УДК 378.2
ПОДХОДЫ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ КОРПОРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ
А.Е. Садовникова Научный руководитель - Е.Л. Соколова
Сибирский государственный университет науки и технологии имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: sadovnikova_2016@list.ru
Рассматриваются подходы к совершенствованию корпоративного обучения персонала предприятия и принципы функционирования современной системы обучения сотрудников.
Ключевые слова: корпоративное обучение, принципы обучения, корпоративный университет, интеграционная модель.
PODHODY K SOVERSHENSTVOVANIYU SISTEMY KORPORATIVNOGO OBUCHENIYA PERSONALA PREDPRIYATIYA
A.E. Sadovnikova Scientific Supervisor - E.L. Sokolova
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: sadovnikova_2016@list.ru
The approaches to improving corporate training of the company's personnel and the principles of functioning of the modern employee training system are considered.
Keywords: corporate training, teaching principles, corporate university, integration model.
Скорость трансформации заставляет каждого человека учиться быстро и осваивать новшества. На данный момент обычный человек не может позволить себе быть неизменным, так как поспевая за изменениями в этом мире, можно достичь намного больших высот. Соответственно, такие побуждения порождают изменения в различных сферах деятельности. На производствах появляются новые технология, роботизированная техника, а также сотрудники, нуждающиеся в обучение. Корпоративное обучение, которое присутствует на предприятии уже некоторое время, требует тех же самых изменений, для того чтобы идти в ногу со временем.
По мнению Прохоровой М.П. система корпоративного обучения построена чаще всего с использованием концепции «обучающиеся организации», которая зародилась еще в конце 1980-х годов и стала популярна к 1990-м годам. Данная концепция подразумевает под собой вовлечение в обучение и развитие всех сотрудников посредство стимулирования личностного и профессионального роста [3].
Более современная система корпоративного обучения базируется на принципе «обучение через всю жизнь» (Life long learning). Данный принцип обучение подразумевает под собой: высокий уровень адаптивности и индивидуализации обучения; открытость и доступность учебного материала; наличие гибких и в меньшей степени формализованных отношений компании и работников; востребованность и релевантность формируемых в процессе
Секция «Современные проблемы экономики труда и управления персоналом»
обучения компетенций; постановку акцента на формирование навыков самообразования и саморазвития; обращение особого внимания на «мягкие навыки» (soft skills), позволяющие эффективно регулировать поведение и успешно взаимодействовать с другими людьми [3].
Инновационные подходы к корпоративному обучению можно рассмотреть с точки андрогогических принципов к образованию взрослых людей: смещение ведущей роли в процессе обучения от обучаемого к обучающемуся; приоритет самостоятельного обучения; составление обучающих программ с учетом индивидуальных особенностей обучающихся; опора на опыт и знания взрослого обучающегося; актуализация результатов обучения (безотлагательное применение на практике приобретенных знаний, умений, навыков); осознанность обучения со стороны обучающихся [1].
Если рассматривать подходы к совершенствованию корпоративного обучения с точки зрения компьютеризации и информатизации, то новшеством является создание корпоративного университета в формате EdTech. Крупные компании открывают корпоративные центры обучения кадров для онлайн образования. Зарождаются новые каналы связей посреднических и сервисных структур, наблюдается рост конкуренции в поиске top/ middle профессионалов на EdTech-рынке» [5]. Значительный рост числа корпоративных online school на основе специализированных акселераторов и платформ. Таким примером служит GetCourse [2].
С точки зрения Ярных В.И. интеграционная модель корпоративного образования будущего основывается на четырех принципах. Первым принципом является опора на смешанное образование. Смешанное обучение позволяет сочетать традиционные формы обучения с элементами дистанционного обучения, в котором используются различные информационные технологии, такие как компьютерная графика, аудио и видео, интерактивные элементы. Расширение части онлайн и digital обучения, а также использование мобильного обучения позволяет оптимизировать бюджет и обеспечить гибкость и быстроту усвоения материала [4, 6].
Вторым принципом интеграционной модели является формирование единого образовательного пространства. С помощью такого подхода есть возможность использовать систему управления знаниями полномасштабно [7].
Третьи принципом является формат корпоративного университета, который уже упоминался выше. Несмотря на то, что корпоративный университет ассоциируется с крупными корпорациями, на данный момент данная стратегия приветствуется и в организациях меньшего объема.
Четвертым принципом интеграционной модели является принцип комплаенс (complience) или принцип сочетания/соответствия. Данный подход позволяет в системе корпоративного образования в формате корпоративного университета учесть интересы всех заинтересованных сторон.
Корпоративное обучение на сегодняшний день терпит множество изменений, связанных с внедрением новых технологий. Современный подход к обучению сотрудников на предприятии позволяет быстро, гибко и результативно реагировать на изменения и обстоятельства.
Библиографические ссылки
1. Александрова Т.В., Попов В.Л. Трансформация системы корпоративного обучения персонала в условиях реализации национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» // Вестник ЮУрГУ. 2020. №14. С. 46-57. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-sistemy-korporativnogo-obucheniya-personala-v-usloviyah-realizatsii-natsionalnogo-proekta-proizvoditelnost-truda-i/viewer (дата обращения: 02.04.22)
2. Гаспарович Е.О., Павина П.О. Совершенствование управления корпоративным обучением линейного персонала средствами организационной культуры предприятия // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2021. №2. (50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-upravleniya-korporativnym-obucheniem-lineynogo-personala-sredstvami-organizatsionnoy-kultury-predpriyatiya/viewer (дата обращения: 29.03.2022)
3. Прохорова М.П. Современный образ корпоративного обучения: тенденции и технологии // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. №3(26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-obraz-korporativnogo-obucheniya-tendentsii-i-tehnologii/viewer (дата обращения:10.04.2022)
4. Соколова Е.Л., Жуйков Н.И. Обучение и развитие персонала в системе управления качеством трудовой жизни молодых специалистов // Управление человеческими ресурсами -основа развития инновационной экономики. Материалы IX Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Красноярск, 2020. С. 231-238.
5. Толкунова, Е.Г. Управление персоналом в эпоху цифровой экономики / Е.Г. Толкунова. - Текст : непосредственный // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2019. - № 6. - С. 138-143.
6. Ярных В.И., Макарова Н.Я., Онучина К.К. Интегрированные подходы к формированию модели корпоративного образования // Управление образованием: теория и практика. - 2020. №3 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integrirovannye-podhody-k-formirovaniyu-modeli-korporativnogo-obrazovaniya/viewer (дата обращения: 05.04.2022)
7. Ярных В.И., Онучина К.К. Инструменты и технологии медиаобразования в повышении c медийно-информационной грамотности педагогов в корпоративных коммуникациях образовательной организации: учебно-методическое пособие. М.: МИГУ. 2019. 60 с.
© Садовникова А.Е., 2022