Научная статья на тему 'ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ'

ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трифонова Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

Трифонова Л. В., к.п.н. заведующий кафедрой экономики и управления федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева» филиал в г. Прокопьевске Россия, г. Прокопьевск

ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ

ТЕХНОЛОГИЙ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

В настоящее время политика государства направлена на то, чтобы сохранить и укрепить здоровье детей. В концепции дошкольного образования предусмотрено сохранение и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. И проблема оздоровления детей не кампания одного дня и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.

На базе дошкольных учреждений в течение последних 18 лет реализуется инновационная здоровьесберегающая модель образования, стержнем которой выступает комплексная здоровьесберегающая методика. Основополагающим принципом организации образовательного процесса является принцип интеграции двигательной и познавательной деятельности детей.

Комплексная здоровьесберегающая методика направлена на формирование компетенций здоровьесбережения у дошкольников и представлена частными методиками: организации и проведения занимательных дел по всем разделам образовательной программы на основе интеграции двигательной и познавательной деятельности детей; методикой коррекции и формировании осанки с применением традиционных комплексов упражнений и игровых устройств; методикой формирования основ здоровьесберегающей техники выполнения двигательных действий [5, с. 63-68].

Достаточно эффективной, с точки зрения охраны и укрепления здоровья детей, работа будет только в том случае, если весь коллектив образовательного учреждения работает согласовано, целенаправленно.

Дошкольное образование в России переживает этап интенсивного реформирования и развития. Это связано с тем, что в современных условиях возникла новая педагогическая ситуация, связанная с изменением

контингента детей в детских садах [1, с. 89-92]. В настоящее время резко возросло число детей с отклонениями в соматическом, речевом и психическом развитии, причем данная тенденция наблюдается в образовательном пространстве в целом: в яслях, детских садах, школах. Многие дети демонстрируют задержки и нарушения психо-речевого развития, несформированность произвольной саморегуляции, различные психопатологические отклонения (повышенная возбудимость, истощаемость). В совокупности это приводит к эмоционально-личностной и когнитивной неготовности к обучению. Но в современных условиях, когда идет отставание физического и нервно-психического развития детей, возрастает роль двигательной активности, возникает необходимость введения системы физкультурно-оздоровительных технологий и технологий социально-психологического благополучия в образовательно-воспитательном процессе дошкольников [1, с. 117].

Для этого необходима рациональная система мероприятий каждого направления (физкультурно-оздоровительного, закаливающего, лечебно-профилактического) и время, необходимое на их проведение.

К основным задачам в реализации здоровьесберегающих технологий можно отнести:

1. Сформировать научно-методический материал по проблемам применения здоровьесберегающих технологий в МБДОУ.

2. Повысить уровень методической подготовки педагогов МБДОУ по проблеме охраны здоровья.

3. Активизировать участие педагогов МБДОУ в эффективном использовании здоровьесберегающих технологий в реализации дошкольных программ.

4. Разнообразить формы работы по формированию у детей культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья.

5. Обеспечить оздоровительными видами деятельности режим дня дошкольника.

6. Использовать возможность принципов семейного воспитания в технологиях оздоровительной работы [3, с. 64-72].

Здоровьесберегающий процесс МБДОУ - в широком смысле слова -процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение -важнейшее условие организации педагогического процесса в МБДОУ [3, с. 72].

Усилия работников МБДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Не случайно именно эти задачи являются приоритетными. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие

технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак - использование психолого-педагогических приемов, методов, средств и подходов к решению задач и возникающих проблем [3, с. 94].

Показатели успешности работы по здоровьесбережению зависят от:

1. Медико-профилактических технологий.

2. Физкультурно-оздоровительных технологий (технология сохранения и стимулирования здоровья).

3. Технологий обучения здоровому образу жизни.

4. Коррекционных технологий.

5. Технологий просвещения родителей по здоровьесбережению.

6. Технологии здоровьесбережения, здоровьеобогащения и психологического просвещения педагогов.

7. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.

В реализации по здоровьесбережению необходимо ориентироваться на правильность выбора форм, методов и приемов коррекционной работы педагога [4, с. 21].

Вся работа в МБДОУ осуществляется в двух направлениях: педагогическая и медицинская. Согласно СанПиН 2.4.1.2660-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 № 91 при планировании работы с детьми МБДОУ опираются на «триаду здоровья»: рациональный режим, закаливание, движение.

Медико-педагогический коллектив МБДОУ уделяет должное внимание закаливающим процедурам, т.к. закаливание организма ребенка повышает его устойчивость к воздействию различных неблагоприятных факторов внешней среды. Закаливающие процедуры проводятся воспитателями групп в течение всего года.

В МБДОУ осуществляется дифференцированный отбор видов закаливания:

• упражнения после сна (в постели);

• пробежка по пуговичному коврику;

• пробежка по мокрым дорожкам.

Особое внимание уделяется физкультурно-оздоровительной работе. Для реализации задач физического воспитания большое внимание уделяется повышению двигательной активности детей и правильному ее регулированию.

Системная работа по физическому воспитанию включает:

• утреннюю гимнастику;

• физкультурные занятия;

• подвижные игры и игры-упражнения на улице;

• гимнастику после сна;

• спортивные игры;

• пешие прогулки;

• музыкальные занятия;

• спортивные праздники и развлечения.

На физкультурных занятиях осуществляется индивидуально-дифференцированный подход к детям: при определении нагрузок учитывается уровень физической подготовленности и здоровья, половые особенности. В каждой возрастной группе имеются «листы здоровья», в которых отражаются особенности физического здоровья (группа здоровья, хронические заболевания, антропометрические данные). Опираясь на эти сведения, проводится физкультурно-оздоровительная работа с детьми. Кроме этого осуществляется профилактика нарушения осанки, плоскостопия.

Постоянный мониторинг физического развития и состояния здоровья воспитанников дает возможность проанализировать динамику изменений

[7].

Здоровье детей невозможно обеспечить без рационального питания, которое является необходимым условием их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов окружающей среды.

Основным принципом питания дошкольников должно служить максимальное разнообразие их пищевого рациона.

Снабжение детского сада продуктами питания осуществляется поставщиками, выигравшими муниципальный контракт.

Контроль качества питания, разнообразия и витаминизации блюд, закладки продуктов питания, кулинарной обработки, выхода блюд, вкусовых качеств пищи, правильности хранения и соблюдения сроков реализации продуктов питания осуществляет старшая медсестра детского сада.

Согласно санитарно-гигиеническим требованиям соблюдения режима питания в детском саду организовано четырехразовое питание: завтрак, обед, полдник, ужин.

При составлении меню-требования медсестра руководствуется технологическими картами с рецептурами и порядками приготовления блюд с учетом времени года. Воспитатели информируют родителей о продуктах и блюдах, которые ребенок получает в течение дня в детском саду, вывешивая ежедневно меню детей.

Важнейшим условием правильной организации питания детей является строгое соблюдение санитарно-гигиенического требования к пищеблоку и процессу приготовления и хранения пищи.

Здоровьесберегающие технологии в МБДОУ, это - в первую очередь технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья малышей [8, с. 91].

Цель этой технологии - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Иными словами, нам важно достичь такого результата, чтобы дети, переступая порог «взрослой жизни», не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.

И в данном вопросе необходимо ориентироваться на:

1. Привитие детям гигиенических навыков.

2. Простейшие навыки оказания первой помощи (при ушибах и ссадинах).

3. Специально организованные занятия оздоровительной физкультуры.

4. Массовые оздоровительные мероприятия («Неделя здоровья», «День здоровья»).

5. Активный отдых (турпоходы, физический и музыкальный досуг, спортивные праздники)

6. Специально организованные занятия о здоровом и правильном питании, о пользе лекарственных трав.

7. Комплекс игровых занятий «Азбука здоровья».

Здоровьесберегающая среда в МБДОУ складывается из:

• грамотно составленного расписания НОД,

• определения комплекса закаливающих мероприятий,

• организации рационального питания;

• соблюдения режима пребывания детей в МБДОУ;

• создания морально-психологического климата;

• использования современных образовательных программ и

технологий.

Эффективность оздоровительных, адаптационных, профилактических и коррекционных программ определяется повышением уровня физического и психического здоровья детей.

В настоящее время необходимо ориентироваться на:

• технологии сохранения и стимулирования здоровья: стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая;

• технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь (БОС);

• коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.

Любую здоровьесберегающую деятельность следует начинать только после того, как будет получена информация о состоянии здоровья и уровне физического развития каждого ребенка [2, с.34-39].

Эффективность оздоровительной деятельности во многом зависит от знания педагогами условий и образа жизни семей их воспитанников, а также от комплексного подхода к ее организации с учетом имеющихся условий и профессиональных навыков коллектива.

Основными особенностями реализации подходов по сбережению здоровья детей являются:

• учет индивидуальных особенностей развития детей;

• создание адекватных уровню развития и соответствующих зонам ближайшего развития детей условий образования и воспитания в дошкольном учреждении на основе интеграции их двигательной и познавательной деятельности;

• создание развивающей среды на основе применения современных инновационных технологий образования, направленных на увеличение общего объема двигательной активности и гармонизацию двигательной и познавательной деятельности ребенка в режиме дня;

• мониторинг оздоровительной эффективности инновационной методики;

• коррекцию индивидуальных образовательно-воспитательных маршрутов детей [6, с.18].

Инновационная модель и комплексная методика базируются на основе приоритета двигательной активности в процессе занимательных дел. Реализация методики проведения занимательных дел осуществляется по готовности воспитателя и детей на «сегодняшний день» и строится по принципу погружения.

Лучше делать меньше, но профессионально, чем много, но некачественно.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии базируются на различных подходах к их реализации.

Использованные источники:

1. Ввозная, В.И., Коновалова, И.Т. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ. - М.: Сфера, 2006. - 235с.

2. Глазырина, Л.Д. Физическая культура - дошкольникам - М.: Владос, 2004. Гаврючина, Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие / Л. В. Гаврючина. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 160с.

3. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. - М., 2002. - 356с.

4. Павлова, М.А., Лысогорская, М.В. Здоровьесберегающая система ДОУ/ -Волгоград: Учитель, 2009. - 120с.

5. Сергиенко, Т.Е. Работа с педагогами по повышению их компетентности в области здорового образа жизни дошкольников /Т.Е. Сергиенко //Методист. - 2006. - №10. - 68с.

6. Гордеева, В.А. Инновационные подходы к физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ // Управление ДОУ. - 2006. - №8. - С.18-29.

7. Попова, Т.С. Перспективная модель организации деятельности современного детского сада и учреждений дополнительного образования // Управление ДОУ. - 2006. - №5.

8. Щербакова, Е.Е. Здоровье как ценностная ориентация // Валеология. -2006. - №2. - С.91-93.

Целютина Т.В., к.с.н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

доцент Омельченко М.С. бакалавр 4го курса Институт управления НИУ «БелГУ» Россия, г. Белгород

ГОСУДАРСТВО КАК АКТИВНЫЙ ЗАКАЗЧИК УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация.

В данной статье рассматриваются проблемы взаимодействия государства и консалтинговых организаций, специализирующиеся на управленском консультировании, в области реализации проектного управления. Трактуются основные причины и проблемы перехода на проектную деятельность государством. Приводятся статистические данные обзора российского консалтингового рынка. В завершении предлагаются

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.