Научная статья на тему 'ПОДКАСТИНГ В СИСТЕМЕ МЕДИАКОММУНИКАЦИЙ'

ПОДКАСТИНГ В СИСТЕМЕ МЕДИАКОММУНИКАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
95
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медиакоммуникации / подкастинг / продвижение / бренд-медиа / контент / слова на английском языке: media communications / podcasts / promotion / brand media / content

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — А.Н. Горошевский, С.В. Ускова

В статье рассматривается подкастинг как новый формат современных медиакоммуникаций. Рассмотрены основные форматы подкастов, площадки дистрибуции, особенности продвижения в подкастов в социальных сетях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PODCASTS IN THE MEDIA COMMUNICATION SYSTEM

The article discusses podcasts as a new format of modern media communications. The main podcast formats, distribution platforms, and features of podcast promotion in social networks are considered.

Текст научной работы на тему «ПОДКАСТИНГ В СИСТЕМЕ МЕДИАКОММУНИКАЦИЙ»

Секция «Фундаментальные; и прикладные проблемы гуманитарных наук»

УДК 316.77; 070

ПОДКАСТИНГ В СИСТЕМЕ МЕДИАКОММУНИКАЦИЙ

А. Н. Горошевский*, С. В. Ускова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: *angoroshevskiy@gmail.com

В статье рассматривается подкастинг как новый формат современных медиакоммуникаций. Рассмотрены основные форматы подкастов, площадки дистрибуции, особенности продвижения в подкастов в социальных сетях.

Ключевые слова: медиакоммуникации, подкастинг, продвижение, бренд-медиа, контент. PODCASTS IN THE MEDIA COMMUNICATION SYSTEM A. N. Goroshevskiy*, S. V. Uskova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: *angoroshevskiy@gmail.com

The article discusses podcasts as a new format of modern media communications. The main podcast formats, distribution platforms, and features of podcast promotion in social networks are considered.

Ключевые слова на английском языке: media communications, podcasts, promotion, brand media, content.

Технологический прогресс современного общества привнёс в жизнь новые формы коммуникации, как между людьми, так и между различными бизнес-структурами и обществом. Потребитель контента требует от СМИ и брендов постоянного присутствия в интернете, нуждается в потреблении информации здесь и сейчас. В свою очередь, массовая коммуникация трансформирует медийное общество и близится к неформальному индивидуальному общению.

В 2021 году российское отделение ассоциации развития интерактивной рекламы IAB Russia выпустила первый глоссарий по подкастам Podcasts Ad Glossary 2021, в котором определило термин подкастов: «Подкасты — серия аудиопередач, объединённых общей тематикой и доступных для прослушивания онлайн или скачивания» [1].

В глоссарии Podcasts Ad Glossary ассоциация интерактивной рекламы (IAB Russia) выделило 9 форматов современных подкастов [1]:

1. интервью;

2. дискуссия;

3. разговорный/мамблкор;

4. документальный (нарративный);

5. фикшн (нарративный);

6. расследование (True crime);

7. реалити-шоу;

8. монолог;

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 3

9. где-то между.

В 2020 году подкаст-издание Podcasts.ru провело исследование самых популярных подкаст-площадок в России [2]. Исследование проводилось с помощью анализа сервиса умной ссылки Podcast.ru, разработанной самим изданием для авторов индустрии подкастинга. По данным исследования самой популярной площадкой стала Apple Podcasts (40% переходов), на втором месте — «Яндекс.Музыка» (20% переходов). Меньше всего переходов у Google podcasts (8%), Castbox (7%) и подкастов в социальной сети ВКонтакте (1%).

1

КАК СЛУШАЮТ ПОДКАСТЫ В РОССИИ?

40% используют Apple Podcasts 20% используют-Яндекс.Музыку»

v используют Google Podcasts 1% используют Castbox используют VK

Рис. 1. Исследование издания Podcasts.ru «Где слушают подкасты в России»

Многие авторы подкастов отмечают, что выбор площадки зачастую не обусловлен исследованиями аудитории сферы подкастинга, так как дистрибуция на площадках бесплатная, а приложениями юзеры пользуются, основываясь на собственных предпочтениях и удобствах пользования.

Согласно исследованиям IAB Russia рекламный рынок подкастов в 2021 составил 330 млн. руб., а подкасты слушали 8% людей от всего населения Российской Федерации [3]. Рекламные размещения в подкастах развиваются и приобретают новые формы [1]:

1. Динамическая рекламная вставка — рекламное сообщение, созданное третьей стороной, и автоматически вставляется рекламным сервисом в файл эпизода при загрузке на телефон пользователя

2. Нативная рекламная вставка — рекламное сообщение, созданное самим автором подкаста с согласованием с рекламодателем, является неотъемлемой частью эпизода.

3. Партнёрский выпуск — эпизод подкаста, посвящённый рекламной тематике заказчика.

4. Pre-roll — рекламное сообщение, интегрированное перед основной смысловой частью эпизода.

5. Mid-roll — рекламное сообщение, интегрированное в середину основной смысловой части эпизода.

6. Post-roll — рекламное сообщение, интегрированное после завершения основной смысловой части эпизода.

Активно развиваются рекламные платформы, которые позволяют рекламодателям размещать и таргетировать рекламные сообщения в подкастах. Так в 2021 году запустилась платформа Mave.ads от хостинга Mave.Digital. С её помощью рекламодатели получают доступ к каталогу подкастов по категориям и странам, к полной информации о подкасте, к аналитике в режиме реального времени (число прослушиваний, аудитория подкаста, геолокация прослушивания, распределение по платформам, распределение по устройствам и системам), к позициям подкастов в чартах подкаст-площадок и к контактам подкастеров. В

Секция «Фундаментальные и прикладные проблемы гуманитарных наук»

противоположность рекламным платформам создаются сейлзхаусы — это подкастеры, объединившиеся в единую сеть для консолидированного маркетинга собственных шоу и продажи аудиорекламы [1]. Из примеров можно выделить сейлзхаусы «Толк», «Творческое объединение подкастеров», «Справочное бюро для медиа». Сейлзхаусы распространяют медиакиты, аналитику резидентов, создают рекламные аудиоролики, а также осуществляют продажи рекламных возможностей в подкастах, состоящих в них.

Продвижение подкастов приобретает уникальные форматы. При помощи технологии фичеринга подкастеры могут продвигать свои проекты внутри подкаст-площадок и их категорий, плейлистов. Так, при помощи фичеринга в приложении Apple Podcasts эпизод может попасть в категорию «Слушайте новое» или в подборку «Featured Channels»; в «Яндекс.Музыка» в баннеры, плейлист «Подкасты: только новые выпуски» и редакционные плейлисты; в подкастах соцсети ВКонтакте в раздел «Новые эпизоды»; в новой подкаст-площадке «СберЗвук» в категорию «Интересно сейчас»; в Castbox в баннерах или в редакционных подборках. Продвижение в социальных сетях имеет свою систему создания рекламного контента выпуска, которое описал хостинг подкастов Buzzsprout [4]:

- 2 аудиограммы — статичное изображение, преобразованное в короткое видео при помощи waveform' ы (графического отображения звука);

- 3 изображения с цитатами из подкаста;

- 2 адаптированные обложки.

Индустрия подкастинга в России развивается и занимает свою позицию в системе медиакоммуникаций. Рекламный рынок подкастинга по данным IAB Russia в 2022 году составит 590 млн. руб., а количество слушателей подкастов в России увеличится до 14 млн. Актуальным становится вопрос анализа эффективности такого формата коммуникаций, так как в России на данный момент не существует признанной единой системы оценивания. На разных подкаст-площадках собственные показатели эффективности, но есть схожие — процент прослушивания (средняя доля эпизода, которую пользователи слушают за раз), процент дослушиваемости (доля аудитории, которая прослушала выпуск более чем на 90%), пол и возраст аудитории.

Библиографические ссылки

1. Podcasts Ad Glossary [Электронный ресурс]. URL: https://iabrus.ru/uploads/files/5/ IAB21_Podcasts_Ad_Glossary-2.pdf (дата обращения: 05.04.2022).

2. Где слушают подкасты в России | Podcasts.ru [Электронный ресурс]. URL: https://podcasts.ru/gde-slushayut-podkasty-v-rossii/ (дата обращения: 06.04.2022).

3. IAB Casebook: Audio Ads in Podcasts 2021 [Электронный ресурс]. URL: https://iabrus.ru/uploads/files/5/IAB%20CASEB00K%20AUDI0%20ADS%20IN%20P0DCAST S%202021.pdf (дата обращения: 05.04.2022).

4. Социальные сети как инструмент продвижения подкаста | Podcasts.ru [Электронный ресурс]. URL: https://podcasts.ru/sotsialnye-seti-kak-instrument-prodvizheniya-podkasta/ (дата обращения: 10.04.2022).

© Горошевский А. Н., Ускова С. В., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.