Научная статья на тему 'Образование - непременное условие развития подлинной демократии'

Образование - непременное условие развития подлинной демократии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
38
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Область наук
Ключевые слова
ПРАВА НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ / NATIONAL MINORITIES RIGHTS / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION QUALITY / СОВЕТ ЕВРОПЫ / COUNCIL OF EUROPE / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / LEGISLATION IN THE AREA OF EDUCATION / ИНКЛЮЗИВНЫЙ ПОДХОД / INCLUSIVE APPROACH / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Берган Сьюр

Today, we are facing numerous new challenges, related to the economic crisis and the growing social divide in Europe and in the world. In education, national systems tend to strive, at any cost, at becoming «world class» as evidenced through international league tables such as PISA and TIMMS or the many higher education rankings, which tend to focus on research in natural science rather than education and research in all academic disciplines. There is, however, insufficient discussion about what we mean by «world class» or «excellence». The Council of Europe’s highest decision making body the Committee of Ministers also adopted numerous texts related to the question of quality education for all. For example, Recommendation CM (2007) 6 on the public responsibility for higher education and research points out that «Public authorities should assume leading responsibility for ensuring that all qualified candidates enjoy effective equal opportunities to undertake and complete higher education, irrespective of their social and economic background. In particular, public authorities should endeavour to establish effective opportunities for members of underprivileged and underrepresented groups to access and complete higher education to the full extent of their aspirations and abilities [...]».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education Is an Indispensable Condition of Real Democracy Development

Today, we are facing numerous new challenges, related to the economic crisis and the growing social divide in Europe and in the world. In education, national systems tend to strive, at any cost, at becoming «world class» as evidenced through international league tables such as PISA and TIMMS or the many higher education rankings, which tend to focus on research in natural science rather than education and research in all academic disciplines. There is, however, insufficient discussion about what we mean by «world class» or «excellence». The Council of Europe’s highest decision making body the Committee of Ministers also adopted numerous texts related to the question of quality education for all. For example, Recommendation CM (2007) 6 on the public responsibility for higher education and research points out that «Public authorities should assume leading responsibility for ensuring that all qualified candidates enjoy effective equal opportunities to undertake and complete higher education, irrespective of their social and economic background. In particular, public authorities should endeavour to establish effective opportunities for members of underprivileged and underrepresented groups to access and complete higher education to the full extent of their aspirations and abilities [...]».

Текст научной работы на тему «Образование - непременное условие развития подлинной демократии»

Образование — непременное условие развития подлинной демократии

Сьюр Берган (Sjur Bergan), глава Департамента образования Совета Европы (Страсбург)

Сегодня мы стоим перед многочисленными новыми вызовами, включая экономическую нестабильность и растущее социальное расслоение общества в Европе и мире. В национальном образовании существует стремление любыми усилиями завоевать статус образовательной системы мирового уровня, о чем свидетельствуют таблицы международных рейтингов PISA и TIMMS, рейтинги высших учебных заведений, которые фокусируют свои программы на области естественнонаучных исследований в ущерб образовательным и исследовательским программам в других академических областях. В то же время не существует общепризнанного однозначного понимания, что такое «мировой уровень» или «совершенство» в отношении образования. При обсуждении отдельных образовательных учреждений иногда возникает ощущение, что чем большему количеству кандидатов отказывают в поступлении (в особенности в сфере высшего образования), тем лучше учреждение. Не уверен, что это точный признак качества образовательного учреждения, но я абсолютно убежден, что образовательная система «мирового уровня» должна обеспечить учащимся возможность полноценно развивать свои таланты и добиться успеха. Если система предоставляет такие возможности лишь небольшому количеству человек, она не может считаться хорошей.

Во многих странах на принятие решений влияет уверенность в пользе вовлеченности бизнеса в сферу государственного обучения. Существует тенденция поддержки специализации в образовании, очень часто в ущерб равенству возможностей. Больше всего страдают от этого люди с небольшим достатком, с трудностями в обучении, принадлежащие к национальному меньшинству. Более того, когда факты и цифры доминируют в дискуссии, когда краткосрочные проблемы превалируют над умением видеть перспективу, под сомнение может быть поставлена сама суть образования — полноценное развитие личности, умственных и физических способностей каждого ребенка.

48 Альманах «ЭТНОДИАЛОГИ» №1 (38) 2012

Несмотря на то что готовых ответов на все вопросы нет ни в одной стране, ни в одном образовательном учреждении, очень важно поощрять публичные дискуссии, политические действия на уровне отдельных стран и на международном уровне. Это поможет определить возможные пути развития. Я хотел бы воспользоваться этой возможностью и предложить вашему вниманию несколько примеров деятельности Совета Европы в сфере общедоступного качественного образования.

Как вы знаете, Совет Европы — это межправительственная организация, членами которой являются 47 стран, еще три страны являются партнерами по Европейской конвенции по культуре, не являясь членами Совета Европы. Основные приоритеты этой организации — защита прав человека, развитие демократии и утверждение верховенства права. Мы считаем, что общедоступное качественное образование — важная часть мандата Совета Европы, поскольку образование — это право человека, а также непременное условие развития подлинной демократии и верховенства права в обществе.

В вопросе о качественном образовании Совет Европы придерживается положений статьи 29 Конвенции ООН по правам ребенка 1989, в которой «стороны договариваются, что образование ребенка будет направлено на: [...] б) развитие уважительного отношения к правам человека и основным свободам [...] , д) подготовку ребенка к ответственной жизни в свободном обществе, в атмосфере взаимопонимания, мира, терпимости, равенства полов и дружбы людей разных национальностей, принадлежащих к различным этническим и религиозным группам и малочисленным народам [...]». Качественное образование невозможно, если права и обязанности не являются неотъемлемой частью законодательной базы, учебного плана, тренингов, управления и этноса в образовательном учреждении. Хартия Совета Европы о воспитании демократической гражданственности и образовании в области прав человека (утвержденная в рамках Рекомендации СМ/Яес(2010)7) устанавливает четкие нормы в этом вопросе.

Но прежде чем речь зайдет о гражданственности и образовании в области прав человека, необходимо решить вопрос об общедоступности образования как такового. Этой проблемой занимают-

№1 (38) 2012 Альманах «ЭТНОДИАЛОГИ»

49

ся многие контрольные органы Совета Европы. Так, из статьи 17 пересмотренной Европейской социальной хартии (1996) следует: «Стороны принимают на себя обязательства напрямую или в сотрудничестве с частными и общественными организациями принять все необходимые меры для обеспечения бесплатного начального и среднего образования, а также условий для регулярного посещения образовательных учреждений детьми и молодежью».

Особые меры необходимы для учащихся из незащищенных категорий населения, принадлежащих к группам меньшинств или для людей с трудностями обучения. Статья 2 Протокола 1 гласит: «Никому нельзя отказывать в праве на обучение [...]». Европейский суд по правам человека принял большое количество решений по данной статье. Некоторые дела, рассматриваемые судом по вопросу качества образования, были связаны с затрудненным доступом к основному образованию для детей цыган. В деле против Чешской Республики (решение от 13 ноября 2007) жалоба заключалась в предоставлении детям цыган мест в специальных (коррекцион-ных) школах. Суд постановил, что имело место нарушение прав на образование и дискриминация (статья 14 ЕСПЧ). Несмотря на то что утверждение учебного плана — это вопрос правительства, существовал различный подход к распределению цыганских детей и детей из обычных семей в школы. Цыганских детей без объективных причин распределяли в школы с более упрощенным учебным планом. Вследствие этого образование, полученное детьми, было более низкого качества, что осложняло их положение в совокупности с принадлежностью к группе национального меньшинства.

Руководящий директивный орган Совета Европы — Комитет министров также принял ряд документов по вопросу всеобщего качественного образования. Например, Рекомендация СМ (2007) 6 о гражданской ответственности в сфере высшего образования и исследовательской деятельности гласит: «Представители власти должны взять на себя ответственность за предоставление всем кандидатам, соответствующим по квалификации, равные возможности для получения высшего образования независимо от социального происхождения и экономического положения. В частности представители власти должны приложить все усилия для предоставления возможностей доступа к высшему образованию

50

Альманах «ЭТНОДИАЛОГИ» №1 (38) 2012

для граждан из незащищенных категорий населения и недопредставленных групп [...]».

Это лишь несколько примеров того, как Совет Европы работает по данному вопросу. В 2010-м был инициирован новый проект «Право на качественное образование». В данный момент мы работаем над составлением рекомендации по этому вопросу. Рекомендация будет включать определение, базовые принципы и общие положения, направленные на обеспечение права на качественное образование. После принятия странами — членами Совета Европы эта рекомендация станет основополагающим документом для работников сферы образования в Европе и за ее пределами.

Ключевые слова: права национальных меньшинств, качество образования, Совет Европы, законодательство в сфере образования, инклюзивный подход, гражданское общество

Key words:National minorities rights, education quality, Council of Europe, legislation in the area of education, inclusive approach, civil society

Education Is an Indispensable Condition of Real Democracy Development

Today, we are facing numerous new challenges, related to the economic crisis and the growing social divide in Europe and in the world. In education, national systems tend to strive, at any cost, at becoming «world class» as evidenced through international league tables such as PISA and TIMMS or the many higher education rankings, which tend to focus on research in natural science rather than education and research in all academic disciplines. There is, however, insufficient discussion about what we mean by «world class» or «excellence».

The Council of Europe's highest decision making body — the Committee of Ministers — also adopted numerous texts related to the question of quality education for all. For example, Recommendation CM (2007) 6 on the public responsibility for higher education and research points out that «Public authorities should assume leading responsibility for ensuring that all qualified candidates enjoy effective equal opportunities to undertake and complete higher education, irrespective of their social and economic background. In particular, public authorities should endeavour to establish effective opportunities for members of underprivileged and underrepresented groups to access and complete higher education to the full extent of their aspirations and abilities [...]».

№1 (38) 2012 Альманах «ЭТН0ДИАЛ0ГИ»

51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.