Научная статья на тему 'Подходы к социально-экономическому районированию региона (на примере Курганской области)……………………. . '

Подходы к социально-экономическому районированию региона (на примере Курганской области)……………………. . Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
538
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика региона
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кунгурцева Галина Николаевна, Суркова Светлана Александровна

В статье рассматриваются разнообразные подходы к социально-экономическому районированию и на их основе проводится непосредственно районирование территории Курганской области. Особенность авторского подхода состоит в комплексности применяемых методик, что способствует минимизации недостатков каждой из них. Это позволяет с наибольшей достоверностью отразить социально-экономическую ситуацию в муниципальных районах области и провести более эффективное социально-экономическое районирование региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Approaches to social and economic division into districts of region on example of Kurgan region

In clause various approaches to social and economic division into districts are considered and on their basis division into districts of territory of Kurgan region is spent directly. Feature of the author's approach consists in integrated approach of applied techniques that promotes minimization of lacks of each of them. It allows to reflect with the greatest reliability a social and economic situation in municipal areas of area and to lead more effective social and economic division into districts of region.

Текст научной работы на тему «Подходы к социально-экономическому районированию региона (на примере Курганской области)……………………. . »

ПОДХОДЫ К СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РАЙОНИРОВАНИЮ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ)

Кунгурцева Г.Н., Суркова С.А.

В статье рассматриваются разнообразные подходы к социально-экономическому районированию и на их основе проводится непосредственно районирование территории Курганской области. Особенность авторского подхода состоит в комплексности применяемых методик, что способствует минимизации недостатков каждой из них. Это позволяет с наибольшей достоверностью отразить социально-экономическую ситуацию в муниципальных районах области и провести более эффективное социально-экономическое районирование региона.

Районирование является важнейшим методом исследования пространственной самоорганизации социально-экономических систем применительно к экономике региона и экономическим исследованиям в целом. Как указывает Е.Г. Анимица, «возникла объективная необходимость построения новой теории регионального развития, объясняющей существующие проблемы и разрабатывающей основные принципы новой стратегии пространственного развития России» [1].

Социально-экономическое районирование - одно из многочисленных видов районирования. Оно основывается на выделении территорий, характеризующихся однородными социально-экономическими показателями, такими как обеспеченность трудовыми ресурсами и социальной инфраструктурой, качеством жизни населения, уровень развития экономики, производственная специализация и др. Социально-экономическое районирование призвано обеспечить удобство, маневренность и эффективность управления территорией. Такое районирование, если оно проведено верно, способствует преодолению кризисных явлений в социально-экономической сфере и повышению благосостояния населения. От точности социально-экономического районирования какого-либо региона зависит выявление слабых сторон его экономики, социального комплекса, а также нахождение алгоритма возможностей для решения насущных проблем.

Курганская область - один из представителей депрессивных российских территорий, как никакой другой субъект РФ нуждается в эффективном социально-экономическом районировании для преодоления последствий системного социально-экономического кризиса.

Актуальность темы исследования заключается в том, что на сегодняшний день нет действенного и современного социально-экономического районирования Курганской области, которое бы способствовало более эффективному управлению существующими муниципальными образованиями в целях решения социальных, экономических, финансовых, экологических проблем области.

Попытки районирования территории Курганской области по экономическим и социальным показателям предпринимались лишь дважды. Первая в середине XX века была проведена И.В. Комаром [2], вторая - в начале XXI века A.A. Редько [3, с. 98-110]. Но обе эти модели мало эффективны в настоящее время, первая - так как уже достаточно устарела, вторая - так как имеет направленность, в первую очередь, на реформи-

рование административно-территориального деления области, а не на выявление различий по уровню социально-экономического развития.

Ввиду отсутствия действенного районирования территории области была разработана новая схема социально-экономического районирования Курганской области на основе сравнительно-географического анализа карт по отдельным социально-экономическим показателям с акцентом на социальную составляющую, в основе которой были применены 5 различных подходов к районированию территорий: 1) районирование по комплексу социально-экономических показателей; 2) по индексным показателям качества жизни населения; 3) по качеству жизни на основе эталонного метода; 4) на основе оценки эколого-экономической устойчивости; 5) на основе оценки устойчивости социально-экономического развития.

Районирование по комплексу социально-экономических показателей

В процессе исследования отобраны социально-экономические показатели, на основе которых проведено районирование: номинальная начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника (рублей на 1 человека); численность безработных, зарегистрированных в службах занятости (человек на 1000 жителей); обеспеченность населения жильем (квадратных метров общей площади на 1 человека); удельный вес общей площади жилищного фонда, оборудованной горячим водоснабжением (%); ввод жилья (квадратных метров на 1000 жителей); численность учащихся в дневных государственных общеобразовательных школах (человек на 1000 жителей); коэффициент младенческой смертности; обеспеченность населения врачами (человек на 10000 населения); обеспеченность населения больничными койками (единиц на 10000 населения); валовый региональный продукт (рублей на 1 человека); наличие легковых автомобилей в собственности граждан (единиц на 1000 жителей); инвестиции в основной капитал (рублей на 1 человека); удельный вес убыточных предприятий (% от общего числа предприятий); выпуск промышленной продукции (рублей на 1 человека); выпуск сельскохозяйственной продукции (рублей на 1 человека); оборот розничной торговли на душу населения (рублей на 1 человека); платные услуги на душу населения (рублей на 1 человека); выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (тонн на 1 человека); сбросы загрязняющих сточных вод (млн. м3 на 1 человека).

Критериями для выбора этих показателей послужили: 1) наличие в перечне стандартных показателей государственной статистики; 2) максимальная достоверность статистической информации; 3) способность показателя отражать территориальные различия; 4) доступность и наличие статистической информации в муниципальном разрезе. Для каждого показателя была создана карта, отражающая его пространственное распространение по муниципальным образованиям области (24 районам, 2 городам -Кургану и Шадринску). И на основе сопоставления карт с различными показателями территория области была поделена на районы по принципу однородности социально-экономической ситуации. Данный подход дает возможность сопоставлять и сравнивать социально-экономические проблемы муниципальных образований и выделять районы по однородности социально-экономической ситуации.

Результатом этого районирования стало разделение области на 5 социально-экономических районов - Северо-Западный, Юго-Западный, Центральный, Южный и Восточный, которые объединяют относительно сходные по социально-экономическим условиям муниципальные образования Курганской области (рис. 1). Следует отметить, что это районирование, как и все последующие, основано на однородности показателей

внутри выделенного социально-экономического района и его территориальной целостности.

Масштаб 1: 2332000 (в 1 си 28.32 км)

Рис. 1. Районирование Курганской области по комплексу социально-экономических показателей

Районирование по индексным показателям качества жизни населения

В качестве индексного показателя качества жизни населения в данном исследовании выбран индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), разработанный специалистами Программы развития ООН [4]. Оценка качества жизни с использованием ИРЧП строится на минимальном наборе базовых показателей, каждый из которых количественно представляет одно из основных направлений человеческого развития : долголетие, образованность и собственно уровень жизни.

Практические расчеты ИРЧП, проводимые ПРООН по 190 странам с 1975 г., по России - с 1995 г., а за последние годы - по субъектам РФ, демонстрируют существенные различия в его показателях. Представляет определенный интерес исследование состояния человеческого капитала также и на муниципальном уровне. Однако до настоящего времени даже не предпринимались попытки определения многих показателей, входящих в состав ИРЧП, например, валового продукта, ожидаемой продолжительности жизни и т.п. в муниципальном разрезе, что вызвано, помимо проблем чисто методологического характера, невостребованностью подобных показателей органами государственной власти. Действительно, при решении общероссийских проблем невозможно учесть интересы, проблемы и особенности всех муниципальных образований страны - в подобных расчетах за единицу принимается субъект Федерации, что вполне оправданно. Однако при принятии решений на региональном уровне совершенно необходимо иметь максимально полную и сопоставимую с общерегиональными, общероссийскими и мировыми данными информацию о каждом муниципальном образовании области. От этого во многом будет зависеть точность и действенность принимаемых решений и осуществляемых мер.

Именно поэтому расчет ИРЧП по муниципальным образованиям Курганской области и районирование территории области на основе ИРЧП, как интегрального социально-экономического показателя, представляется достаточно актуальным в рамках

данного исследования. Официальная методика подсчета ИРЧП не применяется к муниципальному уровню, поэтому за основу были взяты опубликованные данные по корректировке официальной методики и приспособлению ее для подсчета ИРЧП по муниципальным образованиям Курганской области [5]. По данному интегральному показателю была построена карта и выделены районы с однородным ИРЧП (рис. 2). Для удобства анализа по каждой составляющей ИРЧП также были созданы карты, отражающие их пространственное распределение. Ранжирование территории Курганской области на основе ИРЧП позволило осуществить районирование и выделить 4 района: Северный, Западный, Восточный и Центральный.

Рис. 2. Районирование Курганской области по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП)

Районирование по качеству жизни на основе эталонного метода

Понятие «качество жизни» по своей сути многоаспектно, не имеет общепризнанной формализованной структуры и пригодно для любых сопоставлений набора индикаторов. В его характеристиках в разных пропорциях отражаются уровень, условия и качественные показатели жизни населения. Различия в приоритетах зависят от уровня развития, поэтому критерии качества жизни не совпадают для развитых и развивающихся стран и регионов. Кроме того, для России выбор показателей ограничен только статистической информацией из-за отсутствия официально опубликованных субъективных оценок качества жизни населения [6].

Если раньше различия в большей мере определялись условиями жизни (доступностью и обеспеченностью базовыми услугами, благоприятностью условий проживания), то переходный период развития России привел к резкой смене приоритетов качества жизни. На первый план вышли проблемы уровня жизни (низкие доходы и усилившееся неравенство), занятости (безработица), плохого состояния здоровья населения. При этом существующий уровень дохода на конкретной территории не только становится наиболее поляризующим компонентом, но и все сильнее влияет на дру гие характеристики качества жизни - здоровье, долголетие, доступность базовых услуг и проч.

Уровень и качество жизни измеряются также ее безопасностью, которая зависит от состояния экологической и социальной среды. Несмотря на очевидную важность, экологический критерий в различных индексах качества жизни присутствует далеко не

ч

Масштаб 1: 2830000 {в 1 см 23,30 км)

всегда, поскольку методики его оценки крайне сложны. Еще один критерий - личная безопасность - также важен для оценок качества жизни в современных условиях.

Предлагается рассматривать качество жизни как совокупность показателей качества среды и уровня жизни. В соответствии с этим индекс качества жизни рассчитывается как среднеарифметическое индекса качества среды и индекса уровня жизни. В свою очередь индексы качества среды и уровня жизни определяются как средние арифметические составляющих их показателей. Показатели, характеризующие качество среды и уровень жизни, взяты из данных государственной статистики.

Следует отметить, что в данном подходе к районированию Курганской области использовался эталонный метод: для каждого из всех вышеперечисленных показателей выбиралось эталонное значение, за которое принималось максимальное значение данного показателя. На основе полученных коэффициентов были высчитаны индексы качества среды и уровня жизни для всех муниципальных районов и построены соответствующие карты. Затем был рассчитан итоговый индекс качества жизни, по которому создана итоговая карта. На ее основе было проведено районирование области и выделены 4 района: Северо-Западный, Центральный, Восточный и Юго-Западный (рис. 3).

Рис. 3. Районирование Курганской области по качеству жизни на основе эталонного

метода

Районирование на основе оценки эколого-экономической устойчивости

Исследования показали, что в рамках решения стратегических задач социально-экономического развития возрастает значение устойчивого эколого-экономического развития, особенно на региональном и муниципальном уровнях. Важнейшим показателем устойчивого развития региона в настоящее время и на перспективу является реальная оценка эколого-экономической устойчивости территории.

При проведении диагностической оценки уровня эколого-экономической устойчивости муниципальных образований Курганской области была использована методика оценки устойчивости территории, предложенная Т.А. Акимовой и В.В. Хаскиным [7]. По данной методике эколого-экономическая устойчивость территории определятся через оценку ассимиляционного потенциала на основе энергетического подхода, который дает возможность выражения уровня развития природного и экономического потенциалов в единых энергетических величинах, а, следовательно, и возможность их соизмерения.

Масштаб 1: 2923000 (в 1 см 28,23 км)

На основе выполненной оценки эколого-экономической устойчивости территории Курганской области проведено ранжирование муниципальных образований по уровню устойчивости и составлена их типологическая группировка. Сопоставление показателей, характеризующих эколого-экономическую устойчивость, позволило определить место каждого из муниципальных образований области, присвоив им ранг от 1 до 5 (чем ниже ранг, тем выше устойчивость) и выделить группы по итоговому рангу. Таким образом, более половины территории Курганской области характеризуется в основном низким и средним уровнем эколого-экономической устойчивости, примерно 1/3 области можно отнести к устойчивым территориям и лишь 1 муниципальное образование характеризуется крайне низким уровнем устойчивости.

В ходе районирования территории Курганской области на основе оценки эколо-го-экономической устойчивости было выделено 4 района: Центральный, Западный, Восточный и Южный (рис. 4).

Рис.4. Районирование Курганской области на основе оценки эколого-экономической

устойчивости

Районирование на основе оценки устойчивости социально-экономического

развития

Данная методика позволяет выявить степень территориальной дифференциации и провести типологию муниципальных образований региона по уровню устойчивости социально-экономического развития.

На первом этапе проводится анализ отраслевой структуры производства продуктов и услуг муниципальных образований, при этом она условно делится на три отрасли: сельское хозяйство, промышленность и услуги. Такой состав укрупненных отраслей соответствует принятому в СНС делению экономики. Так как показатель добавленной стоимости отраслей экономики в разрезе муниципалитетов не рассчитывается, при рассмотрении структуры экономики муниципальных образований следует использовать в стоимостной форме валовой выпуск продуктов и услуг соответствующих отраслей. На основе статистических данных определяются доли сельского хозяйства, промышленности и услуг в структуре экономики, а затем с учетом использования коэффициента весомости, равного 3, рассчитывается балльная оценка прогрессивности отраслевой структуры экономики муниципальных образований региона.

На втором этапе выполняется анализ эффективности использования экономического потенциала по оценочному критерию - показателю душевого объема выпуска

продукции и производства товаров и услуг по отраслям: сельское хозяйство, промышленность, услуги (коэффициент весомости в этом случае равен 4). Третий этап предполагает оценку социально-экономического состояния муниципальных образований по дополнительным показателям, характеризующим демографию, инвестиционно-финансовую сферу, экономико-географический потенциал территорий (всего 8 показателей). Методологический подход к анализу соответствует первому этапу, но без учета корректирующих коэффициентов. На заключительном этапе исследования рассчитывается интегральная оценка устойчивости социально-экономического состояния муниципальных образований посредством суммирования оценочных данных с учетом весомости каждого показателя.

Выполненная оценка устойчивости социально-экономического состояния Курганской области показала, что самая высокая интегральная оценка получилась у городов Кургана (1340 баллов) и Шадринска (1215 баллов), а также Далматовского (1311 баллов), Мокроусовского (1106 баллов) и Кетовского (965 баллов) районов, а самая низкая - у Альменевского (526 баллов), Лебяжьевского (547 баллов) и Сафакулевского (596 баллов) районов [8]. В целом можно сделать вывод, что большая часть муниципальных образований Курганской области имеют средний и низкий уровень социально-экономической устойчивости. На основе ранжирования муниципальных образований по уровню социально-экономической устойчивости было проведено районирование и выделены 6 районов: Северо-Западный, Северный, Юго-Западный, Центральный, Восточный и Южный (рис. 5).

Рис. 5. Районирование Курганской области на основе оценки социально-экономической

устойчивости

Комплексное социально-экономическое районирование Курганской области

При сопоставлении и анализе карт районирования территории Курганской области по всем 5 подходам была создана итоговая модель районирования с 4 социально-экономическими районами: Северо-Западным, Центральным, Восточным и Южным (рис. 6).

Масштаб 1: 2809000 (в 1 см 28.09 км)

Рис. 6. Комплексное социально-экономическое районирование Курганской области

Северо-Западный район. Отличается наибольшей социально-экономической устойчивостью. Включает 7 муниципальных образований с высоким и средним уровнем социально-экономического развития: Катайский, Далматовский, Шадринский, Щучан-ский, Шумихинский, Мишкинский районы и город Шадринск.

Это самый промышленно развитый (является лидером по выпуску промышленной продукции) и инвестиционно привлекательный район в области. Характеризуется относительно высокими доходами населения, невысоким уровнем развития сельского хозяйства, развитым здравоохранением и неблагоприятной экологической ситуацией (влияние ПО «Маяк», развитие промышленных производств, захоронение опасных химических отходов). Район характеризуется сложной демографической ситуацией с повышенной младенческой смертностью и самой высокой в Курганской области естественной убылью населения. Обладает средней эколого-экономической устойчивостью и средним уровнем социально-экономической устойчивости, которая достигается главным образом за счет относительно высоких экономических показателей.

Северо-Западный район отнесен к наиболее устойчивым за счет высокого уровня развития здравоохранения, устойчивого финансового положения и высоких экономических показателей, без которых высокий уровень развития социальной сферы просто не может быть достигнут.

Центральный район. Характеризуется высокой социально-экономической устойчивостью. Объединяет 7 муниципальных образований преимущественно со средним уровнем социально-экономического развития: Шатровский, Каргапольский, Белозерский, Юргамышский, Кетовский, Варгашинский районы и город Курган.

Район имеет сельскохозяйственную специализацию, о чем говорят высокие душевые показатели выпуска сельскохозяйственной продукции. Выпуск промышленной продукции невысок, исключение - город Курган с самыми высокими в области значениями этого показателя. Район в целом характеризуется средними значениями заработной платы, низкими показателями младенческой смертности, средним уровнем развития здравоохранения (главным образом за счет города Кургана). Город Курган, Кетовский и Юргамышский районы отличаются повышенной инвестиционной привлекательностью, за счет чего Центральный район можно считать вторым по инвестиционной активности после Северо-Западного района. Уровень социально-экономической устойчивости района можно определить как выше среднего, что достигается за счет сравни-

тельно высоких экономических показателей и благоприятной демографической ситуации муниципальных образований района.

Центральный район характеризуется средними значениями индекса продолжительности жизни, высокими значениями индекса дохода и средними значениями индекса образования (главным образом за счет города Кургана), вследствие чего ИРЧП района оценивается как выше среднего. Так как район отличается за счет города Кургана высоким уровнем жизни населения и низким качеством среды проживания, то в целом в силу перевеса негативных показателей качества среды район характеризуется низким качеством жизни населения. В целом район отнесен к уровню высокой социально-экономической устойчивости за счет высоких социально-экономических показателей областного центра - города Кургана.

Восточный район. Характеризуется средним уровнем социально-экономической устойчивости. Включает 5 муниципальных образований преимущественно со средним уровнем социально-экономического развития: Лебяжьевский, Макушинский, Мокро-усовский, Частоозерский и Петуховский районы.

Район имеет сельскохозяйственную специализацию и характеризуется высокими душевыми значениями выпуска сельхозпродукции. Промышленность во всех муниципальных образованиях, кроме Петуховского района, развита слабо. Отличается невысокими показателями заработной платы, повышенной численностью безработных, низкой инвестиционной активностью. Здесь самые низкие в области показатели младенческой смертности (исключение - Лебяжьевский район с одним из самых высоких в области коэффициентов младенческой смертности) и самая низкая естественная убыль населения. Но в то же время уровень развития здравоохранения можно охарактеризовать как низкий. Экологическая ситуация относительно благоприятна. Район относится к категории районов со средним уровнем социально-экономической устойчивости, которая достигается за счет самой благополучной демографической ситуации.

Район был отнесен к среднеустойчивым за счет наиболее стабильной в области демографической ситуации при относительно низких экономических показателях.

Южный район. Отличается низкой социально-экономической устойчивостью. Объединяет 7 муниципальных районов, большинство из которых по уровню социально-экономического развития относятся к депрессивным: Сафакулевский, Альменевский, Целинный, Куртамышский, Звериноголовский, Притобольный и Половинский.

Имеет сельскохозяйственную специализацию, промышленность слабо развита. Характеризуется самыми низкими в области показателями промышленного производства. Район отличается низкой заработной платой, высокой численностью безработных, низкой обеспеченностью врачами и больничными койками (кроме Куртамышского района), высокой младенческой смертностью и относительно благоприятной экологической обстановкой. Это самый малопривлекательный для инвестиционной деятельности район. Более половины муниципальных районов в составе Южного района отличаются тяжелым финансовым положением - большинство их предприятий и организаций убыточны. Эколого-экономическая устойчивость оценивается как средняя. Социально-экономическая устойчивость района считается низкой, что объясняется перевесом сельского хозяйства в структуре экономики, слабым развитием промышленности и кризисной демографической ситуацией в большинстве муниципальных образований.

Средние значения качества среды проживания и относительно низкие значения уровня жизни определили низкий показатель качества жизни района. Южный район

является районом с низкой социально-экономической устойчивостью за счет низкого уровня развития здравоохранения и низких экономических показателей.

Так как различные методики расчета индексов и коэффициентов имеют определенные недостатки, то в работе для более реального отражения действительности был применен комплекс методик, что позволило с большей степенью достоверности отразить социально-экономическую ситуацию в муниципальных образованиях области. Районирование территории по однородности каждого коэффициента, индекса или показателя позволило в конечном итоге сопоставить выделенные районы и провести комплексное социально-экономическое районирование.

Таким образом, работы по социально-экономическому районированию являются важным шагом в разработке эффективной региональной политики. От точности и объективности выполнения этих работ зависит своевременность и правильность выявления слабых мест в системе региональной и муниципальной экономики и социального комплекса. Поэтому объективное проведение социально-экономического районирования как на уровне регионов, так и на уровне страны в целом, будет способствовать быстрому преодолению кризисных явлений экономики и повышению благосостояния населения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анимица Е.Г. Региональная политика: сущность, основные цели, проблемы // Экономика региона. 2005. № 1. С. 7-8.

2. Комар И.В. Урал. Экономико-географическая характеристика. М., 1959; Комар В.И. География хозяйства Урала. М.: Наука, 1964; Комар В.И. О крупных экономико-географических районах СССР // Известия АН СССР. Серия географическая. № 3, 1959. С. 44-55; Советский Союз. Географическое описание в 22-х томах. Урал / Отв.ред. И.В. Комар. М.: Мысль, 1968. С. 138-146.

3. Редько A.A. Реформирование административно-территориального деления субъекта РФ как фактор социально-экономического развития местного самоуправления (на примере Курганской области): Дис.... канд. экон. наук. Екатеринбург: УрГЭУ, 2002. 163 с.

4. Доклад ПРООН о развитии человека за 1994 г. Нью-Йорк: Оксфорд Юнивер-сити пресс, 1994.

5. Пилипенко Е.В. Человеческий капитал: региональные аспекты. Препринт. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2005. 71 с.

6. Зубаревич Н.В. Социальное развитие регионов России: проблемы и тенденции переходного периода. М.: Едиториал УРСС, 2003. 264 с.

7. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экономика природы и Человека. М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2006. 334 с.

8. Стратегия приоритетного социально-экономического развития Зауралья / Под ред. чл.-корр. РАН А.И. Татаркина, д.э.н., проф. В.И. Ефименкова. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2004. 382 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.