УДК 631.6.02:332.025
ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ
СРЕДУ
Захаров Р.Ю, Ковалёв А.А., Волкова Н.Е
ФГАОУ ВО КФУ им. В.И.Вернадского, Академия строительства и архитектуры 295493, г. Симферополь, ул. Киевская, 181, е-mail: zakharovr@mail.ru, kovaland59@mail.ru ФГБУН «Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Крыма» 295493, г. Симферополь, ул. Киевская, 150, е-mail: volkova_n@niishk.ru
Аннотация. В мировом сообществе каждый человек имеет право на благоприятную окружающую среду. Обеспечение устойчивого функционирования естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов -одна из основных функций государства в целом, органов законодательной и исполнительной власти, муниципальных образований, каждого человека. Однако не всегда реализуемые механизмы дают положительный результат. К примеру, в Республике Крым большая часть прудов находится в ведении муниципалитетов. Только на незначительную часть этих водных объектов получено специальное разрешение на их использование, что в свою очередь предполагает ответственность водопользователей за состояние этих прудов. У самих же муниципалитетов нет в наличии достаточного финансирования для поддержания оставшихся водоаккумулирующих сооружений в хорошем экологическом и техническом состоянии. В результате повышается вероятность аварийных ситуаций на прудах, к тому же ухудшается санитарно-эпидемиологическая ситуация не только на них, но и на прилегающих территориях. В мировой практике можно выделить три основных подхода к решению характерных для водных объектов Республики Крым проблем. Это: законодательно-правовой механизм (получение соответствующих разрешений, прав на пользование природными объектами; штрафы); рыночные рычаги (налоги); повышение экологического образования. Только сочетание этих подходов может позволить улучшить текущую экологическую ситуацию и гарантировать право человека на благоприятную окружающую среду.
Предмет исследования: подходы к реализации прав человека на благоприятную окружающую среду, на примере водных объектов. В Крымском регионе реализация на практике действующих механизмов управления экологической безопасностью водохозяйственных систем не всегда способствует решению сложившихся проблем. Это в свою очередь требует их усовершенствования. Подобные проблемы были характерны и для других стран, однако они были успешно решены, поэтому в ряде случаев для улучшения сложившейся в Крымском регионе ситуации можно было бы использовать мировой опыт, адаптированный к условиям Республики Крым.
Материалы и методы: в данном исследовании на примере водных объектов Республики Крым, как неотъемлемой составляющей окружающей среды для населения региона, планируется выделить основные проблемы, ведущие к ухудшению их экологического состояния и раскрыть, как эти проблемы решаются в других странах мира и регионах РФ.
Результаты: перечень проблем, ведущих к неэффективному использованию водных объектов и ухудшению экологической обстановки на них, и примеры их решения из мировой практики.
Выводы: для улучшения текущей экологической ситуации и гарантирования права человека на благоприятную окружающую среду необходима реализация сочетания сразу трех подходов: законодательно-правового механизма (получение соответствующих разрешений, прав на пользование природными объектами; штрафы), рыночных рычагов (налоги), повышения экологического образования, так как они взаимно обуславливают и дополняют друг друга.
Ключевые слова: благоприятная окружающая среда, водные ресурсы, законодательно-правовой механизм, экологическая милиция, рыночные рычаги, экологическое образование.
ВВЕДЕНИЕ
Согласно ст. 42 Конституции РФ «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Причем под благоприятной окружающей средой понимается поддержание устойчивого
функционирования естественных экологических
систем, природных и природно-антропогенных объектов [1]. Следует подчеркнуть, что это право так же предполагает ответственность человека за свои действия. Вопросы поддержания благоприятной экологической обстановки довольно подробно прописываются в законодательстве каждой страны. В Российской Федерации к таким документам относятся: Конституция; ФЗ «Об охране окружающей среды»; Водный, Лесной, Земельный кодексы; законы «О недрах», «О
животном мире», «Об охране атмосферного воздуха» и мн.др. Однако реализация на практике заложенных в этих документах основ и правил не всегда позволяет поддерживать благоприятную экологическую обстановку, что в свою очередь свидетельствует о необходимости
усовершенствования нормативно -законодательной базы, процесса надзора и контроля, формирования у каждого человека бережного отношения к окружающей природной среде.
АНАЛИЗ ПУБЛИКАЦИЙ
Вопросом совершенствования подходов к реализации права человека на благоприятную среду занимались: Казанник А.И., Габричидзе Б.Н., Лаптев И.П., Столяренко В.М., Лебедева А.Н., Лаврик О.Л., Тюлин Т.Р., Блудова С.В., Ветрова Н.М. и мн.др. Результаты проведенных ими исследований нашли отражение в ряде публикаций [1-8]. Данные работы объединяет общий вывод: необходимо совершенствование управленческого аппарата в сфере обеспечения благоприятной экологической обстановки. Довольно интересный подход в своей статье «Экологическая полиция в системе природоохранительных органов Российской Федерации» изложил Казанник А.И. «охрана окружающей природной среды и рациональное использование природных ресурсов представляют собой две самостоятельные сферы государственного управления». Поэтому, по мнению автора, необходимо воссоздать Министерство охраны природы Российской Федерации, поручив ему выполнение функций по выработке государственной экологической политики, нормативно-правовому регулированию охраны окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности, координации в этой сфере управления деятельности всех министерств, федеральных служб и агентств [2]. В большинстве работ подчеркивается, что в настоящее время существует ряд проблем экологического характера, которые необходимо решить, при этом акцентируется внимание только на наиболее существенных из них, в понимании того или иного автора. Поэтому при решении поставленных задач внимание сосредотачивается на каком-то одном подходе, например, создании
экологической милиции. Однако достижение благоприятной экологической обстановки требует сочетания усовершенствованных законодательно-правового механизма, рыночных рычагов и повышения экологического образования.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
Цель данной работы - на примере водных объектов Республики Крым, как неотъемлемой составляющей окружающей среды для населения региона, выделить основные проблемы, ведущие к ухудшению их экологического состояния и раскрыть, как эти проблемы решаются в других странах мира и регионах РФ. Это позволит оценить общую ситуацию, сложившуюся в сфере водопользования, и наметить пути улучшения текущего экологического состояния водных объектов Крымского региона.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ АНАЛИЗ
Вода - это неотъемлемая составляющая существования человека. В настоящее время многие специалисты называют «водный вопрос» одним из наиболее серьезных вызовов человечеству в будущем. По мнению экспертов ООН в 21 в. вода станет более важным стратегическим ресурсом, чем нефть и газ.
В Республике Крым можно выделить множество проблем, влияющих на экологическую безопасность водных экосистем. Условно разделим их на две основные группы: обусловленные изменением качественных показателей и количественных. К первой группе проблем в первую очередь следует отнести отсутствие централизованной канализации в ряде населенных пунктов. Ниже в таблице 1 приведена информация о количестве населенных пунктов, жители которых пользуются услугами централизованного водоотведения, а в таблице 2 результаты исследования, проведенного специалистами ассоциации «Экология и мир» по оценке качества воды в родниках на территории г. Симферополя, который канализован не полностью.
Таблица 1. Количество населенных пунктов, жители которых пользуются услугами централизованного
водоотведения
Table 1. The number of settlements which inhabitants use services of the centralized water disposal
Наименование административно-территориального подразделения Количество населенных пунктов, шт Населенные пункты, жители которых пользуются услугами централизованного водоотведения
шт. %
1 2 3 4
Алушта 26 10 38
Армянск 4 2 50
Джанкой 1 1 100
Евпатория 4 4 100
Керчь 1 1 100
Красноперекопск 1 1 100
Саки 1 1 100
Симферополь 6 6 100
Судак 16 5 31
Феодосия 18 7 39
Ялта 32 20 63
Бахчисарайский 85 8 9
Белогорский 80 7 9
Джанкойский 113 4 4
Кировский 40 6 15
Красногвардейский 84 7 8
Красноперекопский 38 3 8
Ленинский 68 8 12
Нижнегорский 58 3 5
Первомайский 42 1 2
Раздольненский 41 2 5
Сакский 79 12 15
Симферопольский 109 35 32
Советский 38 1 3
Черноморский 34 2 6
Итого 1019 157 15
Таблица 2. Качественный состав воды родников, расположенных на территории г. Симферополь [9] Table 2. Qualitative composition of water of the springs located in the territory of Simferopol [9]
Место отбора пробы Показатель
нитраты, мг/л жесткость общая, мг-экв/л сухой остаток, мг/л сульфаты, мг/л коли-индекс
около кинотеатра "Симферополь" 94,4 9,2 - - 360
ул. Титова 88,4 10 - - 230
ул. Данилова 61,6 7 601,0 46,1 351
ул. Кечкеметская 85,8 13,6 1924,0 667,4 603
микрорайон Загородный 65,1 6,6 736,0 81,5 189
ул. Воровского 102,3 7,6 - - 387
Норматив (СанПин 2.1.4.1175-02) <45 <7 <1500 <500 0
Из анализа таблицы 1 наглядно видно, что услугами централизованного водоотведения в настоящее время пользуются жители 157 населенных пунктов (15% от их общего количества), в большинстве случаев это города и поселки городского типа. В свою очередь результаты, приведенные в таблице 2, показывают, к чему может привести отсутствие канализационных систем и очистных сооружений. Из анализа таблиц 2 наглядно видно, что по всем приведенным объектам было зафиксировано существенное превышение нитратов и коли-индекса. Данную воду нельзя использовать не только для питьевых целей, но и для полива огородов на приусадебных участках. Эти родники, питая реки, могут привести к ухудшения санитарно -эпидемиологической обстановки.
На изменение качественных показателей водных объектов так же влияют:
-замусоревание русел рек, водоемов, морей, их водоохраной зоны (рисунок 1а);
-несанкционированные свалки и сбросы загрязненных сточных и коллекторно-дренажных вод (рисунок 1б);
а)
- отсутствие ливневой канализации. Изменение количественных показателей, так же может привести к ухудшению качества воды в водных объектах. Уменьшение стока рек вследствие чрезмерного изъятия, строительства водоаккумулирующих сооружений требует в случае сброса ниже по течению загрязненных вод перерасчета норм предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ. Обмеление водоемов в сочетании с их загрязнением биогенными элементами ведет к ускоренному развитию процессов эвтрофикации.
На изменение количественных показателей водных объектов влияют:
-несанкционированный водоотбор,
превышение установленных лимитов;
-несогласованное строительство новых водоаккумулирующих сооружений, простаивание этих гидротехнических сооружений без использования собираемых в них водных ресурсов по установленным целям; -вырубка лесов.
б)
Рис. 1. Причины ухудшения качества воды в водных объектах: а) замусоривание русла реки (Малый Салгир в черте г. Симферополь), б) несанкционированные свалки (водоохранная зона р. Западный Булганак вблизи с. Фонтаны.
Симферопольского района) Fig. 1. The reasons of deterioration of water in water objects: a) pollution of the bed of the river (Small Salgir within Simferopol), b) unauthorized dumps (the water protection zone of river. The western Bulganak near page. Fountains, Simferopol
district)
Отдельно хотелось бы остановиться на второй причине ухудшения количественных показателей водных объектов. В настоящее время в Республике Крым большая часть прудов находится в ведении муниципалитетов. Только на незначительную часть этих водных объектов получено специальное разрешение на их использование, что в свою очередь предполагает ответственность
водопользователей за состояние этих прудов. У самих же муниципалитетов нет в наличии достаточного финансирования для поддержания оставшихся водоаккумулирующих сооружений в хорошем экологическом и техническом состоянии. А пруд - это сооружение, которое требует:
-регулярных наблюдений за наполнением, техническим состоянием этого комплекса гидротехнических сооружений (плотины или дамбы, водосбросного, водозаборного,
водоотводящего сооружений);
-проведения текущих и капитальных ремонтов;
-осуществления очистки от заиления, удаления камыша;
-проведения обязательных экологических попусков вниз по течению;
-поддержание прибрежной и водоохраной зоны в не замусоренном состоянии.
К тому же согласно статье «Нерациональное использование прудов бассейна реки Салгир» потери на испарение и фильтрацию из прудов бассейна этой реки, предназначенных для целей орошения и фактически не используемых в настоящее время, составляют более 1,5 млн. м3 [10]. А в характерных для Крымского региона вододефицитных условиях это является недопустимым.
Рассмотрим более подробно механизмы, используемые в водохозяйственной сфере Республики Крым для создания благоприятной среды проживания людей, и подходы к решению обозначенных выше проблем применяемые в других странах и субъектах РФ.
В законодательной литературе довольно подробно расписаны механизмы управления экологической безопасностью водных экосистем. Согласно Водному кодексу сюда можно отнести проведение государственного мониторинга водных объектов, осуществление гидрографического и водохозяйственного районирования, ведение государственного водного реестра, составление схем комплексного использования и охраны водных объектов, получение специального разрешения на пользование водным объектом. Если говорить о некрупных водных объектах, то из перечисленных выше механизмов, только три последние позволяют воссоздать общую ситуацию, и использовать их для разработки управленческих решений.
Государственный водный реестр создается в целях информационного обеспечения комплексного и целевого использования водных объектов, их охраны, а также планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного
воздействия вод и ликвидации его последствий. Сведенья, приведенные в нем, используются для разработки «Схемы комплексного использования и охраны водных объектов», «Программы ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной».
Схемы комплексного использования и охраны водных объектов включают в себя систематизированные материалы о состоянии водных объектов и об их использовании и являются основой осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, расположенных в границах речных бассейнов.
Основной задачей разработки Схем является формирование инструментария принятия управленческих решений по достижению устанавливаемых Схемами целевых показателей качества воды водных объектов рассматриваемого речного бассейна и уменьшения негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод.
Однако, Схема, как механизм управления экологической безопасностью водохозяйственной системы, не позволяет решать ряд проблемных моментов. «Вне поля зрения оказались проблемы обоснования стратегических решений, связанных с регулированием стока, планированием
мероприятий по охране от вредного воздействия вод, развитием деятельности по строительству и реконструкции очистных сооружений на промышленных и коммунально-бытовых предприятиях и т.п.» [11].
Согласно Водному кодексу РФ ст. 11 п. 2 и 3 право пользования поверхностными водными объектами или их частями может быть получено на основании договора водопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользование. То есть, в случае изъятия воды, использования акватории, сброса сточных или дренажных вод, строительства и реконструкции гидротехнических сооружений и т.п. необходимо получить специальное разрешение. Чтобы получить разрешение на пользование водным объектом, необходимо разработать и согласовать с Государственным комитетом по водному хозяйству и мелиорации Республики Крым (Госкомводхоз) «Программу ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной». Хотелось бы подчеркнуть, что данный документ наряду с описанием места расположения водного объекта, его водоохраной зоны, цели использования, содержит информацию о расположении пунктов наблюдений за режимом водного объекта, показателях, которые будут отслеживаться. Разработка «Программы ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной» как бы выступает гарантом того, что на эксплуатируемых водных объектах будут проводиться мероприятия, направленные на поддержание благоприятных экологической обстановки и технического состояния.
Как уже было отмечено выше только на незначительную часть прудов было получено специальное разрешение, а у муниципалитетов нет достаточного количества средств для поддержания на этих сооружениях благоприятных экологической обстановки и технического состояния. Таким образом, в настоящее время в нормативно -правовых актах Крымского региона следует прописать пути решения проблем, связанных с обеспечением экологической безопасности водных объектов.
Если рассматривать в этом отношении опыт других стран и субъектов РФ, то хотелось бы остановиться на следующих рычагах: экологическая милиция, совершенствование налоговой базы, повышение экологического образования. Первый из них является частью законодательно-правового механизма - это создание и обеспечение функционирования экологической милиции. В других субъектах РФ, а так же ряде стран при использовании данного рычага был получен положительный эффект. Так, в г. Москва за два года работы экологической милиции по материалам проверок было возбуждено 3923 уголовных дела, в том числе 3285 - о нарушении санитарно-эпидемиологических норм и правил, 367 - о нарушении законодательства об охране окружающей среды, 271 - о нарушении правил природопользования. В добровольном порядке и по решению судов государству был возмещен нанесенный природе ущерб на сумму около 30 млн. рублей [2]. Использование данного рычага позволит с одной стороны уменьшить количество нарушений экологического
законодательства, с другой стороны будут получены дополнительные средства, которые можно было бы использовать на улучшение благоустройства территорий, поддержание в благоприятном экологическом состоянии водных объектов (в том числе и прудов, закрепленных за муниципалитетами). Однако при современном территориальном делении собственная
экологическая милиция в каждом муниципальном образовании вряд ли целесообразна и экономически оправданна, но этот проект мог бы быть успешно реализован в рамках районов.
Второй относится к рыночным механизмам. В РФ предусмотрена выплата водного налога, платежей за превышение предельно допустимых концентраций. Причем водный налог касается, только забора воды и использования акватории водного объекта. В плане совершенствования налогового законодательства в водохозяйственной сфере довольно интересный опыт имеют Нидерланды. В этой стране управления водного хозяйства финансируют свою деятельность на индивидуальной основе почти полностью за счет поступлений от собственных налогов. Они включают налоги управления водного хозяйства и сбор за загрязнение вод. Поступления от налогов покрывают затраты на защиту от наводнений и управление количеством воды, тогда как затраты на управление качеством и очистку сточных вод
финансируется из сбора за загрязнение. В среднем около 95% всех годовых инвестиционных расходов и затрат на управление и эксплуатацию покрываются за счет собственных поступлений управлений водного хозяйства.
Функционирование управления водного хозяйства основано на «участии заинтересованных сторон» и принципе прямой заинтересованности. То есть, кто получает выгоду - платят налог, но они так же имеют право голоса в управлении. Форма и сущность налогов управления водного хозяйства определяется рядом налоговых принципов, включая:
- принцип прямой выгоды;
- платит тот, кто загрязняет;
- принцип покрытия затрат;
- принцип солидарности;
- принцип законности.
Возникновение управлений водного хозяйства в Нидерландах относится к средним векам, когда фермеры сами на местном уровне начали объединяться для того, чтобы улучшить работу по управлению дамбами и польдерами. Эта форма самоорганизации финансировалась за счет местных средств. Изначально эти средства состояли из платежей в виде натурплаты, например, в виде поддержания в рабочем состоянии дамб, обваловываний и водных путей. Позднее эта система была заменена финансовыми взносами. Первоначально расходы делились на основании частного права между собственниками земли, заинтересованными в этих мероприятиях, кроме того, это давало возможность получить определенные привелегии. Недостатком натурплаты являлся тот факт, что не было гарантии, что необходимое обслуживание будет проведено вовремя и/или адекватно. Поскольку в оказании финансовой поддержки осуществления этих мероприятий заинтересовано было все сообщество, возникла необходимость в создании административной организации, работа которой надежно бы защищалась общественным правом. Землевладельцы поменяли свои обязанности по эксплуатации на обязательство оплаты соответствующих затрат. Эти расходы были разделены в соответствии с количеством земли, которой они располагают, а затем распределены на всех собственников земли.
Благодаря предоставлению организациям управления водного хозяйства административных и юридических полномочий, финансовые аспекты их деятельности становятся более интегрированными в общественное право. Несмотря на эту интеграцию, функциональный и
децентрализованный характер управлений сохранился на протяжении веков. Этот факт оказывал постоянное влияние на особенность процесса налогообложения управлениями водного хозяйства. В основу этих налогов заложена заинтересованность людей в задачах, выполняемых этими управлениями. После 1920-ых гг. на городских территориях возросло число домовладельцев, имеющих растущую
заинтересованность в надежной защите от наводнений и в хорошем дренаже. Деятельность управлений водного хозяйства все больше стала фокусироваться на защите недвижимого имущества (зданий). Был учрежден налог «на здания», в результате чего эти строения так же начали облагаться налогом.
С недавнего времени все больше внимания стало уделяться решению задач, имеющих общие интересы (проживание, работа, отдых) на территории управления водного хозяйства. Принимая это во внимание, жители так же стали пропорционально облагаться налогом. С 1995 г. был введен отдельный налог для жителей, и эта категория так же стала иметь своих представителей в Правлении [12].
Говоря об использовании опыта Нидерландов, хотелось бы подчеркнуть, что часть сельскохозяйственных угодий и населенных пунктов располагается на территории водоохранных зон рек, озер, прудов, морей. Органы местного самоуправления, региональных отделений исполнительной власти, отвечающие за эти водные объекты, прикладывают усилия, делают финансовые капиталовложения, чтобы создать для людей благоприятные условия проживания и трудовой деятельности. Введение налога на землю и здания, находящиеся в пределах водоохранных зон, могли бы позволить данным органам власти получить дополнительные средства на решение перечисленных выше проблем.
Третий механизм - повышение экологического образования - это своего рода полноценный подход, без реализации которого нельзя говорить о дальнейшем улучшении ситуации в водохозяйственной сфере Республики Крым. Его внедрение позволит повлиять как на качественную, так и количественную составляющую водных экосистем. Как подчеркнула в своей статье «Муниципалы и экология» Н. Астахова необходимо начинать с подрастающего поколения. Обучение более целесообразно проводить в виде игр, викторин, функционирования кружков. Так, к примеру, на территории Сенного округа г. Санкт-Петербург был создан «Экоцентрум», где опытные преподаватели рассказывают детям об экологических проблемах. Проверка знаний при этом проходит в виде игры по 5 станциям: «Эмблема», «Водная лаборатория», «Экослед», «Экофото», «Услышьте нас» [13]. Это позволяет заинтересовать детей, проявить инициативу, при этом воздействие осуществляется не только на подрастающее поколение, но и на их родителей. Как авторы, мы считаем целесообразным создание подобных образовательных организации и на территории Крымского региона, причем основной упор в ведении обучающей деятельности необходимо сакцентировать на качестве воды, ее влиянии на производственную деятельность и здоровье человека и мероприятиях, предупреждающих ухудшение экологического состояния на водных объектах.
ВЫВОДЫ
В ходе проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
-в мировом сообществе каждый человек имеет право на благоприятную окружающую среду. Обеспечение устойчивого функционирования естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов - одна из основных функций государства в целом, органов законодательной и исполнительной власти, муниципальных образований, каждого человека;
-не всегда реализуемые механизмы дают положительный результат. Так, к примеру, в Республике Крым большая часть прудов находится в ведении муниципалитетов. Только на незначительную часть этих водных объектов получено специальное разрешение на их использование, что в свою очередь предполагает ответственность водопользователей за состояние этих прудов, предоставление статистической информации. У самих же муниципалитетов нет в наличии достаточного финансирования для поддержания оставшихся водоаккумулирующих сооружений в хорошем экологическом и техническом состоянии;
-для улучшения текущей экологической ситуации и гарантирования права человека на благоприятную окружающую среду необходима реализация сочетания сразу трех подходов: законодательно-правового механизма (получение соответствующих разрешений, прав на пользование природными объектами; штрафы), рыночных рычагов (налоги), повышения экологического образования, так как они взаимно обуславливают и дополняют друг друга.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Тюлин Р.А. Административно-правовые принципы охраны окружающей среды // Правовая идея. 2013. №4. С. 12-20.
2. Казанник А.И. Экологическая полиция в системе природоохранительных органов Российской Федерации // Полицейское право. 2005. №2 (2). С. 33-36.
3. Лаптев И.П. Научные основы охраны природы. Томск, 1970. 174 с.
4. Габричидзе Б.Н., Столяренко В.М.О роли полиции в охране природной среды // Вестник Московского университета МВД России. 2011. №10. С. 33-35.
5. Лебедева А.Н., Лаврик О.Л. Природоохранное законодательство развитых стран: аналитический обзор. Новосибирск, 1992. 360 с.
6. Блудова С.В. Использование опыта зарубежных стран в обеспечении экологической безопасности милицией // Общество и экономика постсоветского пространства. 2017. С. 27-33.
7. Иваненко Т.А., Ветрова Н.М. Оценка уровня нарушенности экологического состояния при застройке прибрежных рекреационных зон //
Строительство и техногенная безопасность. 2014. №50. С. 85-93.
8. Садыкова Г.Э. Оценка экологического риска в пределах прибрежных защитных полос при градостроительном освоении морского побережья Крыма // Строительство и техногенная безопасность. 2013. №45. С. 103-107.
9. Результаты исследования качества воды в родниках Симферополя. Режим доступа: http://ekomir.crimea.ua/activity/water2003/simf/analiz_ rodn.shtml.
10. Захаров Р.Ю., Волкова Н.Е. Нерациональное использование прудов бассейна реки Салгир // Экономика строительства и природопользования. 2017. № 1 (2). С. 38-43.
11. Пряжинская В.Г., Левит-Гуревич Л.К., Ярошевский Д.М. О методологической поддержке схем комплексного использования и охраны водных объектов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://www. municipal-sd. ru/pdf-files/water/9.pdf.
12. Хавекес Г., Коеманс Ф., Лазаромс Р., Уихтерлинде Р. Водное самоуправление «Голландская модель управления водного хозяйства». Симферополь: Диайпи, 2010. 76 с.
13. Астахова Н. Муниципалы и экология // Самоуправление. 2012. №3. С. 39-41.
REFERENCES
1. Tyulin R.A. Administrative legal principles of environmental protection // Legal idea. 2013. No. 4. Page 12-20.
2. Kazannik A.I. Ecological police in the system of nonconsumptive bodies of the Russian Federation // the Police right. 2005. No. 2 (2). Page 33-36.
3. Laptev I. P. Scientific bases of conservation. Tomsk, 1970. 174 pages.
4. Gabrichidze B.N., Stolyarenko V.M. About a role of police in protection of the environment // the
Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. 2011. No. 10. Page 33-35.
5. Lebedeva A.N., Lavrik O.L. The nature protection legislation of the developed countries: state-of-the-art review. Novosibirsk, 1992. 360 pages.
6. Bludova S.V. Use of experience of foreign countries in ensuring ecological safety with militia // Society and economy of the former Soviet Union. 2017. Page 27-33.
7. Ivanenko T.A., Vetrova N.M. Otsenk of the level of a narushennost of an ecological state when building coastal recreational zones // Construction and technogenic safety. 2014. No. 50. Page 85-93.
8. Sadykova G.E. Assessment of environmental risk within coastal protective strips at town-planning development of the sea coast of the Crimea // Construction and technogenic safety. 2013. No. 45. Page 103-107.
9. Results of a research of quality of water in the springs of Simferopol. Access mode: http://ekomir.crimea.ua/activity/water2003/simf/analiz_ rodn.shtml.
10. Zakharov R.Yu., Volkova N.E. Irrational use of ponds of a river basin Salgir // Economy of construction and environmental management. 2017. No. 1 (2). Page 38-43.
11. Pryazhinskaya V.G., Levitte-Gourevitch L.C., Yaroshevsky D.M. About methodological support of schemes of complex use and protection of water objects [An electronic resource]. Access mode: http://www.municipal-sd.ru/pdf-files/water/9.pdf.
12. Havekes G., Koyemans F., Lazaroms R., Uikhterlinde R. Water self-government "The Dutch model of management of water management". Simferopol: Diayp, 2010. 76 pages.
13. Astakhova N. Municipals and ecology // Self-government. 2012. No. 3. Page 39-41.
APPROACHES TO REALIZATION OF HUMAN RIGHTS ON THE FAVORABLE ENVIRONMENT
Zakharov R.Yu. , Kovalyov A.A., Volkova N.E.
Summary: In the world community each person has the right for the favorable environment. Ensuring steady functioning of natural ecological systems, natural and natural and anthropogenic objects - one of the main functions of the state in general, bodies of legislative and executive power, municipal units, each person. However not always the realized mechanisms yield positive result. For example, in the Republic of Crimea the most part of ponds is under authority of municipalities. Special permission to their use is got only for an insignificant part of these water objects that in turn assumes responsibility of water users for a condition of these ponds. At municipalities sufficient financing for maintenance of the remained water heat-sink constructions in good ecological and technical condition is unavailable. As a result, the probability of emergencies on ponds increases, besides the sanitary and epidemiologic situation not only on them, but also in adjacent territories worsens. In world practice it is possible to allocate three main approaches to the solution of problems, characteristic of water objects of the Republic of Crimea. It: legislative legal mechanism (obtaining the corresponding permissions, rights for use of natural objects; penalties); market levers (taxes); increase in ecological education. Only the combination of these approaches is able to afford to improve the current ecological situation and to guarantee human right on the favorable environment.
Subject: approaches to realization of human rights on the favorable environment, on the example of water objects. In the Crimean region realization in practice of the operating mechanisms of management of ecological safety of water management systems not always promotes the solution of the developed problems. It in turn demands their improvement. Similar problems were characteristic also of other countries, however they have been successfully solved therefore in some cases it would be possible to make use of international experience adapted to conditions of the Republic of Crimea for improvement of the situation which has developed in the Crimean region.
Materials and methods: in this research on the example of water objects of the Republic of Crimea as to the integral component of the environment for the population of the region, it is planned to allocate the main problems leading to deterioration in their ecological state and to open as these problems are solved in other countries of the world and regions of the Russian Federation.
Results: the list of the problems leading to inefficient use of water objects and deterioration in an ecological situation on them and examples of their decision from world practice.
Conclusions: realization of a combination of three approaches is necessary at once for improvement of the current ecological situation and guaranteeing human right on the favorable environment: legislative legal mechanism (obtaining the corresponding permissions, rights for use of natural objects; penalties), market levers (taxes), increase in ecological education as they mutually cause and supplement each other.
Key words: favorable environment, water resources, legislative legal mechanism, ecological police, market levers, ecological education.