Научная статья на тему 'Подходы к выбору направлений реиндустриализации промышленности Кыргызской Республики'

Подходы к выбору направлений реиндустриализации промышленности Кыргызской Республики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / INDUSTRY / ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ / INDUSTRIALIZATION / РЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ / REINDUSTRIALIZATION / ЭКОНОМИКА / ECONOMY / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / POST-INDUSTRIAL ECONOMY / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / PUBLIC ADMINISTRATION / ФИНАНСИРОВАНИЕ / FINANCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наабер Юрий Рудольфович, Сомов Евгений Николаевич, Сулеева Диляра Аюевна

В статье рассмотрена проблема реиндустриализации, которая является одной из важнейших в экономическом развитии Кыргызской Республики. Реиндустриализацию нельзя проводить, реанимируя разорившиеся предприятия, без учета политических событий, произошедших за последние 25 лет, и достижений науки и техники за тот же период. Подъему отечественной экономики может способствовать Национальная инновационная система Кыргызской Республики, которая, действуя эффективно, может определить современный уровень производительности труда в республике и в регионах и способствовать разработке генерального направления развития экономики. Новые предприятия в соответствии с программой подъема экономики республики должны стремиться к мировому уровню развития аналогичных предприятий отрасли. Сама программа создания новых предприятий должна быть частью программы реиндустриализации промышленности ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Наабер Юрий Рудольфович, Сомов Евгений Николаевич, Сулеева Диляра Аюевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Approaches to the choice of directions for industrial re-industrialization in the Kyrgyz Republic

The article deals with the problem of reindustrialization, which is one of the most important in the economic development of the Kyrgyz Republic. Reindustrialization cannot be carried out by reanimating the devastated enterprises without taking into account the political events that have occurred over the past 25 years, and the achievements of science and technology over the same period. The national innovation system of the Kyrgyz Republic, which, acting effectively, can determine the current level of labor productivity in the Republic and in the regions and contribute to the development of the general direction of the economy, can contribute to the rise of the domestic economy. New enterprises in accordance with the program of economic recovery of the Republic should strive for the world level of development of similar enterprises in the industry. The program of the creation of new enterprises must be part of the program of reindustrialization of the industry of the Eurasian economic union.

Текст научной работы на тему «Подходы к выбору направлений реиндустриализации промышленности Кыргызской Республики»

КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА

Том 12 • Номер 4 • апрель 2018 ISSN 1994-6929 Journal of Creative Economy

издательство

Креативная экономика

Подходы к выбору направлений реиндустриализации промышленности кыргызской республики

Наабер Ю.Р.\ Сомов Е.Н.1, Сулеева Д.А.1

1 Кыргызско-Российский Славянский университет, г. Бишкек, Кыргызстан

АННОТАЦИЯ:_

В статье рассмотрена проблема реиндустриализации, которая является одной из важнейших в экономическом развитии Кыргызской Республики. Реиндустриализацию нельзя проводить, реанимируя разорившиеся предприятия, без учета политических событий, произошедших за последние 25 лет, и достижений науки и техники за тот же период. Подъему отечественной экономики может способствовать Национальная инновационная система Кыргызской Республики, которая, действуя эффективно, может определить современный уровень производительности труда в республике и в регионах и способствовать разработке генерального направления развития экономики. Новые предприятия в соответствии с программой подъема экономики республики должны стремиться к мировому уровню развития аналогичных предприятий отрасли. Сама программа создания новых предприятий должна быть частью программы реиндустриализации промышленности ЕАЭС.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: промышленность, индустриализация, реиндустриализация, экономика, постиндустриальная экономика, государственное управление, финансирование.

Approaches to the choice of directions for industrial re-industrialization in the Kyrgyz Republic

Naaber Yu.R.1, Somov E.N.1, Suleeva D.A.1

1 Kyrgyz-Russian Slavic University

введение

Проблема реиндустриализации является одной из важнейших в экономике Кыргызской Республики. Понятно, что реиндустриализация наступает после деиндустриализации. Сам период деиндустриализации в Кыргызской Республике начался в 1992 году, и, видимо, деиндустриализация продолжается до сих пор. За этот период исчезли не только крупные промышленные предприятия, но и отдельные отрасли и подотрасли отечественной промышленности. Исчезла отечественная электротехническая промышленность. Где сейчас такие предприятия, как «Киргизэлектродвигатель», «Электротехник», «Тяжэлектромаш», «Ошский завод погружных насосов» и другие предприятия этой отра-

сли? Практически исчезло серийное производство обуви, резко снизились добыча угля, производство тканей и других изделий промышленности.

Кыргызская Республика является классическим примером деинструстриализа-ции, она отвечает всем четырем возможных определениям, данными Каинкроссом [4] (Cairncross, 1982):

Последовательное снижение объемов промышленного производства или занятости населения в производственном секторе.

Процесс миграции от производства товаров к производству услуг, при котором в конечном продукте уменьшается доля промышленного производства и увеличивается доля услуг.

Сокращение объемов промышленного производства в структуре экспорта страны или региона.

Длительное сохранение дефицита торгового баланса приводит к невозможности рассчитываться за импорт и, следовательно, приводит к новому витку падения промышленного производства.

Под углом падения

Кыргызстан не единственная страна на территории бывшего СССР, где произошла деиндустриализация. Сам распад СССР, потеря единого экономического простран-

ABSTRACT:_

The article deals with the problem of reindustrialization, which is one of the most important in the economic development of the Kyrgyz Republic. Reindustrialization cannot be carried out by reanimating the devastated enterprises without taking into account the political events that have occurred over the past 25 years, and the achievements of science and technology over the same period. The national innovation system of the Kyrgyz Republic, which, acting effectively can determine the current level of labor productivity in the Republic and in the regions and contribute to the development of the general direction of the economy can contribute to the rise of the domestic economy. New enterprises in accordance with the program of economic recovery of the Republic should strive for the world level of development of similar enterprises in the industry. The program of the creation of new enterprises must be part of the program of reindustrialization of the industry of the Eurasian economic union.

KEYWORDS: industry, industrialization, reindustrialization, economy post-industrial economy public administration, financing

JEL Classification: O31, O33, L50 Received: 27.03.2018 / Published: 30.04.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Naaber Yu.R. (naaber19370mail.ru)

CITATION:_

Naaber Yu.R., Somov E.N., Suleeva D.A. (2018) Podkhody k vyboru napravleniy reindustrializatsii promyshlennosti Kyrgyzskoy Respubliki [Approaches to the choice of directions for industrial re-industrialization in the Kyrgyz Republic]. Kreativnaya ekonomika. 12. (4). - 513-523. doi: 10.18334/ce.12.4.39054

ства, парад суверенитетов и другие причины привели к полной или частичной остановке производства на многих предприятиях во всех странах, образованных на территории СССР.

Существует и другой вид индустриализации, который наблюдался и имеет место в настоящее время в США и Западной Европе.

В этих странах многие отрасли и предприятия реализовали у себя достижения науки и техники в области механизации и автоматизации производственных процессов, что повлекло за собой снижение занятости, увеличение сектора услуг, но повысило жизненный уровень населения. Стало более выгодно размещать предприятия в странах с более низким размером оплаты труда и затрат на сырье. Считается, что с начала 1950-х годов и до конца двадцатого столетия экономически развитые страны сократили долю промышленности в ВВП примерно в два раза от 40-50% до 20-30%. Отдельные авторы считают, что деиндустриализация дает возможность государству избавляться от морально устаревших производств, но в то же время появляются капиталоемкие производства [8]. При этом ВВП растет и явно видны результаты научно-технического прогресса. Достаточно сравнить ВВП западных стран 1950-го года с 2000 и 2016 годами, можно в целом, включая США, ЕС, Канаду, Японию и некоторые другие, или по отдельности, приняв за первоначальную точку отсчета 1992 год, прогресс виден налицо. То есть природа и результаты деиндустриализации в развитых странах несколько иные, чем в странах СНГ, в частности в Кыргызстане.

Несмотря на ряд заявлений об успехах экономики Кыргызской Республики за годы независимости, до сих пор не ясно, достигла ли республика уровня 1990-91-го годов в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве и др.

Возможно, что не создана методика подсчета ВВП в советский период или сознательно умалчивается тот факт, что за более чем 25 лет независимости не достигнуты показатели 1990-91 гг. в важнейших отраслях народного хозяйства республики.

Приходится констатировать, что возможная реиндустриализация может начаться с очень низкого уровня, без реальной, детально проработанной программы.

Одним из факторов успешной реализации реиндустриализации промышленности может быть усиление Национальной инновационной системы Кыргызской Республики (НИС КР) и создание объединенных Национальных систем государств ЕАЭС. Несмотря

ОБ АВТОРАХ:_

Наабер Юрий Рудольфович, канд. экон. наук, доцент, профессор кафедры менеджмента (паэЬег19370 mai1.ru)

Сомов Евгений Николаевич, канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры менеджмента (e.somov@mail.ru) Сулеева Диляра Аюевна (lusalida0rambler.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Наабер Ю.Р., Сомов Е.Н., Сулеева Д.А. Подходы к выбору направлений реиндустриализации промышленности Кыргызской Республики // Креативная экономика. - 2018. - Том 12. - № 4. - С. 513-523. doi: 10.18334/се.12.4.39054

на то, что концепция НИС начинает использоваться в исследованиях с начала 1990-х годов и существует большое количество публикаций в области НИС, до сих пор общепризнанного определения здесь нет. Ученые и до этого сталкивались с проблемой определения таких понятий, как «модель», «система» и др. Например, определений понятия «система» насчитывается свыше тридцати. И тем более это трудно сделать, когда речь идет о сложной, многоуровневой, динамичной системе, включающей тысячи и более учреждений, высших учебных заведений, сотен тысяч промышленных предприятий, государственных органов и т.д. и определение должно уложиться в один-два абзаца.

К. Фримен: НИС - это «сеть институтов в общественном и частном секторах, в результате деятельности и взаимодействия которых создаются, импортируются, модифицируются и распространяются новые технологии» [5] (Freeman, 1987).

Б.А. Лундвалл: НИС - это «система инноваций, что формируется из элементов и отношений, которые взаимодействуют в производстве, распространении и использовании нового и экономически полезного знания. Национальные системы включают элементы и отношения, расположенные внутри границ национальных государств» [6] (Lundvall, 1992).

Р. Нельсон: НИС - «это комплекс институтов, чьи взаимодействия детерминируют инновационную деятельность национальных фирм» [9].

Чего можно ожидать от НИС КР?

Даже в настоящее время при слабости отечественной НИС она может, используя методы бенчмаркинга, помочь в начальном этапе реиндустриализации определить на каком уровне находятся предприятия КР.

Учитывая, что бенчмаркинг имеет большое число направлений, необходимо дать несколько существующих определений бенчмаркинга.

«Бенчмаркинг - это процесс тщательного измерения вашей производительности через сопоставление с лучшими компаниями и для использования анализа приближения и обгона лучших в классе».

«Бенчмаркинг - есть поиск для отрасли лучших практик, которые ведут к высшей производительности» [7] (Camp, 1993).

Другими словами, это наука и искусство выявления того, что другие, в различных государствах, делают лучше отечественных производителей, далее изучение этого опыта, усовершенствование и применение его у себя. Бенчмаркинг является основой множества государственных программ различного масштаба, ибо в начале необходимо определить, что из себя представляет рассматриваемая система, чем она отличается в худшую сторону от сравниваемых аналогов, по каким показателям, качественным или количественным, она выглядит предпочтительнее.

Масштабы применения бенчмаркинга весьма разнообразны. Он может применяться как в масштабах фирмы или организации, так и в масштабах государства. Далее по сферам - экономический анализ, социальный анализ, технологический анализ и др.

На рисунке представлены уровни бенчмаркинга.

Рисунок. Уровень бенчмаркинга в экономике Источник: составлено авторами

На уровне организации (фирма, корпорация, субъект малого бизнеса) выявляются фирмы, что превосходят фирму, осуществляющую бенчмаркинг.

Бенчмаркинг должен дать ответ на следующие вопросы:

- по какой причине фирма не является лидером?

- что необходимо сделать, чтобы выйти в лидеры?

- какая стратегия должна быть выбрана, чтобы выйти в лидеры?

Конечным результатом поиска и сравнения является достигнутая производительность труда - на одного работника в год, сутки или час.

На уровне организации производительность труда можно измерить в натуральных показателях - тонна стали, проката, цемента, количество штук кирпича и др.

Но это не всегда можно сделать. Ассортимент предприятия пищевой промышленности уже нельзя свести к условным пирожным, номенклатуру машиностроительного предприятия также нельзя свести к условным металлорежущим станкам и т.д.

Какую-либо отрасль, производящую однородный продукт (цементная промышленность, производство чугуна и др.), можно еще оценивать в натуральных показателях, все остальные - в денежном выражении.

Следовательно, начиная с кластеров и выше, все сравнения необходимо проводить в денежном выражении. В идеальном варианте необходимо проводить бенчмаркинг организации, затем по восходящей - кластеров, далее локальные уровни, отрасли, регионы и затем государство.

На нижнем уровне появляется информация о том, что необходимо организации для того, чтобы выйти на современный уровень.

На уровне кластеров - как повысить их конкурентоспособность, учитывая их многоотраслевой состав.

На локальном уровне необходимо рассмотреть отдельные территории, районы, города, насколько их уровень отличается от общереспубликанского.

На отраслевом уровне выявляется конкурентоспособность отраслей экономики и видов деятельности.

На уровне регионов обобщаются все данные по нижним уровням, приведенным на рисунке 1, касающиеся регионов, и добавляется дополнительная информация. Все это дает характеристику региона с точки зрения бенчмаркинга.

На уровне государства создается общая картина состояния экономики и увязываются все уровни бенчмаркинга.

На уровне организации происходит измерение и оценка отдельных показателей деятельности фирм-лидеров с целью определения насколько они отличаются от показателей конкретной фирмы.

Здесь могут использоваться следующие виды бенчмаркинга:

- стратегический бенчмаркинг;

- бенчмаркинг конкурентноспособности;

- функциональный бенчмаркинг;

- бенчмаркинг процесса;

- бенчмаркинг затрат;

- другие виды бенчмаркинга.

Причем, необходимо изучать деятельность не только организаций-конкурентов, но и лучших организаций в других отраслях и видах деятельности.

Обобщив полученные результаты, можно получить современное состояние субъектов рынка и выявить пути повышения их конкурентноспособности (новая техника, современные технологии, передовая организация труда и др.) и объемы необходимых инвестиций на определенный период времени.

Следующий уровень - это кластеры. Кластер представляет собой такую систему, где целое больше, чем сумма составляющих его компонентов. Если иметь в виду, что в кластеры входят производство готовой продукции, организация поставки ресурсов для производства готовой продукции, каналы сбыта продукции, финансовые институты, высшие учебные заведения и др., найти подобный, но лучший по показателям кластер довольно трудно. Здесь необходимо принять декомпозиционный метод рассмотрения и сравнения каждой его составляющей с лучшими аналогами.

Кроме этого необходимо определить стратегии, которых придерживаются кластеры, тип кластеров, особенности кластерных систем (наличие крупной организации, территориальную локализацию, устойчивость хозяйственных связей, взаимодействие в различных областях участников кластера и др.), что составляет основу формирования кластеров.

Важно выяснить на этом этапе - имеется ли региональная стратегия и насколько эффективна поддержка кластеров государством.

Локальный уровень включает сельские населенные пункты, города и районы.

Отрасль - здесь изучается состояние экономики по отраслям и возможно применение Общероссийского классификатора видов экономической деятельности. Анализ

состояния каждой отрасли по той или иной классификации позволяет определить достигнутую производительность труда в отрасли, имеющиеся недостатки, например, устаревшее оборудование, отсутствие многих современных технологий и др.

Регионы - на этом этапе объектом исследований являются области Кыргызской Республики. По каждой из областей необходимо осветить ряд факторов, к которым можно отнести следующие:

- экономико-географическое положение;

- наличие и качество природных ресурсов;

- уровень развития экономики, ее стабильность;

- наличие и качество природных ресурсов;

- уровень развития инфраструктуры (транспортной, топливно-энергетической, телекоммуникационной, рыночной и т.д.);

- государственная экономическая политика в области привлечения инвестиций (функционирование специальных режимов экономического благоприятствования, законодательная база);

- потенциальные рынки сбыта продукции;

- уровень политической стабильности в регионе;

- миграция населения.

Государство. Первое, с чего необходимо начать - это определить, как выглядит Кыргызстан по данным различных рейтингов. Это рейтинг глобальной конкурентоспособности (ИГК) в динамике, который дополняется индексом человеческого развития (ИЧР), размером валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения. Но знание итогов данных ИГК не дает полной картины, необходимо проанализировать его слагаемые. Например, такое слагаемое, как высшее образование и профессиональная подготовка. Каждые пять лет высшие учебные заведения проходят процедуру лицензирования и аккредитации. К этому моменту готовится масса документов, характеризующих и освещающих работу вузов, начиная с кафедр и заканчивая вузом в целом. В этих документах отражены обеспеченность учебными аудиториями, наличие компьютеров, удельный вес преподавателей с учеными степенями и др. Эти данные не публикуются в статистических сборниках, но их анализ показывает острую нехватку учебных помещений для преподавателей. Зачастую у отдельных преподавателей нет своего рабочего стола. Не лучше обстоят дела с квартирным вопросом. Техническое оснащение учебного процесса не самое передовое, инвестиции в образование недостаточны. Инновационная экономика должна иметь определенный потенциал высококвалифицированных работников, способных быстро освоить последние достижения науки и техники.

В Кыргызской Республике кроме высших учебных заведений еще свыше 100 организаций среднего профессионального образования. Охват населения высшим и средним образованием достаточно высок, но здесь необходимо сделать несколько замечаний. В странах с такой экономикой, как в Кыргызстане, где ВВП на душу населения

едва превышает 1 тыс. долл. США, авторитетные международные организации не рекомендуют увеличивать количество студентов, обучаемых в вузах и средних специальных учебных заведениях. В целом в республике знают о недостатках, имеющихся в этой сфере, знакомы с деятельностью высших и средних престижных и рядовых учебных заведений за рубежом и имеются предложения о путях развития высшего и среднего образования.

На уровне государства используется информация предыдущих этапов уже в сильно агрегатированном виде, но дающая представление о достигнутом состоянии экономики государства, так, например, на этом уровне обязательно надо знать каковы затраты на НИОКР в процентах от ВВП государства. В Кыргызстане они не превышают 0,3% от ВВП, тогда как в развитых странах объем этих расходов доходит до 3-4% от ВВП.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следовательно, необходимо увеличить расходы на НИОКР и оптимально их распределить.

Если удастся осуществить всю описанную работу на всех уровнях, то в результате получается общая информация по экономическим, социальным и политическим вопросам, необходимым для определения стратегии реиндустриализации.

Весь комплекс работ целесообразно осуществлять при непосредственном участии государственного органа по координации и развитию НИС.

Сложность этой работы возрастает с учетом того, что ее необходимо проделать всем государствам, входящих в ЕАЭС - России, Казахстану, Белоруссии, Армении и Кыргызстану в одно и то же время и по единой методологии.

Сама реиндустриализация в современном ее понимании не предполагает реанимацию неработающих предприятий. Она исходит из того, что экономика должна развиваться инновационным путем и должны появиться предприятия, обеспечивающие такое развитие. Появлению таких новых предприятий должна способствовать НИС КР.

Каждая из стран, имеющая эффективно функционирующую НИС, намечает на перспективу основные направления науки и техники. Для того, чтобы прогрессировать в намеченных направлениях, необходимо осуществлять исследования, проводить опытно-конструкторские работы и т.д. в областях, условно называемых критическими технологиями.

Если в РФ основных направлений было 6-8 в разные годы, то критических технологий может быть от 27 до 40 и более. Перечень критических технологий может быть самым разнообразным. Здесь и создание новых видов оружия, информационные технологии, решение социальных вопросов, медицина, биология и др.

Заключение

1. Национальную инновационную систему Кыргызской Республики можно считать частью объединенных инновационных систем ЕАЭС, она выполняет часть научных исследований, участвует во внедрении результатов исследований и должна информи-

ровать директивные органы о том, в каком направлении движется научно-технический прогресс в мире. Обладая этой информацией плюс разработки бенчмаркинга по всем составляющим, можно более основательно судить о вариантах реиндустриали-зации промышленности Кыргызстана и путях инновационного развития экономики.

2. В ситуации, в которой находится промышленность Кыргызстана, нет простых решений для решения сложнейшей проблемы, такой как реиндустриализация. Потребуется большое количество специалистов, необходимо будет решать вопросы финансирования этих инвестиций, но появится уверенность, что республика движется в правильном направлении (мейнстрим), которое опирается на мировой опыт и последние достижения науки и техники.

ИСТОЧНИКИ:

1. Наабер Ю.Р., Сомов Е.Н. Развитие Национальной инновационной системы Кыргызской Республики. - Бишкек: КРСУ, 2013.

2. Наабер Ю.Р., Сомов Е.Н. Проблемы интеграции национальных инновационных си-

стем ЕАЭС (России, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, Армении). - Бишкек: КРСУ, 2015.

3. Наабер Ю.Р., Сомов Е.Н. Национальные инновационные системы государств ЕАЭС и пути их перспективного развития в Евразийском экономическом союзе. - Бишкек: КРСУ, 2017.

4. Cairncross A. What is deindustrialisation? - London: Pergamon, 1982.

5. Freeman C. Technology Policy and Economic Performance. - London: Pinter Publishers,

1987.

6. Lundvall B. A. National Systems of Innovation: Towards a Theory of Innovation and

Interacktive Learning. - London: Pinter Publishers, 1992.

7. Camp R.C. A Bible for benchmarking by xerox // Financial Executive, 1993. - № 4.

8. Piekonom.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.piekonom.ru/postindustrialnaya-

ekonomika/deindustriaizaciya-ekonomiki (дата обращения: 26.11.2017).

9. Страница Р. Нельсона на сайте Колумбийского университета. Sipa.columbia.

[Электронный ресурс]. URL: http://www.sipa.columbia.edu/academics/directory/rrn2-fac.html (дата обращения: 15.12.2017).

¡references:

Cairncross A. (1982). What is deindustrialisation? London: Pergamon. Camp R.C. (1993). A Bible for benchmarking by xerox Financial Executive. (4). Freeman C. (1987). Technology Policy and Economic Performance London: Pinter Publishers.

Lundvall B. A. (1992). National Systems of Innovation: Towards a Theory of Innovation and Interacktive Learning London: Pinter Publishers.

Naaber Yu.R., Somov E.N. (2013). Razvitie Natsionalnoy innovatsionnoy sistemy Kyrgyzskoy Respubliki[Development of the national innovation system of the Kyrgyz Republic] Bishkek: KRSU. (in Russian).

Naaber Yu.R., Somov E.N. (2015). Problemy integratsii Natsionalnyh innovatsionnyh sistem EAES (Rossii, Belorussii, Kazakhstana, Kyrgyzstana, Armenii) [Problems of integration of national innovation systems of the EAEU (Russia, Belarus, Kazakhstan, Kyrgyzstan, Armenia)] Bishkek: KRSU. (in Russian).

Naaber Yu.R., Somov E.N. (2017). Natsionalnye innovatsionnye sistemy gosudarstv EAES i puti ikh perspektivnogo razvitiya v Evraziyskom ekonomicheskom soyuze [National innovation systems of the EAEU States and ways of their perspective development in the Eurasian economic Union] Bishkek: KRSU. (in Russian).

Piekonom.ru. Retrieved November 26, 2017, from http://www.piekonom.ru/ postindustrialnaya-ekonomika/deindustriaizaciya-ekonomiki

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.