УДК 553.98
ПОДХОДЫ К ВЫДЕЛЕНИЮ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВЫХ ЦЕНТРОВ НЕФТИ И УПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЕМ ИХ РЕСУРСНОЙ БАЗЫ
С.Е.Донской (Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации), МЛ.Григорьев (ГКЦ "Гекон")
Описаны принципы выделения и локализации минерально-сырьевых центров — объектов программно-целевого планирования в сфере геологического изучения недр, воспроизводства и использования минерально-сырьевой базы; рассмотрены структура их ресурсной базы в соответствии с утвержденной "Стратегией развития геологической отрасли до 2030 года" и задачи планирования геолого-разведочных работ и лицензирования на различных этапах их развития.
Ключевые слова: государственный подход; минерально-сырьевой центр; развитие ресурсной базы.
Минерально-сырьевой центр как объект управления
В соответствии с утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 1039-р "Стратегией развития геологической отрасли до 2030 года" объектами программно-целевого планирования в сфере геологического изучения недр, воспроизводства и использования минерально-сырьевой базы [5] являются минерально-сырьевые центры (МСЦ).
МСЦ определяются как "совокупность разрабатываемых и планируемых к освоению месторождений и перспективных площадей, связанных общей существующей и планируемой инфраструктурой и имеющих единый пункт отгрузки добываемого сырья или продуктов его обогащения в федеральную или региональную транспортную систему (железнодорожный, трубопроводный и морской транспорт) для доставки потребителям".
МСЦ представляют собой сложившиеся естественные образования территориальной организации формирования грузопотоков товарной продукции минерально-сырьевого профиля. Сбор, подготовка и
отгрузка товарной продукции МСЦ происходят в технологических центрах добычи (ТЦД), которые представляют собой совокупность разрабатываемых месторождений, имеющих общую межпромысловую (рудничную) транспортную инфраструктуру, — пространственно и технологически связанных систем объектов разработки минерального сырья, его подготовки до товарных кондиций, транспортировки и учета товарной продукции. Таким образом, ТЦД являются системообразующими элементами МСЦ, определяя их пространственно-временное развитие.
Преимуществом выделения МСЦ как объекта управления при решении задач государственного управления фондом недр является координация геолого-разведочного и лицензионного процессов, хода освоения в пределах целостных технологических "кластеров", увязанных с возможностями обеспечивающей существующей и планируемой инфраструктуры (транспортной, энергетической), кадровым ресурсом, а не разобщение его по административным единицам и территориям деятельности предприятий недропользователей.
Последнее обусловлено тем, что значительная часть МСЦ располагается на территории соседних субъектов Федерации или субъекта Федерации и прилегающей акватории; разрабатывается независимыми друг от друга недропользователями [1].
Развитие МСЦ основывается на ресурсной базе, энергетике, транспорте, кадрах [6]. В связи с этим его развитие будет определяться несколькими взаимоувязанными программными документами: направления развития регионов — программами регионального уровня, направления развития размещенных в регионе отраслей промышленности — ведомственными программными документами. В совокупности эти программы определяют условия реализации "Концепции долгосрочного социально-экономического развития России", а сырьевую базу для всех программных документов обеспечивает "Долгосрочная государственная программа изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья" [б]. На основе МСЦ предполагаются построение и раз-
Рис. 1. ОКОНТУРИВАНИЕ МСЦ НА ОСНОВЕ ЛОКАЛИЗАЦИИ ТЦД И ПЛАНОВ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУГЫ
витие регионального инфраструктурного каркаса, что позволит обеспечить устойчивое развитие иных отраслей ресурсных регионов.
Разработка программ геоло-го-разведочных работ и лицензирования на среднесрочный период в совокупности с программами социально-экономического развития регионов позволит координировать деятельность государственных органов, регионов и заинтересованных субъектов предпринимательской деятельности. Для каждого МСЦ должно быть обеспечено согласование программ геолого-раз-ведочных работ, финансируемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и пользователей недр [7].
Предполагается, что программы лицензирования будут разрабатываться на период до 3 лет при соблюдении следующих условий и принципов: обеспечения балансов воспроизводства и освоения запасов полезных ископаемых в пределах МСЦ; использования конкурсных (аукционных) механизмов предоставления прав пользования недрами с учетом возможности проведения конкурсов и аукционов по близко расположенным участкам недр, содержащим малые и средние по запасам месторождения полезных ископаемых, в рамках одного лота; учета федеральных и региональных программ социально-экономического развития и возможности их корректировки; обеспечения геополитических интересов и экономической безопасности страны [6].
Локализация минерально-сырьевых центров
Контуры МСЦ могут быть определены, исходя из соотношения выявленных и предполагаемых ресурсных объектов и существующей и планируемой транспортной инфраструктуры (рис. 1). Внешняя граница МСЦ определяется исходя из
1 - минерально-сырьевой центр; нефтегранспортная инфраструктура: 2 - пункт отгрузки; нефтепроводы: 3 - АК "Транснефть; 4 - межпромысловые: а - существующие, б-планируемые; 5- месторождения в пределах Хасырейского ТЦД нефти: а - разрабатываемые, б - планируемые к разработке; 6-прочие месторождения: а - распределенный фонд, б- нераспределенный фонд; 7- перспективные структуры: а - распределенный фонд, б - нераспределенный фонд; лицензионные участки: 8-НЭ, 9-НР, 10-НП
_ _ __о 6 о б о 6 о 6
Ol Œh Оз Ш4 Os Об О 7
Os О 9 О.О
Рис. 2. ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА РЕСУРСНОЙ БАЗЫ МСЦ (отношение запасов и ресурсов условное)
Нераспределенный фонд — прогнозные ресурсы <Д2+Д(+Д1л)
Не расп ределенный фонд — персп. площади
(С3)
Нераспределенный фонд - месторождения! (АВС,С2+С3)
Распределенный фонд -
прогнозные ресурсы (Д2+Д,+Д1Л)
Распределенный фонд — персп. площади {С3)
Разрабатываемые месторождения технологического центра добычи (Нд+АВС,С2+С3)
Распределенный фонд — месторождения (С,С2+С3)
экономически целесообразной удаленности от существующей или планируемой транспортной инфраструктуры. Например, удаление от межпромысловой инфраструктуры нефтяных месторождений равно 30 км (см. рис. 1).
Безусловно, картографическое оконтуривание МСЦ {а также отнесение к ним ресурсных объектов) достаточно условно и в зависимости от целого ряда условий (величины запасов и качества сырья месторождений, ландшафта, стоимости создания транспортной инфраструктуры, изменения инвестиционного проекта и т.п.) может быть изменено. Ресурсные объекты, расположенные в зонах влияния различных ТЦД, могут быть с равным основанием отнесены к каждому из них. Это определяет необходимость постоянного мониторинга не только развития транспортной инфраструктуры, но и ресурсной базы для наиболее обоснованной (в первую очередь, с экономических позиций) локализации МСЦ, которая в ряде случаев может иметь динамический характер.
Структура ресурсной базы минерально-сырьевых иентров
Важной задачей развития МСЦ является разработка оптимального комплекса мер по обеспечению вовлечения в разработку объема запасов, необходимого для поддержания и развития добычи. Чтобы обосновать необходимые мероприятия, рассмотрим ресурсную обеспеченность МСЦ. В структуре ресурсной базы МСЦ можно выделить несколько групп запасов и ресурсов (рис. 2), играющих различную роль в обеспечении текущей добычи и ее развитии в будущем, расположенных на объектах, освоение которых в общих чертах соответствует планам развития транспортной инфраструктуры.
1. Ресурсная база разрабатываемых месторождений, объединенных в ТЦД, включает их накопленную добычу, запасы категорий А, В, С1 и С2, перспективные ресурсы С3 невскрытых пластов. В свою очередь, она может быть дифференцирована:
а — разрабатываемые пласты распределенного фонда недр с правом добычи;
б — неразрабатываемые пласты с правом и без права добычи по условиям лицензионных соглашений;
в — невскрытые пласты с правом и без права добычи по условиям лицензионных соглашений.
2. Ресурсная база (запасы и перспективные ресурсы) месторождений распределенного фонда, разведываемых или подготовленных для промышленного освоения.
3. Ресурсная база перспективных площадей (С3), находящихся в пределах распределенного фонда как с правом, так и без права добычи по условиям лицензионных соглашений.
4. Ресурсная база участков (прогнозные ресурсы категорий Д2, Д1 и Д1л), находящихся в пределах распределенного фонда как с правом, так и без права добычи по условиям лицензионных соглашений.
5. Ресурсная база (запасы и перспективные ресурсы) месторождений нераспределенного фонда.
6. Ресурсная база перспективных площадей (С3), находящихся в пределах нераспределенного фонда недр.
7. Ресурсная база участков (прогнозные ресурсы Д2, Д1 и Д1л), находящихся в пределах нераспределенного фонда недр.
Подобный подход к структуре ресурсной базы МСЦ позволяет определить обеспеченность их различными запасами и ресурсами и разработать наиболее эффективный комплекс мер по обеспечению добычи: подготовка готовых объектов к лицензированию, проведение геолого-разведочных работ на участках распределенного фонда недр и организация поисковых работ на перспективных площадях нераспределенного фонда недр. Применение разработанной методики экспресс-оценки, возможности изменения величины запасов на разрабатываемых горизонтах, основанной
на анализе технологических показателей разработки показывает, что на ряде разрабатываемых месторождений возможны как прирост, так и списание запасов за счет переоценки. Исходя из анализа источников расширения ресурсной базы конкретных МСЦ, можно наметить перечень первоочередных мероприятий по расширению ресурсной базы нефтедобычи [2].
Каждая из указанных групп запасов и ресурсов требует своего механизма вовлечения в хозяйственный оборот на различных этапах развития МСЦ: лицензирование, проведение геолого-разведочных работ, переоценка, применение инновационных технологий разработки, преодоление инфраструктурных ограничений, изменение налоговой системы с учетом условий разработки и качества сырья, определяющих цену его реализации и т.п.
Лицензирование объектов нераспределенного фонда недр и интенсификация поисково-оценочных работ являются очевидными условиями обеспечения поддержания добычи существующих и развития планируемых МСЦ. Вместе с тем оценка вовлечения в освоение запасов распределенного фонда показывает, что существуют дополнительные источники развития нефтедобычи в пределах существующих и создаваемых МСЦ.
Рассмотрим сложившуюся ситуацию на примере одного из нефтедобывающих регионов — Тима-но-Печорской нефтегазоносной провинции, включающей как старый регион нефтедобычи, Республику Коми, так и развивающийся Ненецкий АО и планируемый к освоению шельф Печорского моря. Из почти 2 млрд т извлекаемых запасов нефти нелицензировано 14 % запасов, что традиционно рассматривается как первоочередной источник расширения ресурсной базы нефтедобычи в кратко-, среднесрочной перспективах. Большая часть (12 %) расположена в пределах месторож-
дений нераспределенного фонда недр (это, в первую очередь, месторождения им. Р.Требса и им. А.Ти-това, проведение конкурса по которым намечено на конец текущего года) и 2 % — в нелицензирован-ных пластах месторождений распределенного фонда недр.
Анализ вовлечения в хозяйственный оборот остальных запасов нефти показывает, что только 22 % запасов разрабатывается с текущими темпами отбора более 1 %, что можно условно назвать как оптимальное состояние разработки. 17 % запасов разрабатывается с темпом отбора менее 1 %, т.е. выработка этих запасов потребует 100 лет и более; 11 % составляют запасы неразрабатываемых пластов разрабатываемых месторождений и 30 % приходится на неразрабатываемые месторождения с правом добычи по условиям лицензионных соглашений.
Причины "замораживания" запасов распределенного фонда недр различны. Рост объемов добычи высоковязкой тяжелой нефти Ярегского и Усинского месторождений возможен при применении принципиально новых технологий разработки залежей. Освоение морских месторождений сдерживает отсутствие необходимой инфраструктуры, в первую очередь, буровых и добычных платформ. Немаловажными обстоятельствами задержки разработки месторождений Печорского моря, в первую очередь Приразломного, являются низкое качество и, как следствие, низкая цена нефти, реализуемой прямыми поставками на мировой рынок [4].
Приведенный пример показывает необходимость гибкого подхода к формированию благоприятной инвестиционной среды освоения МСЦ, в частности отхода от региональных льгот по налогу на добычу полезных ископаемых, применяемых в равной степени ко всем месторождениям, к разработке диф-
ференцированных мер для каждого МСЦ. Это может включать обоснование льготных условий для стартовых системообразующих (инфраструктурных) проектов, учет качественных характеристик сырья, в первую очередь, для экспортно-ориентированных МСЦ [3], обоснование законодательных инициатив, стимулирующих повышение извлечения полезного компонента, и т.п.
Планирование на различных этапах развития минерально-сырьевых центров
Развитие МСЦ, создание которого планируется после выявления региональных закономерностей размещения полезных ископаемых и оценки их ресурсной базы, включает четыре основных этапа, различающихся задачами и методами решения [7]: геологическая оценка перспектив размещения МСЦ, технико-экономическое обоснование размещения, обеспечение развития ресурсной базы МСЦ и его ликвидация. На первых трех этапах разрабатываются и реализуются программы геолого-разведочных работ и лицензирования.
Этап 1. Геологическая оценка перспектив размещения МСЦ. На этом этапе составляется план целевых программ геолого-разведочных работ и лицензирования в пределах МСЦ на профильные виды полезных ископаемых на основе оценки ресурсной базы, локализации перспективных МСЦ по геологическим данным, определения их добычного потенциала, оценки возможности расширения ресурсной базы.
Этап 2. Технико-экономиче-ское обоснование перспектив размещения МСЦ включает составление целевых программ геолого-раз-ведочных работ и лицензирования на федеральном и местном уровнях на профильные и общераспространенные (необходимые для обуст-
APPROACHES TO DISTINGUISHING MINERAL-RAW MATERIAL CENTRES OF OIL AND THEIR RESOURCE BASE DEVELOPMENT MANAGEMENT
Donskoi S.E. (Ministry of natural resources and ecology of Russian Federation), Qrigoriev M.N. (GKC "Gekon")
The principles of distinguishing and localization of mineral-raw material centres — objects of program-purpose planning in sphere of subsurface geological study, reproduction and using of mineral-raw material base are described; it is given consideration to structure of their resource base in accordance with the affirmed "Strategy of geological branch development up to 2030" and tasks of exploration activity planning and licensing at different stages of their development".
Key words-, the State approach; mineral-raw material centre; resource base development.
ройства месторождений и развития инфраструктуры) виды полезных ископаемых. Программы основываются на оценке добычных возможностей МСЦ (устойчивости добычи, обеспеченности рентабельными запасами и ресурсами); определении сроков и очередности ввода выявленных и ожидаемых месторождений в разработку; оценке возможного объединения месторождений в один или несколько МСЦ и последовательности их оптимального ввода в разработку; оптимизации размещения МСЦ; оценке возможности удовлетворения потребностей децентрализованного энергообеспечения за счет местных источников (нефтяной газ, уголь, горючие сланцы, торф и др.); определении необходимых объемов общераспространенных полезных ископаемых и их достаточности для обустройства месторождений и создания инфраструктуры и т.п.
Этап 3. Обеспечение развития ресурсной базы МСЦ. На этом этапе проводятся реализация целевых программ геолого-разведочных работ и лицензирования на федеральном и местном уровнях на профильные и общераспространенные виды полезных ископаемых, мониторинг их результатов и внесение необходимых изменений по результатам мониторинга. При этом учитывается возможность расширения ресурсной базы и за счет применения новых методов и методик геологоразведочных работ, технологий добычи. Ввод новых объектов лицен-
зирования проводится как на конкурсной и аукционной, так и без-конкурсной основе (в том числе на участках, примыкающих к границам лицензионных участков, на которых устанавливается продолжение продуктивных тел). В ряде случаев необходима разработка налоговых инициатив, стимулирующих не только полноту извлечения полезных компонентов, но и поддержание добычи социально значимых производств.
Заключение
1. Принципиальная новизна развиваемого государственного подхода к управлению развитием минерально-сырьевой базы заключается в принятии в качестве объектов управления МСЦ, рассматриваемых как единая ресурсно-инфраструктурная система, включающая ресурсную, транспортную, энергетическую, кадровую и другие подсистемы и предполагающая синергизм последствий решений, принимаемых в рамках каждой подсистемы.
2. Предложенное структурирование ресурсной базы МСЦ позволяет более обоснованно планировать программные мероприятия по развитию их ресурсной базы.
3. Разработка программ геолого-разведочных работ и лицензирования должна иметь перманентный характер и основываться на мониторинге как состояния ресурсной базы и инфраструктуры, так и задач
социально-экономического развития ресурсных регионов.
Литература
1. Григорьев М.Н. Центры нефтедобычи как основа развития добывающих отраслей топливно-энергетическо-го комплекса // Нефтяное хозяйство. — 2003. - № 12.
2. Григорьев М.Н. Обоснование комплекса мероприятий по расширению ресурсной базы нефтедобычи в Ти-мано-Печорской провинции // Нефтяное хозяйство. — 2004. — № 5.
3. Григорьев М.Н. Экспорт должен быть призванием // Нефть России. - 2005. - № 1.
4. Григорьев М.Н. Тяжелая нефть Арктики // Нефть и капитал. — 2006. — N° 6.
5. Донской С.Е. О проекте "Стратегии развития геологической отрасли до 2030 года" // Разведка и охрана недр. - 2010. - № 1.
6. Донской С.Е. Вернуть геологии ее законное место // Нефть России. — 2010. - № 2.
7. Донской С.Е. Задачи геологической отрасли по управлению развитием минерально-сырьевых кластеров углеводородного сырья / С.Е.Донской, М.Н.Григорьев // Нефтяное хозяйство - 2010. - № 5.
О С.Е.Донской, М.Н.Григорьев, 2010
Сергей Ефимович Лонской, заместитель министра, sed@mnr.gaju;
Михаил Николаевич Григорьев, директор,
кандидат геолого-минералогических наук, mgrigoriev@gecon.ru.