Голец Галина Александровна
специалист-ревизор Центра документальных проверок и ревизий МВД России (e-mail: [email protected])
Подразделения финансовой разведки стран Евросоюза в противодействии легализации преступных доходов
Аннотация:
В ответ на растущую заботу об отмывании денег, международная кооперация и координация были нужны, чтобы сорвать усилия преступников и террористов. Важный компонент анти-денег, стирающих стратегию, -национальные Финансовые единицы разведки. Эта статья затрагивает основные функции финансовых единиц разведки и их типов в странах Евросоюза, рассматривает на примере Австрии, Болгарии, Литвы.
Annotation:
In response to the growing concern about money laundering, cross-border cooperation and coordination were needed to thwart the efforts of criminals and terrorists. An important component of the anti-money laundering strategy are the national Financial intelligence units (FIUs). This article discusses core functions of the Financial intelligence units and their types in the EU countries, considered by the examples of Austria, Bulgary, Lithuania.
Ключевые слова: отмывание денег, финансовая разведка, преступленные доходы, экономическая сфера, незаконные финансовые операции.
Key words: white-washing, financial secret service, broken profits, economic sphere, illegal financial operations.
ственной структурой, устанавливающей стандарты, а так же разрабатывающей и внедряющей меры по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, в своей Рекомендации 263, указывает на необходимость стран создавать ПФР, которые бы служили национальными центрами для сбора (а если законодательно разрешено - запроса) анализа и передачи сообщений о подозрительных операциях и иной информации, касающейся потенциальной возможности отмывания доходов и финансирования терроризма. Вместе с этим, рекомендовано, чтобы ПФР обладали постоянным, прямым или опосредованным доступом к финансовой, административной и правоохранительной информации, которая необходима для должного осуществления ими своих функций.
Далее, ФАТФ убеждает страны ввести меры, требующие, чтобы финансовые учреждения,
1 FIU: financial information units - органы финансовой информации или financial intelligence units - органы финансовой разведки.
2 Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег. Официальный сайт группы -www. fatf-gafi. org
3 Сорок Рекомендаций ФАТФ- The 40 FATF Recommendations, 1990 год, с изменениями 2003 года.
_262
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2009 • №3(25)
Одной из главных задач органов I контроля в экономической сфере является обнаружение финансовых следов, оставленных преступниками - с этой целью проводится анализ отчетности финансовых учреждений. При этом необходимо учитывать, что незаконные финансовые операции на сегодняшний день трансформировались в сложные запутанные схемы, требующие использования новых усовершенствованных инструментов для их раскрытия. В этой связи организациями международного уровня было рекомендовано создавать специализированные органы для сбора, анализа и распространения информации относительно признаков легализации доходов, полученных преступным путем. Такими специализированными органами стали подразделения финансовой разведки (ПФР)1.
В частности ФАТФ2, являясь межправитель-
организации сферы услуг и ряд профессий составляли отчеты о данных своих клиентов и их операциях и сообщали о любых подозрительных сделках компетентным органам. Однако информация, переданная такими источниками, хотя и используется для восстановления сущности сделки и установления связи между отдельными клиентами и их хозяйственной деятельностью, но является достаточно сложной для восприятия без ее дальнейшего анализа. С этой целью стали устанавливаться ПФР как надежные, эффективные системы обработки, анализа и распространения полученной информации.
Группа «Эгмонт», которая является объединением подразделений финансовых разведок ряда стран, в своем определении, выразила необходимость в установлении ПФР как «центрального национального органа», исходя из целесообразности создания в каждой стране единого центра, который бы повысил эффективность сбора информации, облегчил ее обработку и анализ на унифицированной основе1.
На сегодняшний день основные определяющие требования к ПФР, предъявляемые группами «Эгмонт» и ФАТФ, практически идентичны. Соответственно, совпадают и определяющие их функции, которыми являются: получение, анализ и дальнейшая передача раскрываемой информации.
Распространение финансовой информации необходимо осуществлять как внутри страны, так и на международном уровне. Поскольку отмывание денежных средств часто - глобальное явление, для ПФР крайне важно объединение сил с другими национальными единицами разведки финансовой информации.
На сегодняшний день все подразделения финансовой разведки принято подразделять на четыре основных типа [1, с. 3]:
ПФР административного типа - которые либо входят в структуру административного органа, либо подведомственны такому органу, либо являются самостоятельным административным органом. Наиболее распространена схема, где ПФР действует в рамках или под надзором министерства финансов либо центрального банка данной страны. Подразделения финансовых разведок большинства стран Евросоюза принадлежат именно этому типу.
ПФР правоохранительного типа - которые создаются в структуре правоохранительных ведомств и представляют собой наиболее
1 Определение представлено на официальном
действенный метод формирования публичного органа с соответствующими правоохранительными полномочиями;
ПФР судебного или прокурорского типа -которые создаются в рамках судебной ветви государственной власти и, чаще всего, под юрисдикцией прокуратуры. Они характерны для европейской континентальной правовой системы, где государственные обвинители являются частью судебной системы, и их полномочия распространяются на следственные органы. Это позволяет им руководить уголовными расследованиями и осуществлять надзор за ними;
ПФР «смешанного» или «гибридного» типа -которые представляют собой различные сочетания вышеперечисленных типов организации ПФР с целью воспользоваться преимуществами сразу нескольких типов.
Евросоюз - уникальное объединение, имеющее развитый институт противодействия легализации капиталов преступного происхождения, при этом значительно отличающийся от института, созданного в США -страны, по праву считающейся первой развернувшей борьбу с легализацией на государственном уровне.
При этом даже с учетом типового разделения каждая страна Евросоюза имеет свои особенности ПФР.
Н а с е год н я ш н и й м ом ен т, н аиб ол е е распространенным типом подразделений финансовой разведки в странах ЕС является административный, к нему относятся ПФР двенадцати стран - Бельгии, Болгарии, Греции, Испании, Италии, Мальты, Нидерландов, Польши, Румынии, Словении, Франции, Чешской республики.
Десять стран ЕС имеют ПФР правоохранительного типа - это Австрия, Венгрия, Великобритания, Германия, Ирландия, Литва, Португалия, Швеция, Эстония, Финляндия, Словакия.
Подразделения финансовой разведки Люксембурга и Латвии относятся к прокурорскому типу, а в Дании и на Кипре сложился смешанный тип подразделений финансовой разведки.
Так, в частности, в Австрии сразу несколько властных органов ответственны за принятие мер по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и борьбе с финансированием терроризма. Они входят в состав различных министерств - подразделяются на органы, ответственные за осуществление
сайте Группы - www. egmontgroup. org.
263
уголовного правосудия (Федеральная уголовная полиция и Министерство юстиции) и регулирующие органы в различных сферах, в которых имеет место само преступление отмывания денежных средств (Министерство финансов, Управление финансовых рынков и Национальный банк) [2, с. 355]. Основные следственные функции лежат на Управлении Федеральной уголовной полиции1 в составе Министерства внутренних дел2, которое было вновь создано в 2002 г. с целью централизации ранее раздельных девяти территориальных бюро. Австрийское подразделение финансовой разведки находится в составе данного органа и называется «Бюро 3.4» 3, в его штат входят директор, девять полицейских и секретарь. Подразделение является членом группы Эгмонт4. Другое финансовое разведывательное подразделение, водит в состав Группы EDOK5, его основное внимание уделяется борьбе с финансированием терроризма.
В отличие от других стран, где эта роль обычно отводиться Центральному банку, в Австрии полиция выполняет функции по сбору информации о подозрительных сделках от финансовых организаций и специалистов, в обязанности которых входит уведомление об определенных, связанных с отмыванием денег, действиях их клиентов.
Для этой цели было создано «Регистрационное бюро»6. В 2005 г. приблизительно 2000 уведомления были в нем зарегистрированы, и их ежегодное количество оставалось стабильным за последние годы.
В Литве, органом обеспечения экономической безопасности является Служба Расследования финансовых преступлений (СРФП)7 при Министерстве внутренних дел Литовской Республики, основными целями ее деятельности является защита государственной финансовой системы, путем раскрытия преступных деяний и других нарушений закона, исполнения Национальной программы предупреждения преступлений и контроля, Национальной программы борьбы с коррупцией, подготовки
стратегии развития связей с общественностью СРФП до 2010 г.
В настоящее время основное внимание службы направлено на раскрытие, расследование и предотвращение уголовных деяний, связанных с легализацией преступных доходов, неуплатой НДС, незаконным получением и использованием средств финансовой поддержки со стороны Европейского Союза и стран дальнего зарубежья. Эти преступные деяния наносят огромный ущерб литовскому государственному бюджету.
В соответствии с Законом о предотвращении отмывания денег [3], в составе СРФП было создано соответствующее структурное подразделение, в компетенцию которого входит сбор и регистрация информации, о денежных операциях, подлежащих контролю, а так же сведений, связанных с осуществлением мер по борьбе с отмыванием денег, оперативная деятельность, в соответствии с порядком, установленным соответствующими правовыми актами, сотрудничество с иностранными учреждениями, международными организациями, осуществляющими превентивные меры по борьбе с отмыванием денег, подготовка методических рекомендаций для финансовых учреждений, нотариусов и лиц, имеющих право совершать нотариальные действия и обязанных предоставлять СРФП информацию.
Рассматриваемое структурное подразделение СФРП, по крайней мере, один раз в год предоставляет правительству доклад о своей деятельности.
Помимо СРФП, полномочия по противодействию легализации преступных доходов возложены на иные публичные органы, в том числе - Банк Литвы, Специальную Службу уголовного расследования Департамента государственной безопасности.
Болгарское подразделение финансовой разведки8 было основано в 1998 г. в соответствии с Законом о мерах по борьбе с отмыванием денег (ЗМОД) [4]. Подразделение является независимым административным органом, ответственным перед Министром финансов, с
1 Bundeskriminalami.
2 Bundesministerium fur Inneres.
3 Bureau 3.4.
4 Данные сайта www.egmontgroup.org- на 25.03.2009.
5 Подразделение по борьбе с организованной преступностью - Gruppe D zur Bekämpfung der Organisierten Kriminalitdt.
6 Бюро по отмыванию денег - Geldwaschemeldestelle.
7 FCIS - Financial Crime Investigation Service.
8 Официальный сайт подразделения - http://www.fia.minfin.bg.
_264
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2009 • №3(25)
собственным бюджетом. Подразделение размещено в городе София. Официальное название болгарского ПФР - Агентство финансовой разведки1 .
Агентство получает, хранит, изучает, анализирует и информирует правоохранительные органы об операциях, связанных с подозрениями в отмывании денег или финансировании террористической деятельности. Оно имеет право обмениваться информацией с иностранными ПФР и запрашивать информацию у других болгарских органов власти, а так же отчетность у организаций. Агентство также проводит инспектирование организаций для проверки соответствия установленным требованиям противодействия легализации доходов, полученных преступным путем.
Агентство состоит из трех управлений: Дирекции финансово-хозяйственной деятельности (главная администрация), дирекции по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма и инспекционной дирекции (специализированная администрация). Функции дирекций определяются Регламентом Агентства2, принятым в рамках Совета министров [5]. Данное подразделение финансовой разведки является
полноправным членом Группы «Эгмонт».
На сегодня все больше стран стремятся к созданию у себя подразделений финансовых разведок и присоединению к Группе ФАТФ. Стало очевидным, что обмен информацией между странами-членами таких объединений стал важным инструментом эффективной борьбы с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма.
Литература:
1. Thony J.F., "Processing Financial Information in Money Laundering Matters, The Financial Intelligence Units" European Journal of crime, Criminal Law and Criminal Justice, 1996, Brussels, c. 3.2. Anti-money-laundering: international law and practice/ edited by Wouter H. Muller, Kristian H. Kalin, John G. Goldsworth, с.355
3. Law of the Republic of Lithuania on the Prevention of Money Laundering and Terrorist Financing, № 64-1502, 1997.
4. Law on Measures against Money Laundering, 1998.
5. Указ № 108 от 17 мая 2003.
1 Financial Intelligence Agency.
2 Rules of Procedure of the Agency.
265