Научная статья на тему 'Подростки 1990-х гг. И наших дней:восприятие экологических проблем'

Подростки 1990-х гг. И наших дней:восприятие экологических проблем Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
289
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / ОБЕСПОКОЕННОСТЬ СОСТОЯНИЕМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ВРЕД ЗДОРОВЬЮ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ADOLESCENTS / ENVIRONMENTAL PROBLEMS / CONCERN ABOUT THE STATE OF THE ENVIRONMENT / HARM TO HEALTH / ENVIRONMENTAL BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иванова Л.Ю.

Статья посвящена динамике отношения подростков к экологическим проблемам. Актуальность статьи определяется перспективой активного влияния подрастающего поколения на окружающую среду в недалёком будущем. Анализируется отношение подростков в 1996 и 2017 гг. к возможности экономического роста и улучшения благосостояния россиян за счёт ухудшения состояния окружающей среды, а также их обеспокоенность экологическими проблемами (загрязнение воздушной и водной среды, сведение лесов и др.). Сравнение данных двух опросов, проведённых методом анкетирования по теме «Здоровье подростков и окружающая среда» в 1996 и 2017 гг., показало, что, несмотря на углубление экологического кризиса, за прошедшие два десятилетия почти вдвое увеличилась доля подростков (13,1% в 1996 г., 24,1% в 2017 г.), полностью или отчасти согласившихся с перспективой экономического роста России за счёт загрязнения окружающей среды, на 9,4% с тем, что в ущерб ей должно быть улучшено благосостояние народа; кроме того, сократилась доля подростков, выразивших серьёзную обеспокоенность экологическими проблемами, на низком уровне остаётся участие опрошенных в экологических движениях. Наметилась и позитивная тенденция: за два десятилетия почти втрое увеличилась доля тех, кто никогда не сорит на улицах или на природе. В статье также рассматриваются данные всероссийских опросов взрослого населения, показывающие, что по сравнению с 1990-ми гг. снизилась тревога россиян по поводу экологических проблем в местах их проживания. В некоторых вопросах у молодёжи по сравнению со старшим поколением больше благодушия, хотя оснований для этого нет. На Западе заметна активность школьников в борьбе против глобального потепления климата. Массовость движения наводит на мысль о влиянии на данную активность школьного экологического образования и образования для устойчивого развития, которым в нашей стране уделяется недостаточно внимания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adolescents of the 1990s and Today:Perceptions of Environmental Issues

The article is devoted to the dynamics of the attitude of adolescents to environmental problems. Relevance of the article is determined by the prospect of active influence of the younger generation on the environment in the near future. The attitude of teenagers in 1996 and 2017 to the possibility of economic growth and improvement of the well-being of Russians due to environmental degradation, as well as their concern about environmental problems (air and water pollution, deforestation, etc.) is analyzed. A comparison of the data from two surveys on “Adolescent health and the environment” in 1996 and 2017 showed that despite the deepening environmental crisis, the proportion of adolescents had almost doubled over the past two decades (13.1% in 1996, compared to 24.1% in 2017) of those who fully or partially agreed with the prospect of Russia’s economic growth due to environmental pollution, by 9.4% of those who agreed that the welfare of the people should be improved to the detriment of it; in addition, the share of adolescents who expressed serious concern about environmental problems has decreased, and the participation of respondents in environmental movements remains at a low level. There is also a positive trend: over two decades, the proportion of those who never litter the streets or nature has almost tripled. The article also considers data of all-Russian adult population surveys, which show that in comparison with the 1990s, the anxiety of Russians about environmental problems in their places of residence has decreased. In some questions, young people are more complacent than the older generation, although there is no basis for this. In the West, schoolchildren are active in the fight against global warming. The mass of the movement suggests the impact of this activity from school environmental education and education for sustainable development, which is given insufficient attention in Russia.

Текст научной работы на тему «Подростки 1990-х гг. И наших дней:восприятие экологических проблем»

Л. Ю. Иванова

подростки 1990-х гг. и наших дней: восприятие экологических проблем

DOI: 10.19181/snsp.2019.7.3.6695

Иванова Лариса Юрьевна — кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН. 117218, Россия, Москва, ул. Кржижановского, 24/35, корп. 5 E-mail: Lariv2005@yandex.ru AuthorlD РИНЦ: 329677

Для цитирования: Иванова Л. Ю. Подростки 1990-х гг. и наших дней: восприятие экологических проблем // Социологическая наука и социальная практика. 2019. № 3. С. 151-167.

Аннотация. Статья посвящена динамике отношения подростков к экологическим проблемам. Актуальность статьи определяется перспективой активного влияния подрастающего поколения на окружающую среду в недалёком будущем. Анализируется отношение подростков в 1996 и 2017 гг. к возможности экономического роста и улучшения благосостояния россиян за счёт ухудшения состояния окружающей среды, а также их обеспокоенность экологическими проблемами (загрязнение воздушной и водной среды, сведение лесов и др.). Сравнение данных двух опросов, проведённых методом анкетирования по теме «Здоровье подростков и окружающая среда» в 1996 и 2017 гг., показало, что, несмотря на углубление экологического кризиса, за прошедшие два десятилетия почти вдвое увеличилась доля подростков (13,1% в 1996 г., 24,1% в 2017 г.), полностью или отчасти согласившихся с перспективой экономического роста России за счёт загрязнения окружающей среды, на 9,4% — с тем, что в ущерб ей должно быть улучшено благосостояние народа; кроме того, сократилась доля подростков, выразивших серьёзную обеспокоенность экологическими проблемами, на низком уровне остаётся участие опрошенных в экологических движениях. Наметилась и позитивная тенденция: за два десятилетия почти втрое увеличилась доля тех, кто никогда не сорит на улицах или на природе. В статье также рассматриваются данные всероссийских опросов взрослого населения, показывающие, что по сравнению с 1990-ми гг. снизилась тревога россиян по поводу экологических проблем в местах их проживания. В некоторых вопросах у молодёжи по сравнению со старшим поколением больше благодушия, хотя оснований для этого нет. На Западе заметна активность школьников в борьбе против глобального потепления климата. Массовость движения наводит на мысль о влиянии на данную активность школьного экологического образования и образования для устойчивого развития, которым в нашей стране уделяется недостаточно внимания. Ключевые слова: подростки, экологические проблемы, обеспокоенность состоянием окружающей среды, вред здоровью, экологическое поведение.

Введение

Изучение отношения подростков к экологическим проблемам приобретает большую важность, учитывая перспективность данной возрастной группы. В обозримом будущем нынешние подростки будут влиять на окружающую среду, реализуя своё избирательное право на выборах разного уровня, работая в сфере

производства и науки, потребляя товары и услуги, утилизируя использованные вещи. Однако мониторинг видения подрастающим поколением экологических проблем не проводится. В свете сказанного особый интерес представляет изучение трансформации экоповедения и экосознания подростков и молодёжи, в частности их отношения к экологическим проблемам современности. Цель статьи — рассмотреть динамику за 20 лет отношения подростков к возможности экономического роста и улучшения благосостояния россиян за счёт ухудшения окружающей среды, а также их обеспокоенности экологическими проблемами (загрязнение воздушной и водной среды, сведение лесов и др.). Сопоставляются ответы респондентов (только по идентичным вопросам) в двух исследованиях, проведённых методом анкетного опроса по теме «Здоровье подростков и окружающая среда» в 1996 и 2017 гг. В 1996 г. исследование имело статус международного. С российской стороны в нём участвовали сотрудники Института социологии РАН. В России было опрошено 1004 подростка в трёх регионах: Абакане (192), Оренбурге (194) и Москве (618). Используемый методологический подход формулировался как «исследование факторов, значимых именно с точки зрения подростков» [Журавлёва, 2002: 18]. В 2017 г. исследование организовал сектор социальных проблем здоровья ФНИСЦ РАН. Опрошено 974 подростка в четырёх регионах РФ: Нижнем Новгороде (200), Улан-Удэ (250), Ульяновске (250), Московской области (274). Двадцатилетний период между исследованиями оправдан интервалом поколенческого шага, «который обычно устанавливается на уровне 15—20 лет» [Радаев, 2018: 17]. В обоих исследованиях отбор городов и учебных заведений был многоступенчатым с применением квотной и случайной выборок. Обработка и анализ данных анкетирования осуществлялись в пакете SPSS v23. При 95%-ном уровне доверия к результатам опроса статистическая ошибка выборки составила 1,98. Использовался дескриптивный анализ. Опрашивались учащиеся разных типов учебных заведений (средних школ, гимназий, лицеев и колледжей). Автор принимала участие в исследовании 2017 г.

Кроме результатов двух опросов подростков (1996 и 2017 гг.) в статье также рассматриваются данные всероссийских опросов населения, позволяющие проследить изменение отношения к некоторым экологическим проблемам в общественном мнении и, особенно, среди молодёжи в период с конца 1990-х гг. до нашего времени.

Динамика отношения к экологическим проблемам россиян (молодёжи и старших возрастных групп) с 1990-х гг. до наших дней

Среди глобальных экологических проблем СМИ выделяют потепление климата. За 5 лет этой теме было посвящено более 100 тыс. сообщений, отмечается тенденция к росту их числа [Климатические колебания.., 2017]. В 2007—2017 гг. ВЦИОМ изучал мнение россиян по поводу этой проблемы. В 2017 г. серьёзные

изменения климата отметили 86% респондентов, указав преимущественно на его непредсказуемость, на резкие изменения то в сторону жары, то в сторону холода (70%). Тенденцию потепления отметили всего 11% опрошенных, похолодания — 5%. За десятилетие заметно снизилась доля тех, кто считает, что много знает о феномене глобального потепления (в 2007 г. — 34%, 2008 г. — 42%, 2010 г. — 36%, 2017 г. — 20%). Опрос 2017 г. показал, что среди молодёжи доля информированных (по самооценке) в данном вопросе оказалась меньше, чем среди представителей старшего поколения [Климатические колебания.., 2017]. Примечательно, что не все, кто указал, что много знает о глобальном потеплении, считают, что климат теплеет. Видимо, люди опираются на личный опыт, хотя в этом вопросе выводы можно делать только на основе данных многолетних метеонаблюдений.

О динамике отношения населения России к экологической ситуации позволяют судить проводимые в режиме мониторинга опросы о качестве жизни; об острых проблемах в стране, вызывающих беспокойство; об экологической ситуации в населённых пунктах, где живут респонденты. В частности, ежегодные опросы по проблеме качества жизни, проходившие с 2014 по 2018 г., показали, что экология (качество воды и воздуха) является его важной характеристикой для россиян, однако удовлетворённость ею невысокая [Качество жизни.., 2018].

Опросы Левада-Центра по проблемам российского общества, более всего тревожащих и являющихся, по мнению россиян, самыми острыми в стране, показали, что ухудшение состояния окружающей среды чаще отмечалось в 1997 г. (26%) и в 2007 г. (25%), в десятилетие между ними и в последующие годы таких ответов было меньше. В 2015 г. их доля была минимальной (9%), потом последовал рост до 19% в 2019 г. [Самые острые.., 2019; Самые острые.., 2017]. Опросы, проведённые в 1991 г., а затем в 2008—2017 гг., свидетельствуют, что на протяжении всего этого времени оценки состояния окружающей среды (чистота воздуха и воды, уровень шума и состояние природы и т. п.) «скорее плохая, чем хорошая» и «очень плохая» превалировали над оценками «очень хорошая» и «скорее хорошая, чем плохая». В 1991 г. перевес отрицательных оценок над положительными был максимальным, затем он сократился. В 1989 и 1991 гг. ответ «сильно тревожит» о состоянии окружающей среды в населённых пунктах, где живут респонденты, и их окрестностях выбрали 53 и 58% опрошенных соответственно, в 2012 г. — 25%, в другие годы его выбирали реже. Самый низкий показатель зафиксирован в 2014 и 2015 гг. (по 14%), в 2016 г. он составил 17%. Сократился и объединённый показатель ответов «очень сильно тревожит» и «скорее тревожит», одновременно возросла доля ответов «скорее не тревожит» и «совсем не тревожит» по поводу состояния окружающей среды [Пресс-выпуск 05.06.2017; Экология, 2017; Экологические проблемы.., 2016].

Опросы о состоянии окружающей среды в населённых пунктах, где живут респонденты, выявили тенденцию повышения оценок экологической обстановки по месту жительства. В 2018 г. 61% респондентов назвали её благополучной («в целом благополучная» и «скорее благополучная»), в 2017 г. —

50% против 38% в 2010 г. Причём в 2018 г. четверть респондентов отметили позитивную динамику экологической обстановки за последние пять лет, тогда как в 2009—2010 гг. — только по 10% респондентов [Экологическая ситуация.., 2018]. Соотнести мнения людей с объективными показателями сложно. В официальных источниках отмечается тенденция медленного улучшения качества воздуха в российских городах, остающегося, тем не менее, неудовлетворительным [Государственный доклад.., 2017: 15]. Это общая оценка. По таким веществам, как формальдегид и фенол, нормативы ПДК были пересмотрены, и «реальных изменений уровня загрязнения воздуха в городах России указанными загрязняющими веществами не происходит» [Государственный доклад.., 2017: 17]. Специалисты обращают внимание на отсутствие в нашей стране контроля за поступлением в окружающую среду целого ряда токсичных веществ, влияющих на экосистемы и здоровье людей.

В 2017 г. по сравнению с 2005 г. сократилась доля ответов о таких проявлениях ухудшения окружающей среды в местах проживания респондентов, как «плохая, загрязнённая питьевая вода» (в 1,8 раза), «антисанитарное состояние территории» (в 1,8 раза), «загрязнение водоёмов» (в 1,4 раза), «загазованность воздуха» (в 1,4 раза). Если снижение доли ответов об этих проявлениях ухудшения экологической ситуации можно попытаться объяснить мерами по улучшению её состояния, принятыми за эти годы, то такое объяснение не подходит к сокращению доли ответов «исчезновение лесов, зелёных зон, парков» (в 1,4 раза) и «исчезновение отдельных видов птиц, рыб, животных» (в 1,4 раза) [Экологическая ситуация, 2017]. Леса и парки — это не только зелёные насаждения, это экосистемы, возрождение которых требует длительного времени. Восстановление биоразнообразия — это также длительный процесс. Скорее всего, снижение доли ответов об этом проявлении ухудшения экологической ситуации свидетельствует о росте антропоцентризма и поверхностного отношения к проблеме.

Данные соцопросов, касающихся особенностей экологического сознания представителей различных возрастов, показывают, что в младших возрастных группах по сравнению со старшей меньше доля ответов, свидетельствующих о беспокойстве относительно состояния окружающей среды. В опросе 2016 г. ответ «очень сильно тревожит» в вопросе о состоянии окружающей среды в их населённом пункте и его окрестностях выбрали 13% респондентов из возрастной группы 18—24 лет, 18% — старше 55 лет, «скорее тревожит» — 48% и 53% соответственно. Респонденты 18—24 лет существенно реже отмечали обеспокоенность такими проблемами, как «загрязнение водоёмов (реки, озёра, моря)» и «обмеление водоёмов, появление пустынь и другие нарушения водного режима» [Экологические проблемы.., 2016]. Опрос по проблеме энергоресурсосбережения также показал, что молодёжь по сравнению со старшими возрастными группами существенно реже экономит энергоресурсы, т. е. действует экологически неце-

лесообразно. Контроль за потреблением энергоресурсов более характерен для тех, кто старается экономить деньги, т. е. обусловлен экономическими мотивами [Энергоэффективность.., 2015], но в данном случае важно сбережение ресурсов.

Отвечая на вопрос о готовности сортировать мусор у себя дома для его дальнейшей переработки (опрос 2019 г.), представители возрастной группы 18—24 лет по сравнению с респондентами из других возрастных групп существенно чаще выбирали ответ «нет» (36% — 18—24 года, 35% — 25—34 года, 34% - 35-44 года, 23% - 45-54 года, 25% - 55-64 года, 21% - от 65 лет и старше. [«Мусорная реформа».., 2019 Пресс-выпуск 15.05.2019]. Сортировка мусора - это действия, не требующие больших усилий, но вносящие серьёзный вклад в сохранение окружающей среды. Раздельный сбор мусора только вводится. Опрос показал необходимость дифференцированной просветительской работы с населением.

Таким образом, изучение общественного мнения показывает, что по сравнению с 1990-ми гг. снизилась доля россиян, испытывающих тревогу по поводу экологических проблем в месте своего проживания, причём по некоторым вопросам у молодёжи больше беспечности по сравнению с людьми старшего возраста, хотя оснований для неё нет.

Условия формирования экологического сознания подростков в конце прошлого века и в наши дни

Период 1985-го - 1990-х гг. характеризуют как время резкого роста озабоченности экологическими проблемами и проэкологической активности населения, тогда как в 1993-1999 гг. отмечены противоположными процессами [Яницкий, 2019: 151]. В 1990-х гг. люди заботилось о выживании. По данным исследования 2006 г., в вопросе об эпохе, в которой хотелось бы жить, если бы была возможность выбора, большинство респондентов указали современную Россию, и только 1% опрошенных выбрали Россию перемен Б. Ельцина [Россияне выбирают.., 2007]. В момент опроса ещё свежа была память о прошлом десятилетии, об экономических реформах того периода, приведших к массовому обнищанию. В то время большая часть взрослого населения России вынуждена была работать с большим напряжением. У родителей часто не было возможности уделить необходимое внимание детям и не было денег, чтобы обеспечить их досуг. Однако, несмотря на это, люди, формировавшиеся под влиянием обсуждения экологической проблематики, не могли так быстро утратить понимание её значимости. Родители подростков конца 1990-х гг. застали период, когда к выступлениям экологов прислушивались. Они были современниками ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. В середине 1980-х гг. появилось много публикаций видных писателей и журналистов, посвящённых проблемам экологии, касавшихся

спасения Байкала, борьбы с сомнительными проектами, в частности с проектом переброски части стока северных рек на юг. Говоря об отношении к экологическим проблемам в 1990-х гг., нужно вспомнить, что при Госдуме первого созыва (1993—1996 гг.) был создан Высший экологический совет, выдвинувший семь законопроектов социально-экологической направленности. Впоследствии они были приняты [Студнева.., 2019]. Школьному экологическому образованию в середине 1990-х гг. уделялось большое внимание. В 1994 г. на основании постановлений правительства РФ (1993 г.) в учебный план для старших классов российских школ как обязательный был введён курс «Экология», но спустя три года его исключили из федеральной части учебных планов. К сожалению, в 1990-х гг. произошло сокращение сети организаций дополнительного образования детей.

За истекшее с 1996 г. время душевой доход в России значительно вырос [Уровень жизни.., 2019], увеличились и возможности семьи для развития детей. В нулевые годы рос спрос населения на качественные услуги дополнительного образования, росли и расходы на платные услуги в этом секторе [Доклад.., 2016]. Современное дополнительное образование эколого-биологического направления оснащено методически, разработаны игры, различные интерактивные программы, но обучается по ним небольшая доля подростков. В 2011 г. доля детей из всех обучающихся в системе дополнительного образования по эколого-биологическо-му направлению составила 7% [Бочкарёва, Колесник, 2019: 3]. В 2016 г. в России дополнительным образованием было охвачено 67,7% детей в возрасте от 5 до 18 лет. Доля детей, занимающихся по естественнонаучному направлению дополнительных общеобразовательных программ, составила 9,4% [Краткая.., 2019: 4], доля занимающихся по экологической проблематике ещё меньше. Для школы разработаны теоретические основы обучения детей и подростков решению экологических проблем, изданы солидные учебники, однако предмет «Экология», являющийся предметом по выбору, не пользуется популярностью у старшеклассников [Захлебный, Дзятковская, 2013: 23].

Наши современники по сравнению с россиянами 1990-х гг. намного лучше обеспечены различными средствами коммуникации, расширяющими их возможности поиска и потребления информации. Это особенно касается подростков. Повысилась доступность различной информации, в том числе и по экологической проблематике. Но насколько велик интерес к этой теме? В прошлом столетии трудно было найти человека, не знавшего о проблемах Байкала. В защиту озера выступали яркие, талантливые и уважаемые люди. Сегодня благодаря сбору подписей остановлено строительство завода по разливу байкальской воды, однако информацию «о возможной продаже Китаю трубоотвода из Байкала для использования байкальской воды» [Академик.., 2019] нужно было поискать. Кроме того, по экологическим вопросам в СМИ много противоречивых сведений. Россия — углеводорододобывающая страна; возможно, поэтому в СМИ появляются сообщения, что глобальное потепление — это естественный процесс,

на который человек не влияет. Пропагандируется внутренний туризм, но нет обсуждения того, сколько туристов может принять территория без потерь для её экосистем. Экологические последствия не просчитываются.

Интерес к той или иной проблеме замеряется попытками найти информацию. По данным опроса студентов московских вузов 2011-2012 гг., примерно треть искали информацию о научных прогнозах изменения окружающей среды на планете, четверть - о состоянии окружающей среды в столице, около 20% -о состоянии окружающей среды в нашей стране. Подписывают обращения в защиту природы в Интернете 15,8% девушек и 18,2% юношей [Иванова, 2014: 114].

Сравнение отношения подростков к экологическим проблемам в 1996 г. и 2017 г.

Опрос проводился по анкете, разработанной в 1990-х гг. В неё вошли не только вопросы об отношении к различным проблемам окружающей среды, но и косвенно касающиеся экологического поведения субъекта (о строгости соблюдения законодательства, о роли экспертного сообщества в принятии решений, о том, что важнее - деньги или духовные ценности). Подросткам предлагалось выразить своё мнение о высказываниях, представленных в таблице 1, посредством ответов «полностью согласен», «отчасти согласен», «отчасти не согласен», «полностью не согласен», «затрудняюсь ответить».

В 2017 г. по сравнению с 1996 г. сократилась доля подростков, полностью согласных с приведёнными в таблице 1 высказываниями, за исключением двух - «Благосостояние народа должно быть улучшено даже в ущерб окружающей среде» (9,3% в 1996 г. против 12,4% в 2017 г.) и «Россия должна предпочесть экономический рост даже за счёт загрязнения окружающей среды» (5,0% в 1996 г. против 11,5% в 2017 г.). Особенно снизилась (на 30,9%) доля полностью согласных с необходимостью производства в России экологически чистой продукции (экологически чистая продукция - это некий штамп для обозначения товаров, полезных для здоровья). Заметно уменьшилась и доля полностью согласных с необходимостью строгого соблюдения законов (на 13,9%).

Если рассмотреть объединённый показатель «полностью согласен» + «отчасти согласен», то почти вдвое увеличилась доля согласившихся с перспективой экономического роста за счёт загрязнения окружающей среды (с 13,1% в 1996 г. до 24,1% в 2017 г.), на 9,4% - с тем, что благосостояние народа должно быть улучшено даже в ущерб окружающей среде. Кроме того, за два десятилетия сократилась доля подростков, полностью или отчасти согласных с тем, что духовные ценности важнее денег (на 12,3%).

Таблица 1

Мнения подростков в 1996 и 2017 гг. о векторах развития России и предпочитаемых ценностях,

%, Я (ранг — порядковый номер доли ответов)

Ответы В России необходимо производить экологически чистую продукцию В России необходимо строго соблюдать законы При принятии законов необходимо опираться на мнение экспертов больше, чем на мнение простых людей Благосостояние народа должно быть улучшено даже в ущерб окружающей среде Россия должна предпочесть экономический рост даже за счёт загрязнения окружающей среды Духовные ценности важнее денег

1996

Полностью согласен 990 988 987 987 979 984

88,5 65,4 22,6 9,3 5,0 43,7

R 1 2 4 5 6 3

Отчасти согласен 8,3 23,0 31,1 8,5 8,1 28,0

R 5 3 1 4 6 2

Отчасти не согласен 0,4 4,5 19,0 20,7 15,1 9,6

R 6 5 2 1 3 4

Полностью не согласен 0,5 2,0 10,9 50,4 59,2 7,2

R 6 5 3 2 1 4

Затрудняюсь ответить 2,3 5,1 16,4 11,1 12,6 11,5

R 6 5 1 4 2 3

2017

Полностью согласен 956 956 956 951 955 953

57,6 51,5 15,0 12,4 11,5 29,7

R 1 2 4 5 6 3

Отчасти согласен 30,5 29,8 25,7 14,8 12,6 29,7

R 1 2 4 5 6 3

Отчасти не согласен 3,7 7,8 31,2 27,8 21,2 14,5

R 6 5 1 2 3 4

Полностью не согласен 1,4 3,8 15,3 31,6 39,7 10,6

R 6 5 3 2 1 4

Затрудняюсь ответить 6,8 7,1 12,8 13,4 15,0 15,5

R 6 5 4 3 2 1

Экологическая ситуация как в мире, так и в России ухудшается, загрязняющие вещества накапливаются в почвах и донных отложениях водоемов, продолжаются процессы опустынивания и деградации земель, изменяется климат. Состояние окружающей среды на той территории России, на которой проживает большая часть населения страны, находится большинство производственных мощностей и наиболее продуктивных сельскохозяйственных земель (около 15% территории страны), оценивается как неблагополучное по экологическим параметрам, от 30 до 40% населения России регулярно используют воду, не соответствующую гигиеническим нормативам, практически во всех регионах страны сохраняется тенденция к ухудшению состояния земель и почв, накоплено более 30 млрд тонн отходов производства и потребления, образовавшихся в результате хозяйственной и иной деятельности прошлых лет [Стратегия.., 2017]. Вопросы об отношении к различным экологическими проблемам выявляли понимание подростками их опасности (см. таблицу 2).

По данным таблицы 2, в 2017 г. по сравнению с 1996 г. главные приоритеты для подростков остались неизменными. Наибольшую тревогу вызывают загрязнение воздуха и выживание животных и растений. Эти проблемы по показателю «очень обеспокоен» по-прежнему находятся на 1-м и 2-м местах, с 3-го по 7-е места (порядок в опросах разный) занимают: проблемы отходов, которые трудно уничтожить; загрязнение водоёмов; вырубка лесов; проблемы роста отходов, мусора; нефтяные катастрофы. Ранговые ряды 1996 и 2017 гг. довольно близки, различаются не более чем на 1-2 места, за исключением трёх проблем: роста отходов и мусора и использования удобрений и пестицидов и строительства водохранилищ. Первая из этих проблем в рейтинге ответов «очень беспокоит» с занимаемого в 1996 г. 7-го места в 2017 г. поднялась на 4-е, вторая с 9-го места опустилась на 13-е, третья с 12-го -переместилась на 9-е.

В 2017 г. по сравнению с 1996 г. процентное распределение по индикатору «очень обеспокоен» изменилось мало по следующим проблемам (см. таблицу 2): ландшафтные разрушения; проблемы роста отходов, мусора; парниковый эффект; постройка водохранилищ с плотинами, перекрывающими реки; вред шумового загрязнения. Причём доля выразивших сильную тревогу по поводу двух последних проблем за прошедшие 20 лет немного увеличилась, а по поводу остальных проблем, указанных в таблице 2, уменьшилась (т. е. по поводу 11 из 13). Значительной оказалась разница между данными двух опросов по показателю «сильно обеспокоен» относительно таких экологических проблем, как: загрязнение водоёмов (23,6%); загрязнение воздуха (21,9%); проблема отходов, которые трудно уничтожить (20,1%); атомные электростанции (8,8%); выживание животных и растений (17,6%); использование удобрений и пестицидов (16,4%). И двадцать лет назад весомой была часть опрошенных, которых сильно не задевали перечисленные в таблице 2 проблемы (сумма ответов «немного беспокоит», «не беспокоит», «затрудняюсь ответить»). В 2017 г. по сравнению с 1996 г. респонденты чаще выбирали ответы «немного беспокоит» и «не беспокоит».

Таблица 2

Отношение подростков к различным экологическим проблемам в 1996 и 2017 гг., %, R

Ответы Загрязнение водоёмов Выживание животных и растений Ландшафтные разрушения Загрязнение воздуха Нефтяные катастрофы Проблемы отходов, которые трудно уничтожить Атомные электростанции Проблемы роста отходов, мусора Постройка водохранилищ, перекрывающих реки Вырубка лесов Использование удобрений и пестицидов Вред, наносимый шумом Парниковый эффект

1996

N 995 995 984 998 997 997 994 996 994 996 995 996 993

Очень беспокоит 69,9 75,5 27,0 88,4 59,5 70,3 43,6 53,1 24,1 65,7 34,2 20,1 28,6

Я 4 2 11 1 6 3 8 7 12 5 9 13 10

Немного беспокоит 25,6 21,1 41,4 10,5 25,7 19,4 32,7 35,4 38,3 25,2 34,7 36,4 28,9

Я 9 11 1 13 8 12 6 4 2 10 5 3 7

Не беспокоит 1,6 1,3 15,3 0,4 7,1 3,4 12,2 6,5 19,6 3,4 14,0 32,6 21,6

Я 11 12 4 13 7 9-10 6 8 3 9-10 5 1 2

Затрудняюсь ответить 2,9 2,1 16,3 0,7 7,7 6,9 11,5 5,0 18,0 5,7 17,1 10,9 20,9

Я 11 12 4 13 7 8 5 10 2 9 3 6 1

2017

Число ответивших (N1) 904 907 906 905 906 907 903 910 904 905 892 904 889

Очень беспокоит 46,3 57,9 25,6 66,5 38,5 50,2 34,8 52,2 27,0 53,4 17,8 21,7 22,4

Я 6 2 10 1 7 5 8 4 9 3 13 12 11

Немного беспокоит 40,8 33,3 38,6 25,1 33,1 29,2 34,0 29,6 37,2 30,7 33,4 31,6 30,9

Я 1 6 2 13 7 12 4 11 3 10 5 8 9

Не беспокоит 9,2 6,2 27,5 6,2 20,9 13,5 23,9 11,5 26,4 11,7 32,4 33,6 26,1

Я 11 12 3 13 7 8 6 10 4 9 2 1 5

Затрудняюсь ответить 3,7 2,6 8,3 2,2 7,5 7,1 7,3 6,7 9,4 4,2 16,4 13,1 20,6

Я 11 12 5 13 6 8 7 9 4 10 2 3 1

Источник: расчёты автора по базе данных сектора социальных проблем здоровья ФНИСЦ РАН.

В 2017 г. подростки из семей с менее высоким образовательным статусом чаще отмечали сильную обеспокоенность по поводу целого ряда экологических проблем: загрязнения водоёмов, выживания животных и растений, ландшафтных разрушений, АЭС, постройки водохранилищ, перекрывающих реки, вырубки лесов, использования удобрений и пестицидов, парникового эффекта; различия статистически значимы (р < 0,05%). Например, сильную обеспокоенность загрязнением водоёмов отметили 63,4% подростков из семей, главы которых имеют неполное среднее образование, 57,1% - среднее, 50,5% - среднее специальное, 56,1% — незаконченное высшее, 44,9% — высшее. Возможно, более спокойное отношение подростков из более образованных семей к экологическим проблемам обусловлено тем, что среди них оказалось больше надеющихся на науку и новые технологии в деле спасения окружающей среды. Однако те, кто делает акцент на научно-техническом прогрессе, считая, что экологические проблемы решаемы с его помощью, не учитывают сложность биосферы по сравнению с возможностями современного человека и ограниченность времени (при сохранении современного стиля хозяйствования) до необратимых последствий, чреватых катастрофой.

За 20 лет мало изменилось соотношение подростков, которых в той или иной степени тревожит вредное влияние загрязнения окружающей среды на их здоровье. В 1996 г. очень беспокоились по этому поводу 29,8% респондентов, в 2017 г. — 29,1%, достаточно или не очень беспокоились 49,0 и 54,4% соответственно, совсем не беспокоились 5,2 и 9,7%, затруднились с ответом 16,0 и 6,8%. По данным обоих опросов, опасения подростков относительно состояния окружающей среды связаны с их тревогой о здоровье. Например, в 1996 г. среди подростков, которых очень волнует вред, наносимый их здоровью загрязнением окружающей среды, 96,3% очень беспокоились и по поводу загрязнения воздуха; среди тех, кто не слишком тревожился относительно отрицательного влияния загрязнения окружающей среды на здоровье, таких было 91,3%; среди тех, кто совсем не переживал о негативном воздействии загрязнения окружающей среды на их здоровье, — 70,2%. В 2017 г. эти цифры были следующими: 78,0, 68,2 и 36,3% соответственно.

Как в 1996 г., так и в 2017 г. подростки, которых беспокоит загрязнение воздушной и водной среды, чаще не соглашались, реже соглашались с тем, что «благосостояние народа должно быть улучшено даже в ущерб окружающей среде» и, особенно, что «Россия должна предпочесть экономический рост даже за счёт загрязнения окружающей среды», хотя и среди них доля несогласных снизилась с годами. В частности, в 1996 г. среди тех, кого очень беспокоило загрязнение водоёмов, выразили полное несогласие с первым из этих утверждений 55,4% подростков, среди тех, кого оно немного беспокоило, — 41,4%, среди совсем не обеспокоенных — 18,8%; в 2017 г. — 40,6, 27,9 и 15,0% соответственно.

Критерием экологической культуры человека являются экологически целесообразные действия. В обоих опросах подростков спрашивали о том, как часто, если им нужно выбросить пустые упаковки (например, от жевательной резинки,

обёртки от сладостей, от сигарет, банки от консервов), они бросают этот мусор на улицах города или на природе. Никогда так не поступали в 1996 г 18,3% опрошенных, в 2017 г. — 49,9%, иногда — 66,0 и 39,0% соответственно, часто — 10,2 и 7,0%, почти всегда — 5,5 и 4,1%. За истекшие два десятилетия на 30% увеличилась доля подростков, которые никогда не сорят на улицах и на природе, существенно сократилась доля позволяющих себе подобное иногда, тогда как соотношение тех, кто мусорит часто и почти всегда, мало изменилось. Самоотчёты о своём поведении, как известно, далеко не всегда совпадают с практикой, но позволяют судить о динамике социально одобряемых и порицаемых норм поведения.

В 1996 г. 2,7% подростков указали, что участвуют в деятельности какой-либо организации по защите окружающей среды, в 2017 г. — 8,4%. Ответили на вопрос о её названии только 18 человек (2% опрошенных). Всего один из них указал организацию, из названия которой следует, что она имеет природоохранную направленность (фонд защиты животных). Ответы свидетельствуют, что экологические организации не сотрудничают с образовательными учреждениями, в которых учатся респонденты.

На Западе школьники становятся заметной силой в борьбе против глобального потепления климата. Школьница из Швеции Грета Тунберг известна своей протестной деятельностью против выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, способствующих глобальному потеплению климата. Она выступала на конференции ООН по изменению климата. У неё есть последователи. К ней присоединились тысячи школьников из других стран. Они выходят на улицы. Их манифестации получили название «школьных протестов за климат» [Подростки.., 2019]. Массовость движения наводит на мысль, что здесь не обошлось без влияния школьного экологического образования и образования для устойчивого развития, тогда как в нашей стране им уделяется недостаточно внимания.

Заключение

Мировой энергетический кризис 1973—1974 гг. способствовал осознанию ограниченности ресурсной базы планеты. В середине прошлого века широко обсуждался вопрос о пределах потребления её ресурсов и загрязнения окружающей среды, превышение которых с большой вероятностью может повлечь «внезапное неконтролируемое снижение численности населения и объёмов производства» [Медоуз и др., 1994: 13]. В 2018 г. увидел свет 40-й доклад Римского клуба. В нём, как и в прошлых докладах, критикуется курс на экономический рост в ущерб окружающей среде, содержится анализ глобальных проблем и их причин, а также предложения по преодолению кризисной ситуации, большое значение придаётся «новому Просвещению» [Римский клуб.., 2018].

По данным двух опросов (1996 и 2017 гг.), современные российские подростки менее обеспокоены состоянием окружающей среды, чем их сверстники двадцать лет назад. Среди них значительно меньше доля тех, кто полностью согласен с тем,

что в России необходимо производить экологически чистую продукцию, больше выбирающих повышение благосостояния народа и экономический рост в ущерб окружающей среде. Это закономерно. В экономике доминирует ресурсодобывающий комплекс, жизнь подчинена экономическим интересам, экологические проблемы и даже проблемы влияния загрязнения окружающей среды на здоровье ушли на второй план, обострённо воспринимаясь только населением сильно загрязнённых или находящихся под такой угрозой территорий. СМИ практически не уделяют внимания вопросам устойчивого развития, редко можно увидеть сюжеты, раскрывающие возможности решения экологических проблем, доступные населению.

Список литературы

Бочкарёва Ю. В., Колесник Ю. В. Дополнительное образование детей в системе образования РФ: сущность, основные понятия, направления развития [Электронный ресурс] // Экономика. Право. Менеджмент: сборник трудов молодых исследователей БГУ. 2017. № 1 (7). URL: http://izdatelstvo.bgu.ru/epm/ (дата обращения: 30. 06.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2016 году». М.: Минприроды России; НИА-Природа, 2017. 760 с.

Доклад о развитии дополнительного образования детей в Российской Федерации. 2016. [Электронный ресурс] // Институт развития образования: [веб-сайт]. URL: http ://www.iro .yar. ru/fileadmin/iro/podrobnee/2016/doklad-dop-obr-2016.pdf (дата обращения: 30.06.2019).

Журавлёва И. В. Здоровье подростков: социологический анализ. М.: Институт социологии РАН, 2002. 240 с.

Захлебный А. Н., Дзятковская Е. Н. Проектируем курс «Экология» для старшей ступени школы // Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (31 окт.—1 нояб. 2013 г.). Нижний Новгород: НГПУ, 2013. C. 20-27.

Иванова Л. Ю. Социальные установки студентов в отношении окружающей среды [Электронный ресурс] // Вестник Института социологии. 2014. № 9. С. 112-131. URL: http://www. isras.ru/index.php?page_id=2624&jn=vestnik&jn=vestnik&jid=276 (дата обращения: 30.06.2019).

Качество жизни россиян: ключевые факторы [Электронный ресурс] // ВЦИОМ: [вебсайт]. Пресс-выпуск № 3831. 03.12.2018. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9460 (дата обращения: 22.04.2019).

Климатические колебания: тепло ли, холодно ли..? [Электронный ресурс] // ВЦИОМ: [веб-сайт]. Пресс-выпуск № 3425. 31.07.2017. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=3043 (дата обращения: 22.04.2019).

Краткая аналитическая справка «Об основных итогах обследования в сфере дополнительного образования и спортивной подготовки детей по Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики: [веб-сайт]. URL: http://www.gks. ru/free_doc/new_site/population/obraz/Analit_spravka.pdf (дата обращения: 30.06.2019).

Малахов А. Римский клуб, юбилейный доклад. Вердикт: «Старый Мир обречён. Новый Мир неизбежен!» [Электронный ресурс] // Планета-КОБ: [веб-сайт]. Электрон. дан. 24.12.2017. URL: https://www.planet-kob.ru/articles/6832 (дата обращения: 15.06.2019).

Медоуз Д. Х., Медоуз Д. Л., Рандерс Й. За пределами роста. Учебное пособие / пер. с англ. Г. А. Ягодина [и др.]. М.: ИГ «Прогресс», «Пангея», 1994. 303 с.

Мусорная реформа» и раздельный сбор мусора [Электронный ресурс] // Левада-Центр: [веб-сайт]. Пресс-выпуск 15.05.2019. URL: https://www.levada.ru/2019/05/15/musornava-reforma/ (дата обращения: 30.06.2019).

Подростки против изменения климата: как 15-летняя Грета Тунберг из Швеции вывела на улицы тысячи школьников [Электронный ресурс] // RTVI: [веб-сайт]. Электрон. дан. 24 января 2019. URL: https://rtvi.com/stories/podrostki-protiv-izmeneniva-klimata/ (дата обращения: 23.04.2019).

Радаев В. В. Миллениалы на фоне предшествующих поколений: эмпирический анализ // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 15—33.

Россияне выбирают современность [Электронный ресурс] // ВЦИОМ: [веб-сайт]. Пресс-выпуск № 613. 19.01.2007. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=2361 (дата обращения: 30.06.2019).

Самые острые проблемы [Электронный ресурс] // Левада-Центр: [веб-сайт]. Пресс-выпуск 31.08.2017. URL: http://www.levada.ru/2017/08/31/samve-ostrve-problemv-2/ (дата обращения: 23.04.2019).

Самые острые проблемы [Электронный ресурс] // Левада-Центр: [веб-сайт]. Пресс-выпуск 27.02.2019. URL: https://www.levada.ru/2019/02/27/samve-ostrve-problemv-3 (дата обращения: 23.04.2019)

Студнева Е. Академик РАЕН Михаил Лемешев: «Вековечный союз Человека, Земли и Космоса надо сохранить» [Электронный ресурс] // Международная жизнь: [веб-сайт]. Электрон. дан. 20.03.2017. URL: https://interaffairs.ru/news/show/17143 (дата обращения: 30.06.2019).

Указ Президента РФ от 19 апреля 2017 г. № 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года" Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] // Гарант.РУ: [веб-сайт]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71559074/ (дата обращения: 03.04.2019).

Уровень жизни России в сравнительно-историческом контексте [Электронный ресурс] // Политобразование. Информационно-аналитический журнал. Электрон. дан. 21 сентября 2017. URL: http://lawinrussia.ru/content/uroven-zhizni-rossii-v-sravnitelno-istoricheskom-kontekste (дата обращения: 30.06.2019).

Экологическая ситуация в России: мониторинг [Электронный ресурс] // ВЦИОМ: [вебсайт]. Пресс-выпуск № 3430. 31.07.2017. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=3330 (дата обращения: 03.04.2019).

Экологическая ситуация в России: мониторинг [Электронный ресурс] // ВЦИОМ: [вебсайт]. Пресс-выпуск № 3743. 23.08.2018. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9267 (дата обращения: 22.04.2019).

Экологические проблемы [Электронный ресурс] // Левада-Центр: [веб-сайт]. Пресс-выпуск 03.06.2016. URL: https://www.levada.ru/2016/06/03/ekologicheskie-problemv/ (дата обращения: 23.04.2019).

Экология [Электронный ресурс] // Левада-Центр: [веб-сайт]. Пресс-выпуск 05.06.2017. URL: (дата обращения: 23.04.2019).

Энергоэффективность и экономичное потребление ресурсов: кто «в теме»? [Электронный ресурс] // ВЦИОМ: [веб-сайт]. Пресс-выпуск № 2980. 20.11.2015. URL: https://wciom.ru/index. php?id=236&uid=182 (дата обращения: 30.06.2019).

Яницкий О. Н. Экологическая культура России ХХ века: очерк социокультурной динамики [Электронный ресурс] // История и современность. 2005. № 1. С. 136-162. URL: https://www. socionauki.ru/journal/files/iis/2005_1/jekologicheskaja_kultura_rossii_xx_veka.pdf (дата обращения: 30.06.2019).

Дата поступления в редакцию: 31.05.2019.

DOI: 10.19181/snsp.2019.7.3.6695

Adolescents of the 1990s and Today: Perceptions of Environmental Issues

Larisa Yu. Ivanova

Candidate of Pedagogics, Leading Researcher, Institute of Sociology of FCTAS RAS. Krzhizhanovskogo str., 24/35, b. 5, 117218, Moscow, Russia. E-mail: Lariv2005@yandex.ru

For citation: Ivanova, L. Yu. (2019). Adolescents of the 1990s and today: Perceptions of Environmental Issues. Sociologicheskaja nauka Isocial'najapraktika.No. 3. P. 151-167.

Abstract. The article is devoted to the dynamics of the attitude of adolescents to environmental problems. Relevance of the article is determined by the prospect of active influence of the younger generation on the environment in the near future. The attitude of teenagers in 1996 and 2017 to the possibility of economic growth and improvement of the well-being of Russians due to environmental degradation, as well as their concern about environmental problems (air and water pollution, deforestation, etc.) is analyzed. A comparison of the data from two surveys on "Adolescent health and the environment" in 1996 and 2017 showed that despite the deepening environmental crisis, the proportion of adolescents had almost doubled over the past two decades (13.1% in 1996, compared to 24.1% in 2017) of those who fully or partially agreed with the prospect of Russia's economic growth due to environmental pollution, by 9.4% of those who agreed that the welfare of the people should be improved to the detriment of it; in addition, the share of adolescents who expressed serious concern about environmental problems has decreased, and the participation of respondents in environmental movements remains at a low level. There is also a positive trend: over two decades, the proportion of those who never litter the streets or nature has almost tripled. The article also considers data of all-Russian adult population surveys, which show that in comparison with the 1990s, the anxiety of Russians about environmental problems in their places of residence has decreased. In some questions, young people are more complacent than the older generation, although there is no basis for this. In the West, schoolchildren are active in the fight against global warming. The mass of the movement suggests the impact of this activity from school environmental education and education for sustainable development, which is given insufficient attention in Russia. Keywords: adolescents, environmental problems, concern about the state of the environment, harm to health, environmental behavior.

References

Bochkareva Yu. V., Kolesnik Yu. V. Dopolnitel'noe obrazovanie detej v sisteme obra-zovaniya RF: sushchnost', osnovnye ponyatiya, napravleniya razvitiya. [Additional education of children in the education system of the Russian Federation: the essence, basic concepts, directions of development]. [Elektronnyj resurs]. Ekonomika. Pravo. Menedzhment:sbornik trudovmolodyh issledovatelejBGU. 2017. № 1 (7). URL: http://izdatelstvo.bgu.ru/epm/ (data obrashcheniya 30.06.2019). (In Russ.).

Gosudarstvennyj doklad «Osostoyanii i ohrane okruzhayushchejsredy v RossijskojFederatcii v 2016 godu». [State report "On the state and protection of the environment in the Russian Federation in 2016"]. M.: Minprirody Rossii; NIA-Priroda, 2017. 760 p. (In Russ.).

Doklad o razvitii dopolnitel'nogo obrazovaniya detej v Rossijskoj Federatcii. 2016. [Report on the development of additional education of children in the Russian Federation. 2016]. [Elektronnyj resurs]. Institut razvitiya obrazovaniya: [veb-sajt]. URL: http: / /www. iro.yar.ru/fileadmin/iro/podrobnee/2016/ doklad-dop-obr-2016.pdf (data obrashche-niya 30.06.2019). (In Russ.).

Ekologicheskaya situatsiya v Rossii: monitoring. [Environmental situation in Russia: monitoring]. [Elektronnyj resurs]. VTSIOM. Press-vypusk № 3430. 31.07.2017. URL: https://wciom.ru/index. php?id=236&uid=3330 (data obrascheniya: 03.04.2019). (In Russ.).

Ekologicheskaya situatsiya v Rossii: monitoring. [Environmental situation in Russia: monitoring]. [Elektronnyj resurs]. VTSIOM. Press-vypusk №3743. 23.08.2018. URL: https://wciom.ru/index. php?id=236&uid=9267 (data obrascheniya: 22.04.2019). (In Russ.).

Ivanova L. Yu. Social'nye ustanovki studentov v otnoshenii okruzhayushchej sredy. [Students' social attitudes towards the environment]. [Elektronnyj resurs] Vestnik Instituta sotciologii. 2014. № 2 (9). P. 113-131. URL: http://www.isras.ru/index.php?page_id=2624&in=vestnik&in=vestnik& jid=276 (data obrashcheniya 30. 06.2019). (In Russ.).

Ekologiya. [Ecology]. [Elektronnyj resurs]. Levada-Tsentr. Press-vypusk 05.06.2017. URL: https://www.levada.ru/2017/06/05/ekologiya/ (data obrascheniya: 23.04.2019). (In Russ.).

Energoeffektivnost' i ekonomichnoe potreblenie resursov: kto «v teme»? [Energy efficiency and economical consumption of resources: who is "in the subject"?]. [Elektronnyj resurs]. VTSIOM. Press-vypusk № 2980. 20.11.2015. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=182 (data obrascheniya: 30.06.2019). (In Russ.).

Kachestvo zhizni rossiyan: klyuchevye factory. [Quality of life of Russians: key factors]. [Elektronnyj resurs]. VTSIOM. Press-vypusk № 3831. 03.12.2018. URL: https://wciom.ru/index. php?id=236&uid=9460 (data obrascheniya: 22.04.2019). (In Russ.).

Klimaticheskie kolebaniya: teplo li, holodno li..? [Climatic variations: warm or cold..?]. [Elektronnyj re-surs]. VTSIOM. Press-vypusk № 3425. 31.07.2017. URL: https://wciom.ru/index. php?id=236&uid=3043 (data obrascheniya: 22.04.2019). (In Russ.).

Kratkaya analiticheskaya spravka «Ob osnovnyh itogah obsledovaniya v sfere dopolnitel'nogo obrazovaniya i sportivnojpodgotovki detejpo Ros-sijskoj Federatsii». [Brief analytical report "on the main results of the survey in the field of additional education and sports training of children in the Russian Federation»]. [Elektronnyj resurs]. Federal'naya sluzhba gosudar-stvennoj statistiki. URL: http://www.gks.ru/free doc/new site/population/obraz/Analit spravka.pdf (data ob-rascheniya: 30.06.2019). (In Russ.).

Malahov A. Rimskij klub, yubilejnyj doklad. Verdikt: «Staryj Mir obrechen. Novyj Mir neizbezhen!». [Club of Rome, anniversary report. Verdict: "the Old World is doomed. A new World is inevitable!»]. [Elektronnyj resurs]. Planeta-KOB: [veb-sajt]. 24.12.2017. URL: https://www.planet-kob. ru/articles/6832 (data obrascheniya: 15.06.2019). (In Russ.).

Medouz D. H., Medouz D. L., Randers J. Zapredelami rosta. Uchebnoeposobie. [Beyond growth. Textbook]. M.: IG "Progress", "Pangeya" publ., 1994. 303 p. (In Russ.).

«Musornaya reforma» i razdel'nyj sbor musora. [Garbage reform and separate garbage collection]. [Elektronnyj resurs]. Levada-TSentr. Press-vypusk 15.05.2019. URL: https://www.levada. ru/2019/05/15/musornaya-reforma/ (data obrascheniya: 30.06.2019). (In Russ.).

Podrostki protiv izmeneniya klimata: kak 15-letnyaya Greta Tunberg iz SHvetsii vyvela na ulitsy tysyachi shkol'nikov. [Teenagers against climate change: how 15-year-old Greta Thunberg from Sweden took thousands of schoolchildren to the streets]. [Elektronnyj resurs]. RTVI: [veb-sajt]. 24 yanvarya 2019. URL: https://rtvi.com/stories/podrostki-protiv-izmeneniya-klimata/ (data obrascheniya: 23.04.2019). (In Russ.).

Radaev V. V. Millenialy na fone predshestvuyuschih pokolenij: empiri-cheskij analiz. [Millennials versus previous generations: an empirical analysis]. Sotsiologicheskie issledovaniya. 2018. № 3. P. 15—33. (In Russ.).

Rossiyane vybirayut sovremennost'. [Russians choose modernity]. [Elektronnyj resurs]. VTSIOM. Press-vypusk № 613. 19.01.2007. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=2361 (data obrascheniya: 30.06.2019). (In Russ.).

Samye ostrye problemy. [The most acute problems]. [Elektronnyj resurs]. Levada-Tsentr. Press-vypusk 31.08.2017. URL: http://www.levada.ru/2017/08/31/samye-ostrye-problemy-2/ (data obrascheniya: 23.04.2019). (In Russ.).

Samye ostrye problem. [The most acute problems]. [Elektronnyj resurs]. Levada-Tsentr. Press-vypusk 27.02.2019. URL: https://www.levada.ru/2019/02/27/samye-ostrye-problemy-3 (data obrascheniya: 23.04.2019). (In Russ.).

Studneva E. AkademikRAENMihailLemeshev: «Vekovechnyjsoyuz CHe-loveka, Zemli iKosmosa nado sohranit'». [Academician of the Russian Academy of Sciences Mikhail Lemeshev: "the Eternal Union of Man, Earth and Space must be preserved"]. [Elektronnyj resurs]. Mezhdunarodnaya zhizn'. 20.03.2017. URL: https://interaffairs.ru/news/show/17143 (data obrascheniya: 30.06.2019). (In Russ.).

Ukaz Prezidenta RFot 19 aprelya 2017g. № 176 "O Strategii ekologiche-skoj bezopasnosti Rossijskoj Federatsii na period do 2025goda" Strategiya ekologicheskoj bezopasnosti Rossijskoj Federatsii na period do 2025goda. [Presidential decree No. 176 ofApril 19, 2017 "On the strategy of environmental security of the Russian Federation for the period up to 2025" Strategy of environmental security of the Russian Federation for the period up to 2025]. [Elektronnyj resurs]. Garant.RU. URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71559074/ (data obrascheniya: 03.04.2019). (In Russ.).

Uroven' zhizni Rossii v sravnitel'no-istoricheskom kontekste. [The standard of living in Russia in a comparative historical context]. [Elektronnyj resurs/. Politobrazovanie. Informatsionno-analiticheskij zhurnal. 21 sentyabrya 2017. URL: http://lawinrussia.ru/content/uroven-zhizni-rossii-v-sravnitelno-istoricheskom-kontekste (data obrascheniya: 30.06.2019). (In Russ.).

Ekologicheskie problemy. [Environmental problems]. [Elektronnyj resurs]. Levada-Tsentr. Press-vypusk 03.06.2016. URL: https://www.levada.ru/2016/06/03/ekologicheskie-problemy/ (data obrascheniya: 23.04.2019). (In Russ.).

Yanitsky O. N. Ekologicheskaya kul'tura Rossii HKH veka: ocherk sotsiokul'-turnoj dinamiki. [Ecological culture of Russia of the XX century: an essay of socio-cultural dynamics]. [Elektronnyj resurs]. Istoriya isovremennost'. 2005. № 1. P. 136—162. URL: https://www.socionauki.ru/journal/files/ iis/2005_1/j ekolo gicheskaj a_kultura_ro ssii_xx_veka.pdf (data obrascheniya: 30.06.2019). (In Russ.).

Zahlebnyj A. N., Dzyatkovskaya E. N. Proektiruem kurs «Ekologiya» dlya starshej stupeni shkoly. [We design the course "Ecology" for the senior level of school]. Ekologicheskoe obrazovanie dlya ustojchivogo razvi-tiya: teoriya ipedagogicheskaya real'nost'. Nizhnij Novgorod: NGPU publ., 2013. P. 20-27. (In Russ.).

Zhuravleva I. V. Zdorov'epodrostkov: sotsiologicheskij analiz. [Adolescent health: a sociological analysis]. M.: Institut sotsiologii RAN publ., 2002. 240 p. (In Russ.).

The article was submitted on 31.05.2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.