Научная статья на тему 'Подходы ЮНЕСКО к диагностике и мониторингу качества образования на примере международного пилотного проекта и опыта Москвы'

Подходы ЮНЕСКО к диагностике и мониторингу качества образования на примере международного пилотного проекта и опыта Москвы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Область наук
Ключевые слова
ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SCHOOL EDUCATION / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ASSESSMENT OF QUALITY OF EDUCATION / ПРОГРАММА ЮНЕСКО "ОСНОВЫ АНАЛИЗА/ДИАГНОСТИКИ КАЧЕСТВА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ" / THE UNESCO PROGRAM "BASIS OF ANALYSIS/DIAGNOSTICS OF QUALITY OF THE GENERAL EDUCATION"
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подходы ЮНЕСКО к диагностике и мониторингу качества образования на примере международного пилотного проекта и опыта Москвы»

Подходы ЮНЕСКО к диагностике и мониторингу качества образования на примере международного пилотного проекта и опыта Москвы

Анна Воронцова, к.и.н., доцент кафедры ЮНЕСКО МИОО

Сегодня одной из важнейших задач реформирования системы образования является создание качественной, эффективной и релевантной образовательной системы, основанной на принципах непрерывности, инклюзии и равнодоступности. Формирование адекватной и эффективной системы оценки качества образования становится одной из концептуальных задач нового образовательного пространства России. Школьное образование как базисное, во многом определяющее дальнейшую стратегию развития индивида, имеет особую значимость в целом для развития общества и государства. Именно эта сфера призвана наиболее быстро аккумулировать новые технологии и инновационный опыт. Применение современных подходов к анализу качества образования, выработанных многолетней международной практикой, сегодня актуально и востребованно. Понятно, что это сложный путь, требующий многоплановой целенаправленной работы. Выделим лишь несколько аспектов, наиболее актуальных на сегодняшний день:

• отсутствие единого понятийного аппарата. На данный момент нет даже общего понимания понятия «качество образования», о чем свидетельствует продолжающаяся научно-теоретическая и методическая дискуссия1;

• не сформировано концептуально-методологическое понимание проблем качества образования и подходов к его измерению;

• высока степень оторванности высшей школы и административного ресурса от потребностей и реалий школьного и тем более дошкольного образования;

1 См., например: Бордовский Г. А., Граничина О. А., Трапицин С. Ю. Модели и методы внутреннего и внешнего оценивания качества образования в вузах: Научно-методические материалы. СПб., 2008. С. 9-24. (в частности, раздел «Понятие качества образования»). 56 Альманах «ЭТН0ДИАЛ0ГИ» №2 (39) 2012

• отсутствует координация организаций, занимающихся проблемами качества образования;

• низкая компетентность руководителей образовательных учреждений в использовании результатов оценки в управленческой деятельности;

• реалии сегодняшней образовательной системы не позволяют адекватно реагировать на инновации в данной сфере. В частности, до сих пор престиж профессии школьного учителя в России крайне низок, что закономерно ведет к специфическому кадровому составу и вымыванию из профессии творчески активных профессиональных кадров. Высокая загруженность учителя зачастую приводит к тому, что он изначально негативно воспринимает любой новый опыт и т. д.

Несмотря на сложности, которые неизбежны при перестройке системы и внедрении концептуально новых ее параметров, сегодня мы можем говорить об активной интеграции России в европейское образовательное пространство и, соответственно, о решении ряда ключевых вопросов в контексте общеевропейских правовых норм.

Основные целевые установки, реализуемые в результате разработки и участия в системах оценки качества образования, определяются правом потребителя образовательных услуг получать объективную информацию о деятельности образовательных учреждений, а также возможностью для руководителей образовательных учреждений иметь адекватную информацию об уровне предоставляемого образования, что, в свою очередь, влияет на адекватность принимаемых управленческих решений.

В рамках реализации программы «Столичное образование» на 2012-2016 гг. в том числе предполагается создание эффективной системы управления качеством образования, включающей:

— инструментарий комплексной оценки эффективности работы образовательных учреждений и качества учебных достижений обучающихся в них детей и молодежи;

— систему управления качеством на уровне образовательного учреждения;

— единую информационную систему комплексного автоматизированного мониторинга качества образования2.

С сентября 2011 г. началось внедрение в столице «Московского регистра качества образования», который, по сути, является единой информационной системой оценки качества образования г. Москвы. Используемые в ней критерии, показатели и индикаторы сформулированы с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов и едины на уровне образовательного учреждения, округа и города. Условия, которые обеспечивает эта система, включают открытость и доступность информации о деятельности образовательных учреждений города для всех пользователей с учетом их прав и полномочий; возможность сформировать внутришкольную систему управления качеством образования; создать банк унифицированных измерительных материалов, которые полностью соответствуют требованиям, предъявляемым к педагогическим измерителям. Пользователями информационной системы «Московский регистр качества образования» являются обучающиеся и их родители, администрация и педагоги образовательных учреждений, специалисты окружных управлений образованием, методические службы и другие учреждения, подведомственные Департаменту образования г. Москвы, специалисты Департамента образования г. Москвы.

С сентября 2011 по май 2012 г. «Московский регистр качества образования» пополнился новыми инструментами анализа и сервисами, из числа которых наиболее интересными являются:

• новый модуль оценки качества дошкольного образования;

• автоматизированное рабочее пространство для классных руководителей, которое связано с личными кабинетами родителей обучающихся;

• система on-line регистрации на участие в городских мероприятиях, в том числе и на профессиональных конкурсах;

• консалтинговый сервис для взаимодействия руководителя образовательного учреждения и окружных методических центров;

2 Программа «Столичное образование»: http://www.educom.ru/ru/documents/target_grant/razrab. 58 Альманах «ЭТН0ДИАЛ0ГИ» №2 (39) 2012

• процедура виртуальной экспертизы по государственной аккредитации образовательного учреждения на основании автоматизированного анализа его деятельности;

• инструмент комплексного анализа кадрового состава образовательного учреждения.

Кроме того, усовершенствованы модули электронного журнала и дневника, где появились новые аналитические компоненты, а также инструмент оценки результатов выполнения контрольных работ, полностью соответствующий требованиям внешней независимой оценки качества образования.

Важная проблема на данном этапе — преемственность всех образовательных ступеней, вернее, ее отсутствие. В системе «Московского регистра» заложен инструментарий, позволяющий на основе результатов различных диагностик построить карту развития ребенка от двух до семи лет. При составлении карты оценивается развитие интегративных качеств, сформированность базовых компетенций, уровень освоения основных образовательных областей. В результате это позволяет получать объективную, насколько это возможно, информацию о качестве образовательного процесса, оперативно осуществлять его коррекцию, а также разработать собственную систему внутришкольного аудита.

Интересен опыт московской школы по созданию стажерских площадок, где педагогические коллективы демонстрируют коллегам свой опыт управления образовательным учреждением в режиме on-line. Так, в этом учебном году появилось пять стажерских площадок3.

Предложенная система востребована московской школой и управляющими органами образования, о чем свидетельствует постоянный рост обращений к системе и интеграция ее в повседневную школьную практику.

Образовательные учреждения г. Москвы участвуют в международных исследованиях качества образования с 2001 года.

Так, на сегодняшний день в Москве успешно завершилось проведение пятого цикла международного исследования качества образования PISA-2012 (Programme for International Student

3 С материалами «Московского регистра качества образования» можно ознакомиться

на сайте Московского центра качества образования: http://new.mcko.ru. №2 (39) 2012 Альманах «ЭТНОДИАЛОГИ»

Assessment)4, в котором приняло участие десять образовательных учреждений города. Программа PISA осуществляется Международной организацией экономического сотрудничества и развития ОЭСР (OECD — Organisation for Economic Cooperation and Development) c 2000 г., и в ней принимают участие более 60 стран мира. Основная цель программы — оценить степень социализации учащихся, их способность к решению сегодняшних проблем. Результаты мониторинга позволяют определить, насколько выпускники российской основной школы готовы к продолжению обучения; выявить направления совершенствования общего образования в стране; сравнить достижения учащихся, а также особенности образовательного процесса в школах разных стран.

В 2012 г. к основной цели исследования PISA прибавилась дополнительная инновационная цель — оценка чтения электронных текстов, решение интерактивных задач в ходе компьютерного тестирования, оценка сформированности учебных стратегий. Подготовку и проведение международного исследования в Москве обеспечивал Московский центр качества образования.

В мае 2012 г. в Высшей школе экономики были обнародованы результаты Международного сравнительного исследования качества граждановедческого образования (ICCS), которое проводилось Международной ассоциацией по оценке учебных достижений учащихся (IEA). Исследование проводилось в 2007-2010 гг. В нем приняли участие 37 стран мира. Исполнителем проекта стала межрегиональная ассоциация «За гражданское образование». Исследование осуществлялось Издательским домом «Учительская газета». В России в проекте приняли участие 45 регионов, 209 образовательных учреждений, 4295 учащихся, 3081 учитель. Основные вопросы, которые охватывало исследование, следующие: различия в уровне граждановедческих знаний; изменения в содержании знаний с 1999 г.; интерес учащихся к участию в общественной и политической жизни и их понимание путей реализации этой потреб-

4 Исследование PISA — одно из крупнейших международных мониторинговых исследований в области образования, в котором принимают участие 15-летние подростки, обучающиеся в учреждениях общего и профессионального образования, всего от 4500 до 10 000 человек в каждой стране. По результатам мониторинга оцениваются их образовательные достижения в области математики, естествознания, финансовой грамотности и чтения, а также способность к решению конкретных жизненных проблем.

ности; восприятие угроз гражданскому обществу; особенности системы образования, школ и классов, связанные с гражданским образованием; аспекты характеристик учащихся и взаимосвязь данных характеристик с результатами гражданского образования. 1СС8 также показывает ценности, взгляды (отношения), намерения и поведение учащихся5.

Участие России в этом проекте сопровождалось многочисленными сложностями и препонами со стороны российских властей. Национальный координатор проекта Петр Положевец, главный редактор «Учительской газеты», так объяснил сложившуюся ситуацию вокруг проекта: «Боялись результатов... Потому что результаты напрямую касаются политического контекста в стране, функционирования демократических институтов, справедливости, коррупции и доверия граждан к власти»6. Здесь мы сталкиваемся с одним из аспектов серьезной проблемы готовности общества и государства к пониманию значимости оценки сегодняшних реалий. Только осознание проблемы, ее признание, формулирование, осмысление значимости ее решения и нацеленность на него, — это начало, которое необходимо для продуктивного развития общества.

В этом смысле значимость участия в международных монито-рингах, позволяющих оценить внутренние показатели в контексте международной практики, неоспорима.

Одна из важнейших проблем повышения качества образования — это отсутствие инструментов для систематического анализа и идентификации критически значимых факторов, препятствующих достижению декларируемых образовательных целей. В этой связи особый интерес представляет программа ЮНЕСКО «Основы анализа/диагностики качества общего образования» (GEQAF), представленная в декабре 2011 г. в Москве на международном семинаре «На пути к качественному образованию для всех: международные подходы и особенности современной практики» из цикла «Диалог цивилизаций и межкультурное сотрудничество». Про-

5 С материалами исследования можно ознакомиться на сайте Московского центра качества образования: http://www.mcko.ru/RMOKO/projects_OKO.

6 Положевец П. Первые сто строк // Учительская газета, 22 мая 2012 г., №21. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ug.ru/archive/45923.

грамма разработана Секретариатом ЮНЕСКО в сотрудничестве с министерствами образования, представительствами ЮНЕСКО и национальными комиссиями Китая, Финляндии, Норвегии, ЮАР и ОАЭ. Основная цель, которую ставили перед собой разработчики проекта, — «дать возможность странам-членам провести глубокий анализ/диагностику и выявить критически важные факторы, препятствующие их системам общего образования обеспечить равные возможности и устойчиво высокое качество образования, а также опыт эффективного обучения для всех учащихся». Предложенные подходы к диагностике/анализу призваны помочь укрепить как качественную, так и количественную базу знаний, необходимую для научно обоснованной разработки и реализации целенаправленных и своевременных мер по повышению качества в системе общего образования.

В результате реализации программы должны быть получены данные, которые могут использоваться для формирования национальной или региональной системы качественных и количественных показателей, характеризующих качество системы общего образования. В свою очередь, эти показатели лягут в основу установления национальных/региональных базовых параметров по качеству системы общего образования, а также для определения необходимых образовательных ориентиров7.

Важный компонент программы — понимание того, что качественное образование неизбежно является контекстным, то есть обусловлено в том числе и национальной спецификой.

«Основы...» предусматривают применение комплексного и системного подхода к образованию, предполагающего анализ и трансформацию всей системы, а не каких-то отдельных, пусть даже наиболее проблемных ее компонентов.

Программа включает 14 аналитических инструментов, реализация которых предполагает последовательность, интерактивность, интегративность и интегрированность. Все инструменты универ-

7 Под качественной системой общего образования подразумевается «система, способная обеспечить результативность при достижении поставленных целей, способная постоянно/устойчиво соответствовать требованиям развития и реагировать на изменение этих требований, а также обеспечить эффективное использование ресурсов и равные возможности для всех, при этом преобразуя их в содержательный, а не в символический доступ».

сальны и не отражают специфику конкретной страны. Поэтому важным этапом реализации программы станет их адаптация к национальной и региональной специфике. Важно, что «Основы...» не являются неким законченным статичным продуктом, а предполагают дальнейшую доработку и уточнение в соответствии с результатами экспериментальной апробации.

Итак, 14 аналитических инструментов формируют знания по следующим позициям:

— насколько система общего образования адекватно реагирует на нерешенные проблемы в области развития образования и эффективно способствует его развитию в соответствии с национальными приоритетами;

— каковы критически значимые факторы, препятствующие обучению стать главным направлением деятельности системы общего образования, и как эти факторы можно устранить;

— способствуют или затрудняют наши педагогические процессы получению качественного образования и эффективного опыта обучения всеми учащимися;

— каким образом оценка может способствовать повышению качества нашей образовательной системы и эффективности обучения;

— насколько существующие образовательные программы позволяют учащимся овладеть компетенциями (то есть знаниями, навыками и установками, в основе которых лежат ценности), необходимыми для адекватной реализации в обществе;

— каковы критически значимые факторы, препятствующие учащимся всех категорий стать и оставаться эффективными и результативными в течение всей жизни, и каковы механизмы их устранения;

— в какой степени подсистема «педагоги/учителя» является важным фактором в объяснении проблем качества, с которыми сталкивается наша образовательная система;

— насколько среда обучения физически и психологически благоприятствует учащимся и способствует повышению качества образования и эффективности обучения;

— в какой степени управление нашей образовательной системой способствует достижению и устойчивому поддержанию высококачественного образования и эффективного обучения;

— насколько хорошо функционирует система финансового обеспечения в образовании для реализации равного доступа и повышения качества образования;

— в какой степени неэффективность ресурсного обеспечения нашей образовательной системы препятствует улучшению качества образования и обеспечения равного доступа к нему.

Сегодня в проекте участвуют следующие страны: Китай, ЮАР, Индия, ОАЭ, Нигерия, Габон, Норвегия и Финляндия. Москве как субъекту Российской Федерации, активно работающему в области решения проблем качества и имеющему благоприятный опыт в сфере международного взаимодействия в образовательной сфере, предложено принять участие в экспериментальной апробации «Основ...». На данный момент проект еще не запущен, но есть все основания надеяться, что московские власти положительно решат данный вопрос.

Ключевые слова: школьное образование, качество образования, оценка качества образования, программа ЮНЕСКО «Основы анализа/диагностики качества общего образования».

Keywords: school education, quality of education, assessment of quality of education, the UNESCO program "Basis of analysis/diagnostics of quality of the general education".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.