринимаются подростками как что-то необычное, так и о том, что не все выполняют данные действия, и, собственно, имеют экопривычки:

Относится ли к экологическим привычкам, ну, выбрасывать мусор там, сортировать его как-то? Ну, если это относится, тогда это в моем понимании экологические привычки, там, субботники всякие разные (Никита, 17 лет).

Ну, экологические привычки - это, скорее всего, привычки... Типа выбрасывать мусор в урны... Или перерабатывать, отправлять пластмассу на переработку и тому подобное. Ну, то есть, в основном полезные привычки, которые, ну, лучше, чтобы они были (Александр, 16 лет).

... экологические привычки - это какой-то свод действий, который ты должен выполнять ежедневно, который помог бы нам сделать нашу жизнь лучше и продлить жизнь нашей планете., это рациональное использование ресурсов, ну, как воды, так и, ну, различных товаров, которые мы покупаем, потому что производство также очень неэкологично (Савелий, 17 лет).

Могу только предположить, что это привычки, которые мы проявляем по отношению к природе (Артем, 16 лет).

Для меня экопривычки — это когда человек старается не нарушать гармонию природы, везде: в парках, в лесу, в водоемах. И старается сохранить все, как было (Лиза, 15 лет).

Я так понимаю, это убирать за собой, выкидывать мусор в положенные места, перерабатывать его, разделять, сортировать (Андрей, 16 лет).

Чтобы "повседневные поведенческие практики перешли в феноменологическое поле экологических практик субъекта, необходимо осуществить переход из "что-то, что я обычно делаю" в "что-то, что я обычно делаю в области экологии". Данный переход возможен при условии повышения общего уровня экологического знания субъекта, экологической культуры" [4, с. 335].

Однако в ходе интервью было замечено, что те или иные экопривыч-ки все-таки присутствуют у молодежи, получена следующая статистика: все респонденты говорили о привычке "не мусорить", "убирать за собой мусор на природе"", три респондента добавили привычку экономии ресурсов — воды и электроэнергии, еще один подросток собирает батарейки и сдает на утилизацию.

Очень часто диалог "исследователь — респондент" строился вокруг темы мусора по схеме: проблематизация, действия подростка, способы решения проблемы. Отдельные респонденты выходили на тему сортировки мусора. Вероятно, это связано с тем, что проблема мусора — видимая проблема, последствия которой переживаются здесь и сейчас.

Почему-то подростков в меньшей степени волнуют качество воды и воздуха, качество продуктов питания, несмотря на то, что для Биробиджана данные проблемы весьма актуальны. Так, гидрохимические наблюдения реки Бира в створе у города Биробиджана позволяют констатировать, что за последние годы качество воды ухудшилось и соответствует 3-му классу, разряду "б" — "очень загрязненная". Увеличилась периодичность загрязненности воды легкоокисляемыми органическими веществами от устойчивого содержания в

24% до характерной загрязненности в 81%. В целом, характерна загрязненность соединениями железа общего, меди, алюминия и марганца [5].

По данным Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, в 2020 году объем выбросов от стационарных источников в атмосферный воздух в городе Биробиджан составил 7,2 тыс. тонн (в основном, бенз(а)пирен и сажа), однако, основную опасность данные выбросы представляют в зимний период времени, что обусловлено неблагоприятной метеорологической обстановкой, характеризующейся большим количеством инверсий и штилевых ситуаций, которые способствуют высокому уровню загрязнения атмосферы [5].

На наш взгляд, проблемы качества воздуха, воды и продуктов питания меньше волнуют подростков, в связи с тем, что они не настолько заметны в своем проявлении, а сведения о них не находятся в свободном доступе.

Формирование экопривычек

Многие респонденты на примере проблемы мусора рассказывали о семейном воспитании экопривычек:

... изначально меня учили родители, они, прежде всего, учили меня, что нужно поддерживать чистоту (Артем,16 лет).

Этому [про привычку убирать за собой мусор на природе] поспособствовали мои родители, которые так же соблюдают это правило (Елизавета, 15 лет).

Семья как агент первичной социализации оказывает очень сильное влияние на последующее экоповедение детей:

Во-первых, родители, потому что всегда объясняли мне, что нужно бережно и аккуратно относиться к тому, что есть вокруг тебя и думать немного дальше, чем на завтрашний день... (Савелий, 17 лет).

В некоторых случаях в качестве источника экопривычек респонденты называли школу, приводя примеры с субботниками, экоуроками, акциями по сбору батареек, пластика, макулатуры и т.п.

Однако часто школьные мероприятия не приносят желаемого эффекта, поскольку являются обязательными, регламентированными, не учитывают желания и мнение самого подростка. Школьники очень часто становятся бесплатным/доступным инструментом для реализации школьных акций, учителя не объясняют, почему это важно, не приводят какие-то убедительные примеры и доводы, не вдохновляют личным примером, а просто используют властный ресурс. Поэтому один из респондентов озвучивает мысль о вознаграждении за участие в субботниках:

Для начала это как-то должно поощряться, ну хотя бы шоколадкой какой-то или оценкой хорошей, для тех, кто пошёл в свой свободный день убираться и всё это делать...( Никита, 17 лет).

Трое респондентов озвучили мысль о как можно более раннем начале экологического просвещения, например, в детском саду:

Показывать видеоролики там, в детских садах, например, вот детям уже которые понимают, с 5 лет, чтоб все формировалось уже там (Софья, 15 лет).

Подходящим вариантом проговаривания с детьми экологических проблем являются мультфильмы, как, к примеру, отдельные серии "Фиксиков" или "Смешариков".

В соответствии с теорией запланированного поведения сильнее всего у подростков проявляются экопривычки, сформированные под влиянием референтной группы в детстве (семья, школа). Но, если про школу респонденты говорили мало и преимущественно в контексте школьных субботников, то семья звучала очень часто в репликах информантов, и, в целом, семейное воспитание касалось привычки "не мусорить" или "убирать мусор за собой".

Одна из девушек-участниц исследования сказала про чувство сопричастности группе, которая что-то делает для решения экопроблем: Ну, то есть человек принадлежит к этой группе и у него возникает некоторое чувство. Вот, что я принадлежу к этой группе, я делаю что-то хорошее, полезное для общества (Ирина, 17 лет).

Подростков очень вдохновляет пример ближайшего окружения — сверстников, именно они являются референтной группой, к чьему мнению подростки прислушиваются, чьего одобрения ждут. Референтная группа может

демонстрировать как положительный, так и отрицательный пример отношения к природе:

Как я начал батарейки, как минимум, складировать? Потому что я знаю, один из моих друзей делает это. Я это заметил и подумал: "А почему бы не присоединиться?" (Савелий, 17 лет).

Как по мне, это возможно освещение того, как молодёжь поддерживает, участвуя в каких-то акциях, это будет помогать, поддерживать, возможно, экологическую привычку (Ирина, 17 лет).

Активация нормы, по Шварцу, это процесс восприятия субъектом неблагоприятных последствий собственного поведения, и как следствие — изменение своего поведения исходя из норм референтных для субъекта групп [24]. Об этом же говорит один из наших респондентов:

... мотивация появляется, когда человек видит сам, своими глазами, что из этого может получиться ... потому что он должен сам это понять и осознать и внести это в свой образ жизни (Иван, 16 лет).

В случае с отрицательным примером ближайшего окружения, как справедливо заметила одна из участниц исследования, авторитет родителей не всегда перевешивает авторитет друзей:

Мешают негативные примеры... К примеру, это может быть влияние друзей. Полностью человека это не сломает, но может зародиться сомнение: а нужно ли мне так стараться, если другие не заботятся об этом так, как я (Евгения, 17 лет).

Для молодежи экопривычки — это отчасти дань моде, быть экологичным сегодня в тренде, об этом говорят и это демонстрируют многие блогеры, другие медийные персоны. Об этом говорил Никита (17 лет), когда приводил пример экодвижения на Западе, рассказывал о зарождении "Зеленой повестки" снизу, о "массовых модных тенденциях" в западном обществе.

Для перехода экологических установок в экологическое поведение (эко-привычки) важен социальный контроль. Это отмечают участники исследования:

Экологические привычки должны вырабатываться обществом в целом. Это должен быть симбиоз родителей, школы, каких-то организаций и когда, ну, когда человека это со всех сторон окружает, то так или иначе он в это вклиниться, потому что, ну... Небрежное отношение будет порицаться, и объясняться, почему так плохо, и что это за собой ведет (Савелий, 17 лет).

Биробиджан: формирование экопривычек у населения

До недавнего времени заметных (и постоянных) экологических практик в городе не наблюдалось. Только с 2019 года в Биробиджане появились энтузиасты, собирающие пластиковые крышки для переработки.

В качестве самой заметной экопрактики, реализуемой на территории Биробиджана, можно назвать Экофестиваль "Берега Биры и Биджана". Его инициаторами в 2020 году выступили молодежные организации "Биробиджан Молодой" и "Молодая Гвардия", а в 2022 году Экофестиваль уже реали-зовывался "Ассоциацией активных граждан ЕАО" при поддержке Федерального агентства по делам молодежи "Росмолодежь" [13].

Проект направлен на повышение экологической грамотности жителей Еврейской автономной области, тиражирование успешного опыта по раздельному сбору мусора, практик разумного потребительского поведения

В рамках фестиваля проходили дискуссионные площадки, презентации успешных практик экоактивистов, плоггинг (экологическое движение, при котором бег трусцой сочетается со сбором мусора). Увеличивающееся, с каждым годом, количество собранных для дальнейшей переработки пластиковых крышечек и отработанных элементов питания, явно указывает на то, что в эти экопрактики вовлекается все больше и больше жителей города.

В городе недостаточное количество контейнеров для раздельного сбора мусора, и зачастую они незначительной емкости. Как правило, их устанавливают у крупных торговых центров в качестве урн для сортировки стекла, бумаги и пищевых продуктов. Одно время в двух частях города существовали достаточно объемные контейнеры для сортировки пластиковых бутылок (прозрачный и непрозрачный пластик) и сбора жестяных банок. Однако вывоз

данных контейнеров осуществлялся редко, в сторону городской свалки, а не перерабатывающих заводов. Следует отметить, что данные контейнеры были очень востребованными среди горожан, что свидетельствует о готовности сортировки мусора, при наличии необходимых условий:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Это не часто, но просто в городе сейчас убрали эти мусорки [про контейнеры для сортировки мусора]. Я не знаю, где они находятся. Я бы очень хотела, чтобы их установили гораздо больше. Вот (Софья, 15 лет).

Подростки говорят об отсутствии информации о пунктах приема батареек. Один из респондентов назвал только DNS. Также в городе нет пунктов приема макулатуры. Один раз в год у горожан появляется возможность сдать накопившееся (пластиковые крышки, макулатура, батарейки) во время проведения экофестиваля. Так в 2019 г. было собрано около двух тонн макулатуры и 100 кг отработанных батареек, а в 2020 — 206 кг старых элементов питания [13].

В исследовании Baldassare M., Katz C. отмечается, что если у субъекта есть желание сортировать отходы, но отсутствует доступная инфраструктура раздельного сбора, то, согласно теории запланированного поведения, общественный контроль низкий, а самоограничения индивида высоки, следовательно, экологические установки могут не перерасти в проэкологическое поведение [21].

Определенная часть современной молодежи, особенно проживающей в европейской части России, поддерживает концепцию разумного потребления, это касается одежды, которую можно покупать в секонд-хендах, продуктов питания, исходя из текущих потребностей, а не про запас и прочее. Однако ни один из наших респондентов не отметил у себя экопривычки, связанные с разумным потреблением, а в двух случаях речь зашла об обратной ситуации:

Присутствуют больше вредные экологические привычки. Например, зачастую, мы покупаем какие-либо вредные продукты или покупаем что-то вообще нам ненужное, либо используем для покупки одноразовые пакеты, в общем, покупаем одноразовую посуду, а это для природы очень невыгодно (Артем, 16 лет).

У подростков, как правило, больше всего мусора. Потому что, как правило, это газировки. От них бутылки остаются.Пачки чипсов, кириешек, всяких вот этих сладостей. Это все в основном делается из целлюлозы и пластика (Андрей, 16 лет).

В Биробиджане слабо представлена экопродукция, лишь в виде продуктов питания, реализуемых в двух специализированных магазинах и на рынках сельскохозяйственных товаров. В городе существуют комиссионные магазины, принимающие, как правило, технику и товары длительного пользования.

Одним из факторов проэкологических изменений поведения является повышение осведомленности об экологической ситуации в Биробиджане. Специализированных изданий, посвященных данной проблеме, в городе не существует. Но ведется достаточно активная работа со школьниками как на базе школ, так и общественных организаций (в музеях, заповеднике).

Выводы

Несмотря на то, что вопросы экопривычек и экоповедения это, вне всякого сомнения, выбор каждого конкретного человека, в современных условиях государству придется брать на себя основную роль в их формировании, поддержании и стимулировании. А это, в свою очередь, требует достаточно серьезных решений в сфере образования всех уровней, управления общественным мнением, экономической политики, и, в конце концов, правоохранительной деятельности. Формирование экологических привычек должно стать обязательной и планомерной работой образовательной системы государства, начиная с самых ранних ее ступеней — дошкольного образования.

Экопривычки подростков-участников исследования, согласно типологии измерения проэкологического поведения [19], касаются преимущественно двух групп — управление личными отходами (например, раздельный сбор, сокращение потребления) и ресурсосбережение (экономия воды, электроэнергии). По-видимому, действия участников исследования, которые можно было бы отнести к группе "социальное поведение (подписание петиций в защиту

окружающей среды, участие в субботниках)" сложно отнести к экопривычкам в силу принудительного характера участия в экологических мероприятиях (к примеру, организуемых школой).

Для подростков-участников исследования важными факторами формирования экопривычек выступает пример сверстников, медийных персон, становление экоповедения модной тенденцией. При этом влияние таких важных институтов социализации, как семья и школа, в сфере экологии оценивается неравнозначно — с явным доминированием первого с положительной эмоциональной окраской и, чаще всего, негативной или нейтральной эмоциональной окраской влияния второго.

Вероятным барьером формирования проэкологического поведения у подростков выступает отношение общества к детям/подросткам как к личностям "находящимся в процессе становления", еще не взрослым, недостаточно социально и психически зрелым. Это приводит к тому, что подростки не принимают на себя социальную ответственность за неэкологичное поведение. При этом необходимый общественный контроль в сфере экологии также не развит, как не развита и сама инфраструктура природосбережения (контейнеры для сортировки мусора в шаговой доступности, современные очистные сооружения, разветвленная сеть пунктов приема батареек и макулатуры и др.).

В настоящее время в городе Биробиджане начинает формироваться экологическая культура, обусловленная в том числе, экологическим просвещением, реализуемым в школах, общественных организациях, в семьях би-робиджанцев. Дальнейшее развитие экокультуры возможно при создании необходимых условий, как-то организация постоянных пунктов сбора макулатуры, сортированного мусора, отработанных элементов питания и прочего, в чем сейчас город ограничен.

Литература

1. География Еврейской автономной области: общий обзор / отв. ред. Е.Я. Фрисман. Биробиджан: ИКАРП ДВО РАН, 2018. 406 с.

2. Гильмиярова С.Г. Непрерывное экологическое образование будущих учителей в России и США: автореферат дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.08 / Уфа, 2002. 39 с.

3. Ермолаева П.О. Экологический образ жизни российского и американского студенчества // Вестник Института социологии. 2011. Т. 2. № 2. С. 236-253.

4. Ермолаева П.О., Ермолаева Ю.В. Критический анализ зарубежных теорий экологического поведения // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 4. С. 323-346. URL: https://doi.Org/10.14515/monitoring.2019.4.16. (дата обращения: 04.07.2022).

5. Доклад о состоянии и об охране окружающей среды в Еврейской автономной области в 2021 году. URL: https://xn----7sbaabfccxb8bmtkobobe0axplm4w8bj.xn--p1ai/o-eao/obshchie-svedeniya/ ekologicheskaya-situatsiya-v-oblasti/ (дата обращения: 06.07.2022).

6. Калманова В.Б., Коган Р.М., Зайков Д.В. Влияние промышленно-транспортного комплекса на загрязнение снежного покрова г. Биробиджана. // Экология и безопасность жизнедеятельности промышленно-транспортных комплексов: материалы I Международного экологического конгресса. Тольятти: Тольяттинский гос. ун-т. 2007. Т.1. С. 251-256.

7. Касьянова А.Д., Фроленок В.В., Чекрыгин М.А. Изменение бытовых привычек людей в связи с текущей экологической ситуацией // Бизнес-образование в экономике знаний. 2020. № 2. С. 65-67.

8. Кинг А., Шнайдер Б. Первая глобальная революция. Доклад Римского клуба. М.: Про-гресс-Пангея, 1991. 344 с.

9. Клинская Е.О., Кравцов И.А. Качество атмосферного воздуха, поверхностных вод и почв Еврейской автономной области и оценка степени их опасности для здоровья населения автономии с помощью расчета интегрального показателя функционального отклика организма человека // Вестник ПГУ им. Шолом-Алейхема. 2010. №2. С. 26-40.

10. Колесник А.И. Теоретическое и методологическое обоснование значимости экологического самовоспитания учащейся молодежи // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2015. Т.10. №1. С. 71-79.

11. Красавина К.В., Макарова Т.Н. Формирование экологических привычек как основы мировоззрения подрастающего поколения // Труды БрГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2020. Т. 1. С. 34-36.

12. Мамедов Н.М. Культура, экология, образование. М.: Издательско-полиграфический комплекс РЭФИА. 1996. 52 с.

13. Мысли экологичнее. URL: https://www.gazetaeao.ru/mysli-ekologichnee/ (дата обращения: 06.07.2022).

14. Назаренко А.В. Методологическое обоснование совершенствования профессиональной подготовки педагогов к формированию навыков природосбережения // Педагогико-психологиче-ские и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2013. №3 (28). С. 146 - 152.

15. Папуткова Г.А. Компетентностно-ориентированное профессиональное экологическое образование студентов в ВУЗе: автореферат дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.08 / Нижний Новгород, 2008. 51 с.

16. Пистунова Л.Е. Формирование экологической компетентности студентов вуза: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Кемерово, 2006. 22 с.

17. Роговая О.Г. Становление эколого-педагогической компетентности: теоретический и методический аспекты: монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. 280 с.

18. Рыбакова М.В., Гоманова С.О. Основные факторы социализации детей в условиях эко-поселений России // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2014. № 1. С. 135-143.

19. Ученые выяснили, что помогает человеку быть экологичным. URL: https://www.hse.ru/ news/science/563123228.html (дата обращения: 06.07.2022).

20. Ajzen I. The theory of planned behavior // Organizational Behavior and Human Decision Processes. 1991. Vol. 50. No. 2. P. 179-211. DOI: https://doi.org/10.1016/ 0749-5978(91)90020-t.

21. Baldassare M., Katz C. The personal threat of environmental problems as predictor of environmental practices // Environment and Behavior. 1992. Vol. 24. No. 5. P. 602-616. DOI: https://doi. org/10.1177/0013916592245002.

22. Corraliza, J.A., Berenguer, J. Environmental values, beliefs and actions // Environment and Behavior. 2000. Vol. 32. No. 6. P. 832-848. DOI: https://doi.org/10.1177/ 00139160021972829

23. Schwartz S.H. Normative explanations of helping behavior: A critique, proposal, and empirical test // Journal of Experimental Social Psychology. 1973Vol. 9. No. 4. P. 349-364. DOI: https://doi. org/10.1016/0022-1031(73)90071-1.

24. Schwartz S.H. Normative influences on altruism // Advances in Experimental Social Psychology. 1977. Vol. 10. No. 1. P. 221-279. DOI: https://doi.org/10.1016/s0065-2601 (08)60358-5

25. Schwartz S.H. Are there universal aspects in the structure and contents of human values? // Journal of Social Issues. 1994. Vol. 50. No. 4. P. 19-45.

References

1. Geography of the Jewish Autonomous Region: a general overview / resp. ed. Frisman E.Ya. Birobidzhan: ICARP FEB RAS, 2018. 406 p. (In Russ.)

2. Gilmiyarova S.G. Continuous environmental education of future teachers in Russia and the USA: Abstract of the thesis. ... doctors of pedagogical sciences: 13.00.08 / Ufa, 2002. 39 p. (In Russ.)

3. Ermolaeva P.O. Ecological way of life of Russian and American students // Bulletin of the Institute of Sociology. 2011. Vol. 2. No. 2. P. 236-253. (In Russ.)

4. Ermolaeva P.O., Ermolaeva Yu.V. Critical analysis of foreign theories of environmental behavior] // Monitoring of public opinion: Economic and social changes, 2019. No. 4. P. 323-346. URL: https:// doi.org/10.14515/monitoring.2019.4.16. (accessed 04.07.2022) (In Russ.)

5. Report on the state and protection of the environment in the Jewish Autonomous Region in 2021. URL: https://xn----7sbaabfccxb8bmtkobobe0axplm4w8bj.xn--p1ai/o-eao/obshchie-svedeniya/eko-logicheskaya-situatsiya-v-oblasti/ (accessed 06.07.2022) (In Russ.)

6. Kalmanova V.B., Kogan R.M., Zaikov D.V. Influence of the industrial and transport complex on the pollution of the snow cover in Birobidzhan // Ecology and safety of life of industrial and transport complexes: materials of the I International Ecological Congress. Togliatti: Togliatti State University. un-t, 2007. Vol.1. P. 251-256. (In Russ.)

7. Kasyanova A.D., Frolenok V.V., Chekrygin M.A. Changes in people's everyday habits due to the current environmental situation // Business education in the knowledge economy. 2020. No. 2. P. 65-67. (In Russ.)

8. King A., Schneider B. The First Global Revolution. Report of the Club of Rome. Moscow: Pro-gress-Pangeya, 1991. 344 p. (In Russ.)

9. Klinskaya E.O., Kravtsov I.A. The quality of atmospheric air, surface waters and soils of the Jewish Autonomous Region and assessment of the degree of their danger to the health of the population of the autonomy by calculating the integral indicator of the functional response of the human body // Bulletin of PSU named after Sholom Aleichem. 2010. No. 2. P. 26-40. (In Russ.)

10. Kolesnik A.I. Theoretical and methodological substantiation of the importance of environmental self-education of student youth // Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sports, 2015. Vol.10. No.1. P. 71-79 (In Russ.)

11. Krasavina K.V., Makarova T.N. Formation of environmental habits as the basis of the worldview of the younger generation // Proceedings of Bratsk State University. Series: Humanities and social sciences. 2020. Vol. 1. P. 34-36. (In Russ.)

12. Mamedov N.M. Culture, ecology, education. M.: Publishing and printing complex REFIA. 1996. 52 p. (In Russ.)

13. Thoughts are greener. URL: https://www.gazetaeao.ru/mysli-ekologichnee/ (accessed 06.07.2022).

14. Nazarenko A.V. Methodological rationale for improving the professional training of teachers for the formation of environmental conservation skills // Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sports. 2013. No. 3 (28). P. 146 - 152. (In Russ.)

15. Paputkova G.A. Competence-oriented professional environmental education of students at the university: Abstract of the thesis. ... doctors of pedagogical sciences: 13.00.08 / Nizhny Novgorod, 2008. 51 p. (In Russ.)

16. Pistunova L.E. Formation of environmental competence of university students: Abstract of the thesis. ... candidate of pedagogical sciences: 13.00.08 / Kemerovo, 2006. 22 p. (In Russ.)

17. Rogovaya O.G. Formation of ecological and pedagogical competence: theoretical and methodological aspects: monograph. St. Petersburg: Publishing house of the Russian State Pedagogical University named after A. I. Herzen, 2007. 280 p. (In Russ.)

18. Rybakova M.V., Gomanova S.O. The main factors of socialization of children in the conditions of Russian ecovillages // Monitoring of public opinion: Economic and social changes. 2014. No. 1. P. 135-143. (In Russ.)

19. Scientists have found out what helps a person to be environmentally friendly. URL: https://www. hse.ru/news/science/563123228.html (accessed 06.07.2022). (In Russ.)

20. Ajzen I. The theory of planned behavior // Organizational Behavior and Human Decision Processes. 1991. Vol. 50. No. 2. P. 179-211. DOI: https://doi.org/10.1016/ 0749-5978(91)90020-t.

21. Baldassare M., Katz C. The personal threat of environmental problems as predictor of environmental practices // Environment and Behavior. 1992. Vol. 24. No. 5. P. 602-616. DOI: https://doi. org/10.1177/0013916592245002.

22. Corraliza, J.A., Berenguer, J. Environmental values, beliefs and actions // Environment and Behavior. 2000. Vol. 32. No. 6. P. 832-848. DOI: https://doi.org/10.1177/ 00139160021972829.

23. Schwartz S.H. Normative explanations of helping behavior: A critique, proposal, and empirical test // Journal of Experimental Social Psychology. 1973. Vol. 9. No. 4. P. 349-364. DOI: https://doi. org/10.1016/0022-1031(73)90071-1.

24. Schwartz S.H. Normative influences on altruism // Advances in Experimental Social Psychology. 1977. Vol. 10. No. 1. P. 221-279. DOI: https://doi.org/10.1016/s0065-2601(08)60358-5.

25. Schwartz S.H. Are there universal aspects in the structure and contents of human values? //

Journal of Social Issues. 1994. Vol. 50. No. 4. P. 19-45.

Информация об авторах

Александра Геннадьевна Филипова, д-р. социол. наук, зав. лабораторией комплексных исследований детства Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, Владивосток, Россия; старший научный сотрудник Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: alexgen77@list.ru

Александр Леонидович Калинин, старший инженер Института комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН, Биробиджан, Россия, e-mail: kalinin140912@yandex.ru

Ирина Владимировна Калинина, канд. геогр. наук, заведующая лабораторией Института комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН, Биробиджан, Россия, e-mail: gaevaiv@yandex.ru

Сергей Александрович Соловченков, канд. социол. наук, ученый секретарь Института комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН, Биробиджан, Россия, e-mail: solovchenkov@yandex.ru

Information about the authors

Alexandra G. Filipova, Doctor of Sociology, Head of Complex Research Laboratory for Study of Childhood, Vladivostok State University of Economics and Service, Vladivostok, Russia; Senior Researcher, Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint-Petersburg, Russia, e-mail: alexgen77@list.ru

Alexander L. Kalinin, Senior Engineer, Institute for Comprehensive Analysis of Regional Problems, FEB RAS, Birobidzhan, Russia, e-mail: kalinin140912@yandex.ru

Irina V. Kalinina, Candidate of Geographical Sciences, Head of Laboratory, Institute for Comprehensive Analysis of Regional Problems, FEB RAS, Birobidzhan, Russia, e-mail: gaevaiv@yandex.ru

Sergey A. Solovchenkov, Candidate of Sociology, Scientific Secretary, Institute for Comprehensive Analysis of Regional Problems, FEB RAS, Birobidzhan, Russia, e-mail: solovchenkov@yandex.ru

Поступила в редакцию (Received) 08.07.2022

Одобрена после рецензирования (Revised) 09.08.2022

Принята к публикации (Accepted) 22.08.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.