Научная статья на тему 'Подотрасль интеллектуальной деятельности в России как наука и учебная дисциплина'

Подотрасль интеллектуальной деятельности в России как наука и учебная дисциплина Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
228
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБРОГАЦИЯ / РЕГРЕСС / КРЕДИТОР / ДОЛЖНИК / SUBROGATION / REGRESSION / CREDITOR / DEBTOR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Щербачева Л. В.

Анализ сходств суброгации и регресса указывает на два обстоятельства; первое связано с их назначением, второе с основанием. Отличительной чертой суброгации следует признать наличие до платежа двух правоотношений, направленных на удовлетворение одного правового интереса кредитора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sub-sector intellectual property in Russia as science and academic discipline

Analysis of the similarities and subrogation recourse points to two circumstances, first due to their appointment, the second from bottom. A distinctive feature of subrogation should recognize the payment to the two relationships to meet the legal interest of one creditor.

Текст научной работы на тему «Подотрасль интеллектуальной деятельности в России как наука и учебная дисциплина»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

^^ Актуальные проблемы гражданского права ^^

ПОДОТРАСЛЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Л.В. ЩЕРБАЧЕВА,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса

Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право;

семейное право; международное частное право E-mail: Sherbacheva@rambler.ru

Аннотация. Анализ сходств суброгации и регресса указывает на два обстоятельства; первое связано с их назначением, второе с основанием. Отличительной чертой суброгации следует признать наличие до платежа двух правоотношений, направленных на удовлетворение одного правового интереса кредитора. Ключевые слова: суброгация; регресс; кредитор; должник.

SUB-SECTOR INTELLECTUAL PROPERTY IN RUSSIA AS SCIENCE AND ACADEMIC DISCIPLINE

L.V. SHCHERBACHEVA,

the candidate of jurisprudence, dotsent of the department of civil law and procedure of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation. Analysis of the similarities and subrogation recourse points to two circumstances, first due to their appointment, the second from bottom. A distinctive feature of subrogation should recognize the payment to the two relationships to meet the legal interest of one creditor. Keywords: subrogation; regression; creditor, debtor.

Науку можно определить как исторически сложившийся вид человеческой деятельности, сфокусированный на познании и преобразовании объективной действительности.

Наука, в том числе и подотрасли интеллектуального права, — это одновременно и система уже сложившихся знаний, и новый творческий анализ неизведанного, и практическая деятельность на основе как прежних знаний, так и нового творческого поиска.

Результат науки подотрасли интеллектуального права — целенаправленно отобранные и систематизированные факты творческого характера, обобщающие теории интеллектуальной среды, логически выверенные гипотезы и аксиомы сферы созидания, фундаментальные и частные законы в области научно-технического прогресса, принципы и методы исследования объективной действительности с целью ее творческого преобразования.

Современная наука — это разветвленная совокупность отдельных научных отраслей. По предмету различают естественно-технические науки, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования, и общественные, изучающие общественные явления и законы их развития, а также самого человека. Предмет науки подотрасли интеллектуального права содержит в себе как естественно-технические (например, патентное право, право на селекционные достижения, право на топологии интегральных микросхем, право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии, право на товарный знак), так и общественные (в частности, авторское право, смежные права) явления науки.

В естественных науках одним из главных приемов исследования выступает эксперимент, а в общественных науках — статистика. Общенаучными логическими приемами являются: анализ,

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы гражданского права

синтез, индукция, дедукция, системный и структурный подходы и т.д.

В науке подотрасли интеллектуального права отрасли гражданского права необходимо выделять эмпирический уровень (накопленный фактический материал), являющийся итогом наблюдений и экспериментов, и теоретический уровень, представляющий собой обобщение эмпирического материала, собранное в теории и законы, и основанные на фактах научные предположения и гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке опытным путем и т.д.

Отрасль гражданского права регулирует имущественно-стоимостные и личные неимущественные отношения, а ее подотрасль интеллектуального права регулирует указанные правоотношения в сфере интеллектуальной собственности (в частности, личные неимущественные и исключительные, имущественно-стоимостные права патентообладателей, авторов, исполнителей, создателей топологий интегральных микросхем и др.).

В отличие от отраслевого регулирования, наука гражданского права (цивилистическая наука) изучает закономерности гражданско-правового регулирования общественных отношений, а наука подотрасли интеллектуального права — закономерности регулирования интеллектуальных правоотношений. Итогом такого изучения явилось сформированное учение об интеллектуальном праве, состоящее из системы взаимосвязанных и взаимосогласованных понятий сферы интеллектуальной собственности, а также взглядов, выводов, суждений, идей, концепций и теорий творческого процесса созидания в исследуемой сфере.

Предметом изучения гражданско-правовой науки выступают, в первую очередь, нормы гражданского права, поэтому первоочередная задача данной науки — всестороннее, тщательное и глубокое изучение содержания гражданско-правовых норм. Предмет изучения науки подотрасли интеллектуального права направлен на нормы сферы интеллектуальной собственности, а потому к задачам этой науки относится исследование норм творческого характера (авторского и патентного права, права селекционных достижений, права на топологии интегральных микросхем и др.).

Нормы гражданского права содержатся в нормативно-правовых актах гражданского зако-

нодательства и потому входят в предмет науки гражданского права. Нормы подотрасли интеллектуального права также составляют часть предмета ее науки.

Цивилистическая наука, исследуя гражданское законодательство, формирует его систему, составляет иерархию нормативных актов гражданского законодательства, определяя их юридическую силу, фиксирует соответствие гражданского законодательства потребностям развития страны и намечает пути его совершенствования. Важным достижением науки гражданского права стала разработка и принятие ч. 4 ГК РФ «Правовое регулирование отношений в сфере интеллектуальной собственности», повлиявшей на развитие науки подотрасли интеллектуального права.

Процесс воздействия норм гражданского права на регулируемые ими общественные отношения — составная часть предмета науки гражданского права. Данный процесс сформировал одну из важных задач цивилистической науки — выявление и изучение закономерностей взаимодействия гражданско-правовых норм с регулируемыми ими общественными отношениями. В подотрасли интеллектуального права воздействие ее норм на правоотношения в сфере интеллектуальной собственности также составляет часть предмета ее науки. Одна из задач данной науки — исследование взаимодействия ее норм с регулируемыми ими творческими правоотношениями (авторскими, смежными, патентными и т.д.).

В основе любых правоотношений лежат юридические факты, исследование которых относится к задачам цивилистической науки, позволившей ей разработать научнообоснованную классификацию юридических фактов, теорию сложного юридического состава и т.д., что в дальнейшем обеспечило совершенствование гражданского права и законодательства. В подотрасли интеллектуального права основанием возникновения обязательственных правоотношений, исследуемых наукой интеллектуального права, служат различные юридические факты, ведущую роль среди которых играет договор (например, лицензионный договор, договор об отчуждении исключительного права, договор авторского заказа, сублицензионный договор и др.), служащий основной правовой формой, позволяющей сторо-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы гражданского права

нам оформить свои намерения и последствия за их неисполнение (ненадлежащее исполнение).

Анализ практики применения интеллектуально-правовых норм позволяет выявить недостатки не только интеллектуального права как подотрасли гражданского права, но и недостатки самой науки исследуемого права. Так, анализ практики применения такой юридической конструкции, как право государственной собственности на объекты интеллектуальной деятельности, созданные в виде служебных произведений (ст. 1295 ГК РФ), изобретений, полезных моделей, промышленных образцов (ст. 1373 ГК РФ), показал, что в условиях рыночной экономики принадлежащее государственному предприятию право монопольного управления такими объектами позволяет ему успешно функционировать как товаропроизводителю, но ограничивает возможности развития других государственных предприятий, что тормозит технический и общественный прогресс в стране. Это послужило основанием для аналитического поиска и внедрения в законодательство об интеллектуальной собственности международных принципов — исчерпания права на распространение объектов интеллектуальной собственности и ограничения права интеллектуальной собственности, — установленных Парижской конвенцией «По охране промышленной собственности»1, принятой в 1883 г., и Бернской конвенцией «Об охране литературных и художественных произведений»2, введенной в юридическую силу в 1886 г. Данные принципы позволили расширить полномочия государственных предприятий в сфере интеллектуальной собственности до такого уровня (к примеру, использование реинжиниринга), который позволил им успешно действовать в условиях рыночной экономики.

Главная функция науки подотрасли интеллектуального права может быть детализирована по ряду частных, взаимосвязанных друг с другом функций. Это функции:

1) мировоззренческая;

2) интеллектуально-технологическая;

3) интеллектуально-прогностическая;

4) интеллектуально-культурная;

5) интеллектуально-экологическая.

Следует отметить, что если интеллектуальное

право как подотрасль гражданского права регу-

лирует общественные отношения в сфере интеллектуальной собственности, а наука подотрасли интеллектуального права изучает интеллектуально-правовые явления, то интеллектуальное право как учебная дисциплина обучает интеллектуальному праву и науке интеллектуального права. Основная задача интеллектуального права как учебной дисциплины — обучение тем нормам интеллектуального права и практике их применения, которые в совокупности образуют интеллектуальное право как подотрасль гражданского права.

При этом, учебная дисциплина обязана учитывать возможные будущие изменения в законодательстве, так как в таком случае будут сведены на нет результаты обучения сегодняшним нормам права. В силу этого учебная дисциплина должна опираться на результаты научных исследований. Именно поэтому, наряду с подотраслью интеллектуального права, в сферу обучения входит и наука интеллектуального права с выработанными ею понятиями, суждениями, выводами, идеями, концепциями и теориями. Обучение, в этом случае, носит фундаментальный характер, а результаты его не утрачивают значения и в случаях последующих изменений законодательства интеллектуальной сферы.

При преподавании и изучении исследуемой учебной дисциплины принципиально важны: отбор изучаемого материала, систематизация учебного курса, четкость и ясность изложения, нацеленность обучающихся на последующее более углубленное изучение коллизионных вопросов сферы интеллектуальной собственности. Построение преподавания и реализация указанных требований во многом зависит от того, осуществляется ли преподавание (в данном случае — интеллектуального права) в юридическом учебном заведении или в ином (экономическом, медицинском и др.), где оказывается достаточным освоение обучающимися только основ дисциплины и некоторых тем, имеющих по той или иной специальности непосредственно практическое значение. В юридическом учебном заведении пре-

1 Парижская конвенция «По охране промышленной собственности». Женева: ВОИС, № 201^). 1990.

2 Бернская конвенция «Об охране литературных и художественных произведений». Женева: ВОИС, № 287^). 1990.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы гражданского права

подавание интеллектуального права зависит от уровня подготовки (бакалавр, специалист или магистр). На всех указанных уровнях полезно использовать учебники и учебные пособия разного профиля, в том числе такие, которые только подводят к основательному изучению всего необходимого материала, излагают принципиальные основы данной науки или же охватывают весь необходимый материал науки в полном объеме, что особо важно при магистерской подготовке по интеллектуальному праву. Весьма значимыми являются научные публикации авторов по исследуемой теме, к числу которых необходимо отнести труды: Аверкина А.Е.3, Асфандиарова Б.М.4, Бабкина С.А.5, Барабашева А.Г.6, Богачева В.Ф.7, Бромберга Г.В.8, Городова О.А.9, Гришаева С.П.10, Дозорцева В.А.11, Дрешера Ю.Н.12, Евдокимовой В.Н.13, Еременко В.И.14, Зенина И.А.15, Иванова Н.В.16, Казакова Ю.В.17, Карпухиной С.И.18, Китайского В.Е.19, Крушиной О.Ш.20, Ларичева В.Д.21, Моргуновой Е.А.22, Овчинниковой В.В.23, Рубаш-ного В.С.24, Рузаковой О.А.25, Сергеева А.П.26, Су-дарикова С.А.27, Тисенко В.Н.28, Яненко М.Б.29 и др.

Интеллектуальное право имеет свою структуру (институты, субинституты, нормы), которая определяется предметом этой подотрасли гражданского права, ее основными началами, историческими традициями, требованиями развивающихся общественных отношений в сфере интеллектуальной собственности. В учебной дисциплине интеллектуального права ее части располагаются так, чтобы осуществлялись последовательность и логичность в изучении данной подотрасли права, наблюдалось соответствие его частей (разделов) действующему закону, в России — ч. 4 «Правовое регулирование отношений в сфере интеллектуальной собственности» ГК РФ.

Следует отметить, что в основе современного образовательного процесса лежит научная картина мира, и потому сфера образования опирается на научно апробированные и рекомендуемые методики. Наука интеллектуального права предполагает направленное воздействие на образовательный процесс и может санкционировать изменение структуры образования, так как, постоянно совершенствуясь, распространяется на все его компоненты: цели, средства, результаты, принципы, формы и методы. Интеллектуально-

образовательный процесс выступает в качестве «учебной площадки», на которой происходит встреча студента и базовых знаний сферы интеллектуальной собственности. Модели системы образования опираются на научные достижения и предполагают наличие методик, программ, планов, методологических и дидактических материалов. Процесс образования можно представить как взаимодействие двух центров: на одном сконцентрированы знания (педагог) интеллектуального

3 Аверкин А.Е. Право интеллектуальной собственности. М., 2006.

4 Асфандиаров Б.М., Казанцев В.И. Право интеллектуальной собственности. М., 2003.

5 Бабкин С.А. Интеллектуальная собственность в сети Интернет. М., 2005.

6 Барабашев А.Г., Бромберг Г.В. Интеллектуальная собственность и государство: зарубежный опыт. М., 2004.

7 Богачев В.Ф., Григорьев М.Н., Захаров П.О. и др. Защита интеллектуальной собственности и патентоведение: учеб. пособие. СПб., 2002.

8 Бромберг Г.В. Интеллектуальная собственность. Основной курс: учебное пособие. М., 2004.

9 Городов О.А. Патентное право: учеб. пособие. М., 2006.

10 Гришаев С.П. Интеллектуальная собственность: учеб. пособие. М., 2004.

11 Дозорцев В.А. Право на фильм как сложное многослойное произведение // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2000. № 3, 4.

12 Дрешер Ю.Н. Организация патентно-лицензионной деятельности и авторское право: учеб.-метод. пособие. М., 2003.

13 Евдокимова В.Н. Правовая квалификация договоров о передаче технологий: проблемы и решения // Патенты и лицензии. 2004. № 8.

14 Еременко В.И. О правовой охране фирменных наименований в России // Законодательство и экономика. 2006. № 5.

15 Зенин И.А. Интеллектуальная собственность и ноу-хау: учеб.-метод. комп.; 6-е изд., перераб. и доп. М., 2008.

16 Иванов Н.В. Авторские и смежные права в музыке: учеб.-практ. пособие // под ред. А.П. Сергеева. М., 2009.

17 Казаков Ю.В. Защита интеллектуальной собственности: учеб. пособие. М., 2002.

18 Карпухина С.И. Защита интеллектуальной собственности и патентоведение. М., 2002.

19 Китайский В.Е. Товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров: учебник. М., 2007.

20 Крушина О.Ш. Залог исключительных прав. М., 2006.

21 Ларичев В.Д. Защита авторского и смежных прав в аудиовизуальной сфере: Уголовно-правовой и криминологический аспекты. М., 2004.

22 Моргунова Е.А. Авторское право: учеб. пособие // отв. ред. В.П. Мозолин. М., 2009.

23 Овчинников В.В. Глобальная конкуренция. М., 2007.

24 РубашныйВ.С. Инновационный менеджмент и интеллектуальная собственность: курс лекций. Минск, 2007.

25 Рузакова О.А. Право интеллектуальной собственности. М., 2005.

26 Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 2007.

27 Судариков С.А. Право интеллектуальной собственности: учебник. М., 2010.

28 Тисенко В.Н., Черняк В.Н. Защита интеллектуальной собственности при реализации инноваций: учеб. пособ. СПб., 2001.

29 Яненко М.Б. Торговые марки в товарной политике фирмы. СПб., 2005.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы гражданского права

права, на другом — их потребление (студент). Данный процесс носит целенаправленный характер и имеет свою логику, формы, стандарты, установки и принципы. Благодаря научно-техническому прогрессу изменения в науке и технике интеллектуального характера периодически диктуют необходимость внесения изменений в образовательную систему и, даже, внедрение новых образовательных технологий.

В настоящее время учебная дисциплина «Интеллектуальное право» дает представление об основах современного законодательства, регулирующего правовые режимы объектов интеллектуальной собственности, раскрывает механизм защиты прав авторов и изобретателей, развивает умение оформлять права на интеллектуальную собственность, знакомит с условиями и возможностями цивилизованного поведения на рынке интеллектуального продукта. Содержание курса неразрывно связано с рассмотрением сущности важнейших категорий в сфере интеллектуальной деятельности. Изучение роли результатов технического творчества, достижений науки и техники в общественном производстве позволяет принимать рациональные решения по своевременной защите объектов интеллектуальной собственности, а теоретические знания — применять навыки использования патентной информации при выборе направлений научно-технического развития предприятий на практике.

В структуре учебной дисциплины «Интеллектуальное право» предусматриваются следующие разделы:

1. Основные понятия интеллектуальной деятельности.

2. Правовое регулирование отношений, связанных с авторским правом.

3. Объекты и субъекты смежных прав.

4. Результаты интеллектуальной деятельности, охраняемые патентным правом.

5. Правовые основы селекционных достижений.

6. Правовой статус топологии интегральных микросхем.

7. Особенности секретного производства (ноу-хау).

8. Права на средства индивидуализации участников гражданского оборота.

9. Система единой технологии.

Гражданскому праву и его подотрасли интеллектуального права не просто присуща самостоятельная функция — компенсационная она еще и обладает своими структурными особенностями, собственными формами, правовыми основаниями, направлением воздействия и последствиями реализации. При этом компенсационная функция присуща не только правоотношениям о компенсации морального вреда, но и другим подразделениям гражданского права, в частности, праву на результаты интеллектуальной деятельности — ст. 1252 «Защита исключительных прав», ст. 1299 «Технические средства защиты авторских прав», ст. 1301 «Ответственность за нарушение исключительного права на произведение», ст. 1392 «Временная правовая охрана изобретения», ст. 1436 «Временная правовая охрана селекционного достижения», ст. 1515 «Ответственность за незаконное использование товарного знака», ст. 1537 «Ответственность за незаконное использование наименования места происхождения товара» ГК РФ и др.

Таким образом, подотрасль интеллектуального права как учебная дисциплина призвана помочь студентам, слушателям и пользователям систематизировать представления об интеллектуальной собственности, освоить основные подходы к регулированию данных правоотношений, научиться использовать полученные знания на практике в плане управления результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, понять основные аспекты стоимостной оценки объектов интеллектуальной собственности, осознать возможности восстановления и защиты прав интеллектуальной собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.