^.К. .Мансуров
ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ СИСТЕМЫ РАННЕЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ВАЛЮТНО-БАНКОВСКИХ КРИЗИСОВ В РОССИИ
В 90-е годы прошлого столетия по странам с развивающейся и переходной экономикой прокатились финансовые кризисы. Среди наиболее масштабных потрясений следует отметить кризис 19941995 годов, поразивший такие страны, как Мексика, Аргентина, Бразилия, Филиппины, и кризис 1997-1998 гг., затронувший страны Восточной Азии, а также Россию и Бразилию.
Особенностью валютных кризисов в эти годы стало совпадение их по времени с банковскими кризисами. Статистика показывает, что если в 70-х - начале 80-х годов ХХ века из 25 валютных кризисов только 3 сопровождались кризисными событиями в банковском секторе, то после 1985 г. каждый второй валютный кризис (28 из 52) совпадал с кризисом в банковской сфере.
Необходимость разработки методик ранней идентификации финансовых кризисов диктуется не только мировым, но и российским опытом кризиса 1998 года. За период с августа 1998 г. по январь 1999 г. покупательная способность рубля сократилась более чем в 3 раза, золотовалютные резервы упали более чем на треть. Сокращение банковского капитала с августа до конца года составило в номинальном выражении 36%. Многие банки, относившиеся до кризиса к числу системообразующих, оказались банкротами. Общие потери от кризиса для банковского сектора оцениваются примерно в 7% ВВП [1].
Исследования причин финансовых кризисов активно проводились на протяжении последних двадцати лет. Однако в силу того, что кризисы чрезвычайно разнообразны (как по своим причинам, так и по проявлениям) не существует единой точки зрения по большинству вопросов. Особенности накопления кризисного потенциала в той или иной стране определяются как «архитектурой» рынка (распределение капитала через банковский кредит или финансовые рын-
ки), так и правительственными гарантиями и нормами регулирования финансового рынка [2]. Комбинация этих причин уникальна для каждой отдельной системы. Поэтому особую актуальность приобретает задача выявления факторов, ответственных за накопление и реализацию рисков на национальном банковском и валютном рынках. Обобщая опыт прошлых финансовых кризисов в России, можно установить некоторые из этих факторов: низкая конкурентоспособность обрабатывающих производств, высокая зависимость от внешнеторговой конъюнктуры, низкий уровень долгосрочных вложений в реальный сектор экономики, низкая макроэкономическая эффективность фондового рынка и “узость” межбанковского рынка.
Международные организации, центральные банки и органы банковского надзора, крупные коммерческие банки используют модели раннего предупреждения кризисов. Они представлены математическими моделями оценки и прогнозирования вероятностей возникновения кризисных явлений, которые основываются на учете количественных показателей, характеризующих состояние того или иного сектора финансового рынка.
В России разработка математико-статистических методов исследования факторов, играющих важную роль в формировании кризисной ситуации на финансовом рынке, активно началась лишь в 1990-е годы. Отставание эмпирических исследований от теоретических можно объяснить тем, что, во-первых, анализ причин кризисов с помощью названных методов требует наличия протяженных рядов наблюдений и, во-вторых, необходимостью разработки соответствующей методики исследования.
Подходы к построению моделей раннего предупреждения валютно-банковских кризисов (эмпирические исследования). Наиболее известны три подхода к построению модели раннего предупреждения финансового кризиса.
Первый подход состоит в выявлении с помощью регрессионного анализа вклада различных факторов в формирование валютного кризиса. Регрессионный анализ не позволяет определить время начала кризиса, однако с его помощью можно установить, какие страны могут подвергнуться спекулятивной атаке на национальную валюту в случае негативного изменения ситуации на мировых финансовых и торговых рынках.
Следующий подход, применяемый для выявления причин как банковских, так и валютных кризисов, - «вероятностный». Согласно ему вероятность Р(Ц) того, что кризис произойдет в определенное время / в отдельно взятой стране /', является функцией п объяс-
няющих переменных Х(1,г). Р(1,г) принимает значение 1 в случае, если валютный кризис произошел в стране 1 в момент времени г, и значение 0 в остальных случаях. В общем виде модель выглядит следующим образом:
1пЬ = £]Гр(/,г) 1пМРХ(/,0]}+ (1 -Р(1,г))1п{1 -^грх(/,г)]}, (1)
г=1 1=1
где Ь - отношение вероятности того, что финансовый кризис произойдет, к вероятности того, что финансовый кризис не произойдет; Т - число периодов наблюдения; ^ - функция вероятностного распределения; Р - вектор оцениваемых коэффициентов при объясняющих переменных.
Третий широко применяемый подход к исследованиям в области идентификации факторов кризиса основан на «методе сигналов». Согласно этому методу предполагается, что существует и может быть отобран ряд объясняющих переменных, которые «сигнализируют» о наступлении кризиса, когда их значения превосходят критический уровень. Качественным сигналом считается тот сигнал, после которого последовал кризис в течение заданного временного горизонта. В противном случае, сигнал считается «белым шумом».
Выбор критического значения базируется на принципе минимизации «белого шума». Величина «белого шума» рассчитывается исходя из того, что возможно наличие ошибок двух типов: ошибка первого рода (а) имеет место, если кризис произошел, а объясняющая переменная не превзошла критического значения; обратная ситуация характеризуется ошибкой второго рода (Р): объясняющая переменная подала сигнал о наступлении кризиса, а он не произошел.
Оптимальный уровень критического значения подбирается таким образом, чтобы минимизировать отношение «белого шума» к качественным сигналам, то есть путём достижения оптимального соотношения между ошибками первого и второго родов:
ю = Р /(1 -а). (2)
Использование названных подходов позволило выявить ряд индикаторов валютных и банковских кризисов, представленных в Приложении [3]. Приведенные индикаторы сильно перекликаются друг с другом, что еще раз доказывает тесную взаимосвязь валютных и банковских кризисов.
Можно отметить следующие особенности моделей раннего предупреждения кризисов. Выбор кризисов и построение на их основе индикаторов, учет опыта при прогнозировании будущих кризисов во многом обусловлены субъективным фактором. В моделях, описы-
вающих, например, банковские кризисы, сложно учесть такие показатели, как качество управления и внутреннего контроля. Более того, продолжительное использование моделей раннего предупреждения во времена благоприятной экономической конъюнктуры не позволяет в полной мере оценить их качество при кризисе. Возникает необходимость постоянной оценки значимости и точности данных, на которых они основаны. В условиях изменений и усложнений функционирования финансового рынка и недостатка статистических данных целесообразно постоянно оценивать эффективность используемых методик прогнозирования. Органы банковского надзора, использующие модели раннего предупреждения, постоянно проводят их тестирование. Так, ФРС ежегодно осуществляет оценку качества прогнозов используемых ею моделей путем сопоставления степени их соответствия текущим показателям. Аналогично французская банковская комиссия регулярно публикует доклады, в которых оценивается корректность работы модели прогнозирования платежеспособности.
В свете вышесказанного приведенные в Приложении факторы и индикаторы финансовых кризисов не могут считаться универсальными. Их структура, интенсивность и направленность действия зависят в общем случае от конкретных условий и взаимодействий, характерных для каждой отдельной страны и (или) группы стран. Далее проводится конкретный анализ факторов и индикаторов финансовых кризисов в экономиках восточно-азиатских стран накануне кризиса 1997 г. и в России накануне кризиса 1998 г.
Валютно-банковские кризисы в странах Восточной Азии. На протяжении десятилетия, предшествовавшего кризису, макроэкономические показатели большинства стран региона отражали устойчивую ситуацию. Такое впечатление создается из-за того, что часто нарушения в функционировании банковской системы связывают со значительным снижением роста реального ВВП в предкризисный год. Накануне кризиса в странах Восточной Азии существенного падения ВВП не наблюдалось. Например, в Корее, Индонезии, Малайзии в период 1994-1996 гг. темп роста ВВП составлял 8-10 %. Не предвещали потрясений и такие показатели как дефицит федерального бюджета и уровень инфляции (бюджеты большинства азиатских стран имели положительное сальдо, а величина инфляции по региону в среднем не превышала 10% [4]).
Вместе с тем динамика ряда других индикаторов свидетельствовала о наличии кризисного потенциала в экономике. Выделим три группы таких индикаторов.
Индикаторы первой группы - краткосрочные иностранные займы частного сектора, банковский кредит частному сектору, рынок недвижимости, курсы валют, неблагоприятная конъюнктура на экспортных рынках - свидетельствовали о скором наступлении финансовых потрясений.
Индикаторы второй группы - дисбаланс между валютными активами и обязательствами банковского сектора, величина золотовалютных резервов - не являлись самостоятельными источниками финансовой нестабильности, и скорее отражали благоприятную среду для реализации кризисных явлений. Данную группу показателей относят к, так называемым, «вспомогательным индикаторам» [5], их сигналы предупреждают скорее не о возможном развитии валютно-банковского кризиса, а о наличии в экономике потенциала значительного ухудшения состояния некоторых экономических агентов в случае резких поворотов экономической конъюнктуры.
Индикаторы третьей группы - институциональные: система регулирования банковского сектора, государственное страхование вкладов, операции небанковских финансовых организаций в сфере финансовых услуг, - в отличие от перечисленных выше индикаторов, не подаются количественной оценке. Оценка их влияния в подготовке, провоцировании и распространении кризисных явлений в значительной степени субъективна. Последнее обстоятельство послужило причиной их выделения в отдельную группу.
1. Индикаторы, сигнализирующие о скором наступлении кризиса.
Рост краткосрочных иностранных займов частного сектора (предприятий, банков). Восточноазиатские страны накануне кризиса имели относительно небольшой как в абсолютном выражении, так и по отношению к ВВП внешний долг (внешний долг не превышал 40%). Тем не менее, структура внешнего долга была неблагоприятной. Практически 60% внешней задолженности приходилось на долю краткосрочных обязательств (табл. 1) [1]. Именно это обусловило в дальнейшем развертывание азиатского кризиса как кризиса ликвидности, когда заемщики оказываются неспособными выполнять свои текущие обязательства по краткосрочным займам.
Быстрый рост банковского кредита частному сектору. Значительный приток капитала на азиатский рынок стимулировал быстрое развитие кредитной экспансии частного сектора (например, отношение объемов кредитования частного сектора к ВВП в Филиппинах составляло около 150%), что привело к инфляции стоимости активов и чрезмерной рискованности проводимых операций. Вследствие этого качественные параметры кредитной экспансии ухудшались.
В Малайзии, Корее, Индонезии доля «плохих» долгов в общей сумме кредитов составляла 13-14%. При этом высокий уровень безнадежных долгов сопутствовал крайне низкому уровню капитализации банков (в вышеназванных странах отношение капитала к активам находилось на уровне 6-8% к концу 1997 г.). Дополнительным индикатором, свидетельствовавшим о наличии серьезных проблем в корпоративном секторе, являлся высокий уровень левериджа (соотношение заемного и собственного капиталов). В конце 1996 г. отношение долга к активам для зарегистрированных компаний в Корее в среднем составляло около 400% [1].
Таблица 1
Задолженность частного сектора перед иностранными банками (по состоянию на 1.07.1997г.)
Страна Внешний долг (млрд. долл.) Краткосрочная задолженность (млрд. долл.) Доля краткосрочного долга во внешнем долге (%) Внешний долг /ВВП (%) Краткосрочный долг / золотовалютные резервы (%)
Индонезия 58,7 34,7 59,1 26,5 162,9
Малайзия 28,8 16,3 56,5 29,3 60,9
Корея 103,4 70,2 67,9 21,3 210,6
Рынок недвижимости. В ряде стран (Таиланд, Малайзия, Индонезия) значительная доля инвестиций направлялась в сектор недвижимости. Чрезмерное спекулятивное инвестирование в недвижимость выразилось в том, что рост цен на акции в секторе недвижимости значительно опережал рост стоимости акций на остальных сегментах рынка. Соответственно именно в этом секторе произошло резкое падение индексов в 1997 г., что оказало существенное влияние на дестабилизацию финансового сектора, включая банковский, поскольку недвижимость часто использовалась в качестве залогов под кредиты (табл. 2) [2].
Повышение национальных курсов валют. Поддержание фиксированных по отношению к доллару курсов национальных валют определило незначительные их колебания в 1990-е годы. Тем не менее, более высокие, по сравнению с развитыми странами, темпы инфляции привели к тому, что завышенными оказались реальные курсы. Например, в Малайзии в период зима 1990 г. - весна 1997 г. реальный курс вырос на 19% [1]. Переоцененность национальной валюты привела к потере конкурентоспособности восточноазиатских стран на международных торговых рынках и снижению темпов роста экспорта (напри-
мер, темпы роста экспорта в Малайзии в 1995 и 1996 гг. составили соответственно 26 и 4% [4]).
Таблица 2
Показатели фондового рынка в странах Восточной Азии, %
Страна Темп роста/падения фондовых индексов (1990 г. =100%)
Страновой индекс Индекс в секторе недвижимости
Индонезия 1996 153 120
1997 96 33
Таиланд 1996 136 134
1997 61 9
Малайзия
1996 245 260
1997 118 57
Девальвация японской йены и китайского юаня по отношению к доллару в 1995-1996 гг. также привела к потере конкурентоспособности стран Восточной Азии на международных торговых рынках.
Неблагоприятная конъюнктура на экспортных рынках. Сокращение спроса на полупроводники и другие технологичные изделия в 1996 г., вызванное перепроизводством электроники, повлекло серьезные последствия для стран Восточной Азии, которые имели значительную долю этих товаров в структуре своего экспорта.
2. «Вспомогательные» индикаторы.
Дисбаланс между валютными активами и обязательствами банковского сектора. В Таиланде в 1996 г. при общей сумме обязательств в 99 млрд. долл. иностранные активы насчитывали только 9 млрд. долл. США. При этом основная доля обязательств (85 млрд. долл.) приходилась на банковский сектор (табл. 3) [1]. Аналогичной была структура обязательств во всех странах Восточной Азии.
Величина золотовалютных резервов. В наименьшей степени краткосрочный внешний долг был покрыт золотовалютными резервами в Индонезии и Корее - странах, сильнее всего пострадавших в результате кризиса (табл. 1). Кроме того, в большинстве стран региона чрезвычайно высоким было отношение агрегата М2 к золотовалютным резервам. В Корее показатель М2 в 6,5 раз превышал объем резервов в конце 1996 г., в Индонезии - в 7 раз [1].
Таблица 3
Иностранные активы и обязательства, млрд. долл.
Страны Иностранные обязательства Иностранные активы
Банковский Небанковские Всего Банковский Небанковские Всего
сектор организации сектор организации
Корея 1996 85,08 24,07 109,15 25,61 3,47 29,07
1997 78,60 25,18 103,78 39,04 2,24 41,28
Индонезия 1996 23,49 34,36 57,85 10,97 2,68 13,64
1997 24,07 38,70 62,76 8,23 3,32 11,55
Таиланд 1996 85,15 14,13 99,27 7,10 1,90 9,00
1997 67,66 12,00 79,66 7,75 2,06 9,81
Малайзия
1996 18,99 6,92 25,91 14,74 2,75 17,49
1997 22,62 6,46 29,08 9,61 3,46 13,07
3. Институциональные индикаторы.
Система регулирования банковского сектора. Эффективность активных операций банков в значительной степени обеспечивается системами регулирования банковской деятельности и отлаженных механизмов пруденциального надзора. Пробелы в системе регулирования и надзора позволяли банкам, испытывающим серьезные финансовые трудности, продолжать деятельность в течение достаточно длительных периодов времени, а также предоставлять искаженную отчетность. Серьезной проблемой в Корее являлись нарушения нормативов, ограничивающих размеры кредитов крупным корпорациям. В Таиланде в годы, предшествовавшие кризису, наблюдалась аналогичная ситуация. Установленные нормативы были слишком мягкими, что в значительной степени сказалось на накоплении большого объема «плохих» долгов. Банки и финансовые компании выдавали значительные суммы «сомнительных» ссуд, которые зачастую реструктурировали, вместо того, чтобы переносить их в разряд «безнадежных». Значительные негативные последствия имело отсутствие ограничений на размер кредитов, выдаваемых корпоративным заемщикам. Кроме того, серьезные затруднения в регулировании и мониторинге ситуации в банковском секторе возникали из-за разделения полномочий между Минфином и ЦБ Таиланда. Первый имел полный спектр полномочий по регулированию деятельности банков, в то время как Банк Таиланда осуществлял ежедневный текущий мониторинг. При этом все решения ЦБ обязан был согласовывать с Минфином. Подобная неповоротливая система регулирования и надзора во многом обусловила ухудшение ситуации в банковском секторе.
Система государственного страхования вкладов. В условиях недостаточной прозрачности банковских структур наличие системы страхования провоцирует возникновение морального риска. Этот фактор имел важное значение в развитии азиатского кризиса. Например, в Корее, где особенно остро стояла проблема непосильного бремени «плохих» долгов корпоративного сектора перед банками, существовала система не только экспилицитного, но и имплицитного, страхования вкладов. Система имплицитного страхования формировалась за счет тесной взаимосвязи между крупными корпорациями и правительственными кругами. В этом случае, даже при отсутствии формальной системы гарантирования вкладов, предполагалось, что государство покроет обязательства корпораций. В такой ситуации система эксплицитного страхования становится невыгодной в связи с тем, что не полностью учитывает рискованность банковских портфелей.
Большая доля операций небанковских финансовых организаций в сфере финансовых услуг. Устойчивость финансовой системы значительно снижала такая особенность финансового сектора восточноазиатских стран, как большая доля операций небанковских финансовых организаций в сфере финансовых услуг. Например, в Корее доля банковских депозитов в их общем объеме сократилась с 71% в 1980 г. до 30% в 1996 г. в пользу инвестиционных трастовых и страховых компаний и других финансовых организаций. Как правило, они проводили более рискованные операции, чем коммерческие банки и, следовательно, их уязвимость была значительно выше, чем у коммерческих банков при снижении качества активов и изменении ожиданий инвесторов и вкладчиков. Рост числа небанковских финансовых компаний был обусловлен упрощенной процедурой их лицензирования (в Таиланде) и менее жестким регулированием, включая более низкие требования к достаточности капитала (в Корее и на Филиппинах) по сравнению с условиями, предъявляемыми к банкам.
Валютно-банковский кризис 1998 г. в России. В России в отличие от восточноазиатских стран практически все компоненты экономической политики и базовые макроэкономические индикаторы сигнализировали о высокой вероятности наступления кризиса задолго до его развертывания.
1. Индикаторы, сигнализирующие о скором наступлении кризиса
Рынок внутреннего государственного долг. До конца 1995 г. рынок внутреннего государственного долга устойчиво развивался. Основным источником привлеченных на этот рынок средств на начальном этапе развития являлись депозиты физических и юридических лиц в
коммерческих банках. Однако уже в конце 1995 г. на рынке внутреннего долга возникли первые проблемы - объем чистой выручки, которую Минфин РФ привлекал с рынка, превысил прирост депозитов населения в коммерческих банках. Правительство, столкнувшись с необходимостью выбора направления финансовой политики: объявление дефолта по внутреннему долгу, его монетизация (с угрозой перехода в гиперинфляцию) или открытие данного сегмента для внешних инвесторов с целью расширить его ресурсную базу - выбрало последний вариант. В дальнейшем, несмотря на некоторые позитивные тенденции на рынке внутреннего долга (снижение доходности государственных ценных бумаг вплоть до октября 1997 г., повышение международных инвестиционных рейтингов), можно отметить следующие дисбалансы в его структуре, которые и предопредели то, что главной ареной развития кризиса явился рынок ГКО:
• малый срок внутреннего долга - в основном внутренний долг был представлен ГКО сроком 3 и 6 месяцев;
• большая величина внутреннего долга - в январе-июле 1998 г. расходы федерального бюджета на выплату процентов составляли более 60% всех налоговых поступлений;
• высокая доля нерезидентов на рынке внутреннего долга - на начало 1998 г. доля портфеля госбумаг, принадлежащего внешним инвесторам, составляла около 28% всех обращавшихся госбумаг.
Кризис в восточноазиатских странах. Начавшийся осенью 1997 г. вывод средств нерезидентов с фондового рынка являлся отчетливым индикатором распространяющегося на Россию «эффекта заражения» с восточноазиатских рынков. Распространение «эффекта заражения» на российский финансовый рынок связано с несколькими обстоятельствами:
• в России, как и на восточноазиатских финансовых рынках, основными инвесторами являлись представители экономически развитых стран, которые использовали продажу прибыльных на тот момент российских активов для частичной компенсации своих потерь на рынках стран Восточной Азии;
• рост оценок риска на восточноазиатских рынках привел к переоценке степени рискованности финансовых инвестиций и на других, в том числе российском, развивающихся рынках;
• вывод с российского фондового рынка капиталов, которые были вложены ранее восточноазиатскими банками, для компенсации убытков на национальных рынках.
Низкий уровень монетизации экономики. Общий неблагоприятный макроэкономический фон определялся в значительной степени
рестриктивной кредитно-денежной политикой. Либерализация цен привела к тому, что их рост значительно обогнал рост денежной массы, что вызвало ее сжатие в реальном выражении. Так, за 19921998 гг. денежная масса в реальном выражении сократилась более чем в 8 раз. Ситуация усугублялась тем, что значительная часть денежной массы отвлекалась на обслуживание и обеспечение ликвидности фондового рынка. К середине 1998 г. объем рынка ГКО составил более 300 млрд. руб. при денежной массе М2 равной около 370 млрд. руб. Такой дисбаланс ускорил падение темпов экономического роста и восполнение недостающей денежной массы различными суррогатами, с одной стороны, и увеличение предложения долговых обязательств государства, — с другой.
Переоцененность национальной валюты. Политика квазификси-рованного валютного курса (валютный коридор), используемая для подавления инфляции, столкнулась со следующими негативными процессами:
• снижение конкурентоспособности отечественной продукции на внешнем и внутреннем рынках, что, в конечном счете, привело к снижению экспортного потенциала и замещению внутреннего производства импортом;
• усиление зависимости от внешних финансовых заимствований в результате более высокой эффективности последних относительно внутренних заимствований (даже в периоды наиболее благоприятной конъюнктуры процентная маржа между заимствованиями внутри и вне страны не опускалась ниже 5 пунктов для государства и 15 пунктов для коммерческих банков и крупнейших компаний).
Неблагоприятная конъюнктура на экспортных рынках. За 4-й кв.
1997 г. мировые цены на нефть упали на 10%, а за первое полугодие
1998 г. снижение цен составило еще 28%. По оценкам экспертов [4] в результате снижения цен на нефть Россия потеряла в I полугодии 1998 г. почти 3 млрд. долл. В действительности влияние этих потерь было значительно выше, так как именно нефтяные компании являлись крупнейшими налогоплательщиками и инвесторами.
2. «Вспомогательные» индикаторы.
Рост иностранных займов частного сектора. Со второй половины 1996 г. российские банки стали выступать активными заемщиками на внешних финансовых рынках. Внешние заимствования привлекались как в форме кредитов (в основном - краткосрочных) иностранных финансовых организаций, так и путем выпуска собственных ценных бумаг. Стабильность рубля и относительно низкие
уровни процентных ставок по внешним займам сделали этот источник финансирования привлекательным для банков. Балансовые иностранные обязательства частного банковского сектора увеличились в течение 1995-1997 гг. на 350% (для сравнения укажем, что общий объем депозитов банковской системы вырос за тот же период на 69%).
Рынок производных валютных финансовых инструментов. Рост потенциальных рисков для нерезидентов при покупке рублевых долговых обязательств породил рынок производных валютных бумаг, на котором коммерческие банки принимали активное участие. К середине 1998 г. внебалансовые обязательства коммерческих банков по форвардным контрактам достигли суммы в 83 млрд. долл., т.е. 150% агрегата М2.
Величина золотовалютных резервов. К началу 1998 г. размеры золотовалютных резервов были достаточны для покрытия 63% обязательств по 3-месячному импорту и платежей по внешнему долгу (критерий Редди), а соотношение М2/золотовалютные резервы составляло 3,5. К июню 1998 г. критерий Редди составлял 58%, а отношение М2/золотовалютные резервы - 4,2.
3. Институциональные индикаторы.
В России, как и в странах Восточной Азии, важнейшими факторами формирования кризисной ситуации являлись слабый пруденциальный надзор и недостаточное регулирование деятельности кредитных организаций. Отсутствовала законодательная база проведения процедур санирования, реструктуризации и банкротства кредитных организаций. Отсутствовала система гарантирования депозитов.
Обобщенный сравнительный анализ российского кризиса 1998 г. и кризиса 1997 г. в странах Восточной Азии показывает, что в российском случае основными причинами кризисных явлений являлись сильная переоцененность национальной валюты и высокая величина внутреннего краткосрочного государственного долга, в то время как в восточноазиатских странах - чрезмерные накопления внутреннего и внешнего краткосрочных долгов частным сектором (табл. 4).
Источники рисков в банковской системе. Сегодня можно констатировать, что российской банковской системе удалось не только преодолеть последствия кризиса 1998 г., но и улучшить свои позиции в общеэкономическом контексте.
Вместе с тем, до сих пор существуют значительные структурные диспропорции, которые при соответствующих внешних условиях могут спровоцировать финансовый кризис. К этим диспропорциям относятся следующие.
Таблица 4
Сравнение причин и механизмов валютно-банковских кризисов в странах Восточной Азии и в России
Причины и механизмы Восточная Азия Россия
Макроэкономическая ситуация Относительно спокойная Макроэкономические дисбалансы
Денежная политика Низкие процентные ставки, адекватная спросу денежная масса Высокие процентные ставки, дефицит денежного предложения
Валютное регулирование Квазификсированный валютный курс, жесткое валютное регулирование, незначительная пе-реоцененность национальной валюты (10-20% в зависимости от страны) Квазификсированный валютный курс, жесткое валютное регулирование, сильная переоценен-ность национальной валюты
Политика финансовой либерализации Либерализация финансового сектора с середины 1980-х гг. Открытие финансового рынка в середине 1990-х гг.
Внешний долг Низкий государственный долг, большой корпоративный долг, краткосрочный характер задолженности Высокий государственный долг, низкий корпоративный долг, краткосрочный характер задолженности
Внутренний долг Низкий государственный долг, большой корпоративный долг Государственный долг превышал допустимые размеры
Уровень развития банковского сектора Большое количество банков, высокая степень аффилированности с предприятиями и корпорациями, бум кредитования корпоративного сектора (особенно в секторе недвижимости), высокая активность на внешних рынках (большая внешняя задолженности), слабость пруденциального надзора и регулирования Большое количество банков при недостаточном капитале, высокая степень аффилированности с предприятиями и корпорациями, узкий спектр операций, чрезмерная концентрация активных операций на рынке ценных бумаг, неразвитость кредитной деятельности, слабость пруденциального надзора и регулирования
Наличие «эффекта заражения» Передача кризисных воздействий по каналам внешней торговли и через финансовые рынки Передача кризисных воздействий по каналам фондового рынка и через выведение ссудного капитала
А. Риск возникновения «плохих» долгов.
В реальном секторе экономики растет потребность в финансовых ресурсах для обновления производственного аппарата. Обусловлено это ускоряющимся старением основных фондов, а также усиливающейся конкуренцией с импортной продукцией на фоне повышения реального курса рубля к доллару. В то же время, быстрый рост цен и тарифов на продукцию естественных монополий, опережающий рост реальной зарплаты по сравнению с увеличением производства, низкие темпы снижения энергоемкости производства приводят к уменьшению доходов в перерабатывающих отраслях и тем самым
сужают возможности финансирования капиталовложений за счет собственных средств.
В указанных обстоятельствах в последние годы происходит увеличение кредитования реального сектора. Так, доля кредитов реальному сектору и населению в совокупных банковских активах к концу 2004 г. достигла 55% (по сравнению с 48% на начало года).
Тем не менее, интенсивное расширение кредитования происходит на фоне следующих негативных индикаторов:
• преимущественно краткосрочный характер кредитования - на конец 2004 г. в структуре кредитов нефинансовому сектору кредиты со сроком погашения свыше 1 года составили около 40% от объема указанных кредитов;
• маленькая доля кредитов в инвестициях в основной капитал -на конец 2003 г. 5,3%. В подобном контексте банковские кредиты направляются не столько на создание фундамента для будущего роста производства, сколько на финансирование импорта и торгового оборота;
• высокий уровень долговой нагрузки на валовую прибыль в ряде отраслей экономики. Например, на конец 2002 г. отношение выплат по кредитам и займам к валовой прибыли в легкой промышленности и машиностроении составляло 228 и 179% соответственно;
• высокий уровень долгой нагрузки на собственный капитал в ряде отраслей экономики.
Отмеченные тенденции делают проблематичным продолжение кредитной экспансии в сложившихся пропорциях. При данных условиях платежеспособность предприятий все сильнее зависит от возможности рефинансирования долга, что повышает вероятность неплатежей и банковского кризиса.
Для решения проблемы «плохих долгов» рядом исследователей высказывается мнение, что ценой замедления экономического роста в среднесрочной перспективе можно обеспечить текущую стабильность банковской системы. «Это позволит сформировать высокока-питализированную банковскую систему с постоянно повышающимся кредитным потенциалом, что станет важным фактором устойчивого долгосрочного роста экономики» [6].
Выделим три проблемных узла в рамках такого сценария развития.
Изменение структуры кредитования. Замедление роста предложения кредита приведет к повышению процентных ставок по кредиту, что негативно отразится на инвестициях. Банковский кредит станет недоступным для значительной части предприятий обрабаты-
вающей промышленности, произойдет спад производства. В то же время предприятия экспортно-ориентированных отраслей, по-видимому, смогут адаптироваться к возросшему уровню процентных ставок, что закрепит экспортно-сырьевой тип развития экономики.
Снижение банковского капитала. В условиях ухудшения финансового состояния предприятий средства на депозитах населения («платные средства») будут расти быстрее, чем остатки на счетах реального сектора («бесплатные средства»). Одновременно с этим можно ожидать уменьшения общей прибыльности активных операций банков в результате снижения объемов кредитования реального сектора. Совокупным эффектом действия указанных обстоятельств станет уменьшение финансовых возможностей банков для повышения своей капитализации.
Спад производства предприятий-собственников банков, ограничит другой источник капитализации банков - приток средств акционеров и пайщиков в уставные фонды.
Нехватка денежных средств для обслуживания хозяйственного оборота. Вследствие замедления роста банковского кредитования удовлетворение спроса на деньги все сильнее будет зависеть от денежной эмиссии со стороны ЦБ. Если ЦБ откажется от политики наращивания золотовалютных резервов, то обострится ситуация на денежном рынке и, вслед за этим, в реальном секторе экономики. Отрицательные последствия дефицита денег в хозяйственном обороте хорошо известны на примере опыта России в 1992-1998 гг.
В краткосрочном периоде ЦБ, по-видимому, не сможет воспользоваться альтернативными каналами денежной эмиссии (рефинансирование банков, покупка государственных ценных бумаг), так как это осложнено низким объемом государственного долга и высокой долей Пенсионного Фонда России на рынке госбумаг.
Задачей государственной политики в рамках предложенного сценария развития должно стать создание системы противовесов, позволяющих минимизировать возможные негативные последствия замедления роста кредитов. В качестве таковых в литературе приводятся следующие: «дотирование процентных ставок по займам приоритетных секторов экономики, формирование безопасных с точки зрения стабильности валютного рынка каналов эмиссии» [6].
Б. Риск снижения мировых цен на нефть.
Вероятное снижение мировых цен на нефть может оказать системное воздействие на функционирование российской экономики, в том числе на банковский сектор. Проследим основные направления этого воздействия на банковскую систему.
Уменьшение доходов экспортеров. Для крупных банков приоритетными областями кредитования являются экспортно-ориентированные отрасли, а наиболее значимым источником ресурсов - остатки на счетах корпоративных клиентов (т.е. преимущественно средства до востребования). В случае негативного изменения внешнеторговой конъюнктуры банки столкнутся одновременно с сокращением ресурсной базы и с задержками погашения ранее выданных ими кредитов.
Сжатие конечного спроса и спад производства. Основной областью кредитования средних и мелких банков являются предприятия внутренне ориентированных отраслей промышленности. Снижение мировых цен приведет к падению доходов населения, занятого, в первую очередь, в топливных и далее, мультипликативно, и в других секторах экономики. Это, с одной стороны, вызовет резкое увеличение просроченной задолженности по потребительским кредитам, с другой -в результате сжатия конечного спроса, снижение темпов роста (или спад) производства и увеличение просроченной задолженности предприятий внутренне ориентированных отраслей экономики.
Распространение кризиса через рынок межбанковского кредита. На сегодняшний день рынок межбанковского кредита фактически является рынком однодневных кредитов с высокой волатильностью ставок. В условиях отсутствия надежной системы рефинансирования со стороны ЦБ это позволяет ему распространять кризисные явления между банками. В случае потери части своих активов (рост просроченной задолженности предприятий внутренне ориентированных и экспортноориентированные отраслей экономики) банк или закрывает свои позиции в других банках, или своевременно не удовлетворяет требования банков-кредиторов. В результате цепной реакции процесс роста безнадёжных долгов может распространиться даже на первоначально благополучные кредитные организации, что, в конечном счете, приведет к фактическому прекращению операций на межбанковском рынке.
Рост рисков на фондовом рынке. На фоне роста дефицита ликвидности в банковском секторе в результате возможного набега вкладчиков и стагнации межбанковского рынка банки будут стремиться накапливать ликвидность, продавая ценные бумаги, тем самым, увеличивая риски фондового рынка. Наиболее вероятные направления нестабильности на фондовом рынке - муниципальные и корпоративные облигации. Как показал опыт банковского кризиса 2004 г., именно муниципальные и корпоративные облигации были наиболее подвержены колебаниям доходности.
Изучению взаимосвязей (на основе корреляционных моделей) между процентными ставками различных финансовых рынков в России посвящена работа [2]. Показано, что в случае резкого падения цен на од-
ном из рынков, нагрузка на рынок межбанковского кредита возрастает до критического уровня, что приводит к дефициту ликвидности в банковской системе.
Рост рисков на рынке недвижимости. При «росте проблем» в банковском секторе, с одной стороны, можно ожидать рост спроса со стороны населения на рынке недвижимости в результате изъятия денежных средств из банков. Так как на сегодняшний день большинство денежных вкладов «недостаточно велики для того, чтобы попасть на рынок недвижимости», увеличение спроса на рынке недвижимости, по-видимому, будет незначительным. С другой стороны, можно ожидать более масштабного увеличения предложения на рынке недвижимости со стороны банков и снижения объемов кредитования строительных компаний. Это негативно скажется на темпах строительства и может привести к убыточности большинства строительных компаний на фоне продолжающегося роста себестоимости строительства.
Валютный риск. На протяжении последних нескольких лет процесс укрепления рубля по отношению к доллару и благоприятная конъюнктура внешних финансовых рынков побуждали банковский сектор экономики к увеличению валютных обязательств при сокращении доли долларовых активов. Снижение темпов роста или абсолютной величины золотовалютных резервов на фоне роста девальвационных ожиданий с большой долей вероятности увеличит чистый отток капитала и подверженность банковской системы валютному риску.
Решение проблемы минимизации риска неблагоприятного воздействия мировых цен на нефть на российскую экономику тесно связано с проблемой смены парадигмы экономического роста - переход от экспортно-сырьевой модели экономического роста к инвестиционноинновационной модели [7]. В рамках новой парадигмы экономического роста на первое место встает активизация его новых источников на основе повышения конкурентноспособности экономики (технологическая и продуктовая специализация на мировом рынке наукоемкой продукции и воспроизводство новых технологий; ресурсосбережение; снижение энергозатрат и повышение производительности труда; воспроизводство качественных ресурсов, включая «человеческий капитал»). Как показывают расчеты [7], реализация указанных возможностей обеспечит сохранность по сравнению с мировой экономикой темпов роста ВВП, несмотря на снижение мировых цен на нефть и замедление расширения экспорта.
Поскольку валютные и банковские кризисы ведут к существенным экономическим потерям, необходимо создание комплексных систем оценки и управления финансовыми рисками как на госу-
дарственном уровне, так и на уровне отдельных субъектов экономики и финансового рынка. Будучи зависимыми от уровня развития финансовой системы, валютные и банковские кризисы формируются под воздействием ряда уникальных для каждой страны факторов - рыночных, государственных и правовых. Данная работа представляет первую попытку построения системы индикаторов финансовых кризисов для национальной экономики на основе изучения механизмов формирования кризисных явлений в развивающихся странах и России. Следующие шаги предполагают дальнейшее совершенствование системы индикаторов, анализ подверженности российской экономики валютно-банковским кризисам, а также разработку мер государственной политики, направленных на обеспечение устойчивости функционирования всех сегментов финансового рынка при реализации тех или иных неблагоприятных сценариев развития экономики.
Список литературы
1. Горюнова Н.П. Валютные и банковские кризисы на развивающихся рынках. Дисс. к.э.н., 2005.
2. Пискунов А.Д. Макроэкономический анализ и количественные оценки системного риска российского финансового сектора. Дисс. к.э.н., 2003.
3. Kaminsky G., Lizondo S., Reinhart CM. The leading indicators of currency crises // IMF Staff Papers, № 45, 1998.
4. МонтесМ.Ф., Попов В.В. «Азиатский вирус» или «голландская болезнь»? Теория и история валютных кризисов в России и других странах. М.: Дело, 1999.
5. Рудый К.В. Финансовые кризисы: теория, история, политика /Новое знание, М.: 2003.
6. Ведяев А. «Шок» и «бум» — основные текущие факторы развития российской экономики. Может ли банковская система России адаптироваться к внешним и внутренним импульсам и содействовать сохранению темпов роста производства?/www.vedi.ru/bank_sys.
7. Белоусов А.Р. Российская экономика в среднесрочной перспективе: сценарии развития // Проблемы прогнозирования, № 4, 2004.
Приложение
Ранние индикаторы валютных и банковских кризисов
Группы факторов Факторы кризиса Механизмы воздействия Воздействие на состояние банковской системы Воздействие на состояние валютного рынка
Внешне- торговые Неблагоприятное изменение цен на основных для страны экспортных и импортных рынках Резкое снижение цен на традиционные экспортные товары или рост стоимости импорта означает для страны потерю валютных доходов. Снижение доходов экспортеров может принести обслуживающим их банкам значительные потери по ссудам. + +
Дефицит текущего счета платежного баланса Значительный дефицит текущего счета является для инвесторов сигналом о снижении платежеспособности страны по внешнему долгу. Обычно основной причиной становится или превышение объемов импорта над экспортом, или то, что страна должна производить значительные процентные платежи по ранее привлеченным инвестициям. +
Движение капитала Высокая стоимость заимствования средств на международном рынке Рост процентных ставок на развитых рынках приводит к увеличению стоимости рефинансирования долга и заставляет инвесторов переоценивать относительную доходность вложения средств. + ±
Высокий по отношению к ВВП внешний долг Высокий внешний долг рассматривается инвесторами в качестве фактора финансовой нестабильности как государства, так и отдельного заемщика. ± ±
Преобладание краткосрочных обязательств в структуре долга Высокий удельный вес краткосрочных обязательств означает необходимость направления страной значительных средств на обслуживание внешнего долга. На банки он накладывает значительные ограничения в плане поддержания ликвидности. + +
Финансовые Низкая обеспеченность денежной массы золотовалютными резервами Агрегат М2 может рассматриваться как сумма ликвидных средств, которые могут быть предъявлены для конвертации в иностранную валюту. Золотовалютные резервы в свою очередь рассматриваются как покрытие ликвидных активов, которые должны служить страховым фондом для обслуживания краткосрочных обязательств государства. + +
Реальное удорожание национальной валюты Переоцененность национальной валюты в реальном выражении приводит к сокращению чистого экспорта и формирует девальва-ционные ожидания. Высокие де-вальвационные ожидания могут спровоцировать массовые изъятия депозитов вкладчиками банков. + +
Рост национальных процентных ставок Повышая процентную ставку, государство увеличивает стоимость обслуживания внутреннего долга и подавляет производство. В случае, если внутренний долг велик по отношению к ВВП, рост процентной ставки может заставить инвесторов снизить оценки надежности государства как заемщика и, тем самым, спровоцировать отток капитала с финансового рынка. ± +
Высокий по отношению к ВВП внутренний кредит С ростом объема предоставляемых банками ссуд растет доля безнадежных кредитов в связи с тем, что на развивающих рынках в условиях информационной непрозрачности банки обладают ограниченными возможностями оценки качества активов. + +
Высокий уровень финансовых рисков в банковской системе Неадекватность величины капитала принятым рискам, слабая степень покрытия обязательств ликвидными активами, дисбаланс между валютными активами и обязательствами, высокая доля просроченных ссуд в кредитном портфеле банков могут вызвать как банкротство отдельного банка, так и широкомасштабный банковский кризис. + ±
«Эффект заражения» Вследствие возникновения кризиса на национальном финансовом рынке инвесторы переоценивают вероятность возникновения кризиса в другой стране. «Заражение» может происходить как по торговым (через товарооборот между странами и/или конкуренцию на общих внешних рынках), так и по финансовым (существование общих кредиторов) каналам. ± +
Изменение цен акций Снижение цен акций на фондовом рынке приводит к потере для инвесторов и заставляет их искать другие рынки вложения средств. Для банков падение цен акций означает снижение рыночной стоимости активов. В то же время рост котировок акций может привести к отрыву рыночных цен от фундаментальных показателей (формирование «фондового пузыря»), что создает основу для последующего краха. ± ±
Структурные Замедление экономического роста Снижение темпов экономического роста приводит к ухудшению платежеспособности страны, а также банковских заемщиков по долгу. + +
Инфляция Высокая инфляция приводит к реальному удорожанию национальной валюты. Также инфляция уменьшает способность банков к планированию и оценке инвестиционных проектов. Если правительство проводит курс по сокращению инфляции, под ударом оказывается банковская система. + +
Дефицит федерального бюджета Направление значительных средств на обслуживание государственного долга приводит к недофинансированию остальных бюджетных статей и замедлению экономического роста. ± +
Открытость экономики Открытость экономики, с одной стороны, повышает доступ страны к иностранному капиталу. С другой стороны, чем более открытой является экономика, тем в большей степени она оказывается зависимой от внешних шоков. В частности, финансовая либерализация приводит к накапливанию у банков "плохих" долгов. + ±
Институцио- наль ные Система банковского регулирования и надзора В условиях слабых механизмов банковского регулирования и надзора кризис может быть спровоцирован «грабительским» поведением со стороны руководства банков. Более того, в таких условиях скрытые нарушения функционирования банковской системы могут существовать достаточно долго. + ±
Система страхования депозитов Если страховой взнос не учитывает полностью рискованность банковского портфеля, тогда наличие страховки создает почву для принятия банками чрезмерных рисков ради увеличения доходности. Этой проблемы можно избежать в условиях жесткого регулирования и контроля за деятельностью банков со стороны ЦБ. + +
Примечание: «+» значительное влияние; «-» незначительное влияние или опосредованное через другой кризис; «±» смешанный сигнал.