Научная статья на тему 'ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ'

ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
363
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
урок биологии / креативное мышление / мышление ученика / творческий потенциал обучающегося / методы развития креативного мышления

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Маркина Наталья Геннадьевна

В статье рассматривается вопрос важности развития креативного мышления обучающихся на уроках биологии, значимость его для будущей профессиональной деятельности. В материалах статьи описываются задачи и цели, стоящие перед педагогами, которые необходимо учитывать при разработке креативных уроков биологии. Приводятся примеры заданий, которые могут помочь развивать творческое мышление обучающихся на уроках биологии. Представленные в статье материалы могут быть полезным для педагогов, которые заинтересованы в развитии креативности у своих учеников и хотят использовать инновационные технологии обучения в своей практике

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ»

УДК 372.853

ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА

УРОКАХ БИОЛОГИИ

МАРКИНА НАТАЛЬЯ ГЕННАДЬЕВНА

Учитель биологии КГУ «Средняя общеобразовательная школа №29»

Павлодар, Казахстан

Аннотация: В статье рассматривается вопрос важности развития креативного мышления обучающихся на уроках биологии, значимость его для будущей профессиональной деятельности. В материалах статьи описываются задачи и цели, стоящие перед педагогами, которые необходимо учитывать при разработке креативных уроков биологии. Приводятся примеры заданий, которые могут помочь развивать творческое мышление обучающихся на уроках биологии. Представленные в статье материалы могут быть полезным для педагогов, которые заинтересованы в развитии креативности у своих учеников и хотят использовать инновационные технологии обучения в своей практике.

Ключевые слова: урок биологии, креативное мышление, мышление ученика, творческий потенциал обучающегося, методы развития креативного мышления.

Современному обществу нужна личность с неординарным, творческим мышлением, широким кругозором, умеющая ставить и решать оригинальные задачи. Человек с развитой креативностью и критическим мышлением становится творцом. Эти два навыка помогают эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Реализация креативного потенциала личности является насущной потребностью сегодняшнего дня, социальным заказом современности. В современном мире, где необходимость в постоянных инновациях и развитии креативности становится все более явной, учитель биологии имеет особую роль в развитии креативного мышления учащихся. Биология является наукой, которая постоянно находится в движении и изменении, и поэтому уроки биологии могут стать настоящей площадкой для развития креативного мышления учеников.

Урок биологии, как и любой другой урок, должен соответствовать нормативным документам, которые определяют содержание, цели, задачи и требования к учебному процессу [1, с. 43]. Креативность — это способность генерировать новые идеи, концепции, или решения проблем, которые отличаются от стандартных и привычных. Креативность может проявляться в различных областях, таких как искусство, наука, технологии, бизнес и т. д. Она может быть выражена как в процессе создания новых продуктов, так и в повседневных действиях и решении задач.

Креативное мышление — это способность подходить к решению проблем и задач нестандартно, находя необычные и оригинальные пути решения. Креативное мышление позволяет увидеть вещи с другой стороны, находить необычные аналогии и связи, а также использовать воображение для решения проблем. Основное отличие между креативностью и креативным мышлением заключается в том, что первое является более широким понятием, которое включает в себя не только мыслительные процессы, но и действия, направленные на создание новых идей или продуктов. Креативное мышление, в свою очередь, является одним из инструментов, которые помогают проявить креативность. Это набор техник и методов, которые помогают развивать способность мыслить нестандартно и находить необычные решения.

Таким образом, креативность — это способность генерировать новые идеи и концепции, а креативное мышление — это инструмент, который помогает проявить эту способность, путем развития нестандартного мышления и поиска оригинальных решений.

Проявление креативности и использование креативного мышления может иметь ряд преимуществ в различных областях жизни. Например, в бизнесе креативность может помочь компании разработать новые продукты или услуги, а также улучшить имеющиеся. В науке креативность может помочь исследователям найти новые методы и подходы к решению сложных проблем. В личной жизни креативность может помочь найти новые и интересные способы проведения досуга, улучшить отношения с близкими, а также привнести в жизнь больше радости и удовольствия.

Креативность и креативное мышление могут быть развиты через обучение и тренировку. Существует множество курсов, тренингов и методик, которые помогают улучшить способность мыслить нестандартно и находить новые решения. Одним из способов развития креативности является поиск новых и необычных опытов, посещение мероприятий, которые необычны для вас, общение с людьми, которые думают иначе, чем вы [3, с. 64].

В основе новых образовательных стандартов лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование развивающей образовательной среды для обучающихся; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся

Развитие креативного мышления учащихся на уроках биологии имеет свои особенности, связанные со спецификой предмета и возможностями его изучения. Ниже перечислены основные особенности развития креативного мышления на уроках биологии:

Многогранность тематики. Биология как наука о живых организмах и их взаимодействиях включает в себя огромный объем знаний, что позволяет учителю биологии подбирать различные темы и задания, способствующие развитию креативного мышления.

Интердисциплинарность. Биология тесно связана с другими науками, такими как физика, химия, география, астрономия и др. Изучение таких связей может способствовать развитию креативного мышления учащихся.

Лабораторные работы. Лабораторные работы в биологии могут стать отличной площадкой для развития креативного мышления учащихся. Во время исследования живых организмов ученики могут сталкиваться с неожиданными результатами, требующими нестандартных решений.

Использование технологий. Использование различных технологий в процессе обучения биологии может существенно увеличить эффективность обучения и стимулировать развитие креативного мышления учащихся.

Работа в группах. Работа в группах может помочь учащимся лучше понимать материал, развивать коммуникативные навыки и умение работать в коллективе. Кроме того, коллективное обсуждение заданий может стимулировать генерацию новых идей.

Проблемное обучение. Проблемное обучение предполагает решение учащимися проблемных ситуаций, требующих нестандартных решений. Использование таких методов на уроках биологии может помочь учащимся развивать креативное мышление и умение находить необычные решения.

В целом, развитие креативного мышления учащихся на уроках биологии является важной задачей для учителя, поскольку это помогает ученикам не только лучше усваивать знания о живых организмах и их взаимодействиях, но и развивать умения находить нестандартные решения и генерировать новые идеи.

Креативное мышление - это способность генерировать новые идеи, решать проблемы, находить нестандартные подходы к решению задач. Развитие креативного мышления является одной из ключевых задач современной школы. Особенно важно развивать креативность на уроках биологии, где учащиеся должны не только запомнить факты, но и научиться применять их в жизни.

Еще один способ развития креативного мышления - это поощрение учеников к исследованию и изучению биологических явлений вне учебного заведения. Учитель может давать домашние задания на проведение экспериментов или наблюдение за животными и растениями в природе. Это поможет ученикам развить свою наблюдательность, улучшить навыки поиска информации и самостоятельности.

Также важно не забывать о том, что развитие креативного мышления учеников на уроках биологии требует от учителя гибкости и творческого подхода. Учитель должен стимулировать учеников к самостоятельной работе, поощрять идеи и новые подходы к решению задач, создавать атмосферу, где ученики чувствуют себя свободно для выражения своих мыслей и идей.

В целом, развитие креативного мышления на уроках биологии является важной задачей для учителя. Использование различных методов и подходов, таких как игры, эксперименты, задачи и домашние задания, помогает ученикам развивать свой творческий потенциал и находить необычные подходы к решению задач. Главное, чтобы учитель был гибким и творческим, создавал подходящую атмосферу для развития креативности и стимулировал учеников к самостоятельной работе и исследованию.

Цель развития креативного мышления на уроке: развитие у учеников творческого мышления и умения генерировать нестандартные решения, навыков анализа и синтеза информации.

Задачи развития креативного мышления на уроке включают:

- поддержать и стимулировать творческое мышление учеников на уроке;

- создать условия для свободного выражения идей и мыслей учеников;

- использовать нестандартные методы обучения для развития креативного мышления;

- развивать навыки работы в команде и сотрудничества;

- стимулировать интерес к предмету и формировать у учеников уверенности в своих возможностях.

Креативная педагогическая система мышления - система интеллектуального и психического развития в личности устойчивых компонентов творческого стиля мышления. Основная особенность - умение анализировать проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить для них решения на уровне идеальных, прогнозировать возможные варианты развития таких решений.

Основой креативной педагогики являются эвристические методы обучения и поисковая деятельность учащихся. Объектами поисковой познавательной деятельности в эвристическом обучении являются не только проблемы и задачи, но и сами учащиеся, их индивидуальный личностный потенциал, креативные, рефлексивные процедуры.

Для развития креативных способностей учащихся необходимо подбирать такие инновационные приемы и методы, которые бы заинтересовали ребенка, вдохновили его на поиск. Даже самостоятельная работа может превратиться в творческий процесс, если перед учащимися поставить проблему и указать возможные способы ее решения. При этом следует учитывать возрастные особенности детей и их индивидуальные способности, чтобы уровень сложности был на уровне возможностей учеников. Для развития креативности можно использовать следующие задания [2, с. 23]:

Создание научной выставки. Предложите учащимся создать научную выставку на тему «Биологические открытия и изобретения». Каждый ученик может выбрать интересную ему тему и исследовать ее, представив результаты на выставке в виде постера, презентации или демонстрации. Такой проект поможет учащимся развить креативность, исследовательские навыки и научиться представлять свои идеи на публике.

Проектирование эксперимента. Попросите учащихся спроектировать свой собственный эксперимент на тему, изучаемую на уроке. Они могут предложить свою гипотезу

и проверить ее, записав результаты и анализируя их. Это задание поможет учащимся научиться мыслить творчески и развить навыки исследования и анализа данных.

Изучение нестандартных объектов. Попросите учащихся изучить необычный объект или явление, связанное с биологией. Это может быть что-то, что они видели в своей окрестности, но не знают, что это, или же что-то, что они не видели, но очень хотели бы изучить. Задание поможет учащимся научиться наблюдать и анализировать, а также расширит их знания в области биологии.

Создание сценария. Попросите учащихся создать сценарий научного фильма на тему, изучаемую на уроке. Они могут использовать свои знания, а также проявить креативность и изобретательность, чтобы сделать фильм увлекательным и познавательным для зрителей. Это задание поможет учащимся научиться работать в команде, проявлять креативность и научиться излагать свои идеи в письменном виде.

Развитие креативного мышления учащихся на уроках биологии может способствовать не только повышению интереса к этому предмету, но и развитию у учащихся умения генерировать новые идеи, принимать нестандартные решения, а также решать задачи, требующие творческого подхода [3, с. 55].

Креативность на уроке биологии — это способность учащихся генерировать оригинальные идеи, решать проблемы, создавать необычные и эффективные решения, а также применять новые подходы в изучении биологических явлений и процессов. Развитие креативности на уроке биологии не только способствует формированию учебных навыков, но и развивает личностные качества учащихся, такие как самостоятельность, инициативность, ответственность и уверенность в себе.

Поиск инновационных путей всегда трудоёмок и требует от учителя много времени и творчества. Но достигнутый уровень развития детей является главной наградой в деятельности учителя: повышение интереса к предмету, реальная оценка учащимися своих возможностей, исчезновение страха перед проверкой знаний, снижение психологического напряжения на уроках, установление доверительных отношений между учителем и учащимися, повышение качества знаний и активности слабоуспевающих учащихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Акперова, И. А. Уроки биологии по учебно-методическому комплекту Н. И. Сонина «Биология» / И. А. Акперова. — Москва: Дрофа, 2018. — 288 с.

2. Арбузова, Е. Н. Развитие критического мышления и рефлексии при обучении биологии / Е. Н. Арбузова // Биология в школе. 2019. № 3. С. 23—35.

3. Верзилин, Н. М. Общая методика преподавания биологии: учеб, для студентов пед. ин-тов по биологии / Н. М. Верзилин, В. М. Корсун- ская. Спец. 4-е изд. — Москва: Просвещение, 2018. — 384 с.

4. ГОСО утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 сентября 2022 года приказ № 406

5. Типовая учебная программа по общеобразовательным программам, курсам по выбору и факультативам для общеобразовательных организаций, утвержденной приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 16 сентября 2022 года приказ № 399

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.